Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.11.2017 № 436-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2017 г. N 436-п

 

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ В 2018 - 2025 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения научно-технического Совета Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 16 октября 2017 года N 2), Общественного совета при Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 17 октября 2017 года N 10), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Воспроизводство и использование природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года" (далее - государственная программа).

2. Определить Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2020 годы";

от 29 мая 2014 года N 197-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 10 июня 2014 года N 219-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 31 октября 2014 года N 403-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 5 декабря 2014 года N 463-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 27 марта 2015 года N 81-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 17 апреля 2015 года N 111-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 21 августа 2015 года N 277-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 28 августа 2015 года N 298-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 28 августа 2015 года N 307-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 6 ноября 2015 года N 383-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 13 ноября 2015 года N 400-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 13 ноября 2015 года N 406-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";

от 25 декабря 2015 года N 497-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

от 20 мая 2016 года N 162-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 19 августа 2016 года N 315-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 7 октября 2016 года N 389-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 3 ноября 2016 года N 439-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 11 ноября 2016 года N 446-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 16 декабря 2016 года N 507-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 16 декабря 2016 года N 514-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 31 марта 2017 года N 118-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 410-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2020 годы";

от 31 марта 2017 года N 119-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 26 мая 2017 года N 206-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы";

от 15 сентября 2017 года N 342-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы".

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

 

Губернатор

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

Н.В.КОМАРОВА

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 2 ноября 2017 года N 436-п

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ВОСПРОИЗВОДСТВО

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2018 - 2025 ГОДАХ И НА ПЕРИОД

ДО 2030 ГОДА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

 

Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

Воспроизводство и использование природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры)

Цели государственной программы

1. Сбалансированное воспроизводство ресурсной базы и эффективное использование полезных ископаемых для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. Эффективное использование, охрана, защита и воспроизводство лесов

Задачи государственной программы

1. Создание условий для эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов.

2. Создание условий по повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, способствующих обеспечению стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении его ресурсно-экологического потенциала.

Подпрограммы или основные мероприятия

Подпрограмма I "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

Подпрограмма II "Развитие лесного хозяйства и повышение эффективности использования лесов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Целевые показатели государственной программы

1. Увеличение уровня проектного коэффициента извлечения нефти 0,370 д. ед. по состоянию на 01.01.2018 до 0,422 д. ед. к 01.01.2031.

2. Увеличение прироста запасов нефти категории С1 за счет разведочного бурения с 64 до 69 млн. тонн в период с 01.01.2018 до 01.01.2024.

3. Увеличение годового объема добычи нефти из залежей с трудноизвлекаемыми запасами с 11 до 37 млн. тонн в период с 01.01.2018 до 01.01.2031.

4. Увеличение объема использования попутного нефтяного газа с 95,5 до 98% в период с 01.01.2018 до 01.01.2026.

5. Увеличение объема добычи общераспространенных полезных ископаемых с 79 до 87 млн. м3 в период с 01.01.2018 до 01.01.2026.

6. Увеличение индекса производительности труда в сфере добычи полезных ископаемых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре относительно уровня предыдущего года в размере не менее 102%.

7. Прирост высокопроизводительных рабочих мест в нефтегазовой отрасли к предыдущему году не менее 1,3%.

8. Увеличение отношения объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту по виду экономической деятельности добыча полезных ископаемых с 34,1% до 41,8% в период с 01.01.2018 до 01.01.2026.

9. Обеспечение лесистости территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не ниже 53,8%.

10. Обеспечение доли площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда не ниже 79,9%.

11. Увеличение объема платежей в бюджет Российской Федерации и бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда с 22,82 до 27 рублей в период с 01.01.2018 до 01.01.2026.

12. Увеличение количества ликвидированных лесных пожаров в течение первых суток с момента обнаружения в общем количестве лесных пожаров с 64 до 69% в период с 01.01.2018 до 01.01.2026.

13. Увеличение отношения площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов, с 0,3 до 67% в период с 01.01.2018 до 01.01.2026

Сроки реализации государственной программы

2018 - 2025 и на период до 2030 года

Финансовое обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 92303064,9 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 1742947,2 тыс. рублей, бюджет автономного округа - 19415476,8 тыс. рублей, местный бюджет - 13000,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 71131640,9 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 9153336,6 тыс. рублей,

2019 год - 9112481,9 тыс. рублей,

2020 год - 13666538,4 тыс. рублей,

2021 год - 12077070,8 тыс. рублей,

2022 год - 11677070,8 тыс. рублей,

2023 год - 12977070,8 тыс. рублей,

2024 год - 7777070,8 тыс. рублей,

2025 год - 7477070,8 тыс. рублей,

2026 год - 2030 год - 8385354,0 тыс. рублей

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, Югра), сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений.

В целях переформатирования модели развития нефтегазовой отрасли, лесных ресурсов автономного округа, Депнедра и природных ресурсов Югры осуществлена актуализация государственной программы, являющейся одним из инструментов реализации целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия-2030).

1.1. Подпрограмма I "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Стратегическим направлением организации недропользования является изучение имеющихся в автономном округе полезных ископаемых, с целью планирования освоения ресурсного потенциала, для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа.

По итогам 2016 года Югра остается лидером среди субъектов Российской Федерации по добычи нефти, на долю автономного округа приходится 43,7% от добычи Российской Федерации.

В 2016 году открыто 5 новых месторождений нефти и введены в разработку 6 месторождений. В пользование передано 26 участков с суммарными извлекаемыми запасами более 124 млн. т нефти, что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате, сформированном в автономном округе.

Впервые с 2008 года, несмотря на негативную конъюнктуру мирового энергетического рынка, по итогам 2016 года стабилизировался среднесуточный уровень добычи нефти и сократился тренд снижения добычи.

