Расширенный поиск

Постановление Совета Министров РСФСР от 15.03.1963 № 307

 





                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР
                      от 15 марта 1963 г. N 307
                                МОСКВА

               ЗАПИСКА ОТДЕЛА СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ СОВЕТА
    МИНИСТРОВ РСФСР "О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   МЕСТНЫХ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ РСФСР"

     Совет Министров РСФСР постановляет:
     1. Разослать  записку  Отдела  советских органов Совета Министров
РСФСР "О развитии общественных начал в деятельности местных  советских
органов РСФСР" Советам Министров автономных республик, крайисполкомам,
облисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР.
     2. Обязать  Советы  Министров автономных республик крайисполкомы,
облисполкомы, министерства и ведомства РСФСР:
     а) принять  необходимые меры по дальнейшему развитию общественных
начал в деятельности местных советских органов;
     б) представить   в  Совет  Министров  РСФСР  к  1  июня  1963  г.
информации  о  развитии  общественных  начал  в  деятельности  местных
советских органов и предложения по дальнейшему улучшению этой работы.

     Председатель Совета Министров РСФСР Г. ВОРОНОВ
     Управляющий Делами Совета Министров РСФСР М. ТУПИЦЫН

             О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   МЕСТНЫХ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ РСФСР

     В практической   работе   исполкомов  местных  Советов  депутатов
трудящихся и других советских органов за последнее  время  и  особенно
после  ХХII  съезда  КПСС  получили  развитие новые формы общественной
самодеятельности,  позволяющие более широко  привлекать  трудящихся  к
активному участию в деятельности этих органов Российской Федерации.
     Отдел советских органов Совета Министров РСФСР в 1962 году изучил
в  16  автономных  республиках,  краях и областях опыт организаторской
работы исполкомов местных Советов по развитию общественных начал в  их
деятельности.  Кроме того, были рассмотрены материалы 11 министерств и
ведомств РСФСР по развитию общественных  начал  в  работе  их  местных
органов.

