Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12

 



                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           Об утверждении Основ государственной политики
          Российской Федерации в области защиты населения
               и территорий от чрезвычайных ситуаций
                      на период до 2030 года

     В  целях  реализации   государственной   политики   Российской
Федерации в области защиты населения и территорий  от  чрезвычайных
ситуаций п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить  прилагаемые  Основы   государственной   политики
Российской Федерации в области защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.
     2. Правительству Российской  Федерации  обеспечить  реализацию
Основ  государственной  политики  Российской  Федерации  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до
2030 года.
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     11 января 2018 года
     № 12
     ___________________


                                                 УТВЕРЖДЕНЫ
                                              Указом Президента
                                            Российской Федерации
                                          от 11 января 2018 г. № 12


                              ОСНОВЫ
           государственной политики Российской Федерации
      в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
                  ситуаций на период до 2030 года

                        I. Общие положения

     1. Настоящими   Основами   определяются   цель,    задачи    и
приоритетные  направления   государственной   политики   Российской
Федерации в области защиты населения и территорий  от  чрезвычайных
ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.
     2. Государственная политика  Российской  Федерации  в  области
защиты населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  (далее -
государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций)
является  частью  системы  государственного  управления   в   сфере
национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой
совокупность мер, направленных на  предупреждение  или  локализацию
чрезвычайных ситуаций, а также на  максимально  возможное  снижение
угрозы  жизни  и  здоровью  граждан  от  поражающих  факторов   при
чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.
     3. Настоящие  Основы   являются   документом   стратегического
планирования Российской Федерации.
     4. Нормативно-правовую   базу   настоящих   Основ   составляют
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы  и  нормы
международного права, федеральные  законы,  Стратегия  национальной
безопасности Российской Федерации, иные  документы  стратегического
планирования  в   сфере   обеспечения   национальной   безопасности
Российской Федерации, а также нормативные правовые акты  Российской
Федерации в области защиты населения и территорий  от  чрезвычайных
ситуаций.

    II. Оценка состояния и основные тенденции в области защиты
          населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     5. Федеральные   органы    исполнительной    власти,    органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской   Федерации,   органы
местного самоуправления и организации осуществляют  деятельность  в
области защиты населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций  и
взаимодействие   в   рамках    единой    государственной    системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах  своих
полномочий.
     6. Функционирование     единой     государственной     системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется  в
условиях геополитической  нестабильности  и  на  фоне  новых  угроз
национальной безопасности Российской Федерации, имеющих комплексный
взаимосвязанный характер.
     7. Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:
     а) стихийные  бедствия,  в  том  числе  вызванные   глобальным
изменением  климата,  активизацией  геофизических   и   космогенных
процессов;
     б) техногенные аварии и  катастрофы,  в  том  числе  вызванные
ухудшением состояния объектов  инфраструктуры,  а  также  возникшие
вследствие пожара или стихийного бедствия;
     в) особо опасные инфекционные заболевания  людей,  животных  и
растений,  в  том  числе  связанные  с  увеличением   интенсивности
миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.
     8. Возникают  новые  угрозы  для   населения   и   территорий,
вызванные  негативным  изменением   окружающей   среды,   а   также
усложнением  технологических  процессов,  что   влечет   за   собой
увеличение размеров ущерба в результате аварий.
     9. В настоящее время в целях защиты населения и территорий  от
чрезвычайных ситуаций проводятся следующие мероприятия:
     а) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) обеспечение   необходимого   уровня    готовности    систем
управления, связи, информирования  и  оповещения,  а  также  сил  и
средств,   предназначенных   для   предупреждения   и    ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     в) осуществление государственного  надзора  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера с применением риск-ориентированного подхода;
     г) проведение  мониторинга  и   анализа   рисков   природного,
техногенного и иного характера и противодействие им;
     д) осуществление   превентивных   мер   по   снижению    риска
возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранению  здоровья  граждан,
уменьшению размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
     е) реализация планов действий по предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  на  всех  уровнях  единой   государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     ж) совершенствование подготовки населения по вопросам культуры
безопасности жизнедеятельности;
     з) развитие  системы  мониторинга,  лабораторного  контроля  и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     и) повышение   уровня   защищенности   критически   важных   и
потенциально  опасных   объектов,   обеспечение   устойчивости   их
функционирования в чрезвычайных ситуациях;
     к) развитие систем информирования  и  оповещения  населения  в
местах массового пребывания людей;
     л) совершенствование информационного взаимодействия экстренных
оперативных служб в целях повышения  эффективности  мероприятий  по
оказанию необходимой помощи населению.
     10. Сохранение существующих и риск появления новых  вызовов  и
угроз в области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций требуют дальнейшего развития  и  совершенствования  единой
государственной системы предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем  на  основе
современных подходов.
     11. Основными  тенденциями  в  области  защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
     а) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве
приоритетной задачи функционирования единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     б) совершенствование    способов    управления    рисками    в
чрезвычайных  ситуациях  с  учетом  вызовов  и  угроз  национальной
безопасности Российской Федерации;
     в) развитие функциональных и территориальных подсистем  единой
государственной системы предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций на основе внедрения новых механизмов управления рисками  в
чрезвычайных ситуациях и  снижения  размеров  ущерба  в  случае  их
возникновения;
     г) совершенствование   функционирования   комплексных   систем
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
     д) повышение   роли   общественных   объединений   и    других
некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

