Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 05.10.2017 № 600-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

05.10.2017

г. Красноярск

№ 600-п

 

 

О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 520-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 520-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" следующее изменение:

государственную программу "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" изложить в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.

 

 

Исполняющий обязанности

первого заместителя

Губернатора края -

председателя

Правительства края

В.П. Томенко


 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 05.10.2017 № 600-п

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 30.09.2013 № 520-п

 

 

Государственная программа Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"

 

1. Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы Красноярского края

"Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" (далее - программа)

Основания для разработки программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации";

распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р

Ответственный исполнитель программы

агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство)

Соисполнители программы

министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы

Подпрограммы:

1. "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни".

2. "Развитие домашнего северного оленеводства".

3. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".

Отдельное мероприятие программы:

субвенция бюджету Эвенкийского муниципального района на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (в соответствии с Законом Красноярского края от 07.02.2008 № 4-1254 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции", далее - Закон края № 4-1254)

Цель программы

создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации

Задачи программы

1.          Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

2. Создание условий для комплексного развития домашнего северного оленеводства и сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

3. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства

Этапы и сроки реализации программы

2014-2030 годы, этапы не выделяются

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы

удельный вес лиц, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, которым оказано содействие в адаптации ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации к экологическим, экономическим и социальным негативным последствиям, от общей численности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым оказано содействие в развитии видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе через создание и модернизацию цехов по первичной и глубокой переработке продукции и стимулирование сбыта продукции;

удельный вес лиц, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, участвующих в социально значимых мероприятиях (профессиональных и национальных праздниках), проведенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, от общей численности граждан, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года;

уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 3 337 053,9 тыс. рублей, в том числе:

3 139 884,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 197 169,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам:

2014 год - 360 818,8 тыс. рублей, из них 348 401,3 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 12 417,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2015 год - 415717,9 тыс. рублей, из них 387783,3 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 27 934,6 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2016 год - 435 745,8 тыс. рублей, из них 409 243,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 26 502,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2017 год - 499 482,1 тыс. рублей, из них 470 182,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 29 299,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2018 год - 548 279,7 тыс. рублей, из них 514 882,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 33 397,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2019 год - 538 510,7 тыс. рублей, из них 504 700,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 33 809,9 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2020 год - 538 509,9 тыс. рублей, из них 504 700,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 33 809,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета

 

2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края с указанием основных показателей социально-экономического развития Красноярского края

 

Перспективы развития Красноярского края в значительной мере связаны с освоением северных территорий Красноярского края.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 к районам Крайнего Севера на территории Красноярского края относятся Туруханский, Северо-Енисейский районы, города Норильск, Игарка, а также две административно-территориальные единицы с особым статусом, к которым относятся Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа.

Промышленное освоение северных территорий Красноярского края ведется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края (далее - малочисленные народы).

К местам традиционного проживания согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р (далее - Распоряжение № 631-р) относятся:

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район;

Эвенкийский муниципальный район;

Туруханский район;

территория Сымского сельсовета Енисейского района;

территория Чиндатского сельсовета Тюхтетского района;

Северо-Енисейский район.

В результате многовековой "народной селекции" малочисленные народы вывели породы домашних северных оленей (далее - олени), соответствующих суровым климатическим и территориальным особенностям. В 1993 году 4 породы оленей (ненецкая, чукотская, эвенкийская, эвенская) включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

В силу естественных климатических условий сельское хозяйство и промыслы ориентированы в первую очередь на традиционные для Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов (далее - Таймырский, Эвенкийский районы) и Туруханского района Красноярского края (далее - Туруханский район) виды деятельности: домашнее северное оленеводство (далее - оленеводство), рыболовство, промысловая охота, являющиеся основным источником жизнеобеспечения населения, проживающего на территории данных районов.

Оленеводство России в историческом плане развивалось как комплексный источник жизнеобеспечивающей основы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Наряду с охотничьим промыслом и рыболовством оленеводство является основной традиционной отраслью хозяйственной деятельности малочисленных народов, проживающих на территории Таймырского, Эвенкийского и Туруханского районов. Оно создает сферу приложения исторически сложившихся навыков малочисленных народов, обеспечивает условия для сохранения их самобытной культуры и является основным и почти единственным источником существования малочисленных народов. Оленеводство носит этнообразующий характер для сохранения культуры и быта малочисленных народов: более 500 семей ведут кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством.

