Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 597

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 28 декабря 2017 г. № 597

 

Об утверждении Стратегии развития

малого и среднего предпринимательства

в Республике Тыва на период до 2030 года

 

 

         В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва Правительство Республики Тыва              ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

         1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года.

         2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Тыва.

         3. Разместить настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

 

Глава Республики Тыва                                                                  Ш. Кара-оол

 

 

 

 

 


Утверждена

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 28 декабря 2017 г. № 597

 

С Т Р А Т Е Г И Я

развития малого и среднего предпринимательства

в Республике Тыва на период до 2030 года

 

I. Общие положения

 

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на период до 2030 года (далее – Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. № 160-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Тыва».

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Тыва (подпрограмм государственных программ Республики Тыва), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

 

II. Современное состояние развития малого

и среднего предпринимательства в Республике Тыва

 

Малый и средний бизнес в Туве, будучи одним из новых видов экономической деятельности, сформировался 25 лет назад и является одним из важнейших секторов экономики.

Малые и средние предприятия в Туве – это около 7 тыс. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 9 тыс. граждан. Более 12 процентов ВРП создаются такими организациями.

Преобладающая доля сектора малого предпринимательства (98 процентов) – микробизнес, который обеспечивает реализацию товаров и услуг без создания рабочих мест.

За последние 5 лет зафиксированы резкие колебания количества субъектов малого и среднего предпринимательства.  

 

 

 

Рис. 1. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства (да-лее – МСП) за 2011-2016 годы

 

Общий спад в численности субъектов предпринимательства в Республике Тыва за 2011-2016 годы не сопровождался сокращением налоговых поступлений, а, напротив, доходы бюджета от малого бизнеса в целом ежегодно росли. То есть эффективный бизнес развивался дальше.

 

Рис.2. Налоговые поступления по специальным налоговым режимам за период 2011-2016 годов

Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва не сбалансирована в территориальном аспекте: 51 процент субъектов предпринимательства ведет деятельность в г. Кызыле. При этом в отраслевом разрезе 50 процентов предпринимателей заняты в сфере торговли.

Одним из основных показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, является количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 чел. населения. В 2016 году в Республике Тыва на 1000 человек населения приходилось 22 единицы субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 2011 по 2012 годы действовала республиканская целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2011-2012 годы». С 2014 года действовала государственная программа Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014-2016 годы».

На сегодняшний день в Республике Тыва действует государственная программа Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 450, которая включает в себя четыре подпрограммы: «Улучшение инвестиционного климата в Республике Тыва», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности», «Развитие промышленности в Республике Тыва».

В ходе реализации данных подпрограмм оказывается финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде различных субсидий и грантов.

Ежегодно в результате участия в конкурсном отборе, проводимом Минэкономразвития России, привлекаются федеральные субсидии на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Всего за период 2010-2016 годов из федерального бюджета привлечено 307494,3 тыс. рублей.

Наращиваются объемы субсидий из республиканского бюджета на мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году на эти мероприятия было направлено всего 12858 тыс. рублей, то в 2015 году – 280552 тыс. рублей.

 

Рис. 3. Объем средств, направленных на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество видов государственной поддержки субъектов предпринимательства в республике постоянно обновляется. Так, если в 2010 году было 8 механизмов поддержки предпринимательства, то в 2012 году – 12, т.е. увеличение на 50 процентов к уровню 2010 года, в 2014 году – 11 или 38 процентов к уровню 2010 года. Если в 2010-2012 годах субсидии в основном предоставлялись на реализацию таких традиционных видов поддержки, как технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, субсидирование первого взноса по договору лизинга оборудования, поддержка молодежного предпринимательства, начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства и микрофинансирование, то в последние годы реализовывались новые виды поддержки: создание центров для временного пребывания детей, создание Гарантийного фонда, субсидирование части приобретенного производственного оборудования.

Таким образом, основной упор в государственной финансовой поддержке предпринимательского сектора в последние годы был направлен на модернизацию машин и оборудования, т.к. физический и моральный износ остается одним из важнейших факторов неустойчивости экономического роста. Это приводит к повышению расходов на оплату труда, сырья и материалов, электроэнергии, снижению качества продукции и ее конкурентоспособности на рынке.

Благодаря финансовой поддержке субъектов предпринимательства за период 2010-2016 годов возможность реализации своих проектов получили 1107 субъектов предпринимательства, более 80 процентов из которых ведут свою деятельность в сфере производства и услуг. При этом получателями поддержки приняты обязательства по созданию 2411 новых рабочих мест. Фактически, по данным ГУ – Отделение Пенсионного фонда по Республике Тыва, создано 1279 рабочих мест или 53 процента от обязательств. Обязательства не выполняются начинающими субъектами предпринимательства, которые, чтобы «выжить», экономят на всем. Более прозрачные отношения выстраиваются с малыми и средними предприятиями. Объем налоговых поступлений в бюджет от деятельности данных предприятий за 5 лет составил 73184 тыс. рублей.

 

III. Условия и проблемы развития

малого и среднего предпринимательства

в Республике Тыва

 

3.1. SWOT-анализ

S (сильные стороны)

O (возможности)

Приграничное географическое месторасположение;

молодое население (средний возраст 29,3 л)

уникальные природные ландшафты;

наличие свободных ниш на рынке (в т.ч. в сфере обрабатывающих производств);

развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

накопленный опыт государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

достаточный ресурс рабочей силы;

конкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции и услуг (экологически чистые продукты)

Вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферы деятельности крупных российских компаний;

кооперация субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной образовательной и исследовательской площадки на базе образовательных организаций среднего образования в Республике Тыва;

большой спрос населения на предоставление социальных услуг;

имеются свободные ниши для ведения предпринимательской деятельности, отсутствие конкуренции в некоторых сферах;

развитие туристического потенциала

W (слабые стороны)

T (угрозы)

