Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208

 



                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


              О Стратегии экономической безопасности
            Российской Федерации на период до 2030 года

     В соответствии с федеральными законами от  28 декабря  2010 г.
№ 390-ФЗ  "О безопасности"   и   от   28 июня   2014 г.    № 172-ФЗ
"О   стратегическом     планировании  в    Российской    Федерации"
п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической  безопасности
Российской Федерации на период до 2030 года.
     2. Правительству Российской Федерации:
     а) разработать  в  3-месячный  срок   меры   организационного,
нормативно-правового и  методического  характера,  необходимые  для
реализации   Стратегии   экономической   безопасности    Российской
Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;
     б) обеспечить  мониторинг  и  оценку  состояния  экономической
безопасности Российской Федерации;
     в) осуществлять    контроль    за    реализацией     Стратегии
экономической  безопасности  Российской  Федерации  на  период   до
2030 года;
     г) представлять  Президенту  Российской   Федерации   ежегодно
доклад о состоянии экономической безопасности Российской  Федерации
и мерах по ее укреплению.
     3. Признать  утратившим  силу   Указ   Президента   Российской
Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608  "О Государственной  стратегии
экономической   безопасности   Российской    Федерации    (Основных
положениях)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 18, ст. 2117).
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     13 мая 2017 года
     № 208
     ________________


                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                               Указом Президента
                                             Российской Федерации
                                            от 13 мая 2017 г. № 208


                             СТРАТЕГИЯ
          экономической безопасности Российской Федерации
                      на период до 2030 года

                        I. Общие положения

     1. Настоящая  Стратегия  является  документом  стратегического
планирования,  разработанным  в  целях  реализации   стратегических
национальных  приоритетов  Российской  Федерации,  определенных   в
Стратегии   национальной   безопасности    Российской    Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от  31 декабря
2015 г. № 683.
     2. В  настоящей  Стратегии  определяются   вызовы   и   угрозы
экономической   безопасности    Российской    Федерации    (далее -
экономическая безопасность), а также цели, основные  направления  и
задачи государственной политики в сфере  обеспечения  экономической
безопасности.
     3. Настоящая    Стратегия    направлена     на     обеспечение
противодействия  вызовам  и  угрозам  экономической   безопасности,
предотвращение    кризисных    явлений     в     ресурсно-сырьевой,
производственной, научно-технологической  и  финансовой  сферах,  а
также на недопущение снижения качества жизни населения.
     4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют  Конституция
Российской   Федерации,   федеральные    конституционные    законы,
федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ  "О безопасности"
и от 28 июня  2014 г.  № 172-ФЗ  "О стратегическом  планировании  в
Российской  Федерации",  другие   федеральные   законы,   Стратегия
национальной   безопасности   Российской   Федерации,   нормативные
правовые  акты  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства
Российской Федерации.
     5. Настоящая Стратегия является  основой  для  формирования  и
реализации   государственной   политики   в    сфере    обеспечения
экономической   безопасности    на    федеральном,    региональном,
муниципальном и отраслевом уровнях.
     6. Настоящая   Стратегия   призвана   консолидировать   усилия
федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти   субъектов    Российской    Федерации    (далее -    органы
государственной   власти),   органов    местного    самоуправления,
Центрального банка Российской Федерации и  институтов  гражданского
общества по обеспечению экономической безопасности в  целях  защиты
национальных интересов  и  реализации  стратегических  национальных
приоритетов Российской Федерации.
     7. В  настоящей  Стратегии  используются  следующие   основные
понятия:
     1) "экономическая   безопасность" -   состояние   защищенности
национальной экономики от внешних и внутренних угроз,  при  котором
обеспечиваются  экономический  суверенитет  страны,   единство   ее
экономического пространства, условия для реализации  стратегических
национальных приоритетов Российской Федерации;
     2) "экономический суверенитет Российской  Федерации"  (далее -
экономический суверенитет) - объективно существующая  независимость
государства  в  проведении  внутренней  и   внешней   экономической
политики с учетом международных обязательств;
     3) "национальные    интересы"    Российской    Федерации     в
экономической сфере - объективно значимые экономические потребности
страны,    удовлетворение    которых    обеспечивает     реализацию
стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
     4) "угроза экономической безопасности" - совокупность  условий
и факторов, создающих прямую или  косвенную  возможность  нанесения
ущерба национальным интересам Российской Федерации в  экономической
сфере;
     5) "вызовы    экономической    безопасности" -    совокупность
факторов,  способных   при   определенных   условиях   привести   к
возникновению угрозы экономической безопасности;
     6) "риск в области экономической  безопасности" -  возможность
нанесения ущерба  национальным  интересам  Российской  Федерации  в
экономической сфере в  связи  с  реализацией  угрозы  экономической
безопасности;
     7) "обеспечение   экономической   безопасности" -   реализация
органами государственной власти, органами местного самоуправления и
Центрального  банка  Российской  Федерации  во   взаимодействии   с
институтами   гражданского   общества    комплекса    политических,
организационных, социально-экономических, информационных,  правовых
и иных мер,  направленных  на  противодействие  вызовам  и  угрозам
экономической  безопасности   и   защиту   национальных   интересов
Российской Федерации в экономической сфере.

