Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2016 № 696-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

27.12.2016

г. Красноярск

№ 696-п

 

 

О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п "Об утверждении схемы территориального планирования Красноярского края"

 

 

В соответствии со статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п "Об утверждении схемы территориального планирования Красноярского края" следующее изменение:

схему территориального планирования Красноярского края изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель

Губернатора края -

председатель

Правительства края

В.П. Томенко

 


 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 27.12.2016 № 696-п

 

 

Положение о территориальном планировании

 

Проект внесения изменений в Схему территориального планирования Красноярского края (далее - проект схемы) подготовлен на основании государственного контракта № 767-06-15 от 12.10.2015, заключенного ООО НИИ "Земля и город" и Краевым государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства".

Проектом Схемы определено перспективное назначение территорий Красноярского края (далее - край) в целях обеспечения их устойчивого развития, совершенствования инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации (далее - РФ) и ее субъектов, а также муниципальных образований.

В качестве основы проекта Схемы взяты направления развития, установленные в Схеме территориального планирования края (далее - СТП), утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 № 449-п (срок реализации - 2030 год).

Положения проекта Схемы в новой редакции предусматривают выполнение мероприятий по комплексному развитию территории Красноярского края на период до 2036 года с реализацией первоочередных мероприятий в течение 10 лет (до 2026 года).

Внесение изменений в действующую СТП связано с:

вступлением в силу новых редакций Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в которых предусмотрены иные требования к составу и содержанию схем территориального планирования субъектов РФ;

принятием на уровне РФ пакета документов долгосрочного планирования, в том числе комплекта схем территориального планирования РФ по различным отраслевым направлениям, ряда отраслевых стратегий, программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация данных документов принципиальным образом повлияет на структуру пространственного развития края;

изменением геополитических условий, определяющих приоритеты экономического развития региона, в том числе конъюнктуры на сырьевых рынках в сегментах промышленной специализации и логистики края, состава пакета инвестиционных проектов, демографических условий и трендов;

принятием в 2013 году Инвестиционной стратегии Красноярского края на период до 2030 года, а также пакета государственных программ и комплексных территориальных инициатив по различным аспектам социально-экономического развития, долгосрочных ведомственных и отраслевых программ, в которых содержатся предложения по размещению объектов регионального значения, строительство которых, в свою очередь, возможно исключительно на основании СТП;

принятием на уровне муниципальных образований края генеральных планов городских округов и схем территориального планирования муниципальных районов, в которых содержатся согласованные на уровне Правительства края предложения по размещению объектов регионального значения;

необходимостью учета отраслевых проектных разработок, технико-экономических показателей по объектам перспективного капитального строительства регионального значения, стратегии развития и бизнес-планов крупных компаний, действующих на территории края;

необходимостью приведения СТП в соответствие с требованиями приказов Министерства регионального развития РФ от 30.01.2012 № 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения" и от 19.04.2013 № 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".

В качестве исходных материалов использованы сведения, полученные из официальных источников на основе запросов исходных данных, утвержденных нормативно-правовых актов, ранее разработанных документов территориального планирования территории края. Перечень данных документов приведен в "Томе исходных данных" материалов по обоснованию проекта Схемы.

Графические материалы проекта выполнены в геоинформационном программном продукте ArcGIS и MapInfo. Описание и отображение объектов федерального, регионального, местного значения, а также перечень слоев пространственных данных (объектов), структура атрибутивных данных и справочников в графических материалах Проекта Схемы соответствуют требованиям к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.01.2012 № 19.

 

Цели и задачи территориального планирования

 

Целями подготовки Проекта территориального планирования являются:

обеспечение реализации на территории края федеральных и региональных стратегий и программ социально-экономического развития, планов и программ развития отдельных отраслей, принятых после утверждения действующей редакции СТП;

синхронизация и определение приоритетов развития территорий региона и муниципальных образований края в соответствии с утвержденными федеральными планами и программами;

обеспечение координации действий органов власти разных уровней (федеральной, региональной и местной) по осуществлению градостроительной деятельности на территории края;

создание условий для принятия органами государственной власти Красноярского края решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной собственности земельных участков в целях размещения объектов регионального значения;

создание технической возможности загрузки и использования данных СТП в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, автоматизированных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований;

создание условий для повышения конкурентоспособности экономики края, инвестиционной привлекательности территории деловой активности, развития торговли, науки, туризма путем обеспечения открытости материалов СТП;

обеспечение реализации мероприятий по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры регионального значения.

