Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.08.2017 № 321

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15 августа 2017 г. № 321

 

г.Владикавказ

 

 

Об утверждении Комплексного плана

по подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики

Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2023 годы

 

 

В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов для экономики Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

утвердить прилагаемый Комплексный план по подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2023 годы.

 

 

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания                 Т.Тускаев

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Северная Осетия-Алания

от 15 августа 2017 г. № 321

 

Комплексный план

по подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 – 2023 годы

 

1. Актуальность разработки Комплексного плана

 

Настоящий Комплексный план по подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 – 2023 гг. (далее – Комплексный план) направлен на реализацию положений Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года (далее – Стратегия), подпрограммы 5 «Развитие профессионального образования» и подпрограммы 6 «Развитие кадрового потенциала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников системы образования» Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания» на 2017-2020 годы в части, касающейся создания механизмов и условий для форматирования системы, направленной на решение задач кадрового обеспечения социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.

 

1.1. Экономическая специализация, конкурентные преимущества и перспективы развития Республики Северная Осетия-Алания

 

За последнее десятилетие в промышленно-производственном комплексе Республики Северная Осетия-Алания выделились сектора с различными экономическими параметрами: металлургия, энергетика, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, лесопромышленный комплекс, пищевая и легкая промышленность и др.

В ориентированных на внутренний рынок инвестиционно малопривлекательных отраслях сохраняется наибольшее количество убыточных и низкорентабельных предприятий. Наиболее высокие темпы изменений будут поддерживаться в машиностроении, энергетике, легкой и пищевой промышленности, агро- и лесопромышленном комплексах с целью повышения их конкурентоспособности.

Большое значение для устойчивого функционирования экономики республики имеет хорошо развитая транспортная сеть, которая в условиях сравнительно компактной территории предоставляет широкие возможности для обеспечения территориальной мобильности населения, формирования динамично развивающихся рынков труда, капитала, жилья и социальных услуг, в том числе и образовательных услуг. Значительный вклад в развитие инфраструктуры региона вносят строительный комплекс, крупнейшие торговые организации и предприятия сферы услуг. Основными видами экономической деятельности для инфраструктуры являются: транспорт; связь; строительство; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.

Согласно Стратегии главной целью политики, проводимой исполнительными органами власти республики, является повышение конкурентоспособности региона и рост на этой основе благосостояния его жителей. И для достижения этой цели необходимо обеспечить ускоренную диверсификацию отраслей региональной экономики – прежде всего, ее базового сектора.

 

1.2. Ситуация на республиканском рынке труда

 

Развитие рынка труда в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях демографических ограничений и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике.

В прогнозный период (данные с сайта Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания) ожидается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения.

В результате численность экономически активного населения в 2019 году составит 327 тыс. человек (в 2015 году – 329 тыс. человек).

В связи с кризисной ситуацией, складывающейся в социально-экономическом  развитии республики,  снижением   значений по ряду макроэкономических показателей  остается сложной ситуация на   рынке труда Республики Северная Осетия-Алания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля  2016 г. № 200н республика  отнесена к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2014-2015 годов.

Численность безработных граждан, состоящих на учете на 1 января 2017 года, составила 9 054 чел. (2015–8 095 чел., 2014 – 9 021 чел.). Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода  –  2,8% (2015 — 2,5%, 2014 –2,6%).

В условиях демографических ограничений и снижения численности экономически активного населения среднегодовая численность занятых в экономике сократится с 293,7 тыс. человек в 2015 году до 289,7 тыс. человек в 2019 году.

В свободном доступе на сайте Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения (далее – Комитет по занятости) размещена статистика рынка труда на начало 2017 года, из которой видно, что положение на рынке труда осложняется дифференциацией сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости населения и напряженности. Наиболее емким по числу вакансий (40%) остается рынок труда г.Владикавказ, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций республики. Сельские районы в силу недостатка рабочих мест и менее развитой инфраструктуры имеют незначительное число и разнообразие вакантных рабочих мест, характеризуются продолжительностью периода безработицы, высоким показателем коэффициента напряженности на рынке рабочей силы, превышающим во много раз республиканский показатель.

Вместе с тем проблема трудоустройства граждан усугубляется несоответствием спроса и предложения рабочей силы, а также профессионально-квалификационной структуры безработных граждан имеющимся вакансиям. Оценивая структуру вакансий, можно отметить, что повышенным спросом у работодателей, как и ранее, пользуются профессии высококвалифицированных рабочих (23 % от количества заявленных вакансий), требуются и работники без специального образования и подготовки. Особую обеспокоенность вызывает молодежь, в том числе выпускники различного уровня образования, не имеющие опыта работы. Ежегодно в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обращается свыше 3500 выпускников, не имеющих опыта работы, из которых более 55 % - выпускники учреждений высшего образования, более 35 % - выпускники учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО).