На современном этапе ключевой задачей является ввод в разработку трудноизвлекаемых (далее также - ТрИЗ) запасов нефти, что требуется не только проведение большого объема исследований и внедрение современных технологий, но и применение со стороны государства ряда мер, направленных на поддержку и стимулирование освоения ТрИЗ запасов нефти.

Эффективность реализации мероприятий подпрограммы I будет выражена к 2030 году в увеличении:

уровня проектного коэффициента извлечения нефти до 0,422 д. ед.;

прироста запасов нефти категории С1 за счет разведочного бурения до 69 млн. т;

объема добычи нефти из залежей с трудно извлекаемыми запасами до 37 млн. т;

объема использования попутного нефтяного газа до 98%;

объема добычи общераспространенных полезных ископаемых до 87 млн. м3.

При реализации государственной программы особое внимание уделено:

истощению ресурсной базы;

сокращению количества новых крупных и уникальных месторождений;

повышению роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов;

увеличению доли ТрИЗ запасов нефти;

модернизации и развитию нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплекса, включая материально-техническую базу.

1.2. Подпрограмма II "Развитие лесного хозяйства и повышение эффективности использования лесов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей.

В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. В подпрограмме "Развитие лесного хозяйства" предусматривается ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие вовлеченности населения автономного округа в практические лесохозяйственные и природоохранные акции, а также адресная поддержка школьных лесничеств.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловило необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.

Автономный округ входит в пятерку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса, - 50405,5 тыс. га, или 4,3% от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 28796,8 тыс. га, или 3,6% от земель, покрытых лесной растительностью Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа - 53,8%.

Леса на территории автономного округа относятся к таежной лесорастительной зоне и включают 3 лесных района: Западно-Сибирский северо-таежный равнинный, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный и Северо-Уральский таежный. По целевому назначению леса распределены на защитные (5,6%) и эксплуатационные (94,4%).

В составе земель лесного фонда преобладают лесные земли - 57,5% от площади земель лесного фонда. Нелесные земли составляют 42,5% лесного фонда, основная часть которых представлена болотами.

Запас древесины в автономном округе достигает 3,13 млрд. куб. м, в том числе по хвойным породам - 2,5 млрд. куб. м (80,96%), спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд. куб. м, или 4,8% от запаса спелых и перестойных насаждений Российской Федерации. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн. куб. м в год, запас на одном гектаре - 129 куб. м.

Расчетная лесосека в автономном округе составляет 39,6 млн. куб. м, или 4,2% от расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству - 20,1 млн. куб. м. За последние 5 лет использование расчетной лесосеки составляло в среднем 7,6% с объемом заготовки 2,2 млн. куб. м. Спрос на древесные ресурсы в автономном округе определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.

Эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена к 2030 году в увеличении:

обеспечение лесистости территории автономного округа не ниже 53,8%, для устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;

сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Выполнение лесохозяйственных работ в полном объеме обеспечит многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное освоение лесов и их использование в соответствие с разрешенными видами.

 

Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Развитие материально-технической базы.

Строительство объектов, в том числе создаваемых на условиях государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений, государственной программой не предусмотрено.

Для обеспечения нефтегазодобычи на лицензионных участках автономного округа, с начала эксплуатации месторождений построено около 15 тысяч кустов скважин, 282 установки предварительного сброса пластовой воды (УПСВ), 518 кустовых насосных станций (КНС), более 49 тыс. км промысловых и межпромысловых нефтепроводов.

Строительство объектов производственной инфраструктуры осуществляется за счет средств предприятий-недропользователей.

В настоящее время является актуальным внедрение на площадках производственной инфраструктуры предприятий-недропользователей трубопроводов для перекачки нефти и газа из композитных материалов.

2.2. Формирование благоприятной деловой среды.

Основу инновационной экономики автономного округа составляет нефтегазодобывающая отрасль, в которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. В связи с чем актуальной становится задача создания и реализации инновационных технологий малыми и средними предприятиями автономного округа.

Спрос на инновации осуществляется посредством поддержки участников инновационных территориальных кластеров, создания и развития индустриальных парков, развития системы полигонов для апробации новых технологий.

2.3. Реализация инвестиционных проектов.

В соответствии со Стратегией-2030 базовый принцип инвестиционной стратегии Югры - приоритет приумножения богатства в результате перевода ограниченных и истощаемых доходов от нефтяной отрасли в долгосрочные и неистощимые общественные блага инструментами и мерами инвестиционной политики.

Выполняя одну из основных поставленных Стратегией-2030 задач по формированию "умной" экономики, в том числе на основе развития новых технологий, повышающих эффективность нефтедобычи, создания более высоких стадий переработки нефтегазового сырья, и постепенного увеличения новых видов производств, ориентированных на удовлетворение спроса в узко специализированных рыночных нишах, необходимо акцентировать внимание на:

повышении инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

выявлении инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;

вовлечении природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс.

В автономном округе планируются к реализации крупные инвестиционные проекты:

развитие отечественного импортозамещающего термогазового способа разработки с нетрадиционными запасами нефти на основе интеграции методов увеличения нефтеотдачи и суперкомпьютерных технологий;

научный полигон "Баженовский".

"Создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки баженовской свиты" и создание в автономном округе "Центра развития технологий добычи "Бажен" (далее - ЦРТД). Проект направлен на решение приоритетных задач в сфере разработки технологий добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов, а также в целях апробации методов увеличения нефтеотдачи с учетом концентрации и специфики запасов углеводородного сырья автономного округа. Стратегической целью создания ЦРТД является обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области разведки и разработки нетрадиционных запасов углеводородов.

2.4. Развитие конкуренции в автономном округе.

Распоряжением Правительства автономного округа от 7 октября 2016 года N 534-рп утвержден План мероприятий по импортозамещению в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы, который предусматривает в том числе развитие системы полигонов по испытанию инновационных технологий добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов, где приоритет отводится отечественным нефтесервисным компаниям, обладающим собственными разработками.

