Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 25.10.2016 № 402

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2016 года                                                                 № 402

г. Чита

 

 

О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 28 октября 2013 года № 465

 

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года № 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:

 

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 28 октября 2013 года № 465 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 23 июня 2014 года № 355, от 30 декабря 2015 года № 651).

 

 

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Забайкальского края                                                  А.С.Кулаков

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 25 октября 2016 года № 402

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в государственную программу Забайкальского края «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края

от 28 октября 2013 года № 465

 

Государственную программу Забайкальского края «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 28 октября 2013 года № 465, изложить в следующей редакции:

 

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 28 октября 2013 года № 465

(в редакции постановления Правительства Забайкальского края

от 25 октября 2016 года № 402)

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

«Воспроизводство и использование природных ресурсов»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Забайкальского края

«Воспроизводство и использование природных ресурсов»

 

Ответственный исполнитель

Программы

Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края

 

 

Соисполнители Программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

 

Подпрограммы Программы

 

Подпрограмма «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений»;

подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, геологическое изучение недр»;

подпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;

подпрограмма «Развитие промышленности Забайкальского края».

 

Цели Программы

 

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и сохранение водных экосистем;

устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы полезных ископаемых и подземных вод;

достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса края;

реализация механизмов прямого и косвенного регулирования деятельности предприятий машиностроительной и лесоперерабатывающей отраслей.

 

Задачи Программы

 

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты, оптимизация пропускной способности русел рек, повышение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр на территории Забайкальского края;

создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса;

содействие продвижению продукции и расширению рынков сбыта в промышленности, развитие кооперационных производственных связей, в том числе через систему государственных и муниципальных заказов, созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности промышлен-ных предприятий и обеспечению притока частных инвестиций в промышленность.

Этапы и сроки реализации Программы

2014-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются.

 

Объемы бюджетных ассигнований

Программы

 

Общий объем финансирования Программы составляет 4 094 930,0 тыс. руб., в том числе:

средства краевого бюджета – 886 651,7 тыс. руб.,  из них по годам:

2014 год – 3 077,6 тыс. руб.;

2015 год – 7 863,7 тыс. руб.;

2016 год – 6 750,5 тыс. руб.;

2017 год – 198 603,5 тыс. руб.;

2018 год – 241 523,5 тыс. руб.;

2019 год – 229 282,6 тыс. руб.;

2020 год – 199 550,3 тыс. руб.;

средства федерального бюджета – 3 189 328,3 тыс. руб., из них по годам:

2014 год – 104 533,6 тыс. руб.;

2015 год – 63 233,2 тыс. руб.;

2016 год – 57 439,4 тыс. руб.;

2017 год – 485 800,1 тыс. руб.;

2018 год – 940 569,0 тыс. руб.;

2019 год – 884 168,1 тыс. руб.;

2020 год – 653 584,9 тыс. руб.;

средства местных бюджетов –  18 950,0 тыс. руб., из них по годам:

2014 год – 0,0 тыс. руб.;

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 0,0 тыс. руб.;

2017 год – 3 850,0 тыс. руб.;

2018 год – 5 000,0 тыс. руб.;

2019 год – 5 000,0 тыс. руб.;

2020 год – 5 100,0 тыс. руб.

 

Общий объем финансирования подпрограммы «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» - 3 782 357,7 тыс. руб., в том числе:

средства краевого бюджета – 583 307,7 тыс. руб., 

средства федерального бюджета – 3 186 100,0 тыс. руб.,

средства местных бюджетов – 12 950,0 тыс. руб.

 

Общий объем финансирования подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, геологическое изучение недр» - 288 570,0 тыс. руб., в том числе:

средства краевого бюджета 282 570,0 тыс. руб.,

средства местных бюджетов – 6 000,0 тыс. руб.

 

Общий объем финансирования подпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» -                      17 408,27 тыс. руб., в том числе:

средства краевого бюджета – 14 180,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета – 3 228,27 тыс. руб.

 

Общий объем финансирования подпрограммы «Развитие промышленности Забайкальского края» из краевого бюджета - 6 594,0. тыс. руб.

 

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации Программы

 

Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности
от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, – 27,3 %.

Доля гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, имеющих безопасное техническое состояние, в общем числе гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, – 64 %.

Прирост ценности недр – 293 316,0  млн. руб.

Прирост водных биологических ресурсов, выпущенных в водный объект с целью искусственного воспроизводства, – 1 120 тыс. шт. к 2020 году.