Во исполнение подпункта 17 пункта 1 перечня поручений Главы Республики Северная Осетия-Алания В.З.Битарова от 13 марта 2017 года № ПП-07 по реализации Доклада-послания Главы Республики Северная Осетия-Алания об основных направлениях социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и отчета о результатах деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2017 г. Службой маркетинга Регионального ресурсного центра профессионального образования государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж» с апреля по июнь 2017 года проведено маркетинговое исследование профессиональных предпочтений выпускников общеобразовательных и средних профессиональных организаций,  трудовых ресурсов и рынка труда, а также соответствия рынка образовательных услуг потребностям рынка труда Республики Северная Осетия-Алания.

В маркетинговом исследовании участвовали 1228 выпускников 9-ых классов и 889 выпускников 11-ых классов из 36 общеобразовательных школ г.Владикавказ и всех районов республики, 884 выпускника по 20 специальностям из 12 организаций среднего профессионального образования, 67 работодателей г. Владикавказ, Ардонского, Дигорского, Алагирского, Ирафского, Кировского, Пригородного муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, Центры занятости населения г.Владикавказ, Ардонского, Алагирского, Ирафского муниципальных образований.

Анализ профессиональных намерений показал, что 630 (51%) учащихся 9-х классов планируют продолжить обучение в средней школе, а 598 (49%) решили поступать в учреждения среднего профессионального образования. Наиболее востребованными профессиями являются профессии «Врач» (18%) , «Юрист» (10%), «Экономист» (8%), «Повар» (7%), «Защита в чрезвычайных ситуациях» (6%). Популярностью также пользуются такие профессии, как «Программист» (5%), «Автомеханик» (4%), «Строитель» (4%).

Опрос выпускников 11-х классов показал, что обучаться в учреждениях среднего профессионального образования собираются только 52 (6%) человека из всех опрошенных, 58 (7%) опрошенных планируют устроиться на работу, служить в армии собираются 75 (8%) школьников, 678 (76%) желают продолжить обучение в вузах, с выбором будущей профессии уже определились 649 (72%) опрошенных.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (далее – ФГБОУ ВО) «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» 192 (22%) школьника считают самым престижным в республике. Вторым по популярности считается ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» – 151 чел. (17%), третьим в рейтинге предпочтений стоит ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» – 93 чел. (10%). 

Наиболее популярными специальностями определены «Юрист» – 127 чел. (14%), «Врач» – 117 чел. (13%), «Экономист» – 86 чел. (10%), «Строитель» – 43 чел. (5%). По 20 человек (2%) предпочли специальности «Программист», «Психолог», «Лингвист».

В маркетинговых исследованиях приняли участие 67 работодателей, из которых 88% считают целесообразным взаимодействие с учреждениями среднего профессионального и высшего образования.

Уровень подготовки и квалификация молодых специалистов являются гарантом взаимовыгодного сотрудничества учреждений профессионального образования с организациями. Как показал опрос, 42% опрошенных работодателей удовлетворены уровнем подготовки специалистов, 33% - затруднились ответить, 25% - оценили уровень подготовки как «неудовлетворительный».

В рамках маркетингового исследования трудовых ресурсов и рынка труда изучены вопросы трудоустройства и адаптации (закрепляемости) выпускников учреждений среднего профессионального образования (далее – СПО) в 2016 году.

Из 884 опрошенных выпускников в 2016 году трудоустроились по специальности сразу после окончания обучения 355 (40%) человек, 120 (14%) – через 3 месяца, 57 (6%) – в течение года.

Из опрошенных выпускников в 2017 году продолжают работать 327 (55%) человек, 148 (25%) - проходят службу в армии, 102 (17%) - продолжают обучение, 21(4%) - находятся в декретном отпуске.

 

1.3. Существующие механизмы приведения структуры подготовки в системе профессионального образования в соответствие с потребностями экономики в кадровых ресурсах

 

Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания характеризуется отрицательной динамикой основных показателей развития, прежде всего, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, инвестиций в основной капитал.

