Расширенный поиск

Постановление Правительства Брянской области от 26.12.2017 № 748-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 26 декабря 2017 г.  748-п 

г. Брянск

 

 

О внесении изменений в государственную программу «Доступная среда Брянской области» (2017 – 2020 годы)

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области  от 28 октября 2013 года № 608-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области» Правительство Брянской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.  Внести изменения в государственную программу «Доступная среда Брянской области» (2017 – 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2016 года № 730-п «Об утверждении государственной программы «Доступная среда Брянской области» (2017 – 2020 годы)» (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 29 мая 2017 года № 241-п, от 20 ноября 2017 года № 576-п, от 26 декабря 2017 года № 727-п), согласно приложению к настоящему постановлению.

2.  Данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

3.  Опубликовать постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

4.  Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Щеглова Н.М.

 

 

 

Исполняющий обязанности

Губернатора                                                                                   А.Г. Резунов 

                                                                                       

 

 

 

              Приложение

к постановлению Правительства Брянской области

от 26 декабря 2017 г. № 748-п 

 

Изменения в государственную программу

«Доступная среда Брянской области» (2017 – 2020 годы)

 

1.                 Паспорт государственной программы «Доступная среда Брянской области» (2017 – 2020 годы) изложить в следующей редакции:

 

«ПАСПОРТ

государственной программы «Доступная среда

Брянской области» (2017 - 2020 годы)

 

Основания разработки программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р).

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (далее - программа).

Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», от 25 декабря 2012 года № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения», от 25 декабря 2012 года № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики», Постановление администрации Брянской области от 20 июня 2008 года № 604 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года».

 

Ответственный исполнитель программы

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, обеспечивающий реализацию программы, осуществляющий координацию исполнительных органов государственной власти Брянской области, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий программы (далее - соисполнители программы), в процессе ее реализации и оценки эффективности.

 

Соисполнители программы

Департамент образования и науки Брянской области;

департамент здравоохранения Брянской области;

департамент культуры Брянской области;

департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области;

департамент внутренней политики Брянской области;

управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;

управление физической культуры и спорта Брянской области;

Брянская городская администрация (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

региональные общественные организации инвалидов (по согласованию).

 

Перечень подпрограмм

Подпрограмма «Развитие ранней помощи детям в Брянской области» (2018-2020 годы).

Цели программы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Предоставление ранней помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,   детям с генетическими отклонениями, детям с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам возрасте от 0 до 3 лет.

 

Задачи программы

1) Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;

2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

3) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

4)                формирование условий для оказания услуг ранней помощи в медицинских и образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания, в том числе:

- разработка механизма  межведомственного взаимодействия по  оказанию услуг ранней помощи и сопровождению в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения;

-  внедрение услуг ранней помощи и сопровождения в Брянской области.

 

Целевые показатели (индикаторы) программы

(в соответствии с показателями государственной

программы Российской Федерации «Доступная среда»

на 2011 - 2020 годы)

 

1) Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Брянской области;

2) доля объектов социальной инфраструктуры, имеющих сформированные и обновляемые паспорта доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Брянской области;

3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

4) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов службы занятости;

5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

7) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

8) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Брянской области;

9) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Брянской области;

10) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций;

11) доля профессиональных образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения инвалидов, в общем количестве профессиональных образовательных учреждений;

12) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

13) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

14) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

15) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

16) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

17) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в области;

18) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Брянской области;

19) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Брянской области;

20) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан;

21) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году);

22) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости.

23) Доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов.

24) увеличение доли организаций, подлежащих включению в региональную систему ранней помощи детям, в общем количестве  организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги реабилитационной направленности  детскому населению на территории Брянской области;

25) увеличение доли детей до 3 лет с нарушениями развития (риском нарушений развития), включенных в систему ранней помощи, в общей численности детей  с нарушениями развития (риском нарушений развития), проживающих на территории Брянской области;

26)  увеличение доли образовательных организаций, в которых обеспечены условия для предоставления услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте  до 3 лет, в общем количестве  дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Брянской области;

27) увеличение доли реабилитационных организаций системы здравоохранения и социальной защиты населения, в которых обеспечены условия для предоставления услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте  до 8 лет, в общем количестве реабилитационных организаций, расположенных на территории Брянской области.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы, а также методика их расчета приведены в приложении 1 к государственной программе «Доступная среда Брянской области» (2017 - 2020 годы).

Сроки и этапы реализации программы

 

2017 - 2020 годы.

Этапы реализации подпрограммы не выделяются.

 

Объемы и источники финансирования программы

 

Объем средств на реализацию программы составляет:

в 2017 году – 52 974 596,76 рублей;

в 2018 году – 30 053 234,13 рублей;

в 2019 году – 18 892 221,16 рублей;

в 2020 году – 18 678 908,89 рублей.