Для достижения целей при подготовке СТП в новой редакции были поставлены следующие задачи:

приведение СТП в соответствие с нормами действующего законодательства (в том числе ГрК РФ, приказов Министерства регионального развития РФ от 19.04.2013 № 169 и от 30.01.2012 № 19);

проведение анализа изменений в правилах использования и в состоянии территории, произошедших за период реализации СТП, а также выявление дополнительных ресурсных потенциалов для определения стратегических направлений развития региона;

определение динамики социально-экономического развития региона, в том числе по отраслям, за период реализации СТП;

приведение в актуальное состояние карт существующих и планируемых к размещению объектов федерального и регионального значения с целью их отображения;

отображение реализации мероприятий, запланированных в стратегиях развития края, программах социально-экономического развития муниципальных образований, посредством территориальной привязки;

актуализация и комплексный анализ изменений и тенденций социально-экономического развития края;

уточнение концепции основных направлений пространственного развития территории;

подготовка предложений по уточнению назначения территорий края исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в связи с изменением стратегий и геополитических условий развития региона;

формирование обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности регионального уровня в структуре электронного проекта Схемы;

оптимизация систем расселения и развития городских и сельских населенных пунктов;

обеспечение ограничения воздействия на окружающую среду посредством отображения на картах СТП границ зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;

отображение особо охраняемых природных территорий, зон и объектов историко-культурного наследия;

фиксация существующих и обоснование предложений по местоположению новых зон опережающего развития разной специализации и территориального масштаба.

 

Красноярский край в межрегиональной системе

 

Для оценки условий, потенциалов, а также для определения направлений перспективного развития территории края большое значение имеет анализ его макроэкономической роли, географического и геополитического положения в стране.

Важным фактором развития края является его географическое и геополитическое положение, анализ которого является составной частью комплексной оценки потенциала развития региона.

Красноярский край расположен в Восточной Сибири, в самом центре Евроазиатского континента. Столица региона - город Красноярск - крупный транзитный узел, стоящий на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по р. Енисей. Край имеет выход к морям Северного Ледовитого океана (Карское море и море Лаптевых).

Красноярский край - один из крупнейших регионов в России: территория края составляет 13,5 % от общей площади России и занимает второе место в РФ и первое среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ (далее - СФО). Площадь края составляет 2367 тыс. км2, протяженность территории с севера на юг - 3000 км.

Через территорию края проходят все виды транспортной системы, не только связывающей азиатскую и европейскую части России, но и являющейся транспортным мостом между полюсами мирового экономического роста - Северо-Американского континента, Западной Европы и быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии: международный железнодорожный коридор "Транссиб", межокеанический транспортный коридор - "Енисей - Северный морской путь", воздушные трансполярные маршруты через Северный полюс, связывающие Северную Америку и страны Юго-Восточной Азии и имеющие значительные экологические и экономические преимущества за счет уменьшения полетного времени.

Повышению конкурентных преимуществ транспортного комплекса края способствует реализация на его территории крупных проектов Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, в которых заинтересованы соседние регионы Сибири и другие федеральные округа.

В крае реализуются крупнейшие инвестиционные проекты в области добычи полезных ископаемых, энергетики, металлургии, лесном комплексе и других отраслях, поддерживающие положительные темпы роста региональной экономики.

Для северной части края с прилегающими островами и акваториями в перспективе предполагается интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, а также развитие Северного морского пути.

Красноярский край с объемом Валового регионального продукта (далее - ВРП) более 1,4 триллиона рублей устойчиво входит в первую десятку субъектов РФ (9 место в стране по итогам 2014 года, 1423,2 млрд руб.). Среднедушевые показатели ВРП в крае устойчиво превышают средние по российским регионам: в 2014 году это превышение составило более 22 %. Еще более выраженным является преимущество региона (на 57,5 %) по душевому производству валового регионального продукта над субъектами РФ, расположенными на территории СФО.

