Расширенный поиск

Постановление Правительства Ивановской области от 03.08.2015 № 372-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 03.08.2015 № 372-п

г. Иваново

 

О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

 

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Ивановской области п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (прилагается).

2. Внести прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов одновременно с проектом бюджета Ивановской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в Ивановскую областную Думу в установленном законом порядке.

 

 

 

Губернатор

Ивановской области

 

П.А. Коньков

 

 

 


 

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 03.08.2015 № 372-п

 

Прогноз

социально-экономического развития Ивановской области

на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

(в разрезе муниципальных образований)

 

Раздел 1.

Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2013 - 2014 годы и сложившейся экономической ситуации к июню 2015 года, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее – ТО ФСГС по Ивановской области), основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п, постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 № 74-п «Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально–экономического развития Ивановской области», распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 № 90-рп «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу», с учетом сценарных условий и основных параметров прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 23.05.2015 (протокол № 15), а также ориентиров и приоритетов социально–экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 606.

По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2015 год и на период до 2017 года, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2014
№ 331-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области, разработанный в текущем году, претерпел изменения.

При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент времени тенденции развития Ивановской области и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития Ивановской области за предшествующие периоды времени.

Экономическое развитие Ивановской области в 2014 году и в истекшем периоде 2015 года проходило в сложных макроэкономических условиях, характеризующихся введением санкционного режима в отношении Российской Федерации и, как следствие, ослаблением курса рубля, оттоком капитала и ужесточением доступа к кредитным ресурсам, что повлияло на ухудшение основных показателей социально-экономического развития Ивановской области.

Соответственно, по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2015 год и их прогноз на 2016 - 2017 годы.

При разработке прогноза в 2014 году оценка валового регионального продукта (далее – ВРП) за 2013 год, на 2014 год и его прогноз на 2015 - 2017 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2012 год. При разработке прогноза в 2015 году оценка ВРП за 2014 год, на 2015 год и его прогноз на 2016 - 2018 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2012 год и оперативных статистических данных за 2013 год, уточнение которых произойдет в 2016 году. С учетом того, что за 2012 год фактические данные ВРП были уточнены ТО ФСГС по Ивановской области в текущем году в сторону уменьшения на 397 млн. рублей и составили 136,1 млрд. рублей, а фактический объем ВРП по статистическим данным за 2013 год увеличился на 5,1% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах и составил 157,7 млрд. рублей (что выше оценки, прогнозируемой в 2014 году, на 7,4 млрд. рублей), оценки абсолютных значений и индексов физического объема ВРП за 2014 год, на 2015 год и их прогноз на 2016 - 2017 годы были скорректированы.

Так, при прогнозировании в текущем году снижение индекса физического объема ВРП по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году составило: в 2014 году – на 1,4 п. п., в 2015 году – на 5,6 п. п., в 2016 году – на 2,4 п. п., в 2017 году – на 1,3 п. п.

Однако абсолютные оценочные и прогнозные значения ВРП не снизились, а превышение составило: в 2014 году – 11 млрд. рублей, в 2015 году – 19 млрд. рублей, в 2016 году – 27,9 млрд. рублей, в 2017 году – 36,2 млрд. рублей. Это свидетельствует о том, что рост произойдет за счет прогнозируемого увеличения значений индексов-дефляторов по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году.

Прогнозирование индекса промышленного производства (далее - ИПП) в 2014 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2013 год, которые в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 5,9 п. п.

Однако оперативные отчетные данные по ИПП за 2014 год оказались меньше их оценочного значения на 3,3 п. п. Кроме того, в течение 2014 года и за истекший период 2015 года динамика промышленного производства находилась в отрицательной плоскости. С учетом этого оценочные и прогнозные значения ИПП, прогнозируемые в 2014 году, были скорректированы в сторону уменьшения: в 2015 году – на 6,3 п. п., в 2016 году – на 0,6 п. п., в 2017 году – на 0,5 п. п.

Это свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства к 2017 году по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году.

За 2014 год фактический объем вложенных инвестиций составил
29,8 млрд. рублей, или 83% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах, при прогнозировании в 2014 году данного показателя его значение оценивалось в 34,8 млн. рублей. Снижение по сравнению с оценочным показателем 2014 года составило 4,9 млрд. рублей.

Снижение объема инвестиций в 2014 году связано с сокращением вложений предприятиями транспорта, торговли и оборонного комплекса. В формировании отрицательной динамики показателя объема инвестиций имеет место и эффект «высокой базы» 2013 года: объем инвестиций в 2013 году составил 33,9 млрд. рублей, что на 10,3% выше уровня 2012 года в сопоставимых ценах.

Соответственно, оценка и прогноз объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в текущем году по сравнению с показателями, прогнозируемыми в 2014 году, скорректированы в сторону уменьшения. В 2015 году планируется снижение объема инвестиций на 8% при прогнозируемом ранее росте  на 6,8%. Это связано с тем, что аналогичная 2014 году ситуация ожидается и в 2015 году (предполагается дальнейшая приостановка инвестиционных проектов из-за роста цен на материалы, сырье, оборудование).

В дальнейшем в сфере инвестиционной деятельности предполагается улучшение ситуации: в 2016 году объем инвестиций ожидается на уровне 2015 года в сопоставимых ценах, с 2017 года прогнозируется рост показателя на 1,5%, что связано с началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов и существенным увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:

- «Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне «Просторный» по ул. Тимирязева», ООО «Инвестиционно-строительная компания Контур-М», с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 3,5 млрд. рублей;

- «Строительство жилого микрорайона в д. Кочедыково Ивановского района Ивановской области», ОАО «ДСК», с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 3,3 млрд. рублей;

- «Строительство жилого микрорайона «Ново-Коляново», ООО «Коляновские вечера», с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,2 млрд. рублей;

- «Создание и серийное производство гаммы высокопроизводительных обрабатывающих центров нового поколения», ОАО «ИЗТС», с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,7 млрд. рублей.

Таким образом, при прогнозировании в текущем году планируемые ранее абсолютные значения объемов инвестиций были скорректированы в сторону уменьшения: в 2015 году – на 10,9 млрд. рублей, в 2016 году – на 15,8 млрд. рублей, в 2017 год – на 21,2 млрд. рублей.

Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на плановый период 2015 – 2017 годов в 2014 году осуществлялось на основании имеющихся на тот момент оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2013 год, которые позднее были скорректированы в сторону увеличения на 0,5 п. п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2014 год сложился меньше его оценочного значения на 4,1 п. п.

Фактически в 2014 году продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в натуральном выражении было произведено меньше по сравнению с оценочными значениями 2014 года: картофеля – на 3,8%, овощей – на 6,4%, скота и птицы (в живом весе) – на 9,9%, молока – на 11,4%, больше было произведено зерна – на 9,3% и яиц – на 0,5%.

При прогнозировании в 2014 году показателя «объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий» планировались следующие индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2015 году - 101,6%, в 2016 году – 101,6%, в 2017 году – 101,7%.

При прогнозировании в текущем году оценочное значение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 2015 год увеличено на 2,2 п. п., прогнозные значения данного индекса также увеличены на 2016 год – на 1,9 п. п. и на 2017 год – на 2,5 п. п.

В результате в стоимостном выражении объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по сравнению с прогнозом 2014 года увеличится в 2015, 2016 и 2017 годах на 2 млрд. рублей, 2,1 млрд. рублей и 2,7 млрд. рублей соответственно, что связано, в первую очередь, с процессом импортозамещения.

При оценке оборота розничной торговли в 2014 году предполагалось, что темп роста показателя к 2013 году в сопоставимых ценах составит 105,3%, а оборот розничной торговли – 142,9 млрд. рублей. Фактически темп роста за 2014 год к 2013 году в сопоставимых ценах составил 103,7% (на 1,6 п.п. меньше оценки 2014 года), а оборот розничной торговли – 143,7 млрд. рублей (на 0,8 млрд. рублей больше оценки 2014 года). Разница между оценочными и фактическими показателями объясняется тем, что оценка показателя за 2014 год основывалась на отчетных статистических данных за 4 месяца 2014 года (темпах роста в сопоставимых ценах), которые в конце года оказались несколько ниже, чем в его начале.