Объем инвестиций в промышленные объекты за счет внебюджетных средств – 34 791,4 млн. руб.

 

____________________


1. Характеристика текущего состояния сферы воспроизводства и использования природных ресурсов Забайкальского края

 

Забайкальский край расположен на юго-востоке Восточной Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа. Забайкальский край характеризуется выгодным географическим положением и привлекателен своим ресурсным потенциалом (минерально-сырьевым, водным, лесным и земельным).

Важнейшей целью государственной политики края в сфере природопользования является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики, воспроизводства и охраны природных ресурсов, создания условий, обеспечивающих благоприятные условия для проживания населения.

Государственная программа Забайкальского края «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее – Программа) предусматривает реализацию мероприятий по воспроизводству и использованию водных ресурсов, а также предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, развитию рыбохозяйственного комплекса,  а также мероприятий по содействию устойчивому развитию промышленного комплекса, по обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы Забайкальского края, ее рационального использования и охраны недр.

Водные ресурсы. Забайкальский край - один из наиболее богатых водоемами субъектов Российской Федерации. На территории края расположено около 15 000 озер, протекает более чем 40 000 рек. Полностью или частично на территории Забайкальского края протекают 54 реки протяженностью от 100 до 500 км. 14 рек, длина которых более 500 км, относятся к категории самых крупных водотоков России, из них 5 рек полностью находятся на территории края (Газимур, Ингода, Калар, Нерча, Шилка). Количество сооружений инженерной защиты от негативного воздействия паводковых вод (гидротехнических сооружений) на территории края составляет 42, из них 23 находятся в аварийном состоянии. В связи с недостаточным финансированием не развита система государственного мониторинга водных объектов на региональном уровне.

Основными проблемами развития водохозяйственного комплекса Забайкальского края являются:

значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод;

значительный уровень износа гидротехнических сооружений;

высокая антропогенная нагрузка на водные объекты;

неразвитая система государственного мониторинга водных объектов на региональном уровне.

 

Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Минерально-сырьевой потенциал является основным конкурентным преимуществом края, что определяет его специализацию по реализации крупных инфраструктурных и сырьевых проектов. Минерально-сырьевая база составляет основу экономики Забайкальского края. Забайкальский край является старейшим горнорудным регионом России. На его территории расположены значительные запасы различных видов полезных ископаемых. В настоящее время на территории края осуществляют деятельность 594 недропользователя, которым выдано 894 лицензии на пользование недрами.

В 2013 году общий объем инвестиций для освоения минерально-сырьевой базы Забайкальского края составил 12,8 млрд. руб., что на 2,6 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.

Горнорудными предприятиями Забайкальского края осуществлялась добыча угля, металлических и неметаллических руд, их переработка и производство продукции в виде слитков золота, закиси урана, концентратов свинца, цинка, молибдена, меди, вольфрама, сурьмы, плавикового шпата, а также производство ферромолибдена. На данных работах было замещено около 19000 рабочих мест. Доход от реализации продукции горнодобывающих предприятий (без топливно-энергетических) в 2013 году составил около 20 млрд. рублей, снижение данного показателя по сравнению с 2012 годом (более 22 млрд. руб.) связано с падением цен на золото и молибден.

Основными проблемами в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Забайкальского края являются:

недостаточное финансирование из федерального бюджета  геологоразведочных работ на территории Забайкальского края;

недостаточная геологическая изученность, затрудняющая процесс привлечения инвестиций в разработку перспективных месторождений полезных ископаемых нераспределенного фонда;

дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в геологоразведочной и горнорудной отраслях;  

недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании участками  недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые;

отсутствие источников подземных вод во многих населенных пунктах края;

отсутствие актуальной информационной базы для качественного государственного регулирования вопросов недропользования.

Рыбохозяйственный комплекс. Рыбохозяйственный озерный фонд Забайкальского края насчитывает 3,5 тыс. озер общей площадью
239,1 тыс. га, из них 13 озер площадью более 1 тыс. га, а преобладающее большинство имеет площадь менее 50 га.

Ихтиофауна озер представлена 17 видами рыб. Структуру ихтиоценозов озер определяют: карась, плотва, окунь, щука. Из непромысловых видов во всех озерах встречаются три вида гольянов, шиповка и т.д. Интродуцированные виды: лещ, амурский сом, амурский сазан, омуль.