Половину ВРП обеспечивает промышленный комплекс края. На сегодняшний день промышленностью края производится продукции на сумму более триллиона рублей в год (1205,0 млрд руб. в 2014 году). Промышленное производство устойчиво растет на протяжении последних 17 лет, за это время его объем в сопоставимых ценах вырос в 2,7 раза, что превосходит показатель по России в целом (1,8 раза).

По уровню инвестиционной активности край находится в числе регионов-лидеров. В 2014 году по объему инвестиций в основной капитал (364,0 млрд рублей) край занял 9 место среди регионов России. Объем инвестиций в основной капитал на территории края формирует 24 % всех инвестиций СФО.

 

Федеральные позиции Красноярского края

 

Край расположен в СФО и относится к Восточно-Сибирскому экономическому району РФ.

С 1990 года край входит в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", которая является добровольным объединением экономического взаимодействия 14 субъектов РФ в производственном, экономическом, научно-техническом и социальном развитии Сибири на основе программ и проектов.

Край - один из лидеров среди субъектов РФ в составе СФО не только по занимаемой площади, но и по всем важнейшим макроэкономическим показателям: численности населения, объемам ВРП, промышленного производства, строительных работ и инвестициям в основной капитал, заработной плате и доходам населения, является одним из наиболее привлекательных регионов России для развития бизнеса и располагается на ведущих местах в авторитетных рейтингах, рассчитываемых на основании анализа параметров, характеризующих социальное, промышленное, финансовое, институциональное развитие регионов.

Положительная динамика показателей инвестиционной деятельности в крае обусловлена реализацией на федеральном и региональном уровнях комплекса мер, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности края. Правительство края ведет активную работу по реализации крупных инвестиционных проектов национального уровня, в том числе важных для обеспечения энергетической безопасности страны (освоение Ванкорского нефтегазового месторождения в арктической зоне края, освоение нефтегазовых месторождений в Эвенкии: Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского, строительство нефтепровода Куюмба - Тайшет).

К числу приоритетов инвестиционного развития края относится формирование в регионе территориально-производственных кластеров на условиях государственно-частного партнерства.

С 2007 года реализуется инвестиционный проект "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", перспективы которого связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых (прежде всего железных руд и руд цветных металлов, золота, нефти, газа), использованием лесных и гидроэнергетических ресурсов Ангары, включая освоение нефтегазовых месторождений Юрубчено-Тохомской группы, разработку Куюмбинского нефтегазового месторождения, освоение золоторудных месторождений (Нойбинской золоторудной площади, месторождений "Ведуга" "Благодатное", "Титимуха", "Константиновское" и др.), увеличение добычи и переработки свинцово-цинковых руд Горевского месторождения, строительство Богучанского алюминиевого завода, Богучанского лесоперерабатывающего комплекса, Богучанской гидроэлектростанции (далее - ГЭС), строительство инфраструктурных объектов.

В 2012 году кластер инновационных технологий в Железногорске включен в перечень приоритетных кластеров России.

Проекты территориальных кластеров решают прежде всего системные задачи обеспечения опережающих темпов развития транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, направленных на освоение новых территорий, привлечения помимо бюджетных инвестиций средств частных инвесторов, что, в свою очередь, способствует повышению доступности ресурсов, необходимых для развития бизнеса и повышения качества жизни населения: производственных, кадровых, информационных, социально-культурных, жилищных, рекреационных и других.

С 2011 года в крае реализуется Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край-2020", утвержденная указом Губернатора края от 24.11.2011 № 218-уг, в которой определены основные приоритеты инновационного развития региона.

Одним из основных факторов роста открытости, делового авторитета и инвестиционного климата региона стал ежегодный Красноярский экономический форум, который зарекомендовал себя как эффективная дискуссионная площадка российского и международного уровня. В 2015 году участниками 12-го форума стали более 6 тыс. человек из 35 стран мира и 54 регионов РФ. На площадках форума было подписано 36 соглашений на общую сумму более 213 млрд рублей. Большой блок подписанных документов касался развития лесной отрасли края. Также заключены соглашения между Правительством Красноярского края и ОАО "ГМК "Норильский Никель", ОАО "РЖД", ЗАО "Васильевский рудник".

Более 6000 человек посетили 13-й экономический форум в 2016 году. Ключевым вопросом экономического форума стало обсуждение стратегии развития страны в перспективе до 2030 года. По мнению участников дискуссий, основой стратегии развития России до 2030 года является человеческий капитал.