По данным, отмеченным в пояснительной записке «Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.», размещённой на сайте Министерства экономического развития Республики Северная Осети-Алания, в перечень основных проблемных вопросов развития региона, сдерживающих его социально-экономическое развитие, входит и недостаточная адаптация к новым условиям хозяйствования системы профессионального образования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочие специальности, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров, а также низкий уровень материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания населения. Реализация инвестиционных проектов является катализатором значительных изменений в структуре рынка труда и естественного увеличения спроса на квалифицированных специалистов среднего звена.

В настоящее время рынок труда Республики Северная Осетия-Алания, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется несбалансированностью и противоречивыми тенденциями как со стороны количественного наполнения, так и со стороны качественного состава работников (уровень образования, специальность, квалификация). Ежегодно появляются новые профессии и специальности, вызванные структурными и технологическими изменениями в экономике и формирующие новые профессиональные рынки труда.

Для обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования, а именно статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также части 2 статьи 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» в сентябре 2015 года Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания был разработан порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания. С 2016 года проводится публичный конкурс на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания. По результатам конкурса формируются контрольные цифры приема на первый курс образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

В целях регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования, определения дополнительной потребности в квалифицированных кадрах с учетом предложений работодателей, перспективных планов развития экономики и ситуации на рынке труда в Республике Северная Осетия-Алания, начиная с 2014 года, разрабатывается прогноз потребности регионального рынка труда.

Прогноз потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах (далее – Прогноз) ежегодно формируется Комитетом по занятости на перспективу в соответствии с данными предприятий, организаций, хозяйств и учреждений муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии с пунктом 5 Регламента разработки прогноза потребности регионального рынка  труда в специалистах различных направлений на 2014-2020 годы (далее – Регламент), утверждённого распоряжением Главы Республики Северная Осетия–Алания от 10 сентября 2014 года № 147-рг «Об утверждении Регламента разработки прогноза потребности регионального рынка  труда в специалистах различных направлений», органы исполнительной власти республики представляют в Комитет по занятости сведения о потребностях регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Республики Северная Осетия-Алания на соответствующие годы по установленной форме. Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания на основании утвержденного Комитетом по занятости Прогноза разрабатывает и утверждает План участия образовательных учреждений в подготовке специалистов по профессиям и специальностям для удовлетворения ежегодной потребности инвесторов (далее – План) по установленной форме. В соответствии с пунктом 6 Регламента Комитет по занятости и Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания согласовывают Прогноз и План с Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, по необходимости, с органами исполнительной власти республики, экспертами, организациями, общественными институтами.

Для достижения лучшей сбалансированности спроса и предложения на рынке труда необходимы мониторинг и прогнозирование потребностей экономики республики в трудовых ресурсах, регулирование подготовки кадров и, в первую очередь, изменение механизма регионального образовательного заказа, что приведёт к объективному формированию государственного заказа на образовательные услуги, который будет рассматриваться и приниматься Республиканским координационным советом по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития при Главе Республики Северная Осетия-Алания, утверждённым Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 6 июня 2017 г. № 158.

В целях изменения механизма регионального образовательного заказа необходимо:

внести соответствующие изменения в действующий Регламент разработки прогноза потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений;

уточнить полномочия и скорректировать порядок взаимодействия всех участников данного процесса (государственных органов исполнительной власти в сфере экономики, труда и занятости, образования, органов местного самоуправления, объединений работодателей, образовательных учреждений).

Мероприятия по повышению качества образовательных услуг и приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными требованиями в данном Комплексном плане не рассматриваются и проводятся в образовательных учреждениях в соответствии с Государственной программой Республики Северная Осетия-Алания «Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания» на 2017-2020 годы.

 

2. Цель и задачи реализации Комплексного плана

 

Стратегическая цель данного Комплексного плана - создание механизмов и условий для форматирования системы, направленной на решение задач кадрового обеспечения социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на основе:

формирования региональной системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах;

переориентации ресурсов среднего профессионального и высшего образования на решение задач по подготовке квалифицированных кадров, требующихся конкретным отраслям экономики региона;

обеспечения регулируемого воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Республике Северная Осетия-Алания;

разработки механизмов формирования и распределения контрольных цифр приема (далее – КЦП) по укрупненным группам специальностей (далее – УГС) и направлениям подготовки кадров на основе прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах;

определения направлений подготовки специалистов с высшим образованием, востребованных в отраслях экономики Республики Северная Осетия-Алания, на основе целевого обучения в вузах Российской Федерации.

