Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 18.03.1988 № 93

 



                       СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                     от 18 марта 1988 г. N 93
                             г. Москва


        О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР

     Центральный Комитет   КПСС   и   Совет   Министров   СССР    в
постановлении от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела
охраны природы в стране" отметили,  что в  свете  требований  ХХVII
съезда партии о принятии решительных мер экономического,  правового
и  воспитательного  характера  в   целях   обеспечения   охраны   и
рационального  использования  земли  и  ее  недр,  водных ресурсов,
атмосферного воздуха,  растительного и  животного  мира  необходима
коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
     После апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС в условиях  возросшей
социальной  активности  и заинтересованности всех слоев населения в
улучшении состояния окружающей среды,  рациональном использовании и
воспроизводстве  природных  богатств  приняты  принципиально важные
решения  Партии  и  Правительства  по  оздоровлению   экологической
обстановки  во  многих  промышленных  центрах  и  регионах  страны.
Всенародную поддержку получили конкретные меры,  которые  предстоит
осуществить  уже  в  текущей  пятилетке  по  защите  от загрязнения
бассейнов озер Ладожское  и  Байкал,  постановления  о  прекращении
работ  по  переброске  части  стока  северных  и сибирских рек и об
охране  уникальных  памятников  природы  и  культуры.   Необходимые
экономические   и   организационные   предпосылки  для  дальнейшего
совершенствования дела охраны природы  созданы  в  ходе  подготовки
всех   звеньев   управления  к  практической  реализации  концепции
перестройки   руководства   экономикой.   Важным   шагом   является
начавшаяся    разработка   проекта   долгосрочной   Государственной
программы охраны окружающей  среды  и  рационального  использования
природных  ресурсов  СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу
до 2005 года.
     Вместе с  тем  в  природоохранной  деятельности  министерств и
ведомств,  советских и хозяйственных органов имеют место  серьезные
недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов
охраны природы и рационального  использования  природных  ресурсов.
Развитие  производственных  сил в различных регионах осуществляется
без должного учета экологических последствий  и  проведения  единой
природоохранной политики.
     Совершенно недопустимо, что государственные органы, призванные
осуществлять  контроль  за  состоянием окружающей среды,  дублируют
деятельность  друг  друга,  ведут   работу   крайне   неэффективно,
руководствуясь  зачастую ведомственными и местническими интересами.
В  определении  главных  задач   в   области   охраны   природы   и
использования  природных  ресурсов  допускались  грубые  просчеты и
ошибки,  что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки
и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
     Сложившаяся система   управления   природопользованием   ввиду
чрезмерной  разрозненности  природоохранных  функций  по  различным
министерствам и  ведомствам  не  отвечает  современным  требованиям
хозяйствования    и    стала   серьезным   фактором,   сдерживающим
интенсификацию производства в условиях  растущей  взаимозависимости
между состоянием окружающей среды и развитием экономики.
     В практике   природоохранной   деятельности    недооцениваются
экономические   методы  управления.  Из-за  отсутствия  действенных
экономических рычагов  и  стимулов  предприятия  и  организации  не
заинтересованны   в   обеспечении   комплексного   и  рационального
использования предоставляемых  им  природных  ресурсов  и  снижении
загрязнения  природной  среды.  Во  многих случаях серьезный ущерб,
который наносится предприятиями и организациями  окружающей  среде,
не  оказывает  никакого  влияния  на  результаты  их  хозяйственной
деятельности.
     Крупным недостатком  является  то,  что  проводимая  работа по
улучшению  природопользования  слабо  базируется   на   достижениях
научно-технического   прогресса.   Крайне  недостаточно  внедряются
малоотходные    и    безоотходные     технологические     процессы,
комбинированные  производства,  обеспечивающие полное,  комплексное
использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в
стороне   от   этого   важного   государственного   дела  оказалось
большинство академических и отраслевых  научно-исследовательских  и
проектно-конструкторских  организаций.  Их  практическая  работа не
оказывает заметного воздействия на повышение технического уровня  и
экологической безопасности производства.
     ЦК КПСС  и  Совет  Министров  СССР  отметили,  что  во  многом
имеющиеся  недоработки  и упущения в области охраны природы явились
следствием серьезной недооценки этого важнейшего  дела  со  стороны
Госплана  СССР,  Государственного комитета СССР по науке и технике,
других   центральных   экономических   органов.   При    подготовке
Генеральной  схемы развития и размещения производственных сил СССР,
планов   экономического   и   социального   развития   страны   ими
недостаточно   учитываются  экологические  особенности  регионов  и
состояние  природных  ресурсов,  не  уделяется  должного   внимания
рациональному использованию природного сырья,  созданию эффективных
природоохранных сооружений.  В  составе  планов  и  государственных
целевых   научно-технических  программ  слабо  отражаются  проблемы
утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения.  До сих  пор
не разработана целостная система природоохранных нормативов.
     Безответственное отношение некоторых министерств и ведомств  к
вопросам  природопользования  привело к резкому ухудшению состояния
окружающей  среды  в  отдельных   регионах.   Во   многих   звеньях
отраслевого     управления     преобладают     ведомственность    и
субъективистский   подход   в   принятии   хозяйственных   решений.
Продолжает  сохраняться  порочная  практика  "остаточного" принципа
выделения  материальных  и  финансовых   ресурсов   на   реализацию
назревших задач охраны природы. В результате низкой исполнительской
дисциплины ряд решений  Партии  и  Правительства  по  осуществлению
природоохранных   мероприятий   выполняется   с   отступлениями  от
установленных сроков и не в полном объеме.
     Крайне медленно  перестраивают  свою  деятельность  в  области
охраны  природы  Советы  Министров  автономных  республик,  местные
Советы   народных   депутатов.   Ими   неэффективно  осуществляется
координация  природоохранной  работы  предприятий  и   организаций,
расположенных   на   соответствующей   территории.  Не  принимается
действенных мер по претворению в жизнь предусмотренных в  планах  и
решениях  Партии и Правительства заданий по улучшению использования
и  охраны  земель,  вод,   лесов,   недр,   атмосферного   воздуха,
растительного  и  животного  мира.  Не ведется настойчивой борьбы с
нарушениями природоохранительного  законодательства,  не  в  полной
мере используются предоставленные для этого права и полномочия.
     Советскими и  хозяйственными  органами,  средствами   массовой
информации,   а  также  общественными  организациями  не  уделяется
необходимого  внимания  экологическому  образованию  и   воспитанию
людей,  начиная  с  детства,  пропаганде  природоохранных  знаний в
семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно
на   производстве,  повышению  экологической  культуры  всех  слоев
населения как одному из важнейших  условий  улучшения  дела  охраны
природы.
     ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркнули, что вопросы охраны
природы  имеют  большую общественную значимость,  здесь недопустимы
политическая и организационная вялость,  безынициативность  органов
государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.
Борьба   за   экологическую   безопасность    на    земле    должна
рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач
советских людей.
     Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
7 января 1988 г.  N 32 и в связи  с  Указом  Президиума  Верховного
Совета    РСФСР    от    17   марта   1988   г.   "Об   образовании
союзно-республиканского Государственного комитета РСФСР  по  охране
природы" Совет Министров РСФСР  п о с т а н о в л я е т:

              Главные задачи в области охраны природы
                и рационального природопользования