За 4 месяца 2015 года темп роста оборота розничной торговли к аналогичному периоду 2014 года в сопоставимых ценах составил 79,8%. В результате оценочные и прогнозные значения темпов роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к предыдущему году в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения: в 2015 году – на 11,2 п. п., в 2016 году – на 5 п. п., в 2017 году – на 5 п. п.

При прогнозировании объема платных услуг населению в 2014 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили: в 2014 году – 101%, в 2015 году – 102,5%, в 2016 году – 102,8%, в 2017 году – 103%. Фактически за 2014 год темп роста к 2013 году в сопоставимых ценах составил 107%, что выше оценки 2014 года на 6 п. п. Это связано с тем, что, начиная со 2-й половины 2014 года, на рынке платных услуг наблюдалась тенденция к увеличению темпов роста объема платных услуг населению. В абсолютном значении объем платных услуг населению за 2014 год превысил оценочное значение прошлого года на 2,1 млрд. рублей.

За истекший период 2015 года тенденции на рынке платных услуг стали ухудшаться. Небольшое снижение наблюдается с февраля по апрель 2015 года включительно, в связи с чем темпы роста объема платных услуг населению на 2015 год оцениваются на уровне 99%, что ниже прогноза прошлого года на 3,5 п. п.

Учитывая снижение спроса населения на отдельные виды платных услуг населению в условиях продолжающегося роста цен на них и увеличения направления денежных средств граждан на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, темпы роста объема платных услуг населению прогнозируются на 2016 год в размере 102%, на 2017 год – 102,8%, что ниже темпов роста объема платных услуг населению, прогнозируемых в 2014 году, на 0,8 п. п. и на 0,2 п. п. соответственно. Однако в абсолютном выражении прогнозируемые в текущем году значения объема платных услуг населению по сравнению с прогнозом 2014 года не снижены, превышение составит: в 2015 году – 3,2 млрд. рублей, в 2016 году – 4,1 млрд. рублей, в 2017 году – 5,7 млрд. рублей.

Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2014 год составила 8342 млн. рублей (86,1% к уровню 2013 года). При прогнозировании в 2014 году она оценивалась в размере 9710 млн. рублей (100,2% к уровню 2013 года). Фактически прибыль прибыльных организаций за 2014 год по сравнению с оценкой 2014 года снизилась на 1,4 млрд. рублей, или на 14,1 п. п.

Учитывая снижение оценочного значения прибыли прибыльных организаций в 2014 году, а также текущую ситуацию с поступлением налога на прибыль организаций за последние несколько месяцев 2014 и 2015 годов, ожидаемое снижение в 2015 году и прогнозируемое замедление в 2016 – 2018 годах темпов роста основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Ивановской области, суммы прибыли прибыльных организаций, прогнозируемые в 2014 году, были скорректированы в сторону уменьшения. Так, снижение прибыли прибыльных организаций составит: в 2015 году – 2,2 млрд. рублей, в 2016 – 2017 годах – по 2,4 млрд. рублей ежегодно.

При прогнозировании в 2014 году фонд заработной платы (далее - ФЗП)  оценивался в размере 71290 млн. рублей (108,8% к уровню 2013 года). По предварительным данным ТО ФСГС по Ивановской области ФЗП за 2014 год составил 70462,1 млн. рублей, темп роста сложился ниже оценочного значения на 2,9 п. п. Данное снижение объясняется низким уровнем отчетных значений против оценочных по показателю «среднесписочная численность работников организаций»: 285,7 тыс. человек против 289,9 тыс. человек соответственно.

С учетом фактических отчетных значений по показателям «среднемесячная номинальная заработная плата» и «среднесписочная численность работников организаций» в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения темпы роста данных показателей на 2015 – 2017 годы.

В результате были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП в сторону уменьшения: в 2015 году – на
7,3 млрд. рублей, в 2016 году – на 11,6 млрд. рублей, в 2017 году – на
15,1 млрд. рублей.

При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2014 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.06.2014, вступающие в силу с 01.01.2015. Прогнозируемые абсолютные значения налоговых доходов в 2014 году составляли: на 2015 год – 23,7 млрд. рублей, на 2016 год – 25,5 млрд. рублей, на 2017 год – 27,3 млрд. рублей. Поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2014 году оценивались в сумме 22 млрд. рублей.

Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2014 году составили 20,6 млрд. рублей, уменьшившись по сравнению с оценкой прошлого года на 1,4 млрд. рублей. Основное снижение поступлений налоговых доходов по отношению к оценке произошло за счет снижения поступлений налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и акцизов. Соответственно, прогнозируемые в 2015 году суммы поступлений налоговых доходов на 2015 - 2017 годы были скорректированы в сторону уменьшения.

Кроме того, на снижение поступлений налоговых доходов 2016 - 2017 годов повлияло прогнозируемое замедление темпов роста основных бюджетообразующих показателей (ИПП, ФЗП, объемов производства подакцизных товаров, а именно алкогольной продукции и пива), а также изменения налогового и бюджетного законодательства в прогнозируемом периоде.

В результате по прогнозу текущего года по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году, снижение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области составит: в 2015 году – 2,6 млрд. рублей, в 2016 году – 2,1 млрд. рублей, в 2017 году – 3,2 млрд. рублей.

 

Подраздел 1.1. Экономические показатели

 

1.1.1. Валовой региональный продукт

ВРП является основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие Ивановской области.

ТО ФСГС по Ивановской области за 2013 год представлены оперативные данные по ВРП, в соответствии с которыми ВРП Ивановской области составил 157,7 млрд. рублей, или 105,1% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах.

Рост ВРП в целом был связан с ростом в 2013 году индексов физического объема валовой добавленной стоимости по следующим видам экономической деятельности:

- по гостиницам и ресторанам – на 55,3%;

- по оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 39,9%;

- по строительству – на 19,7%;

- по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг – на 13,2%;

- по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных  услуг – на 10,3%;

- по государственному управлению и обеспечению военной безопасности; обязательному социальному страхованию – на 2,2%.

Удельный вес вышеперечисленных видов экономической деятельности в структуре ВРП в 2013 году составил 54,9%, и соответственно рост по данным видам отразился на общем росте физического объема ВРП Ивановской области в целом на 5,1%.

Важную роль в структуре ВРП и в целом в экономической жизни области играет промышленный комплекс Ивановской области. Реализация государственной политики, направленной на развитие промышленного производства, имеет ключевое значение для социально-экономического развития Ивановской области. Удельный вес промышленного производства в ВРП составил 25,9%. Также структуру ВРП формируют: торговля (23%), транспорт и связь (6,8%), строительство (5,2%), сельское хозяйство (2,8%) и другие виды экономической деятельности, динамичное развитие которых обеспечивает прирост ВРП.

В 2014 году объем ВРП Ивановской области оценивался в размере 176,5 млрд. рублей, что на 0,1% выше уровня предыдущего года. На рост ВРП повлияли: рост объема работ, выполненного по виду деятельности «строительство» - на 1,2%; рост оборота розничной торговли - на 3,7% и рост платных услуг, оказанных населению области, – на 7%. Однако снижение промышленного производства по итогам 2014 года на 2,8%, производства продукции сельского хозяйства – на 3,9% и объема инвестиций в основной капитал – на 17% замедлили рост ВРП.

В 2015 году ВРП Ивановской области оценивается на уровне
200,7 млрд. рублей.

Сложившаяся в Ивановской области экономическая ситуация, связанная с замедлением темпов роста российской экономики и неопределенности ее развития в перспективе, ограничением доступа предприятий реального сектора экономики к финансовым ресурсам повлияла на основные региональные социально-экономические показатели.

По оценке в 2015 году ожидается снижение промышленного производства на 4,9% по сравнению с 2014 годом, и как следствие, ВРП снизится на 3,5%.

Экономика Ивановской области адаптируется к изменившимся внешнеэкономическим условиям: снижение курса рубля приведет к активизации импортозамещения и повышению конкурентоспособности экспорта, сокращение ВРП в 2014 - 2015 годах может смениться восстановительным ростом в 2016 году.