Основополагающим принципом долгосрочной социально-экономической политики края станет приоритет социальных интересов, социального развития.

Достижение высокого качества жизни населения и целевых ориентиров социального развития края может быть обеспечено только на базе ускоренного экономического развития с ежегодным приростом ВРП на уровне 3,5-5 %.

Обеспечить высокие темпы роста ВРП может только мощный высокоразвитый промышленный комплекс. Стратегическими приоритетами социально-экономического развития Красноярского края является комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, развитие топливно-энергетического комплекса с внедрением инновационных технологий, а также развитие инновационного производства и научно-образовательного комплекса.

В Основных положениях стратегии развития Сибири-2020 пространственными приоритетами развития для края являются:

а) на севере края с прилегающими островами и акваториями - освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение природной среды, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, повышение качества их жизни;

б) на территории центральных районов края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска) - реализация проектов в энергетическом секторе, добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные металлы), строительство трубопроводов и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки природных ресурсов, строительство и реконструкция перерабатывающих производств;

в) на территории южных районов края:

строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, машин, оборудования и конструкций для добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности, предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, осуществляющих выпуск современной конкурентоспособной продукции, и предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологий;

формирование промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения северных и арктических территорий;

формирование опорной сети предприятий, обеспечивающих сервисное обслуживание техники и технологий, применяемых в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики края;

крупных городских агломераций, выполняющих функции транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров;

высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами экологически чистого продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь, зерна и продуктов его переработки);

строительство энергосберегающего жилья для работников вахтовых смен на добывающих предприятиях, расположенных на территории северных районов края;

формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих добывающий комплекс высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной и вахтовой основе.

 

Факторы регионального развития

 

Основные факторы регионального развития края, определяющие стратегию градостроительного развития, подразделяются на две группы: внешние (по отношению к краю) и внутренние.

К внешним факторам относятся:

глобальные - факторы, определяющие развитие мировой экономической системы;

общероссийские - факторы развития российской экономики.

Из группы внешних факторов в наибольшей степени на развитие края оказывают влияние:

динамика мировой экономики;

геополитические изменения;

геоэкономические (включая изменения внешней рыночной конъюнктуры (мировых цен), прежде всего, на нефть и газ, цветные металлы, продукцию машиностроения и другие.

Из группы общероссийских факторов, влияющих на развитие края, необходимо выделить:

динамику развития российской экономики;

демографическую обстановку и демографическую политику;

условия осуществления внешнеэкономической деятельности, влияющие на изменения объемов и структуры экспорта и импорта;

ход реализации проектов в области здравоохранения, жилищного строительства, образования, демографии.

Основные внутренние факторы развития, определяющие перспективы развития края на долгосрочный период и увеличивающие конкурентоспособность территории, следующие:

разнообразный природно-ресурсный потенциал, включающий в том числе ресурсы федерального и мирового значения;

востребованность сырьевой продукции края на мировых рынках;

значительный транзитный потенциал территории;

близость к крупным промышленным, научно-образовательным, финансово-деловым центрам Сибири (Новосибирск, Омск, Томск, Иркутск);

выраженная специализация в цветной металлургии, нефтегазодобыче, отраслях ТЭК, энергетике, лесном комплексе с ориентацией на глубокую переработку сырьевых ресурсов;

наличие крупных компаний федерального уровня (топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК), нефтегазодобыча, цветная металлургия, космическое машиностроение);

реализация крупных комплексных инвестиционных проектов, являющихся "локомотивами" для развития конкретных территорий;

значительный рекреационный потенциал и наличие уникальных культурно-исторических, архитектурных и природных памятников;

наличие развитой системы общего, профессионального среднего и высшего образования.

К факторам негативного воздействия на конкурентоспособность территорий края можно отнести:

преобладание в структуре промышленного производства предприятий по добыче и первичной переработке сырья;

транспортное удорожание экспортной продукции;

высокая себестоимость производства из-за северных удорожаний.

Современный этап социально-экономического развития страны и ее регионов характеризуется следующими проблемами, которые оказывают влияние и на градостроительное развитие края:

напряженность демографической обстановки и возрастающая роль социальных факторов в региональном развитии;

возрастающее значение рационального использования сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;

экологические проблемы регионов, необходимость повсеместного учета мер по охране и улучшению природной среды;

необходимость приоритетного развития материальной базы социальной инфраструктуры, в том числе для закрепления населения в регионе.

