Расширенный поиск

Постановление Правительства Ростовской области от 03.02.2017 № 59

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 03.02.2017 № 59

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

О внесении изменений

в постановление Правительства

Ростовской области от 31.07.2013 № 474

 

 

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Ростовской области Правительство Ростовской области постановляет:

 

1. Внести изменения в постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 №  474 «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года» согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития Ростовской области Папушенко М.В.

 

 

Губернатор

Ростовской области                                                                             В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит

министерство экономического 

развития Ростовской области

 

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 03.02.2017 № 59

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в постановление

Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 474

«Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года»

 

1. Наименование изложить в редакции:   

«Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года».

2. Пункт 1 изложить в редакции:

«1. Утвердить Стратегию инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.».

3. Приложение изложить в редакции:

 

«Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 31.07.2013 № 474

 

 

СТРАТЕГИЯ

инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года

 

1. Введение

 

Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года (далее – Стратегия) разрабатывается с целью обеспечения опережающего развития экономики инвестиционными ресурсами, исходя из отраслевых, территориальных, инновационных и социальных приоритетов Ростовской области.

Стратегия определяет систему целеполагания, включающую видение, приоритеты, цели и задачи, стоящие перед инвестиционной сферой Ростовской области на период до 2030 года.

В Стратегии разработаны три сценария развития инвестиционной сферы, которые базируются на Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года, Прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2017 – 2019 годы. Для каждого сценария дано описание и указаны целевые значения объема инвестиций в основной капитал.

Стратегия определяет механизм достижения поставленных целей, который включает план мероприятий, систему показателей, порядок проведения мониторинга и контроля, основных участников и ответственных за реализацию.

В Стратегии приведен перечень планируемых к реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих системное влияние на экономическое и социальное развитие региона.

Стратегия основывается на глубоком анализе состояния и динамики развития региона, включая уровень текущей и перспективной конкурентоспособности экономики, систему инвестиционного развития, инвестиционный климат, итоги развития инвестиционной сферы, SWOT-анализ.

При разработке Стратегии использовались следующие методологические подходы:

1. Вызов-ответ – задает логику развития Ростовской области на долгосрочную перспективу, которая определяется преодолением трансформационных процессов, происходящих в мире и России.

2. Устойчивое развитие – является основой для формирования системы целеполагания и определения ее основных принципов.

3. Опорный каркас – формирует основу для реализации политики пространственного развития Ростовской области.

4. Полюсы роста – являются основой для разработки и реализации политики территориального развития экономики.

5. Стейкхолдеры (концепция заинтересованных сторон) – призваны согласовать интересы и обеспечить вовлечение различных участников инвестиционного процесса для достижения поставленных целей.

Стратегия разработана с учетом основных положений документов, определяющих контуры стратегического развития на уровне Российской Федерации, таких как:

Концепция долгосрочного развития Российской Федерации;

Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года;

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации;

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года;

Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Стратегия взаимоувязана с документами планирования Ростовской области, непосредственно затрагивающими вопросы развития инвестиционной сферы региона:

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года;

Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы;

Стратегия развития приоритетных территориальных кластеров Ростовской области на 2016 – 2020 годы.

 

2. Стратегический анализ инвестиционной сферы Ростовской области

 

2.1. Конкурентоспособность экономики.

2.1.1. Макроуровень.

Интегральным показателем конкурентоспособности экономики региона традиционно выступает объем валового регионального продукта.

Валовой региональный продукт Ростовской области (далее – ВРП) по итогам 2015 года составил 1 122 011,9 млн рублей. На протяжении 2010 – 2015 годов экономика региона характеризовалась стабильным ростом (рисунок № 1).

 

Рисунок № 1

 

Динамика ВРП Ростовской области в основных ценах, млн рублей

 

 

Доля ВРП Ростовской области в ВРП Российской Федерации (как суммы ВРП субъектов) не характеризовалась значительными изменениями в течение последних лет и по итогам 2014 года составила 1,7 процента. Доля ВРП Ростовской области в совокупном ВРП Южного федерального округа (далее – ЮФО) по итогам 2014 года составила 25,5 процента* (c 2010 года имеет место снижение доли).

В итоге по уровню текущей конкурентоспособности (объем ВРП) Ростовская область занимает 13-е место среди субъектов Российской Федерации (по итогам 2014 года).

Вместе с тем перспективная конкурентоспособность Ростовской области, определяемая на основе объема инвестиций в основной капитал, соответствует 12 месту (по итогам 2015 года): объем инвестиций в основной капитал Ростовской области в фактически действовавших ценах по итогам 2015 года составил 308 971,0 млн рублей. Объем инвестиций демонстрирует стабильный рост на протяжении всего периода 2010 – 2015 годов (рисунок № 2).