Топливно-энергетический комплекс - важная сфера, которая отражается на инновационном развитии страны в целом, особенно после перехода к добыче трудноизвлекаемых углеводородов. Современные технологии крайне необходимы для разработки месторождений труднодобываемых ресурсов. Особое внимание необходимо уделить развитию отечественного производства специального оборудования и устройств, которые могли бы компенсировать нехватку иностранного продукта в топливно-энергетическом комплексе.

2.5. Реализация проектов и портфелей проектов.

Государственной программой не предусмотрена реализация проектов и портфелей проектов.

 

Раздел 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Цели и задачи государственной программы соответствуют определенным Стратегией-2030 целям, задачам и приоритетным направлениям социально-экономического развития автономного округа.

Одним из направлений эффективного воспроизводства ресурсной базы и добычи полезных ископаемых является совершенствование методов нефтегазодобычи (при разработке трудноизвлекаемых запасов будут применяться технологии компьютерного моделирования, усовершенствованы методы бурения и воздействия на пласт для повышения коэффициента извлечения нефти (КИН)). Все это непосредственным образом влияет на повышение эффективности топливно-энергетического комплекса.

Целевые показатели государственной программы:

1. Уровень проектного коэффициента извлечения нефти (представляет собой отношение начальных извлекаемых запасов к величине начальных геологических запасов, рассчитан на основе опыта нефтедобывающих организаций с учетом достигнутого уровня технологического развития нефтедобычи).

2. Прирост запасов нефти категории C1 за счет разведочного бурения (рассчитан на основании прогноза, с учетом фактического показателя за 2016 год и планового показателя на 2017 год, в соответствии с уровнями планируемых геологоразведочных работ) (далее - ГРР).

3. Объем добычи нефти из залежей с трудноизвлекаемыми запасами (соответствует фактическому объему добычи нефти из залежей с трудноизвлекаемыми запасами).

4. Уровень использования попутного нефтяного газа (представляет процентное отношение объема добытого попутного нефтяного газа к общему объему его использования).

5. Объем добычи общераспространенных полезных ископаемых (рассчитан на основании прогноза, с учетом фактической динамики добычи за последние четыре года).

6. Индекс производительности труда в сфере добычи полезных ископаемых в автономном округе относительно уровня предыдущего года.

Методика расчета показателя утверждена приказом Росстата от 20 декабря 2013 года N 492 "Об утверждении методики расчета показателя "Индекс производительности труда".

7. Прирост высокопроизводительных рабочих мест в нефтегазовой отрасли в процентном выражении рассчитывается в соответствии с приказом Росстата от 9 октября 2017 года N 665 "Об утверждении методики расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году".

8. Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту (%) по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" рассчитывается в соответствии с Методикой расчета показателей "Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте" и "Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации", утвержденной приказом Росстата от 30 января 2014 года N 56.

9. Лесистость территории автономного округа.

Показатель определяется по формуле:

 

 

Sплрл - площадь покрытых лесной растительностью земель, на которых расположены леса автономного округа;

- общая площадь земель, на которых расположены леса автономного округа.

10. Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда, %.

Показатель определяется по формуле:

 

 

Sцлн - площадь ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

Sплр - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

11. Объем платежей в бюджет Российской Федерации и бюджет автономного округа от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.

Показатель определяется по формуле:

 

 

Q пл - объем платежей;

Q оол - общий объем платежей за использование лесных участков и лесных ресурсов;

S злф - площадь земель лесного фонда.

12. Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров.

Показатель определяется по формуле:

 

 

Nпс - количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения;

Nобщ - общее количество лесных пожаров.

13. Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов, %.

Показатель определяется по формуле:

 

 

Sсом - площадь проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий;

Sпн - площадь погибших и поврежденных лесов.

Также следует выделить следующие показатели, характеризующие достижение целей государственной программы:

1. Количество участков недр углеводородного сырья, предлагаемых для лицензирования (показатель рассчитывается в соответствии с существующей динамикой предложений Правительства автономного округа по формированию ежегодных перечней участков недр, предлагаемых для приобретения в пользование недрами с целью поисков, разведки и добычи углеводородного сырья).

2. Уровень текущего коэффициента извлечения нефти (коэффициент извлечения нефти представляет собой отношение накопленной добычи нефти к величине начальных геологических запасов (АВС1), рассчитан на основе опыта нефтедобывающих организаций с учетом достигнутого уровня технологического развития нефтедобычи).

3. Сумма доходов бюджета автономного округа от освоения участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые (показатель соответствует фактической сумме доходов бюджета автономного округа от освоения участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые).

4. Объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности добыча полезных ископаемых, млрд. рублей.

5. Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров, %.

Показатель определяется по формуле:

 

 

Nклп - количество крупных лесных пожаров;

Nоклп - общее количество лесных пожаров.

6. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, %.

Показатель определяется по формуле:

 


 

Sпп - площадь переданных в пользование;

S злф - площадь земель лесного фонда.

Значения целевых показателей государственной программы в течение срока ее реализации представлены в Таблице 1.

7. Кроме того, в соответствии с рекомендациями Министерства энергетики Российской Федерации государственной программой осуществляется мониторинг целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе:

удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 кв. метр общей площади);

удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 кв. метр общей площади);

удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 человека);

удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 человека);

удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 человека).

 

Таблица

 

Показатели, характеризующие достижение целей

государственной программы

 

N п/п

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации государственной программы

Значение показателя по годам

Целевое значение показателя на момент окончания действия государственной программы

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Количество участков недр углеводородного сырья, предлагаемых для лицензирования, шт.

55

50

45

40

35

30

25

20

15

15

2.

Уровень текущего коэффициента извлечения нефти, д. ед.

