Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 18.10.2017 № 370-пп

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2017 г.                                                                                    N 370-пп

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ

ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 ГОД И

НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

 

Во исполнение пункта 2 перечня поручений по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 4 января 2017 года N Пр-32, Правительство Белгородской области постановляет:

 

1. Утвердить основные направления долговой политики Белгородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (прилагаются).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор Белгородской области                                               Е.САВЧЕНКО

 

 

Утверждены

постановлением

Правительства Белгородской области

от 18 октября 2017 года N 370-пп

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

 

Основные направления долговой политики Белгородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов основаны на приоритетных для субъектов Российской Федерации направлениях по сокращению дефицитов бюджетов, мобилизации дополнительных доходных источников, оптимизации расходных обязательств и снижению государственного долга.

Долговая политика Белгородской области является производной от бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Белгородской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры государственного долга, осуществлению государственных заимствований при поддержании приемлемого уровня риска и стоимости заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению государственных гарантий Белгородской области.

Формирование долговой политики Белгородской области, начиная с формирования основных направлений долговой политики Белгородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, осуществляется на ежегодной основе до утверждения областного бюджета на очередной финансовый год, определяющей активное использование государственных ценных бумаг Белгородской области как источника долгосрочного финансирования дефицита областного бюджета и минимизацию привлечения коммерческих кредитов.

1. Основные результаты проводимой долговой политики

Белгородской области

В Белгородской области, начиная с подготовки проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, осуществляется разработка основных направлений долговой политики на трехлетний период.

Основные результаты проводимой долговой политики Белгородской области до 1 января 2017 года отражены в основных направлениях долговой политики Белгородской области, утвержденных постановлениями Правительства Белгородской области от 22 декабря 2014 года N 473-пп, от 29 декабря 2015 года N 470-пп и от 26 декабря 2016 года N 466-пп.

Государственный долг Белгородской области на 1 января 2017 года сложился в сумме 41909 млн. рублей, из него государственные гарантии области - 11873 млн. рублей, по оценке исполнения областного бюджета 2017 года объем долга на 1 января 2018 года составит 39767 млн. рублей, в том числе по государственным гарантиям области - 10034 млн. рублей. Снижение удельного веса гарантийных обязательств в структуре государственного долга области ожидается до 25,2 процента, или на 3,1 процента.

Государственные гарантии в 2014 - 2016 годах предоставлялись только Микрофинансовой компании Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме 50 млн. рублей, 150 млн. рублей и 150 млн. рублей соответственно, в 2017 году объем государственной гарантии запланирован в сумме не более 155 млн. рублей.

За три последних года в результате принимаемых мер, включающих досрочный вывод государственных гарантий путем замены на залог имущества, приобретенного в ходе реализации инвестиционных проектов, а также снижение лимита ответственности в связи с частичным исполнением обязательств, объем долга по государственным гарантиям снижен более чем на 7222 млн. рублей.

В результате проводимой политики ограничения осуществления государственных заимствований в 2016 году так же, как и в 2015 году, Белгородская область полностью отказалась от привлечения банковских кредитов.

В 2015 году Министерством финансов Российской Федерации осуществлена реструктуризация двух "дорожных" бюджетных кредитов, предоставленных Белгородской области, на общую сумму 1719 млн. рублей с рассрочкой платежа с 2025 по 2034 годы под 0,1 процента годовых и предоставлено два бюджетных кредита на общую сумму 4145 млн. рублей. Это позволило погасить досрочно долговые обязательства по государственным заимствованиям на сумму 4650 млн. рублей.

В 2016 году получено два бюджетных кредита на сумму 3210 млн. рублей, которые также были направлены на погашение долговых обязательств, в первом полугодии 2017 года - 1580 млн. рублей.

Удельный вес государственного долга Белгородской области в объеме доходов без учета безвозмездных поступлений соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Основные факторы, определяющие направления долговой

политики Белгородской области в 2018 году и в

плановом периоде 2019 и 2020 годов

Для решения проблем сбалансированности областного бюджета потребность в заемных средствах на предстоящий трехлетний период сохраняется.

Долговая политика Белгородской области в 2018 - 2020 годах будет направлена на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств путем привлечения ресурсов на российском рынке капитала и из федерального бюджета. Привлечение заемного капитала на приемлемых условиях из-за волатильности финансового рынка по-прежнему является непростой задачей и будет зависеть от политики Банка России, ожиданий инвесторов по сроку размещения и ставке купона облигаций субъектов Российской Федерации, а также от крупных российских банков при установлении процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления.

В условиях снижения налоговых доходов Белгородская область, начиная с 2014 года, проводит политику ограничения осуществления государственных заимствований и предоставления государственных гарантий, в 2018 году и плановом периоде 2019 - 2020 годов эта политика также будет продолжена.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации Белгородская область планирует принять участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов, которая предполагает рассрочку их погашения в течение 7 лет (до 2024 года включительно). Для регионов, обеспечивших рост собственной доходной базы в 2018 и 2019 годах не ниже темпов инфляции, реструктуризация будет дополнительно продлена до 12 лет (до 2029 года включительно). В связи с чем будут скорректированы программы государственных заимствований.

Привлечение государственных заимствований в 2018 - 2020 годах преимущественно будет осуществляться в объемах не более погашения имеющихся долговых обязательств. Белгородской области для рефинансирования государственного долга будут необходимы долгосрочные ресурсы.

Государственные гарантии Белгородской области в 2018 - 2020 годах планируется предоставлять только Микрофинансовой компании Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства.