В 2016 году ВРП Ивановской области прогнозируется порядка 226,6 млрд. рублей, что на 0,2% выше уровня 2015 года.

В 2017 году прогнозируется прирост ВРП на 2% к уровню 2016 года, объем ВРП составит 253,1 млрд. рублей.

В 2018 году ВРП вырастет до 277,9 млрд. рублей, что выше уровня 2017 года на 2,8%.

В 2017 – 2018 годах будут развиваться такие виды экономической деятельности, как торговля, строительство, транспорт и связь, которые окажут существенное влияние на рост ВРП.

 

1.1.2. Промышленное производство

Развитие промышленного производства Ивановской области в 2014 году происходило в условиях действия новых факторов ограничения роста российской экономики: введение технологических и финансовых экономических санкций в отношении России, рост геополитической напряженности, падение цен на нефть привели к снижению инвестиционной активности и потребительского спроса, ослаблению курса рубля, усилению оттока капитала и росту неопределенности в среднесрочной перспективе.

Объем отгруженной продукции в промышленности по оперативным данным ТО ФСГС по Ивановской области за 2014 год составил 106,5 млрд. рублей, промышленное производство снизилось на 2,8% (ИПП составил 97,2%).

В 2014 году в структуре промышленного производства сохранился наибольший удельный вес обрабатывающих производств – 74,9%, в том числе: текстильного и швейного производства - 25%, машиностроительного комплекса – 21,1% и производства пищевых продуктов – 13%. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды составила 24,4%.

Прогноз на 2015 год предполагает сохранение действия внешних и внутренних факторов, сформированных в 2014 году. Объем отгруженной продукции в промышленности ожидается на уровне 114,4 млрд. рублей, ИПП составит 95,1%. Спад производства произойдет практически в половине муниципальных муниципальных образований Ивановской области.

В Юрьевецком муниципальном районе Ивановской области промышленное производство представлено организациями, относящимися к виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и к категории «малые предприятия». Вследствие этого, прогнозирование ИПП Юрьевецкого муниципального района Ивановской области не осуществлялось.

В среднесрочной перспективе действие принятых Правительством Российской Федерации дополнительных мер стимулирующего характера развития экономики и проведение политики социальной стабильности государства обеспечат наращивание отечественного производства. Однако сохранение геополитической напряженности, наличие высоких инфляционных рисков, недостаточная активизация процессов импортозамещения ограничат темпы роста промышленного производства. В 2016 году объем отгруженной продукции в промышленности прогнозируется на уровне 122,7 млрд. рублей, ИПП составит 101%; в 2017 году - 130,7 млрд. рублей и 101,3% соответственно; в 2018 году – 139,1 млрд. рублей и 101,4% соответственно. При этом в прогнозируемом периоде ожидается сохранение тенденции опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством и распределением электроэнергии, газа и воды.

По обрабатывающим производствам объем отгруженных товаров собственного производства в 2016 году ожидается на уровне 91,9 млрд. рублей, ИПП – 101,2%. В пяти муниципальных образованиях Ивановской области (г. о. Иваново, Вичугском, Ильинском, Кинешемском и Палехском муниципальных районах) ИПП по оценке составит ниже 100%.

В 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам прогнозируется на уровне 97,2 млрд. рублей и 102,8 млрд. рублей, ИПП составит 101,5% и 101,7% соответственно.

В производстве пищевых продуктов объем отгруженной продукции в 2015 году ожидается на уровне 16,3 млрд. рублей, ИПП – 102%. Рост индекса производства вызван увеличением внутреннего потребительского спроса на продукцию пищевой промышленности, производимой на территории Ивановской области. Наиболее высокими темпами пищевое производство будет развиваться в городских округах Кинешма (ЗАО «Кинешемский хлебокомбинат», ОАО «Кинешемский молочный завод») и Шуя, а также Ивановском (ООО «МАК-Иваново»), Лежневском (ООО «КантриМилк», ООО «Сабиновский мясокомбинат»), Приволжском (ООО «Косби-М») и Пучежском (ООО ПК «Фортуна») муниципальных районах.

Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне 17,8 млрд. рублей, ИПП составит 102,3%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции прогнозируются на уровне 19,2 млрд. рублей и 20,7 млрд. рублей, ИПП составит 102,5% и 102,7% соответственно.

В городских округах Кинешма и Шуя, Ивановском, Лежневском, Приволжском и Родниковском (ООО «Рижский хлеб», ООО «Мечта», ООО «Молоко» и ООО «Родниковский племзавод») муниципальных районах сохранятся более высокие по сравнению с другими муниципальными образованиями Ивановской области темпы роста производства пищевых продуктов.

Недостаток оборотных средств у предприятий, в том числе для осуществления сезонных закупок сырья и материалов, низкий уровень рентабельности текстильного производства и низкая залоговая стоимость оборудования для текстильной промышленности ограничивают возможность привлечения кредитных ресурсов, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на ее развитие. Швейное производство, базирующееся на использовании в основном импортных тканей и фурнитуры, также имеет ограничения в дальнейшем развитии.

В 2015 году в текстильном и швейном производстве объем отгруженной продукции оценивается на уровне 30,2 млрд. рублей, ИПП – 96,4%. Текстильные и швейные предприятия Ивановской области представлены практически во всех муниципальных образованиях. В прогнозируемом периоде ожидается отрицательная динамика темпов промышленного производства в 9 из 21 муниципального образования.

В среднесрочной перспективе по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации не будут задействованы механизмы, которые позволили бы кардинально изменить состояние отрасли. Кроме того, продолжится негативное влияние тенденции сохранения высокого уровня неучтенной продукции на рынке товаров легкой промышленности.

Прогнозируемый сдержанный потребительский спрос в 2016 - 2018 годах, а также фактор хронического технологического отставания в развитии легкой промышленности, в особенности текстильного производства, определят низкие темпы прироста промышленного производства.

Объем отгруженной продукции в 2016 году прогнозируется на уровне 31,9 млрд. рублей, ИПП составит 100,3%. Сохранение отрицательной динамики промышленного производства прогнозируется в городском округе Иваново, Вичугском (ООО «ПП Фабрика Красина»), Кинешемском (ООО «Ветка-Текстиль»), Пестяковском (предприятие народных художественных промыслов ООО «Вышивка») и Савинском (ООО «Швейное предприятие «Надежда») муниципальных районах.

В 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции в текстильном швейном производстве прогнозируется на уровне 33,5 млрд. рублей и 35,1 млрд. рублей, ИПП составит 100,5% и 100,7% соответственно.

В лесопромышленном комплексе прогнозируется стабильность в развитии и отсутствие ярко выраженных негативных тенденций.

В обработке древесины и производстве изделий из дерева объем отгруженной продукции в 2015 году составит 4,2 млрд. рублей, ИПП – 101%. Базовыми для данного вида деятельности районами Ивановской области являются Родниковский и Шуйский муниципальные районы, а также городской округ Шуя.

Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне
4,4 млрд. рублей, ИПП составит 101,5%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции прогнозируется на уровне 4,7 млрд. рублей и 5,1 млрд. рублей, ИПП составит 102% и 102,2% соответственно.

В целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности в 2015 году объем отгруженной продукции планируется на уровне 2,6 млрд. рублей, ИПП – 105,5%. Ожидается положительная динамика производства по данному виду экономической деятельности во всех муниципальных образованиях, за исключением городских округов Иваново, Кинешма и Кинешемского муниципального района.

Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне
2,9 млрд. рублей, ИПП составит 105,7%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции прогнозируется на уровне 3,1 млрд. рублей и
3,4 млрд. рублей, ИПП составит 106% и 106,2% соответственно.

Химический комплекс относится к сектору промежуточного спроса, ухудшение инвестиционного климата и ограничение доступа к заемному капиталу отрасли в прогнозном периоде по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации не позволит сохранить высокие темпы развития предыдущих двух лет. В то же время высокий импортозамещающий потенциал химического комплекса позволит сохранить положительную динамику промышленного производства.

Объем отгруженной продукции в 2015 году ожидается на уровне 4 млрд. рублей, ИПП – 103,2%. Химическое производство развито в городском округе Иваново (ОАО «Ивхимпром»), Кинешемском муниципальном районе (ООО «ДХЗ – Производство»). В 2016 году целом по области объем отгруженной продукции планируется на уровне 4,4 млрд. рублей, ИПП составит 103,5%.

