Расширенный поиск

Постановление Правительства Хабаровского края от 12.12.2017 № 495-пр

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 495-пр

 

12 декабря 2017 г.            г. Хабаровск

 

О внесении изменений в государственную программу

Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском

крае", утвержденную постановлением Правительства

Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр

 

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:

Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

 

И.о. Председателя

Правительства края

С.В.Щетнёв

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Хабаровского края

от 9 июня 2012 г. N 195-пр

 

(в редакции постановления

Правительства Хабаровского края

от 12 декабря 2017 г. N 495-пр)

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

 

ПАСПОРТ

государственной программы Хабаровского края

"Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"

 

Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

управление лесами Правительства Хабаровского края (далее также - край)

Участники государственной программы

-

краевые государственные автономные учреждения в области лесных отношений, подведомственные управлению лесами Правительства края (далее - Лесхозы);

краевые государственные казенные учреждения, подведомственные управлению лесами Правительства края (далее - Лесничества)

Цель государственной программы

-

повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики

Задачи государственной программы

-

создание условий для повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края;

обеспечение многоцелевого, неистощительного использования лесов на территории края

Подпрограммы

-

в рамках государственной программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

-

охрана, защита и воспроизводство лесов;

создание условий для эффективного и рационального использования лесов

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

-

лесистость территории Хабаровского края, процентов;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда, процентов;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013 - 2020 годов

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

-

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию государственной программы, всего - 8 140,35 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 816,14 млн. рублей,

2014 год - 847,34 млн. рублей,

2015 год - 842,14 млн. рублей,

2016 год - 820,36 млн. рублей,

2017 год - 1 217,17 млн. рублей,

2018 год - 1 206,25 млн. рублей,

2019 год - 1 198,61 млн. рублей,

2020 год - 1 192,34 млн. рублей,

из них:

средства краевого бюджета - 5 927,63 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 731,17 млн. рублей,

2014 год - 762,37 млн. рублей,

2015 год - 757,17 млн. рублей,

2016 год - 735,39 млн. рублей,

2017 год - 748,96 млн. рублей,

2018 год - 738,04 млн. рублей,

2019 год - 730,40 млн. рублей,

2020 год - 724,13 млн. рублей,

из них:

средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 4 437,67 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 499,34 млн. рублей,

2014 год - 539,16 млн. рублей,

2015 год - 533,96 млн. рублей,

2016 год - 536,60 млн. рублей,

2017 год - 537,98 млн. рублей,

2018 год - 593,53 млн. рублей,

2019 год - 602,39 млн. рублей;

2020 год - 594,71 млн. рублей;

внебюджетные источники (по согласованию) - 2 212,72 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 84,97 млн. рублей,

2014 год - 84,97 млн. рублей,

2015 год - 84,97 млн. рублей,

2016 год - 84,97 млн. рублей,

2017 год - 468,21 млн. рублей,

2018 год - 468,21 млн. рублей,

2019 год - 468,21 млн. рублей,

2020 год - 468,21 млн. рублей

Конечный результат реализации государственной программы

-

сохранение лесистости территории края на уровне 66,2 процентов;

сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 76,1 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда: достижение уровня 10,8 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

 

1. Характеристика текущего состояния

лесного хозяйства в Хабаровском крае

 

Настоящая государственная программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация настоящей государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Хабаровского края в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.

Леса на территории Хабаровского края - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Вместе с тем, обладая семью процентами запасов лесов Российской Федерации и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов в Хабаровском крае, на сегодняшний день осваивается не более 30 процентов объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате воздействия неблагоприятных факторов и прежде всего лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - федеральный государственный лесной надзор), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.

Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние три года, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых нормативных правовых актов.

Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня. В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли, нескоординированности действий органов государственной власти в регулировании вопросов лесных отношений в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.

Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует в целях дальнейшей интенсификации использования лесов осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры.

В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, соблюдения требований лесной сертификации.

Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы выбытия лесов превышают 63,8 тыс. гектаров, из них около 52,9 тыс. гектаров - за счет сплошных рубок, 10,9 тыс. гектаров - за счет гибели от лесных пожаров.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель:

- в 2012 году зарегистрировано 677 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 352,4 тыс. гектаров;

- в 2013 году зарегистрировано 186 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 26,8 тыс. гектаров;

- в 2014 году зарегистрировано 433 лесных пожара, пройденная ими площадь составила свыше 64,3 тыс. гектаров;

- в 2015 году зарегистрировано 165 лесных пожаров, которыми пройдено 10,5 тыс. гектаров лесов на землях лесного фонда;

- в 2016 году зарегистрировано 273 лесных пожара на площади 97,3 тыс. гектаров.

Вследствие передачи отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе по тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации произошли децентрализация и рассредоточение сил и средств на мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.

Площадь поврежденных и погибших насаждений в лесах составляет 120,8 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составляет 12,7 тыс. гектаров и к 2020 - 2022 годам может удвоиться и достичь 35 тыс. гектаров. Развитию данного сценария способствуют низкий уровень финансирования лесозащитных мероприятий в крае, отсутствие необходимой нормативной технической базы, кадровые проблемы. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.

Хабаровский край в силу своего географического расположения, лесорастительных условий и близости к одному из основных зарубежных потребителей лесоматериалов - Китаю является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.

Ликвидация института государственной лесной охраны в 2004 году, сокращение численности работников лесничеств в 2007 году в три раза из-за отсутствия необходимого финансирования оставили значительную часть лесного фонда без должного присмотра органами лесного хозяйства.

Несмотря на положительные результаты применяемых с 2008 года Правительством Хабаровского края мер, эффективность противодействия незаконной заготовке и обороту древесины является недостаточной. Незаконная заготовка древесины продолжает наносить значительный вред окружающей среде и экономике края. Остается нерешенной проблема своевременного пресечения незаконных рубок лесных насаждений, показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем 40 - 50 процентов.

До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня эффективности межведомственного взаимодействия на различных уровнях исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками, полного возмещения ущерба, причиненного лесам, в бюджет Российской Федерации.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность надзора использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.

В настоящее время 86,5 процента лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 15 - 20 лет, 8,7 процента территории - давность 11 - 15 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.

Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы ведения государственного лесного реестра. Необходимо обеспечить ведение государственного лесного реестра на базе единой автоматизированной системы ведения государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора на краевом и федеральном уровнях.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих в отрасли, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на федеральном уровне в рамках государственной программы по развитию лесного хозяйства в Российской Федерации, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.

 

2. Приоритеты и цели краевой государственной

политики в сфере развития лесного хозяйства.

Цели и задачи государственной программы

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, Стратегией экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп, определены следующие приоритетные направления в сфере развития лесного хозяйства:

- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

- улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины;

- обеспечение экологической безопасности путем формирования системы мер, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия на природную среду;

- создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики;

- обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса, признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о лесах.

Стратегическими целями государственной политики Хабаровского края в области развития лесного хозяйства являются:

- обеспечение устойчивого управления лесным сектором экономики;

- сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов, многоцелевое и неистощительное использование лесов;

- организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Освоение лесов и развитие переработки древесины в крае являются одним из основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп.

Государственная политика края в сфере развития лесного хозяйства направлена на устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий края, на сохранение и приумножение лесов.

Достижение взаимоувязанных стратегических целей развития Хабаровского края и Российской Федерации, определенных в указанных основополагающих документах, планируется осуществить в том числе посредством настоящей государственной программы.

Настоящая государственная программа соответствует положениям статьи 16 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. N 349 "О Правительстве Хабаровского края", согласно которой Правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, в том числе участвует в проведении единой государственной политики в области экологии.

Целью государственной программы является повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики.

Достижению цели государственной программы будет способствовать решение задач по созданию условий для повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов и обеспечению многоцелевого, неистощительного использования лесов на территории края, предусматривающих выполнение следующих основных мероприятий:

1) охрана, защита и воспроизводство лесов;

2) создание условий для эффективного и рационального использования лесов.