СТП исходит из преобладающего влияния благоприятных внешних (по отношению к краю) и внутренних факторов регионального развития, которые создадут необходимую базу для проведения в крае важных структурных преобразований в территориальной организации экономики.

Внешние условия развития края определяются стратегией федеральной политики по освоению экономического пространства РФ на Севере и Востоке страны. Сибирь и Дальний Восток являются зонами геополитических и стратегических интересов государства, именно в этих регионах намечены к реализации и реализуются наиболее крупные инвестиционные проекты освоения природных ресурсов, энергетики, масштабные проекты по развитию новых транспортных и инфраструктурных связей и коридоров.

В федеральных программных документах поставлены приоритетные задачи сохранения и развития основного ресурса развития общества - человеческого ресурса, формирование достойных условий жизнедеятельности населения.

Главным вектором перспективного развития региональной экономики должна стать "новая индустриализация" - трансформация экономической модели края от преимущественно сырьевой в сторону индустриального и инновационного развития, осуществляемая на базе опережающего развития образования, сферы науки и инноваций.

Край в процессах новой индустриализации страны занимает ключевые позиции, что, безусловно, находит отражение в его социально-экономической и территориальной политике. На территории края формируются новые зоны и центры опережающего развития, реализуется диверсификация старопромышленных зон, развитие новых территориальных функциональных зон.

 

Стратегия градостроительного развития

 

Системный анализ факторов регионального развития позволяет выделить основные предпосылки градостроительного развития территории края:

крупнейший на востоке России экономический потенциал, базирующийся на богатейших природных ресурсах (минерально-сырьевых, лесных, водных и пр.);

востребованность ресурсной базы края национальной и мировой экономикой;

масштабное освоение природно-ресурсного потенциала края с формированием новых промышленных зон в горнодобывающих и связанных с ними отраслях хозяйства;

формирование Красноярской агломерации как центра инновационного развития, выполняющего ведущие функции в региональном развитии;

наличие территориальных ресурсов с благоприятными в целом инженерными и природно-экологическими условиями для размещения объектов промышленного и жилищно-гражданского строительства.

Особенности края: огромная территория с разнообразными природными условиями и одним из крупнейших в стране ресурсным потенциалом, сложившаяся структура экономики и расселения, различия в освоенности разных частей территории и направлениях потенциального развития, - определили необходимость дифференцированного подхода территориального планирования для каждого из шести макрорайонов края: Северного, Приангарского, Центрального, Восточного, Западного, Южного.

В СТП реализованы следующие основные направления долгосрочной стратегии градостроительного развития Красноярского края:

1. Обеспечение градостроительными средствами реализации инновационного сценария социально-экономического развития, функциональное зонирование территории на основе приоритетов социально-экономического развития.

2. Выявление и стимулирование развития зон опережающего развития, полюсов и точек роста.

3. Развитие существующих крупных опорных центров макрорайонов: Норильска, Ачинска, Канска, Минусинска, Лесосибирска.

4. Устранение инфраструктурных ограничений регионального развития. Опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, сети транспортных узлов и коммуникаций в районах освоения новых топливно-энергетических и сырьевых баз.

5. Трансформация региональных систем расселения, развитие линейно-узловой системы расселения вдоль Ангары.

6. Ограниченное новое строительство в северных районах с неблагоприятными условиями проживания постоянных населенных пунктов, развитие вахтовых форм поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов; развитие опорных пунктов освоения северных территорий.

7. Рациональная, экологически обоснованная пространственная организация территорий региональных промышленных, агропромышленных, рекреационных зон и узлов.

8. Строительство транспортной сети регионального, межмуниципального значения, способствующей расширению транспортной доступности территорий края, усилению связей между населенными пунктами, росту роли городов и районных центров как центров межселенного обслуживания населения.

9. Застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания.

10. Развитие существующих и формирование новых туристско-рекреационных зон.

11. Сохранение и благоустройство крупных естественных зеленых зон в урбанизированных районах края для рекреационного использования и формирования благоприятной экологической обстановки.

