Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13.11.2019 № 7086-7 ГД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Об информации
Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушева о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году

 

Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 25 сентября 2019 года информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушева о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушева о реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства).

2. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушева о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году.

3. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.А.Каульбарса.

4. При обсуждении информации о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году было отмечено, что благодаря проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса работе обеспечены:

увеличение по сравнению с прошлым годом посевных площадей на 300 тысяч гектаров (до 80 миллионов гектаров);

валовые объемы сбора урожая по основным видам сельскохозяйственных культур выше среднегодовых значений прошлого года (прогнозируется сбор зерновых в объеме не менее 118 миллионов тонн зерна, включая сбор пшеницы в объеме 78 миллионов тонн, картофеля - не менее 7 миллионов тонн, овощей открытого грунта - не менее 5 миллионов тонн, овощей закрытого грунта - 1,2 миллиона тонн);

увеличение урожайности и повышение качества пшеницы, в том числе появление в структуре урожая зерновых пшеницы первого класса;

увеличение по сравнению с прошлым годом убранных площадей масличных культур почти в два раза, а также объема производства подсолнечного масла на 18 процентов и достижение прироста его производства до 5 миллионов тонн;

активизация темпов закладки новых многолетних насаждений, в том числе виноградников, что позволит в среднесрочной перспективе увеличить объемы российского производства винодельческой продукции;

необходимые темпы озимого сева для достижения запланированной площади посевов 17,5 миллиона гектаров озимых культур;

подготовка необходимых объемов семян для озимого сева в целях достижения стопроцентной обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами озимых культур;

увеличение объема производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий до 15,2 миллиона тонн;

увеличение объема производства молока до 31 миллиона тонн в год (в 2019 году прогнозируется рост производства на 0,5 миллиона тонн молока по сравнению с прошлым годом);

отсутствие резких колебаний цен на молоко впервые за последние пять лет;

увеличение в 2019 году по сравнению с прошлым годом индекса производства пищевых продуктов;

повышение уровня обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями (за девять месяцев текущего года приобретено 2,9 миллиона тонн минеральных удобрений) при прогнозируемом сохранении объемов внесения удобрений в почву на уровне прошлого года (3,2 миллиона тонн);

наращивание объема государственной поддержки в целях приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями современной сельскохозяйственной техники, что позволило увеличить парк сельскохозяйственной техники до 564 тысяч машин и сохранить энергообеспеченность сельского хозяйства на уровне прошлого года;

бесперебойное снабжение сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами в достаточном объеме.

В 2019 году в ряде субъектов Российской Федерации сложились неблагоприятные природно-климатические условия, оказавшие негативное влияние на сроки проведения весенних полевых работ и на объем и сроки уборки урожая. В результате природных аномалий в восемнадцати субъектах Российской Федерации вводился режим чрезвычайной ситуации, зафиксирована гибель сельскохозяйственных культур на площади свыше 1 миллиона гектаров, по предварительным оценкам, ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей по указанным причинам может составить свыше 11 миллиардов рублей.

В четырех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате наводнения предварительно оценивается в 5 миллиардов рублей.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет непрерывный мониторинг чрезвычайных ситуаций природного характера и оценку ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате таких ситуаций, а также оперативное доведение до пострадавших субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на компенсацию ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Средства, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации Забайкальскому краю и Иркутской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края" и Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", доведены до указанных регионов в объеме более 98 процентов.

В текущем году остается актуальной задача минимизации прямых затрат государства на компенсацию ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, которая может быть решена в том числе путем стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в качестве защиты своих имущественных интересов при причинении указанного ущерба. В 2019 году на компенсацию указанного ущерба предусмотрены средства в объеме 2,5 миллиарда рублей, при этом возможность получения средств компенсации сельскохозяйственными товаропроизводителями увязана с наличием договоров сельскохозяйственного страхования.

В связи со вступлением в силу 1 марта 2019 года Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 563-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", предусматривающего расширение страхового покрытия в отношении рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений в результате опасных природных явлений и увеличение максимального размера безусловной франшизы с 30 до 50 процентов, повышается интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию, преодолевается негативная тенденция снижения объемов сельскохозяйственного страхования, характерная для предыдущих лет.

Кроме того, в 2019 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации изменены подходы к распределению средств государственной поддержки сельского хозяйства. В частности, объем средств, предоставляемых регионам в формате единой субсидии, увязан с плановыми значениями показателей сельскохозяйственного страхования в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации. Также в настоящее время изменен принцип распределения несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, при этом 15 процентов средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с оказанием указанной поддержки, планируется распределять только тем субъектам Российской Федерации, в которых осуществляется сельскохозяйственное страхование.