Последовательность выполнения мероприятий определяется ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с процедурами управления реализацией государственной программы. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задачи государственной программы в случаях:

- изменения законодательства;

- изменения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств краевого бюджета на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

- возникновения техногенных катастроф или катастроф природного характера.

При выполнении предусмотренных государственной программой мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к повышению эффективности ведения лесного хозяйства, внедрению инновационных достижений в использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, повышению уровня кадрового обеспечения.

 

3. Прогноз конечных результатов реализации

государственной программы

 

Конечным результатом реализации мероприятий государственной программы является:

- сохранение лесистости территории края на уровне 66,2 процента;

- сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 76,1 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

- повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда: достижение уровня 10,8 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.

В результате реализации мероприятий государственной программы предполагается повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты и воспроизводства лесов, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия на территории края.

Выполнение мероприятий государственной программы при необходимом финансировании позволит не превысить долю крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров на территории края - 16,39%. Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров достигнет уровня не ниже 52,92%, что, в свою очередь, приведет к сокращению площадей лесных пожаров в крае.

Выполнение мероприятий государственной программы по созданию эффективной системы защиты лесов обеспечит сохранение санитарно-гигиенической и экологической обстановки в районах края, в наибольшей степени подверженных воздействию лесных пожаров, вредных организмов и болезней леса.

Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов составит 32,8%.

Существенное внимание при реализации мероприятий государственной программы будет уделено воспроизводству лесного фонда края.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда сохранится на уровне 76,1%, лесистость территории Хабаровского края - 66,2%.

Мероприятия по организации использования лесов выполняются управлением лесами Правительства края, мероприятия по обеспечению использования лесов выполняются Лесничествами в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств краевого бюджета.

Важным результатом реализации государственной программы станут повышение эффективности государственного управления лесами, улучшение качества и оперативности предоставления государственных услуг в области лесного хозяйства.

Управление лесами Правительства края перейдет на ведение основной документации и оказание государственных услуг в электронном виде, присоединится к технологиям электронного правительства.

Новое выражение получат экономические механизмы организации устойчивого лесопользования и управления лесами, стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики.

Прогнозируется увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 10,8 рубля.

 

4. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013 - 2020 годов.

Основное внимание будет уделено формированию и техническому оснащению системы охраны лесов от пожаров, защите и воспроизводству лесов, повышению эффективности и качества государственных услуг и работ, интенсификации использования лесов через расширение объемов и видов их использования.

 

5. Перечень показателей (индикаторов)

государственной программы

 

Перечень показателей (индикаторов) государственной программы отражает наиболее актуальные и значимые показатели, обеспечивающие возможность проверки и подтверждения достижения цели и решения задачи государственной программы.

Состав показателей (индикаторов) государственной программы увязан с основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность государственной программы на весь период ее реализации.

Перечень показателей (индикаторов) государственной программы приведен в приложении N 1 к настоящей государственной программе.

Сведения о методике сбора информации и расчета показателей (индикаторов) государственной программы представлены в приложении N 1.1 к настоящей государственной программе.

 

6. Краткое описание основных мероприятий

государственной программы

 

Для достижения поставленных целей и решения задач государственной программы необходимо реализовать взаимосвязанный комплекс мероприятий.

В рамках решения задачи "Создание условий для повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края" предусматривается реализация основного мероприятия:

 

6.1. Охрана, защита и воспроизводство лесов.

В целях реализации данного основного мероприятия выделены отдельные мероприятия:

 

6.1.1. Охрана лесов от пожаров:

Мероприятия направлены на создание специализированных лесопожарных формирований, обеспечивающих полномасштабный мониторинг пожарной опасности в лесном фонде на территории края и оперативного тушения лесных пожаров, на создание условий по предотвращению возникновения лесных пожаров, обеспечению их своевременного тушения, в том числе:

1) приобретение лесопожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения и инвентаря для тушения лесных пожаров, для оснащения пожарно-химических станций;

2) авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования;

4) организация наземного патрулирования;

5) тушение лесных пожаров;

6) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях краевого значения;

7) создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

8) реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

9) эксплуатация посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

10) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

11) устройство противопожарных минерализованных полос;

12) прочистка противопожарных минерализованных полос;

13) иные меры по охране лесов от пожаров (установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах, в целях обеспечения пожарной безопасности; установка и размещение стендов, знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах и другие).

