Расширенный поиск

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 09.01.1922 № 384

 



        ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТ. КОМИТЕТА.

     384. Положение   о   Народном   Комиссариате  Рабоче-Крестьянской
          Инспекции.

                         1. Общее Положение.

     1. Рабоче-Крестьянская   Инспекция   является   единым    органом
социалистического контроля,  через который Советское государство,  при
непосредственном участии рабочих и крестьян,  осуществляет  надзор  за
деятельностью  всех государственных учреждений и предприятий,  а равно
общественных организаций в центре и на местах.
     2. Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции возлагаются
следующие задачи:
     а) наблюдение   за  исполнением  всех  декретов  и  постановлений
Советской власти и за целесообразным их применением;
     б) проверка  деятельности  всех  органов Советской власти с точки
зрения достигнутых на деле результатов;
     в) надзор  по  учету,  распределению  и хранению государственного
имущества и наблюдение за правильным и  целесообразным  ведением  всех
текущих хозяйственных операций;
     г) последующая  проверка  финансовых,  материальных   и   сметных
планов,  предложений  и  договоров,  а  также проектов государственной
росписи расходов и доходов;
     д) борьба с бюрократизмом и волокитой;
     е) выработка мер по  упрощению  делопроизводства,  а  также  форм
отчетности и учета;
     ж) представление на рассмотрение центральных  и  местных  органов
власти конкретных предложений,  выработанных на основании ревизионного
опыта,   об   упрощении   аппаратов   управления,    параллелизма    и
безхозяйственности,   о  формах  согласования  деятельности  отдельных
Народных  Комиссариатов  и  их  органов   на   местах,   а   также   о
преобразовании всей системы ведения дела в тех или иных учреждениях;
     з) наблюдение за правильным  разрешением  всякого  рода  жалоб  и
заявлений  при Народных Комиссариатах и местных органах о неправильных
действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц;
     и) систематическое  приучение  широких  масс рабочих и крестьян к
приемам и навыкам управления государством путем:
     привлечения их  к  непосредственному участию в летучих ревизиях и
массовых обследованиях;
     организации периодических  выборов  представителей  от  рабочих и
крестьян в члены Рабоче-Крестьянской Инспекции;
     организации на  местах  широкой  сети  ячеек  содействия и вызова
рабочих и крестьян с фабрик,  заводов и волостей для участия в работах
центральных и губернских органов Рабоче-Крестьянской Инспекции;
     3. В  осуществление  указанных  выше  задач,  Рабоче-Крестьянская
Инспекция имеет право:
     а) устанавливать в центральных и  местных  советских  органах,  а
также общественных организациях,  за исключением случаев,  указанных в
законе,  постоянный,  фактический  контроль  материальных  и  денежных
оборотов;
     б) назначать   летучие   ревизии   и   единовременные    массовые
обследования;
     в) давать  заключения  по  всем  плановым  предложениям  народных
комиссариатов и соответствующим проектам декретов;
     г) приостанавливать  явно  незаконные  распоряжения  и   действия
учреждений  и  должностных  лиц,  могущие  принести  материальный  или
финансовый ущерб Республике.

     Примечание 1.  Приостановления действий и распоряжений ревизуемых
учреждений,  налагаемые органами Рабоче-Крестьянской Инспекции,  могут
быть  аннулированы  только   высшей   инстанцией   Рабоче-Крестьянской
Инспекции;   отмены   или   приостановления  действий  и  распоряжений
ревизуемых   учреждений,   подтвержденные    Народным    Комиссариатом
Рабоче-Крестьянской    Инспекции,    могут    аннулироваться    только
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом,  Советом  Народных
Комиссаров и Советом Труда и обороны;
     Примечание 2.  Означенное право Рабоче-Крестьянской Инспекции  не
распространяется на постановления местных исполнительных комитетов (их
президиумов), а также Народных Комиссаров.