 

3. Целевые показатели реализации Комплексного плана

 

В качестве целевых показателей Комплексного плана рассматриваются (таблица 1):

доля КЦП по УГС, соответствующих приоритетным отраслям республиканской экономики, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования;

доля выпускников программ СПО по УГС, соответствующих приоритетным отраслям республиканской экономики, трудоустроившихся по полученной специальности не позднее одного года после выпуска;

доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО;

доля студентов учреждений СПО, обучающихся по  образовательных программам, в реализации которых участвуют работодатели (дуальная форма обучения, включающая организацию учебной и производственной практики; предоставление оборудования и материалов; участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведение учебных занятий), от общей численности студентов учреждений СПО;

численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills.

 

4. Мероприятия и ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Комплексного плана

 

Для достижения целевых показателей Комплексного плана необходима реализация следующих мероприятий (таблица 2):

разработка и принятие нормативной правовой документации о государственном заказе на образовательные услуги в Республике Северная Осетия-Алания;

разработка методики анализа рынка труда и прогнозирования потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах с учётом инвестиционных проектов;

определение структуры выпуска учреждений среднего профессионального и высшего образования в разрезе уровней подготовки (профессий/специальностей/направлений подготовки);

проведение анализа кадрового потенциала по основным направлениям и видам экономической деятельности в регионе;

совершенствование механизма формирования и распределения контрольных цифр приема по уровням среднего профессионального и высшего образования, УГС и направлениям подготовки кадров (в том числе по сокращенным программам обучения) на основе среднесрочного прогноза потребностей региональной экономики для удовлетворения ежегодной потребности инвесторов в специалистах требуемого уровня;

формирование государственного задания на подготовку кадров в системе среднего профессионального и высшего образования для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Северная Осетия-Алания;

развитие маркетинговых служб и центров содействия трудоустройству выпускников в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.

Социально-экономические эффекты от реализации Комплексного плана:

создание механизмов гибкой адаптации образовательных услуг в среднем профессиональном и высшем образовании к потребностям общества и экономики;

достижение баланса спроса и предложения на местных рынках труда;

минимизация социальных рисков, связанных с напряженностью в сфере занятости населения региона;

снижение уровня структурной безработицы.

 

5.Фактор профессионального совершенствования трудового потенциала как ресурс повышения конкурентоспособности экономики Республики Северная Осетия-Алания

 

Развитие системы профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых профессиональными образовательными организациями реальному сектору экономики.

В настоящее время ведется подготовка рабочих кадров (служащих) по 29 профессиям, специалистов среднего звена - по 58 специальностям, а также специалистов с высшим образованием - по 69 специальностям бакалавриата и специалитета, всего - по 38 укрупнённым группам специальностей, востребованных в сельском хозяйстве, социальной сфере, транспортной, строительной и промышленной отраслях, сфере обслуживания населения, в области туризма и сервиса.

В структуру системы профессионального образования входят 22 профессиональные образовательные организации: 16 техникумов и колледжей, 5 училищ и 1 лицей (из них 16 учреждений СПО - подведомственные Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, 3 - Министерству культуры Республики Северная Осетия-Алания, 1 - Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, 2 – частных образовательных учреждения).

Подготовка специалистов среднего звена ведется в структурных подразделениях образовательных организаций высшего образования: государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования (далее – ГБОУ ВО) «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет».

Также в республике осуществляют деятельность два филиала вузов: Финансовый колледж – филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Владикавказский техникум железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения».

Кроме того, в республике действуют 5 ресурсных центров, 2 центра сертификации профессиональных квалификаций, 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций.

Система высшего образования включает в себя:

 5 государственных вузов - ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; ФГБОУ ВО «Северо–Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»; ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет»; ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»;

1 частное образовательное учреждение – частное образовательное учреждение высшего образования «Владикавказский институт управления»;

1 филиал государственного вуза – Владикавказский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;

1 филиал негосударственного вуза – Моздокский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия экономики и права».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р утверждён «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы» (далее – Комплекс мер).

Комплекс мер предусматривает внедрение практико-ориентированных моделей обучения, проведение чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы (WorldSkillsRussia)», государственную поддержку в форме субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ развития СПО, дополнительное профессиональное образование руководителей профессиональных образовательных организаций, апробация моделей по подготовке педагогических кадров для системы СПО.

Комплекс мер включает мероприятия по созданию к 2020 году условий для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями, а также мероприятия по мониторингу качества подготовки кадров (ТОП – 50).