Реализация указанных мероприятий осуществляется на основании Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающего финансирование мероприятий за счет межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета и средств краевого бюджета.

 

6.1.2. Защита лесов.

Мероприятия направлены на своевременное выявление и предотвращение появления и распространения очагов вредных организмов, снижение уровня пожарной опасности (санитарно-оздоровительные мероприятия) в лесном фонде на территории края.

Реализация мероприятий предполагает:

1) лесопатологические обследования;

2) ликвидация очагов вредных организмов;

3) санитарно-оздоровительные мероприятия.

Реализация указанных мероприятий осуществляется на основании Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающего финансирование мероприятий, в том числе за счет собственных средств Лесхозов (по согласованию).

Выполнение указанных мероприятий позволит сохранить на текущем уровне объемы лесовосстановления, сократить удельную площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса.

 

6.1.3. Воспроизводство лесов.

Мероприятия направлены на уменьшение площади не покрытых лесом земель в лесном фонде на территории края, улучшение породного состава и качества лесов, повышение продуктивности и их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.

Реализация мероприятий предполагает:

1) естественное лесовосстановление;

2) искусственное лесовосстановление;

3) проведение агротехнического ухода за лесными культурами;

4) выращивание стандартного посадочного материала для лесовосстановления;

5) рубки ухода за лесом (осветление, прочистка).

Реализация мероприятий осуществляется на основании Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающего финансирование мероприятий за счет межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета и средств краевого бюджета.

Выполнение мероприятий позволит выполнить предусмотренный лесным планом Хабаровского края объем по рубкам ухода в молодняках (молодых древостоях I - II классов возраста).

 

6.1.4. Отвод и таксация лесосек.

Проведение мероприятий по отводу и таксации лесосек обеспечит эффективное выполнение запланированных работ на землях лесного фонда:

1) отвод лесосек под выборочные рубки (выборочные санитарные рубки, прореживание, проходные, рубки переформирования и обновления, рубки реконструкции);

2) отвод лесосек под рубки ухода в молодняках;

3) отвод лесосек под сплошные санитарные рубки;

4) отвод лесосек под рубки спелых и перестойных лесных насаждений (выборочные и сплошные рубки);

5) таксация лесосек.

Таксация леса проводится непосредственно при отводе лесосек в рубку, а также периодически в составе комплекса лесоустроительных работ, направленных на организацию территорий лесопользования, выявление и определение запасов лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов, установление размеров лесопользования и способов рубок, разработку проектов организации и развития лесопользования, а также мероприятий по защите и охране лесов.

 

В рамках решения задачи "Обеспечение многоцелевого, неистощительного использования лесов на территории края" предусматривается реализация следующего основного мероприятия:

 

6.2. Создание условий для эффективного и рационального использования лесов.

Основное мероприятие направлено на организацию эффективного использования лесов на территории края, улучшение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере лесного хозяйства.

Реализация основного мероприятия предполагает выполнение следующих мероприятий:

6.2.1. Обеспечение выполнения функций государственного управления в области лесных отношений, в том числе:

1) заключение договоров аренды лесных участков, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

2) предоставление в пользование лесных участков без проведения аукционов;

3) заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд;

4) осуществление проверок выполнения условий договоров аренды лесных участков;

5) проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов и рассмотрение лесных деклараций;

6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.

6.2.2. Лесоустройство.

6.2.3. Организация разработки лесного плана Хабаровского края, разработки лесохозяйственных регламентов и их своевременная актуализация.

6.2.4. Подготовка документации по проектированию изменения границ зеленой зоны.

Реализация мероприятий осуществляется управлением лесами Правительства края и его подведомственными учреждениями на основании Лесного кодекса Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета и средств краевого бюджета.

