Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 20.10.2017 № 413-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2017 г. N 413-п

 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 426-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения Общественного совета при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 21 сентября 2017 года N 1), Коллегии Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 18 октября 2017 года N 1), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 426-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 слова "2016 - 2020 годы" заменить словами "2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".

1.2. Приложение изложить в следующей редакции:

"Приложение

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 9 октября 2013 года N 426-п

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2018 - 2025 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

 

Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели государственной программы

сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений

Задачи государственной программы

снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты;

сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира;

обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод

Подпрограммы или основные мероприятия

I "Регулирование качества окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

II "Сохранение биологического разнообразия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

III "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

IV "Развитие водохозяйственного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Целевые показатели государственной программы

увеличение объема предотвращенного экологического ущерба с 11,1 млрд. рублей до 85,5 млрд. рублей;

увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом) с 36% до 37,8%;

уменьшение доли оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации государственной программы, с 70,6% до 5%;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 62% до 95%;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 42,3% до 47%

Сроки реализации государственной программы

2018 - 2025 годы и на период до 2030 года

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы составляет 89755908,0 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 19495179,4 тыс. рублей;

2019 год - 27179462,3 тыс. рублей;

2020 год - 10363151,8 тыс. рублей;

2021 год - 6522020,9 тыс. рублей;

2022 год - 6159149,4 тыс. рублей;

2023 год - 2997663,1 тыс. рублей;

2024 год - 2817539,5 тыс. рублей;

2025 год - 2475217,1 тыс. рублей;

2026 - 2030 годы - 11746524,5 тыс. рублей

 

Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно: негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению атмосферного воздуха и водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, низкой экологической культуре населения.

По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) в 2016 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на территории автономного округа составили 1497,99 тыс. т. Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составляют выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (76 - 80%) за счет сжигания нефтяного попутного газа.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа осуществляется на 8 постах территориальной системы мониторинга окружающей среды в 7 населенных пунктах по 8 загрязняющим веществам в процессе ведения локального экологического мониторинга в границах 285 лицензионных участков недр.

В целом в 2016 году качество атмосферного воздуха в городах автономного округа остается стабильным и характеризируется "низким" уровнем загрязнения, за исключением г. Белоярский, в котором уровень загрязнения снизился с "высокого" в 2015 году до "повышенного" в 2016 году.

Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного округа. Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, что приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов. Также для автономного округа характерны высокая степень паводконосных ситуаций на реках, недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов.

Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. За 2016 год в автономном округе допущено 2119 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 202 га. Для усиления контроля выполнения обязанностей предприятий по восстановлению земель автономного округа Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры) осуществляет ведение Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа. На 1 января 2017 года в Реестре содержится информация о 19021 участке общей площадью 3982 га.

Техногенное воздействие на компоненты природной среды, наряду с прямым ухудшением их качества, также приводит к изменениям климата на территории автономного округа. Одним из проявлений климатических изменений является увеличение изменчивости и экстремальности климата - учащаются опасные явления погоды, а также инициированные ими техногенные чрезвычайные ситуации. Заметное влияние на климат оказывает хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива.

Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности в автономном округе являются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.

Пристальное внимание в автономном округе уделяется проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

По состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано 346 объектов размещения отходов (общая площадь 951,8 га), в том числе 70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных отходов, 53 места складирования отходов (29 санкционированных и 24 несанкционированных свалки), а также площадка временного складирования отходов и площадка временного накопления отходов (239,1 га), 223 шламовых амбара (161 га).

В населенных пунктах автономного округа организовано 237 пунктов сбора вторичного сырья и опасных отходов, установлено 1047 специализированных контейнеров.

Надежным гарантом устойчивого развития общества является высокий уровень экологической культуры населения, который обеспечивается за счет целенаправленного процесса обучения, воспитания и развития личности, начиная с детского возраста и на протяжении всей жизни, и включает не только приобретение знаний, умений и навыков, но и достижения нового уровня взаимоотношения человека с природой.

Государственная программа направлена на повышение уровня экологической безопасности автономного округа. Результатом реализации мероприятий государственной программы является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в регионе.

 

Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Развитие материально-технической базы в отрасли.