Дефицит квалифицированных специалистов в отдельных отраслях, в том числе управленческих;

низкий уровень развития социально-культурных секторов экономики (социальное предпринимательство, культура, туризм);

высокая степень износа материально-технической базы;

транспортная изолированность;

недостаточная реализация инновационного потенциала;

недостаточный уровень распространенности информации о регионе как месте с благоприятным для ведения бизнеса климатом;

невысокая покупательная способность населения

Негативные изменения макроэкономической конъюнктуры;

сильная зависимость субъектов малого и среднего предпринимательства от изменений фискальной политики;

высокий уровень финансовой нагрузки и издержек на арендную плату и содержание недвижимости

 

 

3.2. Условия территориального развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва

Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва не сбалансирована в территориальном аспекте: 51 процент субъектов предпринимательства ведет деятельность в г. Кызыле. При этом в отраслевом разрезе 50 процентов предпринимателей заняты в сфере торговли.

 

Рис. 4. Распределение субъектов предпринимательства по муниципальным образованиям и городским округам Республики Тыва

Муниципальные образования республики обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при эффективном использовании должен обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие экономики, занятость и повышение качества жизни сельского населения. Способность малого и среднего бизнеса быстро адаптироваться к местным условиям хозяйствования делает его одним из наиболее значимых инструментов реализации указанного потенциала. Территориальная специфика определяет приоритетные направления развития предпринимательства в муниципальных районах: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства и переработка мясной продукции, производство продовольственных товаров. Среди направлений несельскохозяйственной деятельности наиболее перспективными являются предоставление бытовых услуг населению, строительство и производство строительных материалов, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказание услуг в сфере здравоохранения, предоставление социальных услуг.

Факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в сельской местности, являются недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень опыта и знания экономических и юридических основ ведения бизнеса, отсутствие первоначального капитала для открытия собственного дела. Сглаживание влияния данных факторов возможно за счет дифференциации на местном уровне мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса с учетом экономико-географической и социально-демографической специфики муниципальных районов.

Вместе с тем остается актуальной проблема дефицита местных бюджетов и отсутствия у ряда муниципальных районов и городских округов возможности направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательства.

Для развития малого и среднего предпринимательства и снятия административных барьеров во всех муниципальных районах и городских округах приняты и реализуются подпрограммы развития субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных программ, а также планы мероприятий («дорожные карты») по развитию малого и среднего предпринимательства.

Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Тыва ведется работа по внедрению лучших муниципальных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, с определением целевых индикаторов реализации указанной работы.

 

3.3. Условия развития малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики Республики Тыва.

Отраслевая структура распределения числа малых и микропредприятий остается неизменной, с незначительной динамикой. Преобладает число субъектов предпринимательства в торговле, сельском хозяйстве, сфере услуг и строительной отрасли.

 

Рис. 5. Отраслевое деление количества субъектов предпринимательства в разрезе видов деятельности в 2016 году.

Особенности отраслевой структуры отражаются на всех показателях, характеризующих деятельность субъектов предпринимательства.

Наибольшая доля в совокупном обороте субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на сферу розничной торговли (59,6 процента), строительства (11 процентов), операции с недвижимым имуществом (6,23 процента), транспорт и связь (6 процентов), обрабатывающие производства (3,7 процента). За рассматриваемый период отраслевая структура и оборот субъектов малого и среднего предпринимательства существенно не изменились.

Обрабатывающие производства

По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в сфере обрабатывающих производств числилось 456 ед. (6,5 процента от общего числа субъектов МСП) субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, – 365 ед., юридических лиц – 91 ед.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятиями сферы обрабатывающих производств в 2015 году составила 918,1 млн. рублей (3,75 процента от общего объема выручки субъектов МСП), в том числе индивидуальных предпринимателей – 651,9 млн. рублей, юридических лиц – 266,2 млн. рублей.

Всего за 2011-2016 годы оказана государственная поддержка 61 субъекту малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производств на общую сумму 50,2 млн. рублей. 

Выдано 20 займов на общую сумму 5800 тыс. рублей на создание предприятий и приобретение оборудования.

Обучено 15 человек на сумму 437,34 тыс. рублей (по направлениям «Обработка кожевенных, овчинных, меховых изделий», «Технологическое оборудование и ремонт», «Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности»).

В результате создано 194 новых рабочих места, сохранено – 48.

Основными проблемами развития промышленности являются:

- технологическая отсталость действующих производств и низкая производительность труда. Действующие производства характеризуются высокой степенью физического износа основных фондов и использованием устаревших технологий и оборудования;

- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции в связи с высокой себестоимостью выпускаемой продукции;

- высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов деятельности в сфере промышленности, в том числе высокая стоимость оборудования и техники;

- низкие инвестиционные возможности субъектов деятельности в сфере промышленности;

- высокий уровень процентных ставок по кредитам, требований при получении кредитных средств;

- низкий уровень организации системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика.

Приоритетными задачами являются техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей, а также создание производств по выпуску новых конкурентоспособных видов продукции, в том числе:

- создание производств по глубокой переработке древесины, обеспечивающих потребности республики в строительных материалах из древесины;

- создание крупного швейного производства на территории республики для выполнения заказов Минобороны России для строящегося военного городка мотострелковой бригады, пошива школьной форменной одежды;

- создание производств по первичной обработке шкур, шерсти.

Решение задач будет осуществляться за счет мероприятий, способствующих развитию обрабатывающей промышленности, в соответствии с действующим законодательством, в том числе мероприятий Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», поскольку большая часть хозяйствующих субъектов обрабатывающих отраслей промышленности относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в сфере сельского хозяйства числилось 1050 ед. (15 процентов от общего числа субъектов МСП)  субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 872 ед., юридических лиц – 178 ед.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятиями сферы сельского хозяйства в 2015 году составил 475,4 млн. рублей (2 процента от общего объема выручки субъектов МСП), в том числе индивидуальных предпринимателей – 272,1 млн. рублей, юридических лиц – 203,3 млн. рублей.