        Развитие общественных начал в деятельности исполкомов
                 местных Советов депутатов трудящихся
     В современных условиях,  указывал Н.С.  Хрущев в отчетном докладе
ЦК КПСС на ХХII съезде партии,  "пролетарская демократия  превращается
во    всенародную    социалистическую   демократию.   Мы   с   большим
удовлетворением  отмечаем,  что  теперь  мы  близки  к   осуществлению
выдвинутой В.И.  Лениным цели - привлечь всех без исключения граждан к
выполнению государственных функций".
     Социалистическая демократия  в  деятельности  исполкомов  местных
Советов в связи с развитием в последнее время общественных  начал  еще
более усиливается и расширяется.
     Штатные должности  в  исполкомах   местных   Советов   постепенно
замещаются депутатами в порядке общественного совместительства. Наряду
с основными производственными обязанностями депутаты  безвозмездно  на
общественных  началах  выполняют функции платных работников исполкомов
местных  Советов.  Заслуживает   поощрения   выполнение   обязанностей
председателей  исполкомов сельских и поселковых Советов в общественном
порядке.  Так, председателем исполкома Лесогорского поселкового Совета
Шатковского  сельского  района  Горьковской  области  на  общественных
началах  работает  директор  восьмилетней  школы   т.   Шмелев   В.Ф.,
председателем  исполкома  Раздольненского  сельсовета  Биробиджанского
района Еврейской автономной области на общественных  началах  работает
т.   Федорович,   являющийся   заведующим   складом  лесопромышленного
комбината.  Число подобных примеров можно было бы  умножить.  Изучение
работы показывает, что благодаря широкому привлечению общественности в
исполкомах этих  местных  Советов  практические  дела  стали  решаться
квалифицированнее  и  оперативнее,  улучшается  стиль и методы работы,
регулярно  стали  проводиться  сходы  граждан,  работа   всех   членов
исполкомов   стала   более   активной,   упорядочился  прием  граждан,
проживающих в отдаленных населенных пунктах и т.д.
     Большое распространение получила практика привлечения депутатов к
выполнению   на   общественных   началах   обязанностей   заместителей
председателей исполкомов городских и районных Советов.  Хороший опыт в
этом  направлении  имеется  в  г.  Москве,  Московской,  Пензенской  и
Тамбовской  областях,  Краснодарском и Ставропольском краях.  Характер
деятельности  и  полномочия  заместителей   председателей   исполкомов
городских  и  районных  Советов,  работающих  на общественных началах,
практически  те  же,  что  и  у  штатных  заместителей   председателей
исполкомов.  Они  ведают  определенными  участками работы или отделами
исполкомов.
     Оправдывает себя  практика  выполнения  на  общественных  началах
функций заместителей руководителей  отделов  и  управлений  исполкомов
местных   Советов.   Так,   в   Лужском  и  Сланцевском  горисполкомах
Ленинградской области во всех  штатных  отделах  имеются  общественные
заместители  заведующих отделами.  Аналогичная практика распространена
во многих райисполкомах  и  горисполкомах  Пензенской  и  Свердловской
областей.  Подобный опыт пока еще невелик, однако он говорит о больших
возможностях развития общественных начал и в этом направлении.
     Активно развиваются   общественные  начала  в  работе  отделов  и
управлений исполкомов местных Советов.  Все более широкое  привлечение