          II. Вызовы и угрозы экономической безопасности

     8. На   современном   этапе   мирового   развития    отчетливо
проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При
этом процесс перехода к многополярности сопровождается  нарастанием
геополитической нестабильности и  неустойчивости  развития  мировой
экономики, резким обострением  глобальной  конкуренции.  Отмечается
стремление к  перераспределению  влияния  в  пользу  новых  центров
экономического  роста  и   политического   притяжения.   Происходят
существенные   изменения   в    области    международного    права,
военно-политической и экономической областях.
     9. На  международные  экономические  отношения   все   большее
влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для  экономической
безопасности.  Усилилась   тенденция   распространения   на   сферу
экономики вызовов и угроз военно-политического характера,  а  также
использования экономических  методов  для  достижения  политических
целей.
     10. На  состояние  экономической   безопасности   существенное
влияние  начинают  оказывать  факторы,   связанные   с   глобальным
изменением климата,  способные  вызвать  дефицит  продовольствия  и
пресной воды, обострить  конкуренцию  за  доступ  к  возобновляемым
ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической  зон,
акваторий Северного Ледовитого океана.
     11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов
и угроз экономической безопасности Российская  Федерация  сохраняет
достаточно   высокий   уровень   экономического   суверенитета    и
социально-экономической стабильности.
     12. К основным вызовам и  угрозам  экономической  безопасности
относятся:
     1) стремление   развитых    государств    использовать    свои
преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том
числе   информационных)   в   качестве    инструмента    глобальной
конкуренции;
     2) усиление структурных  дисбалансов  в  мировой  экономике  и
финансовой  системе,  рост  частной  и  суверенной   задолженности,
увеличение разрыва между стоимостной  оценкой  реальных  активов  и
производных ценных бумаг;
     3) использование дискриминационных мер  в  отношении  ключевых
секторов экономики  Российской  Федерации,  ограничение  доступа  к
иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
     4) повышение конфликтного  потенциала  в  зонах  экономических
интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
     5) усиление   колебаний   конъюнктуры   мировых   товарных   и
финансовых рынков;
     6) изменение структуры  мирового  спроса  на  энергоресурсы  и
структуры их потребления, развитие энергосберегающих  технологий  и
снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";
     7) деятельность создаваемых без участия  Российской  Федерации
межгосударственных экономических объединений в сфере  регулирования
торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая
может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
     8) подверженность  финансовой  системы  Российской   Федерации
глобальным рискам (в том числе в результате влияния  спекулятивного
иностранного   капитала),   а   также   уязвимость   информационной
инфраструктуры финансово-банковской системы;
     9) исчерпание   экспортно-сырьевой    модели    экономического
развития, резкое снижение роли  традиционных  факторов  обеспечения
экономического   роста,   связанное    с    научно-технологическими
изменениями;
     10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных
лидеров мировой экономики;
     11) недостаточный   объем   инвестиций   в   реальный   сектор
экономики, обусловленный неблагоприятным  инвестиционным  климатом,
высокими   издержками   бизнеса,   избыточными    административными
барьерами, неэффективной защитой права собственности;
     12) слабая  инновационная  активность,  отставание  в  области
разработки и внедрения новых  и  перспективных  технологий  (в  том
числе  технологий  цифровой   экономики),   недостаточный   уровень
квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
     13) истощение ресурсной  базы  топливно-сырьевых  отраслей  по
мере исчерпания действующих месторождений;
     14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта,
связанная  с  его   низкой   конкурентоспособностью,   недостаточно
развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые
"цепочки" создания добавленной стоимости;
     15) низкие   темпы   экономического    роста,    обусловленные
внутренними  причинами,  в  том  числе  ограниченностью  доступа  к
долгосрочным   финансовым   ресурсам,    недостаточным    развитием
транспортной и энергетической инфраструктуры;
     16) несбалансированность национальной бюджетной системы;
     17) недостаточно эффективное государственное управление;
     18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической
сфере;
     19) сохранение значительной доли теневой экономики;
     20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;
     21) снижение качества и доступности  образования,  медицинской
помощи  и,   как   следствие,   снижение   качества   человеческого
потенциала;
     22) усиление  международной  конкуренции   за   кадры   высшей
квалификации;
     23) недостаточность трудовых ресурсов;
     24) неравномерность  пространственного   развития   Российской
Федерации,  усиление  дифференциации   регионов   и   муниципальных
образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
     25) установление избыточных требований в области экологической
безопасности, рост затрат на обеспечение  экологических  стандартов
производства и потребления.
     13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в  обязательном
порядке  учитываются  при  разработке  документов   стратегического
планирования в сфере социально-экономического  развития  Российской
Федерации.