Общее поголовье оленей в Красноярском крае на 01.01.2017 составляет 126 738 голов, в том числе: в Таймырском районе - 123 285 оленей, в Эвенкийском районе - 2 646 оленей, в Туруханском районе - 807 оленей.

Основой развития оленеводства является естественная кормовая растительность, произрастающая в арктических широтах. Ошибки и просчеты в вопросах рационального использования и охраны оленьих пастбищ приводят к снижению их оленеемкости, общему снижению уровня развития данной отрасли хозяйства.

Территория Красноярского края обладает самыми большими оленьими пастбищами для разведения оленя - 124285 тысяч га с ориентировочной оленеемкостью 560,8 тысяч голов. В Республике Саха (Якутия), к примеру, 61200 тысяч га пастбищ с оленеемкостью на 412,0 тысячи голов, в Тюменской области - 70000 тыс. га пастбищ, оленеемкость - 532,0 тысячи голов (данные на 1967 год).

Большая доля оленьих пастбищ предоставляется из земель сельскохозяйственного назначения (более 26268,6 тысячи га), а также земель лесного фонда (24903,5 тысячи га) (таблица № 1).

Таблица № 1

 

Экспликация оленьих пастбищ и оленеемкости

Красноярского края

 

Муниципальное образование

Оленьи пастбища, тыс. га

Олене-емкость, гол.

Поголовье оленей, гол. на 01.01.2017

Резерв пастбищ (+) / перевыпас (-), оленей

Фактическое наличие пастбищ на 1 оленя, га<**>

Город Дудинка<*>

16795,4

51457

5400

46 057

3110,3

Сельское поселение Караул<*>

6521,7

24419

112814

-88 395

57,8

Сельское поселение Хатанга<*>

14436,7

74556

5041

69 515

2863,9

Итого: Таймырский район<*>

37753,9

150432

123285

х

х

Итого: Туруханский район

Данных нет

Данных нет

807

Данных нет

Данных нет

Итого: Эвенкийский район

12150,8

65000

2646

62 354

4592,1

--------------------------------

<*> Расчеты пастбищ и оленеемкости по состоянию на 1975 год.

<**> Норма на одного оленя зимних и летних пастбищ 80-120 га.

 

Высвобождаемые оленями пастбища занимают дикие олени. В настоящее время актуальные геоботанические карты, карты территориального землеустройства и карты охотоустройства отсутствуют, что вызывает тревогу перевыпаса оленей на левобережье р. Енисей, где сосредоточено поголовье более чем 98,8 тысячи оленей.

В Таймырском районе значительный ущерб пастбищам, преимущественно в редкостойных лесотундровых лесах и вблизи населенных пунктов, приносят пожары, а также строительство и эксплуатация ряда объектов газопромышленного комплекса, приводящие к засорению и разрушению растительного покрова пастбищ. Отмечены механические нарушения почвенно-растительного покрова, связанные с прокладкой газопровода и движением транспорта, локальное загрязнение участков пастбищных угодий буровыми растворами и горюче-смазочными материалами.

Важной проблемой в освоении оленьих пастбищ является наличие на территории Таймырского района 39 зарегистрированных участков, где были эпизоотии сибирской язвы. Общая их площадь составляет свыше 4,5 тыс. кв. км. Впервые в Таймырском районе массовый падеж оленей от сибирской язвы был официально зарегистрирован в 1899 году. Позднее эпизоотии данного заболевания в Таймырском районе повторялись в 1920 и 1931 годах. Многие старые очаги сибиреязвенной инфекции являются потенциально опасными. Это нашло подтверждение в эпизоотиях сибирской язвы среди оленей в совхозах "Попигайский" в 1969 году и "Октябрьский" в 1977 году. Стада оленей данных совхозов выпасались на местах старых очагов сибиреязвенной инфекции.