Объем субсидий, предусмотренный к предоставлению из федерального бюджета в 2017 году, составляет 26 381 500,00 рублей, из них:

на реализацию мероприятий программы субъекта Российской Федерации, разработанной на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - 11067700,00 рубля;

на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования; на создание в субъекте Российской Федерации базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации – 13 510 600,00 рублей (10 900 700,00 рублей и 2 609 900,00 рублей соответственно);

на реализацию мероприятий по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации - 1803200,00 рублей.

Объем средств на реализацию программы за счет средств областного бюджета составляет:

в 2017 году – 48 295 192,05 рублей;

в 2018 году – 29 369 846,96 рублей;

в 2019 году – 18 764 899,16 рублей;

в 2020 году – 18 616 620,89 рублей.

Объем средств на реализацию программы за счет средств местных бюджетов составляет:

в 2017 году – 1 179 404,71 рублей;

в 2018 году – 183 387,17 рублей;

в 2019 году – 127 322,00 рублей;

в 2020 году – 62 288,00 рублей.

Объем средств на реализацию программы за счет внебюджетных средств составляет:

в 2017 году – 3 500 000,00 рублей;

в 2018 году – 500 000,00 рублей;

в 2019 году - 0,00 рублей;

в 2020 году - 0,00 рублей.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

1) Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;

2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ ИОГВ, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

4) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

 

5) преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе;

6) увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общем количестве данной категории;

7) создание в Брянской области базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов;

8) создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

9) Формирование модели межведомственного взаимодействия и координации работ межведомственного и внутриведомственного взаимодействия специалистов в оказании медицинских, образовательных и социальных услуг ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет и семьям их воспитывающим.

10)           Увеличение доли детей до 3 лет с нарушениями развития (риском нарушений развития), включенных в систему ранней помощи, в общей численности детей  с нарушениями развития (риском нарушений развития), проживающих на территории Брянской области.».

 

2.                 Раздел I «Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами» изложить в следующей редакции:

«I. Характеристика проблемы и обоснование

необходимости решения ее программными методами

 

В Брянской области динамика численности инвалидов за последние три года сложилась следующим образом: 2015 год – 116 545  человек, 2016 год – 103 233  человек; 2017 год – 101 008 человек.

В целях создания комплексной доступности объектов и услуг социальной и транспортной инфраструктур постановлением Правительства Брянской области от  03.04.2017 года №135-п утвержден региональный план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Брянской области на 2017 - 2030 годы, который предусматривает реализацию мероприятий в сферах: ТЭК и ЖКХ, транспорта, дорожной инфраструктуры, строительства, потребительского рынка, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, социальной защиты и занятости.

В настоящее время на территории Брянской области все органы государственной   власти    разработали   ведомственные   планы («дорожные

 

карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.

Комиссионно, с участием ответственных специалистов, осуществляется обследование и паспортизация объектов и предоставляемых на них услуг в соответствии со сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012) и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений.

При этом в паспортах доступности отмечаются все мероприятия, которые необходимо провести на объекте для приведения в соответствие с вышеназванным СНиПом.

В случаях если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта принимают согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда - это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Также организуется сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. В связи с этим на базе Брянского института повышения квалификации работников образования осуществляется обучение сотрудников учреждений здравоохранения, образовательных организаций, учреждений соцзащиты населения и иных ведомств, ответственных за инструктирование по оказанию на объекте необходимой помощи инвалидам.

Во исполнение статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» по состоянию на 1 июля 2016 года исполнительными органами государственной власти и администрациями муниципальных образований в 100% административных регламентов внесены требования к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг.

Координацию работы по соблюдению норм  федерального и регионального законодательства  по  повышению эффективности и качества предоставления инвалидам услуг в сфере торгового обслуживания, общественного питания и бытовых услуг   в негосударственном секторе осуществляется управлением потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области.

Управлением разработаны конкретные рекомендации по обеспечению доступности услуг для инвалидов  в сфере потребительского рынка и  доведены до предприятий торговли и общественного питания,  информация размещена на официальных сайтах муниципальных образований.

Ежемесячно осуществляется мониторинг соблюдения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

В 2017 г. обследовано 6 057  предприятий сферы потребительского рынка, что составляет 57,0 %. Удельный вес объектов предприятий сферы потребительского рынка от общего количества объектов потребительского рынка, на которых созданы условия беспрепятственного доступа для инвалидов составляет 30,3%.

В 2017 году на реализацию паспортов доступности  направлено  6,0 млн. рублей средств субъектов деятельности (организаций торговли и услуг).

В  2017 году инфраструктура учреждений социального обслуживания населения включает 50 учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам:

20 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 4 дома-интерната общего типа, 8 психоневрологических домов-интернатов, 7 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

29 комплексных центров социального обслуживания населения;

1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Кроме этого, действует 33 ГКУ «Отдел социальной защиты населения» и 14 социальных приютов.

Сфера занятости состоит из 28 государственных бюджетных учреждений.

В Брянской области функционирует 76 медицинских организаций.

Амбулаторная медицинская реабилитация проводится во всех медицинских организациях амбулаторно-поликлинического звена, имеющих физиотерапевтические кабинеты, кабинеты ЛФК, массажа и др.

