Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2018 № 593-О

 



                            ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке
   конституционности абзаца второго части тринадцатой статьи 17
       Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
                       Российской Федерации"

город Санкт-Петербург                            13 марта 2018 года

     Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в    составе
Председателя  В.Д.Зорькина,  судей  К.В.Арановского,   А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря,     Г.А.Гаджиева,     Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,
С.М.Казанцева,   С.Д.Князева,   А.Н.Кокотова,    Л.О.Красавчиковой,
Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева,
     заслушав  заключение  судьи  Ю.М.Данилова,   проводившего   на
основании   статьи   41   Федерального   конституционного    закона
"О Конституционном  Суде  Российской   Федерации"   предварительное
изучение запроса группы депутатов Государственной Думы,

                        у с т а н о в и л:

     1. Группа депутатов Государственной Думы  в  своем  запросе  в
Конституционный     Суд     Российской     Федерации     оспаривает
конституционность  абзаца  второго  части  тринадцатой  статьи   17
Федерального закона от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ  "О социальной
защите  инвалидов  в  Российской  Федерации",   согласно   которому
инвалидам  и  семьям,  имеющим   детей-инвалидов,   предоставляется
компенсация расходов в размере 50 процентов платы за наем  и  платы
за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за  услуги,
работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий
ремонт  общего  имущества  в  многоквартирном   доме,   исходя   из
занимаемой  общей  площади  жилых  помещений   государственного   и
муниципального жилищных фондов.
     По мнению заявителей, указанная норма не соответствует статьям
7, 19  (части  1  и  2)  и  39  (часть  1)  Конституции  Российской
Федерации, поскольку не  предусматривает  предоставления  названной
компенсации   инвалидам   и   семьям,   имеющим    детей-инвалидов,
проживающим  в  принадлежащих  им  на  праве  собственности   жилых
помещениях,  чем  создает  для  них  худшие   условия   социального
обеспечения  по  сравнению  с  гражданами   из   числа   упомянутой
категории, которые проживают в жилых помещениях государственного  и
муниципального  жилищных  фондов.  При  этом  абзац  третий   части
тринадцатой статьи  17  Федерального  закона  "О социальной  защите
инвалидов в Российской Федерации" гарантирует компенсацию платы  за
коммунальные услуги в связи  с  инвалидностью  независимо  от  вида
жилищного фонда.
     2. Согласно Конституции  Российской  Федерации  в  России  как
социальном  государстве  обеспечивается  государственная  поддержка
инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия  и  иные
гарантии  социальной  защиты   (статья   7,   часть   2);   каждому
гарантируется  социальное  обеспечение,  в  том  числе   в   случае
инвалидности (статья 39, часть 1).
     Право инвалидов на экономическое и социальное обеспечение и на
удовлетворительный  уровень  жизни  провозглашено  в  Декларации  о
правах инвалидов  (принята  Генеральной  Ассамблеей  ООН  9 декабря
1975 года). Наряду с этим в пункте 6 Стандартных правил обеспечения
равных возможностей для инвалидов (приняты  Генеральной  Ассамблеей
ООН 20 декабря 1993 года) подчеркивается право инвалидов на  равные
с другими гражданами возможности  и  на  равное  улучшение  условий
жизни  в  результате   экономического   и   социального   развития.
Ратифицированная  Российской  Федерацией  и  являющаяся   составной
частью ее правовой системы в силу статьи 15 (часть  4)  Конституции
Российской  Федерации  Конвенция  о   правах   инвалидов   (принята
Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года) также признает  за
инвалидами право на  достаточный  жизненный  уровень  и  социальную
защиту (статья 28).
     В силу приведенных положений Конституции Российской  Федерации
и   международно-правовых   актов   при   осуществлении   правового
регулирования в какой бы то  ни  было  сфере  необходимо  учитывать
интересы и потребности инвалидов как лиц, нуждающихся в  повышенной
социальной защите, что предполагает создание  специальных  правовых
механизмов, имеющих целью предоставление  инвалидам  различных  мер
поддержки, призванных гарантировать им дополнительные  материальные
и иные возможности при реализации конституционных прав.
     Реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты  инвалидов,
федеральный   законодатель   установил   в    Федеральном    законе