     1. Считать   важнейшей   задачей   всех   государственных    и
хозяйственных  органов,  объединений  и  предприятий,  общественных
организаций РСФСР и  каждого  трудового  коллектива  настойчивое  и
последовательное   проведение   линии   партии   на   сохранение  и
приумножение природных  ресурсов,  улучшение  состояния  окружающей
среды,  исходя  из  признания  жизненной необходимости решения этих
вопросов  не  только  для  советского  народа,  но  и   для   всего
человечества.
     Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных
республик,    крайисполкомам,    облисполкомам,    Московскому    и
Ленинградскому горисполкомам,  местным  советским  и  хозяйственным
органам  рассматривать обеспечение рационального природопользования
и  охраны  окружающей  среды  как  неотъемлемую   составную   часть
экономического   и   социального   развития   республики.  Главными
направлениями природоохранной деятельности должны стать:
     повсеместное обеспечение    благоприятного    санитарного    и
экологического  состояния  окружающей  среды,  и  прежде  всего   в
промышленных  центрах,  городах  и  других  населенных пунктах,  на
основе  строгого  соблюдения  научно  обоснованных  природоохранных
норм;
     уменьшение удельных расходов воды в целом по республике к 1995
году  не  менее чем на 20%  и полное прекращение к 2000 году сброса
неочищенных сточных вод во все водные бассейны РСФСР;
     последовательное проведение  работы  по  повышению  плодородия
земель, особенно за счет осуществления комплекса мер по защите почв
от эрозии, своевременной мелиорации и рекультивации земель, а также
сокращение      отводов      высокопродуктивных      угодий      на
несельскохозяйственные нужды;
     сохранение лесных   богатств   и    повышение    водоохранных,
почвозащитных  и  других полезных природных свойств лесов на основе
поддержания  их  надлежащего  экологического  состояния,   усиления
охраны лесов от пожаров,  болезней и вредителей,  осуществления мер
по опережающему лесовосстановлению,  снижению потерь  древесины  на
всех стадиях заготовки и переработки;
     полное и   комплексное    использование    минерально-сырьевых
ресурсов путем внедрения малоотходных и безотходных технологических
процессов и производств, широкого вовлечения в хозяйственный оборот
отходов горнопромышленного производства;
     всемерное сохранение и воспроизводство рыбных  запасов,  диких
зверей,   птиц,   других  полезных  живых  организмов  и  растений,
рациональное  ведение  охотничьего  хозяйства,  увеличение  площади
особо   охраняемых   природных   территорий,  включая  заповедники,
заказники и национальные природные парки;
     организация эффективного   использования   природных  ресурсов
континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также Мирового
океана   при   строгом   соблюдении   международных   соглашений  и
экологических требований.
     Особое внимание при осуществлении природоохранной деятельности
должно быть обращено  на  обеспечение  благоприятной  экологической
обстановки   в   регионах   республики   с   высокой  концентрацией
промышленного и сельскохозяйственного производства,  и прежде всего
в южных районах Сибири,  Урала,  Поволжском экономическом районе, а
также в районах Крайнего Севера.
     2. Госплану  РСФСР,  Госснабу  РСФСР,  другим  республиканским
экономическим органам РСФСР при разработке предложений по  РСФСР  к
Концепции  и  Основным  направлениям  экономического  и социального
развития   СССР,    проектов    государственных    планов    РСФСР,
долговременных  народнохозяйственных программ предусматривать в них
важнейшие  направления  природоохранной  деятельности  в  увязке  с
намечаемыми масштабами развития производительных сил и внедрением в
народное  хозяйство  достижений  научно-технического  прогресса,  а
также   действенные   меры   к  предотвращению  ухудшения  качества
природной среды и нерационального использования природных ресурсов.
     В этих целях доводить до министерств и ведомств РСФСР, Советов
Министров  автономных  республик,  крайисполкомов,   облисполкомов,
Московского    и   Ленинградского   горисполкомов   соответствующие
показатели в составе  контрольных  цифр,  государственных  заказов,
долговременных экономических нормативов и лимитов.
     3. Министерствам и ведомствам РСФСР  при  осуществлении  своих
функций  в  области  планирования  развития  экономики и социальной
сферы,   ускорения   научно-технического    прогресса,    повышения
технического    уровня    и    качества   продукции,   капитального
строительства    обеспечивать    строгую    увязку    хозяйственной
деятельности  с  экологическими  требованиями,  с  тем  чтобы любое
принимаемое решение учитывало долговременные  интересы  общества  в
сохранении  и  улучшении  природной  среды,  а  их  реализация бала
направлена на создание благоприятных условий труда,  жизни  и  быта
советских людей.
     При разработке долгосрочных прогнозов и  направлений  развития
отраслей,  схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов
и их реализации предусматривать приоритетное  развитие  комплексных
промышленных    и    сельскохозяйственных   производств   на   базе
малоотходных и безотходных технологических процессов. Рассматривать
их  как  основное стратегическое направление решения проблем охраны
окружающей среды и рационального использования природных  ресурсов.
Не допускать к производству новую технику, материалы и вещества, не
отвечающие требованиям экологической безопасности.
     4. Советам Министров автономных республик,  исполкомам местных
Советов народных депутатов обеспечивать в области охраны природы  и
природопользования   эффективную   координацию   деятельности  всех
объединений,  предприятий   и   организаций,   независимо   от   их
ведомственной    принадлежности,    исходя    из   возложенной   на
республиканские (АССР) и местные  органы  управления  всей  полноты
ответственности   за  экологическую  обстановку  в  соответствующих
регионах.  Всемерно  использовать  возможности   кооперации   между
предприятиями и организациями различных отраслей, расположенными на
одной территории, объединения их усилий в сооружении и эксплуатации
природоохранных   объектов   общего   назначения,   с   тем   чтобы
обеспечивать наиболее экономичное и  эффективное  решение  вопросов
рационального  использования  природных  ресурсов  и предотвращения
загрязнения   природной   среды.   При   этом   проявлять    полную
самостоятельность  в  решении вопросов охраны природы,  опираясь на
природоохранительное законодательство.
     5. Довести  до  сведения,  что  ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
     подчеркнули, что   реализация   выдвинутых  партией  задач  по
эффективному использованию и  воспроизводству  природных  ресурсов,
охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий
в решающей степени зависит от соблюдения природоохранительных  норм
и законодательства объединениями, предприятиями и организациями. От
их   рачительного   отношений   и   государственного   подхода    к
использованию  земли  и ее недр,  водных ресурсов,  растительного и
животного мира зависит состояние природы,  благополучие и  здоровье
людей;
     обязали руководителей  объединений   и   предприятий,   советы
трудовых  коллективов,  исходя  из  интересов  настоящего и будущих
поколений  советских  граждан  и  руководствуясь  Законом  СССР   о
государственном     предприятии     (объединении),     обеспечивать
рациональное  природопользование   и   охраны   окружающей   среды,
безусловное     соблюдение     требований     природоохранительного
законодательства,  строго пресекать любые его нарушения со  стороны
членов трудового коллектива.