Бруцеллез - еще одно распространенное заболевание оленей. В настоящее время на территории Таймырского района площадь, превышающая 1,2 млн кв. км, является неблагополучной по данному заболеванию. В 2015 году приказом службы по ветеринарному надзору Красноярского края (далее - служба) от 27.05.2015 № 144 был введен карантин по бруцеллезу на территории Таймырского района, вблизи поселка Потапово городского поселения Дудинка. Приказом службы от 26.05.2017 № 88 карантин на данной территории снят, но приказом службы от 05.05.2017 № 77 карантин по бруцеллезу введен на территории района реки Большая Хета и буровой базы "Сузун", расположенной в 120 километрах южнее поселка Тухард Таймырского района, принадлежащей оленеводческому сельскохозяйственному производственному кооперативу "Сузун".

Наличие ряда природно-очаговых заболеваний обуславливают необходимость укомплектования оленеводческих хозяйств Красноярского края штатными зооветеринарными специалистами. Проблема нехватки кадров в оленеводстве стоит очень остро. Молодежь стремится к более комфортным условиям и переезжает в города и крупные населенные пункты муниципальных районов, а взрослое поколение этому активно способствует, поскольку многие родители не желают, чтобы их дети оставались в тундре. Есть опасение, что даже те дети, которые намерены стать оленеводами, оценив в период получения специального образования блага цивилизации, не захотят снова возвращаться домой. Основная тому причина - низкий уровень жизни оленеводов. При этом оленеводы живут в полевых условиях, в тундре нет ни медицинского, ни социально-бытового, ни торгового обслуживания на должном уровне.

В настоящее время квалифицированные оленеводы имеются только в муниципальном предприятии Эвенкийского района "Суриндинский". Ввиду того, что оленеводческие хозяйства Таймырского и Туруханского районов имеют статус частного хозяйства, в трудоустройстве специалистов, не имеющих в собственности оленепоголовье, они не заинтересованы, поскольку возникают дополнительные расходы на обеспечение их деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Эвенкийском и Туруханском районах оленеводство ориентировано на наращивание численности оленей, в связи с чем сельскохозяйственные товаропроизводители не осуществляют убой оленей в промышленных целях.

Согласно ежегодному отчету за 2016 год в хозяйствах Таймырского района реализован на убой 3048 оленей (или 1034,8 центнера в убойном весе), при допустимой реализации на убой около 11000 оленей (8561,23 центнера в живом весе). Высокая скорость роста и развития молодняка в первые месяцы жизни за счет летней кормовой базы позволяет начинать производственный убой оленей в 6 месяцев, наиболее качественное мясо можно получить от убоя 18-месячных животных.

Отсутствие перерабатывающих производств на территории Таймырского района сопряжено с отсутствием заинтересованности оленеводческих хозяйств в выбраковке на убой оленей ввиду перспектив очевидной выгоды в последующие годы за счет получения субсидий на наращивание (содержание) поголовья оленей из федерального и краевого бюджетов.

Очевидно, что развитие оленеводства требует комплексного подхода, включающего в себя нормативно-правовые и финансовые инструменты.

Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.

Места традиционного проживания малочисленных народов расположены вдали от транспортных магистралей, основным видом транспорта остается воздушный, в весенне-летний период - водный и наземный автотранспорт, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий Красноярского края и развитие традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в условиях рыночной экономики.

Интенсивное развитие недропользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов влечет за собой изменение исконной среды обитания малочисленных народов: происходит загрязнение водоемов, изменение маршрутов выпасов оленей и путей миграции диких северных оленей, из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий, часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.

Привлекательность разнообразных бытовых и социальных благ, существующих у населения крупных городов и поселков, приводит к тому, что представители малочисленных народов выезжают из национальных поселков, прекращают вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционные виды хозяйствования малочисленных народов.

Неприспособленность традиционного образа жизни малочисленных народов к современным экономическим условиям, низкий уровень экономической активности и социального положения граждан из числа малочисленных народов, неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов, специфика интернатного образования, отрыв детей от родителей и, как следствие, утрата навыков и традиций с раннего возраста вызывают необходимость оказания государственной поддержки малочисленным народам.

Программа включает в себя мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов и предполагающие сохранение численности лиц, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов.