     III. Цели, основные направления и задачи государственной
      политики в сфере обеспечения экономической безопасности

     14. Целями  государственной  политики  в   сфере   обеспечения
экономической безопасности являются:
     1) укрепление    экономического    суверенитета     Российской
Федерации;
     2) повышение устойчивости экономики к  воздействию  внешних  и
внутренних вызовов и угроз;
     3) обеспечение экономического роста;
     4) поддержание   научно-технического    потенциала    развития
экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
     5) поддержание            потенциала            отечественного
оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения
задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
     6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
     15. Основными направлениями государственной политики  в  сфере
обеспечения экономической безопасности являются:
     1) развитие     системы      государственного      управления,
прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
     2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
     3) создание экономических условий для разработки  и  внедрения
современных технологий, стимулирования инновационного  развития,  а
также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
     4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
     5) сбалансированное пространственное и  региональное  развитие
Российской  Федерации,  укрепление   единства   ее   экономического
пространства;
     6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества
и реализация  конкурентных  преимуществ  экспортно  ориентированных
секторов экономики;
     7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
     8) развитие человеческого потенциала.
     16. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
развития системы  государственного  управления,  прогнозирования  и
стратегического планирования в сфере экономики, являются:
     1) совершенствование  системы  стратегического   планирования,
последовательное  проведение  государственной  политики   в   сфере
обеспечения экономической безопасности;
     2) улучшение      инвестиционного      климата,      повышение
привлекательности   российской   юрисдикции    для    осуществления
предпринимательской деятельности;
     3) принятие  комплекса  дополнительных  мер,  направленных  на
деофшоризацию национальной экономики;
     4) совершенствование     государственного     контроля      за
осуществлением иностранных  инвестиций  в  хозяйственные  общества,
имеющие стратегическое значение для обеспечения  обороны  страны  и
безопасности государства;
     5) совершенствование механизма принятия ответных мер в  случае
применения    иностранными    государствами    и     международными
организациями санкций  и  других  дискриминационных  ограничений  в
отношении российских юридических и (или) физических лиц и  отраслей
экономики Российской Федерации;
     6) оптимизация   регулятивной   и   налоговой   нагрузки    на
хозяйствующие   субъекты   с   учетом   необходимости   обеспечения
устойчивого   развития   экономики   страны   и   модернизации   ее
производственно-технологической базы;
     7) совершенствование   механизмов   бюджетного   планирования,
осуществления  контроля  в  сфере  закупок  для  государственных  и
муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;
     8) повышение эффективности бюджетных расходов;
     9) повышение   эффективности    государственного    управления
государственными  корпорациями,   государственными   компаниями   и
акционерными обществами с государственным участием;
     10) использование механизмов  проектной  деятельности,  в  том
числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
     11) совершенствование    деятельности     контрольно-надзорных
органов,   в   том   числе    на    основе    широкого    внедрения
риск-ориентированного  подхода  и  развития  практики   страхования
ответственности субъектов экономической деятельности;
     12) оптимизация   потоков   трудовой   миграции   исходя    из
потребностей национальной экономики;
     13) юридическое     закрепление     границ      исключительной
экономической  зоны  Российской  Федерации   (включая   арктический
континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов
российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих  деятельность  в
этой зоне;
     14) совершенствование    норм    и    нормативов    применения
инновационных  технологий  (в   том   числе   технологий   цифровой
экономики)  и  материалов  в   производственной   и   хозяйственной
деятельности;
     15) борьба   с    нецелевым    использованием    и    хищением
государственных  средств,  коррупцией,   теневой   и   криминальной
экономикой.
     17. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
обеспечения  устойчивого   роста   реального   сектора   экономики,
являются:
     1) комплексная модернизация    производственно-технологической
базы отраслей  реального  сектора  экономики  с  учетом  требований
промышленной и экологической безопасности;
     2) обеспечение     достаточного      (безопасного)      уровня
технологической  независимости  национальной  экономики,  в  первую
очередь стратегически важных производств;
     3) создание    и     устойчивое     развитие     перспективных