Основной формой малого предпринимательства на селе являются крестьянские (фермерские) хозяйства, число которых ежегодно увеличивается.

На 1 января 2017 г. в Республике Тыва зарегистрировано 1145 глав крестьянских (фермерских) хозяйств (на 1 января 2016 г. – 1041 ед.).

Прирост количества предпринимателей достигнут путем реализации  губернаторских проектов «Кыштаг для молодой семьи», «Одно село – один продукт».

Специфической особенностью ведения малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе является высокая степень его зависимости от внешних факторов, в том числе природно-климатических условий, сезонности производства, конъюнктуры рынка, степени налаженности сбыта, ценовой политики.

Значительная роль малого и среднего бизнеса в формировании рынка продовольствия и социально-экономическом развитии сельских территорий делает обоснованным применение дополнительных форм государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности.

Дополнительным стимулом для развития малого предпринимательства на селе явилось участие Республики Тыва в реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм.

Кроме этого, планируется стимулировать кредитование малых форм хозяйствования и оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целом аграрный малый и средний бизнес имеет существенный потенциал развития, который может быть реализован за счет как внутренних резервов крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий, так и личных подсобных хозяйств, владельцы которых способны стать предпринимателями при стимулировании процесса их реорганизации.

Строительство

По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в сфере строительства числилось 285 (4 процента от общего числа субъектов МСП) субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 103 ед., юридических лиц – 182 ед.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятиями сферы строительства в 2015 году составила 2723,7 млн. рублей (11 процентов от общего объема выручки субъектов МСП), в том числе индивидуальных предпринимателей –             298,6  млн. рублей, юридических лиц – 2425,1 млн. рублей.

Для предпринимательства строительной сферы республики актуален вопрос увеличения спроса на высококвалифицированные рабочие кадры и специалистов среднего звена, уровень подготовки которых соответствует современным требованиям.

Строительный комплекс республики нуждается в совершенствовании структуры производства строительных конструкций и материалов, увеличении в ней удельного веса продукции местных товаропроизводителей. С учетом этого малый и средний бизнес может быть ориентирован на организацию выпуска отдельных видов строительных материалов, отвечающих потребностям современного строительства.

Специфической особенностью сферы строительства является высокая доля неформальной занятости. Перевод деятельности неформально занятых работников в правовое поле и вовлечение в реальный сектор экономики – потенциал развития малого бизнеса. Должны быть созданы условия для легализации бизнеса прежде всего в секторе строительного рынка, что будет способствовать сбалансированному, равномерному размещению строительных мощностей на территории республики.

Для развития строительной индустрии большое значение имеет повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Стабильность функционирования строительной сферы, в том числе малого и среднего предпринимательства, находится в прямой зависимости от инвестиционной активности государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Транспорт и связь

По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в сфере транспорта и связи числилось 673 (9,5 процента от общего числа субъектов МСП) субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 586 ед., юридических лиц – 87 ед.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятиями сферы транспорта и связи в 2015 году составила 1466,8 млн. рублей (6 процентов от общего объема выручки субъектов МСП), в том числе индивидуальных предпринимателей – 691,5  млн. рублей, юридических лиц – 775,3 млн. рублей.

Субъекты малого и среднего предпринимательства республики участвуют в решении одной из важнейших задач по обеспечению функционирования муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок. К основным проблемам в этой сфере относятся увеличение цен на горюче-смазочные материалы, возрастающие расходы на содержание и ремонт транспортных средств в условиях их износа, затраты на выполнение требований законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасности перевозок.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, переход к инновационному варианту развития транспортной системы требует развития конкурентного рынка транспортных услуг, обеспечения их доступности для населения. При этом предполагается создание условий для превышения предложения высококачественных транспортных услуг над спросом. Одним из инструментов реализации данной политики на территории республики может быть развитие в отрасли малого и среднего бизнеса.

Отличительной особенностью современной структуры спроса на транспортные услуги является увеличение рынка перевозок, осуществляемых непосредственно для населения, причем как пассажирских, так и грузовых. Данная тенденция связана с изменением структуры производства, ростом его ориентации на личные нужды граждан. Именно в этом сегменте малый и средний бизнес, используя свои преимущества, развивается сегодня в регионе наиболее активно.

В современных условиях модернизация экономики невозможна без развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий.

К концу 2016 года на территории республики насчитывалось 505 базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи общего пользования. В настоящее время в Республике Тыва 30 из 151 населенного пункта с общей численностью населения 9535 человек (3 процента от всего населения) не обеспечены сотовой связью, 70 из 151 населенного пункта с общей численностью населения 57675 человек (18 процентов) обеспечены только сотовой связью стандарта 2G, 47 из 151 населенного пункта с общей численностью населения 86943 человек обеспечены сотовой связью стандарта 3G.

По итогам 2016 года количество абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети «Интернет» в Республике Тыва ожидалось на уровне 3,3 абонента на 100 жителей и по сравнению со среднероссийским значением показателя ниже            в 5,5 раза, по сравнению со значением СФО ниже в 5,2 раза.

На территории Республики Тыва насчитывается 118 отделений связи, из которых 30 оборудованы телеграфным оборудованием. На рынке услуг предприятий почтовой связи представлены все основные виды почтовых услуг: пересылка письменной корреспонденции, посылок, отправлений курьерской и экспресс-почты, почтовые переводы денежных средств, услуги по доставке и выплате пенсий и пособий, распространение периодических печатных изданий.

Интернет-бизнес – это один из самых эффективных инструментов создания и развития большинства видов бизнеса. Для Республики Тыва, где транспортная недоступность является одним из основных сдерживающих факторов, ведение бизнеса без использования информационных технологий не представляется возможным. Необходимо обратить особенное внимание на перспективы и условия эффективного функционирования интернет-экономики и преимущества, которые она дает предприятиям.