0,228

0,233

0,237

0,242

0,246

0,250

0,254

0,258

0,263

0,282

3.

Сумма доходов бюджета автономного округа от освоения участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, млрд. руб.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

4.

Объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности добыча полезных ископаемых, млрд. руб.

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

5.

Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров, %.

3,08

2,97

2,86

2,86

2,86

2,86

2,86

2,86

2,86

2,86

6.

Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, %.

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

7.

Удельный расход энергетических ресурсов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электрической энергии (кВт x ч/м2)

72,050

71,69

71,331

70,975

70,620

70,267

70,176

70,098

70,072

69,61

тепловой энергии (Гкал/м2)

0,202

0,202

0,202

0,202

0,202

0,202

0,202

0,202

0,202

0,202

холодной воды (м3/чел.)

5,411

5,384

5,357

5,331

5,304

5,278

5,136

5,080

5,026

4,809

природного газа (м3/чел.)

246,931

246,931

246,931

246,931

246,931

246,931

246,931

246,931

246,931

246,931


 

Раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

 

Подпрограмма I "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

На решение задачи "Создание условий для эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов" направлены следующие мероприятия:

Мероприятие 1.1. "Обеспечение эффективности функционирования системы управления ресурсной базой автономного округа".

Мероприятие 1.1.1. "Оценка развития минерально-сырьевой базы автономного округа и формирование перечней перспективных объектов для включения в программу лицензирования пользования участками недр".

Ежегодно Правительством автономного округа в соответствии с Законом автономного округа от 18 апреля 1996 года N 15-оз "О недропользовании" направляются в Федеральное агентство по недропользованию предложения по формированию программы лицензирования пользования участками недр автономного округа.

Федеральное агентство по недропользованию формирует и утверждает приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, включающий наиболее перспективные для освоения участки недр.

При этом осуществляется подготовка основных условий пользования недрами на переданных участках.

В оценке перспективности нефтегазоносных комплексов и выборе направлений используется вся новая информация, в том числе и по распределенному фонду недр.

Ежегодно проводится подведение итогов геологоразведочных работ. На основании полученных данных формируются основные направления геологоразведочных работ на текущий год в разрезе всех организаций топливно-энергетического комплекса.

По итогам проведенных геологоразведочных работ проводится анализ геолого-геофизических материалов, оценивается эффективность работ, строятся геологические модели нефтегазоносных комплексов.

Мониторинг состояния лицензирования в автономном округе включает в себя: анализ динамики приобретения новых участков, анализ деятельности недропользователей на участках распределенного фонда недр, анализ реализации программ лицензирования.

Одной из важных отраслевых задач является создание механизмов стимулирования ТрИЗ запасов нефти, разработка которых связана с привлечением дополнительных финансовых, материальных, энергетических и других затрат, а также привлечением квалифицированных научных кадров.

Мероприятие 1.1.2. "Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере поиска, разведки и добычи полезных ископаемых".

Стабилизации добычи нефти в автономном округе можно добиться в том числе за счет ввода в разработку объектов с ТрИЗ запасами нефти.

В соответствии с современными представлениями ТрИЗ запасы нефти содержатся в залежах или частях залежей, отличающихся сравнительно неблагоприятными для извлечения углеводородов геологическими условиями залегания нефти и (или) аномальными физическими ее свойствами. В пластах с ТрИЗ запасами нефти наблюдается чрезвычайно сложный механизм вытеснения нефти, связанный с одновременным влиянием множества факторов, таких как капиллярные явления, вязкостные силы, фазовые переходы в сочетании со слоистой неоднородностью. Разработка таких объектов сказывается на технико-экономических показателях из-за необходимости применения нетрадиционных технологий и специального несерийного оборудования.

Для полномасштабного вовлечения в промышленный оборот ТрИЗ запасов нефти необходимо определить следующие направления государственной политики:

технологическое, определяющее внедрение новых технологий, позволяющих эффективно разрабатывать ТрИЗ запасы нефти;

научно-конструкторское - необходимо как господдержка научных исследований, направленных на детальное изучение геологического строения и закономерностей нефтегазоносности отложений, содержащих ТрИЗ запасы нефти;

экономическое - для многих ТрИЗ запасов нефти технологии уже разработаны: это и горизонтальное бурение, и множественный гидроразрыв пласта, но при существующей налоговой системе, даже в условиях высоких цен на нефть, они не рентабельны.

Поэтому в целях обеспечения максимальной эффективности системы управления ресурсной базой, в период действия государственной программы будет совершенствоваться законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты автономного округа, содержащие нормы, регулирующие деятельность в сфере поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Мероприятие 1.1.3. "Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов недропользования".

Осуществляется мониторинг основных показателей деятельности 56 недропользователей, по 257 месторождениям, включающим более 1100 объектов разработки на 282 лицензионных участках, в пределах которых ведется добыча нефти из более 81541 скважины.

Проводится ежеквартальный анализ деятельности организаций автономного округа по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю за разработкой месторождений.

Ведется мониторинг разработки и степени выработанности запасов углеводородов на месторождениях автономного округа.

Осуществляется ежеквартальный мониторинг деятельности организаций - недропользователей по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю разработки месторождений и результатов применения методов увеличения нефтеотдачи.

Производится обоснование и составление краткосрочных среднесрочных и долгосрочных прогнозов добычи нефти, попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) и объемов эксплуатационного бурения в разрезе месторождений, недропользователей, административных районов и в целом по автономному округу.

Ведется мониторинг внешних и внутренних экономических показателей системы недропользования (цены, налогов и т.д.), прогнозируются цены на нефть в среднесрочной перспективе, влияние кризисных процессов на экономику автономного округа.

Мероприятие 1.1.4. "Обоснование направлений развития производственной инфраструктуры в нефтегазодобывающей отрасли автономного округа".