Доля инвестиций в основной капитал в Ростовской области в структуре аналогичного показателя Российской Федерации по итогам 2015 года составила 2,0 процента, ЮФО – 24,1 процента.

_______________________

* Здесь и далее по ЮФО данные без учета Республики Крым и г. Севастополя.

 

Рисунок № 2

 

Динамика инвестиций в основной капитал

в Ростовской области (в фактически действовавших ценах), млн рублей

 

 

Ростовская область является одним из экспортноориентированных регионов России (16 место в России по объему экспорта). Так, экспорт товаров Ростовской области по итогам 2015 года составил 4 804,6 млн долларов США, импорт – 2 121,1 млн долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса положительное – 2 683,5 млн долларов США.

Ростовская область по итогам 2015 года сформировала 1,4 процента совокупного экспорта Российской Федерации и 35,4 процента экспорта ЮФО. Это самые высокие показатели за весь период 2010 – 2015 годов (рисунок № 3). И, напротив, поступательно снижается доля Ростовской области в совокупном объеме импорта как Российской Федерации в целом, так и ЮФО: по итогам 2015 года она составила 1,2 процента и 28,3 процента, соответственно.

 

Рисунок № 3

 

Экспорт и импорт товаров Ростовской области, млн долларов США

 

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Ростовской области по итогам 2015 года составил 155 182,1 млн рублей, демонстрируя на протяжении всего периода 2010 – 2015 годов положительную динамику (рисунок № 4). Ростовская область аккумулировала 2,6 процента объема данных работ в Российской Федерации и 31,6 процента – в ЮФО.

 

Рисунок № 4

 

Объем работ по виду деятельности «Строительство»

в Ростовской области (полный круг предприятий и организаций), млн рублей

 

 

Оборот розничной торговли в Ростовской области по итогам 2015 года составил 824 914,5 млн рублей. Показатель характеризуется растущей динамикой (рисунок № 5).

По итогам 2015 года Ростовская область сформировала 2,9 процента совокупного оборота розничной торговли Российской Федерации и 31,8 процента – ЮФО.

 

Рисунок № 5

 

Оборот розничной торговли в Ростовской области, млн рублей

 

 

Индекс физического объема оборота общественного питания в Ростовской области по итогам 2015 года составил 93,3 процента (рисунок № 6). По данному показателю Ростовская область незначительно отстает от среднероссийского значения и значения по ЮФО.

 

Рисунок № 6

 

Индекс физического объема оборота

общественного питания в Ростовской области, процентов


Человеческий потенциал Ростовской области реализован не в полной мере: по среднесписочной численности работников регион по итогам 2015 года занимает 10-е место, в то время как по доле ВРП – 13-е место.

Производительность труда в сельском хозяйстве соответствует 26 месту среди субъектов Российской Федерации по итогам 2015 года. Производительность труда в промышленности значительно ниже – 42-е место. Это является следствием комплекса системных проблем:

1. 27-е место по удельному весу высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников (по итогам 2015 года);

2. Отставание по показателям технологического развития:

– высокий износ основных фондов – 30-е место (по итогам 2014 года);

– низкая активность организаций в использовании передовых производственных технологий – 19-е место (по итогам 2015 года);

– низкая инновационная активность организаций – 31-е место (по итогам 2014 года).

Уровень привлекательности региона для трудовых ресурсов невысокий, в первую очередь, ввиду низкого уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (53-е место среди субъектов Российской Федерации по итогам 2015 года), что может стать предпосылкой для развития в Ростовской области следующих тенденций:

–  приоритет для размещения низкопроизводительных трудоемких производств, отсутствие стимулов для высокотехнологичных проектов;

  отток высококвалифицированной рабочей силы;

–  приток низкоквалифицированной рабочей силы.

 

2.1.2. Инфраструктура.

В рамках энергетической инфраструктуры Ростовская область является одним из передовых субъектов (10-е место по итогам 2015 года) в отгрузке по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»), что во многом объясняется широким спектром основных видов электрогенерации.

Телекоммуникационная инфраструктура характеризуется как рядом положительных показателей по итогам 2015 года: 5-м местом в отгрузке по виду деятельности «Связь», 14-м местом – по численности пользователей сети «Интернет» на 100 человек населения, – так и рядом более низких показателей: доля организаций, использующих «Интернет» (63-е место в 2014 году), число абонентских устройств сотовой связи на 1000 человек (28-е место в 2015 году). С одной стороны, это характеризует достаточно высокий уровень спроса на услуги связи, с другой – низкий уровень их доступности для населения (в особенности, сельского).