Социальная сфера

По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в социальной сфере числилось 105 (1,5 процента от общего числа субъектов МСП) субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 80 ед., юридических лиц – 25 ед.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятиями в социальной сфере в 2015 году составила 119,5 млн. рублей (0,5 процента от общего объема выручки субъектов МСП), в том числе индивидуальных предпринимателей – 87,7 млн. рублей, юридических лиц – 31,8 млн. рублей.

Сегодня в республике большинство субъектов малого и среднего предпринимательства социальной сферы заняты предоставлением услуг частных медицинских кабинетов, услуг по присмотру и уходу за детьми, репетиторством.

Предприниматели, занятые в медицине, специализируются на оказании услуг в области стоматологии, гинекологии, диагностических исследований и т.п. Малый и средний бизнес в здравоохранении Республики Тыва можно охарактеризовать как растущий и развивающийся, но темпы этого развития недостаточны.

В соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на начало 2017 года по направлению «Деятельность в области здравоохранения» зарегистрировано 66 субъектов предпринимательства.

Проекты в сфере здравоохранения Министерством экономики Республики Тыва поддерживаются в приоритетном порядке. Медицинский центр «Алдан», медицинский кабинет «Леди Мама», некоторые стоматологии – проекты, которые были поддержаны грантами и субсидиями.

Так, за период 2014-2016 годов в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014-2016 годы» поддержано 7 проектов на общую сумму 7448,8 тыс. рублей.

Современная медицина основывается на использовании дорогостоящих высокотехнологичных лечебных и диагностических методик, следствием чего являются резко возрастающие финансовые затраты отрасли. Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении возможно по всем направлениям: оказание медицинской помощи, медицинские инновации, медицинское образование, медицинская и фармацевтическая промышленности и т.д.

Оценка состояния малого бизнеса в здравоохранении Республики Тыва свидетельствует, с одной стороны, о недостаточно активном его развитии, а с другой – об имеющемся потенциале данного сегмента рынка.

На сегодня отмечается тенденция роста востребованности предпринимательского ресурса в сфере образования. Прежде всего, это касается дошкольного образования и услуг по содержанию детей (уходу, присмотру за ними). Актуальность существующей потребности в дошкольном воспитании, а также высокая стоимость строительства новых детских садов нацеливают на развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе индивидуального предпринимательства в данной сфере. Малый бизнес может содействовать построению гибких систем дошкольного образования, способных адекватно реагировать на объективные демографические процессы.

Создание новых частных детских садов является одним из приоритетных направлений развития предпринимательства в Республике Тыва. Предпосылки возникновения необходимости создания частных детских садов очевидны: Всего на начало 2016 года в республике насчитывалось более 54,9 тыс. детей возрасте от 1 до        6 лет, или около 17 процентов от общей численности населения. Число дошкольных учреждений составляло 219 ед., численность детей в дошкольных учреждениях – 18474 человек или 58,07 процента от общей численности детей данной возрастной группы. В аналогичном периоде 2015 года – 17056 детей, 53,74 процента. Потенциал рынка – более 9400 детей.

Наибольшая потребность в частных детских садах имеется в г. Кызыле,            в пгт. Каа-Хем, Улуг-Хемском, Тандинском кожуунах, г. Ак-Довураке.

Государственная поддержка на создание альтернативных муниципальным садикам мест размещения детей дошкольного возраста оказывается в Туве фактически с 2010 года. Всего за указанный период поддержан 21 проект на общую сумму 10570 тыс. рублей

Репетиторство – сектор образовательных услуг, основная часть которого в настоящее время находится в неформальном сегменте рынка. Большинство репетиторов предпочитают работать, не имея лицензий и не регистрируя индивидуальную предпринимательскую деятельность. Необходимо создать условия, при которых возникает заинтересованность не только преподавателей, но и потребителей их услуг в легализации репетиторства.

Оптовая и розничная торговля

По итогам сстатистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2016 году, в Республике Тыва в оптовой и розничной торговли числилось 3366 (48 процентов от общего числа субъектов МСП) субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 3019 ед., юридических лиц – 347 ед.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) предприятиями в социальной сфере в 2015 году составила 16263,9 млн. рублей (66,5 процента от общего объема выручки субъектов МСП), в том числе индивидуальных предпринимателей – 12161,8 млн. рублей, юридических лиц – 4102,1 млн. рублей.

Наиболее привлекательным видом деятельности малых предприятий является торговля, так как этот вид деятельности не требует существенных инвестиций, больших складских площадей, высококвалифицированного персонала, поэтому большинство розничных предприятий относятся именно к субъектам малого предпринимательства.

 

По данным Красноярскстата, за январь-декабрь 2016 года объем торгового оборота республики составил 21490,8 млн. рублей, или 93,7 процента к соответствующему периоду предыдущего года.

Падение оборотов розничной торговли в республике за 2016 год объясняется тенденцией влияния негативных экономических факторов: сокращение реальной заработной платы, рост цен на товары, снижение кредитования населения банками и переход населения к сберегательной модели потребления, уменьшение количества нестационарных торговых объектов, снижение количества торговых мест на ярмарках и рынках в связи с сезонностью.

На данный момент на потребительском рынке функционирует 1787 объектов торговли и 5 розничных рынков. Инфраструктура розничной торговли заметно улучшилась из-за ввода в эксплуатацию новых торговых центров в г. Кызыле  за счет частных инвестиций (ТЦ «Континент», ТЦ «Алексеевский», ТЦ «Норзин», ТЦ «Меридиан», ТЦ «ЦУМ», ТЦ «Арбын» и т.д.).

В связи с невысоким уровнем покупательской способности населения Республики Тыва необходимо принимать меры по увеличению внешнеторгового оборота. В частности, необходимо расширять сотрудничество с Монголией, упрощать процедуры прохождения через границу.