В целом на мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства в 2019 году в соответствии с уточненной бюджетной росписью предусмотрено 307,9 миллиарда рублей.

Государственная Дума положительно оценивает работу и планы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по повышению эффективности мер государственной поддержки развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в части наращивания объема и обеспечения доступности льготных кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, грантовой поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации, развития мелиоративного комплекса (введения в эксплуатацию мелиорированных земель, вовлечения в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий, известкования кислых почв), реализации мероприятий Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996 (далее - Федеральная научно-техническая программа), Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 года № 1796-р, поддержания высокого уровня продовольственной безопасности Российской Федерации, поддержания официального статуса Российской Федерации как зоны, свободной от ящура без вакцинации, развития экспорта продукции агропромышленного комплекса, в том числе в части укрепления позиций российских производителей сельскохозяйственной продукции на рынках государств - участников Содружества Независимых Государств, государств Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки.

Отдельного внимания заслуживает эффективность проводимой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору работы по совершенствованию системы государственного ветеринарного надзора и системы электронной ветеринарной сертификации. При этом Государственная Дума отмечает необходимость установления взаимосвязи между показателями эффективности деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части обеспечения эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и целевыми показателями Государственной программы развития сельского хозяйства, а также необходимость оценки влияния введения электронной ветеринарной сертификации в отношении готовой продукции на ценовую политику в секторе производства продукции животноводства и контроля за ростом потребительских цен на отдельные продукты питания.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации) поставлены задачи создания в агропромышленном комплексе Российской Федерации высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, достижения объема экспорта (в стоимостном выражении) продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации в 45 миллиардов долларов США в год, ориентации промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках.

В то же время необходимо отметить, что сложившаяся к настоящему времени структура экспорта по основным группам товаров агропромышленного комплекса Российской Федерации характеризуется значительной долей товаров с низкой степенью переработки и невысокой добавленной стоимостью (в частности, в сегменте экспорта рыбной продукции доля таких товаров составляет свыше 86 процентов, в сегменте экспорта зерновых - более 30 процентов), что создает высокие риски недостижения целей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что задачи, поставленные перед агропромышленным комплексом Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации, требуют системной работы в части более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и повышения продуктивности земель, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство, в том числе за счет интенсификации мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия земель, развитие технологий умного сельского хозяйства и точного земледелия, основанных на применении современных агротехнологий.

Наряду с экономическими мерами стимулирования развития агропромышленного комплекса Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации уделяет повышенное внимание решению задачи устойчивого развития сельских территорий и усилению социальной составляющей в структуре мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - государственная программа КРСТ), реализация которой начнется в 2020 году. Государственная Дума считает, что при работе над проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию государственной программы КРСТ на соответствующие периоды, должны быть увеличены до уровня, утвержденного паспортом этой программы.

Следует отдельно отметить необходимость внедрения универсальных мер, направленных на развитие сельской экономики и повышение уровня жизни сельского населения, таких, как диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов экономической деятельности в сельской местности, способствующих созданию рабочих мест, в том числе на развитие ремесел и сельского туризма в соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года№ 151-р.

Эффективной мерой, непосредственно влияющей на повышение качества жизни на селе, может стать развитие физической культуры и спорта, в том числе разработка программы "Земский тренер" (по аналогии с программами "Земский доктор" и "Земский учитель", реализуемыми в сферах здравоохранения и образования), направленной на привлечение квалифицированных тренеров на работу в сельскую местность и малые города.

Государственная Дума отмечает положительную динамику кассового исполнения Государственной программы развития сельского хозяйства, сокращение объемов неиспользованных и возвращенных в федеральный бюджет средств, в то же время разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о наличии ряда недостатков, допущенных при подготовке и реализации государственных программ Российской Федерации, по которым ответственным исполнителем является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - государственные программы Российской Федерации), и федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" национального проекта "Международная кооперация и экспорт" (далее - федеральный проект), в том числе следующих:

1) невыполнение значительного количества целевых индикаторов и показателей государственных программ Российской Федерации;

2) низкий уровень кассового исполнения расходов по отдельным мероприятиям государственных программ Российской Федерации и федерального проекта;

3) недостаточная оперативность доведения бюджетных средств до получателей межбюджетных трансфертов;