Нефтегазодобывающие компании автономного округа за счет собственных средств реализуют инвестиционные проекты по строительству объектов по утилизации попутного нефтяного газа, объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках и по внедрению технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов.

Государственной программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по созданию комплексных межмуниципальных полигонов твердых коммунальных отходов в целях развития в автономном округе технологий по сортировке и переработке отходов.

В целях обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями осуществляется строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений.

2.2. Формирование благоприятной деловой среды.

Одним из приоритетных направлений по привлечению инвестиций является сфера обращения с твердыми коммунальными отходами.

Государственной программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по созданию 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани. На объектах планируется предусмотреть перспективные площадки для возврата вложенных инвестиций и внедрения инновационных методов утилизации и рециклинга отходов. На площадках будут размещены мощности (оборудование) по переработке вторичного сырья и изготовлению продукции с использованием переработанных отходов, что позволит создать благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности и привлечь инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления.

2.3. Реализация инвестиционных проектов.

На условиях государственно-частного партнерства в государственной программе предусмотрена реализация мероприятия по строительству 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани.

Мерами государственной поддержки по реализации указанных проектов является софинансирование из средств бюджета автономного округа в форме капитального гранта (по объектам концессионных соглашений, заключенных до 31 декабря 2017 года) и предоставление субсидий из бюджета муниципальных образований с целью компенсации затрат в соответствии с концессионным соглашением, заключенным согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Реализация инвестиционных проектов предполагает экономию бюджетных средств, контроль со стороны автономного округа за процессами утилизации и захоронением отходов, прозрачную тарифную политику, привлечение инвестиций в регион, а также повышение эффективности затрат.

Кроме того, государственной программой предусмотрено строительство объекта по укреплению берега р. Обь в с. Высокий мыс Сургутского района и строительство дамбы обвалования в пгт. Приобье Октябрьского района.

Строительство берегоукрепительных сооружений позволит получить значительные социальный, экологический, экономический эффекты.

Перечень инвестиционных проектов государственной программы по объектам капитального строительства представлен в таблице 3.

К реализации инвестиционных проектов привлечены нефтегазодобывающие компании, которые за счет собственных средств осуществляют реконструкцию факельных хозяйств с целью обеспечения соответствия факельных систем действующим требованиям, строительство межпромысловых газопроводов на месторождениях, строительство и реконструкцию установок по выработке электроэнергии и тепла, комплексов подогрева нефти и утилизации сточных вод на лицензионных участках, полигонов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках и внедрение технологий по обезвреживанию нефтесодержащих отходов на шламонакопителе, обезвреживание буровых отходов при строительстве скважин безамбарным способом.

До 2030 года компаниями планируется осуществить строительство (реконструкцию) 182 объектов по утилизации попутного нефтяного газа и 17 объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках.

2.4. Развитие конкуренции в автономном округе.

Реализация вышеуказанных проектов позволит создать благоприятные условия для привлечения инвесторов, готовых участвовать в конкурсах на право заключения концессионных соглашений, что будет способствовать развитию конкуренции в отрасли.

2.5. Реализация проектов и портфелей проектов.

Мероприятия по строительству комплексных межмуниципальных полигонов содержат признаки проектов и подлежат реализации методами проектного управления в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2015 года N 485-п "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

 

Раздел 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Цели и задачи определены в паспорте государственной программы.

Цели государственной программы соответствуют:

основным приоритетам, определенным Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (с изменениями на 9 июня 2017 года), по формированию "умной" экономики в части развития все более наукоемких и экологически безопасных технологий и "здоровой" экологии, означающей рациональное использование природного потенциала, формирование и восстановление благоприятных условий окружающей среды для нынешнего и будущего поколения жителей автономного округа; Стратегией экологической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 19 апреля 2017 года N 176.

Достижение целей государственной программы определяется целевыми значениями показателей государственной программы.

Показатель "Объем предотвращенного экологического ущерба" определен в соответствии с временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 9 марта 1999 года.

Показатель "Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель" отражает отношение площади нерекультивированных нефтезагрязненных земель к общей площади нефтезагрязненных земель, накопленных в 2010 году, рассчитывается по формуле:

 

Sн.з. / Sобщ. x 100%, где:

 

Sн.з. - площадь нерекультивированных на конец отчетного года нефтезагрязненных земель в соответствии с Реестром загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Sобщ. - общая площадь нефтезагрязненных земель, накопленных в 2010 году.