Туризм

Доля туризма в общем объеме валового регионального продукта в Республике Тыва по итогам 2016 года составила всего 0,04 процента, объем платных туристских услуг – 17,1 млн. рублей.

Туристский поток в 2015 году составил 54,8 тыс. чел., в 2016 году – 64,7 тыс. чел., за 8 месяцев 2017 года – 64,9 тыс. человек.

Республика Тыва находится на 82 месте по России из 85 возможных, согласно данным Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», проводимого совместно с журналом «Отдых в России».

В Республике Тыва в сфере туризма реализованы такие проекты, как «Строительство этнокультурного туристского комплекса «Алдын-Булак», «Создание Мараловодческого хозяйства «Туран», «Реконструкция аэропортового комплекса в гызыле», «Реконструкция скульптурного комплекса «Центр Азии», «Реконструкция Национального парка Республики Тыва», «Перенаправление Федеральной трассы М-54», «Строительство гостиницы «Эне-Сай», «Создание турбаз «Силбир», «Торе-Холь», «Шивилиг», «Сай-Хонаш», «Реконструкция «Шымбай», «Чагытай» и другие.

Учитывая мультипликативный эффект, который может дать развитие отрасли туризма, необходимо применять комплексный подход к развитию данной отрасли.

 

3.4. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва

Предприниматели всегда находятся в зоне риска. Проблемы, с которыми они сталкиваются, не только внешнеполитические и внешнеэкономические, есть проблемы в сфере контроля и надзора, доступа к финансовым ресурсам, инженерной инфраструктуре, проблемы кадрового потенциала, которые многие годы не решались.

 

Сохраняются отрицательные явления и тенденции в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства:

вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт остается низким (около 12 процентов);

количество субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно снижается (78 процентов 2016 год к 2012 году);

наблюдается рост неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства (в 2014 году снялись с учета 1737 индивидуальных предпринимателей, в 2015 году – 2082 индивидуальных предпринимателя, в 2016 году –           1738 ед.);

субъекты малого и среднего предпринимательства развиваются неравномерно (в г. Кызыле – 51 процент).

Согласно данным ежегодно проводимых социологических исследований проблем малого и среднего предпринимательства, наиболее значимой проблемой для предпринимателей уже многие годы остаются высокие процентные ставки по кредитам, столь необходимым для увеличения оборотов. Данная проблема имеет очень много граней. Большинство банков неохотно рассматривает кредитные заявки от предприятий малого и среднего бизнеса, не имеющих основных средств, таких как здания и оборудование, и предпочитает работать с успешными предприятиями, имеющими высокий денежный оборот и залоговую базу для получения кредитов. На втором и третьем местах по значимости, по результатам опроса, проведенного в 2015 году, находятся налоговая нагрузка и высокие социальные отчисления. Организации недостаточно информированы об изменениях в законодательстве Российской Федерации и преференциях, направленных на оказание помощи малому и среднему бизнесу, о мерах государственной поддержки, направленной на создание и развитие малого и среднего предпринимательства.

У малого и среднего предпринимательства имеются также проблемы с продажей конечной продукции и укомплектованностью квалифицированными кадрами.

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Республике Тыва, так и в Российской Федерации в целом напрямую зависят от решения перечисленных проблем.

 

IV. Цель, задачи и принципы реализации Стратегии

 

Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного импульса  развития, улучшения отраслевой структуры экономики и создания благоприятных условий для ведения бизнеса, а с другой стороны, – вовлечение в предпринимательскую активность наибольшего числа населения, что позволит  обеспечить стабильно высокий уровень занятости.

Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:

оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями к 2030 году составит 30 млрд. рублей;

количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. чел. населения к 2030 году составит 33 ед.;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения к 2030 году составит 13 процентов;

бюджетные поступления в виде налогов и сборов по специальным налоговым режимам к 2030 году составят 420 млн. рублей;

коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий            на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий) к 2030 году составит 9 ед.;

доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) получивших государственную поддержку, к 2030 году составит 18 процентов.

Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 12 до 25 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира. Перечень целевых индикаторов реализации Стратегии приведен в приложении № 1 к настоящей Стратегии.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

первый принцип – малый бизнес в приоритете. При проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности, в первую очередь, учитываются интересы представителей малых и средних предприятий. Необходимо создать такую ситуацию, когда принятие решений, ухудшающих финансовое положение и в целом условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и создающих необоснованные преференции в пользу крупных хозяйствующих субъектов, будет невозможно. Одновременно основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении, сокращении норм регулирования, придании правовой системе, регулирующей предпринимательскую деятельность, ясного, понятного и внутренне непротиворечивого характера. Необходимо перейти от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества граждан;

второй принцип – работать легально выгодно. Важно продемонстрировать все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле. Легализация бизнеса – это не только определенные гарантии со стороны государства, но и возможности для развития бизнеса. Работать легально предпринимателю будет выгодно в том случае, если его взаимодействие с регулирующими органами сведется к минимуму, а между бизнесом и государством установятся доверительные отношения; 

третий принцип – содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Именно такие предприятия могут способствовать обновлению экономики. В связи с этим широкое развитие должны получить механизмы акселерационного развития, в первую очередь экспортный и инновационный лифты;

четвертый принцип – создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства;

пятый принцип – обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Необходимо добиться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

 

V. Способы и механизмы достижения цели Стратегии

 

5.1. Способы достижения цели Стратегии

5.1.1. Интеграция действующих институтов развития бизнеса

Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе – вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий, что будет реализовано в рамках деятельности Единого сервисного центра поддержки предпринимательства.

На сегодняшний день в республике действует широкий спектр инфраструктуры поддержки бизнеса: Бизнес-инкубатор, фонды поддержки предпринимательства, МФЦ для бизнеса, Агентство по привлечению инвестиций, Торгово-промышленная палата Республики Тыва.