Медицинская реабилитация проводится и в санаторных учреждениях, подведомственных департаменту здравоохранения Брянской области: ГАУЗ «Санаторий «Домашово» для детей с родителями», ГАУЗ «Белобережский детский санаторий».

На территории Брянской области функционирует 494 общеобразовательных организаций. Система среднего профессионального образования представлена 27 образовательными организациями.

Количество учреждений физической культуры и спорта, осуществляющих работу с инвалидами, составляет 65 учреждений.

 

В сеть культурно-досуговых учреждений Брянской области входит 563 учреждений.

В регионе сформирован Реестр из приоритетных 374 социально значимых государственных и муниципальных объектов, подлежащих обязательному обустройству элементами доступности для инвалидов, из них за период действия программы, включая   2017 год,  обустроено – 206 зданий. В 2018 году планируется оборудовать 7 объектов.

Актуализированные сведения о доступности данных объектов ответственными исполнителями (исполнительными органами государственной власти и администрациям муниципальных образований), реализующими мероприятия государственной программы «Доступная среда в Брянской области»,   вносятся  на Интернет - портале «Жить вместе».

В 2017 году в Брянскую область поступила субсидии из федерального бюджета в рамках соглашения с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в размере 23 771,6 тыс. рублей  на софинансирование  расходов на реализацию мероприятий  в рамках программы «Доступная среда Брянской области». Обеспечена реализация мероприятий доступности объектов и услуг для инвалидов на 35 объектах социальной инфраструктуры:

адаптация образовательных организаций – 8 объектов;

адаптация государственных учреждений социальной защиты – 10 объектов;

адаптация государственных медицинских организаций – 1 объект;

адаптация муниципальных учреждений культуры – 7 объектов;

адаптация муниципальных учреждений физической культуры и спорта – 7 объектов;

адаптация государственных учреждений занятости – 2 объекта;

приобретена 1 единица  общественного специализированного транспорта для инвалидов, оборудованного звуковым и световым оповещением пассажиров;

приобретен 1 автобус для перевозки спортсменов-инвалидов;

на региональном телевидении организован сурдоперевод для инвалидов по слуху информационных программ в количестве 61,6 часов.

Одновременно, в рамках государственной программы «Доступная среда Брянской области» в 2017 году на модернизацию государственных объектов  (здравоохранения, соцзащиты, культуры, спорта, занятости, образования)  беспрепятственным доступом для инвалидов из средств областного бюджета направлено 14 272,0 тыс. рублей.

Координацию  работы по модернизации объектов в регионе осуществляет областной Совет по делам инвалидов, возглавляемый заместителем Губернатора Брянской области. Ежеквартально на заседаниях совета заслушиваются руководители исполнительных органов государственной власти, муниципалитетов о мерах, принимаемых в Брянской области для выполнения Конвенции о правах инвалидов.

             Независимая оценка хода реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда Брянской области» организована представителями общественных организаций инвалидов и Брянского отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию».

Для дальнейшего формирования беспрепятственного доступа для инвалидов и  толерантного отношения к инвалидам в обществе необходимо:

проведение дополнительной работы по организации общественно-информационных и разъяснительных кампаний;

привлечение средств массовой информации для формирования позитивного общественного мнения по отношению к социальным проблемам инвалидов и других маломобильных групп населения;

дооборудование приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры беспрепятственным доступом для инвалидов.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Решение проблемы по развитию доступной среды для инвалидов и повышению доступности реабилитационных услуг требует комплексного подхода. Из опроса общественными организациями инвалидов различных категорий инвалидов следует, что в первоочередном порядке требуется обеспечение доступности транспортных услуг для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения. Не менее важным является также предоставление образовательных и физкультурно-спортивных услуг, как детям-инвалидам, так и инвалидам. Обязательно необходимо сформировать доступную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья на улице и в зданиях учреждений здравоохранения, соцзащиты, культуры, спорта и в других сферах предоставления различных видов услуг.

В настоящее время решению вышеуказанных проблем служит консолидация областного и муниципальных бюджетов, в том числе и привлечение средств из внебюджетных источников.

Однако, в связи с принятием новых требований к обеспечению прав инвалидов в соответствии с международными стандартами необходимо значительное расширение принимаемых мер по созданию должных условий жизни инвалидов, необходимо участие как средств из федерального бюджета, так и запланированных и привлеченных средств.

Кроме этого,  Федеральным законом от  7 июня 2017 года №116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена система распределения государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.

 Вступление нового закона усиливает степень ответственности за проведение на территории Брянской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.

В Брянской области динамика численности детей целевой группы, нуждающихся в ранней помощи,  в возрасте от 0 до 3 лет на 01.09.2017 года представлена следующим образом:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 12;

дети из семей, находящихся в социально опасном положении – 190;

дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности – 2022;

дети с генетическими отклонениями – 210;

дети с ограниченными возможностями здоровья – 62;

дети-инвалиды – 462.