В рамках данного мероприятия осуществляется анализ состояния производственной инфраструктуры обустройства нефтяных месторождений, ведется обзор инвестиционной и производственной деятельности строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры нефтяных организаций автономного округа.

Ведется мониторинг по состоянию использования ПНГ в разрезе лицензионных участков по недропользователям автономного округа.

Актуализируется информация по технологии сбора, подготовки и сдачи нефти и нефтяного газа по нефтяным организациям автономного округа.

Анализируется состояние загруженности объектов подготовки нефти, состояние строительства и реконструкции объектов производственной инфраструктуры по недропользователям автономного округа, по фактическим объемам инвестиций в строительство и реконструкцию объектов нефтедобычи по недропользователям в предыдущем году, планам на последующие годы.

Мероприятие 1.1.5. "Оценка эколого-ресурсных показателей состояния окружающей среды автономного округа в результате техногенного воздействия предприятий топливно-энергетического комплекса".

Экологические проблемы автономного округа возникли, в первую очередь, в связи с освоением нефтегазовых месторождений, осуществляемых на фоне низкой устойчивости и длительности восстановления природных комплексов.

К региональным экологическим проблемам относятся: загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение и истощение водных ресурсов, загрязнение и нарушение земель и почвенного покрова, нарушение экосистем лесов.

Эти проблемы являются следствием несовершенства промышленных технологий, нарушений экологического законодательства, недостаточной информированности, а также низкого уровня экологической культуры.

С целью снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду осуществляется:

мониторинг природоохранных, природовосстановительных программ нефтяных компаний;

мониторинг программ работ по строительству и реконструкции трубопроводов нефтяных компаний.

Мероприятие 1.1.6. "Создание и ведение фондов первичной и производной геологической и иной информации, ее актуализация".

Мероприятием предусмотрено развитие и внедрение новых технологических основ в нефтегазовой сфере, формирование единого информационного пространства и внедрение систем мониторинга управления геологической информацией автономного округа, что соответствует приоритетным направлениям развития, обозначенным Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, и программой "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р.

Предполагается широкое использование компьютерных технологий, базирующееся на формировании цифровых баз данных, геолого-геофизической, промысловой, инфраструктурной, экономической и другой информации о недрах, так называемые "Цифровые недра".

Цифровые недра предполагают также формирование цифровых моделей недр разного масштаба: осадочного чехла автономного округа в целом, моделей месторождений, залежей и перспективных объектов, моделей керна.

Одним из направлений цифровых недр является так называемая технология "Умное месторождение".

Разные компании разрабатывают и внедряют сходные решения под названиями "умное", "интеллектуальное" или "цифровое" месторождение.

В условиях снижения добычи на существующих месторождениях внедрение цифровых технологий и возможность управлять нефтяным пластом - стратегический фактор.

Использование интеллектуальных технологий позволяет достичь ключевых целей, стоящих перед нефтегазовыми компаниями. Внедрение "умных месторождений" необходимо в первую очередь для того, чтобы продуктивнее использовать растущий фонд скважин, сокращать эксплуатационные расходы, ускорять добычу и увеличивать ее объемы.

В Югре на базе Фонда геологической информации о недрах также продолжается формирование информационных ресурсов - банка данных первичной геолого-геофизической информации и интегрированной базы данных.

С 2007 года ведется активная работа по созданию на основе имеющейся геологической и геофизической информации цифровой модели осадочного чехла по территории центральной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Ее основу составляет цифровой структурный каркас, то есть пространственная сеточная модель стратиграфического строения автономного округа.

Внедрение интеллектуальных технологии в нефтегазовых компаниях является важной составляющей Цифровой экономики автономного округа, что соответствует Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, а переход на цифровые недра станет неизбежным условием для стабильного функционирование нефтегазового комплекса.

Мероприятие 1.2. "Формирование инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса автономного округа".

Мероприятие 1.2.1. "Повышение престижа профессий в нефтегазодобывающей отрасли автономного округа, установка памятных знаков на мемориале".

Проведение окружного ежегодного конкурса "Черное золото Югры". Реализация мероприятия осуществляется в целях стимулирования профессионализма, повышения в общественном мнении престижа рабочих профессий и социального статуса работников нефтегазодобывающего комплекса, привлечения молодежи в производственную сферу, стимулирования внедрения современных технологических процессов развития нефтегазового комплекса в условиях соблюдения требований экологии и защиты среды обитания коренных малочисленных народов Севера в автономном округе.

"Конференция молодых специалистов, работающих в организациях, осуществляющих деятельность, связанную с использованием участков недр на территории автономного округа". Конференция проводится с целью развития инновационного и творческого потенциала молодежи, повышения творческой активности молодых специалистов в сфере геологических, технологических, экономических, правовых, информационных и организационных вопросов разработки нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений в автономном округе, энергоэффективности, рационального использования ПНГ, развития нефтегазохимии.

Окружная научно-практическая конференция "Пути реализации нефтегазового потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется в целях рассмотрения различных направлений, обмена мнениями и опытом по развитию минерально-сырьевой базы полезных ископаемых в автономном округе, консолидации и анализа информации об исследованиях и опыте внедрения передовых технологий геологического изучения недр, разработки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых в автономном округе, выработке согласованных подходов к совершенствованию процессов природопользования, сопровождающих использование недр.

Установка памятных знаков на мемориале "Звезды Югры". Реализация мероприятия осуществляется в целях признания заслуг и увековечения памяти о выдающихся деятелях автономного округа.

Мероприятие 1.2.2. "Управление государственным фондом поисково-разведочных скважин, построенных за счет средств бюджета автономного округа".

Для предотвращения аварийных ситуаций на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа, выполняется комплекс работ по профилактике и контролю за их техническим состоянием.

При выявлении аварийных ситуаций на скважинах, а также для обеспечения сохранности недр, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния законсервированных и ликвидированных объектов проводится комплекс ремонтно-изоляционных, ликвидационных и восстановительных работ на скважинах.