Вместе с тем, в целях координации задач, поставленных в рамках настоящей Стратегии, необходимо создание Единого сервисного центра поддержки предпринимательства к концу 2018 года.

5.1.2. Поддержка экспорта

Приграничное положение республики создает все условия для развития экспортного потенциала малого бизнеса. В частности, перенаправление федеральной автодороги М-54 «Енисей» в Туве с 1 января 2017 г. открывает перспективы активизации внешнеэкономической деятельности не только нашей республики, но и других сибирских регионов после реконструкции пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «ХандагайтыБоршоо» до уровня многостороннего перехода.

Указанные мероприятия являются важнейшими пунктами Плана социально-экономического развития Республики Тыва на 2015-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 г. № 678-р.       В результате модернизации пункта пропуска наша республика станет важным звеном в трансграничном транспортном коридоре между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом, что будет поспособствовать значительному увеличению торговых операций и товаропотока.

5.1.3. Обеспечение доступности финансовых средств

В рамках реализации настоящей Стратегии продолжится реализация мер, направленных на обеспечение доступности финансовых средств субъектам предпринимательства.

В течение последних лет в каждом муниципальном образовании созданы фонды поддержки предпринимательства, осуществляющие деятельность по предоставлению субъектам малого предпринимательства льготных займов на сумму до 1 млн. рублей сроком до 3 лет.

Фонду поддержки предпринимательства Республики Тыва отведена ключевая роль по развитию системы заемного финансирования.

Фондом поддержки предпринимательства Республики Тыва с 2013 года проводится работа по предоставлению поручительств субъектам предпринимательства, не имеющим достаточного залогового имущества и (или) поручительства для обеспечения кредита.

Вместе с тем, с учетом снижения в 2015 году уровня кредитования субъектов малого бизнеса в республике, спрос на услуги гарантийной организации по предоставлению поручительства растет. Если ранее были популярны беззалоговые кредиты, то с декабря 2014 года предпринимателям в основном предоставляются кредиты, обеспеченные залогом или поручительством.

Для улучшения деятельности Фонда по предоставлению поручительств необходимо активизировать, в первую очередь, взаимодействие с кредитными организациями.

Кроме этого, наряду с активизацией работы по популяризации услуг гарантийного фонда необходимо увеличение его капитализации. Это обусловлено спросом предпринимателей на большие и долгие кредиты, которые будут использованы на инвестиционные цели.

5.1.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере

Большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства существует в социальной сфере. Предлагается применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг. Основным направлением такой работы станет снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг.

5.1.5. Развитие конкуренции на локальных рынках

Важную роль для развития малого и среднего предпринимательства играет снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг. С этой целью предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции.

В Республике Тыва внедрение стандартов принято Указом Главы Республики Тыва от 22 июля 2014 г. № 149 «О внедрении Стандарта развития конкуренции в Республике Тыва».

Цели внедрения стандартов конкуренции – переход на рыночные отношения и дальнейший отказ от присутствия власти в тех или иных формах, повышение уровня доверия населения и бизнеса к власти, разработка и реализация совместных решений по развитию конкуренции.

В 2017 году постановлением Правительства Республики Тыва от 27 марта 2017 г. № 111 создан Совет по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва. Первое заседание Совета было проведено 12 апреля 2017 г. Заключены соглашения о внедрении стандартов конкуренции в Республике Тыва между Министерством экономики Республики Тыва и всеми органами местного самоуправления.

Распоряжением Правительства Республики Тыва от 21 июня 2017 г. № 294-р «О внедрении Стандарта развития конкуренции в Республике Тыва» утверждены:

план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва;

целевые показатели по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва;

форма отчета о реализации «дорожной карты»;

форма оценки достижения плановых значений целевых показателей, установленных «дорожной картой»;

перечень социально значимых и приоритетных рынков по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва.

Осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва по выполнению «дорожной карты» будет Министерство экономики по Республике Тыва.

Дальнейший план действий осуществляется Министерством экономики Республики Тыва в соответствии с утвержденной «дорожной картой» по содействию развитию конкуренции в Республике Тыва.

5.1.6. Сокращение административной нагрузки (реформа контрольно-надзор-ных органов)

При организации предпринимательской деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Однако слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождает ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых как административные барьеры.

В настоящее время задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной.

Первые административные барьеры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существуют при «входе» на рынок: регистрация, получение разрешительных документов, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки и другие.

Правительство Республики Тыва в этих вопросах ориентировано на создание эффективной и стабильной правовой базы, снижение рисков, защиту прав собственников и предпринимателей, развитие необходимой для бизнеса инженерной инфраструктуры.

Немаловажным фактором развития для чувствительного к внешним условиям бизнеса является налоговая нагрузка.

В 2015 году Правительством Республики Тыва был принят ряд мер по уменьшению фискальной нагрузки, вступил в силу закон о «налоговых каникулах», до 4 процентов была снижена ставка по упрощенной системе налогообложения, расширен перечень видов деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения.

В перспективе на федеральном уровне есть инициатива расширения перечня видов деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения,  предоставления «налоговых каникул» юридическим лицам.

5.1.7. Раскрытие предпринимательского потенциала

Взаимодействие с организациями среднего профессионального образования, перепрофилирование училищ, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность – основные на ближайшие несколько лет направления деятельности Правительства Республики Тыва по раскрытию предпринимательского потенциала. Для нашей республики, где средний возраст населения составляет 29,3 лет, особенно актуальным является вопрос развития молодежного предпринимательства.  

С 2009 года реализуется комплекс мер по развитию молодежного предпринимательства, профинансированных на сумму 32,9 млн. рублей. Правительством Республики Тыва продолжится политика по формированию благоприятных условий для молодежной бизнес-среды.