       Совершенствование системы управления охраной природы
         и регулирования использования природных ресурсов

     6. Установить,  что   союзно-республиканский   Государственный
комитет  РСФСР  по  охране  природы  (Госкомприрода РСФСР) является
центральным органом государственного управления  в  области  охраны
природы  и  использования  природных ресурсов на территории РСФСР и
наряду с Советами Министров автономных республик,  крайисполкомами,
облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами несет всю
полноту   ответственности   за    охрану    природы,    организацию
рационального  использования и воспроизводства природных ресурсов в
республике.  В  этих  целях  Комитет  наделяется   соответствующими
правами и полномочиями.  Решения Государственного комитета РСФСР по
охране природы,  принимаемые в пределах его  компетенции,  являются
обязательными  для  исполнения  всеми  министерствами и ведомствами
РСФСР,  а  также  объединениями,  предприятиями  и   организациями,
независимо от их ведомственной принадлежности.
     Государственный комитет РСФСР по охране  природы  осуществляет
свою  деятельность  под  руководством  Совета  Министров  РСФСР,  а
соответствующие  его  органы  в  автономных  республиках,  краях  и
областях,  городах  Москве  и Ленинграде - под руководством Советом
Министров  автономных  республик,  крайисполкомов,   облисполкомов,
Московского и Ленинградского горисполкомов.
     Довести до сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением   от   7   января  1988  г.  N  32  установили,  что
Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские
и  местные  органы  не  должны  подменять министерства,  ведомства,
исполнительные комитеты Советов  народных  депутатов,  объединения,
предприятия  и  организации  в  их деятельности по охране природы и
улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого
и   территориального  управления,  объединениями,  предприятиями  и
организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом
деле.
     7. Возложить  на  Государственный  комитет  РСФСР  по   охране
природы:
     осуществление комплексного     управления      природоохранной
деятельностью   в   республике,   разработку  и  проведение  единой
научно-технической  политики  в  охране  природы   и   рациональном
использовании    природных   ресурсов,   координацию   деятельности
министерств и ведомств РСФСР в этой области;
     государственный контроль  в пределах РСФСР за использованием и
охраной земель, поверхностных и подземных вод атмосферного воздуха,
растительного  (в  том  числе  лесов) и животного мира (в том числе
рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных
вод  СССР,  континентального  шельфа  и экономической зоны СССР,  а
также общераспространенных полезных ископаемых;
     подготовку и  представление  в  Госплан  РСФСР  предложений по
вопросам охраны природы  и  рациональному  использованию  природных
ресурсов  по  РСФСР  к  проектам  Концепции  и Основных направлений
экономического  и  социального   развития   СССР,   государственных
пятилетних  планов  экономического  и  социального  развития РСФСР.
Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий,
предусмотренных  в  Основных  направлениях и государственных планах
РСФСР;
     разработку предложений   по  совершенствованию  экономического
механизма природопользования,  экологических нормативов,  правил  и
стандартов  по  регулированию  использования  природных  ресурсов и
охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий,
имея в виду, что ЦК КПСС  и Совет Министров СССР  постановлением от
7 января 1988 г.  N 32 поручили Государственному комитету  СССР  по
охране   природы   утверждение   указанных   нормативов,  правил  и
стандартов;
     подготовку республиканских    целевых   программ   по   охране
природной среды и рациональному использованию природных ресурсов  и
представление  их  в  Совет  Министров  РСФСР.  Комитет  утверждает
территориальные комплексные схемы охраны  природы  и  использования
природных   ресурсов,  имеющие  республиканское  и  межрегиональное
значение;
     осуществление государственной  экологической  экспертизы  схем
развития и размещения производительных сил по РСФСР и экономическим
районам СССР,  расположенным на территории РСФСР,  а также отраслей
народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при
разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также
проектов  на  строительство  (реконструкцию)  предприятий  и   иных
объектов,  оказывающих  воздействие на состояние окружающей среды и
природных ресурсов.  При этом Комитет должен ориентироваться прежде
всего  на  такой  решающий  фактор улучшения деятельности по охране
природы,  как  широкое  применение  во  всех   отраслях   народного
хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений
научно-технического    прогресса,    обеспечивающих    рациональное
природопользование;
     выдачу в  установленном  порядке  разрешений  на   захоронение
(складирование)  промышленных,  бытовых  и  иных  отходов,  выбросы
вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование,
на  пользование  животным  миром и потребление атмосферного воздуха
для производственных нужд;  предоставление недр в  пользование  для
проведения   геологоразведочных   работ,   участие   в   подготовке
материалов для  определения  и  утверждения  расчетной  лесосеки  и
контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
     руководство заповедным делом и осуществление  государственного
контроля  за  ведением охотничьего хозяйства в республике,  а также
ведение государственного кадастра животного мира  и  Красной  книги
РСФСР;
     организацию распространения знаний  о  природе  среди  широких
слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи,
в духе бережного отношения и любви к природе;
     участие в   планировании  и  осуществлении  сотрудничества  по
вопросам охраны природы с  зарубежными  странами  и  международными
организациями,  координацию  работы министерств и ведомств РСФСР по
выполнению   обязательств   Советской   Стороны,   вытекающих    из
международных   договоров   по   охране   природы  и  рациональному
использованию   природных   ресурсов,   изучение,    обобщение    и
распространение международного опыта в этой области.
     8. В связи с образованием Государственного комитета  РСФСР  по
охране  природы  и  возложением  на  него  функций государственного
управления   и   контроля    в    области    охраны    природы    и
природопользования,  которые  осуществляются  в  настоящее время на
территории РСФСР другими министерствами и ведомствами,  передать  в
ведение этого Комитета:
     из Госагропрома   РСФСР   -   осуществление   государственного
контроля за использованием и охраной земель;
     из Министерства  мелиорации  и  водного  хозяйства   РСФСР   -
осуществление государственного контроля за использованием и охраной
вод и выполнение других функций,  связанных с организацией охраны и
рационального использования водных ресурсов;
     из Министерства  лесного  хозяйства  РСФСР   -   осуществление
государственного   контроля   за   ведением   лесного  хозяйства  и
рациональным использованием лесов;
     из Главохоты  РСФСР  - осуществление государственного контроля
за использованием и охраной животного  мира,  включая  контроль  за
правильным  ведением охотничьего хозяйства,  руководство заповедным
делом,  ведение государственного кадастра животного мира и  Красной
книги РСФСР.
     Госагропрому РСФСР,   Министерству   мелиорации   и    водного
хозяйства  РСФСР,  Министерству лесного хозяйства РСФСР и Главохоте
РСФСР  в  связи  с  передачей  указанных  функций  Государственному
комитету  РСФСР  по  охране  природы  по  согласованию  с Комиссией
Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию  управления,
планирования  и хозяйственного механизма подготовить предложения об
уточнении положений о соответствующих  министерствах  и  ведомствах
РСФСР и внести их в Совет Министров РСФСР.
     Довести до сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением  от  7  января 1988 г.  N 32 признали целесообразным
передать  в  ведение  Государственного  комитета  СССР  по   охране
природы:
     из Министерства геологии СССР - осуществление государственного
контроля  за  охраной  подземных  вод  от  истощения и загрязнения,
сохранив  за  этим  Министерством   проведение   гидрогеологических
исследований,   в   том   числе  разработку  постоянно  действующих
гидродинамических  моделей  основных  регионов   страны   с   целью
управления ресурсами подземных вод;
     из Государственного  комитета  СССР  по  гидрометеорологии   -
осуществление  государственного  контроля  за  охраной атмосферного
воздуха и  выполнение  других  функций,  связанных  с  организацией
охраны и регулированием использования воздушного бассейна, сохранив
за этим Комитетом  функции  наблюдения  за  загрязнением  природной
среды и его последствиями;