   III. Цель, задачи и приоритетные направления государственной
        политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций

     12. Целью  государственной  политики  в  области   защиты   от
чрезвычайных    ситуаций    является    обеспечение     устойчивого
социально-экономического развития  Российской  Федерации,  а  также
приемлемого  уровня  безопасности  жизнедеятельности  населения   в
чрезвычайных ситуациях.
     13. Задачами  государственной  политики   в   области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ее  приоритетными
направлениями при их решении являются:
     а) совершенствование деятельности  органов  управления  и  сил
единой  государственной   системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:
     повышение  эффективности  управления  рисками  в  чрезвычайных
ситуациях с учетом современных  угроз  природного,  техногенного  и
иного характера;
     совершенствование   структуры   органов   управления   и   сил
функциональных и территориальных подсистем  единой  государственной
системы предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  их
материально-технического    оснащения,    а    также    обеспечение
необходимого уровня готовности и эффективности  деятельности  таких
органов и сил;
     развитие  систем   раннего   обнаружения   быстроразвивающихся
опасных природных явлений и процессов;
     применение  систем  дистанционного  мониторинга   чрезвычайных
ситуаций, в том числе с использованием космических аппаратов;
     повышение уровня защищенности критически важных и потенциально
опасных объектов в чрезвычайных ситуациях;
     совершенствование организации подготовки населения  в  области
защиты  от  чрезвычайных  ситуаций  с  использованием   современных
методик и технических средств обучения;
     развитие  систем  информирования  и  оповещения  населения  об
угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     б) внедрение  комплексных  систем   обеспечения   безопасности
жизнедеятельности населения, предусматривающее в том числе:
     совершенствование     организационного,     технического     и
методического    обеспечения    мониторинга    и    прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
     использование современных технических  систем  предупреждения,
информирования и оповещения населения об угрозе возникновения  и  о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     разработку     и     реализацию     механизмов     привлечения
негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;
     включение мероприятий по  защите  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций в соответствующие  государственные  программы
субъектов Российской Федерации и муниципальные программы;
     в) повышение уровня защиты населения от чрезвычайных  ситуаций
и  внедрение  современных  технологий  и  методов  при   проведении
аварийно-спасательных работ, предусматривающие в том числе:
     развитие   авиационно-спасательных    технологий,    повышение
эффективности тушения природных и техногенных пожаров;
     создание  робототехнических  комплексов,  способных  выполнять
функции разведки, обнаружения источников опасности, их  локализации
и ликвидации, в том числе при проведении  подводных  работ  особого
(специального) назначения;
     разработку и  внедрение  инновационных  технологий  в  области
раннего обнаружения источников чрезвычайных  ситуаций,  обеспечения
своевременного информирования  и  оповещения  населения  об  угрозе
возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     внедрение современных средств  индивидуальной  и  коллективной
защиты,        усовершенствованных        технологий        ведения
аварийно-спасательных    работ,    новых    методов     организации
первоочередного   жизнеобеспечения   населения,   пострадавшего   в
результате чрезвычайных ситуаций;
     создание   универсальных   средств    индивидуальной    защиты
облегченного типа, а также  совершенствование  порядка  организации
хранения средств индивидуальной защиты и обеспечения ими населения;
     разработку  и  внедрение  аварийно-спасательных   инструментов
различных   принципов   действия,   адаптированных    к    условиям
эксплуатации  в  местностях   с   неблагоприятными   климатическими
условиями;
     г) привлечение    общественных    объединений     и     других
некоммерческих  организаций  к  деятельности   в   области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  предусматривающее