В процессе ежегодного формирования программ лицензирования автономного округа вышеуказанных скважин становится меньше. Часть скважин передается в аренду, часть передается на контроль нефтяным компаниям.

Мероприятие 1.2.3. "Повышение степени изученности рудного потенциала автономного округа".

На территории Приполярного Урала автономного округа сконцентрированы значительные ресурсы полезных ископаемых, таких как: угли бурые, угли каменные, уран, торий, железные руды, хром, марганец, диоксид титана, диоксид циркония, ванадий, медь, цинк, свинец, алюминий, никель, молибден, вольфрам, висмут, золото, серебро, платина, палладий, лантан, иттрий, ниобий, тантал, кадмий, цеолитсодержащие породы.

Для подготовки и освоения минерально-сырьевой базы экономически неразвитых территорий Северного и Приполярного Урала необходимо продолжение работ на известных проявлениях твердых полезных ископаемых и ввод в геологоразведочный процесс новых площадей.

В связи с неудовлетворительной степенью геологической изученности практически на всей площади горной и предгорной частей Приполярного Урала автономного округа требуется проведение подготовительных "предпоисковых" работ с целью ранжирования территории по степени перспективности на твердые полезные ископаемые и выделения первоочередных объектов ГРР.

Одним из важных инструментов этого процесса является постоянная систематизация и анализ результатов всех геологических исследований с оценкой их качества и составлением карт изученной территории. Конечным и наиболее эффективным отображением этого анализа является обновление карт геологического содержания, формирование направлений дальнейших ГРР.

Мероприятие 1.2.4. "Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в топливно-энергетическом комплексе".

Мероприятие предусматривает развитие системы полигонов по апробации перспективных технологий геологического изучения, разведки и добычи нефти с целью поиска и испытания инновационных технологий добычи нефти из трудно извлекаемых запасов, в том числе с привлечением в приоритетном порядке отечественных нефтесервисных компаний, обладающих собственными разработками. Создание полигонов позволит сформировать и опробовать модель ускоренного изучения и освоения трудно извлекаемых запасов на научной, образовательной и производственной базе организаций автономного округа.

Мероприятие 1.2.5. "Реализация проекта "Развитие отечественного импортозамещающего термогазового способа разработки с нетрадиционными запасами нефти на основе интеграции методов увеличения нефтеотдачи и суперкомпьютерных технологий".

Проект направлен на повышение эффективности разработки залежей баженовской свиты с помощью технологии термогазового воздействия (далее - ТГВ).

Основные задачи проекта: создание опытного (опытных) участка по реализации технологии ТГВ; повышение качества геолого-гидродинамического моделирования термогазовых процессов; уточнение геологической модели залежей баженовской свиты; совершенствование программного комплекса для расчета параметров технологии ТГВ; уточнение параметров процесса ТГВ в лабораторных условиях; повышение эффективности реализации ТГВ в промысловых условиях.

Планируется проведение следующих видов работ: бурение скважин, проведение проектных и строительно-монтажных работ, проведение комплекса научно-исследовательских работ.

Ожидаемый результат от реализации проекта - повышение нефтеотдачи залежей баженовской свиты.

Мероприятие 1.2.6. "Реализация проекта "Научный полигон "Баженовский".

Научный полигон "Баженовский" создается с целью поиска и испытания инновационных технологий добычи нефти баженовских отложений.

Создание полигона позволит сформировать и опробовать модель ускоренного изучения и освоения трудно извлекаемых запасов на научной, образовательной и производственной базе организаций автономного округа.

Мероприятие 1.2.7. "Реализация проекта "Создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки баженовской свиты".

Стратегической целью проекта является обеспечение технологической независимости России в области разведки и разработки нетрадиционных запасов углеводородов.

Планируется создание в автономном округе "Центра развития технологий добычи "Бажен" (далее - ЦРТД). В рамках реализации проектов ЦРТД будет создан единый центр исследования керна беженовской и абалакской свит.

Подпрограмма II "Развитие лесного хозяйства и повышение эффективности использования лесов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

На решение задачи "Создание условий по повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, способствующих обеспечению стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении его ресурсно-экологического потенциала" направлены следующие мероприятия:

Мероприятие 2.1. "Проведение лесоустройства".

Реализация данного мероприятия предусматривает проведение лесоустроительных работ: таксации лесов, проектирования лесных участков, проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проектирование защитных лесов (в части установления и изменения границ зеленых зон на землях лесного фонда).

Мероприятие 2.2. "Охрана, защита и воспроизводство лесов".

С целью повышения эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, а также минимизации социально-экологического ущерба, наносимого лесными пожарами, предполагается:

проведение в соответствии с лесным планом автономного округа ежегодного комплекса работ по противопожарному обустройству лесов на землях лесного фонда (строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания лесных горючих материалов; прочистку просек, прочистку противопожарных минерализованных полос и их обновление; благоустройство зон отдыха граждан; установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах);

финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" (далее - БУ Авиабаза).

Мероприятие включает разработку планов тушения лесных пожаров, обследование лесного пожара, доставку лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию и ликвидацию лесного пожара с использованием современной техники и способов тушения, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара, содержание систем и средств своевременного обнаружения, оповещения и ликвидации лесных пожаров, обеспечение полетов, авиационной и парашютно-десантной подготовки, проведение оперативного маневрирования силами и средствами пожаротушения, приобретение учебного оборудования, офисной мебели и оргтехники.

Мероприятие предусматривает наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах, авиационное патрулирование, в том числе с применением наземных сил и средств, территории земель лесного фонда автономного округа, обеспечение расчетной кратности авиапатрулирования, обнаружение лесных пожаров в начальной стадии развития, сбор и обработку информации о лесных пожарах, оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой и оборудованием.