По уровню развития финансовой инфраструктуры Ростовская область демонстрирует лидерские позиции: регион занимает 3-е место по итогам 2015 года по количеству кредитных организаций.

Деловая инфраструктура развивается в позитивном направлении. Ростовская область по количеству малых и средних предприятий в расчете на 1000 человек населения находится на 11-м месте среди субъектов Российской Федерации (данные за 2014 год).

Оборот малых и средних предприятий (без микропредприятий) Ростовской области по итогам 2015 года составил 595,6 млрд рублей, значительно снизившись по сравнению с предыдущим годом (рисунок № 7).

Доля оборота малых и средних предприятий (без микропредприятий) Ростовской области на конец 2015 года в структуре аналогичного показателя Российской Федерации составила 2,7 процента, ЮФО – 34,3 процента.

 

Рисунок № 7

 

Оборот малых и средних предприятий

(без микропредприятий) Ростовской области, млрд рублей

 

Текущие показатели развития транспортной инфраструктуры недостаточно высоки по итогам 2015 года: в отгрузке Ростовская область занимает 20 место, по доле дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования – 37-е место, по плотности железнодорожных путей общего пользования на 10 000 квадратных километров территории – 31-е место.

По итогам 2015 года организациями транспорта Ростовской области перевезено (отправлено) 34 883,5 тыс. тонн грузов (рисунок № 8).

 

Рисунок № 8

 

Перевезено (отправлено) грузов организациями

транспорта в Ростовской области, тыс. тонн

 

 

Научно-инновационная инфраструктура характеризуется высокими параметрами развития: Ростовская область занимает 12-е место (по итогам 2015 года)  по коэффициенту изобретательской активности, по итогам 2014 года: 8-е место – по числу организаций, выполняющих научные исследования и разработки, 9-е место – по численности персонала, занятого научно-исследовательской работой (далее – НИР), 5-е место – по числу организаций, ведущих подготовку докторантов, 11-е место – по численности исследователей с учеными степенями.

 

2.1.3. Инновационность.

Ростовская область обеспечивает 2,0 процента совокупной отгрузки инновационно-ориентированных отраслей, что соответствует 12-му месту по итогам 2015 года и характеризует регион как значимый продуцента наукоемких товаров. Ростовская область экспортирует 1,9 процента продукции наукоемких отраслей России (18-е место в 2014 году). По доле в общероссийском объеме отгрузки инновационной продукции наукоемких отраслей Ростовская область входит в Топ-10 лидеров (10-е место по данным за 2014 год) с показателем в 2,7 процента и уступает лишь наиболее инновационно развитым регионам России.

 

2.1.4. Технологичность.

По отгрузке низкотехнологичных отраслей Ростовская область занимает 7-е место по данным за 2015 год с долей в 2,8 процента. Данный высокий показатель достигается преимущественно за счет производства пищевых продуктов, а также текстильного и швейного производства. Низкотехнологичные производства региона являются весьма эффективными с точки зрения способности генерировать больший объем производства при меньших капиталовложениях (инвестиции в основной капитал – 12-е место по итогам 2015 года или 2,9 процента в России), но в долгосрочном периоде имеют риск отставания по причине недоинвестированности. Ростовская область входит в Топ-10 по уровню внешнеторговой экспансии: 3,6 процента низкотехнологичного экспорта России, что соответствует 9-му месту по итогам 2014 года. Однако по доле в общероссийском объеме отгрузки инновационной продукции низкотехнологичных отраслей регион занимает лишь 28-е место в 2014 году (0,4 процента).

По отгрузке среднетехнологичных отраслей низкого уровня Ростовская область занимает 20-е место по итогам 2015 года с долей в 1,3 процента. Значительное отставание от низкотехнологичных отраслей обусловлено недостаточной наделенностью региона соответствующими ресурсами. Объем инвестиций данных отраслей Ростовской области соответствует 12-му месту по итогам 2015 года с удельным весом в 3,3 процента (что говорит о значительном потенциале роста); объем экспорта – 19-му месту по итогам 2014 года с долей в 0,8 процента. По отгрузке инновационной продукции среднетехнологичных отраслей низкого уровня Ростовская область занимает 11-е место по итогам 2014 года (3,0 процента).