в том числе:
     участие  общественных  объединений  и  других   некоммерческих
организаций,   добровольной   пожарной    охраны    и    волонтеров
(добровольцев) в мероприятиях по защите населения и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения
в контексте реализации  прав  граждан  и  осуществления  ими  своих
обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
     внедрение новых методов  пропагандистской,  образовательной  и
информационной  работы  с  населением   по   вопросам   защиты   от
чрезвычайных ситуаций;
     проведение массовых мероприятий (тренингов, лекций,  встреч  с
гражданами  и  иных  мероприятий)  в  целях  формирования  культуры
безопасности жизнедеятельности населения;
     д) внедрение риск-ориентированного подхода при  организации  и
осуществлении государственного надзора в области защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера, предусматривающее в том числе:
     отнесение  деятельности  юридических  лиц   и   индивидуальных
предпринимателей к определенной категории риска;
     формирование  перечней  объектов  государственного  надзора  в
зависимости от присвоенных категорий риска  и  классов  (категорий)
опасности;
     е) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  предусматривающее
в том числе:
     формирование  на  федеральном,  региональном  и  муниципальном
уровнях единых  подходов  к  мероприятиям  по  защите  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  включенным   в   документы
стратегического планирования;
     разработку нормативных правовых актов и нормативно-технических
документов в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных
ситуаций;
     ж) развитие международного  сотрудничества  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  предусматривающее
в том числе:
     совершенствование  международной  договорно-правовой  базы   в
области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     развитие взаимодействия с иностранными центрами  управления  в
кризисных ситуациях;
     реализацию Сендайской рамочной  программы  по  снижению  риска
бедствий  на  2015 - 2030 годы,  принятой  на   Третьей   Всемирной
конференции ООН по снижению риска бедствий.

    IV. Механизмы реализации государственной политики в области
                  защиты от чрезвычайных ситуаций

     14. Механизмами реализации государственной политики в  области
защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
     а) нормативно-правовое и нормативно-техническое  регулирование
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) совместная деятельность федеральных органов  исполнительной
власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     в) проведение мероприятий по защите населения и территорий  от
чрезвычайных ситуаций в комплексе с  мероприятиями  по  гражданской
обороне;
     г) включение мероприятий по защите населения и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций в программные документы  федеральных  органов
исполнительной власти и государственных корпораций,  осуществляющих
деятельность  в  области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций;
     д) привлечение  граждан,  общественных  объединений  и  других
некоммерческих  организаций  к  проведению  мероприятий  по  защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     15. Мониторинг и оценка текущего состояния защиты населения  и
территорий от чрезвычайных  ситуаций  осуществляются  Министерством
Российской Федерации по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий  с  участием
федеральных органов исполнительной власти,  органов  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в  пределах  их  компетенции.
Результаты  таких  мониторинга  и  оценки  отражаются  в  ежегодном
государственном докладе о состоянии защиты населения  и  территорий
Российской  Федерации  от  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного  характера,  подготовленном  Министерством  Российской
Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
     16. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций,  обеспечения
оперативного  реагирования  на  угрозы  природного  и  техногенного
характера  на   всех   уровнях   единой   государственной   системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций  разрабатываются
планы  действий  по  предупреждению   и   ликвидации   чрезвычайных
ситуаций.