Мероприятие по защите лесов предусматривает создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий путем совершенствования и взаимоувязки лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга. Реализацию комплекса мероприятий, направленных на защиту лесов: санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, уборку неликвидной древесины, загрязнения и иного негативного воздействия), биотехнические мероприятия, включающие профилактические работы по недопущению массового распространения вредителей и болезней, восстановлению природной устойчивости лесонасаждений, в том числе изготовление, ремонт и развешивание искусственных гнездовий, расселение и охрану муравейников, и другие.

Воспроизводство лесов реализуется через комплекс мероприятий, предусматривающий применение различных способов естественного, искусственного и комбинированного восстановления лесов непокрытых лесной растительностью землях, пригодных для выращивания леса, уход за молодняками, вырубку части деревьев, кустарников, агротехнический уход за лесными культурами и иные мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций.

Формирование высокопродуктивных кедровых лесов предусматривается при помощи проведения работ по рубкам ухода в молодняках с участием кедра (освобождение кедра из-под полога лиственных пород, удаление второстепенных пород и перестойных деревьев, изреживание, уход за плодоношением кедровников), создание кедросадов возле населенных пунктов (выбор участков, подготовка почвы, ручная посадка сеянцев (саженцев) сосны кедровой сибирской, уход за посадками кедра, срезание травы и древесно-кустарниковой растительности).

Обновление и расширение материально-технической базы (приобретение специализированной техники и оборудования) для профилактики и тушения лесных пожаров

Мероприятие обеспечивает доукомплектование авиаотделения, филиалов, пожарно-химических станций БУ "Авиабаза" специализированной пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и вспомогательными материалами в соответствии с действующими нормативами, с учетом амортизации и выбытия техники и оборудования. Предусматривается приобретение нового оборудования и лесопожарной техники, модернизация систем пожаротушения.

Повышение экологической культуры и профориентация молодежи в школьных лесничествах.

Мероприятие предусматривает обеспечение деятельности школьных лесничеств, в том числе приобретение компьютерной техники, выставочного и лабораторного оборудования, туристического и лесохозяйственного инвентаря, коллекций гербариев, обеспечение оплаты труда руководителей школьных лесничеств, оплаты труда воспитанников школьных лесничеств по организации практической лесохозяйственной работы, издание полиграфической продукции, проведение творческих конкурсов, слета школьных лесничеств, формирование и пополнение методической базы для организации лесного просвещения и образования с детьми и подростками при организации работы в школьных лесничествах.

Мероприятие проводится в соответствии с межведомственным приказом Департамента социального развития автономного округа, Департамента физической культуры и спорта автономного округа, Департамента здравоохранения автономного округа, Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу, Департамента образования и молодежной политики автономного округа, Департамента культуры автономного округа, Департамента дорожного хозяйства и транспорта автономного округа, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу, Территориального отдела государственного автодорожного надзора по автономному округу об организации перевозок автотранспортными средствами организованных групп детей к месту проведения спортивных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обратно".

Проведение совещаний, семинаров, конференций, конкурсов и иных мероприятий.

Мероприятие включает посадку кустарников и деревьев, уборку мусора, проведение конференций, совещаний, семинаров-практикумов, научных симпозиумов, учебных семинаров, курсов повышения квалификации, рейдов, операций, специализированных конкурсов и выставок, обобщенной экспертизы, общественных слушаний, специализированных радио и телепередач, реализацию социально значимых экологических проектов, показ социальной рекламы, изготовление и распространение листовок, плакатов, календарей и т.д.

Мероприятие 2.3. "Осуществление функций по реализации единой государственной политики в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов".

Выполнение данного мероприятия обеспечивает организацию использования природных ресурсов, способствует эффективному исполнению полномочий и функций в установленных сферах деятельности Депнедра и природных ресурсов Югры. Мероприятие предполагает финансовое обеспечение деятельности Депнедра и природных ресурсов Югры и казенных учреждений - лесхозов, подведомственных им.

Мероприятие обеспечивает энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения. В целях формирования энергосберегающего поведения сотрудников Депнедра и природных ресурсов Югры предлагается проводить организационные мероприятия, направленные на экономию электрической и тепловой энергии, экономию воды.

В целях применения технологий бережливого производства расходы на обеспечение функций Депнедра и природных ресурсов Югры осуществляются в соответствии с Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти автономного округа и подведомственных им казенных учреждений, утвержденными постановлением Правительства автономного округа от 26 декабря 2014 года N 518-п.

Внедрение технологий бережливого производства планируется осуществлять путем обучения сотрудников Депнедра и природных ресурсов Югры, а также подведомственных учреждений принципам бережливого производства, результатами которого будут являться повышение эффективности в области государственного и муниципального управления, ускорение принятия стратегических решений, улучшение взаимодействия между органами власти автономного округа.

Комплексный подход внедрения бережливого производства предусматривает широкое вовлечение сотрудников всех уровней в новый способ работы, построенной на последовательной и продуманной коммуникации, проведение обучающих мероприятий по оптимизации процессов, обеспечению управленческой инфраструктуры, формированию образа мышления и поведения сотрудников Депнедра и природных ресурсов Югры и подведомственных им учреждений.

Перечень основных мероприятий государственной программы представлен в Таблице 2.

 

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Механизм реализации государственной программы включает разработку и принятие нормативных правовых актов автономного округа, необходимых для ее выполнения, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по ним в соответствии с мониторингом фактически достигнутых целевых показателей реализации государственной программы, связанных с изменениями внешней среды, с учетом результатов проводимых в автономном округе социологических исследований, информирование общественности о ходе и результатах ее реализации, финансировании программных мероприятий.

Реализацию мероприятий государственной программы предполагается осуществлять через подпрограммы.