     д) предлагать ревизуемым  учреждениям  исправления  замеченных  в
работе  недочетов  и  требовать  удаления должностных лиц за серьезные
упущения и безхозяйственность;
     е) требовать от ревизуемых учреждений обязательного представления
необходимых  при  производстве  ревизий  и  обследований   документов,
сведений   и   справок,   а  также  производить  выемки  документов  и
опечатание;
     ж) привлекать    к    суду    виновных    в   правонарушениях   и
злоупотреблениях должностных лиц, выступать через своих представителей
на суде в качестве обвинителя и истца;
     з) назначать во всех советских  и  общественных  учреждениях,  за
исключением   случаев,   указанных  в  законе,  и  организациях  своих
представителей в целях ревизионных и осведомления;
     и) командировать практикантов для работы в советские учреждения и
существенные организации в центре и на местах;
     к) командировать  выборных  членов  Рабоче-Крестьянской Инспекции
для  отсутствования  на  установленных  приемах  должностных  лиц,  не
исключая   и   ответственных  приемов  народных  комиссаров  и  членов
президиумов исполнительных комитетов;
     л) делегировать  своих  представителей  с  правом  совещательного
голоса на съезды, конференции и совещания;
     м) командировать  специально уполномоченное на то лицо,  с правом
совещательного голоса,  для участия  в  заседаниях  коллегии  Народных
Комиссариатов,   комиссиях  и  совещаниях,  назначаемых  Всероссийским
Центральным Исполнительным  Комитетом,  Советом  Народных  Комиссаров,
Советом  Труда  и  Обороны и других междуведомственных и ведомственных
совещаниях и заседаниях, как в центре, так и на местах.

