Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.06.2020 № 8399-7 ГД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Об информации Руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьева по вопросам развития конкуренции в отраслях топливно-энергетического комплекса, ценообразования и тарифного регулирования монопольных видов деятельности, стоимости энергоресурсов

 

Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 4 марта 2020 года информацию Руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьева, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьева.

2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.А.Каульбарса.

3. Государственная Дума поддерживает усилия Федеральной антимонопольной службы по развитию конкуренции в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), развитию организованных (биржевых) торгов для заключения участниками таких торгов договоров купли-продажи товаров, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по ценообразованию и тарифному регулированию монопольных видов деятельности и отмечает эффективную работу Федеральной антимонопольной службы по регулированию ТЭК и конструктивное взаимодействие с Государственной Думой.

4. Государственная Дума отмечает проделанную за последние несколько лет Федеральной антимонопольной службой большую работу по формированию в Российской Федерации единой тарифной политики, реализуемой на федеральном и региональном уровнях.

5. Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о наличии недостатков при реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 618):

отсутствуют существенные изменения динамики показателей, характеризующих уровень развития конкуренции в нефтяной и газовой отраслях за последние несколько лет, что обусловлено недостаточным обеспечением независимым участникам рынка свободного и недискриминационного доступа к инфраструктуре данных отраслей;

ежегодно увеличиваются объемы надбавок к тарифам в сфере электроэнергетики, носящих нерыночный характер. Как следствие, происходит увеличение объемов перекрестного субсидирования. Действующие в настоящее время методики формирования тарифов не в полной мере обеспечивают оптимальное перераспределение объемов перекрестного субсидирования между потребителями.

Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации, что положительное влияние на снижение размера тарифов могут оказать:

применение метода эталонных затрат при установлении сбытовых надбавок для всех гарантирующих поставщиков с корректировкой указанного метода для исключения необоснованного увеличения доходов гарантирующих поставщиков;

усовершенствование методологии расчета экономически обоснованного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в части перераспределения необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации по уровням напряжения, в том числе в части учета степени загрузки оборудования и категории надежности энергоснабжения.

Кроме того, при рассмотрении подходов к определению размеров тарифов на энергоресурсы в целях поддержки отдельных групп потребителей электрической энергии Государственная Дума полагает целесообразным принять целевой характер предоставления соответствующих льгот, при этом предусмотреть возможность обеспечения контроля за их предоставлением.

6. Государственная Дума выделяет следующие наиболее актуальные задачи нормативного обеспечения развития конкуренции в отдельных отраслях ТЭК, ценообразования и тарифного регулирования монопольных видов деятельности, стоимости энергоресурсов:

реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, в том числе исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах деятельности, к субъектам естественных монополий, путем подготовки и принятия федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и признании утратившим силу Федерального закона "О естественных монополиях";

обеспечение внесения на рассмотрение Государственной Думы федерального закона об основах государственного регулирования цен (тарифов) с учетом ранее данных Государственной Думой предложений по его доработке;

совершенствование работы оптового рынка электрической энергии, развитие конкуренции на розничных рынках электрической энергии;

ограничение и сокращение всех видов перекрестного субсидирования стоимости электрической энергии для потребителей электрической энергии;

снижение дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии по уровням напряжения;

равномерное распределение перекрестного субсидирования по уровням напряжения между потребителями, присоединенными к региональным электрическим сетям, с учетом совершенствования методологии расчета экономически обоснованного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также рассмотрение различных подходов к распределению перекрестного субсидирования между потребителями, присоединенными к магистральным электрическим сетям публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и региональным электрическим сетям территориальных сетевых организаций;

развитие и повышение эффективности сетевого комплекса электроэнергетики, совершенствование доступности электрической энергии для потребителей электрической энергии;

внедрение метода эталонных затрат при регулировании цен (тарифов) на передачу электрической энергии (мощности), услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению;

внедрение механизмов долгосрочного тарифного регулирования на период пять и более лет;

развитие института регуляторных контрактов (регуляторных соглашений) в электросетевом комплексе, а также концессионных соглашений в ТЭК;

дальнейшее совершенствование отраслевых методических указаний по расчету тарифов в регулируемых сферах деятельности;

дальнейшее сдерживание роста регулируемых цен (тарифов) по принципу "инфляция минус";

обеспечение формирования и совершенствования ликвидных внебиржевых индикаторов цен на товары (нефть, нефтепродукты, газ, минеральные удобрения, нефтегазохимическую продукцию, сельскохозяйственную продукцию и продукцию ее переработки, лес и лесоматериалы, лом и отходы черных и цветных металлов, драгоценные металлы, биологические ресурсы);

внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра" в части регистрации внебиржевых договоров в отношении товаров (нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, нефтегазохимической продукции, сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, леса и лесоматериалов, лома и отходов черных и цветных металлов, драгоценных металлов, биологических ресурсов), а также транспортной составляющей в цене указанных товаров в таких договорах.

7. Проблему перекрестного субсидирования необходимо решать посредством реализации комплекса новых мер и выработки индивидуальных планов и решений для субъектов Российской Федерации, в которых данная проблема наиболее актуальна.

Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий должны доводиться до экономически обоснованного уровня темпами не выше уровней, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, и не ниже индекса роста платы граждан в субъектах Российской Федерации, в которых перекрестное субсидирование не ликвидировано.