     V. Показатели состояния защиты населения и территорий от
                       чрезвычайных ситуаций

     17. Показателями состояния защиты населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций являются:
     а) показатели, включенные  в  перечень  показателей  состояния
национальной безопасности Российской Федерации;
     б) показатели, включаемые в ежегодный государственный доклад о
состоянии защиты населения и  территорий  Российской  Федерации  от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     18. Эффективность  реализации   государственной   политики   в
области защиты от  чрезвычайных  ситуаций  оценивается  по  степени
достижения показателей состояния защиты населения и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций.

 VI. Задачи, функции и порядок взаимодействия федеральных органов
  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
      Российской Федерации, органов местного самоуправления и
        организаций при реализации государственной политики
             в области защиты от чрезвычайных ситуаций

     19. Правительство  Российской  Федерации  определяет   задачи,
функции, порядок  деятельности,  права  и  обязанности  федеральных
органов  исполнительной  власти  в  области  защиты   населения   и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  осуществляет   руководство
единой  государственной  системой   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с  полномочиями,  возложенными
на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
     20. Министерство Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных
бедствий осуществляет координацию деятельности федеральных  органов
исполнительной власти в области защиты населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций.
     21. Основными  задачами  взаимодействия  федеральных   органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
при  реализации  государственной  политики  в  области  защиты   от
чрезвычайных ситуаций являются:
     а) координация деятельности названных органов и организаций  в
указанной области;
     б) консолидация действий названных  органов  и  организаций  в
указанной  области  в   рамках   единой   государственной   системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     22. Основными  функциями  федеральных  органов  исполнительной
власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
     а) разработка    (участие     в     разработке)     документов
стратегического планирования, других документов  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) разработка и  реализация  государственных,  региональных  и
муниципальных программ,  обеспечивающих  решение  задач  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     в) разработка   и   реализация   на   всех   уровнях    единой
государственной системы предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций   планов   действий   по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     г) организация международного сотрудничества в области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     23. Взаимодействие федеральных органов исполнительной  власти,
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской   Федерации,
органов местного  самоуправления  и  организаций  на  всех  уровнях
единой  государственной   системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуации  при  выполнении   мероприятий   по   защите
населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  заключается  в
скоординированной и целенаправленной их деятельности.

       VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации
             государственной политики в области защиты
                     от чрезвычайных ситуаций

     24. Финансовое   обеспечение   мероприятий    по    реализации
государственной политики в области защиты от чрезвычайных  ситуаций
осуществляется за счет средств соответствующих  бюджетов  бюджетной
системы  Российской  Федерации,  предусматриваемых  на   выполнение
мероприятий  по  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций.
     25. Основными механизмами ресурсного  обеспечения  мероприятий
по  реализации  государственной  политики  в  области   защиты   от
чрезвычайных ситуаций являются:
     а) планирование  при   подготовке   соответствующих   бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации ассигнований  на  выполнение
мероприятий  по  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций;
     б) создание  запасов  материальных  ценностей  (находящихся  в
составе государственного  материального  резерва)  для  обеспечения
неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
     в) создание  резервов  финансовых  и   материальных   ресурсов
федеральных органов  исполнительной  власти,  субъектов  Российской
Федерации,   органов   местного   самоуправления   для   ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     26. Успешная реализация  государственной  политики  в  области
защиты от чрезвычайных ситуаций призвана способствовать  достижению
стратегических целей Российской Федерации в области государственной
и общественной безопасности.
     26. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться в связи  с
изменением  социально-экономической  ситуации,  а  также  характера
угроз, которые могут возникнуть на территории Российской Федерации.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также