Показатель "Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, от общего количества населения автономного округа" отражает отношение численности населения, принявшего участие в эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятиях, к общей численности населения автономного округа, рассчитывается по формуле:

 

N / N общ. x 100%, где:

 

N - численность населения, принявшего участие в эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятиях, проведенных на территории автономного округа за отчетный год;

N общ. - общая численность населения автономного округа.

Показатель "Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления" рассчитывается как отношение ежегодно образуемого в процессе производства и потребления на территории автономного округа объема отходов к объему отходов, ежегодно использованных и обезвреженных. Показатель реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Показатель "Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях" определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".

Целевые значения показателей государственной программы представлены в таблице 1.

В целях осуществления контроля за реализацией отдельных мероприятий государственной программы осуществляется мониторинг следующих показателей.

Показатели "Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства" и "Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства" определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы".

Показатель "Объем произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды" рассчитывается как сумма всех измерений, произведенных на территории автономного округа с 2005 года.

Показатель "Доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории" рассчитывается как отношение площади, исследуемой за отчетный год в целях ведения Красной книги автономного округа, к общей площади территории автономного округа.

Показатель "Объем инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом)" отражает объем привлеченных финансовых средств, направленных на реализацию проектов в сфере переработки вторичного сырья в автономном округе с начала реализации мероприятий государственной программы.

Показатель "Количество рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья" отражает количество созданных рабочих мест для обслуживания введенных в эксплуатацию комплексных межмуниципальных полигонов, определен в соответствии с проектной документацией по каждому из объектов.

Показатель "Сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья" отражает увеличение поступлений налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет автономного округа в результате роста налоговой базы в связи с вводом в эксплуатацию объектов в сфере обработки вторичного сырья и созданием новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов. Показатель определен в соответствии с постановлением Правительства автономного округа о мерах по реализации Закона о бюджете автономного округа.

Показатель "Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых коммунальных и промышленных отходов" рассчитывается как отношение количества населенных пунктов автономного округа, обеспеченных полигонами твердых коммунальных отходов, к общему количеству населенных пунктов автономного округа.

 

Таблица

 

Показатели, отвечающие за реализацию отдельных мероприятий


 

Наименование показателей

Значения показателя по годам

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Целевое значение показателя

Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства, %

90,5

91,6

92

92,1

92,2

92,3

92,4

92,5

93

Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства, %

21,8

22,2

22,8

22,9

23

23,1

23,2

23,3

23,8

Объем произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды (нарастающим итогом с 2005 года), млн. ед.

2,5

2,5

2,5

2,702

2,904

3,106

3,108

3,51

4,52

Доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории, %

26,5

26,5

26,5

27

27,5

28

28,5

29

31,5

Объем инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом), млн. рублей

206,5

646,6

1156,4

1574,2

2108

2217,8

2276,5

2298,7

2773,5

Количество рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья, ед.

0

0

75

75

75

126

126

186

271

Сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья, млн. рублей

0

0

0

0

0

0

0

1,5

1,5

Доля обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых коммунальных (бытовых) и промышленных отходов, %

56

56

60

66

76

78

78

81

88


 

В целях реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики Природнадзор Югры осуществляет мониторинг показателей, характеризующих удельную величину расхода потребляемых ресурсов и отражающих эффективность деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Удельный расход электрической энергии (в расчете на общую площадь), кВт x ч/год.

Показатель характеризует суммарную величину расхода электрической энергии в административном здании Природнадзора Югры и определяется по формуле:

 

Уэл.э. i+1 = Уэл.э.i - (Э x Уэл.э.i), где:

 

Уэл.э. i+1 - плановый показатель на 2018 - 2030 годы;

Уэл.э.i - показатель, предшествующий плановому показателю;

Э - планируемая экономия потребления электрической энергии (от 0,5% до 2,0%).

Удельный расход тепловой энергии (в расчете на общую площадь) (Гкал/год).