В 2017 - 2018 годах в химическом производстве прогнозируется сохранение высоких темпов роста. Объем отгруженной продукции прогнозируется на уровне 4,6 млрд. рублей и 4,9 млрд. рублей, ИПП составит 104% и 104,5% соответственно. В Ивановском муниципальном районе запланировано увеличение темпов роста производства на новой линии по выпуску гранулированного технического углерода ОАО «Ивановский техуглерод и резина».

В производстве резиновых и пластмассовых изделий, являющемся смежным с химическим производством, ожидается незначительное замедление темпов промышленного производства. Объем отгруженной продукции в 2015 году составит 1,7 млрд. рублей, ИПП – 102,3%.

Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне
1,8 млрд. рублей, ИПП – 102,5%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции планируется на уровне 1,9 млрд. рублей и 2 млрд. рублей, ИПП составит 103% и 103,3% соответственно.

Продукция по виду деятельности «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» производится в основном на внутренний рынок. Объем отгруженной продукции в 2015 году планируется на уровне 2,2 млрд. рублей, ИПП – 95,5%. Базовым в производстве строительных материалов является городской округ Иваново (ЗАО «Железобетон», ООО «Ивсиликат», ОАО «Ивстройкерамика», Производственная компания КСК, ООО «Газобетон», ООО «Дорстройдеталь»).

Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне
2,3 млрд. рублей, ИПП составит 101%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции прогнозируется на уровне 2,5 млрд. рублей и 2,6 млрд. рублей, ИПП составит 101,2% и 101,5% соответственно.

В 2015 году ожидается сокращение производства продукции машиностроительного комплекса Ивановской области.

В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий объем отгруженной продукции в 2015 году составит 10,5 млрд. рублей, ИПП – 92,8%. Снижение индекса производства ожидается в городских округах Иваново и Кохма (ОАО «Строммашина»), Палехском (ООО «Майдаковский завод») и Родниковском (ЗАО «Родниковский машиностроительный завод», ООО «РЛМЗ») муниципальных районах. Значительное увеличение объемов производства прогнозируется в Ивановском муниципальном районе (ООО «Волжский электрометаллургический завод», ООО «Верхневолжский Сервисный Металло-Центр»).

В среднесрочном периоде развитие металлургического производства прогнозируется нейтрально сдержанным. Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне 10,7 млрд. рублей, ИПП составит 101%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции прогнозируется на уровне 11,1 млрд. рублей и 11,5 млрд. рублей, ИПП составит 101,4% и 101,6% соответственно.

В производстве машин и оборудования объем отгруженной продукции в 2015 году составит 3,1 млрд. рублей, ИПП – 85,5%. Основное производство данного вида продукции сосредоточено в городских округах Иваново (Машиностроительная Группа «КРАНЭКС») и Кохма (ОАО «Строммашина»).

Объем отгруженной продукции в 2016 году составит 3,3 млрд. рублей, ИПП – 100,2%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции планируется на уровне 3,4 млрд. рублей и 3,6 млрд. рублей, ИПП составит 100,4% и 100,5% соответственно.

В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования объем отгруженной продукции в 2015 году составит 2,4 млрд. рублей, ИПП – 93,3%. Основное производство данного вида продукции сосредоточено в городских округах Иваново, Кинешма
(ЗАО «Электроконтакт») и Шуя (ООО «Шуйский завод «Аквариус»).

В 2016 году объем отгруженной продукции составит 2,5 млрд. рублей, ИПП – 102,2%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции планируется на уровне 2,7 млрд. рублей и 2,9 млрд. рублей, ИПП составит 102,4% и 102,6% соответственно.

В производстве транспортных средств и оборудования объем отгруженной продукции в 2015 году составит 5,5 млрд. рублей, ИПП – 68,5%. Основное производство данного вида продукции сосредоточено в городском округе Иваново (ОАО «Автокран», ОАО «308 авиационный ремонтный завод»).

Объем отгруженной продукции в 2016 году составит 5,8 млрд. рублей, ИПП – 100,1%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции планируется на уровне 6 млрд. рублей и 6,3 млрд. рублей, ИПП составит 100,5% и 101% соответственно.

На развитие всего машиностроительного комплекса существенное влияние оказывают значительное снижение инвестиционных вложений и ухудшение условий финансирования оборотного капитала. В связи с наличием технологических процессов с наиболее длительным, чем в других отраслях циклом, значительная часть оборотного капитала в машиностроении финансируется за счет банковского кредитования.

В то же время в современных экономических и политических условиях возросшая необходимость импортозамещения продукции отрасли машиностроения, сохранение на высоком уровне спроса на продукцию военного назначения (благоприятный фактор для ОАО «Автокран»), рост цен на импортную продукцию в связи с текущей динамикой курса национальной валюты будут способствовать росту производства продукции отрасли машиностроения. Однако рост прогнозируется сдержанным, в силу сохранения ранее накопленных ограничений в развитии отечественного машиностроения, в том числе технологической отсталости отдельных производств, высокой материало- и энергоемкости производства, низкой производительности труда и зависимости от поставок импортных комплектующих.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды объем отгруженной продукции в 2015 году ожидается на уровне 27 млрд. рублей, ИПП – 95,5%. Опережающее влияние на прогнозирование снижения производства и распределения электроэнергии, газа и воды оказывает нестабильная работа газовых турбин филиала «Ивановские ПГУ»
ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация».

Объем отгруженной продукции в 2016 году планируется на уровне 29,9 млрд. рублей, ИПП составит 100,1%, в 2017 - 2018 годах объем отгруженной продукции планируется на уровне 32,5 млрд. рублей и 35,3 млрд. рублей, ИПП составит 100,4% и 100,6% соответственно.

 

1.1.3. Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ивановской области в 2014 году составил 14,2 млрд. рублей, или 96,1% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями в хозяйствах всех категорий произведено больше, чем в 2013 году: зерна – на 51,3%, картофеля – на 9,4%, овощей – на 4,2%, молока – на 0,2% и яиц – на 2,4%.

Снизилось производство скота и птицы на убой (в живом весе) на 42,2% к уровню 2013 года. Наибольшее сокращение (на 66,7% к уровню 2013 года) произошло в производстве мяса птицы, причиной которого стало тяжелое финансовое состояние ОАО «Ивановский бройлер».

Наибольший вклад в производство продукции сельского хозяйства в целом по области вносят Ивановский, Гаврилово-Посадский, Кинешемский, Шуйский, Родниковский, Лежневский муниципальные районы, производящие 58% валовой продукции сельского хозяйства Ивановской области.

В 2014 году в СПК «Племзавод имени Дзержинского» Гаврилово-Посадского муниципального района завершена реконструкция и модернизация животноводческого объекта на 900 голов откорма молодняка крупного рогатого скота, в СПК «Палехский-Агро» Палехского муниципального района - реконструкция телятника на 300 голов, в СПК (колхоз) им. Арсения Шуйского муниципального района – реконструкция животноводческого комплекса с расширением до 600 голов дойного стада с молочным блоком проектной мощностью 6,3 тыс. тонн молока в год, в СПК «Племзавод «Ленинский путь» Пучежского муниципального района – реконструкция и модернизация молочно-товарной фермы на 600 голов с производством молока до 3 тыс. тонн в год и другие.

В 2015 году ожидается производство продукции сельского хозяйства в целом по Ивановской области в объеме 16,6 млрд. рублей, или 103,8% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах.

В соответствии с целевыми индикаторами государственной программы Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 451-п, производство зерна составит 123,5 тыс. тонн (94,2% к уровню 2014 года). Ожидается, что картофеля будет собрано 151,9 тыс. тонн (104,8% к уровню 2014 года), овощей – 82 тыс. тонн (93,6% к уровню 2014 года). Основными производителями картофеля по-прежнему остаются личные подсобные хозяйства населения.

Производство скота и птицы на убой (в живом весе) вырастет на 41,2% и составит 32 тыс. тонн за счет реализации программных мероприятий по развитию мясного скотоводства Ивановской области и расширения перечня их участников, а также за счет наращивания в 2015 году объема производства птицы на убой (в живом весе) к уровню 2014 года.