трудящихся  к  деятельности  исполкомов  позволяет  более  правильно и
эффективно решать вопросы развития отдельных отраслей хозяйственного и
социально-культурного   строительства,   прививать   гражданам  навыки
общественного самоуправления,  неуклонно сокращать аппарат управления.
Только  по  14  автономным республикам,  краям и областям,  а также г.
Москве и  г.  Ленинграду  к  работе  исполкомов  местных  Советов,  их
управлений  и  отделов  в  1962  году  было привлечено на общественных
началах  59600  человек,  Участие  общественного   актива   в   работе
управлений  и  отделов  исполкомов  организуется на местах в различных
формах:  создаются  общественные  советы  при  управлениях  и  отделах
исполкомов,  общественные  (внештатные)  отделы  исполкомов  там,  где
штатных отделов не имеется,  к работе управлений и отделов  исполкомов
привлекаются внештатные инструктора (инспектора).
     Во многих краях и областях успешно работают созданные при штатных
управлениях  и отделах исполкомов местных Советов общественные советы.
Так,  в г. Ленинграде в 72 общественных советах работают 1505 человек,
в  Пензенской  области  в  157 советах - 863 человека,  в Свердловской
области создано 235 советов,  в Краснодарском крае - 98 советов и т.д.
Общественные  советы  выполняют  многообразную  работу  и,  выступая в
качестве совещательных органов,  способствуют усилению коллегиальности
в  руководстве  хозяйственным  и  культурным  строительством.  В  этом
отношении  показательной  является  работа  общественного  совета  при
отделе  социального  обеспечения  исполкома  Ленинградского областного
Совета. В 1962 году этот совет состоял из пенсионного сектора, сектора
бытового и трудового устройства инвалидов,  сектора по обобщению опыта
работы  и  оказанию  помощи  общественным  организациям.   С   помощью
общественного  совета областной отдел социального обеспечения изучил и
принял меры к упорядочению трудоустройства инвалидов, ведения трудовых
книжек, работы комиссий по пенсионным вопросам, а также ВТЭК и советов
пенсионеров.
     Большое распространение  получили  общественные внештатные отделы
исполкомов  местных  Советов.  Общественные  отделы   многих   местных
советских органов завоевали широкое признание. Об этом свидетельствует
их количество в различных краях и  областях.  Например,  в  исполкомах
местных  Советов  Свердловской  области  в  1962 году существовало 264
внештатных отдела,  Горьковской области - 202,  Краснодарского края  -
201,  Московской области - 146, Алтайского края - 135, Ставропольского
края - 97,  Новосибирской области  -  92,  Тамбовской  области  -  84,
Кемеровской  области  -  74,  Тульской  и  омской  областях  -  по 70,
Красноярского края - 57, Томской области - 56, Хабаровского края - 53,
Ленинградской области - 48 и т.д.
     Общественные внештатные отделы образуются по  различным  отраслям
хозяйственного  и  культурного строительства.  Чаще образуются отделы:
торговли,          народного          образования,           культуры,
организационно-инструкторские,        строительства.        Наибольшее
распространение получили внештатные отделы  в  исполкомах  районных  и
городских  Советов,  где они образуются вместо существовавших до этого
штатных отделов.  В некоторых исполкомах местных Советов  организованы
общественные подотделы штатных отделов исполкомов. В частности, отделы