Показатель характеризует суммарную величину расхода тепловой энергии в административном здании Природнадзора Югры и определяется по формуле:

 

Утеп.э. i+1 = Утеп.э.i - (Э x Утеп.э.i), где:

 

Утеп.э. i+1 - плановый показатель на 2018 - 2030 годы;

Утеп.э.i - показатель, предшествующий плановому показателю;

Э - планируемая экономия потребления тепловой энергии (0,1%).

Удельный расход холодной воды (в расчете на общую площадь), м3/год.

Показатель характеризует суммарную величину расхода холодной воды в административном здании Природнадзора Югры и определяется по формуле:

 

Ухвс i+1 = Ухвс.i - (Э x Ухвс.i), где:

 

Ухвс i+1 - плановый показатель на 2018 - 2030 годы;

Ухвс.i - показатель, предшествующий плановому показателю;

Э - планируемая экономия потребления холодной воды (0,1%).

 

Таблица

 

Показатели по энергоэффективности

 

Наименование показателей

Значения показателя по годам

Целевое значение показателя

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Удельный расход энергетических ресурсов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электрической энергии, кВт x ч/год)

85650

85050

84370

83610

82774

81864

80881

79830

72245

тепловой энергии (Гкал/год)

146,32

146,18

146,03

145,89

145,74

145,59

145,45

145,30

144,43

холодной воды (м3/год)

719,3

718,6

717,8

717,1

716,4

715,7

714,9

714,3

709,9

 

В целях оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Природнадзор Югры осуществляет мониторинг следующих показателей.

Показатели результативности, характеризующие уровень достижения общественно значимых результатов снижения причиняемого подконтрольными субъектами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе:

доля хозяйствующих субъектов, достигших снижения массы (объемов) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до значений, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

доля водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, соответствующих нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по хлоридам и нефтепродуктам (углеводороды).

Показателем эффективности, характеризующим уровень достижения общественно значимых результатов снижения общественно опасных последствий хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов при осуществлении в отношении них контрольно-надзорных мероприятий является эффективность регионального государственного экологического надзора.

Методика расчета показателей приведена в приказе Природнадзора Югры "Об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при осуществлении регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".

 

Раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в таблице 2.

Подпрограмма I "Регулирование качества окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.1. На решение задачи по снижению уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты направлен следующий комплекс мероприятий:

4.1.1. Осуществление государственного экологического надзора и экологической экспертизы.

Основные направления мероприятия:

отбор проб и проведение аналитического контроля состояния окружающей среды на территории автономного округа;

информационное обеспечение государственного экологического контроля с использованием новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления, а также сокращение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности при проведении проверок Природнадзора Югры, которые позволят обеспечить выполнение задач, указанных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

осуществление отдельных полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов по федеральному государственному охотничьему надзору и федерального государственного лесного надзора (лесной охране) на землях лесного фонда, федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

4.1.2. Обеспечение деятельности Природнадзора Югры:

внедрение технологий бережливого производства планируется осуществлять путем обучения сотрудников Природнадзора Югры принципам бережливого производства, что позволит:

повысить производительность труда;

повысить удовлетворенность населения качеством оказанных услуг;

постоянно повышать эффективность управленческих процессов;

упростить организационную структуру, улучшить процессы менеджмента;

быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды;

обеспечение выполнения полномочий и функций, возложенных на Природнадзор Югры в соответствии с Положением о Природнадзоре Югры, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 24 августа 2012 года N 299-п "О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

4.1.3. Оценка негативного воздействия на окружающую среду и мониторинг ее состояния.

Основные направления мероприятия:

ведение экологического мониторинга в части обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа;

ведение экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа;

экологическую паспортизацию территории автономного округа с использованием информационной системы, которая осуществляет сбор и обработку информации, поступающей от предприятий - природопользователей, которая позволит обеспечить выполнение задач, указанных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р;

научные исследования в области охраны окружающей среды.

4.1.4. Организация и развитие системы экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры включает в себя:

обеспечение информирования населения через средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио и интернет-ресурсы);

осуществление информационно-издательской деятельности;

организацию и проведение экологических и природоохранных мероприятий (в том числе конкурсов);

развитие экологического движения и центров экологического просвещения, в том числе экологических объединений.

4.1.5. Организация и проведение международной экологической акции "Спасти и сохранить".

4.1.6. Строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа.