В целях реализации приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») и с учётом ТОП–50 приказом Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания от 24.04.2017 № 413 «О реализации в Республике Северная Осетия-Алания приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)» утверждён Перечень наиболее востребованных на рынке труда в Республике Северная Осетия-Алания, новых и перспективных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования (далее – Перечень). Данный Перечень сформирован на основе предложений отраслевых министерств и ведомств республики и проведённого совместно с Комитетом по занятости мониторинга кадровой потребности предприятий и организаций.

Организация и проведение дуального обучения обучающихся учреждений СПО Республики Северная Осетия-Алания необходимы для достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм собственности, а также развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между учреждениями СПО и хозяйствующими субъектами, муниципальными образованиями республики.

Дуальное обучение представляет собой сетевую форму реализации основных профессиональных образовательных программ СПО (далее – ОПОП), основанную на взаимодействии предприятий, организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для решения практикоориентированных учебных задач, предусматривающих совмещение теоретического обучения в образовательных учреждениях с производственным обучением на базе предприятий и организаций и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОПОП СПО.

В рамках реализации профессиональных программ подготовки квалифицированных кадров значимую роль играет организация социального партнерства работодателей и образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования.

Взаимодействие профессиональных образовательных учреждений с работодателями (социальными партнерами) должно обеспечивать формирование профессиональных образовательных программ по подготовке квалифицированных специалистов и осуществляться по следующим направлениям:

формирование вариативной части образовательной программы;

разработка программ практик;

разработка контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов;

разработка программы государственной итоговой аттестации.

Одним из ключевых моментов внедрения социального партнёрства и привлечения бизнес-партнеров является участие учреждений СПО в движении WorldSkills. В процессе подготовки и проведения соревнований WorldSkills расширился спектр взаимодействия организаций профессионального образования республики и работодателей, социальных партнеров, что позволило разработать и приступить к реализации инновационных программ обучения и сопровождения наставников обучающихся и молодых специалистов-выпускников училищ и техникумов.

Участие учреждений СПО республики в региональных и национальных соревнованиях профессионального мастерства WorldSkills дало возможность:

повысить качество профессиональной подготовки в учебных заведениях и центрах подготовки и переподготовки кадров на территории Северной Осетии;

создать инновационные условия развития методик и алгоритмов, направленных на обеспечение высококвалифицированными и профессиональными кадрами экономики Республики Северная Осетия-Алания;

разработать и актуализировать модульные программы профессиональных квалификаций обучающихся и повышения квалификации методистов, педагогических работников учреждений профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания.

В 2017 году в пилотном формате в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Северная Осетия-Алания, в государственную итоговую аттестацию обучающихся профессиональных образовательных организаций введён формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Формат демонстрационного экзамена, внедряемого в процедуру государственной итоговой аттестации, послужит моделью независимой оценки качества подготовки кадров без проведения дополнительных процедур и даст возможность определить у выпускников учреждений СПО уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills. Все компетенции, по которым будет проходить демонстрационный экзамен, соответствуют специальностям из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

 

6. Формирование государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов для нужд народного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания

 

Регулирование подготовки кадров по востребованным профессиям, специальностям и направлениям подготовки должно осуществляться за счет изменения механизма государственного заказа на подготовку кадров, который должен основываться на прогнозе потребностей в кадрах. Учреждениями СПО с учётом перспективной потребности рабочих кадров для передовых технологий с сентября 2017 года будут введены 7 новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО по   ТОП-50. В течение 2018 и 2019 годов планируется начать подготовку кадров по 6 новым профессиям и специальностям.

Превращение системы профессионального образования в ресурс повышения конкурентоспособности экономики невозможно без создания системы прогнозирования развития и потребностей отраслей экономики в трудовых ресурсах.

Вместе с тем имеет место комплекс проблем развития системы профессионального образования:

формальный подход работодателей к участию в учебно-производственном процессе;

наличие диспропорций рынка труда и системы профобразования, ведущих к рискам для устойчивого социально-экономического развития республики (рост стоимости рабочей силы в опережающем темпе по отношению к росту производительности труда);

увеличение срока трудоустройства незанятых в экономике граждан;

сокращение охвата населения различными формами профессионального обучения и программами личностного роста;

рост диспропорций в развитии рынка труда и образовательных услуг и, как следствие, утрата эффективности системы профессионального образования региона;

отсутствие перспективного прогноза оптимальных объемов и структуры выпуска учреждений профессионального образования в разрезе профессий/специальностей/направлений подготовки.