социального   обеспечения   ряда   райисполкомов    Ленинградской    и
Свердловской  областей  имеют  в отдаленных крупных населенных пунктах
общественные подотделы социального обеспечения,  позволяющие еще более
приблизить эти органы к населению.
     Изучение почти  трехгодичного  опыта  существования  общественных
внештатных   отделов  свидетельствует  об  их  большой,  многообразной
деятельности.  В Московской области,  например,  плодотворно  работают
созданные  на  общественных  началах  70  внештатных оргинструкторских
отделов  исполкомов  местных  Советов.  Хорошо   работают   внештатные
оргинструкторские  отделы также в исполкомах Сланцевского,  Лужского и
Выборгского   городских    Советов,    Кингисеппского,    Волховского,
Новоладожского   и  других  районных  Советов  Ленинградской  области.
Успешно проявляют себя и другие внештатные отделы  исполкомов  местных
Советов,   работающие   на  общественных  началах.  Так,  в  исполкоме
Октябрьского райсовета г.  Свердловска в январе  1960  г.  был  создан
общественный  внештатный отдел торговли и общественного питания взамен
упраздненного штатного отдела торговли. Общественный отдел повседневно
изучал  работу  магазинов  и столовых и оказывал им помощь в улучшении
обслуживания населения.  В необходимых случаях наиболее важные вопросы
улучшения  торговли  отдел  вносил на рассмотрение исполкома райсовета
или   ставил   их   перед   городскими   организациями.   Деятельность
общественного  отдела  в  значительной  степени  повлияла на улучшение
работы торговых предприятий и столовых района.
     Одной из  форм  активного  участия  трудящихся  в работе местного
советского аппарата является привлечение их к исполнению  обязанностей
внештатных  инструкторов (инспекторов) отделов и управлений исполкомов
местных Советов.  Благодаря привлечению к  работе  отраслевых  органов
общественных   работников,   исполкомы  местных  Советов  стали  более
квалифицированно и успешно решать многие важные вопросы хозяйственного
и  культурного  строительства.  За последние 2-3 года многие исполкомы
местных  Советов  провели  большую  работу  по  подбору   общественных
работников. Например, в Свердловской области при отделах и управлениях
исполкомов  местных  Советов  работало  6480  внештатных  инструкторов
(инспекторов),  в  Горьковской области - 4125,  в Пензенской области -
1650,  в Ставропольском крае - 1400,  в Хабаровском крае около 1000  и
т.д.
     Местные советские органы провели  большую  работу  по  выполнению
указаний  партии  об  улучшении  работы  государственного  аппарата  и
усилении общественного контроля за его деятельностью, опираясь во всей
этой   работе   на  общественные  инспекции  контроля.  Создание  этих
инспекций широко  практиковалось  в  1961-1962  годах  при  исполкомах
многих местных Советов Российской Федерации (г. Москва и г. Ленинград,
Алтайский и Ставропольский края,  Тамбовская, Горьковская, Московская,
Ленинградская,   Пензенская,  Омская,  Томская,  Ивановская  и  другие
области).
     В настоящее   время,   когда   в  соответствии  с  постановлением
ноябрьского   (1962   г.)   Пленума   ЦК   КПСС   образован    Комитет
партийно-государственного контроля с его органами на местах, создаются
исключительно  благоприятные  условия  для   повышения   действенности
народного  контроля,  дальнейшего  обогащения  и совершенствования его
форм.