4.1.7. Обеспечение эффективности реализации природоохранных и природовосстановительных мероприятий предприятий-природопользователей, которое предусматривает мониторинг реализации природоохранных и природовосстановительных программ предприятий-природопользователей и муниципальных образований автономного округа, направленных на повышение утилизации попутного нефтяного газа, мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижение площади нефтезагрязненных земель.

4.1.8. Рекультивация нефтезагрязненных земель.

Подпрограмма II "Сохранение биологического разнообразия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.2. Основные мероприятия, направленные на решение задачи по сохранению уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира.

4.2.1. Функционирование и развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения, в рамках которого осуществляется выполнение государственных заданий на выполнение государственных работ в сфере сохранения природных комплексов и биоразнообразия.

Прогнозные значения сводных показателей по этапам реализации государственной программы представлены в таблице 4.

4.2.3. Проведение научно-исследовательских работ и ведение экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях.

4.2.4. Ведение Красной книги.

Подпрограмма III "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.3. На решение задачи по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем направлен следующий комплекс мероприятий.

4.3.1. Обеспечение регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления.

Направления основного мероприятия:

а) разработка и принятие нормативных правовых актов автономного округа в области обращения с отходами, осуществление контроля за их исполнением и постоянное совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами с целью корректировки и исключения устаревших норм и создания интегрированной системы мониторинга по обращению с отходами:

ведение регионального кадастра отходов производства и потребления;

ведение единого межведомственного информационного ресурса в области обращения с отходами на основе регионального кадастра отходов;

формирование реестра объектов размещения твердых коммунальных отходов (в том числе несанкционированных свалок);

совершенствование системы управления с отходами в автономном округе (научно-исследовательские работы, нормативно-правовые и методические документы);

б) предоставление субвенции на осуществление отдельных полномочий автономного округа по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на реализацию отдельных полномочий в соответствии с Законом автономного округа от 17 ноября 2016 года N 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".

4.3.2. Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории автономного округа.

4.3.3. Строительство, внедрение и использование объектов (технологий) по утилизации, захоронению производственных (промышленных) отходов на территории автономного округа.

4.3.4. Строительство, внедрение и использование объектов (технологий) по утилизации, захоронению производственных (промышленных) отходов на территории автономного округа.

Подпрограмма IV "Развитие водохозяйственного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

4.4. На решение задачи по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод направлен следующий комплекс мероприятий.

4.4.1. Проектирование и строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений.

4.4.2. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в форме субвенции, на выполнение работ по определению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос и элементов их гидросети специальными информационными знаками в границах муниципальных образований автономного округа.

4.4.3. Развитие системы мониторинга водных объектов, которое включает в себя обобщение сведений о водопользователях, их воздействие на водные объекты округа, своевременное выявление негативных процессов, происходящих на водных объектах под влиянием естественных или антропогенных причин, и организацию пунктов мониторинга.

4.4.4. Наблюдения за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями.

 

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Внедрение технологий бережливого производства планируется осуществлять путем обучения сотрудников Природнадзора Югры принципам бережливого производства, результатами которого являются повышение эффективности в области государственного и муниципального управления, ускорение принятия стратегических решений, улучшение взаимодействия между органами власти автономного округа.

Реализация государственной программы осуществляется на основе государственных контрактов для государственных нужд, заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Основные мероприятия государственной программы: "Строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа", "Рекультивация нефтезагрязненных земель", "Строительство, внедрение и использование объектов (технологий) по утилизации, захоронению производственных (промышленных) отходов на территории автономного округа" реализуются через ежегодные и долгосрочные программы организаций-природопользователей за счет собственных средств, в том числе в рамках соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями.

Реализация основных мероприятий государственной программы "Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в части проектирования объектов по государственным контрактам, заключенным до 31 декабря 2017 года), "Проектирование и строительство противопаводковых дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений" осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года N 373-п "О Порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" по предложениям Департамента промышленности автономного округа (далее - Деппромышленности Югры) и Департамента строительства автономного округа (далее - Депстрой Югры).

Реализация основного мероприятия государственной программы "Проектирование и строительство объектов для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов" осуществляется в соответствии с инвестиционными программами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов".