5.1.8. Развитие туристских услуг

Принимая во внимание значимый мультипликативный эффект, способствующий росту занятости экономически активного населения, повышению благосостояния нации и социально-экономическому развитию муниципальных образований республики, туризм признается одним из приоритетных направлений развития экономического развития Тувы.

Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого кластерного подхода в проектном управлении и механизмов государственно-частного партнерства.

Эффективная государственная поддержка отрасли  позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в сферу туризма на условиях государственно-частного партнерства, но и улучшить имидж республики.

5.1.9. Расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики

Государственные закупки – жизненно важный весомый компонент национальной экономики Республики Тыва, их объем в 2015 году составил более 5 млрд. рублей. Местные товаропроизводители в торгах участвуют только по продуктам питания. Доля местных товаропроизводителей в госконтрактах по продуктам питаниям за 9 месяцев 2016 г. составила 16,98 процента (33,2 млн. рублей к 195,6 млн. рублей, за 9 месяцев 2015 г. – 24,6 процента, 45,4 млн. рублей к 184,1 млн. рублей).

Основным барьером для предпринимателей является незнание правил участия в торгах, установленных законодательством о контрактной системе. Для решения данной проблемы необходимо построить «диалог» с местными налогоплательщиками путем проведения обучающих семинаров.

Расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц будут способствовать меры по совершенствованию соответствующего законодательства Российской Федерации.

При этом в целях содействия встраиванию малых и средних предприятий в производственные цепочки отдельных видов юридических лиц с участием Корпорации будут приняты меры, предусматривающие:

повышение прозрачности закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов; постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года);

проведение регулярного анализа потребностей заказчиков в привлечении к исполнению заказов малых и средних предприятий;

организацию мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках;

организацию методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках;

создание реестров надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение договоров, заключаемых с заказчиками;

содействие формированию системы совещательных органов, отвечающих за аудит эффективности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработку и реализацию программ партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.

5.1.10. Развитие торговли и потребительского рынка

Малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальных задач, связанных с созданием рабочих мест для граждан, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мелких и средних производителей, в том числе местных сельскохозяйственных производителей. Важнейшими приоритетами настоящей Стратегии выступают развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг. Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим направлениям:

обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных законодательством Российской Федерации местах;

включение в показатели оценки эффективности деятельности должностных лиц органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления дополнительных показателей, характеризующих обеспечение жителей услугами торговли;

обеспечение полного удовлетворения со стороны органов местного самоуправления заявок от малых и средних торговых предприятий на расширение деятельности;

обеспечение учета потребностей малого и среднего предпринимательства в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского общественного транспорта, проектов общественных пространств, проектировании новых жилых микрорайонов;

развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них;

развитие автоматизированных форм торговли;

развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов малого и среднего предпринимательства;

создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков для обеспечения максимального доступа малых и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю;

развитие семейного торгового бизнеса, прежде всего в стационарных помещениях, на основе предоставления данной категории предпринимателей права собственности либо права на долгосрочную аренду при условии осуществления определенных видов деятельности в таких помещениях (булочных, кондитерских, мясных лавок, рыбных магазинов и других помещений);

развитие дистанционной торговли совместно с формированием системы почтовой и курьерской доставки и развитием системы электронных платежей, в том числе для выхода предпринимателей на рынки сбыта иностранных государств;

развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз.

Кроме того, будет обеспечено развитие ярмарок выходного дня и предоставление площадок для торговли в центрах предпринимательской активности и в густонаселенных районах (в непосредственной близости от торговых сетей).

5.1.11. Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий на основе повышения ее качества

В целях стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий необходимо обеспечить условия для продвижения такой продукции и повышения ее качества. В связи с этим предусматривается реализация мер по следующим направлениям:

создание механизмов стимулирования закупок продукции малых и средних предприятий, получившей право использования российского знака качества;

реализация проекта «Сделано в Туве», в том числе создание условий для реализации на территории республики проекта «Сделано в России»;

создание системы управления повышением качества и конкурентоспособности продукции и услуг местных производителей на основе развития систем добровольной сертификации, выставочных и отраслевых знаков качества.

5.1.12. Развитие механизмов подготовки квалифицированных кадров для малых и средних предприятий

Проблема поиска и привлечения кадров требуемой квалификации является одним из основных препятствий, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса. В рамках реализации Стратегии будут обеспечены:

внедрение инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса с одновременным участием в этой работе представителей ведущих предпринимательских объединений;

создание условий для массового вовлечения представителей действующих малых и средних предприятий в движения и программы развития профессиональных кадров;

развитие обучающих программ по основам предпринимательства, налогам, бухгалтерскому учету, вопросам интеллектуальной собственности и проектной деятельности.

5.1.13. Предоставление услуг предпринимателям по принципу «одного окна»

В августе 2017 года создан Многофункциональный центр (МФЦ) предоставления услуг для бизнеса. Главной задачей сети МФЦ на 2017 год является обеспечение доступности получения и упрощение процесса получения государственных и муниципальных услуг для представителей малого и среднего предпринимательства. Комфортная обстановка, современное оборудование и хорошо подготовленный персонал обеспечивают возможность оказания услуг в кратчайшие сроки. Создана «безбарьерная среда», которая позволяет быстро и эффективно вступать в экономический оборот, совершать сделки, своевременно получать различные государственные и муниципальные услуги.

В «МФЦ для бизнеса» Республики Тыва предоставляется 284 вида государственных, муниципальных и сопутствующих услуг для представителей малого и среднего предпринимательства в 10 универсальных «окнах».

До 2030 года планируется совершенствование предоставления услуг по принципу «одного окна», сокращение количества необходимых визитов в МФЦ, сокращение сроков рассмотрения заявлений, расширение видов услуг, в том числе услугами банковского сектора.

5.1.14. Проведение процедуры оценки регулирующего воздействия

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ).

В республике вся нормативная правовая база по этим вопросам ОРВ принята и внедрена с 2013 года.