      Участие общественных самодеятельных организаций трудящихся
               в деятельности местных советских органов
     Период развернутого  строительства  коммунизма  в  нашей   стране
характеризуется   дальнейшим   развитием   творческой   инициативы   и
самодеятельности масс во  всех  областях  жизни  советского  общества.
Отсюда   большое   разнообразие  форм  общественной  самодеятельности,
рождаемых творческой инициативой и опытом масс.
     Значение этих  самодеятельных  организаций определяется тем,  что
через них население привлекается к общественной деятельности на  самых
различных     участках    хозяйственного    и    социально-культурного
строительства, они оказывают серьезную помощь в успешном осуществлении
многих  важных  задач,  стоящих  перед  государственными  органами  и,
наконец,  эти самодеятельные организации являются замечательной школой
коммунистического самоуправления.
     В 1962 году только в 16 автономных республиках, краях и областях,
г.  Москве и г.  Ленинграде насчитывалось свыше 280 тыс.  общественных
самодеятельных  организаций,  в  которые  было  вовлечено  более   3,5
миллиона  человек.  В  г.  Москве,  например,  было  создано 12,6 тыс.
организаций,  охватывающих около 350 тыс.  человек,  в г. Ленинграде -
19,4 тыс.  организаций с 464 тыс.  человек,  в Московской области - 28
тыс.  организаций с 300 тыс.  человек, в Ленинградской области - около
10  тыс.  организаций  с  120  тыс.  человек;  в Горьковской области в
общественные  самодеятельные  организации  вовлечено  более  252  тыс.
человек,  в Кемеровской области - около 300 тыс.  человек, в Алтайском
крае - около 300 тыс.  человек,  в Новосибирской области -  более  250
тыс.  человек,  в  Свердловской  области - свыше 180 тыс.  человек,  в
Краснодарском крае - около 190 тыс.  человек, в Омской области - около
200 тыс.  человек,  в Ставропольском крае - около 140 тыс.  человек, в
Тульской области - свыше 130 тыс.  человек, в Пензенской области - 115
тыс. человек, в Тамбовской области - свыше 80 тыс. человек и т.д.
     Свидетельством дальнейшего   развития    творческой    инициативы
трудящихся   является   не   только   количественный   рост  различных
общественных самодеятельных организаций.  Главное состоит в  том,  что
общественные  начала  начинают  проникать  во  все новые и новые сферы
коммунистического  строительства,  задачи  и  функции   самодеятельных
организаций расширяются и усложняются.  Развитие идет не только вширь,
но и главным образом вглубь.
     В основном   общественные  самодеятельные  организации  населения
создаются по отраслевому принципу и работают  в  определенной  отрасли
хозяйственного  и  культурного  строительства.  В  своей  практической
работе они тесно связаны с постоянными комиссиями местных  Советов,  с
отделами и управлениями исполкомов.
     Так, в области жилищно-коммунального хозяйства и  благоустройства
созданы  и  успешно  функционируют  самые  многочисленные  и  наиболее
распространенные  органы  общественной  самодеятельности  -   уличные,
квартальные   и   домовые   комитеты.  Есть  много  примеров  успешной
деятельности  этих  комитетов.  В  г.  Москве   домовые   комитеты   с
привлечением  широких масс населения за 1961-1962 годы провели большую
работу  по  благоустройству  территорий   домовладений,   организовали
посадку 157 тыс. деревьев и около 1 млн. кустарников, убрали 55,5 тыс.
старых сараев и 2,3 тыс.  ветхих домов и на  освобожденной  территории
устроили 1093,3 тыс.  кв.  метров газонов; озеленили 52 тыс. балконов,
посадили и вырастили 12 млн.  цветов. Домовыми комитетами было создано
762 красных уголка и 46 общественных клубов,  в которых организовано 3
киностудии,   16   изостудий,    около    1400    различных    кружков
самодеятельности, которыми охвачено более 32 тыс. человек.
     Активность уличных,  квартальных и домовых  комитетов  направлена
также  и  на  организацию  ремонта  домов  и квартир.  Так,  в городах
Ставропольского края было образовано 13 общественных ремонтных дружин,
члены  которых за счет средств квартиросъемщиков в свободное от работы
время проводят текущий ремонт в квартирах жильцов.  В г.  Москве  было
создано  75 общественных ремонтных дружин,  в работе которых принимало
участие более 2 тыс. человек.
     В области  народного образования наиболее распространены и хорошо
зарекомендовали себя родительские комитеты при школах, на предприятиях
и  в  домоуправлениях.  В  1962  году  в  Хабаровском крае,  например,
работало около 1300 родительских комитетов, объединяющих более 18 тыс.
активистов,  в Пензенской области - 1429 с охватом 9 тыс.  человек,  в