Современная ситуация в рыбохозяйственном комплексе не позволяет в полной мере эффективно реализовать имеющийся природно-ресурсный потенциал отрасли.

Основными проблемами развития рыбохозяйственного комплекса Забайкальского края являются:

отсутствие в Забайкальском крае собственного рыбопосадочного материала;

отсутствие отраслевой инфраструктуры;

отсутствие достаточных научно обоснованных  данных о состоянии водных объектов рыбохозяйственного значения.

Реализация мероприятий Программы позволит рыбохозяйственной отрасли края планомерно развиваться. Прирост объемов водных биологических ресурсов, в результате искусственного воспроизводства, приведет к увеличению объемов добычи (вылова). Повышение рыбопродуктивности водных объектов рыбохозяйственного значения за счет рыбохозяйственной мелиорации улучшит состояние водных биоресурсов и среды их обитания. Научные исследования будут способствовать  развитию стабильного многовидового промысла. Модернизация рыбодобывающих, рыбообрабатывающих и холодильных мощностей позволит обеспечивать население края продукцией рыбодобычи и рыбопереработки надлежащего качества.

Промышленность. Промышленность Забайкальского края является одним из важнейших секторов экономики Забайкальского края. Ее доля в валовом региональном продукте составляет около 15,5 %; на промышленных предприятиях трудится около 15 % от числа занятых в экономике; деятельность промышленных предприятий обеспечивает значительную часть собираемых в крае налогов (46 % в бюджеты всех уровней).

В общем объеме промышленного производства ведущее место занимает добыча полезных ископаемых – 48,9 %, на долю обрабатывающих производств приходится 23,5 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 27,6 %. В структуре обрабатывающих производств наибольшую долю занимают производство уранового концентрата, пищевая промышленность, машиностроение и производство строительных материалов.

В Забайкалье открыты десятки месторождений золота, меди, цинка, свинца, а также угля, цеолитов, магнезитов. Здесь добывается практически весь российский уран и вольфрам. Большая часть территории Забайкальского края покрыта лесами. Проведенный анализ ресурсных источников края показал, что до настоящего времени лишь относительно небольшая часть ресурсного потенциала края вовлечена в эффективное использование.

Уникальная минерально-сырьевая база Забайкальского края включает разведанные запасы и прогнозные ресурсы черных, цветных, благородных и редких металлов, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камнесамоцветов, минеральных вод и общераспространенных полезных ископаемых.

Экономика края во многом зависит от результатов хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий промышленности. В промышленном комплексе Забайкальского края действуют более 1600 организаций, среди которых можно выделить следующие: ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (уран, уголь); АО «Разрез Харанорский», ООО «Читауголь» (уголь); ООО «Старательская артель «Кварц» (вольфрамовая руда); ЗАО «Рудник Апрелково» (золото); ПАО «ГМК «Норильский никель» (никель, медь, кобальт, платина, палладий), ЗАО «Забайкалагробизнес» (колбасные изделия, копчености, деликатесы, хлебобулочные изделия), ЗАО «Читинские ключи» (прохладительные напитки, пиво), ОАО «Читинский молочный комбинат» (молочная и кисломолочная продукция), ООО «Кенон» (колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, пиво, безалкогольные напитки, цельномолочная продукция); ПАО «ТГК-14», Харанорская ГРЭС — филиал ОАО «Интер РАО ЕЭС» (электроэнергия, теплоэнергия), ОАО «Завод горного оборудования», ООО «Каскад», АО «88 ЦАРЗ», АО «103 БТРЗ», АО «Машзавод» и другие.

С 2008 по 2013 годы в Забайкальском крае наблюдался рост объема производства на 18,7 %. На предприятиях края велась работа по совершенствованию технологий и освоению новых видов продукции, но глубокой модернизации и диверсификации промышленного комплекса в этот период не произошло, что негативно отразилось на объемах и структуре промышленного производства в период финансово-экономического кризиса.

Государственная поддержка промышленности Забайкальского края осуществляется в соответствии с Законом Забайкальского края от 26 апреля 2016 года № 1323-ЗЗК «О промышленной политике в Забайкальском крае».

К основным проблемам, сдерживающим развитие промышленного комплекса Забайкальского края, можно отнести:

снижение объемов государственных заказов предприятиям;

высокую степень износа основных производственных фондов;

технологическое отставание промышленных предприятий (высокая материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства);

дефицит высококвалифицированных кадров, низкий уровень оплаты труда;

жесткие условия кредитования.