Институт ОРВ направлен на увеличение прозрачности деятельности органов власти. Его обязательным элементом является проведение публичных консультаций с целью учета мнения предпринимательского сообщества при разработке проектов нормативных правовых актов. В планируемый период продолжится работа по экспертизе проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, а также действующих законов Республики Тыва, нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва и иных исполнительных органов государственной власти Республики Тыва.

В рамках данного направления планируется тесное взаимодействие с общественными организациями предпринимателей республики, Торгово-промышленной палатой Республики Тыва, Сообществом молодых предпринимателей республики.

5.1.15. Формирование ресурсной базы для организации предпринимательской деятельности

Важнейшим направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является формирование комфортных условий для организации бизнеса: сокращенные сроки подключения к объектам инженерной инфраструктуры, получения разрешений на строительство, регистрации прав собственности.

Одним из механизмов формирования ресурсной базы является создание готовых площадок для организации бизнеса – промышленных и индустриальных парков.

ПАО «Агентство по привлечению и защите инвестиций Республики Тыва» планируется создание индустриального парка в г. Кызыле.

В планируемый период Правительством Республики Тыва совместно с органами местного самоуправления будет проведена работа по созданию промышленных парков в центральных, приграничных и узловых муниципальных образованиях республики: Кызылском, Дзун-Хемчикском, Тандинском, Улуг-Хемском, Овюрском кожуунах.

В планируемый период продолжится работа по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по расширению перечней государственного и муниципального имущества, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

5.2. Механизмы реализации стратегии

 

Реализация программно-целевого метода

С 2014 года реализуется государственная программа Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014-2016 годы». Общий объем финансирования Программы в соответствии с законом о республиканском бюджете Республики Тыва за период 2014-2016 годов составил 1,3 млрд. рублей, из которых 497 млн. рублей – бюджетные средства.

В 2017 году началась реализация государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 450.

До 2030 года планируется продолжить реализацию данной государственной программы.

В ходе реализации государственной программы планируется финансовое обеспечение развития инфраструктуры поддержки предпринимательства. 

 

 

Проектное управление, целевые модели

Переход на проектный метод управления позволит решить проблему взаимодействия и координации между органами исполнительной власти республики, исключить дублирование полномочий, а также мотивирования кадров, влияющих на решение тех или иных задач.

Использование целевых моделей планируется в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Республики Тыва в целях доведения до них целевых задач и ориентиров при реализации полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства.

 

VI. Управление реализацией Стратегии и мониторинг

 выполнения ее основных положений

 

Общее управление реализацией Стратегии будет осуществляться Правительством Республики Тыва.

Координировать деятельность по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва будет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в области развития малого и среднего предпринимательства – Министерство экономики Республики Тыва.

Финансирование и поэтапная организация выполнения настоящей Стратегии планируются на основе реализации ее положений, предусмотренных в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 450, в муниципальных подпрограммах развития малого и среднего предпринимательства муниципальных программ и муниципальных планах мероприятий («дорожных картах») развития малого и среднего предпринимательства, иных нормативных правовых актах.

Для достижения плановых показателей реализации настоящей Стратегии утвержден план мероприятий на 2018-2019 годы «дорожная карта», которая будет обновляться по истечении срока его реализации (приложение № 2 к настоящей Стратегии).

Основным документом, в котором отражаются результаты реализации настоящей Стратегии, является доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства, подготовка которого осуществляется раз в два года Министерством экономики Республики Тыва при участии предпринимательского сообщества и инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Настоящая Стратегия корректируется в соответствии с решениями Правительства Республики Тыва путем уточнения положений Стратегии в зависимости от прогнозируемого или выявленного влияния новых внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровень достижения целевых индикаторов настоящей Стратегии (приложение № 1 к настоящей Стратегии).

 

 

_________


Приложение № 1

к Стратегии развития малого и среднего

предпринимательства в Республике Тыва

на период до 2030 года

 

 

 

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства

в Республике Тыва на период до 2030 года

 

Наименование показателя

Единица

 измерения

Источник

информации

2014 год

2016 год

2018 год

2020 год

2025 год

2030 год

I. Единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства

1. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года

процентов

данные Росстата

100

98

105

110

112

120

2. Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)

процентов

данные Росстата

2,8

2,8

3,0

3,2

3,5

3,7

3. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения

процентов

данные Росстата

9,6

8,7

8,9

9,1

9,6

10,1

 

 

 

 

 

Показатель

Единица

 измерения

Источник

информации

2014 год

2016 год

2018 год

2020 год

2025 год

2030 год

II. Рыночные ниши для бизнеса

4. Количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов

единиц

данные Росстата и Минэкономики РТ

328

 

334

 

350

372

397

408

5. Годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, в том числе:

процентов

данные Минзакупок РТ

- -

не менее 18

 

 

 

не менее 25

 

 

 

 

не менее 25

 

 

не менее 25

 

 

 

не менее 25

 

 

 

 

годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства

 

 

 

не менее 10

не менее 15

не менее 15

не менее 15

не менее 15

III. Технологическое развитие

6. Объем экспорта в стоимостном выражении

тыс. дол. США

данные ФТС России

250,3

53737,7

2020

3060

6050

10500

IV. Доступное финансирование

7. Доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

процентов

данные Банка России

25,4

42,4

23

24,1

33

40

 

 

Показатель

Единица

 измерения

Источник

информации

2014 год

2016 год

2018 год

2020 год

2025 год

2030 год

V. Предсказуемая фискальная политика

8. Коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий)

единиц

данные Росстата и ФНС России

181

108

112

120

133

150

VI. Высокое качество государственного регулирования

9. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения

единиц

данные Росстата и ФНС России

33,6

21,3

23

25

31

35

VII. Территориальное развитие

10. Количество муниципальных образований, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий

единиц

данные Росстата и ФНС России

4

5

не менее 6

не менее 8

не менее 8

не менее 8

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также