Выполнение мероприятий позволит сохранить на текущем уровне объемы использования лесов, обеспечить стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса, повысить объемы платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.

Перечень основных мероприятий и мероприятий государственной программы приведен в приложении N 2 к настоящей государственной программе.

 

7. Основные меры правового регулирования

 

Государственное регулирование в области лесных отношений обеспечивается нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

Для достижения целей государственной программы принятие дополнительных мер правового регулирования не планируется.

 

8. Ресурсное обеспечение реализации

государственной программы

 

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы планируется осуществлять за счет межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Хабаровскому краю, и средств краевого бюджета.

Прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 8 140,35 млн. рублей, из них:

средства краевого бюджета - 5 927,63 млн. рублей;

внебюджетные источники (по согласованию) - 2 212,72 млн. рублей.

Приоритетными направлениями государственной программы определены развитие системы охраны лесов от пожаров, защита лесов, их воспроизводство и организация использования лесов.

Сведения по ресурсному обеспечению реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета в целом, а также по годам реализации государственной программы отражены в приложении N 3 к настоящей государственной программе.

Сведения по прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы отражены в приложении N 4 к настоящей государственной программе.

Из федерального бюджета предоставляются субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из краевого бюджета финансируется осуществление полномочий субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, а также обеспечивается финансирование дополнительных расходов на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) государственной программы и на сроки и непосредственные результаты реализации основных мероприятий и мероприятий государственной программы приведены в приложениях N 5, 6 к настоящей государственной программе.

 

9. Анализ рисков реализации государственной программы

и описание мер управления рисками

 

Сводный анализ рисков, их вероятности и силы влияния, а также мероприятий по их минимизации при реализации государственной программы приведен в таблице.

 

Таблица

Наименование рисков

Вероятность

Сила влияния

Способ преодоления риска

1

2

3

4

Риски, связанные с недофинансированием государственной программы

Недофинансирование со стороны краевого бюджета

высокая

высокая

мониторинг эффективности бюджетных вложений;

определение приоритетов для первоочередного финансирования

Недофинансирование со стороны федерального бюджета

высокая

высокая

определение приоритетов для первоочередного финансирования;

мониторинг эффективности бюджетных вложений

Риски, связанные с изменением внешней среды

Изменение налогового законодательства

средняя

высокая

разработка предложений по внесению изменений в налоговое законодательство во взаимодействии с органами исполнительной власти края

Кризисные явления в экономике

средняя

высокая

разработка и внедрение предложений по усилению мер государственной поддержки учреждений лесного хозяйства

Изменение федерального и краевого законодательства в сфере лесных отношений

средняя

высокая

разработка и продвижение предложений по совершенствованию законодательства в сфере лесных отношений

Риски, связанные с недостоверностью информации (статистической, налоговой и т.д.)

Неправильная оценка перспектив развития лесного хозяйства и эффективности реализации мероприятий государственной программы из-за получения недостоверной информации

средняя

высокая

проведение исследований в области лесного хозяйства;

возможность корректировки программных мероприятий в случаях:

- изменения законодательства;

- изменения объема межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета и средств краевого бюджета на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

- возникновение техногенных катастроф или катастроф природного характера

Риски, связанные с негативными природными явлениями

Форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, наводнения, засухи, землетрясения)

высокая

средняя

выработка скоординированных действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления по преодолению последствий стихийных бедствий

 

Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации государственной программы и оценки ее эффективности и результативности.

Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя государственной программы в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти края.

 

10. Механизм реализации государственной программы

 

Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий государственной программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между ответственным исполнителем и участниками государственной программы.

Ответственный исполнитель государственной программы:

- организует реализацию государственной программы и осуществляет координацию деятельности участников государственной программы по реализации ее мероприятий;

- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;

- вносит предложения о внесении изменений в государственную программу в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр (далее - Порядок).