Достижение поставленных задач предлагается осуществить посредством разработки комплекса мероприятий по преодолению кризисных явлений в промышленности путем участия в формировании портфеля государственных заказов на производство продукции и оказания содействия инвестиционным процессам в отрасли.

 

2. Перечень приоритетов государственной политики в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов

Забайкальского края

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года приоритетами долгосрочного развития края являются:

повышение стандартов жизни населения до уровня, превышающего среднероссийский;

экономический рост, который достигается путем параллельного развития доминирующих для Забайкальского края отраслей и альтернативных направлений, в том числе: минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности, топливно-энергетического, строительного, лесопромышленного и машиностроительного комплексов, рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека.

В стратегической перспективе приоритетами развития геологоразведочной деятельности в Забайкальском крае определены повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и наращивание минерально-сырьевого комплекса края.

Приоритетами развития промышленности Забайкальского края определены создание условий для реализации мероприятий по модернизации промышленного комплекса региона, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышение качества жизни населения.

В стратегическом периоде приоритетом развития машиностроительного комплекса Забайкальского края определено освоение производства новых видов конкурентоспособной продукции.

Реализация приоритета предусматривает:

формирование благоприятного инвестиционного и институционального климата для привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций в предприятия отрасли (включая уставные фонды организаций);

поддержку и содействие в реализации инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации действующих машиностроительных и ремонтно-технических предприятий, в том числе в рамках государственных программ (подпрограмм) по развитию отрасли (федеральных и региональных);

реализацию предприятиями проектов по обновлению технико-технологических парков, переходу на энерго- и ресурсосбережение, применение современных технологических платформ и выпуск новых товарных линеек;

включение машиностроительных и ремонтно-технических предприятий в состав партнеров и участников региональных горно-металлургических, строительных, агропромышленных и других отраслевых кластеров с закреплением за ними функций по изготовлению для промышленных, сельскохозяйственных и других организаций края востребованных видов техники, оборудования, запасных частей и расходных материалов;

вовлечение предприятий отрасли в деятельность федеральных (государственных) холдингов и корпораций с размещением на региональных предприятиях государственных и ведомственных заказов на изготовление высокотехнологичных видов технической продукции;

создание и развитие промышленных парков (пгт Могойтуй, г. Чита, г. Краснокаменск и др.) с размещением на их территориях новых средних и малых промышленных производств, включая сборочные.

В стратегической перспективе приоритетами развития лесной отрасли определено создание лесопромышленного кластера (в перспективе межтерриториального), объединяющего сеть мелких и средних предприятий, обеспечивающего глубокую комплексную переработку и освоение продукции леса, включая отходы производств, с использованием современных технологий деревопереработки и производства изделий из древесины, с выводом на внутренний, межрегиональный и международный рынки крупных объемов качественной и конкурентоспособной продукции.

Реализация приоритетных направлений предусматривает:

сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов за счет интенсивного выращивания древостоев на лесных землях, подверженных промышленным рубкам, и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения;

развитие ресурсной базы отрасли через осуществление интенсивной лесовосстановительной деятельности;

вовлечение в оборот низкосортной древесины и древесных отходов путем развития биоэнергетики;

привлечение инвестиций в модернизацию действующих и строительство новых производственных мощностей, реализацию, в том числе при государственном содействии, крупных инвестиционных проектов на территории края;

целевую поддержку индустриализированных и высокопроизводительных предприятий, составляющих основу лесопромышленного комплекса региона;

создание и эффективное функционирование регионального лесопромышленного кластера (кластеров), в рамках которого будет осуществлена координация усилий и кооперация средств предприятий-участников, в том числе формирование единой ценовой политики, долевое (акционерное) строительство крупнейших в регионе современных производств по глубокой и полной переработке отходов, выпуску новых видов строительных материалов и материалов для мебельной промышленности, совместное строительство лесных дорог;

 

формирование условий, способствующих восполнению дефицита высококвалифицированных кадров в лесопромышленной отрасли, создание ресурсного центра по подготовке квалифицированных рабочих кадров;

содействие развитию экспортного потенциала, в том числе в целях расширения рынка поставок высокосортной древесины в Японию и страны Евросоюза;

удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции, замещающей ввозимую продукцию, источниках биотоплива;

проведение социально ориентированной отраслевой политики (включая решение таких вопросов, как обеспечение экономической и финансовой устойчивости социально значимых предприятий, недопущение стихийного передела собственности и социальной напряженности в отрасли);

внедрение производительного оборудования и современных эффективных технологий по переработке древесины.