По отгрузке среднетехнологичных отраслей высокого уровня Ростовская область занимает 10-е место по данным за 2015 год с долей в 3,2 процента, что обусловлено, в первую очередь, наличием на территории региона крупнейших предприятий машиностроительного комплекса. На Ростовскую область приходится 2,8 процента инвестиций данных отраслей (11-е место по данным за 2015 год). Регион занимает лидерские позиции по объему экспорта продукции среднетехнологичных отраслей высокого уровня: 5,2 процента или 6-е место по данным за 2014 год. При сравнении позиций по объему экспорта с позициями региона по отгрузке становится очевидна значительная степень ориентации продукции на внешний рынок. На Ростовскую область приходится 3,1 процента общероссийского объема отгрузки инновационной продукции данных отраслей (8-е место по данным за 2014 год). Это доказывает, что машиностроительные предприятия региона являются комплексными научно-производственными центрами полного цикла.

По отгрузке высокотехнологичных отраслей Ростовская область занимает 34-е место по данным за 2015 год с долей в 0,9 процента. Подобное положение объясняется отсутствием на территории региона крупных химических производств и электронного машиностроения. На Ростовскую область приходится 0,3 процента инвестиций данных отраслей (42-е место по данным за 2015 год). Соответственно, высокотехнологичный сегмент промышленности региона требует первоочередных инвестиционных вливаний. Закономерна доля Ростовской области в общероссийском объеме экспорта высокотехнологичных отраслей: 0,2 процента или 37-е место по данным за 2014 год. Вместе с тем объем отгрузки инновационной продукции данных отраслей значителен – 1,7 процента (20-е место по данным за 2014 год).

 

2.1.5. Агропромышленный комплекс.

Роль развитого агропромышленного комплекса (далее – АПК) в формировании инвестиционной привлекательности и запуске механизмов инвестиционного развития региона определяется тем, что сельское хозяйство является поставщиком сырья во многие отрасли экономики: легкую, химическую, пищевую промышленность и некоторые другие.

Ростовская область относится к группе субъектов Российской Федерации с развитым АПК. Ростовская область, по данным за 2015 год, занимает 2-е место в общероссийском объеме продукции сельского хозяйства и 9-е место по доле инвестиций, привлекаемых в отрасль.

Объем продукции сельского хозяйства Ростовской области в стоимостном выражении по итогам 2015 года составил 244 324,5 млн рублей (рисунок № 9). Ростовская область сформировала 4,7 процента продукции сельского хозяйства Российской Федерации и 29,8 процента – ЮФО.

В 2015 году удалось нарастить вклад Ростовской области в решение двух таких крупных и взаимосвязанных общенациональных задач, как обеспечение продовольственной безопасности страны и реализация политики импортозамещения.

Результат работы донского АПК в 2015 году – это практически 17 процентов в общем объеме ВРП Ростовской области.

 

Рисунок № 9

 

Объем продукции сельского хозяйства в Ростовской

области (в фактически действовавших ценах), млн рублей

 

 

Индекс производства продукции сельского хозяйства в Ростовской области по итогам 2015 года составил 102,4 процента (рисунок № 10). На протяжении 2010 – 2015 годов значения индекса в целом коррелируют с аналогичными значениями в Российской Федерации и ЮФО.

 

Рисунок № 20

 

Индекс производства продукции

сельского хозяйства Ростовской области, процентов

 

Сельское хозяйство Ростовской области характеризуется относительно низкой производительностью труда (26-е место в Российской Федерации по итогам 2015 года). Одна из первопричин такого положения – низкий уровень технологического развития отрасли.

В структуре сельского хозяйства по итогам 2015 года превалирует подотрасль растениеводства, на которую приходится 69,4 процента производства, в то время как на подотрасль животноводства – 30,6 процента. Соответственно распределяются и места в общероссийском объеме производства: растениеводство – 2-е место, животноводство – 6-е место.

Растениеводство характеризуется уверенными позициями региона по валовым сборам. Посевные площади, эксплуатируемые в Ростовской области, занимают 2-е место в России. Объем продукции растениеводства в фактических ценах в хозяйствах всех категорий в Ростовской области по итогам 2015 года составил 169 457,5 млн рублей (рисунок № 11). Ростовская область сформировала 6,1 процента продукции растениеводства Российской Федерации и 29,3 процента – ЮФО.

 

Рисунок № 11

 

Продукция растениеводства (хозяйства всех категорий)

в Ростовской области в фактических ценах, млн рублей

 

 

По объему производства мяса на убой в живом весе Ростовская область занимает следующие позиции по итогам 2015 года: крупный рогатый скот – 28-е место, свиньи – 30-е место, овцы и козы – 6-е место, птица – 17-е место.