высокотехнологичных секторов экономики;
     4) обеспечение  устойчивого  развития  стратегически  значимых
организаций оборонно-промышленного комплекса;
     5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
     6) повышение    производительности    труда,    ресурсо-     и
энергоэффективности производственных процессов;
     7) формирование    производственных    кластеров,     развитие
территорий, на  которых  установлен  льготный  режим  осуществления
промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
     8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры,  создание
современных  транспортно-логистических  комплексов,  разработка   и
внедрение современных транспортных средств;
     9) комплексное   развитие    энергетической    инфраструктуры,
внедрение  перспективных  энергоэффективных  технологий,  повышение
эффективности   переработки   энергоресурсов    и    диверсификация
направлений их экспорта с  учетом  мировых  тенденций  перехода  на
низкоуглеродную экономику;
     10) создание    стратегических     запасов     государственных
материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
     11) расширение использования  производственно-технологического
и  инновационного  потенциалов  организаций  оборонно-промышленного
комплекса  для   развития   производства   продукции   гражданского
назначения.
     18. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
создания  экономических  условий   для   разработки   и   внедрения
современных технологий, стимулирования инновационного  развития,  а
также совершенствования  нормативно-правовой  базы  в  этой  сфере,
являются:
     1) преодоление критической зависимости от  импортных  поставок
научного, экспериментального,  испытательного  и  производственного
оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов,  программных
и  аппаратных  средств  вычислительной  техники,   селекционных   и
генетических материалов;
     2) интеграция   образования,    науки    и    производственной
деятельности в целях повышения  конкурентоспособности  национальной
экономики;
     3) расширение государственной поддержки  научно-технической  и
инновационной  деятельности,  а  также  формирование  благоприятных
условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе
с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
     4) обеспечение доступа к иностранным технологическим  решениям
в интересах национальной экономики;
     5) развитие  технологий  (в  том  числе  технологий   цифровой
экономики),   обеспечивающих   укрепление   конкурентных    позиций
Российской Федерации  на  глобальных  рынках  продукции  с  высокой
добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные
технологии и новые материалы;
     6) регулирование   трансграничного   трансфера   отечественных
технологий и результатов научно-технической деятельности  с  учетом
национальных интересов Российской Федерации;
     7) развитие    инструментов    финансирования    инновационных
проектов, включая венчурное финансирование;
     8) стимулирование введения в хозяйственный оборот  результатов
интеллектуальной деятельности;
     9) совершенствование правовых  и  административных  механизмов
защиты   интеллектуальной   собственности   и    прав    российских
правообладателей на объекты промышленной собственности;
     10) совершенствование  правового  регулирования   и   развитие
рынков новой высокотехнологичной продукции,  создаваемой  в  рамках
реализации проектов Национальной технологической инициативы.
     19. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:
     1) снижение     критической      зависимости      национальной
денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных
финансовых и товарных рынках;
     2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении
хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;
     3) развитие внутренних (национальных) источников  долгосрочных
финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной  для
устойчивого развития национальной экономики;
     4) развитие   механизмов    и    инструментов    инвестиционно
ориентированной      государственной      финансовой      политики,
предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а  также
привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
     5) совершенствование специализированных инструментов поддержки
кредитования  стратегических  отраслей  экономики,   наукоемких   и
высокотехнологичных производств;
     6) развитие инфраструктуры  национального  финансового  рынка,
национальной платежной системы, национальной системы платежных карт
и системы передачи финансовых сообщений;
     7) совершенствование  регулирования  деятельности   финансовых
организаций, развитие системы  пруденциального  надзора  и  методик
стресс-тестирования;
     8) противодействие переводу  безналичных  денежных  средств  в
теневой оборот наличных денежных  средств  и  легализации  доходов,
полученных   преступным   путем   от   предикатных    экономических
преступлений;
     9) обеспечение  устойчивости  и  сбалансированности  бюджетной
системы  Российской  Федерации,   в   том   числе   государственных
внебюджетных фондов;
     10) совершенствование управления государственными  финансовыми
активами и долговыми обязательствами.
     20. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