Среди перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Распоряжением № 631-р, особое внимание сосредоточено на оленеводстве, охоте и рыболовстве, как наиболее характерных для малочисленных народов видах традиционной хозяйственной деятельности.

Сохранение традиционных отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов предусматривается, прежде всего, посредством предоставления материальной поддержки, в том числе в виде социальных выплат оленеводам, охотникам (рыбакам) промысловым (лицам, находящимся в тундре, на промысловой точке более 9 месяцев в году). По состоянию на 01.01.2017 такими получателями в северных территориях Красноярского края являются более 2100 человек. Кроме того, лицам из числа малочисленных народов, для которых охота и рыболовство являются основой их существования и членов их семей, занятым традиционными промыслами до 6 месяцев в году, предоставляются единовременные социальные выплаты для подготовки к промысловому сезону. Данная категория получателей мер поддержки насчитывает более 550 человек.

Поскольку к основным проблемам при ведении традиционной хозяйственной деятельности относятся дефицит и дороговизна электроснабжения, высокая степень износа материально-технической базы, значительные издержки, программа содержит ряд мер государственной поддержки представителей малочисленных народов, объединений малочисленных народов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности. Особенно себя зарекомендовали такие меры, как грантовая поддержка, субсидии на компенсацию различных затрат на ведение традиционной хозяйственной деятельности (коммунальные затраты, затраты, связанные с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности, затраты на оформление охотничьих территорий, акваторий).

Жилищно-бытовые условия проживания малочисленных народов зачастую характеризуются преобладанием износа жилищного фонда и наличием ветхого жилья. Программой предусмотрено решение вопроса обеспечения жильем малочисленных народов за счет предоставления социальных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов, строительных и отделочных материалов, кочевого жилья (балков). Меры поддержки не теряют актуальности из года в год и охватывают ежегодно около 40 семей малочисленных народов.

Повышение уровня образования малочисленных народов, усиление кадрового потенциала северных территорий Красноярского края подразумевается через доступ к образовательным услугам: начиная с 2000 года студентам из числа малочисленных народов предоставляются такие меры поддержки, как дополнительная стипендия, компенсация оплаты проезда к месту учебы и обратно к месту жительства, частичная оплата за обучение.

В вопросах медицинского обеспечения лиц из числа малочисленных народов особое внимание уделено продолжению практики оказания комплексной стоматологической помощи с выездом бригад врачей в места компактного проживания малочисленных народов.

Такие факторы, как обширность территории северных районов Красноярского края, низкая плотность населения данных районов, протяженные расстояния между населенными пунктами, отсутствие доступной развитой транспортной системы и социальной инфраструктуры также в значительной мере влияют на коэффициент младенческой смертности. В целях сокращения младенческой смертности женщины направляются на роды с мест кочевья и осуществления промыслов в медицинские организации по родовспоможению, после выписки из данных организаций женщины направляются с новорожденными детьми обратно к местам кочевья и осуществления промыслов на снегоходной технике либо оленьих упряжках. Программой предусмотрено мероприятие по предоставлению комплектов для новорожденных, в состав которых входят теплые одеяла, что позволяет защитить детей от переохлаждения.

С целью сохранения и развития национальной культуры малочисленных народов в рамках реализации программы в северных территориях Красноярского края организуются и проводятся социально значимые мероприятия (профессиональные и национальные праздники), направленные на популяризацию традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов. В Эвенкийском районе для детей ежегодно организуются этнические лагеря-стойбища, в период нахождения в которых дети приобщаются к национальным языкам, культуре и промыслам. Организуются и проводятся спортивные мероприятия по северному многоборью в Эвенкийском районе, а также обеспечивается участие спортсменов в соревнованиях, проводимых за пределами Эвенкийского района.

Кроме того, в рамках реализации грантовой поддержки лицам из числа малочисленных народов на основании конкурсного отбора предоставляются средства государственной поддержки по номинации "Приобщение детей и подростков к родной культуре, языку, национальным видам спорта и традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".