4) использование не в полном объеме средств субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации в рамках реализации государственных программ Российской Федерации;

5) недостаточное качество проектного управления при реализации государственных программ Российской Федерации и федерального проекта.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) учесть замечания, высказанные Счетной палатой Российской Федерации, и предложения Государственной Думы при корректировке государственных программ Российской Федерации и федерального проекта;

2) обратить внимание на необходимость повышения эффективности использования средств, выделяемых для развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий в рамках государственных программ Российской Федерации;

3) продолжить совершенствовать механизмы государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации, в том числе с использованием механизма единой субсидии, иных финансовых и нефинансовых инструментов, в сфере комплексного развития сельских территорий, обеспечив необходимый объем финансирования, при этом имея в виду недопустимость снижения запланированного уровня финансового обеспечения соответствующих государственных программ;

4) при корректировке Государственной программы развития сельского хозяйства особое внимание уделить совершенствованию мер государственной поддержки:

развития сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, направленных на увеличение производства молока, молочных продуктов, говядины, плодоовощной продукции;

технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса Российской Федерации;

развития фермерства и сельской кооперации;

обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

развития мелиорации земель, включая проведение агролесомелиорации;

5) принять дополнительные меры, направленные на расширение участия субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и государственной программы КРСТ;

6) разработать и утвердить государственную программу Российской Федерации по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения и вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в рамках которой предусмотреть создание фонда управления землями сельскохозяйственного назначения в интересах развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Российской Федерации;

7) ускорить подготовку новой редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, предусматривающей совершенствование подходов и методологии оценки состояния продовольственной безопасности с учетом критериев физической и экономической доступности пищевых продуктов для населения, корректировку пороговых значений критерия продовольственной безопасности Российской Федерации, а также включение показателей, устанавливающих пороговые значения самообеспеченности по овощам, бахчевым культурам, фруктам, ягодам, семенам отдельных видов сельскохозяйственных культур;

8) принять дополнительные меры по повышению эффективности взаимодействия и обеспечению баланса интересов торговых сетей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания, в целях поддержки российских производителей продовольственных товаров и расширения возможностей доступа таких производителей на товарный рынок;

9) в целях повышения энерговооруженности сельскохозяйственного производства, содействия дальнейшему снижению доли импортного технологического оборудования продолжить совершенствование комплекса мер, направленных на развитие отечественного производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса Российской Федерации, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также принять меры по ликвидации задолженности перед производителями сельскохозяйственной техники в 2019 году в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники";

10) рассмотреть вопрос оптимизации тарифов на электроэнергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

11) принять меры по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства при реализации Федеральной научно-технической программы в целях повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов в коммерциализации результатов научно-технической деятельности;

12) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих совершенствование правового регулирования в области:

эффективного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;

создания российских защищенных брендов экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

развития мелиорации земель;

семеноводства;

развития пчеловодства;

осуществления землеустройства;

развития сельскохозяйственной кооперации;

13) поручить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса:

обеспечить эффективную реализацию государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", а также совершенствование ее механизмов, направленных на развитие социальной сферы, государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта;

принять меры по совершенствованию планирования и оптимизации распределения бюджетных ассигнований, повышению эффективности администрирования бюджетных средств, включая недопущение их сокращения и использования не в полном объеме;

продолжить работу по продвижению российских продовольственных брендов на внешних и внутреннем рынках;

разработать комплекс тарифных и нетарифных мер по устранению торговых барьеров для обеспечения доступа продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации на внешние рынки;

в целях стимулирования изменения товарной структуры экспорта в сегменте рыбной продукции в направлении увеличения объема вывоза продукции с высокой долей добавленной стоимости рассмотреть вопрос о дифференциации ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в зависимости от степени переработки рыбной продукции;

обеспечить корреляцию показателей эффективности деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части обеспечения эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства;

разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и использование отечественных генетических ресурсов растений и животных на территории Российской Федерации и на снижение зависимости агропромышленного комплекса Российской Федерации от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, а также на разработку и развитие производства отечественных химических средств защиты растений;

содействовать развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе в части обеспечения равнодоступности мер государственной поддержки для различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей;

в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства принять меры по совершенствованию системы мероприятий, направленных на развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на осуществление известкования кислых почв;

ускорить работу по подготовке нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено федеральными законами.

6. Поручить Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2020 года.

8. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                              В.В.Володин

 

Москва

13 ноября 2019 года

№ 7086-7 ГД

 


Информация по документу
Читайте также