Объем продукции животноводства в фактических ценах в хозяйствах всех категорий в Ростовской области по итогам 2015 года составил 74 867,0 млн рублей (рисунок № 12).

 

Рисунок № 12

 

Продукция животноводства (хозяйства всех категорий)

в Ростовской области в фактических ценах, млн рублей

 

На Ростовскую область пришлось 3,2 процента продукции животноводства Российской Федерации и 30,8 процента – ЮФО.

По производству молока в натуральном выражении Ростовская область занимает 5 место, в то время как по показателю надоя молока на одну корову – 38 место.

Производство яиц в натуральном выражении характеризуется лидирующими позициями, соответствует 2-му месту среди регионов России и является наиболее конкурентоспособным направлением животноводства.

Структура продукции животноводства по категориям хозяйств характеризуется абсолютным превалированием хозяйств населения (личных подсобных хозяйств), на которые приходится 63,2 процента производства (в среднем по России – 38,3 процента).

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака в Ростовской области занимает сильную позицию в Российской Федерации по уровню текущей конкурентоспособности (отгрузка – 7-е место) и нейтральную – по перспективной (инвестиции – 14-е место), что не дает однозначных оценок развития отрасли в долгосрочном периоде. Учитывая высокий потенциал региона в производстве сельхозпродукции, необходимы меры по усилению дальнейшей специализации региона в направлении производства пищевых продуктов.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», в Ростовской области по итогам 2015 года составил 173 499,6 млн рублей. С 2014 года показатель демонстрирует положительную динамику после падения в 2013 году и в настоящий момент превышает уровень 2012 года (рисунок № 13).

 

Рисунок № 13

 

Объем работ по виду

деятельности «Производство пищевых

продуктов, включая напитки, и табака» в Ростовской

области (полный круг предприятий и организаций), млн рублей

 

 

В 2014 году на Ростовскую область пришлось 2,6 процента объема работ, выполненных по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» в Российской Федерации и 26,5 процента – в ЮФО.

 

2.1.6. Промышленность.

Наличие в регионе развитой промышленности с высокой долей высокотехнологичных обрабатывающих производств выступает важным сигналом для инвесторов, выбирающих территории для локализации своих инвестиционных решений. Основным преимуществом для инвесторов при размещении своих инвестиций в регионах, располагающих указанными характеристиками промышленности, является снижение рисков и транзакционных издержек. Промышленная политика, направленная на развитие продуктового разнообразия производств и, в особенности, поощряющая повышение технологического уровня предприятий, является неналоговым фактором привлечения в регион новых инвесторов.

Промышленность Ростовской области дифференцирована. Наиболее значимыми в структуре промышленности являются: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; машиностроительный комплекс; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство нефтепродуктов.

Уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств отстает от общего уровня конкурентоспособности Ростовской области (по данным за 2014 год 13-е место по ВРП;  по данным за 2015 год 17-е место по отгрузке обрабатывающих производств).

Перспективная конкурентоспособность выше текущей: регион занимает 15-е место по объему инвестиций в обрабатывающие производства по данным за 2015 год.

По виду деятельности «Обрабатывающие производства» объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (полный круг предприятий и организаций) по итогам 2015 года составил 606 599,2 млн рублей, что соответствует 1,9 процента объема отгрузки обрабатывающих производств Российской Федерации и 28,8 процента – ЮФО.

Индекс промышленного производства Ростовской области по итогам 2015 года составил 153,2 процента (рисунок № 14). Индекс промышленного производства Ростовской области в 2010 – 2015 годах был выше значений этого показателя по ЮФО и Российской Федерации в целом, достигнув максимального значения по итогам 2015 года (лучший результат в России).

 

Рисунок № 14

 

Индекс промышленного производства Ростовской

области (полный круг предприятий и организаций), процентов

 

В сравнении с показателем места Ростовской области по ВРП производительность труда в большинстве обрабатывающих отраслей ниже данного показателя.

Высокими показателями производительности обладают:

текстильное и швейное производство (2-е место);

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (10-е место);

производство кокса и нефтепродуктов (11-е место).

С точки зрения инновационной активности как показателя способности к интенсивному развитию наиболее конкурентоспособны (входят в Топ-10 по отгрузке инновационной продукции в Российской Федерации по итогам 2014 года):

текстильное и швейное производство (4-е место);

производство прочих неметаллических минеральных продуктов (5 место);

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6-е место);

производство машин и оборудования (9-е место);

производство транспортных средств и оборудования (10-е место).