Вышеназванные подходы учитываются при формировании показателей закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части параметров государственного долга.

3. Основные принципы, цели и задачи долговой

политики Белгородской области

Стратегической целью управления государственным долгом Белгородской области является обеспечение сбалансированности бюджета Белгородской области при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Правительством Белгородской области регулируются механизмы принятия решений по привлечению заимствований, предоставлению государственных гарантий и управлению рисками в долговой сфере.

Планирование объемов, выбор инструментов новых заимствований, формирование расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств основано на анализе структуры государственного долга области с учетом обеспечения устойчивости и платежеспособности бюджета. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий осуществляется Инвестиционным советом при Губернаторе области по областным программным направлениям и мероприятиям.

Управление государственным долгом - одно из важнейших направлений бюджетной политики органов исполнительной власти Белгородской области.

Концептуальным подходом к управлению государственным долгом является соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и выполнение рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по снижению государственного долга Белгородской области.

Долговая политика в Белгородской области базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности кризисов платежеспособности бюджета.

Правительство Белгородской области в процессе управления государственным долгом Белгородской области решает следующие основные задачи:

а) анализ состояния государственного долга Белгородской области, его структуры и динамики в целях оптимизации структуры государственного долга и стоимости обслуживания государственного долга;

б) оптимизация платежных графиков по государственному долгу Белгородской области в части недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;

в) минимизация стоимости привлекаемых заимствований;

г) поддержка развития экономики региона и повышение социальной стабильности;

д) минимизация рисков областного бюджета, связанных с исполнением гарантом своих обязательств по государственным гарантиям по возможным гарантийным случаям.

4. Сокращение государственного долга и совершенствование

долговой политики Белгородской области

Мероприятия по сокращению государственного долга и совершенствованию долговой политики Белгородской области осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 27 марта 2017 года N 105-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2019 года", которое ежегодно актуализируется.

Исходя из стратегической цели управления государственным долгом Белгородской области размер долга требует постоянного мониторинга. В этой связи необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики Белгородской области:

а) разрабатывать и утверждать Правительством области основные направления долговой политики Белгородской области на трехлетний период до утверждения областного бюджета на очередной финансовый год, но не позднее 1 ноября;

б) использовать государственные ценные бумаги Белгородской области как источник долгосрочного финансирования дефицита областного бюджета и минимизировать привлечение коммерческих кредитов, рационально учитывая в зависимости от наличия фактической возможности размещения и от рыночной конъюнктуры на финансовом рынке преимущества государственных ценных бумаг перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по размерам выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами;

в) проводить работу по сокращению объема долга по государственным гарантиям Белгородской области;

г) усилить контроль со стороны отраслевых департаментов Белгородской области за исполнением обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Белгородской области, в целях недопущения гарантийных случаев и выплат из областного бюджета;

д) выполнять условия предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также реструктуризации обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;

е) осуществлять проведение мониторинга муниципального долга с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.

5. Структура государственного долга Белгородской области

и расходы на его обслуживание

 

млн. рублей

Наименование

2016 (факт)

2017 (оценка)

2018 (прогноз)

2019 (прогноз)

2020 (прогноз)

1

2

3

4

5

6

Государственные ценные бумаги Белгородской области

16 300

15 175

14 909

15 634

17 634

Кредиты кредитных организаций

4 662

4 657

4 657

5 138

4 338

Бюджетные кредиты из федерального бюджета

9 074

9 902

9 493

9 084

8 265

Государственные гарантии Белгородской области

11 873

10 033

6 275

4 984

4 922

Государственный долг Белгородской области, всего

41 909

39 767

35 334

34 840

35 159

Расходы на обслуживание государственного долга Белгородской области

2 097

2 133

2 127

2 402

2 848

 

Бюджетные ассигнования по расходам на обслуживание государственного долга могут корректироваться в ходе исполнения областного бюджета в зависимости от стоимости привлекаемых заимствований, изменения структуры государственного долга.

6. Анализ рисков выполнения долговой

политики Белгородской области

Базовым риском, влияющим на соблюдение условий долговой политики Белгородской области, является неопределенность ожиданий налога на прибыль основных налогоплательщиков - организаций горно-металлургического комплекса и изменения налогового законодательства.

Несмотря на принимаемые меры по мобилизации доходов регионального бюджета и эффективному использованию бюджетных средств, остаются нерешенными на федеральном уровне отдельные инициативы Белгородской области, которые направлены на повышение доходной части областного бюджета и решение проблем его сбалансированности.

Так, несмотря на неоднократное инициирование решений по расширению налоговой самостоятельности регионов, до настоящего времени законодательно ограничены полномочия субъектов Российской Федерации по наполняемости собственной доходной базы, в частности, по контролю за оборотом рынка алкогольной продукции, по праву самостоятельно устанавливать для сельхозтоваропроизводителей ставки налога на прибыль (в пределах региональной ставки), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, и другие полномочия и решения, позволяющие более полномасштабно вовлекать в процесс налогообложения граждан, не занятых легальной трудовой деятельностью.

Кроме того, значительное влияние на реализацию долговой политики оказывают отсутствие альтернативных заемным средствам источников финансирования дефицита бюджета и необходимость исполнения обязательств по условиям предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Также при управлении государственным долгом и соблюдении условий долговой политики Белгородская область может столкнуться со следующими базовыми рисками:

а) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок при осуществлении новых заимствований;

б) операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) для областного бюджета при осуществлении и обслуживании государственных заимствований вследствие технических ошибок, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем у агентов (исполнителей) по государственным контрактам.


Информация по документу
Читайте также