Объем средств на реализацию мероприятий государственной программы за счет средств федерального бюджета устанавливается федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем средств на реализацию мероприятий государственной программы за счет средств бюджета автономного округа устанавливается законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем средств на реализацию мероприятий государственной программы за счет средств местных бюджетов осуществляется в соответствии с реализацией мероприятий муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, иных муниципальных программ на основе нормативных правовых документов муниципальных образований.

Привлечение внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа, в том числе предусматривает привлечение средств лиц, использующих леса, на основании документов (договор аренды лесного участка, безвозмездного срочного пользования, решение о постоянном (бессрочном) пользовании), предусматривающих обязательства по охране, защите и воспроизводству лесов, а также организаций по мероприятиям, предполагающим участие собственных средств.

Приоритетным развитием автономного округа является внедрение технологий бережливого производства в нефтегазодобывающей отрасли.

В настоящее время технологии бережливого производства успешно применяются в вертикально интегрированных компаниях нефтегазового сектора.

В предприятиях, где внедрены отдельные элементы бережливого производства, показатели рентабельности и коэффициент оборота запасов имеют лучшую динамику, что демонстрирует высокий потенциал дальнейшего распространения технологий бережливого производства в автономном округе.

Благодаря устойчивому экономическому положению и динамичному развитию в автономном округе сложилась в целом благоприятная социально-экономическая ситуация, и имеются необходимые ресурсы для внедрения принципов бережливого производства, в том числе финансовые ресурсы в бюджете, молодое и активное население, способное эффективно осваивать новые знания и навыки, а также высокий потенциал развития, особенно несырьевых отраслей.

В основном автономный округ приравнен к районам Крайнего Севера, при этом Березовский и Белоярский районы относятся к территориям Крайнего Севера. Такие природно-климатические условия требуют снижения издержек и потерь для сохранения конкурентоспособности компаний, их продукции и услуг. Инструменты бережливого производства наилучшим образом подходят для этого.

Бережливое производство является средством для повышения конкурентоспособности российских компаний.

Ответственный исполнитель государственной программы - Депнедра и природных ресурсов Югры осуществляет управление реализацией государственной программы, обладает правом вносить предложения об изменении размеров финансовых средств, направляемых на решение отдельных ее задач.

Реализацию мероприятий предполагается осуществлять непосредственно Депнедра и природных ресурсов Югры, бюджетными автономными и казенными учреждениями, в соответствии с государственными заданиями на выполнение работ, а также с участием органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, организаций лесопромышленного комплекса, индивидуальных предпринимателей на основе государственных и муниципальных контрактов (договоров), заключаемых Депнедра и природных ресурсов Югры с исполнителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Механизмом реализации государственной программы предусмотрено обучение сотрудников Депнедра и природных ресурсов Югры внедрению и использованию бережливых технологий. Обучение осуществляется в пределах текущего финансирования, установленного государственной программой автономного округа "Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 17 октября 2014 года N 374-п.

Оценка хода исполнения мероприятий государственной программы основана на мониторинге ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы как сопоставления фактически достигнутых, так и целевых значений показателей. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в государственную программу могут быть внесены корректировки. В случае выявления лучших практик реализации программных мероприятий в государственную программу могут быть внесены корректировки, связанные с оптимизацией этих мероприятий.

Оценка результатов и показателей выполнения программных мероприятий государственной программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Ответственный исполнитель государственной программы предоставляет сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы, подготавливает отчет и представляет его в Департамент экономического развития автономного округа в установленные сроки.

Ответственный исполнитель государственной программы может передать часть функций по реализации мероприятий государственной программы государственным учреждениям автономного округа в случае, если эти функции соответствуют уставам (положениям) и включены в их государственные задания при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В процессе реализации государственной программы может проявиться ряд внешних обстоятельств и рисков, которые могут влиять на ожидаемые непосредственные и конечные результаты реализации.

1. Риск стихийных бедствий.

Возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, наводнениями, засухой.

Минимизация ущерба от стихийных бедствий (лесных пожаров) достигается через профилактику от лесных пожаров, защиту леса.

2. Риск финансового обеспечения связан с недофинансированием мероприятий государственной программы, в связи с потенциально возможным дефицитом бюджетов Российской Федерации и автономного округа. Указанный фактор не имеет приоритетного значения, но вместе с тем может отразиться на реализации ряда мероприятий государственной программы.

Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в очередном году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета автономного округа и планирование бюджетных ассигнований.

Неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами (рост цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы и т.д.) может привести к существенному удорожанию продукции и трудностям с ее реализацией, а также снижению объемов за счет удорожания услуг.

3. Риск невыполнения государственных контрактов связан с подготовкой проектов государственных контрактов, размещением заказов в установленном законом порядке и исполнением государственных контрактов поставщиками продукции (работ, услуг) для государственных нужд.

Минимизация риска достигается планированием государственных закупок и контролем за исполнением государственных контрактов.

4. К правовым рискам реализации государственной программы относятся риски, связанные с изменениями законодательства (на федеральном и региональном уровнях). Регулирование данной группы рисков осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы.

Управленческие риски связаны с изменением политической обстановки, стратегических и тактических задач в работе по развитию лесного хозяйства автономного округа, перераспределением полномочий, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию государственной программы, а также потерей квалифицированных кадров.

В качестве мер управления указанными рисками в целях снижения отрицательных последствий в процессе реализации государственной программы будет осуществляться мониторинг действующего законодательства, влияющего на выполнение программных мероприятий, достижение поставленных целей и решение задач.

В целях обеспечения максимальной открытости и оперативности предоставления государственных услуг в электронном виде на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Депнедра и природных ресурсов Югры http://www.depprirod.admhmao.ru, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" http://www.gosuslugi.ru размещена вся необходимая информация о процедуре и способах получения государственных услуг. Государственные услуги, предоставляемые Депнедра и природных ресурсов Югры, соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг".

 

Таблица 1

 

Целевые показатели государственной программы


Информация по документу
Читайте также