сбалансированного  пространственного   и   регионального   развития
Российской  Федерации,  укрепления   единства   ее   экономического
пространства, являются:
     1) совершенствование системы территориального  планирования  с
учетом  вызовов  и  угроз  национальной   безопасности   Российской
Федерации;
     2) совершенствование национальной системы расселения, создание
условий для развития городских агломераций;
     3) сокращение   уровня   межрегиональной   дифференциации    в
социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
     4) расширение  и   укрепление   хозяйственных   связей   между
субъектами   Российской   Федерации,    создание    межрегиональных
производственных и инфраструктурных кластеров;
     5) приоритетное развитие экономического  потенциала  Восточной
Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма
и Калининградской области;
     6) развитие    Северного    морского    пути,     модернизация
Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
     21. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
повышения  эффективности  внешнеэкономического   сотрудничества   и
реализации  конкурентных  преимуществ   экспортно   ориентированных
секторов экономики, являются:
     1) выстраивание отвечающей национальным  интересам  Российской
Федерации     международно-правовой      системы      экономических
взаимоотношений,  недопущение  ее  фрагментации,   ослабления   или
избирательного применения;
     2) расширение  партнерского  взаимодействия  и  интеграционных
связей в рамках Содружества  Независимых  Государств,  Евразийского
экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай,  ЮАР),
Шанхайской организации сотрудничества и  других  межгосударственных
организаций;
     3) создание региональных  и  трансрегиональных  интеграционных
объединений  с  соблюдением   национальных   интересов   Российской
Федерации;
     4) содействие российским организациям в трансфере и  внедрении
передовых технологий;
     5) расширение  номенклатуры  и  объема   экспорта   несырьевой
продукции, географии внешнеэкономических и  инвестиционных  связей,
отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
     6) обеспечение  правовой  консультативной  поддержки  законных
интересов российских экспортеров за рубежом;
     7) оказание российским организациям содействия,  в  том  числе
путем заключения межправительственных соглашений, в  расширении  их
участия в международной экономической кооперации;
     8) содействие  развитию  российских  предприятий   несырьевого
сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой
экономики;
     9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей  осуществлять
оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции
на зарубежные рынки.
     22. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:
     1) снижение рисков ведения  предпринимательской  деятельности,
связанных с возможностью использования формальных  поводов  для  ее
остановки, а также  недопущение  избирательного  правоприменения  в
отношении субъектов предпринимательской деятельности;
     2) профилактика, предупреждение  и  предотвращение  рейдерских
захватов,   иных   преступных   и   противоправных    действий    в
хозяйственно-финансовой  сфере,  осуществляемых  в  том   числе   с
вовлечением  представителей  правоохранительных,   регулирующих   и
контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний
с преобладающим участием Российской Федерации;
     3) создание  условий,   исключающих   возможность   сращивания
интересов  должностных   лиц   бизнес-структур   и   представителей
государственных органов, профилактика и предупреждение формирования
коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих
схемах представителей бизнеса иностранных государств;
     4) предотвращение   преднамеренного   банкротства    и    иных
противоправных  действий  в   отношении   субъектов   экономической
деятельности;
     5) повышение  уровня   безопасности   и   антитеррористической
защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
     6) противодействие   деятельности    специальных    служб    и
организаций  иностранных  государств,  направленной  на   нанесение
ущерба  стратегически  важным   отраслям   национальной   экономики
Российской  Федерации,  в  первую  очередь  оборонно-промышленному,
топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
     23. Основными задачами по реализации направления,  касающегося
развития человеческого потенциала, являются:
     1) совершенствование  системы   общего   и   профессионального
образования  на  основе  современных  научных   и   технологических
достижений;
     2) развитие системы непрерывного образования, в  том  числе  с
использованием механизмов государственно-частного партнерства;
     3) развитие      национальной      системы       квалификаций,
совершенствование   квалификационных   требований   к   работникам,
информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
     4) профессиональная ориентация граждан;
     5) снижение  уровня  бедности  и  имущественного   неравенства
населения;
     6) содействие эффективной занятости  населения  и  мобильности
трудовых ресурсов;
     7) совершенствование  механизмов   обеспечения   экологической
безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