Ленинградской области действовало 1840 родительских комитетов и т.д.
     Родительские комитеты  активно  участвуют  в  борьбе за улучшение
учебно-воспитательной работы в школах,  на своих заседаниях они  часто
обсуждают вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей.
Многие родительские комитеты оказывают существенную  помощь  школам  в
укреплении  их учебно-материальной базы,  принимают активное участие в
организации ремонта зданий,  оборудования школ,  заготовки топлива,  в
улучшении общественного питания школьников и т.д.
     В ряде мест на общественных началах  открыты  школы  и  группы  с
продленным днем,  где к внеклассной работе с учащимися привлекаются их
родители,  профсоюзный и комсомольский актив шефствующих предприятий и
учреждений,    студенты    педагогических    учебных    заведений    и
учителя-пенсионеры.  Такие школы в 1962 году  работали  в  Ивановской,
Оренбургской, Тульской, Воронежской и некоторых других областях.
     Для распространения среди  населения  педагогических  знаний  при
городских  и  районных  отделах  народного образования организуются на
общественных  началах  родительские  университеты,  а  при  школах   -
родительские  лектории.  В  Калининском  районе  г.  Москвы третий год
работает университет педагогической культуры с четырьмя  факультетами:
воспитательной  работы  в  школе,  школьного  и  семейного воспитания,
дошкольного  и  семейного   воспитания,   внешкольного   общественного
воспитания.
     В области здравоохранения в РСФСР было создано 8500  общественных
советов  при  медицинских  учреждениях,  в  работе  которых  принимают
участие свыше 94 тыс. человек. Эти общественные советы рассматривают и
решают   самые   разнообразные  вопросы  оказания  помощи  медицинским
учреждениям в разработке  и  осуществлении  мероприятий  по  улучшению
лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы.
     По инициативе  медицинских  работников  в  некоторых   автономных
республиках,  краях  и  областях  созданы  и  работают на общественных
началах поликлиники,  медицинские пункты и другие лечебные учреждения.
Так,   в   городе   Тихвине  Ленинградской  области  создана  выездная
молодежная  поликлиника  на  общественных  началах.  Молодые  врачи  и
медицинские сестры Тихвинской больницы после работы выезжают в колхозы
и совхозы района для приема больных.  В составе выездной группы  врачи
разных   специальностей,   лаборант   и   работник  аптеки.  Население
Тихвинского сельского  района  тепло  отзывается  о  врачах  и  об  их
интересной и полезной инициативе.  В Автозаводском районе г.  Горького
на  общественных  началах  организованы  медпункты  и  пункты   приема
населения  врачами  в  свободное  от  работы  время.  Прием  населения
производится  в  общественных  медпунктах  и  детских   комнатах   при
домоуправлениях  по  расписанию.  Прием  больных здесь ведут не только
участковые  врачи  -  терапевты,   педиатры,   но   и   врачи   других
специальностей.  За  1962  год  на  таких пунктах врачами было принято
более 500 человек.
     Общественные самодеятельные     организации     ведут     большую
культурно-воспитательную работу с населением.  По данным за 1962 год в
Российской  Федерации  на  общественных  началах работало свыше 6 тыс.
университетов  культуры,  около  2  тыс.  стационарных  и   150   тыс.
передвижных библиотек,  400 краеведческих музеев, более 2 тыс. книжных
магазинов и киосков,  около  400  клубов  и  тысячи  красных  уголков.
Общественный  актив  учреждений  культуры  по РСФСР составляет более 5
млн. человек.
     Большую помощь   самодеятельные   организации   оказывают   также
государственным учреждениям культуры. Так, в г. Ленинграде имелось 262
общественных  совета  при библиотеках,  кинотеатрах и клубах,  которые
проводили большую культурно-просветительную работу с населением.
     Широкое распространение получило участие трудящихся в контроле за
работой  магазинов  и  столовых.  Наиболее  массовой  формой  являются
комиссии   общественного  контроля,  которые  следят  за  развитием  и
внедрением прогрессивных форм  обслуживания  населения,  правильностью
распределения  товаров  между  магазинами  и столовыми,  своевременным
завозом товаров и выборкой фондов, за выполнением планов товарооборота
и т.д.
     Заслуживает внимания новая форма участия населения в  организации
торговли на общественных началах - народные магазины.  В Ленинградской
области первый  такой  народный  магазин  был  организован  в  деревне
Замостье.   Магазином   руководит   избранный   на   собрании   членов
