Расширенный поиск

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 08.02.2017 № 1722

ГЛАВА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

УКАЗ

 

г. Якутск

 

 

Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2017-2018 годы»

 

 

В целях участия в софинансировании из средств федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297, п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить проектную программу Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2017-2018 годы» согласно приложению к настоящему Указу.

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

 

 

 

               Глава

Республики Саха (Якутия)                                                              Е.БОРИСОВ

 

 

 

г.Якутск

8 февраля 2017 года

№ 1722

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 8 февраля 2017 г. № 1722

 

 

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА  РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2017-2018 ГОДЫ»

 

 

Паспорт  проектной программы Республики Саха (Якутия)  «Доступная среда на 2016-2018 годы»

 

1.

Наименование Программы

Проектная программа Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2017-2018 годы» (далее-Программа)

2.

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ 
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. № 575
«Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 973 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. № 2437 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы»

3.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

4.

Соисполнители Программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

 

Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения

5.

Цель Программы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Республике Саха (Якутия)

6.

Задачи Программы

1. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров.

2. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

3. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, физической культуры и спорта

7.

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

4) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

5) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

6) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;

7) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

8) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

9) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

10) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

11) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

12) доля парка подвижного состава городского транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава;

13) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;

14) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

15) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

2017-2018 годы

9.

Объемы и источники обеспечения Программы

Общий объем затрат на реализацию Программы составляет: 260 644,82 тыс. рублей, из них:

в 2017 году – 172 618,46 тыс. рублей;

в 2018 году – 88 026,36 тыс. рублей;

в том числе 84 592,10 тыс. рублей из федерального бюджета, из них:

в 2017 году –84 592,10 тыс. рублей;

в 2018 году –0,00 тыс. рублей;

в том числе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

в 2017 году – 21 285,90 тыс. рублей;

в 2018 году – 0,00 тыс. рублей;

в том числе Министерства образования и науки Российской Федерации:

в 2017 году – 31 101,80 тыс. рублей,

в 2018 году – 0,00 тыс. рублей;

в том числе Министерства спорта Российской Федерации:

в 2017 году – 32 204,40 тыс. рублей;

в 2018 году – 0,00 тыс. рублей;

в том числе 176 052,72 тыс. рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), из них:

в 2017 году – 88 026,36 тыс. рублей;

в 2018 году – 88 026,36 тыс. рублей

10.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов;

2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

4) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

5) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

6) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;

7) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

8) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

9) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

10) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

11) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

12) увеличение доли парка подвижного состава городского транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;

13) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;

14) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

15) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на:

здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, медицинские учреждения и рабочие места;

социальные программы, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Правительством Российской Федерации в качестве приоритетного направления выделяется необходимость первоочередного решения вопросов устранения отношенческих и средовых барьеров, во многом формирующих депривацию лиц с ограниченными возможностями и мешающих их полному и эффективному включению в социум.

Разработка Программы, в рамках которой будет продолжен комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, к реабилитационным и иным услугам, осуществляется с учетом:

Конвенции ООН о правах инвалидов;

Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;

Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 973 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»;

Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. № 2437 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы».

В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильного населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

С 2013 по 2015 годы действовала проектная программа Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2013-2015 годы», объем затрат на реализацию составил 289 652,61 тыс. рублей. В рамках которой мероприятиями по формированию доступности приоритетных объектов охвачены объекты здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, культуры, профессионального образования, спорта и физической культуры, транспортной инфраструктуры.

В сфере транспорта также проводились мероприятия по приобретению транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в количестве 9 единиц, светодиодных табло для слабослышащих инвалидов и звуковых сигналов для слабовидящих инвалидов на общественном транспорте – 70 комплектов, светофоров с кнопкой вызова, звуковым сигналом и обратным отсчетом времени, оснащению остановочных пунктов, пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов средствами доступности для инвалидов – 40 ед.

В рамках реализации программы проводится ежегодный социологический мониторинг. В 2013-2015 годах анкетирование проведено на территории 20 районов и в г. Якутске с охватом порядка 2 000 респондентов. Результаты анкетирования используются для оценки доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, а также положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.

По мероприятию «Дистанционное профессиональное обучение молодых инвалидов» исполнителем является ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов», начиная с 2013 года, обучено 65 инвалидов по специальности «мастер по обработке цифровой информации».

За период действия программы 72 инвалида по зрению обучено работе на персональном компьютере. Всего по данному направлению было предусмотрено 880 тыс. рублей.

Курсы повышения квалификации прошли 95 специалистов органов социальной защиты по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, работе с инвалидами.

В рамках реализации мероприятий программы проведены различные мероприятия, направленные на повышение информированности специалистов в различных сферах, а также привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов: республиканский семинар «Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия)» для соисполнителей программы,  ярмарка реабилитационных услуг для детей-инвалидов с участием организаций, участвующих в процессе реабилитации ребенка-инвалида.

