Расширенный поиск

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.03.2019 № 22н

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

Москва

 

22 марта 2019 г.                              № 22н

 

Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

 

Зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2019 г.

Регистрационный № 54392

 

В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191; № 52, ст. 6983; 2016, № 1, ст. 26) и Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 12, ст. 1290; 2015, № 16, ст. 2393; 2016, № 18, ст. 2632; 2018, № 14, ст. 1975), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Положение).

2. Определить Департамент методологии бюджетного учета и анализа бухгалтерской отчетности (Ю.Е.Семашко) ответственным за осуществление анализа результатов внутреннего финансового контроля в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

3. Руководителям структурных подразделений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организовать работу по осуществлению внутреннего финансового контроля в соответствии с Положением.

4. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 15 июля 2016 г. № 34н "Об организации в Федеральном агентстве научных организаций работы по осуществлению внутреннего финансового контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный № 43131).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.В.Кузьмина.

 

 

Министр                              М.М.Котюков

 

 

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от 22 марта 2019 г. № 22н

 

Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает правила организации и осуществления в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации внутреннего финансового контроля в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 (далее - Правила № 193).

2. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым Министром науки и высшего образования Российской Федерации, заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации, иными должностными лицами Минобрнауки России, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным на:

а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета Минобрнауки России;

б) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Минобрнауки России (обеспечение достоверности бюджетной отчетности);

в) подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.1

_______________ 

1 Пункт 2 Правил № 193.

 

3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Минобрнауки России, исполняющих бюджетные полномочия (далее - структурные подразделения).2

_______________ 

2 Пункт 3 Правил № 193.

 

4. Должностные лица структурных подразделений осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур в соответствии с пунктом 4 Правил № 193.

5. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.3

_______________ 

3 Пункт 4(1) Правил № 193.

 

6. К контрольным действиям относятся:

а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;

б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

в) сверка данных;

г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.4

_______________ 

4 Пункт 5 Правил № 193.

 

7. Контрольные действия, указанные в пункте 6 настоящего Положения (далее - контрольные действия), применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее - методы контроля).5

При осуществлении внутреннего финансового контроля методы контроля применяются должностными лицами в отношении внутренних бюджетных процедур в соответствии с пунктами 19 - 21(1) Правил № 193.

_______________ 

5 Пункт 6 Правил № 193.

 

8. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.6

_______________ 

6 Пункт 7 Правил № 193.

 

9. К способам осуществления контрольных действий относятся:

а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).7

_______________ 

7 Пункт 8 Правил № 193.

 

10. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут заместители Министра науки и высшего образования Российской Федерации, курирующие структурные подразделения, в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.8

_______________ 

8 Пункт 16 Правил № 193.

 

II. Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля

 

11. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденными картами внутреннего финансового контроля (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Положению).9

_______________ 

9 Пункт 9 Правил № 193.

 

12. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.10

Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации, курирующими структурные подразделения, в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации.11

_______________ 

10 Пункт 13 Правил № 193.

11 Пункт 9 Правил № 193.

 

13. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;

б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - Перечень операций) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.12

_______________ 

12 Пункт 11 Правил № 193.

 

14. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:

а) вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;

б) степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых Минобрнауки России, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.

Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:

информации соответствующих структурных подразделений о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;

информации о выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном им порядке;

информации о возникновении коррупционно опасных операций.

К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Положения относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):

при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;

необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции государственного органа, определенной в качестве коррупционно опасной;

в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.

Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.

В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.13

_______________ 

13 Пункт 12(1) Правил № 193.

 

15. Перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к настоящему Положению) формируется и подписывается руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

16. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:

а) при принятии решения Министром науки и высшего образования Российской Федерации, заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с итогами рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля;

б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.14

_______________ 

14 Пункт 14 Правил № 193.

 

17. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.15

_______________ 

15 Пункт 18 Правил № 193.

 

18. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - Перечень мер), к которым в том числе относятся:

меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;

проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.

Перечень мер (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к настоящему Положению) составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации.16

_______________ 

16 Пункт 14(1) Правил № 193

 

19. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также Перечня мер производится не реже одного раза в год - до 25 декабря текущего года на очередной финансовый год.17

_______________ 

17 Пункт 15 Правил № 193.