С точки зрения экспорта как результирующего показателя конкурентной борьбы за рынки сбыта наиболее конкурентоспособны (входят в Топ-10 по объему экспорта в Российской Федерации по итогам 2014 года):

производство прочих неметаллических минеральных продуктов (3-е место);

текстильное и швейное производство (4-е место);

производство резиновых и пластмассовых изделий (4-е место);

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (5-е место);

производство машин и оборудования (5-е место);

производство транспортных средств и оборудования (7-е место).

Для сохранения и наращивания высоких темпов роста промышленного производства принят Областной закон Ростовской области от 20.10.2015 № 418-ЗС «О промышленной политике в Ростовской области». В документе определены основные направления поддержки научно-технической и инновационной деятельности, направления информационно-консультационной поддержки, а также механизм поддержки организаций в области развития кадрового потенциала. Закон призван стать основой для развития донской промышленности, повышения ее конкурентоспособности и эффективности, что особенно актуально для развития импортозамещения.

В рамках исполнения Областного закона Ростовской области от 20.10.2015 № 418-ЗС разработан порядок заключения Ростовской областью специального инвестиционного контракта (постановление Правительства Ростовской области от 25.05.2016 № 362), целью которого является стимулирование инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства.

Наиболее показательным с точки зрения удержания и наращивания конкурентных позиций является соотношение текущей (отгрузка) и перспективной конкурентоспособности (инвестиции в основной капитал). В соответствии с этим в перспективе развитие промышленности Ростовской области будет характеризоваться следующими направлениями в рамках отраслей:

1. Усиление позиций в общероссийских масштабах, в том числе за счет реализации политики импортозамещения:

текстильное и швейное производство;

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;

производство резиновых и пластмассовых изделий;

производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

2. Стабильное долгосрочное развитие, в том числе ввиду специализации региона в стратегически значимых производствах страны:

производство транспортных средств и оборудования.

3. Возможное снижение конкурентоспособности:

производство кокса, нефтепродуктов.

4. Потеря позиций (требуется в первоочередном порядке разработка мер инвестиционного развития):

производство машин и оборудования.

5. Стагнация и консервация отраслей, являющихся наиболее высокотехнологичным базисом экономического развития:

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

химическое производство.

 

 

2.2. Система поддержки инвестиционного развития Ростовской области.

 

Нормативно-правовую основу региональной системы поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области составляют:

Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области», определяющий условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области и обеспечивающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности;

государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599), определяющая цель и задачи инвестиционной политики, а также мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Институционально система поддержки инвестиционного развития Ростовской области представлена региональными органами исполнительной власти, региональными институтами развития, коллегиальными консультативно-совещательными органами (Совет по инвестициям(при Губернаторе(Ростовской области, Совет по вопросам кредитно-финансовой деятельности в сфере развития предпринимательства Ростовской области, Земельно-градостроительная комиссия Ростовской области и другие).

Региональные институты развития:

некоммерческое партнерство «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» (НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области»);

открытое акционерное общество «Региональная корпорация развития» (далее – ОАО «Региональная корпорация развития»);

некоммерческая организация «Гарантийный фонд Ростовской области» (далее – НКО «Гарантийный фонд Ростовской области»);

автономная некоммерческая организация-микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (далее – АНО «РРАПП»);

некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (далее – НП «ЕРЦИР РО»);

Центр поддержки предпринимательства «Бизнес-Экосистема»;

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области;

бизнес-инкубаторы Ростовской области;

микрофинансовые организации.

Институты системы поддержки инвестиционного развития Ростовской области реализуют конкретные инструменты поддержки по таким приоритетным направлениям, как инвестиции, малое и среднее предпринимательство, инновации, кластерное развитие.

Инструменты поддержки представлены такими видами, как:

                       I. Финансовые инструменты:

1. Льготное налогообложение:

льготы по налогу на имущество организаций в зависимости от объема капитальных вложений в виде пониженной ставки 1,1 процента либо полного освобождения;

льготы по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки до 13,5 процента;

пониженная ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

2. Субсидирование:

2.1. Субсидии организациям, реализующим инвестиционные проекты по приоритетным направлениям, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации, и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, а также на рефинансирование ранее полученных кредитов на реализацию инвестиционных проектов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

2.2. Субсидии организациям независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

2.3. Субсидии субъектам инновационной деятельности.

2.4. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) на возмещение части затрат по лизинговым платежам.

2.5. Субсидии субъектам МСП на возмещение части стоимости присоединения к сетям.

2.6. Субсидии субъектам МСП на возмещение части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях.

2.7. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц.

2.8. Субсидии субъектам МСП на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

3. Кредитование бизнеса:

3.1. Поручительство по обеспечиваемому обязательству Должника.