Производство молока в целом по Ивановской области увеличится на 1,7% и составит 153,5 тыс. тонн за счет повышения продуктивности дойного стада, а также за счет выхода на проектную мощность молочного комплекса в СПК «Племзавод имени Дзержинского» Гаврилово-Посадского муниципального района. Производство яиц увеличится к уровню 2014 года на 0,1% и составит 399,9 млн. штук.

В 2016 году объем производства продукции сельского хозяйства составит 17,5 млрд. рублей, или 103,5% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах за счет увеличения всех основных видов продукции сельского хозяйства. Зерна будет произведено 126 тыс. тонн (102%), картофеля – 153,1 тыс. тонн (100,8%), овощей – 84,2 тыс. тонн (102,7%), скота и птицы на убой (в живом весе) – 36,9 тыс. тонн (115,3%), молока – 155,6 тыс. тонн (101,4%), яиц – 400,5 млн. штук (100,2%).

Росту производства скота и птицы на убой (в живом весе) в рамках долгосрочной областной программы «Развитие мясного животноводства в Ивановской области на 2011 - 2020 годы» будет способствовать реализация инвестиционных проектов:

- «Модернизация свиноводческой фермы с законченным циклом на 7000 голов откорма в год» (ООО «Славянка» в Фурмановском муниципальном районе);

- «Создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и производству высококачественной говядины» (ООО «Ильинское-Агро» в Ильинском муниципальном районе).

В 2017 году объем производства продукции сельского хозяйства составит 19,1 млрд. рублей с ростом к уровню 2016 года на 4,2% в сопоставимых ценах. Зерна будет произведено 128 тыс. тонн (101,6%), картофеля – 154,3 тыс. тонн (100,8%), овощей – 87,6 тыс. тонн (104,1%), скота и птицы на убой (в живом весе) – 42,5 тыс. тонн (115,2%), молока – 158,7 тыс. тонн (102%), яиц – 402 млн. штук (100,4%).

Увеличение производства скота и птицы на убой (в живом весе) на 15,2% по сравнению с 2016 годом будет достигнуто за счет дальнейшей реализации инвестиционных проектов:

- «Модернизация и реконструкция свинофермы на 7 тыс. голов откорма в год» (ООО «Славянка» в Фурмановском муниципальном районе);

- «Создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и производству высококачественной говядины» (ООО «Ильинское-Агро» в Ильинском муниципальном районе).

Увеличение производства молока на 2% прогнозируется за счет выхода на проектную мощность молочных комплексов в ООО «СХК Решма» Кинешемского муниципального района (производство 8 тыс. тонн молока в год), в СПК племенной завод «Ленинский путь» Пучежского муниципального района (проектная мощность – производство 3 тыс. тонн молока в год), в СПК (колхоз) им. Арсения Шуйского муниципального района (проектная мощность – производство 4,3 тыс. тонн молока в год).

В 2018 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 20,7 млрд. рублей, или 103,6% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Будет собрано 130 тыс. тонн зерна (101,6%), 155,4 тыс. тонн картофеля (100,7%), 90,3 тыс. тонн овощей (103%), произведено 47,5 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе) (111,8%), 162 тыс. тонн молока (102,1%), 403,9 млн. штук яиц (100,5%). Прогнозируемый рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2018 году к уровню 2017 года будет достигнут за счет реализации инвестиционного проекта ООО «Ильинское-Агро» в Ильинском муниципальном районе, в Лухском и Кинешемском муниципальных районах – за счет развития специализированного мясного скотоводства.

Задачами на ближайшую перспективу являются:

- достижение запланированных целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации государственной программы Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», обеспечение финансирования ее мероприятий в полном объеме и в установленные сроки;

- совершенствование механизма предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- сохранение посевных площадей сельскохозяйственных культур не ниже уровня 2014 года;

- дальнейшее совершенствование системы семеноводства в Ивановской области;

- развитие племенной базы в скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве и коневодстве Ивановской области;

- реализация программных мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности Ивановской области;

- продвижение продукции региональных товаропроизводителей агропромышленного комплекса через торговые сети, розничные рынки, сельскохозяйственные кооперативные рынки, посредством проведения закупочных сессий, семинаров, отраслевых конкурсов;

- организация участия товаропроизводителей в межрегиональных, областных и межрайонных выставках-ярмарках;

- совершенствование работы по кадровому обеспечению сельского хозяйства, в том числе посредством подготовки и переподготовки специалистов для отрасли, привлечения и закрепления квалифицированных кадров.

 

1.1.4. Рынок товаров и услуг

Оборот розничной торговли в 2014 году составил 143,7 млрд. рублей, или 103,7% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах. В структуре товарооборота по сравнению с прошлым годом отмечались позитивные изменения. Так, в 2014 году население отдавало приоритеты покупке непродовольственных товаров. Доля продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли составила 47,4%, доля непродовольственных – 52,6%. Темпы роста продаж непродовольственных товаров в 2014 году выросли к предыдущему году и составили 114,9%. Индекс физического объема продаж пищевых продуктов снизился к уровню 2013 года до 92,8%.

Аналогичная ситуация наблюдалась и по обороту розничной торговли на душу населения. В целом по Ивановской области среднедушевой товарооборот в 2014 году увеличился в сопоставимых ценах на 4,3% и составил 138,2 тыс. рублей, против 121,8 тыс. рублей в 2013 году.

Рост оборота розничной торговли в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечался во всех городских округах, а также в 11 муниципальных районах Ивановской области: Вичугском, Ивановском, Кинешемском, Комсомольском, Лежневском, Палехском, Пестяковском, Приволжском, Шуйском, Южском и Юрьевецком.

В 2014 году в сфере розничной торговли в городском округе Иваново были введены в эксплуатацию торговые центры «Ясень», «Купеческий», «Никольский», сетевые магазины федеральных и региональных компаний, занимающихся розничной торговлей, «Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Купец», «Высшая Лига» и т.п.

Общая обеспеченность населения Ивановской области площадью торговых объектов за 2014 год увеличилась на 20,8% и выросла с 705 до 852 кв. метров на 1000 человек.

В 2015 году ожидается снижение потребительской активности населения. По предварительной оценке, принимая во внимание данные за 4 месяца 2015 года, объем оборота розничной торговли в 2015 году составит 155,6 млрд. рублей, темп роста – 93,3% в сопоставимых ценах. Планируемое снижение объемов продаж ожидается в связи со сложившейся нестабильной финансово-экономической ситуацией на потребительском рынке не только Ивановской области, но и всей страны в целом.

По данным администраций муниципальных образований Ивановской области на территории Ивановской области в 2015 – 2018 годах планируется введение в эксплуатацию 96 предприятий розничной торговли, в том числе в 2015 году – 76 объектов. В дальнейшем положительное влияние на развитие торговой отрасли в Ивановской области окажет реализация новых инвестиционных проектов, расширение сетевого бизнеса и развитие малого предпринимательства в торговой отрасли.

Предполагается умеренный рост товарооборота розничной торговли до 2018 года при условиях незначительного увеличения реальных денежных доходов населения и снижения инфляции. В 2016 году оборот розничной торговли по предварительной оценке составит 170,1 млрд. рублей, в 2017 году – 184,4 млрд. рублей и в 2018 году – 200,4 млрд. рублей. Предполагается, что товарная насыщенность потребительского рынка в период с 2016 по 2018 годы будет носить устойчивый характер.

По расчетам темпы роста к предыдущему году в сопоставимых ценах составят: в 2016 году – 101,3%, в 2017 году – 102% и в 2018 году – 102,5%.

В прогнозируемом периоде будет соблюдаться относительный баланс между товарооборотом пищевых продуктов и непродовольственных товаров с незначительным преобладанием доли последнего.

В 2014 году объем платных услуг населению составил 37,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2013 года на 7%.

Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг в 2014 году занимали коммунальные услуги (32,1%), услуги связи (12,4%), транспортные (12,2%) и бытовые услуги (11,6%). Жилищные и медицинские услуги в общем объеме платных услуг занимали по 6%, услуги в сфере образования – 5,8%. На остальные услуги (туристские, санаторно-оздоровительные, социальные, ветеринарные, правового характера) приходилось менее 5% объема всех платных услуг.