В сфере развития рационального природопользования в среднесрочной перспективе в Забайкальском крае до 2020 года должно быть обеспечено сохранение и восстановление основных видов природных ресурсов края.

В стратегический период приоритетом развития рационального природопользования определено сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Реализация приоритета в части рационального природопользования предусматривает:

обеспечение охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов;

сохранение естественных экологических систем;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

 

3. Описание целей и задач государственной программы

 

С учетом приоритетов государственной политики в сфере рационального природопользования сформулированы цели настоящей Программы:

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и сохранение водных экосистем;

устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы полезных ископаемых и подземных вод;

достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса края;

реализация механизмов прямого и косвенного регулирования деятельности предприятий машиностроительной и лесоперерабатывающей отраслей.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач, на которые направлены мероприятия подпрограмм, включенных в состав Программы:

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты, оптимизация пропускной способности русел рек, повышение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр на территории Забайкальского края;

создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса;

содействие продвижению продукции и расширению рынков сбыта в промышленности, развитие кооперационных производственных связей, в том числе через систему государственных и муниципальных заказов, созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий и обеспечению притока частных инвестиций в промышленность.

 

4. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Программа будет реализована в 2014-2020 годах. Этапы реализации Программы не выделяются, что обеспечит преемственность выполнения программных мероприятий.

 

5. Перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых

непосредственных результатов

 

Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и сохранения водных объектов Программой предусмотрено выполнение основных мероприятий, включенных в подпрограмму «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений»:

защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты, оптимизация пропускной способности русел рек;

повышение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений;

охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

Для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр на территории Забайкальского края Программой предусмотрено выполнение основных мероприятий, включенных в подпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, геологическое изучение недр»:

привлечение инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых; создание условий для развития добычи полезных ископаемых;

государственное геологическое информационное обеспечение;

удовлетворение потребности строительного комплекса в минеральном сырье;

изучение подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов края.

Для создания условий устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Программой предусмотрено выполнение основных мероприятий, включенных в подпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса»:

искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов с целью увеличения рыбопродуктивности водных объектов;

рыбохозяйственные мероприятия на водных объектах рыбохозяйственного значения;

модернизация материально-технической базы рыбохозяйственных предприятий и организаций (строительство новых, техническое перевооружение и модернизация существующих рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей);

научно-исследовательские работы в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В целях решения поставленных задач в части оказания содействия продвижению продукции и расширению рынков сбыта в промышленности, развития кооперационных производственных связей, в том числе через систему государственных и муниципальных заказов, создания условий для повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в промышленность Программой предусмотрено выполнение мероприятий, включенных в подпрограмму «Развитие промышленности Забайкальского края», по следующим направлениям:

предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными промышленными предприятиями Забайкальского края на обновление средств производства;

предоставление субсидий промышленным предприятиям на компенсацию части затрат, связанных с участием предприятий в краевых, российских и международных выставках, ярмарках, научно-технических конференциях и семинарах;

организация участия промышленных предприятий Забайкальского края в краевых, российских и международных конкурсах профессионального мастерства в различных номинациях.

Перечень основных мероприятий представлен в приложении  к Программе.

Перечень мероприятий подпрограммы «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» приведен в таблице 2.

 

6. Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы

 

Перечень показателей Программы и плановые значения по годам реализации Программы представлены в приложении  к Программе.

 

7. Информация о финансовом обеспечении государственной программы

 

Информация о финансовом обеспечении Программы представлена в приложении к Программе.

 

8. Описание рисков реализации государственной программы и способов их минимизации

 

Реализация Программы сопряжена с рядом рисков, которые могут препятствовать достижению целей, показателей и решению задач Программы.

В рамках реализации Программы выделяются внешние риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм Программы, на которые воздействовать крайне сложно.

Таблица 1

 

Внешние риски реализации Программы

 

Риск

Последствия наступления

Способы минимизации

Финансово-экономические риски

Недостаточность средств для реализации мероприятий Программы, внесение измене-ний в Программу, пересмотр целевых значений показателей, и, возможно, отказ от
реализации отдельных мероприятий и даже задач Программы. Невыполнение заявленных показателей реализации Программы

Поиск альтернативных источников финансового обеспечения реализации мероприятий. Определение приоритетов для первооче-редного финансирования.