В Брянской области медицинская реабилитация детям, нуждающимся в ранней помощи,  оказывается в медицинских организациях амбулаторно и в условиях стационара.

Ранняя реабилитация организована на базе соматических отделений, а в случае необходимости, в условиях специализированных отделений по профилю имеющегося у ребенка заболевания.

В настоящее время в Брянской области функционирует 50 реабилитационных коек в Центре реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями ГБУЗ «Брянская областная детская больница».

В центр госпитализируются дети в возрасте от 6 месяцев, которым проводится комплексная реабилитация детей с неврологическими заболеваниями, сопровождающимися двигательными и психо-речевыми расстройствами.

Комплекс реабилитационных мероприятий, применяемых в Центре, включает в себя, кроме традиционных методов массажа, лечебной физкультуры, физиолечения и занятий с логопедом, методики кинезотерапии, с применением костюмов Адели и тренажера Гросса, мануальной терапии, психотерапии, эрготерапии с элементами Монтессори-терапии и эстэтотерапии, нейро-психологическую коррекцию, сенсорную интеграционную терапию и ароматерапию.

Центр оснащен  физиотерапевтическим оборудованием для проведения электролечения (гальванизация, электрофорез, электросон, электростимуляция и пр.), вибротерапии, магнитотерапии, лазеротерапии и т.д.

В Центре работают высококвалифицированные специалисты: неврологи, физиотерапевты, врачи ЛФК, рефлексотерапии, мануальной терапии, психологи и психотерапевты, логопеды и педагоги, а так же средний и младший медицинский персонал.

В системе социальной защиты населения Брянской области функционирует  1 государственное бюджетное учреждение Брянской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Озёрный» (со стационаром) на 120 мест  и 19 отделений дневного пребывания и реабилитации, действующих в структуре  комплексных центров социального обслуживания населения и  принимающих детей-инвалидов.

Приём детей в амбулаторные центры и отделения ведётся от рождения до 18 лет и в стационарный центр «Озерный» в возрасте от 3 до 18 лет.

Вместе с тем, опыт работы показывает, что меры по профилактике детской инвалидности включают, прежде всего, систему ранней помощи семьям, воспитывающим детей с физическими и психологическими нарушениями, а также систему раннего вмешательства для детей, перенесших тяжелые состояния перинатального периода, должны быть оказаны, как можно скорее.

Родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются методам реабилитации и уходу за детьми-инвалидами.

По состоянию на 01.09.2017 года социальные услуги ранней помощи предоставлены учреждениями социальной защиты: отделениями реабилитации - 201 семье с детьми-инвалидами в возрасте от 0 до 3 лет; отделениями помощи семье, женщинам и детям - 190 семьям, находящимся в социально-опасном положении, с детьми в возрасте от 0 до 3 лет.

В систему ранней помощи включены социально ориентированные некоммерческие организации Брянской области.

Автономная некоммерческая организация «Центр психологии и развития человека «Сфера» имеет 5 оборудованных реабилитационных центров, принимающих детей от рождения, где в комплексе предоставляется весь спектр востребованных семьями с детьми услуг.

Автономной некоммерческой организацией «Гармония» предоставляются реабилитационные услуги инвалидам с синдромом Дауна.

Автономная некоммерческая организация «Центр реабилитации инвалидов» имеет оборудованный реабилитационный центр и предоставляет услуги детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Организована  бесплатная доставка в центр  на социальном такси.

Система дошкольного образования Брянской области представлена 370 образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Общее число детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 9284 человека.

При этом коррекционную помощь получают более 2000 детей (2651), 
имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья, в том числе:

1951 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (из них
в возрасте от 0 до 3 лет – 62 человека),

79 детей-инвалидов (из них в возрасте от 0 до 3 лет – 0 человек).

Для этого в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, функционирует 171 специализированная группа различной  направленности:

130 групп компенсирующей направленности,

41 группа оздоровительной направленности.

Группы компенсирующей направленности представлены

группами для детей, имеющих речевую патологию (90),

группами для детей с нарушением зрения (12),                 

группами для детей с нарушением слуха (5),

группами для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью (13),

группами для детей с умственной отсталостью (4),

группами  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (6).

Группы оздоровительной направленности представлены

группами для детей с аллергическими заболеваниями (19),

группами для детей с туберкулёзной интоксикацией (22).

Одновременно функционируют: 5 детских садов для тубинфицированных детей; 3 детских сада для детей с аллергическими заболеваниями.

Кроме того, ежегодно психолого-медико-педагогическая комиссия выявляет  детей в возрасте от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, нуждающихся в ранней помощи. За 8 месяцев 2017 года  психолого-медико-педагогическая комиссии выявлено: 26 детей в возрасте от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья; 6  детей  в возрасте от 0 до 3 лет с инвалидностью.