     из Министерства  рыбного  хозяйства   СССР   -   осуществление
государственного   контроля  за  охраной  и  использованием  рыбных
запасов,  водных животных  и  растений  во  внутренних  водоемах  и
территориальных  водах СССР,  а также на континентальном шельфе и в
экономической зоне СССР.
     Государственному комитету РСФСР по охране природы в 2-месячный
срок разработать и  представить  в  Совет  Министров  РСФСР  проект
Положения  о  Комитете,  а  также по согласованию с Государственным
комитетом РСФСР по труду  и  социальным  вопросам  и  Министерством
финансов  РСФСР  предложения о структуре,  предельной численности и
фонде заработной платы работников центрального  аппарата  Комитета.
При  этом исходить из того,  что Государственному комитету РСФСР по
охране  природы  передается  из  Госагропрома  РСФСР,  Министерства
мелиорации   и   водного   хозяйства  РСФСР,  Министерства  лесного
хозяйства РСФСР,  Главохоты РСФСР и других министерств  и  ведомств
РСФСР  соответствующая численность работников центрального аппарата
и организаций при этих министерствах и  ведомствах,  осуществляющих
природоохранные  функции (по состоянию на 1 июля 1987 г.),  а также
материально-технические ресурсы и ассигнования на их содержание.
     9. Главохоте  РСФСР передать по состоянию на 1 июля 1987 г.  в
непосредственное подчинение:
     Государственного комитета     СССР     по    охране    природы
государственные заповедники согласно приложению N 1;
     Государственного комитета     РСФСР    по    охране    природы
государственные заповедники согласно приложению N 2.
     Государственному комитету РСФСР по охране природы в 3-месячный
срок  представить  в  Совет   Министров   РСФСР   согласованные   с
министерствами и ведомствами РСФСР предложения о передаче в ведение
Комитета   соответствующих   научно-исследовательских   и    других
организаций или их подразделений для выполнения возложенных на него
функций государственного управления и  контроля  в  области  охраны
природы и природопользования.
     10. Советам Министров  автономных  республик,  крайисполкомам,
облисполкомам,    Московскому,   Ленинградскому   горисполкомам   и
Государственному комитету РСФСР  по  охране  природы  обеспечить  с
участием  заинтересованных  министерств и ведомств РСФСР создание с
учетом конкретных особенностей на местах органов Комитета в  краях,
областях,  автономных республиках и округах, в городах и районах на
базе соответствующих местных органов республиканских министерств  и
ведомств    и    территориальных    (бассейновых)   управлений   по
регулированию использования и охране вод Министерства мелиорации  и
водного хозяйства РСФСР, региональных подразделений Государственной
инспекции  по  охране  атмосферного  воздуха,  организаций  системы
Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, осуществляющих
планирование  воздухоохранных  мероприятий,  экспертизу   проектов,
нормирование и контроль выбросов в природную среду, а также за счет
части штатной численности  органов  и  служб  системы  Министерства
геологии  СССР  (службы  по  контролю  за  охраной  подземных вод),
Министерства   рыбного   хозяйства   СССР,   Госагропрома    РСФСР,
Госагропрома   Нечерноземной   зоны   РСФСР,  Министерства  лесного
хозяйства РСФСР,  Главохоты РСФСР и других министерств и  ведомств,
осуществляющих  государственный  контроль  (надзор)  и управление в
области охраны окружающей среды и использования природных  ресурсов
на соответствующих территориях.
     Довести до сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением   от   7   января  1988  г.  N  32  установили,  что
Государственный комитет СССР  по  охране  природы,  государственные
комитеты союзных республик по охране природы и их органы на местах,
а также подведомственные им предприятия, организации, организации и
учреждения  образуют  единую систему Государственного комитета СССР
по охране природы.
     11. Государственный комитет РСФСР по охране природы образуется
в  составе  Председателя  Комитета,  его  заместителей   и   членов
Комитета. Членами Государственного комитета РСФСР по охране природы
являются  другие  руководящие  работники   Комитета,   руководители
министерств   и   ведомств   РСФСР,   председатели  государственных
комитетов  автономных  республик  по   охране   природы,   краевых,
областных;  Московского  и  Ленинградского  городских  комитетов по
охране  природы,   а   также   крупные   ученые   и   представители
общественности.
     В Государственном комитете РСФСР по охране природы  образуется
коллегия. Численность и персональный состав членов Государственного
комитета РСФСР по охране природы и  коллегии  утверждаются  Советом
Министров РСФСР.
     Признать целесообразным   иметь   общественный    Совет    при
Государственном  комитете  РСФСР  по охране природы для обеспечения
всестороннего,     глубокого     обсуждения     крупных     проблем
природопользования   и   охраны   окружающей   среды   и  выработки
рекомендаций  по  их  решению,  сформированный  из  числа   ученых,
общественных  деятелей,  представителей  местных  Советов  народных
депутатов, руководителей предприятий.
     12. Довести  до  сведения,  что ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
     а) предоставили   Государственному  комитету  СССР  по  охране
природы,  государственным комитетам  союзных  республик  по  охране
природы и их органам на местах (в пределах их компетенции) право:
     налагать запреты   на   строительство,    реконструкцию    или
расширение  объектов  промышленного и иного назначения,  проведение
работ  по  эксплуатации  природных   ресурсов   и   других   работ,
осуществляемых с нарушением природоохранительного законодательства,
а также приостанавливать работу промышленных и других  предприятий,
грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;
     предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а
также  советским  гражданам  и иностранным физическим и юридическим
лицам  о  взыскании  средств  в  возмещение  ущерба,   причиненного
государству   загрязнением   окружающей   среды   и  нерациональным
использованием природных ресурсов;
     б) признали необходимым, чтобы органы системы Государственного
комитета   СССР   по   охране   природы   рассматривали   дела   об
административной ответственности за правонарушения в области охраны
природы и использования природных ресурсов;
     в) установили,  что  при  осуществлении  своих функций органам
Государственного комитета СССР по охране природы исходить из  того,
что  они должны вести постоянную работу по предупреждению нарушений
природоохранительного  законодательства,  норм  и   правил   охраны
окружающей    среды    на    основе   делового   сотрудничества   с
территориальными и отраслевыми органами управления.
     13. В  связи с усилением роли республиканских (АССР) и местных
советских органов управления в  обеспечении  комплексного  развития
экономики  и  социально-культурной  сферы,  расширением  их  прав в
области охраны природы  на  соответствующей  территории  исполкомам
Советов   народных   депутатов   всемерно   содействовать  краевым,
областным, окружным, городским и районным органам по охране природы
в  решении  возложенных  на них задач,  активизировать деятельность
народных депутатов,  депутатских групп и постов на предприятиях и в
организациях в вопросах предотвращения загрязнения природной среды,
добиваться эффективного  использования  финансовых  и  материальных
средств,  выделяемых на природоохранные мероприятия,  в том числе и
средств,  направляемых на  эти  цели  в  порядке  долевого  участия
объединениями, предприятиями и организациями.
     Исполкомам Советов   народных   депутатов    при    разработке
комплексных планов экономического и социального развития территорий
предусматривать в  них  мероприятия  по  обеспечению  благоприятных
экологических     и     санитарно-гигиенических     условий     для
жизнедеятельности людей,  учитывая при этом не только местные, но и
общегосударственные  интересы развития народного хозяйства в целом.
Осуществлять систематический контроль за  ходом  выполнения  планов
строительства   объектов   природоохранного  назначения,  принимать
необходимые меры к обеспечению комплексного  ввода  в  эксплуатацию
производственных    и    непроизводственных   объектов   вместе   с
сооружениями  и   установками   для   рационального   использования
природных  ресурсов,  предотвращения  загрязнения  природной среды,
переработки производственных и бытовых отходов.
     Довести до  сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров СССР
постановлением  от  7  января  1988  г.  N  32  предоставили  право
исполкомам   Советов   народных   депутатов   в  случае  отставания
сооружения объектов природоохранного назначения обязывать заказчика
разработать   и   в   конкретные   сроки  осуществить  совместно  с
генеральной    подрядной     строительно-монтажной     организацией
мероприятия по ликвидации отставания строительства этих объектов.