Внесение изменений в государственную программу, оказывающих влияние на результат реализации настоящей государственной программы, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя государственной программы либо во исполнение поручений Губернатора края, Правительства края в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами края, а также в случаях принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений (Рослесхоз), в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации государственной программы;

- запрашивает у участников государственной программы сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы, интегральной оценки эффективности реализации государственной программы и подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет);

- осуществляет мониторинг и интегральную оценку эффективности реализации государственной программы;

- ежеквартально представляет в министерство экономического развития края сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы, в соответствии с Порядком;

- готовит годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственной программы, представляет его в министерство экономического развития края в сроки, установленные Порядком;

- размещает на официальных сайтах Правительства края и управления лесами Правительства края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о государственной программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, степени выполнения мероприятий государственной программы.

Участники государственной программы:

- осуществляют реализацию основных мероприятий государственной программы, вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в государственную программу;

- представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы и подготовки годового отчета;

- представляют ответственному исполнителю акты выполненных работ и иные документы, подтверждающие исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам, утвержденным государственным заданием в рамках реализации мероприятий государственной программы.

Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации государственной программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам комплексной оценки эффективности реализации государственной программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации государственной программы.

 

 

 

 

 


Приложение N 1

к Государственной программе

Хабаровского края "Развитие лесного

хозяйства в Хабаровском крае"

 

СВЕДЕНИЯ

О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

 

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Источник информации

Значение показателя (индикатора)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

план

план

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Лесистость территории Хабаровского края

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

66,2

66,2

66,2

66,2

 

Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда

- " -

управление лесами Правительства Хабаровского края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

76,1

76,1

76,1

76,1

 

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

рублей

управление лесами Правительства Хабаровского края

8,35

8,50

7,21

8,90

9,00

9,00

9,80

9,00

9,84

10,2

10,4

10,8

10,8

1.

Охрана, защита и воспроизводство лесов

1.1.

Охрана лесов от пожаров

1.1.1.

Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

54,7

71,0

82,8

72

42,3

72,0

43,6

72,0

59,7

50,76

51,48

52,2

52,92

1.1.2.

Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

15,2

16,0

3,80

15,0

5,3

15,0

2,4

15,0

8,1

18,04

17,49

16,94

16,39

1.2.

Защита лесов

1.2.1.

Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов <1>

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

22,42

73,0

12,11

73,0

3,1

74,0

4,6

74,0

6,8

3,5

4

3,8

32,8

1.3.

Воспроизводство лесов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1.

Площадь лесовосстановления на землях лесного фонда

тыс. га

управление лесами Правительства Хабаровского края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

57,66

57,66

57,66

57,66

1.3.2.

Доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала, выращенного на территории Хабаровского края

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

35,0

36,0

37,0

38,0

1.4.

Отвод и таксация лесосек

1.4.1.

Площадь проведенных отводов и таксации лесосек

тыс. га

управление лесами Правительства Хабаровского края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12,0

13,0

14,0

14,0

2.

Создание условий для эффективного и рационального использования лесов

2.1.

Обеспечение выполнения функций государственного управления в области лесных отношений

2.1.1.

Доля площадей земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

21,0

22,0

21,8

21,0

18,3

21,0

20,9

21,0

21,0

19,5

19,1

19,1

19,1

2.1.2

Динамика объема незаконных рубок текущего года по отношению к объему таких рубок в предыдущем году

процентов

управление лесами Правительства Хабаровского края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

20,0

19,8

19,6

19,4


 

_______________________-

<1> В 2012 - 2016 гг. приведен показатель "Соотношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий и суммы площадей очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними, погибших и поврежденных лесов".