Деятельность органов опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области осуществляется в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» работа органов опеки и попечительства направлена на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия и развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами органов опеки и попечительства в этом направлении  являются:

профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

реализация на территории Брянской области права ребенка жить и воспитываться в семье;

защита прав и социальных гарантий ребенка, проживающего в родной семье, сохранение кровной семьи;

обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социальная поддержка замещающих семей;

предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализуя вышеуказанные задачи, органы опеки и попечительства в рамках своих полномочий осуществляют мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, и  нуждающихся в государственной защите, в том числе в случаях уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Гарантией исполнения возложенных на органы опеки и попечительства полномочий является своевременное выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

Как показывает практика, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении, нуждаются не только в своевременном выявлении, но и в оказании им всесторонней помощи на раннем этапе развития. Дети данной категории, как правило, недостаточно обследованы медработниками, так как родители, ведущие асоциальный образ жизни, несвоевременно обращались за помощью в медицинские организации или вовсе не обращались. Кроме того, большинство детей педагогически запущено,  с задержкой психического развития.

За 6 месяцев 2017 года в области выявлено 232  детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, 12 детей были оставлены матерями при рождении.

В семьи граждан устроено  217 детей-сирот.  Из них: передано под опеку (попечительство) – 212 детей, усыновлено – 5 детей. Все дети усыновлены российскими гражданами. 

На 01.07.2017 года в Брянской области проживает 4328 детей-сирот (аналогичный период прошлого года – 4614) , из них воспитываются в замещающих семьях – 3879 детей (4117).  Всего замещающих семей в области 2979. На учете в региональном банке состоит 449 детей данной категории, из которых 367 воспитываются в организациях для детей-сирот.

На 01.01.2017 года на учете в органах опеки и попечительства  состояло 4614 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2016 – 4943, на 01.01.2015 – 5139).  Из них 4117  детей находятся на воспитании в семьях; 370 детей – в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обучаются на полном государственном обеспечении в образовательных организациях профессионального образования – 127.

К сожалению,  по-прежнему, из  числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 20%  являются сиротами в результате смерти родителей, остальные 80%  - социальные сироты.

При этом в результате более качественной работы по профилактике социального сиротства  в 2016 году значительно сократилось количество детей, оставшихся социальными сиротами после лишения  родителей  родительских прав.

В отношении 229 детей оба или единственный родитель лишены родительских прав, в отношении 73 детей – ограничены в родительских правах.  

В 1 полугодии 2017 года лишено родительских прав 146 граждан в отношении 183 детей, ограничено в родительских правах – 42 чел. в отношении 60 детей. За 6 месяцев восстановлено в родительских правах 8 родителей в отношении 11 детей, отменено ограничение у 7 родителей в отношении 11 детей. 

Все чаще в  регионе продолжает применяться к родителям временная мера, дающая шанс на восстановление детско-родительских отношений.  Это   ограничение   в родительских правах: 

в 2015 году – 60 родителей;

в 2016 году – 74 родителя;

1 полугодие 2017 года – 42 родителя.

Сложившаяся тенденция направлена на сокращение применения  к родителям  крайней меры – лишения родительских прав, и является временной, предупредительной мерой для обеспечения прав и интересов детей воспитываться в кровной семье. 

При этом за предоставленный период ограничения в родительских правах отменено ограничение:

в 2015 году – 7;

в 2016 году – 11;

1 полугодие 2017 года - 7.

Восстановлены в родительских правах:

в 2015 году – 17 родителей;

в 2016 году – 8 родителей;

1 полугодие 2017 года – 8 родителей.

Показатель  восстановленных в родительских правах зависит не только от индивидуальной профилактической работы с родителями, но, в основном, от желания и стремления самих родителей изменить жизнь и помочь своим детям воспитываться в кровной семье. Как показывает практика, сознание и ответственность  граждан перед своими детьми еще остаются низкими.

В области продолжается работа по устройству в семьи граждан детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, и состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На 01. 01. 2016 года в региональном банке данных о детях состоял  561 ребенок,   на 01.01. 2017 года – 497 детей,  на 01.07.2017 года – 449 детей.

Региональный банк данных сократился  за последние 2 года (2015-2016 г.г.) – на 26%. Данный показатель свидетельствует о систематической положительной  работе органов опеки и попечительства по подбору семей детям, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с действующим законодательством и с целью стимулирования граждан принимать в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области организована работа по назначению и выплате всех видов пособий из федерального и областного бюджетов при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.  Ежегодно на эти цели выделяется из областного бюджета  около 400 млн.руб.

В рамках реализации мероприятий Комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав О.Ю. Голодец,  от 21.04.2014 № 2378п-П12 департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области  были разработаны и направлены в муниципальные органы опеки и попечительства Методические рекомендации по организации органами опеки и попечительства работы по профилактике  семейного неблагополучия и социального сиротства в Брянской области, утвержденные приказом департамента   от 15.01.2015    7.  