Учитывая оперативные данные ТО ФСГС по Ивановской области по платным услугам населению за 2014 год, и динамику текущего года, показывающую снижение темпов роста по отдельным видам платных услуг (коммунальные, транспортные), можно ожидать, что объем платных услуг населению по итогам 2015 года составит 41,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 1% ниже уровня 2014 года.

Принимая во внимание сложившуюся на рынке платных услуг ситуацию, а также показатели оценки 2015 года по платным услугам, прогнозируется, что объем услуг населению в 2016 году составит 46,4 млрд. рублей (с ростом на 2% к предыдущему году в сопоставимых ценах), в 2017 году – 51,9 млрд. рублей (с ростом на 2,8%), в 2018 году – 57,5 млрд. рублей (с ростом на 3,5%).

В планируемом периоде структура платных услуг существенных изменений не претерпит. По-прежнему в ней будут преобладать коммунальные услуги, услуги связи, транспортные и бытовые услуги населению.

 

1.1.5. Инвестиции

В Ивановской области ведется работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, в котором ведущее место занимают вопросы активизации инвестиционных процессов.

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 29,8 млрд. рублей, что ниже уровня 2013 года в сопоставимых ценах на 17%.

По итогам 2014 года по крупным и средним организациям наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал Ивановской области занимают 3 муниципальных образования: городские округа Иваново (55,7%) и Кохма (8,5%), а также Ивановский (12,3%) муниципальный район, на которые приходится 77,1% всех инвестиций.

В 2014 году по сравнению с аналогичным периодом 2013 года произошло значительное увеличение инвестиций в основной капитал в городских округах Тейково (в 2,8 раза) и Кохма (в 1,5 раза), а также в Савинском (в 4,8 раза), Ивановском (на 26,7%), Пучежском (на 26,6%) и Гаврилово-Посадском (на 20,1%) муниципальных районах.

Больше всего снизился объем инвестиций в основной капитал в Ильинском (на 62,8%), Заволжском (на 61,8%), Шуйском (на 51,6%), Юрьевецком (на 50,5%), Пестяковском (на 49,3%) и Приволжском (на 49,1%) муниципальных районах.

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 29,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 92% к уровню 2014 года.

По оценке текущего года планируется, что наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал Ивановской области займет г. о. Иваново (54,3% от общего объема инвестиций).

По оценке 2015 года по сравнению с предыдущим годом планируется значительное увеличение инвестиций в основной капитал в Юрьевецком – в 6,3 раза (реконструкция берегозащитной дамбы), в Лежневском – в 3,5 раза (строительство детского сада, строительство автомобильных дорог) и в Савинском – в 2,7 раза (строительство новой школы в п. Савино) муниципальных районах.

В 2015 году планируется реализация следующих крупных инвестиционных проектов:

- «Строительство жилого микрорайона в д. Кочедыково Ивановского района Ивановской области», ОАО «ДСК», с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 798,1 млн. рублей;

- «Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне «Просторный» по ул. Тимирязева», ООО «Инвестиционно-строительная компания Контур-М», с объемом инвестиций в 2015 году 577,9 млн. рублей;

- «Теплант Тейково», ООО «Теплант-2», с объемом инвестиций в 2015 году 464,3 млн. рублей.

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования планируется на уровне 2015 года, в сумме он вырастет до 30,9 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в инвестициях в основной капитал также будет занимать г. о. Иваново.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом значительное увеличение инвестиций в основной капитал прогнозируется в г. о. Кинешма – в 2,1 раза за счет строительства спортивного центра с универсальным игровым залом и строительства детского сада.

В 2016 году планируется реализация следующих крупных инвестиционных проектов:

- «Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне «Просторный» по ул. Тимирязева», ООО «Инвестиционно-строительная компания Контур-М», с объемом инвестиций в 2016 году 903,7 млн. рублей;

- «Строительство жилого микрорайона в д. Кочедыково Ивановского района Ивановской области», ОАО «ДСК», с общим объемом финансирования в 2016 году 853 млн. рублей;

- «Строительство жилого микрорайона «Ново-Коляново», ООО «Коляновские вечера», с объемом инвестиций в 2016 году 383 млн. рублей;

- «Развитие Многопрофильного индустриального парка «Кинешма» в
г. Кинешма Ивановской области, ООО «МИП Кинешма», с объемом инвестиций в 2016 году 327,5 млн. рублей;

- «Строительство электрометаллургического завода в районе
д. Иневеж», а также приобретение основных средств и оборудования, ООО «Волжский электрометаллургический завод», с объемом инвестиций в 2016 году 236,2 млн. рублей.

В 2017 году объем инвестиций в основной капитал планируется в сумме 33,3 млрд. рублей, или 101,5% к уровню 2016 года. Наибольшую долю в общем объеме инвестиций в основной капитал по-прежнему будет занимать г. о. Иваново.

В 2018 году объем инвестиций в основной капитал планируется в сумме 36,3 млрд. рублей, или 103% к уровню 2017 года. Наибольший объем инвестиций в основной капитал будет приходиться также на г. о. Иваново.

В 2017 - 2018 годах продолжится реализация проектов:

- «Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне «Просторный» по ул. Тимирязева», ООО «Инвестиционно-строительная компания Контур-М», с объемами финансирования в 2017 году 705 млн. рублей и в 2018 году 1,3 млрд. рублей;

- «Строительство жилого микрорайона в д. Кочедыково Ивановского района Ивановской области», ОАО «ДСК», с объемами финансирования в 2017 году 841 млн. рублей и в 2018 году 760 млн. рублей;

- Строительство жилого микрорайона «Ново-Коляново»,
ООО «Коляновские вечера», с объемом финансирования в 2017 году 383 млн. рублей.

В 2016 – 2018 годах продолжится газификация населенных пунктов муниципальных образований Ивановской области, в том числе населенных пунктов Вичугского, Ивановского, Лежневского, Приволжского, Пучежского, Родниковского, Фурмановского и других муниципальных районов Ивановской области, а также теплоснабжение – обеспечение населенных пунктов муниципальных образований Ивановской области современными котельными и теплотрассами, строительство автомобильных дорог и социальных объектов.

Кроме того, планируется реализация других инвестиционных проектов, включая инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства, а также проекты, реализуемые за счет средств бюджетов всех уровней.

С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Ивановской области для достижения впоследствии устойчивого роста всех ее отраслей планируется реализация следующих мер:

1. Реализация подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п.

2. Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций в виде промышленных площадок, предназначенных для размещения объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов), наличие которых в условиях жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов является важнейшим конкурентным преимуществом.

3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в финансовых и нефинансовых формах в соответствии с Законом Ивановской области от 17.05.2007 № 62-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области».

4. В соответствии с Законом Ивановской области от 24.11.2003
№ 109-ОЗ «О налоге на имущество организаций»:

- установлена налоговая ставка в размере 1,2 процента для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области с формой государственной поддержки «предоставление налоговых льгот»;

- освобождаются от уплаты налога на имущество на период до 12 лет организации, реализующие инвестиционные проекты с объемом инвестиций более 1 млрд. рублей, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области с формой государственной поддержки «предоставление налоговых льгот».

5. Законом Ивановской области от 12.05.2015 № 39-ОЗ «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» предусматривается снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет до 15,5% для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области с формой государственной поддержки «предоставление налоговых льгот», с целью привлечения в регион крупных инвесторов.

6. Продвижение Ивановской области посредством участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых как на территории Ивановской области, так и в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.

7. Постоянная актуализация и своевременное совершенствование регионального законодательства, регулирующего сферу инвестиционной деятельности, в соответствии с тенденциями времени и общей инвестиционной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации.

 

1.1.6. Строительство

По данным ТО ФСГС по Ивановской области объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 2014 году составил
20,9 млрд. рублей, что выше уровня 2013 года на 1,2% в сопоставимых ценах.

В 2014 году среди муниципальных образований Ивановской области лидером роста был Лежневский муниципальный район, в котором значительное увеличение объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» (в 62 раза) по сравнению с 2013 годом произошло за счет дорожного строительства, в том числе участков федеральной трассы М7.