С целью повышения качества предоставляемых мер государственной поддержки Законами Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2666 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, а также по организации оказания специализированной медицинской помощи" (далее - Закон края № 7-2666), от 18.12.2008 № 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - Закон края № 7-2670), от 01.12.2011 № 13-6668 "О наделении органа местного самоуправления Туруханского района Красноярского края отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственной поддержки коренным малочисленным народам, проживающим в Туруханском районе Красноярского края" (далее - Закон края № 13-6668) на территории традиционного проживания малочисленных народов переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению гарантий прав малочисленных народов, что повышает удовлетворенность получателей мер государственной поддержки качеством предоставления государственных услуг.

При этом важным условием успешной реализации программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели программы.

Невыполнение целевых показателей и показателей результативности программы в полном объеме может быть обусловлено риском ухудшения экономической ситуации в Красноярском крае и, как следствие, сокращением численности граждан, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, так как себестоимость добычи (заготовки) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также осуществления оленеводства высока. Иные источники дохода у данной категории граждан отсутствуют, без государственной поддержки они не смогут вести традиционный образ жизни и (или) осуществлять виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Анализ сложившейся ситуации в сфере осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в 2014-2017 годах, а также прогноз развития на 2018-2020 годы, предполагающий сохранение положительной динамики развития экономики, позволяет оценить вероятность влияния данного риска реализации программы в период 2018-2020 годов как умеренно-оптимистический.

Для управления данными рисками при необходимости будут разрабатываться дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение гарантий прав малочисленных народов.

При реализации программы возможны финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из краевого бюджета.

Преодоление рисков возможно путем повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд без снижения объемов и качества оказываемых государственных услуг, а также перераспределения финансовых ресурсов, имеющихся в краевом бюджете, и экономии бюджетных расходов.

В целях управления указанными рисками в процессе реализации программы предусматривается:

мониторинг выполнения программы;

осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий программы;

перераспределение объемов финансирования программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере обеспечения гарантий прав малочисленных народов.

Основной мерой управления рисками реализации программы являются меры правового регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Пунктом 10 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 171-ФЗ.

Территория Эвенкийского района обширна, расстояния между населенными пунктами протяженные, отсутствует развитая транспортная схема, основным видом транспорта является авиационный с регулярностью почтово-пассажирских рейсов всего 1-2 раза в месяц.

С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 № 4-1254 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон края № 4-1254), в соответствии с которым государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции наделены исполнительные органы местного самоуправления Эвенкийского района.

 

3. Приоритеты и цели социально-экономического сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов, описание основных целей и задач программы, тенденции социально-экономического развития

 

С учетом Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р (далее - Концепция), основным приоритетом программы является сохранение экономических и социальных условий существования этносов, сохранение исторически сложившегося способа жизнеобеспечения малочисленных народов, основанного на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной культуры, сохранение обычаев и верований.

Исходя из основного приоритета программы целью программы является создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Задачи, которые решает программа:

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

создание условий для комплексного развития домашнего северного оленеводства и сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства.

За счет решения задачи по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, предполагается:

продолжить сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности (рыболовства и промысловой охоты) как основу жизнеобеспечения малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни;

обеспечить доступность некоторых видов государственных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов;

создать условия для занятости (самозанятости) населения северных территорий Красноярского края в традиционных видах хозяйственной деятельности, а также для сохранения и популяризации культуры, языков, национальных видов спорта и промыслов малочисленных народов.

Решение задачи по созданию условий для комплексного развития домашнего северного оленеводства и сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, позволит:

продолжить сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности (оленеводства) как основу жизнеобеспечения малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни;

создать условия для занятости (самозанятости) населения северных территорий Красноярского края в традиционном виде хозяйственной деятельности - оленеводстве.

Решение задачи по созданию условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства позволит улучшить качество предоставляемых государственных услуг и мер государственной поддержки.

Программа предусматривает реализацию отдельного мероприятия "Субвенция бюджету Эвенкийского муниципального района на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (в соответствии с Законом № 4-1254).