          IV. Оценка состояния экономической безопасности

     24. В  целях  своевременного   выявления   вызовов   и   угроз
экономической  безопасности,  оперативного  реагирования  на   них,
выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система
управления рисками.
     25. Основными задачами системы управления рисками являются:
     1) выявление и оценка существующих и потенциальных  вызовов  и
угроз экономической безопасности;
     2) оценка   ресурсов,   необходимых    и    достаточных    для
предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;
     3) планирование мер по реализации государственной  политики  в
сфере обеспечения  экономической  безопасности,  определение  задач
федеральных органов исполнительной власти,  субъектов  естественных
монополий, государственных  корпораций,  компаний  с  преобладающим
участием Российской Федерации и иных  заинтересованных  организаций
по осуществлению этих мер;
     4) выработка, контроль за реализацией и  оценка  эффективности
мер  по  противодействию  экономическим   санкциям,   введенным   в
отношении российских юридических и (или) физических  лиц,  отраслей
экономики Российской Федерации, а также ответных  мер  в  отношении
государств, которые вводят указанные санкции.
     26. Структура, порядок формирования и функционирования системы
управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с  системой
распределенных  ситуационных  центров,  работающих  с  федеральными
органами исполнительной власти и  органами  государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации,   определяются   Правительством
Российской Федерации.
     27. Показателями    состояния    экономической    безопасности
являются:
     1) индекс физического объема валового внутреннего продукта;
     2) валовой внутренний продукт на душу населения  (по  паритету
покупательной способности);
     3) доля российского валового внутреннего  продукта  в  мировом
валовом внутреннем продукте;
     4) доля инвестиций в основной  капитал  в  валовом  внутреннем
продукте;
     5) степень износа основных фондов;
     6) индекс промышленного производства;
     7) индекс производительности труда;
     8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);
     9) уровень инфляции;
     10) внутренний  государственный  долг  Российской   Федерации,
государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный
долг;
     11) внешний   долг   Российской   Федерации,   в   том   числе
государственный внешний долг;
     12) чистый ввоз (вывоз) капитала;
     13) уровень  экономической  интеграции  субъектов   Российской
Федерации;
     14) коэффициент напряженности на рынке труда;
     15) энергоемкость валового внутреннего продукта;
     16) доля инвестиций  в  машины,  оборудование  и  транспортные
средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;
     17) доля инновационных товаров, работ, услуг  в  общем  объеме
отгруженных товаров, работ, услуг;
     18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в  валовом
внутреннем продукте;
     19) доля    организаций,    осуществляющих     технологические
инновации;
     20) дефицит федерального бюджета, в том  числе  ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета;
     21) отношение золотовалютных резервов Российской  Федерации  к
объему импорта товаров и услуг;
     22) индекс физического объема экспорта;
     23) индекс физического объема импорта;
     24) сальдо торгового баланса;
     25) доля машин, оборудования и транспортных  средств  в  общем
объеме несырьевого экспорта;
     26) доля   населения   трудоспособного   возраста   в    общей
численности населения;
     27) доля  граждан   с   денежными   доходами   ниже   величины
прожиточного минимума;
     28) индекс производства  по  виду  экономической  деятельности
"Добыча полезных ископаемых";
     29) доля   прироста   запасов    полезных    ископаемых    (по
стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных
в недрах запасов;
     30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на  душу
населения);
     31) индекс   предпринимательской    уверенности    предприятий
обрабатывающих производств;
     32) дефицит консолидированного  бюджета  субъектов  Российской
Федерации;
     33) доля машин, оборудования и транспортных  средств  в  общем
объеме импорта;
     34) доля инновационных товаров, работ, услуг  в  общем  объеме
экспорта   товаров,   работ,   услуг   предприятий    промышленного
производства;
     35) доля импорта в объеме товарных ресурсов  продовольственных
товаров;
     36) оборот розничной торговли;
     37) распределение численности занятых в  экономике  по  уровню
образования;
     38) децильный коэффициент (соотношение  доходов  10  процентов
наиболее  обеспеченного   населения   и   10   процентов   наименее
обеспеченного населения);
     39) доля  работников  с  заработной   платой   ниже   величины
прожиточного минимума трудоспособного населения;
     40) уровень преступности в сфере экономики.
     28. Перечень показателей состояния экономической  безопасности
может уточняться по результатам ее мониторинга.
     29. Мониторинг и оценка состояния  экономической  безопасности
осуществляются  на  основе  данных   официального   статистического
наблюдения,  а  также  иной  информации,  предоставляемой  органами
государственной власти, иными государственными  органами,  органами
местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации  и
другими организациями  в  соответствии  со  своей  компетенцией,  с
учетом   экспертной   оценки   вызовов   и   угроз    экономической
безопасности.
     30. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки
состояния экономической  безопасности  возлагаются  на  федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий  функции  по  выработке
государственной политики и   нормативно-правовому  регулированию  в
сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
     31. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей
Стратегии  осуществляется  с  использованием  ресурсов  федеральной
информационной      системы      стратегического      планирования,
информационно-аналитической   системы    мониторинга    показателей
состояния   национальной   безопасности    Российской    Федерации,
информационных ресурсов органов государственной  власти  и  органов
местного самоуправления.