12. Формирование экологического каркаса края, системы особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента пространственной структуры края, обеспечивающего устойчивое развитие территории и благоприятные условия жизнедеятельности.

13. Проведение активной градостроительной политики на территориях со средним и низким уровнями социально-экономического развития, основанной на выявлении региональных точек роста и стимулировании их развития.

Перечисленные основные направления долгосрочной стратегии градостроительного развития реализованы в СТП и направлены на обеспечение социально-экономического развития региона, устойчивое повышение качества пространственной среды жизнедеятельности населения на территории края.

 

Планировочная структура территории

 

Проектная планировочная структура территории края включает:

систему планировочных осей, формируемых на базе основных транспортных коммуникаций (федерального и регионального значения);

структуру опорных центров экономической деятельности;

структуру планировочных зон, определяющих приоритетные направления развития территории.

Проектом СТП предусмотрены мероприятия по созданию новых и развитию существующих планировочных осей федерального и регионального значения. Это способствует усилению кооперационных связей между районами края, развитию интеграционных процессов с сопредельными регионами в рамках формирования единой планировочной структуры Сибири.

В перспективе появятся дополнительные связи с Иркутской, Томской областями, Ямало-Ненецким автономным округом, Республикой Тыва.

На территории края формируются принципиально новые широтные и меридиональные транспортно-планировочные оси за счет развития сети магистральных железных дорог: строительства Северо-Сибирской железной дороги, железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино. По-прежнему опорные функции выполняют Транссиб и Южносибирская магистраль.

Масштабное развитие получает сеть автомобильных дорог межрегионального и краевого значения.

Основными приоритетами территориального развития принимаются:

сохранение и развитие опорной оси расселения вдоль Транссибирской магистрали и в южной зоне (Центральный, Южный макрорайоны), имеющей наиболее благоприятные условия проживания;

усиление существующих транспортно-планировочных осей, сформированных на базе федеральных автомобильных дорог Р-255 "Байкал" и Р-257 "Енисей";

формирование новой опорной транспортной сети широтного и меридионального направления;

ограниченное развитие постоянной системы расселения в северных районах - в размерах, необходимых для реализации инвестиционных проектов с использованием вахтового метода для обслуживания добывающих комплексов;

формирование линейно-узловой системы расселения на планировочной оси вдоль Ангары за счет усиления существующих центров расселения;

развитие Енисейской планировочной оси международного значения на основе транспортного коридора Северный морской путь - Енисей - ж/д Курагино-Кызыл-Элегест.

Основой для разработки направлений развития территориальной структуры края послужили результаты анализа ресурсного потенциала края, состояния и перспектив развития его экономики.

Комплексный анализ развития систем расселения, промышленного и сельскохозяйственного производства и других видов хозяйственной деятельности в пределах края позволил выявить следующие типы его пространственной дифференциации:

территории, наиболее благоприятные для проживания (Южный, Центральный макрорайоны) и сельскохозяйственной деятельности (Западный, Южный макрорайоны);

территории с неблагоприятными и относительно благоприятными условиями для проживания и хозяйственной деятельности, с неблагоприятными и относительно благоприятными условиями формирования постоянного населения (зоны Крайнего Севера - территория Северного макрорайона);

территории благоприятные и относительно благоприятные для проживания, промышленного освоения, сельскохозяйственной деятельности (Западный, Центральный, Восточный макрорайоны, южная часть Приангарского макрорайона);

территории, благоприятные для развития рекреационного комплекса;

территории, неблагоприятные для всех видов строительства по инженерно-геологическим условиям (предгорные и горные территории Северного, Южного макрорайонов);

экологически проблемные ареалы.

 

Функциональное зонирование территории

 

Зонирование территории выполнено согласно Методическим рекомендациям по подготовке проектов СТП субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства регионального развития России от 19.04.2013 № 169, с учетом основного принципа устойчивого развития территории.

Предложения по функциональному зонированию территории края базируются на комплексном анализе территории с учетом природных, техногенных, экологических, историко-культурных планировочных ограничений, ресурсного потенциала территории (минерально-сырьевых, лесных, земельных, туристско-рекреационных ресурсов), а также проектной планировочной структуры территории.