По оценке 2015 года объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» останется практически на уровне 2014 года (с ростом на 0,1%) и составит порядка 21,8 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме выполненных работ по виду деятельности «строительство» занимает г. о. Иваново, на который приходится порядка 48% всех выполненных работ.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом наибольшее увеличение объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» ожидается в Савинском муниципальном районе – в 4,8 раза в связи с началом строительства школы и храма.

В 2016 году объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» составит 23,9 млрд. рублей, или 101,5% к уровню 2015 года. В 2017 году планируемый объем достигнет 26,6 млрд. рублей, или 102,5% к уровню 2016 года.

Планируется, что в 2018 году объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» вырастет до 30,3 млрд. рублей с приростом к 2017 году на 4,9% в сопоставимых ценах.

 

1.1.7. Внешнеэкономическая деятельность

Анализ внешнеэкономической деятельности Ивановской области (далее - ВЭД области) за 2014 год показал, что наблюдалась тенденция снижения оборота внешней торговли, как по Ивановской области, так и по Российской Федерации в целом.

В 2013 году внешнеторговый оборот, совершенный участниками ВЭД области, составил 998,4 млн. долларов США, в 2014 году оборот внешней торговли сократился до 954 млн. долларов США, снизившись на 4,4% за счет снижения объема импорта на 6% в связи с применением экономических санкций в отношении к Российской Федерации, замедлением спроса на многие импортные товары, на которые резко выросли цены в связи с ослаблением российской валюты.

На состоянии внешней торговли до сих пор болезненно отражается резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками и с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые были главными потребителями отечественной текстильной и машиностроительной продукции. Доля Ивановской области в российском внешнеэкономическом обороте в 2013 - 2014 годах оставалась на уровне 0,12%.

Но если доля Ивановской области в российской внешней торговле невелика, то для Ивановской области значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления импортных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения области продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Экспорт Ивановской области в 2014 году составил 182,9 млн. долларов США и увеличился по сравнению с показателем 2013 года на 2,5%, импорт составил 771,1 млн. долларов США, что на 6% ниже показателя 2013 года.

Во внешнеторговом обороте области на протяжении многих лет сохранялась тенденция превышения доли импорта над экспортом. Доля импортных операций в 2014 году составила 80,8% и превысила долю экспортных операций на 588,2 млн. долларов США, то есть сальдо внешнеторгового баланса осталось отрицательным.

Наибольшая доля в структуре экспорта приходилась на текстильную продукцию, текстильные изделия и обувь, продукцию машиностроения и продукцию химического производства. Данная структура экспорта является особенностью Ивановской области уже несколько лет.

Внешнеторговая деятельность с учетом таких факторов, как сложные отношения России с зарубежными странами, введенные западными странами санкции, снижение цен на нефть, событиями на Ближнем востоке и в Украине, не может в своем развитии рассчитывать на улучшение показателей в текущем году и ближайшем 2016 году.

Так, по оценке в 2015 году внешнеторговый оборот Ивановской области составит 639,2 млн. долларов США, или 67% к уровню 2014 года. При этом импорт Ивановской области в 2015 году снизится на 33,2%, а экспорт – на 32%.

Основными экспортируемыми товарами останутся текстильные изделия, продукция машиностроения и химического производства.

Ведущую позицию среди импортируемых товаров по-прежнему будут занимать текстильные изделия и обувь, продукция машиностроения, а также продовольственные товары и сырье для их производства.

В 2016 году по Ивановской области прогнозируется замедление снижения экспорта до 95% и импорта - до 87%.

Перспективы развития внешней торговли Ивановской области в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним относятся не только достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне по сравнению с соседними приграничными к г. Москве регионами, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики.

Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Прогноз на 2017 - 2018 годы учитывает то, что недостаточно развитая торговля продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, введенные санкции - это реальность, которая будет сохраняться неопределенный, но в рамках прогноза продолжительный период. И эти условия отрицательно скажутся на росте экспорта и импорта. Значительно осложнит ситуацию и конкуренция на внешних рынках. Тем не менее, сырьевая структура экспорта не изменится и практически в том виде, в котором есть сейчас, сохранится к 2019 году.

Несмотря на продовольственное эмбарго, ожидается, что темпы роста импорта будут выше, чем экспорта. В прогнозируемом периоде прирост импорта ускорится с 2% в 2017 году до 3,2% в 2018 году.

При этом также прогнозируется, что в структуре импорта произойдут изменения, уменьшится доля потребительских товаров и увеличится доля товаров промышленного назначения. Среди основных торговых направлений Ивановская область, как и другие регионы Российской Федерации, не сможет полноценно наращивать объемы торговли с СНГ (во многом из-за российско-украинских отношений). Снизится торговля и с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи и Индии.

В 2017 - 2018 годах прогнозируется переход к положительной динамике показателей ВЭД области, внешнеэкономический оборот вырастет на 1,8% - 2,9%, экспорт – на 1,1% - 2% соответственно.

 

1.1.8. Малое и среднее предпринимательство

Несмотря на финансовые и экономические проблемы, связанные с действием кризисных явлений в отраслях экономики, в Ивановской области удалось сохранить положительную динамику основных показателей, характеризующих сферу малого и среднего предпринимательства.

По данным ТО ФСГС по Ивановской области в 2014 году количество малых предприятий, включая микропредприятия, и средних предприятий составило 20,7 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 4,6%. Среднесписочная численность их работников (без внешних совместителей) на 01.01.2015 года составила 100,8 тыс. человек.

Оборот малых и средних предприятий в 2014 году, по предварительным статистическим данным, составил 245,3 млрд. рублей, что в действующих ценах на 16,2% больше, чем в 2013 году.

Среднемесячная заработная плата в малых предприятиях, включая микропредприятия, в 2014 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 12,3%, в том числе в малых предприятиях – на 11,4%, в микропредприятиях – на 15,7%.

Объем инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) по малым и микропредприятиям в 2014 году составил 7,6 млрд. рублей (в 2013 году – 7,5 млрд. рублей).

Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, в бюджет Ивановской области увеличился в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 7,5% и составил 1,9 млрд. рублей.

Достижение положительной динамики основных показателей, характеризующих состояние и развитие малого и среднего бизнеса в Ивановской области, связано с реализацией мер государственной, региональной и муниципальной поддержки субъектов предпринимательства.

Одним из важнейших инструментов в системе поддержки малого и среднего предпринимательства региона являются программные мероприятия.

В Ивановской области с 01.01.2014 осуществляется реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013
№ 459-п. Данная подпрограмма является логическим продолжением ранее действовавшей долгосрочной целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ивановской области в 2014 году составил 227 млн. рублей (включая остатки прошлых лет), в том числе из областного бюджета – 37,1 млн. рублей, из федерального бюджета – 189,9 млн. рублей.

Фактическое использование бюджетных средств составило 192,5 млн. рублей, то есть 84,8% от годовых назначений, в том числе из областного бюджета – 37,1 млн. рублей, из федерального бюджета – 155,4 млн. рублей.

Наиболее крупные объемы финансовой поддержки были направлены на создание индустриального парка «Родники» – 143,6 млн. рублей, а также субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга – 21,2 млн. рублей; на приобретение оборудования в целях создания, развития и модернизации производства товаров – 13,8 млн. рублей; на уплату процентов по лизинговым и кредитным договорам на приобретение оборудования – 7,7 млн. рублей.

Государственную поддержку получили 63 субъекта малого и среднего предпринимательства. Благодаря оказанным мерам было сохранено 1098 рабочих мест и создано 161 новое рабочее место.

С целью привлечения дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий проводилась работа по участию Ивановской области в ежегодном конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления федеральных субсидий региональным бюджетам. По итогам участия в конкурсе в 2014 году установленный объем средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства Ивановской области составил 116 млн. рублей. Софинансирование расходных обязательств Ивановской области за счет федеральной субсидии было установлено в пропорции 80% средств федерального бюджета к 20% средств областного бюджета.