            Совершенствование экономического механизма,
             обеспечивающего эффективное использование
              и охрану природных богатств республики

     14. Довести  до  сведения,  что ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32 подчеркнули, что в условиях
перевода  предприятий  на принципы полного хозяйственного расчета и
самофинансирования,  широкой демократизации общественных  отношений
необходимы  решительный переход от преимущественно административных
к преимущественно экономическим методам управления  природоохранной
деятельностью.  Следует добиваться того,  чтобы конечные результаты
работы предприятий были тесно увязаны с  эффективностью  проводимых
ими природоохранных мероприятий,  чтобы каждый трудовой коллектив и
каждый  трудящийся  был  заинтересован  в   соблюдении   требований
природоохранительного законодательства,
     15. Госплану РСФСР,  Государственному комитету РСФСР по охране
природы,   министерствам,   ведомствам   РСФСР,  Советам  Министров
автономных республик,  крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому   горисполкомам  при  разработке  контрольных  цифр,
государственных заказов,  долговременных экономических нормативов и
лимитов  учитывать  в  них  вопросы  охраны природы и рационального
использования природных ресурсов,  исходя из  заданий  и  положений
раздела  по  РСФСР  долгосрочной  Государственной  программы охраны
окружающей среды и рационального использования  природных  ресурсов
СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
     Довести до сведения,  что  ЦК  КПСС  и  Совет  Министров  СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32.
     а) установили, что:
     до объединений,    предприятий   и   организаций   в   составе
долговременных экономических нормативов доводятся  нормативы  платы
за   природные   ресурсы,   а  также  нормативы  платы  за  выбросы
загрязняющих веществ в природную среду;
     в экономических   нормативах   платы   за   природные  ресурсы
учитываются  их  распространенность,  возможность  воспроизводства,
доступность,   комплексность,   продуктивность,  местонахождение  и
другие факторы, обуславливающие затраты, связанные с использованием
этих  ресурсов.  Эти  нормативы должны стимулировать рациональное и
комплексное использование земли,  воды, леса, полезных ископаемых и
других ресурсов;
     в экономических  нормативах  платы  за  выбросы   загрязняющих
веществ   в   природную  среду  учитываются  особенности  природных
комплексов,  составы и свойства выбросов  загрязняющих  веществ,  а
также   затраты,   необходимые   для   ликвидации  (предотвращения)
загрязнения.  Указанные  нормативы  дифференцируются  по   регионам
страны  и  устанавливаются  на  пятилетку  (с разбивкой по годам) с
учетом ежегодного снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
Источником  платежей  по  этому  нормативу является прибыль (доход)
объединений, предприятий и организаций;
     за превышение   допустимых   выбросов  (сбросов)  загрязняющих
веществ в природную среду и аварийное  загрязнение  с  объединений,
предприятий  и  организаций взимается повышенная (в кратном размере
по отношению к экономическому нормативу) плата,  источником которой
является хозрасчетный доход коллектива;
     финансирование природоохранных мероприятий в объединениях,  на
предприятиях  и  в организациях должно осуществляться в основном за
счет  собственных  средств  и  кредитов  банка.  На  финансирование
крупных   природоохранных   мероприятий   могут   использоваться  в
установленном порядке государственные централизованные  капитальные
вложения;
     б) поручили Государственному комитету СССР по охране  природы,
Госплану   СССР,   Государственному   комитету   СССР   по   ценам,
Министерству финансов СССР в 6-месячный срок разработать с участием
Академии наук СССР и других заинтересованных министерств и ведомств
и утвердить по согласованию с  Государственным  комитетом  СССР  по
труду   и   социальным  вопросам  и  ВЦСПС  порядок  определения  и
применения нормативов платы за природные ресурсы и платы за выбросы
загрязняющих веществ в природную среду,  с тем чтобы начиная с 1991
года учитывать соответствующие нормативы  при  разработке  проектов
планов и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ в природную
среду;
     в) признали  необходимым образовать в Государственном комитете
СССР по охране природы резервный фонд охраны природы для выполнения
непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений,
предприятий и организаций средств по нормативам  платы  за  выбросы
загрязняющих  веществ  в  природную  среду,  а  также  от  средств,
взыскиваемых с нарушителей природоохранительного  законодательства.
Поручили   Государственному   комитету   СССР   по  охране  природы
разработать и по  согласованию  с  Комиссией  по  совершенствованию
управления,   планирования  и  хозяйственного  механизма  утвердить
типовое положение об образовании и использовании  резервного  фонда
охраны    природы,   предусмотрев   в   нем   порядок   и   условия
материально-технического обеспечения работ,  проводимых за счет его
средств;
     г) обязали Советы Министров союзных  и  автономных  республик,
крайисполкомы  и  облисполкомы  направлять взимаемые с объединений,
предприятий и организаций средства за загрязнение окружающей среды,
нерациональное  использование природных ресурсов и другие нарушения
природоохранительного законодательства на выполнение мероприятий по
охране  окружающей  среды  и  рациональному использованию природных
ресурсов,  а также  на  поощрение  производственных  коллективов  и
отдельных   работников,   добившихся  положительных  результатов  в
природоохранной  деятельности.  Установили,  что  эти  средства  не
допускается использовать на другие цели.
     16. Государственному комитету РСФСР по  ценам  при  разработке
новых и совершенствовании действующих цен предусматривать всемерное
стимулирование широкого внедрения на  предприятиях  малоотходных  и
безотходных   технологий,   комплексного  использования  природного
сырья,  приоритетного   применения   вторичных   и   возобновляемых
природных ресурсов.

   Широкое внедрение достижений научно-технического прогресса -
         решающее направление улучшения природопользования