Также  департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области    направляются  во все муниципальные образования региона памятки с отражением мер социальной поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведена в систему и усилена работа по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Также на должном уровне проводится индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Специалисты органов опеки и попечительства контролируют семьи данной категории, ведут соответствующую документацию, работают непосредственно по реабилитации семей, особенно тех, в отношении которых судами были отклонены иски о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах, и контроль за такими семьями возложен на органы опеки и попечительства. Данная форма работы получила распространение, в основном, в городе Брянске.

Согласно,  федерального законодательства и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 год» среди мер, направленных на профилактику социального сиротства, особое место отводится социально-реабилитационной работе  с семьей без изъятия детей из семей.

В целях развития профилактических форм и методов воздействия на семьи и несовершеннолетних, создания комплексной системы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия и привлечения внимания общества к проблемам семьи и детей,  на территории  Брянской области действует «участковый» принцип работы, который предполагает административно-территориальное деление и закрепление ответственных лиц  за каждым участком.

Главы поселений муниципального образования, работники учреждений и организаций органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, опеки и попечительства, депутаты районного и городского Совета, представители общественности, представители бизнес-сообщества, представители духовенства являются ответственными за закрепленные участки и при непосредственном участии всех заинтересованных служб оказывают помощь семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Вследствие работы всех субъектов профилактики региона наблюдается устойчивая тенденция к снижению семей и детей, находящихся в социально опасном положении в 2017 году ситуация выглядит следующим образом:

на 01.01.2017 года на учете в субъектах профилактики региона состояло: 672 семьи, находящейся в социально опасном положении, в них воспитывалось 1419 детей, из них в возрасте от 0 до 3 лет – 208 детей;

на 01.04.2017  года на учете в субъектах профилактики региона состояло: 662 семьи, в которых воспитывалось 1399 детей, из них в возрасте от 0 до 3 лет – 204 ребенка;

на 01.07.2017  года на учете в субъектах профилактики региона состояло:    636 семей, в которых воспитывалось 1326 детей, из них в возрасте от 0 до 3 лет – 191 ребенок.                                   

В качестве приоритетного направления деятельности органов опеки и попечительства и всех субъектов профилактики по защите права ребенка жить и воспитываться в семье является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей, в том числе:

- создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения для ребенка кровной семьи;

- рассмотрение вопроса об отобрании ребенка у родителей, о лишении родительских прав в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемых только в тех случаях, когда иные меры не дали результатов;

- организацию реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, или ограниченными в родительских правах, оказание им необходимой помощи, с целью восстановления семьи и возвращения ребенка.

На 1 января  2017 года на территории региона функционирует 14 специализированных учреждений социального обслуживания со стационаром  для несовершеннолетних, рассчитанных на 277 койко-мест. В соответствии с федеральным законодательством в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основаниями помещения в стационарные учреждения являются ходатайства комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН), органов опеки и попечительства, акт оперативного дежурного ОВД, личные заявления несовершеннолетних и законных представителей.

Так, в указанные учреждения в первом полугодии 2017 года было помещено 308 несовершеннолетних, из них по ходатайству органов социальной защиты – 42 (14%), по акту оперативного дежурного – 78 (25%), по ходатайству органов образования -1, по ходатайству органов опеки и попечительства – 33 (11%), по личному обращению несовершеннолетнего – 47 (15%), по заявлению родителей – 20 (6%), по ходатайству комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав – 59 (19%), по иным причинам (перевод, самовольный уход из учреждений) – 28 (9%).

Из всего контингента помещенных несовершеннолетних  66% (205 чел.) составили дети  из семей, находящихся в социально - опасном положении; 28% (86 чел.) - дети, попавшие в  трудную жизненную ситуацию, и 5% (15 чел.) -  это дети, оставшиеся без попечения родителей, 0,6% (2 чел.) – дети, самовольно оставившие семью.

Основной целью деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних со стационаром является  оказание экстренной социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Во время пребывания в учреждениях данного типа несовершеннолетние находятся на полном государственном обеспечении - обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой и обувью в соответствии с действующим законодательством, предоставляется медицинское обслуживание. Штатными специалистами учреждений проводится обязательная своевременная диагностика состояния воспитанников, определение индивидуальной программы профилактики и реабилитации, как отдельного ребенка, так и семьи в целом, реализуются соответствующие мероприятия.

Социальная реабилитация несовершеннолетних включает следующие направления:

- социально-правовую реабилитацию – меры, которые принимаются для восстановления правового статуса несовершеннолетнего (содействие в оформлении документов: свидетельства о рождении, паспорта, медицинского полиса, справки о прописке и др.);

- медицинскую реабилитацию – меры по восстановлению здоровья, проведение первичного медицинского обследования, организация планового обследования и лечения несовершеннолетнего, распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганда здорового образа жизни;

- психологическую реабилитацию – меры по выявлению острых психологических проблем, оказание психологической поддержки при наличии кризисных состояний, исправительно-корректирующее воздействие, проведение тренинговых занятий, формирование способности противостоять негативному влиянию среды, формирование установки на здоровый образ жизни;

- педагогическую реабилитацию, которая предполагает проверку соответствия знаний уровню образования, выявление педагогических проблем, организацию дополнительных занятий с целью преодоления отставания от усвоения программы обучения;

- социально-экономическую реабилитацию – содействие в оформлении и получении льгот и пособий, предоставление адресной, материальной, натуральной помощи, содействие родителям в трудоустройстве.