"О социальной защите  инвалидов  в  Российской  Федерации"  систему
гарантированных государством мер социальной  поддержки,  которая  в
числе прочих включает в себя  компенсацию  расходов  в  размере  50
процентов платы за наем и платы  за  содержание  жилого  помещения,
включающей  в  себя  плату  за   услуги,   работы   по   управлению
многоквартирным  домом,  за  содержание  и  текущий  ремонт  общего
имущества  в  многоквартирном  доме,  исходя  из  занимаемой  общей
площади жилых помещений государственного и муниципального  жилищных
фондов.
     Установление данной меры социальной поддержки  для  инвалидов,
проживающих в жилых помещениях  государственного  и  муниципального
жилищных  фондов,  обусловлено   правовым   режимом   таких   жилых
помещений,  отличным   от   правового   режима   жилых   помещений,
находящихся в собственности граждан, на которых в силу  статьи  210
ГК Российской Федерации,  а  также  части  3  статьи  30  Жилищного
кодекса   Российской   Федерации   возлагается   бремя   содержания
принадлежащего им имущества.
     Дифференциация социальной поддержки, предоставляемой инвалидам
и семьям, имеющим детей-инвалидов, в виде компенсации 50  процентов
платы за наем и содержание жилого помещения, в зависимости от того,
принадлежит ли жилое  помещение  им  на  праве  собственности  либо
относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, не
может считаться необоснованной, поскольку  конституционный  принцип
равенства, гарантируя  одинаковые  права  и  обязанности  для  лиц,
относящихся  к  одной  категории  субъектов  права,  не   исключает
возможность  установления  объективно  обусловленных   различий   в
правовом   регулировании   (определения    Конституционного    Суда
Российской Федерации от 20 декабря 2005 года  № 463-О,  от  15 июля
2010 года  № 1000-О-О,  от  23 сентября  2010 года  № 1160-О-О,  от
16 декабря 2010 года № 1638-О-О, от 29 мая  2012 года  № 951-О,  от
21 ноября 2013 года № 1772-О и от 26 мая 2016 года № 975-О).
     Кроме   того,    предусмотренная    оспариваемым    положением
компенсация расходов  на  оплату  жилых  помещений  не  исчерпывает
систему мер социальной защиты, направленных на  создание  инвалидам
льготных условий для использования жилого помещения.  В  частности,
инвалидам   из   числа   собственников   жилых   помещений    могут
предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и  коммунальных
услуг, если их расходы на оплату жилого  помещения  и  коммунальных
услуг,  рассчитанные  исходя  из  размера  регионального  стандарта
нормативной площади  жилого  помещения,  используемой  для  расчета
субсидий,   и    размера    регионального    стандарта    стоимости
жилищно-коммунальных  услуг,  превышают  величину,  соответствующую
максимально допустимой  доле  расходов  граждан  на  оплату  жилого
помещения и коммунальных услуг в совокупном  доходе  семьи  (статья
159 Жилищного кодекса  Российской  Федерации).  Инвалидам  I  и  II
групп,  а  также  инвалидам  с  детства  как   социально   уязвимым
категориям населения предоставляется  налоговая  льгота  социальной
направленности в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы
налога на имущество физических лиц, если они имеют в  собственности
жилое помещение (квартиру, комнату, жилой дом), не  используемое  в
предпринимательской деятельности  (статья  407  Налогового  кодекса
Российской Федерации).
     Следовательно,  абзац  второй  части  тринадцатой  статьи   17
Федерального закона "О социальной  защите  инвалидов  в  Российской
Федерации" в системе действующего правового регулирования не  может
рассматриваться как нарушающий  конституционные  права  граждан,  а
потому  основания  для  принятия  к  рассмотрению  запроса   группы
депутатов Государственной Думы отсутствуют.
     Руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой  статьи  79
Федерального  конституционного   закона   "О Конституционном   Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов
Государственной  Думы,  поскольку  он   не   отвечает   требованиям
Федерального  конституционного   закона   "О Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  в  соответствии  с  которыми  такого  рода
обращения в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  признаются
допустимыми.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее    Определение    подлежит    опубликованию    на
"Официальном      интернет-портале       правовой       информации"
(www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного  Суда  Российской
Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     № 593-О

Информация по документу
Читайте также