Реализация основного мероприятия государственной программы "Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в части строительства объектов по концессионным соглашениям, заключенным до 31 декабря 2017 года) осуществляет Деппромышленности Югры на основании заключенного концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Условия и порядок выделения капитального гранта из средств бюджета автономного округа на софинансирование строительства объектов по концессионным соглашениям, заключенным до 31 декабря 2017 года, осуществляется в соответствии с концессионным соглашением. Перечисление средств бюджета автономного округа в форме капитального гранта осуществляется в соответствии с заключенным соглашением по форме, установленной Депфином Югры.

Реализация основного мероприятия государственной программы "Проектирование и строительство комплексных межмуниципальных полигонов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в части строительства объектов с 1 января 2018 года) осуществляют муниципальные образования автономного округа на основании заключенного концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

По основному мероприятию государственной программы "Обеспечение регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления" муниципальными образованиями автономного округа реализуются отдельные государственные полномочия автономного округа за счет субвенции, выделяемой из средств бюджета автономного округа.

Предоставление субвенции местным бюджетам из бюджета автономного округа осуществляется в соответствии с Законом автономного округа от 17 ноября 2016 года N 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами". Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа направляют в Деппромышленности Югры заявку на предоставление субвенции по форме и в сроки, установленные Деппромышленности Югры. Перечисление субвенции осуществляется в порядке, установленном Депфином Югры, на счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов муниципальных образований автономного округа. В целях контроля за использованием субвенции органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Природнадзор Югры отчет об использовании субвенции.

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, их должностные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа несут ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в Природнадзор Югры, Деппромышленности Югры.

Контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельных государственных полномочий осуществляет Природнадзор Югры.

Порядок организации и проведения экологических конкурсов приведен в приложении 1 к государственной программе.

Основное мероприятие государственной программы "Функционирование и развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения" реализуется подведомственными учреждениями за счет субсидий из бюджета автономного округа, выделяемых Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ, которое формируется подведомственным учреждениям по каждой работе на основе утвержденного Депнедра и природных ресурсов Югры перечня государственных работ.

Объем средств на реализацию основных мероприятий государственной программы за счет средств федерального бюджета устанавливается федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Поступление средств субвенций федерального бюджета в бюджет автономного округа осуществляется в объеме, определенном Федеральным законом "О федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период" на реализацию переданных отдельных полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов по федеральному государственному охотничьему надзору, в области федерального государственного лесного надзора (лесной охране) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах и в области водных отношений.

Должностные лица ответственного исполнителя государственной программы, соисполнителей государственной программы несут персональную ответственность за реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных соглашениями о предоставлении субвенций (субсидий) из федерального бюджета бюджету автономного округа.

Для решения задач, направленных на снижение негативного техногенного воздействия, влияющего на изменение климата, реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по адаптации к климатическим изменениям на 2018 - 2019 года, представленный в таблице 5.

В целях выполнения мероприятий по обеспечению информирования граждан о переходе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами из жилищной в коммунальную реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по информированию граждан о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 - 2019 года, представленный в таблице 6.

Соисполнители государственной программы несут ответственность за эффективное и целевое использование средств.

Управление, контроль за реализацией государственной программы, а также внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

В процессе реализации государственной программы могут проявиться следующие риски, которые могут повлиять на ожидаемые непосредственные и конечные результаты реализации государственной программы.

1). Непрогнозируемые изменения федерального и регионального законодательства, связанные с расширением полномочий, не обеспеченных бюджетным финансированием, выделенным на выполнение государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы, оперативного реагирования на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующих нормативных актов, их методического, информационного сопровождения.

2). Сокращение бюджетного финансирования (федеральный, региональный, местные бюджеты), выделенного на реализацию государственной программы, что повлечет пересмотр стратегических ее задач или снижение ожидаемых эффектов от реализации государственной программы.

Предупреждение данного риска осуществляется посредством использования привлечения внебюджетных источников через заключение концессионного соглашения.

3). Невыполнение государственных контрактов связано с отсутствием исполнителей (поставщиков, подрядчиков) товаров (работ, услуг), определяемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предупреждение данного риска осуществляется планированием государственных закупок и контролем за исполнением государственных контрактов.

 

Таблица 1

 

Целевые показатели государственной программы


Информация по документу
Читайте также