Работа по данным направлениям ведется при тесном  взаимодействии специалистов социозащитных учреждений с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Брянской области, исполнительными органами государственной власти осуществляется целенаправленная работа по развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

Данная работа сопровождается разнообразными формами пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К такой работе привлекаются средства массовой информации, с помощью которых распространяются печатные справочные материалы в помощь замещающим семьям, публикуются статьи  о семейных ценностях, разъяснения специалистов органов опеки и попечительства о мерах социальной поддержки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и др. 

Ежегодно специалистами органов опеки и попечительства региона  публикуется на страницах  районных и областных газет, на сайтах администраций муниципальных образований  около 600 статей по данной тематике.

В Брянской области 4-й год продолжает реализовываться совместный социальный проект департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и ГТРК «Радио Россия. Брянск». Благодаря циклу радио- и телепередач  в семьи граждан было устроено 17 детей-сирот, ставших  героями радио- и телепередач.   

В регионе реализуются комплексные мероприятия, направленные на содействие социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в области образования, занятости, обеспечения жильем, предоставления социальных услуг. С этой целью действует программа по постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 1 января 2017 года в организациях для детей-сирот находится  370 детей-сирот, что меньше почти на  20% по сравнению с 2015 годом.  Из них детей-инвалидов – 112 чел.

Социальная  политика, направленная на реализацию права ребенка-сироты жить и воспитываться в семье, приводит  к  уменьшению численности    детей, воспитывающихся в образовательных  организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   

Оказание  услуг в сфере образования осуществляется в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством.

Образовательные  учреждения  обеспечивают обучение воспитанников по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение секций, кружков, студий и объединений по интересам, в том числе действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, смотрах, выставках и массовых мероприятиях с учетом их возраста, состояния здоровья.

Из общего количества воспитанников, пребывающих в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 30,3% (или 88 чел.) составляют дети-сироты, имеющие умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), 11,7 % (или 34 чел.) - дети с задержкой психического развития.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями Брянской областной психолого-медико-педагогической комиссии   обучаются по адаптированным образовательным программам.

Все организации  для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Кроме материальных выплат, оказывается поддержка и помощь замещающим родителям на этапе принятия решения взять на воспитание ребенка в свою семью, а также в период адаптации всей семьи вместе с приемным ребенком, так как незнание возрастных особенностей развития детей в целом, завышенные ожидания и т.д. порождают конфликтные ситуации между родителями и детьми, влекущие за собой возврат детей в интернатные учреждения. 

С этой целью, а также в связи с предупреждением   случаев   возврата детей в интернатные учреждения,   в 2016 году был издан совместный приказ департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области  и департамента образования и науки Брянской области  от 11.03.2016 №  611/ 129 «Об утверждении положения  по  организации межведомственного взаимодействия организаций и учреждений по сопровождению замещающих семей в Брянской области». Данным приказом утверждено Положение по сопровождению замещающих семей.

Органами опеки и попечительства совместно с Центрами психолого-медико-социального сопровождения проводится значительная работа по сопровождению семей, включающая посещение семей,  консультации психологов, логопедов, педагогов, проведение «круглых столов» для опекунов (попечителей), приемных родителей, совместных занятий родителей с детьми. Органами опеки и попечительства с замещающими семьями  проводятся различные мероприятия, направленные на повышение роли семьи в обществе, популяризацию института приемных семей. Это участие в спортивных соревнованиях, посещение детских развлекательных центров,   школы выходного дня с выездом замещающих родителей и приемных детей в загородные оздоровительные лагеря. Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, приглашаются на все мероприятия и праздники, проводимые администрациями муниципальных районов и городских округов: бесплатные посещения спортивных комплексов, бассейнов, катание на коньках, участие в кружках художественной самодеятельности, посещение музеев, цирковых представлений, парков  культуры и отдыха с участием в аттракционах и катанием на каруселях, бесплатные угощения мороженым, и др.

В результате совместной работы по сопровождению приемных семей и семей опекунов (попечителей) усилена работа не только по оказанию помощи замещающим родителям, но  и по контролю исполнения обязанностей приемными родителями по воспитанию детей-сирот. В результате тесной работы с семьями были выявлены 2 случая, когда  приемные родители освобождены от обязанностей по инициативе органов опеки и попечительства. Дети переустроены в другие семьи.

Одним из направлений  сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот, в регионе ежегодно проводится диспансеризация детей данной категории.

 В ходе проведения оздоровительной кампании детей Брянской области

в 2017 году оздоровлено 1380 детей-сирот, проживающих в замещающих семьях, и 286 воспитанников организаций для детей-сирот.