Для того чтобы быть реально встроенной в комплекс ресурсного обеспечения социально-экономического развития региона, система профессионального образования должна иметь возможность своевременно оценивать необходимость, разрабатывать и реализовывать те изменения, которые обеспечат соответствие структуры, объемов и качества подготовки выпускников системы профессионального образования потребностям рынка труда. С учетом длительности цикла подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования такие изменения должны базироваться на среднесрочных прогнозах динамики потребностей ведущих предприятий и ключевых секторов экономики в кадрах как в количественном, так и в качественном отношении, а также на анализе возможностей системы профессионального образования обеспечить подготовку кадров, отвечающих этим потребностям.

Первоочередной задачей является приближение подготовки квалифицированных специалистов к структуре потребности республиканского рынка труда на основе государственного заказа. Решение данной задачи возможно при взаимодействии работодателей и инвесторов с Республиканским координационным советом по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития при Главе Республики Северная Осетия-Алания.

 

Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с информацией, представленной отраслевыми министерствами и ведомствами республики, составлен Перечень профессий и специальностей по которым требуется подготовка рабочих кадров и специалистов на среднесрочную перспективу (таблица 3).

Формирование государственного заказа на подготовку кадров Республики Северная Осетия-Алания предусматривает:

определение стратегических направлений и среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (обеспечивается Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания);

определение оптимального объема и структуры подготовки кадров учреждениями среднего профессионального и высшего образования (обеспечивается Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Комитетом по занятости);

ежегодный мониторинг рынка труда как в отраслевом разрезе, так и в разрезе муниципальных образований (обеспечивает СевернаяОсетиястат);

анализ соответствия кадровых потребностей и образовательных услуг региона (обеспечивается Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Комитетом по занятости).

Реализация государственного заказа осуществляется посредством ежегодного:

утверждения объема и структуры приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования на конкурсной основе (обеспечивается Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания);

установления государственных заданий учреждениям среднего профессионального и высшего образования на подготовку рабочих кадров и специалистов по профессиям и специальностям (обеспечивается Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания);

определения направлений подготовки специалистов с высшим образованием, востребованных в отраслях экономики Республики Северная Осетия-Алания, на основе целевого обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Таблица 1

Целевые показатели Комплексного плана

 

 

 

 

Факт

Обязательства

2015г.

2016г.

2017г.

2018г

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

1.

Доля контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям экономики республики, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в %

68,2

79,4

86,7

88,5

88,9

89,2

89,5

89,8

90,0

2.

 Доля выпускников программ СПО по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям республиканской экономики, трудоустроившихся по полученной специальности не позднее первого года после выпуска, в %

37,6

37,9

38,1

38,5

38,9

39,5

41,3

41,9

43,0

3.

Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО, в %

10,6

11,1

11,7

12,6

13,4

13,9

14,7

15,3

16,0

4.

Доля студентов учреждений СПО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (дуальная форма обучения), от общей численности студентов учреждений среднего профессионального образования, в %

5

5

7

10

20

30

35

40

45


5.

Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills (тыс. чел. за год)

0,11

0,28

0,7

1,06

1,29

1,37

1,43

1,49

1,55

 

Таблица 2

Мероприятия Комплексного плана

 

№ п/п

Мероприятия

Обеспечивающие документы (наименование, аннотация)

Результаты

Сроки реализации

(годы)

Дальнейшее использование результатов

Ответственные

1

2

3

4

5

6

7

1.

Разработка и принятие

нормативной правовой

документации о государственном заказе на

образовательные услуги в

Республике Северная Осетия-Алания

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания

нормативная правовая

документация

2017-2019

нормативное правое определение механизмов формирования прогнозов в  кадрах, регулирование образовательного заказа

Министерство труда и социального развития РСО-Алания;

Комитет РСО-Алания по занятости населения;

Министерство экономического развития РСО-Алания; Министерство образования и науки РСО-Алания

2.

Разработка методики

анализа рынка  труда и

прогнозирования

потребностей экономики республики в трудовых

ресурсах, с учётом инвестиционных проектов

 

решение Республиканского координационного совета по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического

развития при Главе Республики Северная Осетия-Алания

комплект документов по порядку организации и  проведению анализа рынка труда и формирования прогноза потребностей экономики в трудовых ресурсах, перечень локальных нормативных правовых актов, необходимых для разработки и принятия 

IV квартал 2017

обеспечение оптимальных объемов и  структуры выпуска   учреждений профессионального образования        в разрезе      уровней подготовки         и профессий/ специальностей/ направлений        подготовки

Министерство экономического развития РСО-Алания;

Министерство труда и социального развития  РСО-Алания;

Комитет РСО-Алания по занятости населения

3.