В целях отработки новых подходов к предоставлению реабилитационных услуг детям-инвалидам с 2015 года при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действует проектная программа Республики Саха (Якутия) «Харысхал» на 2015-2017 годы.

Под доступной средой понимается организация окружающего пространства, при которой любой человек независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту, что позволит людям с инвалидностью и иным маломобильным группам населения реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.

Социальная политика республики в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, в которых основное место занимает создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах жизнедеятельности.

Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. На 01 января 2016 года в республике проживает 57 679 инвалидов, в том числе 6 054 детей-инвалидов.

В создании доступной среды жизнедеятельности остро нуждаются инвалиды и иные маломобильные группы населения. К маломобильным группам населения относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации (не менее 10 % населения республики). К категории маломобильных групп населения относятся также лица, страдающие хроническими заболеваниями, люди, проходящие реабилитацию после травм, беременные и люди с детскими колясками.

Таким образом, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах, транспорте и мероприятиях по социальной интеграции возрастает, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

За период действия Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Республике Саха (Якутия) выстроена и отработана система предоставления мер социальной поддержки лицам с ограниченными возможностями.

В республике функционирует разветвленная дифференцированная система образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Традиционной формой получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является их обучение в 22 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (2137 обучающихся, из них детей-инвалидов 743  (15,8%).

С целью реализации прав детей-инвалидов на дошкольное воспитание в Республике Саха (Якутия) на базах  Республиканской специальной (коррекционной) школы - интерната 1 вида и  Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната II-III-IV вида функционируют интегрированные дошкольные группы компенсирующей направленности, где дети с нарушением слуха воспитываются совместно со здоровыми сверстниками, и группа, где проходят реабилитацию дети с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации.

Дошкольные образовательные учреждения посещают 1378 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них  детей с нарушением речи – 630, нарушением зрения - 475, нарушением опорно-двигательного аппарата – 120, задержкой психического развития - 68, нарушением слуха – 31, со сложным дефектом – 7 детей, общим заболеванием - 26.

В общеобразовательных учреждениях общего типа обучается 2341 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, из них детей с нарушением зрения – 73, нарушением слуха – 66, нарушением речи – 83, нарушением опорно-двигательного аппарата – 225, общим заболеванием – 647,  задержкой психического развития – 908, умственной отсталостью - 339.

Обучением на дому охвачено 1274 обучающихся, в том числе 893  инвалида. Обучение на дому организуется общеобразовательным учреждением по месту жительства с согласия родителей и на основании заключения лечебно-профилактического учреждения. Для обеспечения качественного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, республика в 2009-2012 году участвовала в реализации приоритетного национального проекта «Образование», итогом которого стал охват дистанционным обучением 645 детей-инвалидов, что составляет 72% от общего количества детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Проблема организации обучения, адекватного их потребностям, приобретает особую актуальность, связанную с  введением инклюзивного образования. 

Инклюзивное образование, с одной стороны, решает многие проблемы, с другой – для успешной его реализации должны быть сформированы необходимые условия.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» достаточно освещено обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения.

С 01 ноября 2012 года в ГБОУ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства образования Республики Саха (Якутия) открылся отдел ранней диагностики и специальной помощи детям до 3 лет и их родителям. Служба ранней помощи организована в 9 муниципальных центрах психолого-медико-социального сопровождения.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования в 2014 году разработано Положение о Центральной (Республиканской) психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Министерства образования  Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2014 г. № 01-16/332.

Во исполнение пункта 23 настоящего Положения (заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года от даты его подписания) по заданию Министерства образования Республики Саха (Якутия) в 2014 году открылись территориальные психолого-медико-педагогические комиссии в 7 улусах: Чурапчинском, Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Амгинском, Нюрбинском, Намском, Сунтарском улусах. В 2015 году открыты 2 психолого-медико-педагогические комиссии в Верхневилюйском и Таттинском улусах. Число территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в республике в настоящее время составляет 18 ПМПК.

С 2013 года Республика Саха (Якутия) также участвует в конкурсе на получение субсидии из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на осуществление мероприятий по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту. Данная субсидия предоставлялась на приобретение оборудования, инвентаря и экипировки, компьютерной техники и оргтехники, транспортных средств для оснащения учреждений спортивной направленности. Общий объем средств, выделенных с 2013 по 2015 годы, составляет 6 049,19 тыс. рублей.

Накоплен нормативный, правовой, кадровый, организационный, научно-информационный, материально-технический и финансовый потенциал социальных отраслей, участвующих в вопросах профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов.