Природные риски, связан-ные с возможными стихийными бедствиями в крае

Невозможность реализации мероприятий

Скоординированная деятельность по восстановлению ущерба, нанесенного в результате стихийных бедствий

Технические риски, связанные с возможным отказом функциониро-вания машин, оборудо-вания, технических устройств, необходимых для выполнения меро-
приятий Программы

Невозможность реализации мероприятий

Скоординированная деяте-льность по привлечению субподрядных организаций к выполнению мероприятий

Нормативно-правовые риски

Возникновение пробелов и коллизий в правовом регулировании, а также изменения федерального и регионального законода-тельства в области экологии, природопользования, водных отношений, промышленной политики могут приводить к невозможности реализации мероприятий Программы

 

Оперативное отслеживание изменений нормативно-правовой базы и разработка рекомендаций/предложений по дальнейшей коррек-тировке законодательства для целей реализации мероприятий Программы

Макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы

Невыполнение заявленных показателей реализации Программы

Оптимизация рисков возможна за счет механиз-мов государственной поддержки предприятий промышленности в соответствии с действующим законодательством

Финансовые риски, связанные с возникно-вением дефицита бюджета или изменением приоритетности финанси-рования государственных программ и, вследствие этого, сокращением уровня бюджетного финансирования.

 

Недостаточность средств для реализации мероприятий Программы

Оптимизация рисков возможна за счет рационального использо-вания бюджетных средств и максимальной координации действий всех участников Программы

____________________


Подпрограмма «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений»

 

ПАСПОРТ

подпрограммы «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений»

 

Ответственный исполнитель

подпрограммы

Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края.

 

 

Соисполнители подпрограммы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

 

 

 

Цели подпрограммы

 

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений;

охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

 

Задачи подпрограммы

 

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;

оптимизация пропускной способности русел рек; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;

исключение рисков аварий и разрушений гидротехнических сооружений;

охрана водных объектов;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов.

 

Этапы и сроки реализации подпрограммы

2014-2020 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.

 

 

Объемы бюджетных ассигнований

подпрограммы

 

Расходы на реализацию подпрограммы составляют 3 782 357,7 тыс. руб., в том числе:

средства краевого бюджета – 583 307,7 тыс.  руб.,  из них по годам:

2014 год – 3 077,6 тыс. руб.;

2015 год – 7 863,7 тыс. руб.;

2016 год – 6 750,5 тыс. руб.;

2017 год – 122 652,5 тыс. руб.;

2018 год – 165 092,5 тыс. руб.;

2019 год – 153 021,6 тыс. руб.;

2020 год – 124 849,3 тыс. руб.;

средства федерального бюджета – 3 186 100,0 тыс. руб., из них по годам:

2014 год – 104 057,1 тыс. руб.;

2015 год – 62 769,4 тыс. руб.;

2016 год – 56 981,8 тыс. руб.;

2017 год – 485 342,5 тыс. руб.;

2018 год – 940 111,4 тыс. руб.;

2019 год – 883 710,5 тыс. руб.;

2020 год – 653 127,3 тыс. руб.;

средства местных бюджетов – 12 950,0 тыс. руб., из них по годам:

2014 год – 0,0 тыс. руб.;

2015 год – 0,0 тыс. руб.;

2016 год – 0,0 тыс. руб.;

2017 год – 2 350,0 тыс. руб.;

2018 год – 3 500,0 тыс. руб.;

2019 год – 3 500,0 тыс. руб.;

2020 год – 3 600,0 тыс. руб.

 

 

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы

 

Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищаемого в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения проживающего на таких территориях, – 16,2 %.

Снижение количества гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный или опасный, – 16,7 %.

 

 

__________________


Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы защиты от негативного воздействия вод и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений

 

Территория Забайкальского края по своим природным условиям относится к паводкоопасным регионам, что отражено в Водной стратегии Российской Федерации. Условия формирования стока рек, протекающих по территории региона, приводят к тому, что в Забайкалье периодически наблюдаются наводнения, носящие зачастую катастрофический характер и причиняющие значительные убытки экономике региона. Большие наводнения, такие как в 1897, 1948, 1958, 1971, 1984, 1988–1991 и 1998 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют значительный материальный ущерб, сопровождаются человеческими жертвами, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния окружающей среды.