При взаимодействии нескольких хозяйственных функций на одной территории учтены факторы совместимости экологической нагрузки и ее величины для обеспечения экологического равновесия. В то же время рекомендованы приоритеты развития той или иной функции с учетом системы ограничений по использованию территории.

Критериями для выделения функциональных зон являются: уровень интенсивности хозяйственного использования территории и допустимая с экологической точки зрения (а также с учетом других ограничений по использованию территории) степень преобразования природной среды.

Основные типы зон:

интенсивного градостроительного развития с максимально допустимым искусственным преобразованием окружающей природной среды;

экстенсивного градостроительного развития с относительно значительным преобразованием окружающей природной среды;

ограниченного градостроительного развития с максимально сохраняемой природной средой.

Зона интенсивного градостроительного развития имеет линейно-узловой характер, представлена крупными промышленными комплексами, жилой и производственной застройкой населенных пунктов городского типа, а также населенными пунктами с предполагаемым значительным экономическим ростом, площадками и коридорами инженерных и транспортных коммуникаций (дороги, линии электропередач, газо- и нефтепроводы, аэропорты, станции и др.).

В границах зон интенсивного развития возможна реализация различных направлений хозяйственной деятельности, в том числе:

жилищное строительство;

размещение производственных баз стройиндустрии;

промышленное строительство;

трассировка транспортных и инженерных коммуникаций;

развитие научно-инновационной сферы деятельности;

развитие пищевой промышленности.

Зоной интенсивного градостроительного развития будет Красноярская агломерация, а также центры макрорайонов края. В пределах агломерации получит развитие зона постиндустриального инновационно-промышленного развития на основе эффективной реализации производственного и научно-образовательного потенциала Красноярской агломерации (Сибирского федерального университета и других вузов, научно-исследовательских и конструкторских организаций, высокотехнологичных промышленных предприятий).

Зона экстенсивного градостроительного развития включает территории, связанные с хозяйственной эксплуатацией природных ресурсов края площадного характера (добычей полезных ископаемых, развитием сельского и лесного хозяйства):

территории горнорудного освоения включают существующие территории интенсивных горных разработок Норильского промышленного района, Северо-Енисейского золоторудного узла и др., а также территории планируемых интенсивных горных разработок в Мотыгинском районе (Горевское свинцово-цинковое месторождение, Раздолинский рудный узел и др.), в Саянском районе (Кингашский рудный узел), Кежемском районе (Чадобецкая группа месторождений бокситов), Туруханском районе (Порожинское месторождение марганца), Курагинском районе (Казырская группа железорудных месторождений). Сюда же отнесены территории угледобывающей промышленности - разрезы, территории первоочередного и перспективного освоения (согласно инвестиционным проектам). Наибольшие площади сосредоточены в Западном и Восточном Канско-Ачинском топливно-энергетическом комплексе (далее - КАТЭКе);

территории нефтегазового освоения включают районы Большехетского блока нефтегазовых месторождений (Туруханский, Таймырский районы), Юрубчено-Тохомского и Собинско-Тэтэринского месторождений, (Эвенкийский район) и др.;

территории развития энергетической инфраструктуры - зоны размещения ГЭС и строительства объектов ТЭК;

территории промышленной лесоэксплуатации - включают в основном северные территории Приангарского макрорайона, юга Эвенкии, Туруханского района. Ограничения составляют зоны существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий, защитных лесов, организации туристско-рекреационных зон;

территории с развитым сельским хозяйством. В пределах края выделены сельскохозяйственные зоны, располагающие почвенными и агроклиматическими ресурсами:

а) Южная - на территориях Минусинского, Шушенского, Краснотуранского районов;

б) Западная - на территориях Шарыповского, Назаровского, Ужурского, Балахтинского, Новоселовского районов.

Зона ограниченного градостроительного развития включает территории, связанные с размещением особо охраняемых природных территорий, защитных лесов, а также территорий, связанных с защитой биологических ресурсов Красноярского края.