 

20. При поступлении информации о выявленных нарушениях Минобрнауки России представляет в направивший такую информацию орган государственного финансового контроля сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер.18

_______________ 

18 Пункт 17 Правил № 193.

 

III. Порядок ведения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля

 

21. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к настоящему Положению).19

_______________ 

19 Пункт 22 Правил № 193.

 

22. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.20

_______________ 

20 Пункт 22 Правил № 193.

 

23. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется путем занесения записей в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля на основании информации из интегрированных автоматизированных систем (при наличии), а также от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля заносятся по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.

В случае отсутствия возможности применения программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию внесения записей в журналы, руководитель структурного подразделения вправе принять решение о внесении в журнал записей за истекший месяц (неделю) в течение трех рабочих дней следующего месяца (недели) на основании рабочих записей о результатах внутреннего финансового контроля должностных лиц, осуществлявших внутренний финансовый контроль.

24. Руководитель структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур, самостоятельно определяет способ ведения журнала (в целом по структурному подразделению, по отделам структурного подразделения; в целом по внутренним бюджетным процедурам, раздельно по каждой внутренней бюджетной процедуре), форму ведения журнала (на бумажном носителе, в электронном виде).

25. По окончании очередного квартала журналы подписываются должностным лицом, осуществлявшим его ведение, и руководителем структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур, не позднее пятого рабочего дня следующего квартала.

26. Регистр (журнал) внутреннего финансового контроля нумеруется, прошнуровывается и скрепляется подписью заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, курирующего структурное подразделение, в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации, ответственное за выполнение внутренних бюджетных процедур.

27. Перечни должностных лиц, ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, утверждаются заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации, курирующими структурные подразделения, в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

 

IV. Порядок учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля

 

28. Учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем (при наличии).

29. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в течение срока, установленного номенклатурой дел.

30. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля, составленные на машинных носителях информации в форме электронных документов (далее - электронные документы), хранятся в течение срока, установленного законодательством об архивном деле в Российской Федерации для хранения первичных учетных документов. В случае отсутствия возможности хранения на машинных носителях информации электронные документы хранятся исключительно на бумажных носителях.

31. Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.

32. Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется должностным лицом, ответственным за их ведение, до момента их сдачи в архив.

 

V. Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля

 

33. На основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля каждое структурное подразделение, ответственное за выполнение внутренних бюджетных процедур, формирует отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Положению).

К Отчету прилагается пояснительная записка (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящему Положению), содержащая:

описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;

сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, принимаемых мерах по повышению их квалификации;

сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, правоохранительные органы.

34. Периодичность формирования Отчета: квартальная, годовая. Квартальный Отчет составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября и представляется до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Годовая отчетность составляется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и представляется до 25 января года, следующего за отчетным.

35. Отчет представляется в Департамент методологии бюджетного учета и анализа бухгалтерской отчетности.

36. Департамент методологии бюджетного учета и анализа бухгалтерской отчетности на основании представленных структурными подразделениями Отчетов формирует сводный Отчет.

Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется Департаментом методологии бюджетного учета и анализа бухгалтерской отчетности курирующему заместителю Министра науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 20 рабочих дней после представления структурными подразделениями Отчетов.

37. Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные:

а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Минобрнауки России;

г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

д) на изменение внутренних стандартов и процедур;

е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

з) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений.21

_______________ 

21 Пункт 25 Правил № 193.

 

38. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Минобрнауки России информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные (годовые) отчеты Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (в части Минобрнауки России).22

_______________ 

22 Пункт 26 Правил № 193.

 

 

Приложение № 1
к Положению об осуществлении внутреннего финансового контроля в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от 22 марта 2019 г. № 22н

 

(рекомендуемый образец)

 

 УТВЕРЖДАЮ
 
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
 

__________
(подпись)

_________________________
(расшифровка подписи)

 "__" __________ ____ г. 

 

КАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
на ______ год

_______________ 

Приложения № 1 - 6 к Положению не приводятся. См. официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

 


Информация по документу
Читайте также