С другой стороны, сложные географические условия Забайкальского края обусловливают широкое использование речных долин для проживания населения, сельскохозяйственного и промышленного производства, создания транспортных коммуникаций. В поймах рек Ингода, Чита, Онон, Шилка, Аргунь расположена значительная часть городов и сел края. Таким образом, во время наводнений затоплениям подвергается значительное количество населенных пунктов (не менее 130, в том числе город Чита). При этом необходимо отметить, что большое количество гидротехнических сооружений, построенных в 70–80 годах ХХ века, имеют 80-90 % износа.

Состояние водных объектов в Забайкальском крае характеризуется активным отложением речных наносов и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, что не позволяет обеспечить безаварийный пропуск поводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий населенных пунктов Забайкальского края. На сегодняшний день 335,856 тыс. человек проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод.

Ежегодно возрастает антропогенная нагрузка на водные объекты. В связи с этим необходима реализация мер, направленных на предотвращение загрязнения и засорения водных объектов, их экологическую реабилитацию, своевременное выявление и прогнозирование негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние.

Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации в области использования, восстановления и охраны водных объектов, направленной на создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

В этой связи основными направлениями государственной политики в области использования и охраны водных объектов на территории Забайкальского края являются осуществление мер по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов; обеспечение жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод. Особого внимания требуют защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, поскольку экономическая и экологическая безопасность региона находится в непосредственной зависимости от режима и состояния рек и гидротехнических сооружений, расположенных на них.

С 2005 года проводится планомерное создание противопаводковой защиты населенных пунктов Забайкальского края. С 2005 по 2013 годы завершено строительство 8 объектов инженерной защиты населенных пунктов Забайкальского края (г. Чита (3 очередь), г. Чита (3, 4 очереди), г. Шилка, с. Аргунск Нерчинско-Заводского района, с. Зоргол Приаргунского района, с. Толбага Петровск-Забайкальского района, п. Агинское,
с. Дульдурга).
В 2013 году начаты работы по стабилизации русловых процессов р. Аргунь в с. Дурой. Общие затраты на строительство указанных объектов составили более 500 млн. руб., преимущественно это средства из федерального бюджета, выделенные в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. За счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, и краевого бюджета произведен капитальный ремонт 4 гидротехнических сооружений в г. Нерчинск, с. Красный Чикой, с. Акша, с. Архангельское. С 2011 года велись работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в г. Хилок, которые завершены в 2014 году. Общие затраты по капитальному ремонту данных объектов составили более 250 млн. руб.

Начиная с 2007 года за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений проведены работы по расчистке и углублению русел рек в 23 населенных пунктах Забайкальского края общей протяженностью 49,5 км. В результате проведенной работы увеличена пропускная способность русел рек и защищена территория с численностью населения более 50,0 тыс. чел. В 2012 году за счет субвенций из федерального бюджета профинансированы работы по расчистке русел рек Чита (от района Пески до микрорайона Солнечный), Куэнга в с. Утан Чернышевского района, проведены берегоукрепительные работы некапитального характера в с. Оленгуй Читинского района на реке Оленгуй. В 2013 году выполнены работы по расчистке русел рек Унда в с. Шелопугино, Жуоша в с. Хара-Шибирь Могойтуйского района, завершены работы на реке Шилка в районе пгт Усть-Карск Сретенского района, начаты работы на реках Алеур в пгт Чернышевск, Ага в с. Амитхаша Агинского района и р. Чита в с. Угдан Читинского района.

Несмотря на выполненный объем работы по защите населенных пунктов от негативного воздействия вод и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, необходимо и в дальнейшем обеспечивать защиту населения и объектов экономики Забайкальского края от наводнения и иного негативного воздействия вод, а также повышать эксплуатационную надежность гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию посредством капитального и текущего ремонтов.

 

Раздел 2. Перечень приоритетов государственной политики в

сфере реализации подпрограммы

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года одним из приоритетов долгосрочного развития края является рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека. Реализация приоритета развития рационального природопользования предусматривает, в том числе и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнения и иного негативного воздействия вод.

Приоритеты государственной политики в сфере водных отношений определены в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, предусматривающей развитие водохозяйственного комплекса.

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:

предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также путем обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов посредством расширения государственной наблюдательной сети, модернизации приборной и лабораторной базы, методов прогнозирования, автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации;

сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них, а также за счет экологической реабилитации водных объектов;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение экспериментальных проектов, обеспечивающих отработку современных методик, механизмов нормативного правового, технического, технологического и информационного обеспечения развития водохозяйственного комплекса.