Учитывая важность проблемы, связанной с социальным сиротством, заместителем Губернатора Брянской области, курирующим социальную политику, всеми службами системы профилактики в течение 2016-2017 годов в муниципальных районах области проводятся выездные «круглые столы», на которых принимаются решения по усилению профилактической работы на местах и сокращению количества социальных сирот. 

Принимаемые меры будут и в дальнейшем способствовать улучшению положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Брянской области, сокращению количества социальных сирот, более эффективному семейному устройству детей данной категории.

Исполняя основные задачи по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия,  реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, специалисты органов опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области  в 2017 году продолжат работу в данном направлении. 

Ранняя помощь детям должна начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон самого ребенка и находится максимально близко к местам их непосредственного проживания.

В то же время в целях профилактики детской инвалидности необходимо формировать систему комплексной ранней помощи с учетом мероприятий для детей, которым не установлена инвалидность, но имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания, травмы, возраста, включая систему ранней помощи их семьям,  а также систему раннего вмешательства для детей, перенесших тяжелые состояния перинатального периода либо тяжелые травмы.

На сегодняшний день обозначены проблемные моменты в сфере ранней помощи детям:

- несформированность своевременного межведомственного взаимодействия и комплексного системного подхода;

- отсутствие единой системы оценки проведенных с семьей мероприятий;

- невысокая мотивация семей к системному получению услуг ранней помощи и недостаточный  уровень  информированности семей о путях решения, возникших проблем у ребенка.

Таким образом, в Брянской области назрела необходимость создания единой межведомственной системы по оказанию медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи детям раннего возраста с использованием всех имеющихся ресурсов реабилитационных учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты.».

 

3.                 Раздел II «Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) программы» изложить в следующей редакции:

 

«II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) программы

 

Целями программы являются:

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Предоставление ранней помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,   детям с генетическими отклонениями, детям с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам возрасте от 0 до 3 лет.

Для достижения поставленной цели программы требуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;

формирование условий для оказания услуг ранней помощи в учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания, в том числе:

- разработка механизма  межведомственного взаимодействия по  оказанию услуг ранней помощи и сопровождению в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения;

-  внедрение услуг ранней помощи и сопровождения в Брянской области.

Оценка эффективности реализации программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации осуществляется при достижении следующих целевых показателей (индикаторов):

1) увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Брянской области до 59,6% к 2020 году - ответственными исполнителями индикатора являются исполнительные органы государственной власти Брянской области по отраслям, администрации муниципальных образований Брянской области. Сбор объединенной информации - департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;

2) увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, имеющих сформированные и обновляемые паспорта доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Брянской области до 100% к 2020 году - ответственными исполнителями индикатора являются исполнительные органы государственной власти Брянской области по отраслям, администрации муниципальных образований Брянской области. Сбор объединенной информации - департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;

3) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты до 71,6% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;

4) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов службы занятости до 61,2% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является управление государственной службы по труду и занятости Брянской области;

5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения до 69,2% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент здравоохранения Брянской области;

6) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры до 50,9% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент культуры Брянской области;

7) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта до 57,0% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является управление физической культуры и спорта Брянской области;

8) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Брянской области до 15,8% к 2020 году - ответственными исполнителями индикатора являются департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, Брянская городская администрация;

9) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Брянской области до 80% к 2020 году - ответственными исполнителями индикатора являются департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, Брянская городская администрация, администрации муниципальных образований Брянской области;

10) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций до 23,1% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

11) увеличение доли профессиональных образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения инвалидов, в общем количестве профессиональных образовательных учреждений до 39% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

12) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций до 22,9% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

13) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций до 18,5% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

14) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 100% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

15) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 50% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

16) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 100% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

17) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в области до 69% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является управление физической культуры и спорта Брянской области;

18) увеличение доли специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Брянской области, до 35% к 2020 году - ответственными исполнителями индикатора являются департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, департамент образования и науки Брянской области;

19) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Брянской области до 52,5% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;

20) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан до 55% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;

21) увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), до 107% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;

22) уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, до 7% к 2020 году - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области.

23) увеличение доли   выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпуск-ников-инвалидов до 100 % к 2020 году – ответственным                      исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области.

24) Увеличение доли организаций, подлежащих включению в региональную систему ранней помощи детям, в общем количестве  организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги реабилитационной направленности  детскому населению на территории Брянской до 49% - ответственными исполнителями индикатора являются департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, департамент образования и науки Брянской области;

25) увеличение доли детей до 3 лет с нарушениями развития (риском нарушений развития), включенных в систему ранней помощи, в общей численности детей  с нарушениями развития (риском нарушений развития), проживающих на территории Брянской области   до 55% - ответственным исполнителем индикатора является департамент здравоохранения Брянской области;

26)  увеличение доли образовательных организаций, в которых обеспечены условия для предоставления услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте  до 3 лет, в общем количестве  дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Брянской области до 3,2% - ответственным исполнителем индикатора является департамент образования и науки Брянской области;


Информация по документу
Читайте также