потребкооперации общественный совет.  Приемку товаров  ведут  дежурные
члены   общественного   совета.   Покупатели   сами  выбирают  товары,
подсчитывают их стоимость  и  расплачиваются  за  них.  За  все  время
существования народного магазина недостачи денег не было, товарооборот
его растет и составляет свыше 2 тыс.  рублей в месяц.  В 1962  году  в
Ленинградской области работало 5 народных магазинов.
     Общественные начала получили широкое распространение и  в  работе
органов  социального обеспечения.  По сведениям 40 краевых и областных
отделов и министерств социального обеспечения автономных республик  на
местах создано 3280 советов пенсионеров,  в которых работает свыше 500
тыс. активистов.
     Члены советов  пенсионеров  активно  участвуют  в  работе отделов
социального  обеспечения,  из  них  комплектуются  группы   внештатных
инспекторов,  выделяется актив для работы на консультационных пунктах,
а также в  комиссиях  по  пенсионным  вопросам.  В  Хабаровском  крае,
например,  советы  пенсионеров выполняют много поручений исполкомов по
обследованию   пенсионеров   на   дому,   оказанию   им    помощи    в
трудоустройстве,    проверке   правильности   документов,   выдаваемых
предприятиями лицам, уходящим на пенсию и т.п.
     Почти при всех домах престарелых и инвалидов созданы общественные
советы,  в  состав  которых  входят  депутаты  районных,  городских  и
сельских Советов, представители партийных, профсоюзных и комсомольских
организаций и советов пенсионеров.
     В последнее   время   значительно   усилилось  участие  женщин  в
общественной  жизни.  Наиболее  распространенной  формой   организации
женщин  являются  женские советы,  которые создаются на предприятиях и
стройках,  в учреждениях, колхозах и совхозах. Женские советы являются
активными участниками движения за коммунистический быт,  ведут большую
работу по воспитанию детей,  благоустройству и  озеленению  городов  и
сел.
     Во многих городах и районах за последнее время стали  создаваться
городские  и районные женские советы.  В Красноярском крае,  например,
работает 73 районных и городских женских совета,  в Алтайском крае 865
советов  объединяются  городскими  и районными советами,  в Тамбовской
области Мичуринский городской женский совет объединяет 150  советов  и
т.д.   Следует  отметить,  что  деятельность  женских  советов  иногда
дублирует  работу   некоторых   других   общественных   самодеятельных
организаций.  Однако в этом деле не должно быть шаблона и единой мерки
для всех автономных республик,  краев и областей Российской Федерации.
Очевидно,  в ряде автономных республик и областей,  где по отношению к
женщине еще не преодолены пережитки  прошлого,  создание  и  всемерное
поощрение  работы  женских  советов,  даже  если  они дублируют работу
других общественных самодеятельных организаций, является оправданным и
целесообразным.
     В области   охраны   общественного    порядка    и    борьбы    с
правонарушениями  успешно  действуют  130  тыс.  добровольных народных
дружин,  которые охватывают около  4  млн.  человек,  свыше  116  тыс.
товарищеских   судов   и   многочисленные   комиссии  по  контролю  за
сохранностью социалистической собственности.  Наряду с этим  исполкомы
местных Советов, Министерство охраны общественного порядка РСФСР и его
органы  на  местах  широко  привлекают  актив  трудящихся   к   охране
общественного  порядка  в  качестве  внештатных  сотрудников  милиции.
Внештатные сотрудники,  работающие в милиции на общественных  началах,
ведут  широкую предупредительно-профилактическую работу,  направленную
на борьбу с преступностью и нарушениями общественного порядка. Органам
милиции    Оренбургской,   Калининградской,   Псковской,   Тамбовской,
Челябинской,  Саратовской,  Тульской,  Омской и ряда  других  областей
оказывают  помощь  более  46 тыс.  человек,  из которых около 7,5 тыс.
человек работают внештатными  участковыми  уполномоченными,  свыше  21
тыс.  человек  - автоинспекторами,  13 тыс.  человек - инспекторами по
паспортной   работе   и   около    1500    человек    -    внештатными
оперуполномоченными уголовного розыска.
     В органах  милиции  ряда  краев  и  областей  для  руководства  и
контроля за деятельностью внештатных участковых уполномоченных созданы
на общественных началах отделения наружной службы милиции.
     Во многих  управлениях  охраны общественного порядка для борьбы с
детской безнадзорностью и  проведения  профилактической  работы  среди
детей  и подростков создаются детские комнаты на общественных началах.
Всего по РСФСР организовано 913 таких детских комнат.