Государственная Дума предлагает рассмотреть вопросы субсидирования отдельных категорий потребителей электрической энергии и субъектов Российской Федерации за счет соответствующих бюджетов всех уровней, а также введения целевого уровня перекрестного субсидирования для оценки эффективности работы руководителей субъектов Российской Федерации.

Среди недостатков функционирования электроэнергетики необходимо выделить значительное число нерыночных надбавок к цене на мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности, которые существенно увеличивают конечную стоимость электрической энергии и искажают конкурентное ценообразование на указанном рынке, сокращая долю рыночных механизмов.

Государственная Дума считает необходимым ограничить практику появления новых территорий с особыми условиями регулирования ценообразования на электрическую энергию.

8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить подготовку нового национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы;

2) осуществлять координацию выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 618, разработать и внедрить дополнительные меры стимулирования развития государственно-частного партнерства в ТЭК;

3) ускорить внесение на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов об основах государственного регулирования цен (тарифов) и о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и признании утратившим силу Федерального закона "О естественных монополиях", направленных на формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий и развитие конкуренции, с учетом ранее данных Государственной Думой предложений по их доработке;

4) обеспечить проработку перехода к применению при установлении тарифов в сферах передачи электрической энергии, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат, состоящего из следующих этапов:

предварительное внедрение метода сравнения аналогов на пилотных проектах с учетом технологических, климатических и иных факторов деятельности ресурсоснабжающих организаций;

сбор и анализ информации об экономических последствиях и качестве поставки ресурсов при реализации пилотных проектов в результате внедрения метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат при установлении тарифов;

корректировка подходов к применению метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат с учетом опыта реализации пилотных проектов;

5) ускорить разработку нормативных правовых актов, необходимых для перехода к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии со сроком действия не менее пяти лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами Российской Федерации регуляторных соглашений;

6) принять меры по развитию конкурентных розничных рынков электрической энергии;

7) принять комплекс мер в сфере электроэнергетики, в том числе направленных на улучшение инвестиционного климата и совершенствование тарифного регулирования;

8) продолжить политику сдерживания роста регулируемых цен (тарифов) по принципу "инфляция минус";

9) уделить особое внимание соблюдению порядка установления тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства для населения и приравненных к нему категорий потребителей и усилить контроль за установлением обоснованных тарифных решений;

10) проработать вопрос о регулировании размеров нормативов потребления коммунальных услуг для населения и приравненных к нему категорий потребителей на федеральном уровне;

11) принять меры, направленные на обеспечение публичного обсуждения документов стратегического развития конкуренции и антимонопольного регулирования с участием депутатов Государственной Думы, в том числе на площадке Государственной Думы;

12) провести работу по повышению открытости и единообразия принимаемых тарифных решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

13) разработать комплекс мероприятий для поэтапного сокращения всех видов перекрестного субсидирования, в том числе в сетевом комплексе электроэнергетики, и принятия на 10 - 15 лет графиков снижения перекрестного субсидирования;

14) рассмотреть возможность использования бюджетных средств в решении проблемы перекрестного субсидирования;

15) рассмотреть возможность перехода к адресному субсидированию потребителей электрической энергии Дальневосточного федерального округа;

16) проработать вопрос о сглаживании тарифов на услуги по передаче электрической энергии путем изменения дифференциации тарифов в сетевом комплексе;

17) внедрить цифровые технологии в области тарифного регулирования, в том числе путем создания единого макроэкономического центра по сбору и анализу данных, используемых для развития экономики страны, и обеспечения полного контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы за принятием региональных тарифных решений;

18) внедрить долгосрочный и экономически эффективный механизм ценозависимого управления спросом на топливно-энергетические ресурсы, провести работу по увеличению объема электрической энергии, приобретенной покупателями электрической энергии, участвующими в управлении спросом на электрическую энергию, до уровня не менее 4 гигаватт к 2025 году;

19) провести работу по снижению к 2025 году до 90 дней сроков технологического присоединения к электрическим сетям и до 135 дней сроков технологического присоединения к сетям газораспределения;

20) обеспечить переход на оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в части взаимодействия с потребителями исключительно в электронной форме;

21) продолжить работу по дальнейшему развитию организованных (биржевых) торгов для заключения участниками таких торгов договоров купли-продажи товаров (нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, нефтегазохимической продукции, сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, леса и лесоматериалов, лома и отходов черных и цветных металлов, драгоценных металлов, биологических ресурсов), договоров, которые являются производными финансовыми инструментами и базисным активом которых является товар, а также по формированию биржевых и внебиржевых индикаторов цен на биржевые товары;

22) продолжить работу по газификации субъектов Российской Федерации посредством дальнейшего заключения регуляторных контрактов и создания дополнительных мер поддержки для обеспечения финансовой возможности подключения к газовым сетям населения муниципальных образований;

23) ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, Правил недискриминационного доступа к услугам подземного хранения газа. Правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

24) проработать вопрос об упрощении порядка постановки на учет бесхозяйных объектов сетей газораспределения и принятия связанных с этим тарифных решений и при необходимости внести соответствующие изменения в законодательные акты Российской Федерации.

9. Поручить Комитету Государственной Думы по энергетике совместно с Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.

10. В рамках контроля за реализацией настоящего Постановления провести в период осенней сессии 2020 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике, Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту.

11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2021 года.

12. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации.

13. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                              В.В.Володин

 

Москва

23 июня 2020 года

№ 8399-7 ГД

 


Информация по документу
Читайте также