Для повышения доступности получения реабилитационных услуг в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2014 г. № 185 утвержден Перечень дополнительных технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществляется обеспечение их дополнительными техническими средствами реабилитации. Сложившийся

механизм оказания реабилитационной помощи инвалидам позволяет наиболее полно и качественно удовлетворять их потребности в дополнительных технических средствах реабилитации.

В Республике Саха (Якутия) функционирует сеть реабилитационных центров и одно учреждение профессионального обучения молодых инвалидов ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов», в которых ежегодно проходят реабилитацию порядка 4 500 инвалидов. Обеспеченность реабилитационными центрами для детей-инвалидов составляет всего 60 % от фактической потребности. Материальная база учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов, остается на недостаточном уровне.

Одной из указанных задач является создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. С 2011 года республика принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, которая предусматривает выделение субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

Основные проблемы, на решение которых направлена Программа:

низкая доля объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в которых создана безбарьерная среда для инвалидов и маломобильных групп населения;

недостаточно развитая материальная база учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов;

необходимость повышения квалификации специалистов по реабилитации, социальной интеграции инвалидов, а также вопросам создания доступной среды для инвалидов;

недостаточная информированность населения по вопросам инвалидности и формированию толерантного отношения общества к проблемам инвалидов.

В связи с ограниченным объемом финансирования из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на создание доступной среды в Республике Саха (Якутия) необходимо привлечение средств федерального бюджета. В связи с этим подготовлена данная проектная программа Республики Саха (Якутия) в соответствии с примерной программой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Необходим комплексный подход к решению проблемы создания доступной среды жизнедеятельности в Республике Саха (Якутия) и ее решения программно-целевым методом, в том числе необходимо эффективное межведомственное взаимодействие и координация работ различных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и других участников создания доступной среды жизнедеятельности.

На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках Проектной программы Республики Саха (Якутия), выделены следующие риски ее реализации.

Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том числе на энергоносители, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий Программы, что приведет к недостижению планируемых целевых показателей и к росту социальной напряженности в обществе, ограничит спектр реабилитационных услуг инвалидам Республики Саха (Якутия).

К рискам относятся крупные техногенные аварии и экологические катастрофы, ведущие к значительному увеличению количества граждан, ставших инвалидами. Данное обстоятельство не позволит в полной мере удовлетворить потребность региона в мероприятиях по созданию доступной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан и может оказать негативное влияние на результаты реализации Проектной программы.

 

РАЗДЕЛ 2. Основные цели, задачи и целевые индикаторы Программы

 

Целью проектной программы Республики Саха (Якутия) является  повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В рамках Программы определены основные задачи:

1.       Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров.

2.       Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

3.       Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, физической культуры и спорта.

Целевые индикаторы Программы определены в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, отражающие результаты деятельности на уровне Республики Саха (Якутия):

1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

4) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

5) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

6) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;

7) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

8) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

9) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

10) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

11) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

12) доля парка подвижного состава городского транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава;

13) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;

14) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

15) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов.

Система целевых показателей (индикаторов) проектной программы Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2017-2018 годы» представлена в приложении № 1 к настоящей Программе.

 

РАЗДЕЛ 3. Сроки реализации Программы

 

В целях решения поставленных задач предполагается выполнение Программы в период с 2017-2018 годы.

 

РАЗДЕЛ 4. Перечень программных мероприятий

 

Достижение поставленной цели и установленных задач будет осуществляться посредством реализации мероприятий в рамках следующих разделов программы:

1.                Совершенствование нормативно-правовой базы и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, в том числе нормативно-правовой основы развития различных мер социальной поддержки инвалидов и их семей, мероприятий по обеспечению взаимодействия и координации деятельности участников этой системы.

В рамках реализации данного раздела предусмотрена реализация следующих мероприятий:

разработка и принятие нормативных правовых и организационно-распорядительных документов Республики Саха (Якутия);

подготовка и проведение социологического мониторинга, в том числе среди инвалидов;

организация электронного межведомственного взаимодействия организаций, реализующих индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида;

формирование карт доступности приоритетных объектов и услуг.

2.1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, мероприятия, направленные на определение уровня доступности, а также по обустройству и приспособлению (далее - адаптация) указанных объектов и услуг (путем ремонта, дооборудования техническими средствами адаптации, а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг (дистанционная форма предоставления услуг, изменения режима работы и др.).

Мероприятия по повышению уровня доступности будут проводиться на объектах:

социальной защиты и социального обслуживания;

органов занятости;

здравоохранения;

образования;

культуры;

физической культуры и спорта;

транспортной инфраструктуры.

В рамках данного раздела реализуются следующие мероприятия:

оснащение кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием;

софинансирование муниципальных программ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Данное мероприятие осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

2.2.  Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов).