Тенденции социально-экономического развития малочисленных народов предопределены положениями Концепции, а также Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 № 128-р, реализация которых предполагает:

сохранение и развитие основных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в том числе создание условий для развития оленеводства посредством принятия мер, направленных на учет оленьих пастбищ, оценку их продуктивности и рациональное использование, на учет поголовья оленей и повышение продуктивности оленеводства, принятие мер, направленных на создание организаций по заготовке, переработке, хранению и сбыту продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

улучшение социально-бытовых условий малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в том числе повышение доходов лиц из числа малочисленных народов посредством принятия мер, направленных на повышение уровня мотивации к деятельности по заготовке и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности, увеличение объемов жилищного строительства, обновление и модернизацию жилищного фонда для малочисленных народов, обеспечение транспортной доступности, улучшение качества обслуживания в сферах здравоохранения и социальной поддержки населения, обеспечение доступности получения государственных и муниципальных услуг;

повышение уровня образования и профессиональной подготовки малочисленных народов, в том числе содействие гражданам из числа малочисленных народов в получении среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования, принятие мер, направленных на повышение мотивации к получению среднего и высшего профессионального образования, непосредственно связанного с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

сохранение культурного наследия малочисленных народов, в том числе создание условий, способствующих изучению и сохранению родных (национальных) языков малочисленных народов, содействие развитию традиционных художественных промыслов, поддержку национальных видов спорта малочисленных народов, участие в международных, общероссийских, межрегиональных, краевых мероприятиях в сфере сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов.

В результате к 2020 году предполагается:

совершенствование мер социальной поддержки малочисленных народов, направленных на развитие основных видов традиционной хозяйственной деятельности: оленеводство и переработка продукции оленеводства, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

совершенствование нормативных правовых актов, направленных на сохранение исконной среды обитания малочисленных народов;

снижение уровня безработицы среди населения в местах традиционного проживания малочисленных народов;

увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, улучшивших жилищные условия;

увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, изучающих и знающих родной язык;

увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, получивших среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование;

введение в действие государственной информационной системы мониторинга социально-экономического положения малочисленных народов Красноярского края, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность.

 

4. Прогноз конечных результатов реализации программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни малочисленных народов, социально-экономическое развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов

 

Своевременная и в полном объеме реализация программы позволит:

выполнить обязательства государства и Красноярского края по государственной поддержке лиц из числа малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

создать условия для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

создать условия для снижения уровня младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

внедрять новые формы и методы, направленные на повышение качества предоставления мер государственной поддержки и государственных услуг;

создать условия для сохранения этнообразующего промысла малочисленных народов - оленеводства;

создать условия для повышения уровня образования малочисленных народов;

создать условия для сохранения культуры, языков и промыслов малочисленных народов;

Таким образом, реализация комплекса мероприятий программы позволит в целом обеспечить достижение цели программы, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности в Красноярском крае.

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы приведен в приложении к паспорту программы.

 

5. Информация по подпрограмме "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни", приведенной в приложении № 1 к программе (далее - подпрограмма 1)

 

В настоящее время на территории Красноярского края (далее - край) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации проживают представители восьми этносов малочисленных народов: долгане, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы, а также представители этнической общности ессейских якутов.

Доля лиц из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в целом по краю составляет 0,6 % от общего числа населения края (в 2010 году - 16,2 тыс. человек), из них более 94 % проживают в трех муниципальных образованиях края, относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, - Таймырском и Эвенкийском, Туруханском районах (в 2010 году - 14,9 тыс. человек).

 

Национальный состав населения мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года

 

(человек)

Малочисленные народы

Красноярский край

Таймырский район

Эвенкийский район

Туруханский район

Енисей-ский район

Северо-Енисейский район

Тюхтетский район

Всего

 

 

 

 

 

 

2828187

34432

16253

18708

27223

11119

8858

долгане

5393

48

 

 

 

 

кеты

19

207

588

47

 

 

нганасаны

747

6

 

 

 

 

ненцы

3494

8

14

 

 

 

селькупы

9

 

219

 

 

 

эвенки

266

3583

149

24

14

 

энцы

204

 

 

 

 

 

чулымцы

 

 

 

 

 

136

Всего

10132

3852

970

71

14

136

ессейские якуты

 

940

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также