     17. Государственному  комитету  РСФСР   по   охране   природы,
Уральскому,  Сибирскому,  Дальневосточному отделениям Академии наук
СССР,  Всероссийскому  отделению  ВАСХНИЛа,  Сибирскому   отделению
ВАСХНИЛа,   Отделению   ВАСХНИЛа   по   Нечерноземной  зоне  РСФСР,
Дальневосточному отделению  ВАСХНИЛа,  министерствам  и  ведомствам
РСФСР  сосредоточить  усилия  коллективов  научно-исследовательских
учреждений,  высших учебных заведений,  проектных, конструкторских,
технологических и других организаций на разработке и внедрении:
     по охране  и  рациональному  использованию  земель   -   новых
способов  воспроизводства  плодородия  почв  и защиты их от эрозии,
рекультивации  нарушенных  земель,  предотвращения   опустынивания,
подтопления земель и образования оползней,  селей, обвалов, а также
восстановления продуктивности засоленных и загрязненных земель;
     по охране  и  рациональному  использованию вод - принципиально
новых водосберегающих технологических процессов  в  промышленности,
сельском   и  коммунальном  хозяйствам,  высокоэффективных  методов
очистки и обеззараживания  сточных  вод.  Особое  внимание  уделять
изучению  проблем  водообеспечения  маловодных регионов республики,
сохранению и восстановлению благоприятного экологического состояния
малых  рек и водохранилищ,  а также вопросам исследования состояния
ресурсов подземных вод и разработке предложений  по  защите  их  от
загрязнения и широкому использованию в народном хозяйстве;
     по охране атмосферного воздуха - прогрессивных технологических
процессов,  оборудования  и  материалов для очистки отходящих газов
промышленных предприятий, в первую очередь от сернистого ангидрида,
окислов азота и других токсичных веществ,  высокоэффективных систем
для предотвращения выбросов вредных веществ с отработавшими  газами
двигателей,   а   также   экологически  безопасных  видов  топлива.
Расширить  объемы  работ  по  исследованию  процессов  переноса   и
превращения  химических  соединений  в атмосфере,  включая проблему
сохранения озонового слоя;
     по охране   недр   и  комплексному  использованию  минеральных
ресурсов - технологических  процессов,  оборудования  и  реагентов,
обеспечивающих   максимальное   извлечение   полезных   ископаемых,
глубокую переработку сырья с  утилизацией  образующихся  отходов  и
предотвращение  отрицательного  влияния  горных  работ на природную
среду.  Создать  экологически   безопасные   методы   геологической
разведки и добычи минерального сырья на континентальном шельфе;
     по охране  и  рациональному  использованию   растительного   и
животного  мира  -  новых  методов сохранения генетического фонда и
всего многообразия растительного и животного мира.  Особое внимание
обратить  на  научные  исследования  в  области  заповедного  дела,
совершенствование  технологий   воспроизводства   рыбных   запасов,
применение эффективных методов,  машин и оборудования для заготовки
леса  и  лесовосстановления,  новых  биологических  методов  защиты
лесов,  сельскохозяйственных  растений  и  животных  от  болезней и
вредителей.
     В области  социально-экономических  исследований  по  вопросам
охраны окружающей среды и природопользования  сосредоточить  усилия
на    постоянном    совершенствовании    экономического   механизма
хозяйствования с учетом изменения  отношений  человека  и  природы,
разработке  научно  обоснованных экологических нормативов,  методов
оценки  экологического  риска   развития   производства.   Повысить
эффективность  работ  по  изучению  природных комплексов и созданию
многовариантных долгосрочных прогнозов состояния окружающей среды и
природных ресурсов по регионам и в целом по республике.
     Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному отделениям  Академии
наук СССР,  Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Сибирскому отделению
ВАСХНИЛа,  Отделению  ВАСХНИЛа   по   Нечерноземной   зоне   РСФСР,
Дальневосточному  отделению  ВАСХНИЛа,  министерствам  и ведомствам
РСФСР при планировании  научных  исследований  в  области  создания
новых технологических процессов, оборудования и материалов исходить
из того,  что их внедрение наряду с  народнохозяйственным  эффектом
должно обеспечивать высокий уровень экологической безопасности.
     18. Довести до сведения,  что ЦК КПСС и Совет  Министров  СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32 поручили:
     Государственному комитету   СССР   по   охране    природы    с
привлечением   министерств   и   ведомств   СССР  подготавливать  и
представлять в Государственный комитет СССР  по  науке  и  технике,
Госсплан   СССР  и  Академию  наук  СССР  предложения  по  созданию
принципиально новых видов техники, технологии и материалов, а также
приборов    и   средств   контроля   состояния   природной   среды,
автоматизированных систем контроля с использованием авиакосмических
средств  для включения в государственные целевые научно-технические
программы межотраслевого характера:
     Государственному комитету  СССР  по науке и технике,  Госплану
СССР,  Государственному комитету СССР по охране природы и  Академии
наук   СССР,   предусмотреть   в  перечне  государственных  целевых
научно-технических программ,  определяемых при  разработке  проекта
Концепции  экономического  и социального развития СССР,  программы,
направленные на ускорение решения природоохранных проблем.
     19. Госплану РСФСР,  Государственному комитету РСФСР по охране
природы, министерствам и ведомствам РСФСР предусматривать в составе
государственных   заказов,   устанавливаемых   в   соответствии   с
утвержденным порядком,  задания по научно-техническим  разработкам,
направленным на решение важнейших проблем в области охраны природы,
а также развитию  необходимой  для  этого  опытно-экспериментальной
базы академической, отраслевой и вузовской науки.
     20. Государственному  комитету  РСФСР   по   охране   природы,
Министерству  высшего  и  среднего  специального образования РСФСР,
Уральскому,  Сибирскому и Дальневосточному отделениям Академии наук
СССР,   Всероссийскому  отделению  ВАСХНИЛа,  Сибирскому  отделению
ВАСХНИЛа,  Отделению  ВАСХНИЛа   по   Нечерноземной   зоне   РСФСР,
Дальневосточному  отделению  ВАСХНИЛа  совместно с министерствами и
ведомствами  РСФСР  принять  участие  в  проведении  в  1988   году
Государственным комитетом СССР по науке и технике,  Государственным
комитетом СССР по охране природы,  Министерством высшего и среднего
специального  образования  СССР,  Академией  наук СССР упорядочения
системы научно-исследовательских организаций, занимающихся решением
природохранных проблем, используя высвобождающуюся при этом штатную
численность,  материальные  и  финансовые  ресурсы   для   развития
исследований  на наиболее актуальных направлениях науки и техники в
области  охраны  окружающей  среды  и  рационального  использования
природных ресурсов.
     21. Довести до сведения,  что ЦК КПСС и Совет  Министров  СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
     а) в целях предотвращения вредного  воздействия  на  состояние
окружающей  среды  машин и оборудования при их эксплуатации обязали
министерства и ведомства СССР с участием Государственного  комитета
СССР   по  охране  природы  и  Государственного  комитета  СССР  по
стандартам ввести в качестве первоочередной меры начиная с 1 января
1989   г.   экологическую   экспертизу   выпускаемой  промышленными
предприятиями  машиностроительной  продукции  на  соответствие   ее
требованиям  норм  и  правил  по охране окружающей среды по перечню
согласно приложению N 3;
     б) поручили  Государственному комитету СССР по охране природы,
Государственному комитету СССР по науке и  технике,  Академии  наук
СССР    с    участием    Министерства    здравоохранения   СССР   и
Государственного  комитета  СССР  по   стандартам   разработать   и
утвердить  до  1  июля  1988  г.  типовое  положение  о  проведении
экологической экспертизы  выпускаемой  промышленными  предприятиями
машиностроительной продукции;
     в) учитывая, что экологическая безопасность выпускаемых машин,
приборов и оборудования неразрывно связана с их техническим уровнем
и   качеством,   признали   целесообразным   возложить   проведение
экологической   экспертизы   на   службы,  осуществляющие  контроль
качества продукции в объединениях и на предприятиях;
     г) поручили      Министерству     приборостроения,     средств
автоматизации и систем управления СССР,  Государственному  комитету
СССР   по  охране  природы,  Министерству  здравоохранения  СССР  и
Государственному  комитету   СССР   по   стандартам   совместно   с
заинтересованными  министерствами и  ведомствами СССР  определить в
I квартале 1988 г. номенклатуру приборов, систем,  средств контроля
(включая  эталонные)  и  поверочных газовых смесей,  которые должны
применяться    при    осуществлении    экологической     экспертизы
машиностроительной продукции;
     д) возложили   на   Министерство   приборостроения,    средств
автоматизации  и  систем  управления СССР производство,  поставку и
централизованное обслуживание указанных приборов,  систем и средств
контроля,  а  на  Министерство  химической  промышленности  СССР  и
Министерство газовой промышленности СССР - разработку, производство
и поставку поверочных газовых смесей.