 

 

 

 

 

Приложение N 1.1

к Государственной программе

Хабаровского края "Развитие лесного

хозяйства в Хабаровском крае"

 

МЕТОДИКА

СБОРА ИНФОРМАЦИИ И РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ)

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

 

N показателя

Наименование показателя

Единица измерения

Алгоритм формирования (формула)

Базовые показатели

Форма отчетности

1

2

3

4

5

6

 

Основные показатели

 

Лесистость территории Хабаровского края

процентов

Sплрз / Sхкр x 100

Sплрз - площадь, покрытая лесной растительностью, земель Хабаровского края, тыс. га

Приказ Минприроды России от 06.10.2016 N 514, форма N 3-ГЛР (годовая)

Sхкр - площадь Хабаровского края

Приказ Минприроды России от 06.10.2016 N 514, форма N 3-ГЛР (годовая)

 

Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда

процентов

Sц / Sплрз x 100

Sц - площадь ценных лесных насаждений на занятых лесными насаждениями землях лесного фонда Хабаровского края, тыс. га

Приказ Минприроды России от 06.10.2016 N 514, форма N 3-ГЛР (годовая)

Sплрз - площадь покрытия лесной растительностью земель Хабаровского края, тыс. га

Приказ Минприроды России от 06.10.2016 N 514, форма N 3-ГЛР (годовая)

 

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

рублей

Vп / Sлф

Vп - объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов на территории Хабаровского края, тыс. рублей

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 2-ОИП (ежемесячная)

Sлф - площадь земель лесного фонда на территории Хабаровского края

Приказ Минприроды России от 06.10.2016 N 514, форма N 1-ГЛР (годовая)

1.

Охрана, защита и воспроизводство лесов

1.1.

Охрана лесов от пожаров

1.1.1.

Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров

процентов

Qл / Qп x 100

Qл - количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, штук

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 7-ОИП (полугодовая)

Qп - общее количество лесных пожаров в текущем году, штук

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 7-ОИП (полугодовая)

1.1.2.

Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров

процентов

Qкр / Qп x 100

Qкр - количество крупных лесных пожаров, штук

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 7-ОИП (полугодовая)

Qп - общее количество лесных пожаров в текущем году, штук

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 7-ОИП (полугодовая)

1.2.

Защита лесов

1.2.1.

Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов

процентов

Sсом / Sпогиб x 100

Sсом - площадь проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий, тыс. га

Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 N 141, форма 1-субвенции (ежеквартальная)

Sпогиб - площадь погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда, тыс. га

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 10-ОИП (ежеквартальная)

1.3.

Воспроизводство лесов

1.3.1.

Площадь лесовосстановления на землях лесного фонда

тыс. га

Sлв

Sлв - площадь лесовосстановления, тыс. га

Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 N 141, форма 1-субвенции (ежеквартальная)

1.3.2.

Доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала, выращенного на территории Хабаровского края

процентов

V п м зкс / V п м общ x 100

V п м зкс - объем посадочного материала с закрытой корневой системой, тыс. шт.

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 11-ОИП (годовая)

V п м общ - объем посадочного материала, выращенного на территории Хабаровского края, всего, тыс. шт.

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 11-ОИП (годовая)

1.4.

Отвод и таксация лесосек

1.4.1.

Площадь проведенных отводов и таксации лесосек

тыс. га

S о т провед

S о т провед - площадь проведенных отводов и таксации лесосек, тыс. га

Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 N 141, форма 1-субвенции, (ежеквартальная)

2.

Создание условий для эффективного и рационального использования лесов

2.1.

Обеспечение выполнения функций государственного управления в области лесных отношений

2.1.1.

Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда

процентов

Sар / Sлф x 100

Sар - площадь лесов, переданных в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование на территории Хабаровского края, тыс. га

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 6-ОИП (полугодовая)

Sлф - площадь земель лесного фонда на территории Хабаровского края, тыс. га

Приказ Минприроды России от 06.10.2016 N 514, форма N 1-ГЛР (годовая)

2.1.2.

Динамика объема незаконных рубок текущего года по отношению к объему таких рубок в предыдущем году

процентов

Vнезак тек г / Vнезак пред г x 100

Vнезак тек г - объем незаконных рубок, выявленных на территории Хабаровского края, по факту текущего года, тыс. кбм

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 8-ОИП (полугодовая)

Vнезак пред г - объем незаконных рубок, выявленных на территории Хабаровского края, в предыдущем году, тыс. кбм

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565, форма 8-ОИП (за предыдущий год)


Информация по документу
Читайте также