Определение структуры

выпуска учреждений СПО и высшего образования в разрезе уровней подготовки (профессий/  специальностей/направлений подготовки)

методические рекомендации Республиканского координационного совета по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития при Главе Республики Северная Осетия-Алания

мониторинг и прогнозирование, комплект нормативной правовой документации

2018-2023

обоснованные прогнозы потребностей в кадрах и заказах для системы профессионального образования

Министерство экономического развития РСО-Алания;

Министерство труда и социального развития  РСО-Алания

 

4.

Проведение  анализа

кадрового потенциала  по

основным направлениям и

видам экономической

деятельности в регионе

решение коллегии Министерства экономического развития РСО-Алания

характеристика кадрового потенциала по основным направлениям и  видам экономической деятельности в регионе

2017-2023

прогноз развития кадрового потенциала по видам экономической деятельности в регионе

Министерство экономического развития РСО-Алания;

Комитет РСО-Алания по занятости населения;

Министерство труда и социального развития  РСО-

 

Алания

5.

Совершенствование

механизма формирования и

распределения контрольных

цифр приема по уровням среднего профессионального и высшего образования, укрупненным группам специальностей  и

направлениям подготовки

кадров (в том числе по

сокращенным программам

обучения) на основе

среднесрочного прогноза

потребностей региональной

экономики для удовлетворения ежегодной потребности инвесторов в специалистах требуемого уровня

методические рекомендации Республиканского координационного совета по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития при Главе Республики Северная Осетия-Алания

механизм формирования         и распределения контрольных цифр приема по уровням профессионального образования, укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки кадров

2017-2023

аргументированное формирование  заказа на подготовку кадров

Министерство труда и социального развития РСО-Алания;

Министерство образования и науки РСО-Алания

6.

Формирование

государственного  задания

на подготовку кадров

в системе среднего профессионального и высшего образования для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в РСО-Алания

решение коллегии Министерства экономического развития РСО-Алания

комплект нормативной документации(регламент), регламентирующий процедуру формирования государственного задания  в системе среднего профессионального и высшего образования

2018-2023

регулирование подготовки  рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования для экономики республики

Министерство экономического развития РСО-Алания; Министерство труда и социальной защиты населения РСО-Алания;

Комитет РСО-Алания по занятости населения;

Министерство образования и науки РСО-Алания; отраслевые министерства и ведомства

7.

Развитие маркетинговых

служб, центров содействия трудоустройству выпускников в учреждениях среднего профессионального

и высшего образования и их взаимодействия с районными Центрами занятости населения

решение коллегии Министерства образования и науки РСО-Алания

2017 год – 50 %;

2018 год – 65 %;

2019 год – 80 %;

2020 год – 100 %

2017-2023

повышение доли трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования по полученной профессии/специальности в первый год после окончания

Министерство образования и науки РСО-Алания;

Комитет РСО-Алания по занятости населения

 

Таблица 3

 

Перечень профессий и специальностей для подготовки кадров в организациях среднего профессионального и высшего образования в 2017-2023 годах, востребованных в экономике Республики Северная Осетия-Алания

(согласно информации, представленной министерствами  и ведомствами Республики Северная Осетия-Алания на 1апреля 2017 года)

 

Перечень профессий, специальностей (по уровню образования)

Высшее образование

Среднее профессиональное образование

Профессиональная подготовка

1

2

3

Информационные технологии и связь

Специалист по информационной безопасности

Оператор компьютерного набора и верстки

 

Специалист в сфере программирования промышленных станков(технолог)

Программист

 

Специалист по разработке программного обеспечения (программист)

Приемосдатчик багажа, груза и почты

 

Специалист по системам автоматизированного проектирования

Радиомеханик

 

Специалист в области построения локально-вычислительных сетей

 Радиотехник

 

Инженер связи

Монтажник  радиоэлектронной аппаратуры

 

Инженер-радиотехник

 

 

Инженер телекоммуникаций

 

 

Инженер волоконно-оптических линий связи

 

 

Системный администратор

 

 

Программист

 

 

Web-программист

 

 

Видеоинженер

 

 

Инженер - программист

 

 

Печать и массовые коммуникации

Переводчик

Smm-менеджер

 

Фотокорреспондент

Верстальщик

 

Дизайнер

 

 

Технический редактор

 

 

Корректор

 

 

Редактор

 

 

Журналист

 

 

Smm-менеджер

 

 

Ответственный секретарь

 

 

Художник

 

 

Строительство и архитектура

Архитектура

Мастер общестроительных работ

 

Промышленное и гражданское строительство

Мастер отделочных строительных работ

 