  Повышение эффективности международного сотрудничества в области
                          охраны природы

     22. Довести до сведения,  что ЦК КПСС и Совет  Министров  СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
     а) особо подчеркнули,  что глобальный  характер  экологических
проблем   требует   более  тесного  сотрудничества  СССР  со  всеми
зарубежными  странами  и  международными  организациями  в  области
охраны природы и рационального использования природных ресурсов,  а
также повышения его эффективности. При этом главное внимание должно
уделяться    следующим    основным    направлениям   международного
сотрудничества в охране природы:
     разработке глобальной  стратегии  по  охране природной среды и
использованию  природных  ресурсов   с   учетом   всего   комплекса
существующих и прогнозируемых экологических проблем;
     развитию двустороннего   и   многостороннего   сотрудничества,
особенно со странами Европы, Азии, регионов Тихого океана и Севера,
имеющими сопредельные пограничные территории с СССР;
     совершенствованию принципов        международного       режима
природопользования,  научных и правовых основ решения международных
экологических проблем;
     разработке и   внедрению    ресурсо-    и    энергосберегающих
безотходных,    экологически   безопасных   технологий,   а   также
предложений по  предупреждению  и  устранению  последствий  крупных
промышленных, транспортных аварий и природных катастроф;
     дальнейшему развитию сотрудничества по охране и  рациональному
использованию природных ресурсов Мирового океана,  континентального
шельфа;
     развитию международной  системы  контроля  состояния природной
среды с использованием средств космической техники;
     б) отметили,   что   последовательное   проведение   линии  на
активизацию  международного   сотрудничества   в   области   охраны
окружающей  среды  и рационального использования природных ресурсов
является одной из важнейших задач Государственного комитета СССР по
охране природы. Государственной внешнеэкономической комиссии Совета
Министров СССР,  Государственного комитета СССР по науке и технике,
Министерства иностранных дел СССР,  и в ходе проведения этой работы
потребовали неуклонно обеспечивать:
     всемерное повышение   роли   Советской   Стороны  в  Программе
Организации Объединенных Наций  по  окружающей  среде  (ЮНЕП)  и  в
деятельности других специализированных органов ООН;
     расширение участия   Советской   Стороны    в    международных
неправительственных  организациях,  занимающихся  вопросами  охраны
природной среды и рационального использования природных ресурсов;
     дальнейшее развитие  связей  с  международными  организациями,
занимающимися проблемами научно-технического  прогресса  в  области
охраны  природы,  и прежде всего сотрудничества с социалистическими
странами по совместному решению важнейших  экологических  задач  на
основе новейших достижений науки и техники;
     усиление международной  кооперации  по  созданию  и   освоению
производства   прогрессивных   технических  средств  и  материалов,
необходимых  для  предотвращения  загрязнения  природной  среды   и
обеспечения рационального использования природных ресурсов.  Широко
использовать в этих целях прямые связи с зарубежными  предприятиями
и организациями,  особенно стран - членов СЭВ,  создание совместных
предприятий, объединений и научных коллективов;
     в) установили,  что  Государственный  комитет  СССР  по охране
природы осуществляет в соответствии с действующим порядком связи  с
иностранными государствами,  а также с международными организациями
и заключает с ними международные  договоры  СССР  межведомственного
характера   по   вопросам,   относящимся  к  компетенции  Комитета,
организует работу и координирует  участие  министерств  и  ведомств
СССР  в  международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов,  изучения и
контроля  состояния  природной  среды,  а  также  регулирования  ее
качества, осуществляет обмен информацией в области охраны природы с
иностранными государственными и международными организациями;
     г) возложили на Государственный комитет СССР по охране природы
обязанности,   связанные   с   выполнением  обязательств  Советской
Стороны, вытекающих из:
     Конвенции о  трансграничном  загрязнении  воздуха  на  большие
расстояния;
     Конвенции о защите морской среды района Балтийского моря;
     Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами  отходов
и других материалов;
     двусторонних соглашений   между    Правительством    СССР    и
правительствами США,  Великобритании, Франции, Бельгии, Финляндии о
сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
     д) поручили  Государственному комитету СССР по охране природы,
Государственному комитету СССР по  гидрометеорологии,  Госагропрому
СССР,   Министерству   мелиорации   и   водного   хозяйства   СССР,
Министерству рыбного хозяйства СССР,  Министерству  морского  флота
СССР,  Министерству  иностранных  дел СССР подготовить в 3-месячный
срок и внести в Совет Министров СССР предложения  о  возложении  на
Государственный   комитет  СССР  по  охране  природы  обязанностей,
связанных с организацией выполнения обязательств Советской Стороны,
вытекающих из других международных конвенций и соглашений по охране
окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
     е) в   целях   совершенствования   руководства   деятельностью
министерств,  ведомств и  организаций  по  вопросам  международного
сотрудничества   в  области  охраны  природы  и  природопользования
признали необходимым возложить на Государственный комитет  СССР  по
охране природы:
     разработку предложений по формированию единой  государственной
политики   в   деле   сотрудничества   с   зарубежными  странами  и
международными организациями в области охраны  окружающей  среды  и
рационального использования природных ресурсов;
     руководство работой  по  подготовке  международных  договоров,
связанных   с   решением  экологических  проблем  и  использованием
природных ресурсов;
     анализ тенденций    и    уровня    развития    природоохранной
деятельности за рубежом,  результатов участия советских организаций
в  международном  сотрудничестве  по  охране  природы  и  выработку
предложений по улучшению этой работы.

  Кардинальное улучшение экологического образования и воспитания
              бережного отношения населения к природе

     23. Довести  до  сведения,  что ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
     а) отметили,  что  успешное  решение  задач по улучшению всего
дела охраны природы возможно только  при  условии  резкого  подъема
экологической  культуры  и  знаний  в этой области.  Сознательное и
бережное отношение к природе  каждого  советского  человека  должно
формироваться,  начиная с детства, в семье, школе, средних и высших
учебных заведениях и непосредственно на производстве. На это должна
быть  нацелена  деятельность  всех  учреждений системы воспитания и
образования,  науки,  литературы  и  искусства,  средств   массовой
информации,   профсоюзных,   комсомольских  и  других  общественных
организаций.  Во всей этой работе необходимо  настойчиво  проводить
линию  на искоренение психологии неисчерпаемости природных ресурсов
и потребительского примитивизма по отношению к природе.
     Государственному комитету    РСФСР    по    охране    природы,
министерствам и  ведомствам  РСФСР,  Советам  Министров  автономных
республик,   исполкомам   местных   Советов  народных  депутатов  и
хозяйственным органам в своей практической работе по  кардинальному
улучшению   экологического   образования   и  воспитания  бережного
отношения к природе  исходить  из  того,  что  коренной  перелом  в
природоохранной  деятельности  может  быть  достигнут  только в том
случае,  когда заботой о ней проникнется каждый советский  человек.
Надо  вести  решительную  борьбу с фактами проявления безразличия и
равнодушия к охране природы на производстве, в быту и на отдыхе;
     б) поручили:
     учитывая, что процесс  обучения  по  вопросам  охраны  природы
является важной составной частью общего и специального образования,
Министерству высшего  и  среднего  специального  образования  СССР,
Министерству  просвещения  СССР,  Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому      образованию      совместно      с
заинтересованными   министерствами   и  ведомствами  и  с  участием
Государственного комитета СССР по охране  природы  ввести  во  всех
средних  и  высших  учебных  заведениях  специальный курс по охране
окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
     Государственному комитету     СССР    по    охране    природы,
Государственному комитету СССР по науке и  технике,  Академии  наук
СССР,  Академии  педагогических  наук СССР,  Министерству высшего и
среднего специального образования  СССР,  Министерству  просвещения
СССР       и       Государственному      комитету      СССР      по
профессионально-техническому образованию подготовить  в  6-месячный
срок  и  утвердить  программу перестройки всего дела экологического
образования в  стране  с  учетом  требований  дальнейшего  усиления
охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
     24. Государственному   комитету   РСФСР   по   кинематографии,
Государственному комитету РСФСР по делам издательств,  полиграфии и
книжной  торговли,  Государственному  комитету  РСФСР   по   охране
природы,  Министерству  культуры  РСФСР,  Союзу  писателей  РСФСР и
другим творческим  союзам,  редакциям  газеты  "Советская  Россия",
республиканских   (АССР)  и  местных  газет  и  журналов,  Обществу
"Знание" РСФСР,  Всероссийскому обществу  охраны  природы  коренным
образом улучшить работу по пропаганде охраны природы,  воспитанию у
советских  людей  бережного  и  высоконравственного   отношения   к
растительному  и  животному  миру,  земельным,  водным  ресурсам  и
полезным  ископаемым.  Повысить   качество   и   расширить   выпуск
научно-популярной,   учебной   литературы,  кинофильмов,  радио-  и
телепередач,  усилить  лекционную  пропаганду  по  этим   вопросам.
Использовать  в качестве центров по пропаганде экологических знаний
павильоны и тематические экспозиции на  Всесоюзной  и  региональных
выставках  достижений  народного хозяйства,  дома природы,  музеи и
дома культуры.
     25. Государственному   комитету  РСФСР  по  охране  природы  и
Министерству   юстиции   РСФСР   совместно   с    заинтересованными
министерствами и ведомствами РСФСР принять  участие в  подготовке к
1 октября 1989 г.  Государственным комитетом СССР по охране природы
и Министерством юстиции СССР проекта Закона СССР об охране природы.
     26. Министерствам  и  ведомствам  РСФСР,   Советам   Министров
автономных республик,  крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому горисполкомам осуществить меры по проведению  четкой
организационно-практической    работы,    связанной    с   коренной
перестройкой управления охраной природы.  Особое внимание  обратить
на комплектование органов Государственного комитета РСФСР по охране
природы   высококвалифицированными,   принципиальными,   преданными
своему  делу  работниками,  способными  компетентно решать проблемы
охраны природы в условиях широкой демократизации общества, перевода
экономики на новые методы хозяйствования.
     Усилия республиканских   органов   управления,   советских   и
хозяйственных органов на местах должны быть направлены на то, чтобы
рачительное отношение к природе стало предметом  постоянной  заботы
трудовых  коллективов,  руководителей  и специалистов всех отраслей
народного хозяйства, нормой повседневной жизни советских людей.
     27. Государственному   комитету  РСФСР  по  охране  природы  и
Министерству  юстиции  РСФСР  подготовить  в  6-месячный   срок   и
представить  в  установленном  порядке  предложения  о  внесении  в
действующее  законодательство  РСФСР   изменений,   вытекающих   из
настоящего постановления.