В плановом периоде 2016 - 2018 годов прогнозируется ежегодный прирост на 1% количества малых и средних предприятий, а также увеличение численности занятых в них работников. К 2018 году общее количество этих предприятий составит порядка 21,5 тыс. единиц со среднесписочной численностью работников 101,7 тыс. человек.

По прогнозу оборот малых и средних предприятий увеличится с 260 млрд. рублей в 2015 году до 317,3 млрд. рублей в 2018 году. Это связано с дальнейшей реализацией мер поддержки регионального предпринимательства, включая проводимую налоговую политику.

Так, в соответствии с Законом Ивановской области от 20.12.2010
№ 146-ОЗ «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения» с 2012 по 2015 годы включительно для большинства малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, работающих в реальном секторе экономики и социальной и бытовой сферах, действует пониженная до 5% налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Несмотря на предоставленную льготу, отмечается рост объема поступлений в консолидированный бюджет Ивановской области налога с плательщиков, применяющих указанный налоговый режим. В 2014 году он составил 421 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 2,9%. Общий объем налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения в 2014 году увеличился на 8,4% и составил 1,4 млрд. рублей.

Патентная система налогообложения, введенная на территории Ивановской области с 01.01.2013, также принесла свои результаты. Поступление налога по патентной системе в консолидированный бюджет Ивановской области составило в 2014 году 22,4 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2013 годом в 1,8 раза.

Кроме того, продолжается положительная динамика выдачи патентов. Так, по данным налоговой отчетности, если на 01.01.2014 было выдано 479 патентов, на 01.07.2014 – 602 патента, то на 01.01.2015 число выданных патентов составило 987.

 


 

Подраздел 1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

 

1.2.1. Демография

На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства.

Среднегодовая численность постоянного населения Ивановской области в 2014 году составила 1040 тыс. человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения региона составил 81,2%, сельского населения – 18,8 процентов. Плотность населения региона на начало 2015 года составила 48,4 человека на 1 кв. км.

Удельный вес численности населения Ивановской области в общей численности населения Российской Федерации и ЦФО составляет соответственно порядка 0,7% и 2,7%.

По итогам 2014 года коэффициент рождаемости составил
11,2 человека на 1000 жителей, коэффициент смертности – 16,4 человека на 1000 населения, коэффициент естественной убыли – 5,3 человека на 1000 жителей.

По-прежнему во всех муниципальных образованиях Ивановской области число умерших людей превышает число родившихся. Однако в городских округах Иваново и Шуя, а также в Ивановском и Шуйском муниципальных районах среднегодовая численность постоянного населения в 2014 году несколько увеличилась по отношению к 2013 году за счет миграционного прироста, который превысил естественную убыль населения.

По итогам 2014 года наибольший коэффициент рождаемости сложился в Юрьевецком муниципальном районе, где данный показатель превысил 12 родившихся на 1000 жителей. Наименьший коэффициент рождаемости отмечен в Лухском муниципальном районе – 6,9 родившихся на 1000 населения. Максимальный коэффициент смертности зафиксирован в Пучежском муниципальном районе – 26,9 человека на 1000 жителей. В городских округах Иваново, Кохма и Тейково, а также в Ивановском и Шуйском муниципальных районах по итогам 2014 года сложился наименьший коэффициент смертности - менее 15 человек на 1000 жителей. Наименьший коэффициент естественной убыли в расчете на тысячу жителей отмечен в городском округе Тейково (2,1), Ивановском муниципальном районе (2,5), городском округе Кохма (2,9), Шуйском муниципальном районе (3,2), а также в городском округе Иваново (3,4).

В 2015 году численность постоянного населения Ивановской области оценивается на уровне 1034,8 тыс. человек, что меньше аналогичного показателя за истекший год 0,5%. Показатели, характеризующие демографическую ситуацию в Ивановской области, в текущем году ожидаются следующими:

- коэффициент рождаемости увеличится до 11,3 человека на 1000 населения;

- коэффициент смертности снизится и составит 16,2 человека на 1000 населения;

- естественная убыль снизится до 4,86 человека на 1000 жителей.

В 2015 году наибольшие коэффициенты рождаемости ожидаются в Юрьевецком муниципальном районе (14,4 человека на 1000 жителей), Тейковском муниципальном районе (13,6 человека на 1000 жителей). В городских округах Тейково и Вичуга, а также в Верхнеландеховском и Приволжском муниципальных районах данный показатель оценивается более 12 человек родившихся на 1000 жителей. Минимальным данный показатель прогнозируется в Лухском муниципальном районе
(7,4 родившихся на 1000 населения). Как и в 2014 году, самый высокий коэффициент смертности ожидается в Пучежском муниципальном районе – 25,2 человека на 1000 жителей, а самый меньший – в Шуйском муниципальном районе – 13,6 человека на 1000 жителей. Наиболее низкие коэффициенты естественной убыли (менее 3 человек на 1000 жителей) ожидаются в городских округах Тейково (1,9) и Кохма (2,7), Ивановском (2,0) и Шуйском (2,3) муниципальных районах.

В 2016 году среднегодовая численность населения Ивановской области по прогнозу составит 1030,9 тыс. человек, в 2017 году – 1027,5 тыс. человек, в 2018 году – 1024,4 тыс. человек. Коэффициент рождаемости увеличится с 11,5 человека на 1000 населения в 2016 году до 11,9 человека на 1000 жителей в 2018 году. На протяжении всего прогнозного периода ожидается снижение коэффициента смертности и к 2018 году он достигнет значения 13,9 человека на 1000 жителей. Динамика естественной убыли населения сократится и к 2018 году составит 1,98 человека на 1000 населения.

Прогноз развития демографической ситуации в Ивановской области на 2016 – 2018 годы рассчитан с учетом сложившихся тенденций, анализа половозрастной структуры населения и миграционной ситуации. На протяжении прогнозного периода предполагается дальнейшее сокращение численности населения области, но с замедлением темпов снижения численности.

Улучшению демографической ситуации в Ивановской области будет способствовать дальнейшая реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области, увеличение рождаемости и продолжительность жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

В целях стимулирования рождаемости с 2011 года в Ивановской области внедрена дополнительная мера поддержки женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующих детей, мужчин, являющихся единственными усыновителями троих и более детей, в виде бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства (Закон Ивановской области от 31.12.2002 № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации»).

По состоянию на 01.01.2015 в Ивановской области предоставлены в собственность многодетным семьям 2138 земельных участков, в том числе в 2014 году – 1175 земельных участков.

С целью закрепления положительной динамики роста количества многодетных семей Ивановской областной принят Закон Ивановской области от 10.02.2012 № 7-ОЗ «О региональном материнском (семейном) капитале в Ивановской области», которым предусмотрена форма регионального материнского (семейного) капитала в виде единовременной денежной выплаты за счет средств областного бюджета в размере 53 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка (детей). Данная мера поддержки семей введена на территории Ивановской области с 01.07.2012. В настоящее время региональный материнский (семейный) капитал получили 2754 семьи, в том числе в 2014 году – 1244 семьи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» принят Закон Ивановской области от 29.06.2012
№ 48-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей». Закон предусматривает ежемесячную денежную выплату, как дополнительную меру социальной поддержки, семьям граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ивановской области, при рождении (усыновлении) после 31.12.2012 третьего и (или) последующих детей. Размер данной денежной выплаты соответствует величине прожиточного минимума для детей и утверждается ежеквартально. На 01.01.2015 размер выплаты составляет 7672 рубля; выплата произведена 1859 получателям, в том числе в 2014 году – 1119 получателям.

 

1.2.2. Труд и занятость

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области в части показателей, характеризующих «трудовую» составляющую, базировался на основных демографических процессах, характерных для Ивановской области.

Основной тенденцией прогнозного периода будет являться сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, и как следствие, снижение численности трудовых ресурсов.

Прогноз численности трудовых ресурсов рассчитывался с учетом демографического фактора, а также сложившихся тенденций в области формирования и использования трудовых ресурсов.

Исходя из этого, на протяжении всего прогнозного периода сохранится тенденция уменьшения трудовых ресурсов. К 2018 году численность трудовых ресурсов снизится до 604,7 тыс. человек.


Информация по документу
Читайте также