3.2. Поручительство по обеспечиваемому обязательству, деятельность Должника по которому заключается в применении результатов интеллектуальной собственности.

3.3. Гарантия по кредитам (банку).

3.4. Микрофинансирование.

4. Имущественная поддержка:

4.1. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов;

4.2. Понижающий коэффициент к размеру арендной платы за аренду нежилых помещений субъектами МСП.

4.3. Преимущественное право выкупа государственного и муниципального имущества.

5. Гранты:

5.1. Физическим лицам на выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых имеют перспективу коммерциализации.

5.2. Субъектам малого предпринимательства на финансовое обеспечение выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов.

5.3. Малым инновационным предприятиям, завершившим НИОКР и планирующим создание или расширение производства инновационной продукции.

                        II. Нефинансовые инструменты:

6. Административная поддержка:

6.1. Защита прав, интересов и имущества инвесторов.

6.2. Организация процесса реализации инвестиционного проекта на условиях государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).

6.3. Содействие в прохождении административных процедур.

6.4. Заключение инвестиционного договора.

6.5. Заключение специального инвестиционного контракта.

6.6. Формирование перечня «100 Губернаторских инвестиционных проектов».

7.  Организационная поддержка:

7.1. Организация взаимодействия субъектов бизнеса с государственными органами власти.

7.2. Проведение экспертизы инвестиционных проектов.

7.3. Инжиниринговые услуги.

7.4. Содействие запуску и поддержка на ранней стадии перспективных проектов.

7.5. Трансфер инноваций, технологий и знаний.

7.6. Организация взаимодействия участников территориальных кластеров.

8. Информационно-консультационная поддержка:

8.1. Инвестиционный портал Ростовской области, портал малого и среднего бизнеса Дона, инновационный портал Ростовской области.

8.2. Информационно-консультационное обслуживание субъектов МСП и граждан, желающих организовать собственное дело.

8.3. Методическая, информационно-консультационная и образовательная поддержка кластерных проектов и инициатив.

9. Промоутерская поддержка:

9.1. Распространение информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности.

9.2. Продвижение продукции участников территориальных кластеров.

                         III. Инвестиционная инфраструктура:

10. Промышленные зоны:

– Красносулинская промышленная зона;

– Новоалександровская промышленная зона;

– Южно-Батайская промышленная зона;

– Гуковская промышленная зона;

– Донецкая промышленная зона;

– Азовская промышленная зона;

– Усть-Донецкая промышленная зона.

11. Перспективные площадки в муниципальных образованиях.

12. Технопарки:

– ООО «Технопарк РГУ»;

– НП «Научно-Технологический парк «Таганрог».

13. Бизнес-инкубаторы:

– Региональный бизнес-инкубатор;

– Бизнес-инкубатор города Таганрога;

– Бизнес-инкубатор города Гуково «Деловой Двор»;

– Бизнес-инкубатор структурное подразделение НП «Сальское агентство поддержки предпринимательства».

14. IT-инкубатор «Южный IT-парк».

15. Промышленный коворкинг.

16. «Инженерный центр для малого предпринимательства «ФАБРИКА».

 

2.3. Инвестиционный климат

 

2.3.1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (Эксперт РА).

Одним из важнейших индикаторов, отражающих степень успешности развития экономики региона и ее позиционирования в рамках межрегиональной конкурентной среды, является Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, составляемый ежегодно рейтинговым агентством Эксперт РА. Рейтинг состоит из двух крупных блоков: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Потенциал охватывает девять составляющих, таких как: трудовой, финансовый, производственный, потребительский, институциональный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический и инновационный потенциалы.

Инвестиционный риск включает шесть частных рисков, к которым относятся: финансовый, социальный, управленческий, экономический, экологический и криминальный.

Согласно данным рейтинга по итогам 2016 года, Ростовская область вошла в группу регионов со средним инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском, что соответствует рейтингу инвестиционного климата на уровне 2B. Данная группа является 6-й из 13 существующих в рамках рейтинга сочетаний.

В одну группу с Ростовской областью входят достаточно крупные субъекты Российской Федерации с мощной производственной базой (Республика Башкортостан, Пермский край, Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область).

В соответствии с показателями рейтинга Ростовская область улучшила свои позиции по инвестиционному потенциалу, переместившись с 9-го места в 2015 году на 8-е место в 2016 году (приложение № 1).

Низкие позиции Ростовской области по таким составляющим инвестиционного потенциала, как природно-ресурсный (ранг 33-й), туристический (ранг 16-й) и инфраструктурный (ранг 13-й) могут в дальнейшем отрицательно сказаться на интегральной позиции региона в рейтинге.