     Председатель
     Совета Министров РСФСР                            В.ВОРОТНИКОВ

     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР                               И.ЗАРУБИН
     ______________________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
     к постановлению
     Совета Министров РСФСР
     от 18 марта 1988 г.
     N 93


                          П Е Р Е Ч Е Н Ь
  государственных заповедников, передаваемых из ведения Главохоты
   РСФСР в непосредственное подчинение Государственного комитета
                      СССР по охране природы

     Байкальский государственный заповедник, Бурятская АССР
     Баргузинский государственный заповедник, Бурятская АССР
     Кроноцкий государственный заповедник, Камчатская область
     Лапландский государственный заповедник, Мурманская область
     Печоро-Илычский государственный заповедник, Коми АССР
     Саяно-Шушенский государственный заповедник, Красноярский край
     Сохондинский государственный заповедник, Читинская область
     Центрально-Сибирский государственный заповедник,  Красноярский
край
     Центрально-Черноземный государственный   заповедник,   Курская
область


     Управляющий Делами
     Совета Министров СССР                                И.ЗАРУБИН
     _____________________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
     к постановлению
     Совета Министров РСФСР
     от 18 марта 1988 г.
     N 93


                          П Е Р Е Ч Е Н Ь
  государственных заповедников, передаваемых из ведения Главохоты
   РСФСР в непосредственное подчинение Государственного комитета
                      РСФСР по охране природы

     Государственный заповедник "Азас", Тувинская АССР
     Алтайский государственный заповедник, Алтайский край
     Байкало-Ленский государственный заповедник, Иркутская область
     Государственный заповедник "Басеги", Пермская область
     Башкирский государственный заповедник, Башкирская АССР
     Государственный заповедник "Брянский лес", Брянская область
     Буреинский государственный заповедник, Хабаровский край
     Верхне-Тазовский государственный заповедник, Тюменская область
     Висимский государственный заповедник, Свердловская область
     Витимский государственный заповедник, Иркутская область
     Волжско-Камский государственный заповедник, Татарская АССР
     Дагестанский государственный заповедник, Дагестанская АССР
     Дарвинский государственный заповедник, Вологодская область
     Даурский государственный заповедник, Читинская область
     Жигулевский им.   И.И.Спрыгина   государственный   заповедник,
Куйбышевская область
     Кабардино-Балкарский высокогорный государственный  заповедник,
Кабардино-Балкарская АССР
     Кандалакшский государственный заповедник, Мурманская область
     Государственный заповедник "Кивач", Карельская АССР
     Костомукшский государственный заповедник, Карельская АССР
     Курильский государственный заповедник, Сахалинская область
     Магаданский государственный заповедник, Магаданская область
     Государственный заповедник "Малая Сосьва", Тюменская область
     Мордовский им.   П.Г.Смидовича   государственный   заповедник,
Мордовская АССР
     Нижне-Свирский государственный    заповедник,    Ленинградская
область
     Олекминский государственный заповедник, Якутская АССР
     Государственный заповедник   "Остров   Врангеля",  Магаданская
область
     Пинежский государственный заповедник, Архангельская область
     Северо-Осетинский государственный                  заповедник,
Северо-Осетинская АССР
     Государственный заповедник "Столбы", Красноярский край
     Таймырский государственный заповедник, Красноярский край
     Тебердинский государственный заповедник, Ставропольский край
     Усть-Ленский государственный заповедник, Якутская АССР
     Государственный заповедник "Шульган-Таш", Башкирская АССР
     Юганский государственный заповедник, Тюменская область


     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР                               И.ЗАРУБИН
     ______________________



     ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
     к постановлению
     Совета Министров РСФСР
     от 18 марта 1988 г.
     N 93


                          П Е Р Е Ч Е Н Ь
    выпускаемой промышленными предприятиями машиностроительной
  продукции, подлежащей экологической экспертизе на соответствие
 требованиям норм и правил по охране окружающей среды (установлен
    постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января
                   1988 г. N 32, приложение N 3)

-------------------------------------------------------------------
                                       |Министерства, ответственные
                                       |  за проведение экспертизы
-------------------------------------------------------------------
Легковые и грузовые автомобили,         Минавтопром СССР
автобусы, автопогрузчики, карьерные     Миноборонпром СССР
автосамосвалы, мотоциклы и мопеды,
а также двигатели к ним

Тракторы, самоходные шасси, мотоблоки   Минсельхозмаш СССР
и двигатели к ним                       Миноборонпром СССР
                                        Минобщемаш СССР

Тепловозы, шахтные                      Минтяжмаш СССР
погрузочно-доставочные машины и
двигатели к ним, двигатели для
автосамосвалов и судов, котельные
и литейное оборудование

Оборудование для производства цемента   Минстройдормаш СССР
и строительно-дорожные машины

Оборудование для нанесения              Минстанкопром СССР
гальванических и химических покрытий,
литейное оборудование

Оборудование нефтеперерабатывающее,     Минхиммаш СССР
нефтепромысловое, химическое и
бумагоделательное

Электропечи, установки                  Минэлектротехпром СССР
электрошлакового переплава и
индукционные плавильные установки

Моторные лодки и двигатели к ним        Минсудпром СССР
                                        Минавиапром СССР

     Примечание. Изменения  и дополнения в указанный перечень могут
вноситься  Бюро  Совета  Министров  СССР   по   машиностроению   по
предложениям     Госкомприроды     СССР,     Минздрава    СССР    и
машиностроительных министерств.


                          ______________

Информация по документу
Читайте также