В данный раздел включены следующие мероприятия по повышению доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов):

дистанционное профессиональное обучение молодых инвалидов;

оснащение медицинским и реабилитационным оборудованием, а также соответствующим программным обеспечением и расходными материалами;

создание условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;

приобретение оборудования, инвентаря и экипировки, компьютерной техники и оргтехники, транспортных средств для оснащения учреждений спортивной направленности;

обучение незрячих и слабовидящих работе на персональном компьютере;

оснащение учреждений социального обслуживания специализированным автотранспортом для перевозки инвалидов.

3.1.         Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В данный раздел включены следующие мероприятия:

организация курсов повышения квалификации, подготовка на курсах за пределами Республики Саха (Якутия) специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, работе с инвалидами органов социальной защиты населения;

подготовка и проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных форумов по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и участие в них представителей исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов социальной защиты населения.

3.2.         Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В данный раздел включены следующие мероприятия:

обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов;

организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

проведение совместных мероприятий инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидности (фестивали, конкурсы, выставки, спартакиады, молодежные лагеря, форумы и др.);

организация круглосуточных диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи.

Перечень мероприятий проектной программы Республики Саха (Якутия) «Доступная среда на 2017-2018 годы» с объемами финансирования представлен в приложении № 2 к настоящей Программе.

 

РАЗДЕЛ 5. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия), а также предполагаемых субсидий из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) в порядке софинансирования в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы.

Основанием для предоставления Республике Саха (Якутия) средств из федерального бюджета будет являться соответствующее соглашение, заключаемое между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) по результатам конкурса.

Объем ресурсного обеспечения представлен в приложении № 3 к настоящей Программе.

 

РАЗДЕЛ 6. Управление и контроль реализации Программы

 

Контроль за исполнением Программы осуществляется ответственным исполнителем Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей, контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценка достижения целевых показателей (индикаторов)) осуществляет ответственный исполнитель в соответствии с нормативным правовым актом об утверждении Программы. Ответственный исполнитель разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.

Соисполнители организуют исполнение мероприятий Программы, в установленные сроки предоставляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).

В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства должны расходоваться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура) инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего объема сэкономленных средств

Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю.

Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2011 г. № 636 «О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)».

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ежегодно (по итогам года) представляет сводный отчет о реализации Программы и ее результатах с оценкой эффективности в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) о порядке, разработке и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия).

Правительство Республики Саха (Якутия) ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих количественно-качественные показатели, и описания выполнения или невыполнения мероприятий;

отчет об осуществлении расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы, разработанной на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляются по согласованию с Министерством труда социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации целевых программ в Республике Саха (Якутия).

Ход реализации программных мероприятий освещается через официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), официальные средства массовой информации.

 

РАЗДЕЛ 7. Оценка эффективности реализации Программы

 

Программа направлена на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия). Результат Программы также нацелен на повышение доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основании индикаторов и показателей оценки результативности и планируемых результатов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Экономическая эффективность Программы

 обеспечивается путем рационального и эффективного использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.

Социальная эффективность Программы должна выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:

увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, формате их предоставления;

преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);

информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;

повышения уровня и качества услуг, открытым или предоставляемым для населения.

 

 

 

_______________________

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к проектной программе

Республики Саха (Якутия)

«Доступная среда на 2017-2018 годы»

 

 

Система целевых показателей (индикаторов) проектной программы Республики Саха (Якутия)

«Доступная среда на 2017-2018 годы»


Цель и задачи Программы

Перечень целевых показателей (индикаторов)

Фактическое значение на момент разработки Программы

Изменение значений по годам реализации Программы

Планируемое значение на момент окончания действия Программы

2017

2018

 

Цель Программы:

обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения

увеличение доли приоритетных объектов социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), нанесенных на карту доступности Республики Саха (Якутия) (до 100 % к 2020 году)

50

85

100

100

Задачи Программы:

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты (до 76% к 2020 году)

34

48

52

52

 

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости (до 70% к 2020 году)

0

48

68

68

 

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения (до 60% к 2020 году)

25

48

60

60

 

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 20% к 2020 году)

0

12

20

20

 

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 35% к 2020 году)

10

23

30

30

 

увеличение доли приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования (до 30% к 2020 году)

10

23

30

30

 

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры (до 11,25 % к 2020 году)

5

8,5

9,5

11,25

 

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта (до 66% к 2020 году)

40

58

68

68

 

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (до 20,2 % к 2020 году)

4

9

15

15

 

увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (до 73% к 2020 году)

36

58

73

73

Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидности и обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 57 % к 2020 году)

54,5

55

55,6

56

 

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до  54,7% к 2020 году)

45

50

55

55

 

 

 

_________________________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

к проектной программе

Республики Саха (Якутия)

"Доступная среда на 2017-2018 годы"

 

 

Перечень мероприятий проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на2017-2018 годы"


Информация по документу
Читайте также