В границах зон ограниченного градостроительного освоения осуществляются следующие виды деятельности:

природоохранная деятельность: элементы, формирующие экологический каркас Красноярского края (ключевые территории и ядра, экологические коридоры, буферные территории);

туристско-рекреационная деятельность формируется на основе использования рекреационного потенциала, сконцентрированного в следующих рекреационных узлах:

а) Южном (Минусинский, Шушенский, Ермаковский районы) - на базе природного парка "Ергаки" и "Борус";

б) Западном (Шарыповский район) - на базе рекреационного потенциала местных озер (пресные Парнинские озера, озеро Инголь, озеро Большое, озеро Круглое, озеро Линево, мараловодческое хозяйство, курорт "Озеро Учум");

в) Приморском - на базе рекреационного потенциала побережья Красноярского водохранилища и развития курортных центров "Тагарское" (Минусинский район), "Красноярское Загорье" (Балахтинский район) и курорта "Озеро Учум" (Ужурский район);

г) Центральном - на базе природно-рекреационных зон окрестностей Красноярска, включая заповедник "Столбы", реку Мана, "Бобровый лог", "Роев ручей" и др. достопримечательности;

д) Северном - на базе исторического города Енисейска;

е) окрестности Норильска и плато Путоран, на базе рекреационного потенциала озера Лама и Таймырских озер.

Выделение зон интенсивного, экстенсивного и ограниченного развития территории, отличающихся степенью воздействия на окружающую природную среду, не всегда совпадающих с административными границами территорий, позволяет учитывать воздействие новых факторов развития.

На основе укрупненного зонирования территорий по приоритетным направлениям развития территории края определены зоны опережающего развития и точки роста, соответствующие приоритетным направлениям развития экономики края: металлургического комплекса, нефтегазового комплекса, ТЭК и других сфер экономической деятельности (таблица 1).


Таблица 1

Специализация, базовые функции макрорайонов Красноярского края и зон опережающего развития

 

Макрорайоны края

Зоны опережающего развития и точки роста

Специализация, базовые функции

Базовые сохраняющиеся

Развивающиеся

Перспективные

1

2

3

4

5

Центральный макрорайон

Красноярская агломерация,

ЗАТО Железногорск (ядерные и космические технологии)

перерабатывающие производства, цветная металлургия, энергетика, химическая промышленность, атомная промышленность, глубокая деревообработка, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, сельское хозяйство

оборонная промышленность и космическая деятельность, транспорт и логистика, потребительский сектор, образовательный сектор, туризм, рекреация, спорт, строительные материалы, ядерная химия, целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность

высокие (инновационные) технологии (ЗАТО Железногорск)

Приангарский макрорайон

промышленный район "Нижнее Приангарье"

горнорудная промышленность, добыча угля, энергетика, золотодобывающая промышленность, лесозаготовка, деревообрабатывающая промышленность

энергетика, формирование центра лесопереработки, формирование федерального центра золотодобычи, цветная металлургия, транспорт и логистика, добыча и переработка горно-химического сырья, добыча и обогащение руд цветных и редкоземельных металлов, строительный комплекс

черная металлургия, добыча и обогащение руд редкоземельных металлов, освоение рудных месторождений (бокситы)

Западный макрорайон

КАТЭК

добыча угля, энергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, сельское хозяйство, лесозаготовка и деревообработка, производство нефтепродуктов (нефтехимия), пищевая промышленность

добыча угля, энергетика, нефтехимия и нефтепереработка, транспорт и логистика, агропромышленный комплекс

стройиндустрия

Южный макрорайон

природный парк "Ергаки"

сельскохозяйственное производство, добыча золота, пищевая промышленность, электротехническое машиностроение, энергетика, лесозаготовка

агропромышленный комплекс, транспорт и логистика, туризм, рекреация и спорт, глубокая переработка древесины, черная и цветная металлургия

формирование горнорудного узла, золотодобыча, черная металлургия

Восточный макрорайон

КАТЭК,

Кингашское горнорудное

месторождение

добыча угля, лесопереработка, ядерная химия, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика

добыча угля, глубокая деревообработка, энергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия

горнодобывающие отрасли, формирование минерально-сырьевого центра федерального значения, нефтегазопереработка

Северный макрорайон

Ванкорский нефтегазовый кластер,

Юрубчено-Тохомское месторождение,

Норильский промышленный район

горнодобывающая промышленность, добыча и переработка медных и платиновых руд, нефтегазодобыча, транспортная логистика, сохранение традиционных видов хозяйствования и природопользования

развитие центров добычи углеводородов федерального значения, транспортировка углеводородного сырья, добыча угля

развитие горнодобывающей отрасли

.


Информация по документу
Читайте также