            II. Организация Рабоче-Крестьянской Инспекции.

     4. Центральными       органами       Народного       Комиссариата
Рабоче-Крестьянской Инспекции являются:
     а) центральные инспекции:
     1) продовольственная       и       сельскохозяйственная,       2)
техническо-промышленная,   3)   труда,   социального   обеспечения   и
здравоохранения,  4) административная, 5) просвещения и пропаганды, 6)
финансовая,  7)  внешних  сношений,  8)   военно-морская,   9)   путей
сообщения,
     б) управление делами с центральным бюро жалоб при нем.
     5. Центральные  инспекции  руководят  инспектированием и ревизией
соответственных местных органов.
     6. Продовольственная  и  сельскохозяйственная  инспекция  ведает:
инспектированием и ревизией:  а) Народного Комиссариата Продовольствия
и всех его центральных органов; б) всех организаций, входящих в состав
других  центральных  учреждений  Республики   и   ведающих   снабжение
продовольствием  и  предметами  широкого  потребления;  в) центральных
учреждений  потребительской  кооперации;  г)  Народного   Комиссариата
Земледелия,    Центрального   Агрономического   Управления,   Главного
Управления Земледельческими  Хозяйствами  Промышленных  Предприятий  и
всех  центральных учреждений Республики,  ведающих вопросами сельского
хозяйства и животноводства и сельскохозяйственной кооперации.
     7. Техническо-промышленная инспекция ведает:
     инспектированием и ревизией всех органов Высшего Совета Народного
Хозяйства со всеми подведомственными им учреждениями.
     8. Инспекция труда,  социального  обеспечения  и  здравоохранения
ведает:
     инспектированием и ревизией:  а)  Народного  Комиссариата  Труда,
Народного Комиссариата Социального Обеспечения, Народного Комиссариата
Здравоохранения,  Всероссийского Центрального Совета  Профессиональных
Союзов и их центральных органов;
     б) всех  организаций,  входящих  в  состав   других   центральных
учреждений  Республики и ведающих вопросами труда,  тарифной политики,
снабжения  проз-  и   спец-одежды,   здравоохранения   и   социального
обеспечения.
     9. Административная инспекция ведает:
     а) инспектированием  и ревизией Народных Комиссариатов:  Юстиции,
Внутренних Дел,  Почт и  Телеграфов,  Национальностей  и  Центрального
Статистического Управления с их центральными органами;
     б) хозяйственной стороной деятельности учреждений  Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров.
     10. Инспекция просвещения и пропаганды ведает:
     а) инспектированием и ревизией Народного Комиссариата Просвещения
с его центральными органами;
     б) всех культурно-просветительных организаций,  входящих в состав
других центральных и государственных учреждений.
     11. Финансовая инспекция ведает:
     инспектированием и    ревизией    всех    учреждений    Народного
Комиссариата Финансов и подведомственных ему органов.
     12. Инспекция внешних сношений ведает:
     инспектированием и    ревизией:    а)    Народного   Комиссариата
Иностранных Дел,  б) Народного Комиссариата Внешней  Торговли  и  всех
подведомственных  ему органов как на территории Республики,  так и вне
ее.
     13. Военно-морская инспекция ведает:
     инспектированием и ревизией: а) Народного Комиссариата по Военным
и  Морским делам со всеми его учреждениями и войсковыми объединениями,
б) всех войсковых объединений,  входящих в состав  других  центральных
учреждений.
     14. Инспекция путей сообщения ведает:
     инспектированием и ревизией: а) учреждений Народного Комиссариата
Путей Сообщения и всех подведомственных  ему  учреждений,  б)  органов
центрального  управления  военных  сообщений,  в)  высшего  совета  по
перевозкам и г) основной транспортной комиссии.
     15. Управление   делами   Рабоче-Крестьянской   Инспекции  ведает
административными,  финансовыми,  хозяйственными и техническими делами
центрального и местных аппаратов Рабоче-Крестьянской Инспекции.
     16. Центральное  бюро  жалоб  при  управлении  делами   Народного
Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции ведает:
     приемом жалоб и заявлений как в устной,  так и в письменной форме
от   всех  учреждений  и  граждан  Республики,  производством  по  ним
расследований  и   разрешения   этих   жалоб,   согласно   действующих
законоположений, Центральное бюро жалоб действует на основании особого
положения, утвержденного Советом Народных Комиссаров.
     17. Местными органами Рабоче-Крестьянской Инспекции являются:
     а) губернские   и   уездные   (или   районные)   инспекции    при
исполнительных  комитетах,  б) инспекции экстерриториального характера
(военно-морская и путей  сообщения,  кроме  местного  транспорта),  в)
ячейка   содействия   Рабоче-Крестьянской   Инспекции,  образуемая  по
соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов
и его органами на местах.
     18. Заведующие  губернскими  инспекциями  избираются  Губернскими
Исполнительными   Комитетами  и  утверждаются  Народным  Комиссариатом
Рабоче-Крестьянской   Инспекции;   представители   уездной   инспекции
избираются   Уездными   Исполнительными   Комитетами   и  утверждаются
губернскими инспекциями.
     19. В    особо    важных    случаях,   определяемых   Президиумом
Всероссийского  Центрального   Исполнительного   Комитета,   Народному
Комиссариату   Рабоче-Крестьянской   Инспекции  предоставляется  право
назначать  заведующих  губернскими   инспекциями   по   соглашению   с
Губернскими Исполнительными Комитетами, при чем, в случае разногласия,
вопрос    разрешается    Президиумом    Всероссийского    Центрального
Исполнительного Комитета.
     20. Все  заведующие  подотделами  и  старшие  инспектора  местных
органов  Рабоче-Крестьянской  Инспекции  назначаются,  перемещаются  и
увольняются заведующими губернскими и уездными инспекциями,  которые о
всех   состоявшихся   назначениях  немедленно  сообщают  для  сведения
управлению   делами   Народного    Комиссариата    Рабоче-Крестьянской
Инспекции.
     21. В   качестве   заведующих    Рабоче-Крестьянской    Инспекции
Губернскими Исполнительными Комитетами назначаются вполне авторитетные
и опытные лица, члены Исполнительных Комитетов.
     22. Инспекции  экстерриториального  характера  (военно-морская  и
путей сообщения)  непосредственно  подотчетны  Народному  Комиссариату
Рабоче-Крестьянской  Инспекции  и действуют по районам,  независимо от
административного   деления   территории   Республики,   сообразно   с
распоряжением  ревизуемых  учреждений,  на основании особой инструкции
Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской инспекции.
     23. Сотрудники  инспекций  экстерриториального  характера,  как в
центре,  так и на местах,  назначаются,  перемещаются и увольняются на
основании  особого  положения,  выработанного  Народным  Комиссариатом
Рабоче-Крестьянской Инспекции.
     24. Ячейки   содействия   организуются  на  фабриках,  завода,  в
мастерских, воинских частях, а также волостях и селах.

     Примечание. Правила организации  ячеек  содействия,  их  права  и
обязанности,  взаимоотношения  с местными органами Рабоче-Крестьянской
Инспекции предусматриваются особой инструкцией Народного  Комиссариата
Рабоче-Крестьянской  Инспекции  совместно  с Всероссийским Центральным
Советом Профессиональных Союзов.

     Подписали: Председатель  Всеросс.  Центр.  Исполн.  Комитета   М.
Калинин.
     Секретарь Всеросс. Центр. Исполн. Комитета А. Енукидзе.

     9 января 1922 г.

Информация по документу
Читайте также