                         Выводы и предложения

     Многие исполнительные комитеты местных Советов  проводят  большую
организаторскую   работу   по  развитию  общественных  начал  в  своей
деятельности,  своевременно  поддерживают   и   развивают   инициативу
трудящихся  в  этом  деле,  обобщают  и  распространяют передовой опыт
общественной самодеятельности,  вносят  эти  вопросы  на  рассмотрение
сессий  краевых,  областных,  городских  и  районных Советов депутатов
трудящихся (г.  Ленинград,  Ленинградская,  Московская,  Свердловская,
Тамбовская области,  Алтайский,  Ставропольский и Краснодарский края и
др.),  регулярно обсуждают на  своих  заседаниях  работу  общественных
самодеятельных  организаций.  В  результате  всей  этой большой работы
трудящиеся шире  привлекаются  к  решению  вопросов  хозяйственного  и
социально-культурного строительства,  а это, в свою очередь, позволяет
местным  советским  органам  добиваться  больших  успехов  в  развитии
экономики и культуры, в улучшении бытовых условий трудящихся.
     Вместе с  этим  решение  задач  коммунистического   строительства
требует  дальнейшего  углубления  всей работы советских органов по еще
большему привлечению трудящихся к управлению государственными  делами,
тем более, что в этой деятельности имеется немало недостатков, которые
не следует допускать в дальнейшей работе.
     В настоящее   время,   когда   в  соответствии  с  постановлением
ноябрьского  (1962  г.)  Пленума  ЦК  КПСС  работа  советских  органов
перестроена  по  производственному  принципу,  очень  важно  сохранить
накопленный  опыт  по  развитию  общественных  начал  в   деятельности
исполкомов   местных   Советов   и  расширить  его  дальше,  увеличить
общественный актив, привлекаемый к работе советских органов.
     Изучение опыта  работы  исполкомов  местных  Советов  по развитию
общественных начал  в  их  деятельности  позволяет  сделать  следующие
выводы и предложения:
     1. В ряде исполкомов местных  Советов  создавались  и  надуманные
общественные   органы.   В  частности,  Усть-Абаканским  райисполкомом
Красноярского края был образован на общественных началах экономический
совет,   возглавляемый   председателем  райплана.  Примерно  такой  же
экономический  совет  был  создан  и  при   Сланцевском   горисполкоме
Ленинградской области.  Эти экономические советы по существу подменяли
плановые комиссии  исполкомов  и  производственные  колхозно-совхозные
управления.
     Новороссийским горисполкомом  Краснодарского  края   был   создан
общественный  внештатный  отдел  по  культурным  связям  с зарубежными
странами,  хотя практической надобности в  создании  этого  отдела  не
было.
     2. Отдельные исполкомы местных Советов  стали  на  путь  создания
ненужных форм руководства общественными самодеятельными организациями.
Так,  Каменский горисполком Алтайского  края  создал  городской  совет
пенсионеров  и  образовал  при  нем  секцию  общественных  контролеров
торговой  сети,  секцию  народного  образования,  секцию   социального
обеспечения,  секцию  коммунального  хозяйства,  секцию  по  сельскому
хозяйству  и  культурно-бытовую  секцию.  Многие   вопросы,   которыми
занимался этот совет,  не свойственны организации пенсионеров, поэтому
правильно Каменский горком КПСС упразднил городской совет  пенсионеров
и  использует  актив  пенсионеров в других общественных самодеятельных
организациях.
     Подобные факты были в г. Магнитогорске Челябинской области и в г.
Ставрополе Ставропольского края.
     В г.  Кемерово  в микрорайонах,  на которые разделен город,  были
созданы советы  районов  общественного  самоуправления,  возглавляемые
общегородским   советом  районов  общественного  самоуправления.  Этот
городской совет по сути дела во многих вопросах подменял горисполком.
     3. Необходимо    улучшить    подбор    общественных   работников,
привлекаемых  к  работе  исполкомов  местных  Советов.   При   подборе
общественников  должны  быть  приняты  во  внимание  их  квалификация,
инициативность,  желание работать в  определенной  отрасли  и  наличие
свободного    времени,    не    допуская   перегрузки   общественников
многочисленными  поручениями.  Следует  шире   привлекать   к   работе
исполкомов  местных  Советов  и их отделов актив из числа пенсионеров,
имеющих большой опыт практической работы.
     4. Необходимо   наладить   систематическую   учебу  общественного
актива,   привлеченного   к   работе   исполкомов   местных   Советов,
организовать обмен опытом их работы, повышать их деловую квалификацию.
Хорошие результаты получены были в ряде краев  и  областей  от  работы
постоянно   действующих   семинаров  и  курсов,  регулярно  проводимых
совещаний по обмену опытом работы,  а также издания брошюр, плакатов и
листовок,     популяризирующих     передовой     опыт     общественной
самодеятельности.
     Отдел советских  органов  Совета  Министров  РСФСР  просит  Совет
Министров РСФСР:
     а) разрешить   разослать  записку  Отдела  советских  органов  "О
развитии общественных начал в деятельности местных  советских  органов
РСФСР"   Советам   Министров   автономных  республик,  крайисполкомам,
облисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР;
     б) обязать Советы Министров автономных республик,  крайисполкомы,
облисполкомы,  министерства  и  ведомства  РСФСР   принять   меры   по
дальнейшему   развитию   общественных  начал  в  деятельности  местных
советских органов.

     Отдел советских органов Совета Министров РСФСР

     7 марта 1963 г.

Информация по документу
Читайте также