Автомобильные дороги и аэродромы (строительство)

Машинист крана (крановщик)

 

 

Машинист дорожных и строительных машин

 

 

Машинист экскаватора

 

 

Машинист крана автомобильного

 

 

Сварщик

 

 

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 

 

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

 

 

Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и  оборудования(по отраслям)

 

 

Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

 

Туризм

Администратор

Гид-экскурсовод

 

Менеджер по туризму

 

 

Сельское хозяйство

Зоотехник

Механизатор

Разнорабочий

Ветеринарный врач

Электрик

 

Инженер

Гидротехник

 

Инженер - мелиоратор

Оператор

 

Технолог

Тракторист – машинист

 

Агроном

Водитель погрузчика

 

Технолог по хранению сельскохозяйственной продукции

 

 

Агроном – семеновод открытого грунта

 

 

Селекционер

 

 

Агроном по защите растений

 

 

Зооинженер

 

 

Природные ресурсы и экология

Инженер - эколог

Техник лесного хозяйства

 

Инженер лесного хозяйства

Специалист лесного и лесопаркового хозяйства

 

Геоэколог

Техник - эколог

 

Строительство и эксплуатация дорог

Геодезист

Механизатор

 

 

Машинист-грейдерист

 

 

Машинист - асфальтировщик

 

 

Машинист - асфальтоукладчик

 

 

Машинист – бульдозерист

 

Машиностроение, транспорт,  швейное, пищевое и мебельное производство

Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования

Электросварщик

Техничка

Инженер - конструктор

Слесарь-электрик по ремонту оборудования

Уборщик территории

Технолог по деревообработке

Столяр

Уборщик производственных и служебных помещений

Механик

Слесарь  - инструментальщик

Укладчик-упаковщик

Наладчик-оператор станков с ЧПУ

Оператор стеклоформующих машин

 

Электрик

Наладчик стекольных автоматов и полуавтоматов

 

Метролог

Стекловар

 

Начальник ОТК

Слесарь КИП и  А

 

Инженер- химик

Слесарь-ремонтник

 

Инженер - электроник

Станочник по деревообработке

 

Контролер

Шлифовщик по дереву

 

Технолог

Сборщик мебели

 

Электромеханик

Обивщик мебели

 

Инженер-автомеханик

Наладчик технологического оборудования

 

Инженер- энергетик

Стеклодув

 

Бухгалтер

Откачник-вакуумщик

 

Инженер - механик

Токарь

 

Инженер по качеству 

Оператор котельной

 

Инженер по охране труда

Маляр по металлу

 

Инженер по организации и управлению производством

Слесарь механосборочных работ

 

Инженер - технолог

Фрезеровщик

 

Менеджер

Разметчик(координатчик)

 

Инженер - конструктор

Электроэрозионист

 

Технолог по деревообработке

Металлизатор

 

 

Гальваник

 

 

Люминофорщик - экранировщик

 

 

Заварщик ЭВП (электровакуумных приборов)

 

 

Оператор СФМ (стеклоформующих машин)

 

 

Наладчик автоматических линий

 

 

Резчик заготовок и изделий из пластмасс

 

 

Тракторист

 

 

Шлифовщик

 

 

Лаборант физико-химических анализов

 

 

Швея - мотористка

 

 

Закройщица

 

 

Моторист

 

 

Водитель грузового автомобиля

 

 

Слесарь - ремонтник

 

 

Аппаратчик изготовления пленочных материалов методом полива

 

 

Пожарный

 

 

Инспектор

 

 

Приемосдатчик багажа, груза и почты

 

 

Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок

 

 

Рабочий по комплексному обслуживанию зданий

 

 

Аэродромный рабочий

 

 

Кондитер

 

 

Плотник

 

 

Электрогазосварщик

 

 

Электромонтер по обслуживанию подстанций

 

 

Электромонтер по обслуживанию электроустановок

 

 

Механик швейного оборудования

 

 

Испытатель деталей и приборов

 

 

Контролер деталей и приборов

 

 

Вязальщица текстильно-галантерейных изделий

 

Здравоохранение и медицинские науки

Акушерство и гинекология

Сестринское  дело

 

Анестезиология и реаниматология

Лабораторная диагностика 

 

Кардиология

Лечебное дело

 

Неврология

 

 

Неонатотология

 

 

Педиатрия

 

 

Психиатрия-наркология

 

 

Рентгенология

 

 

Терапия

 

 

Фтизиатрия

 

 

Эндоскопия

 

 


Информация по документу
Читайте также