Достижение приоритетов государственной политики в сфере водных отношений обеспечивается в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350 (далее - федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» в состав которой вошла федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных государственных программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на реализацию мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и объектов экономики от негативного воздействия вод (строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты), капитальному ремонту гидротехнических сооружений, ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений, восстановлению и экологической реабилитации водных объектов возможно только при наличии аналогичной государственной программы субъекта Российской Федерации.

Разработка настоящей подпрограммы вызвана необходимостью безотлагательного решения ряда проблем, связанных с состоянием водных объектов и сооружений инженерной защиты населенных пунктов Забайкальского края, и соответствует Плану мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р, в котором за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены разработка и корректировка региональных программ в области использования и охраны водных объектов и реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений.

Решение обозначенных проблем соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края и Российской Федерации в целом. Реализация мероприятий подпрограммы позволит привлечь средства федерального и местных бюджетов и обеспечит защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.

В результате реализации подпрограммы будет обеспечено эффективное и рациональное использование водных ресурсов на основе снижения антропогенной нагрузки на водные объекты, повышение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений, повышение защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, а также объектов экономики и социальной сферы, расположенных на таких территориях.

 

Раздел 3. Описание целей и задач подпрограммы

 

Целями программы являются:

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений;

охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

Для достижения поставленных целей подпрограммой предусматривается решение следующих задач:

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;

оптимизация пропускной способности русел рек; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;

исключение рисков аварий и разрушений гидротехнических сооружений;

охрана водных объектов;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов.

 

Раздел 4. Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Подпрограмма будет реализована в 2014-2020 годах. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.

 

Раздел 5. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков из реализации и ожидаемых непосредственных результатов

 

В подпрограмму включены следующие основные мероприятия:

1) защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты, оптимизация пропускной способности русел рек. В данном направлении планируется реализация следующих мероприятий:

строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты, разработка проектно-сметной документации. Срок реализации мероприятий: 2014–2020 годы. За период реализации подпрограммы будут возведены 13 гидротехнических сооружений общей протяженностью 57,833 км. В результате будет повышена защищенность населения и территорий края, подверженных затоплению, от наводнений и снижен материальный ущерб от негативного воздействия вод. Мероприятия по строительству и реконструкции сооружений инженерной защиты является мероприятиями по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в государственную (муниципальную) собственность;

увеличение пропускной способности и регулирование русел рек, берегоукрепление некапитального характера. Срок реализации мероприятий: 2014–2020 годы. В результате будут проведены работы по расчистке, углублению, спрямлению участков русел рек и берегоукреплению общей протяженностью более 30 км, что улучшит пропускную способность рек, их гидрологическое состояние, сократит площади заиления, зарастания и засорения водных объектов и позволит снизить объемы материальных средств, привлекаемых для ликвидации последствий наводнений, будет увеличена численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий, более чем на 25 тыс. чел.;

2) повышение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений. В данном направлении планируется реализация следующих мероприятий:

капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработка проектно-сметной документации. Срок реализации мероприятий: 2014–2020 годы. В результате будут приведены в безопасное техническое состояние 8 гидротехнических сооружений и исключен риск аварий и разрушений сооружений с нанесением вероятного вреда и ущерба;

текущие работы по ремонту, содержанию и безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений. Срок реализации мероприятий: 2014–2020 годы. В результате будет организовано регулярное наблюдение за состоянием гидротехнических сооружений, выполнен текущий ремонт 7 гидротехнических сооружений, разработаны декларации безопасности для 6 гидротехнических сооружений, ликвидировано 2 бесхозяйных гидротехнических сооружения;

3) охрана, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. В данном направлении планируется реализация мероприятий по установлению и закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек и озер Забайкальского края, восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, развитие системы государственного мониторинга водных объектов. Мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов определяются проектно-сметной документацией и включают в себя работы по отчистке водоемов от загрязненных отложений, рекультивации водосборных территории, заселению водоемов гидробионтами, высадке водной растительности и др. Срок реализации мероприятий: 2014–2020 годы. В результате будут установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы протяженностью 146,4 км, восстановлено и экологически реабилитировано 3 водных объекта, разработана региональная программа ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, организовано проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Сведения об основных мероприятиях и показателях приведены в приложении  к Программе. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в таблице 2.

 

 

____________________


 

 

Таблица 2

П Е Р Е Ч Е Н Ь

мероприятий подпрограммы «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений»

тыс. руб.

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также