        V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей
                             Стратегии

     32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:
     1) I этап  (до  2019 года) -  разработка  и   реализация   мер
организационного, нормативно-правового и методического характера  в
целях  обеспечения  экономической  безопасности,  совершенствование
механизмов мониторинга и оценки ее состояния;
     2) II этап (до 2030 года) - выполнение  мер  по  нейтрализации
вызовов и угроз экономической безопасности.
     33. Настоящая Стратегия реализуется в  процессе  осуществления
комплекса политических,   организационных, социально-экономических,
правовых, информационных, дипломатических, военных,  специальных  и
иных мер, разработанных в  рамках  стратегического  планирования  в
Российской Федерации.
     34. Органы   государственной   власти   и   органы    местного
самоуправления,    Центральный    банк    Российской     Федерации,
государственные  корпорации,  компании  с  преобладающим   участием
Российской Федерации и  иные  организации  обеспечивают  реализацию
настоящей  Стратегии  в   соответствии   со   своей   компетенцией.
Взаимодействие  федеральных  органов  исполнительной   власти   при
реализации   настоящей   Стратегии   осуществляется   в    порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     35. Корректировка  настоящей   Стратегии   осуществляется   по
решению  Президента  Российской  Федерации  каждые  шесть  лет   на
основании  предложений,  подготовленных  Правительством  Российской
Федерации при участии Совета Безопасности  Российской  Федерации  с
учетом  результатов  мониторинга   ее   реализации   и   изменений,
оказывающих  существенное  влияние   на   состояние   экономической
безопасности.
     36. Правительство   Российской    Федерации    организует    и
обеспечивает выполнение мер  организационного, нормативно-правового
и методического характера,  необходимых  для  реализации  настоящей
Стратегии.
     37. Ежегодный  доклад  Президенту   Российской   Федерации   о
состоянии экономической безопасности Российской Федерации  и  мерах
по   ее   укреплению   представляется   Правительством   Российской
Федерации.
     38. Итогом  реализации  настоящей   Стратегии   должны   стать
обеспечение  экономического  суверенитета  Российской  Федерации  и
устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним  вызовам
и  угрозам,   укрепление   общественно-политической   стабильности,
динамичное социально-экономическое  развитие,  повышение  уровня  и
улучшение качества жизни населения.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также