Особый интерес в контексте межрегиональных сравнений представляют локальные конкуренты донского региона – Краснодарский край и Воронежская область.

Ростовская область опережает Краснодарский край по рангу инновационного потенциала (13 против 18), в связи с чем необходимо направить усилия на увеличение текущих конкурентных позиций. Краснодарский край незначительно опережает Ростовскую область по таким составляющим инвестиционного потенциала, как трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный и туристический потенциал. Ростовская область существенно отстает от Краснодарского края по рангу инфраструктурного (13-й против 5-го) и туристического потенциала (16-й против 1-го), и в этом контексте основной задачей становится сокращение разрыва.

Сравнительный анализ позиций Ростовской и Воронежской областей свидетельствует о большей инвестиционной привлекательности донского региона: Ростовская область опережает Воронежскую по всем оцениваемым составляющим.

Согласно Рейтингу 2016 года, по инвестиционному риску Ростовская область сохранила свои позиции – 21-е место, как и по итогам 2015 года (приложение № 2). На сохранение позиций в большей степени повлияли финансовый и управленческий факторы (56 и 35-й ранги, соответственно). По итогам 2016 года повышены ранги социальной и управленческой составляющей.

Сложившаяся рейтинговая ситуация характеризуется сохранением позиций Ростовской области как инвестиционно-привлекательного региона среди субъектов Российской Федерации.

2.3.2. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проводимый автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – рейтинг АСИ; АСИ) оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики его улучшения в субъектах Российской Федерации. Ростовская область, участвовавшая в рейтинге АСИ начиная с этапа пилотной апробации, занимала в нем в 2014 – 2016 годах соответственно 11-е, 8-е и 24-е место.

Методика расчета интегрального индекса охватывает оценку ряда показателей, которые группируются в несколько факторов, составляющих 4 направления: А «Регуляторная среда», Б «Институты для бизнеса», В «Инфраструктура и ресурсы» и Г «Поддержка малого предпринимательства». Основой для расчета показателей выступают данные опроса предпринимателей и экспертов. Ряд показателей основывается на статистических данных.

По ряду показателей Ростовская область сохранила в 2016 году высокие позиции:

оценка эффективности подключения к электросетям;

региональный Совет по улучшению инвестиционного климата;

интернет-портал об инвестиционной деятельности;

оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями;

оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями;

оценка доступности необходимых трудовых ресурсов;

уровень развития малого предпринимательства;

оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости;

оценка процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого предпринимательства;

оценка доступности кредитных ресурсов.

Вместе с тем отмечен рост позиций по ряду направлений, среди которых наиболее существенный прогресс выявлен в части поддержки малого предпринимательства (таблица № 1).

Ухудшение места в рейтинге АСИ не объясняется увеличением количества субъектов или изменением набора оцениваемых показателей, поскольку существенных отличий в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, не произошло. Так, в исследование инвестиционного климата, проводимого АСИ в 2016 году, дополнительно вошло 9 регионов, 4 из которых оценивались вне рейтинга, и ни один из «новых» регионов не опередил Ростовскую область. Вошедший в рейтинг 2016 года «новый» показатель «Оценка механизма ГЧП» не оказал значительного влияния на оценку фактора «Эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса», который остался для Ростовской области на том же уровне (таблица № 2).

Таблица № 1

 

Показатели Ростовской области, улучшившие

ранг в инвестиционном рейтинге АСИ 2016 года

 

№ п/п

Направление/Факторы/Показатели

Группа

Рост места

2015

2016

Направление А «Регуляторная среда»

Фактор А3 «Эффективность процедур по регистрации прав собственности»

1.

Среднее время регистрации прав собственности

D

B

+2

2.

Оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

C

B

+1

Направление Б «Институты для бизнеса»

Фактор Б2 «Административное давление на бизнес»

3.

Количество запрошенных дополнительных документов
у предприятия в год

C

B

+1

Направление Г «Поддержка малого предпринимательства»

Фактор Г1 «Уровень развития малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации»

4.

Выручка на одного занятого на субъектах малого предпринимательства

C

B

+1

Фактор Г2 «Качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства»

5.

Доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках
в общем числе занятых на малых предприятиях

Е

D

+1

6.

Информационный портал по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства

C

B

+1

7.

Оценка консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

B

А

+1

Фактор Г3 «Эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства»

8.

Доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса в общей стоимости государственных и муниципальных контрактов

C

B

+1


Информация по документу
Читайте также