Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 772

 

 

 

 

Правительство Калужской области

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

31 декабря 2013 г.

 

№ 772


 

 

Об утверждении государственной программы Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области»

 

 

В соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.                      Утвердить государственную программу Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области» (прилагается).

2.                   Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

 

 

Губернатор Калужской области

А.Д.Артамонов

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Калужской области

от 31.12.2013 № 772

 

 

Государственная программа Калужской области

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными

услугами населения Калужской области»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Калужской области

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными

услугами населения Калужской области»

(далее – государственная программа)

 

 

1.    Ответственный исполнитель государственной программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области

2.    Соисполнители государственной программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области;

государственная жилищная инспекция Калужской области;

инспекция государственного строительного надзора Калужской области

3.    Цели государственной программы

- снижение до 2018 года стоимости одного квадратного метра жилья на 20 % к уровню 2012 года;

 - создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономического класса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;

 - формирование для населения Калужской области благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания;

 - создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

 - предоставление доступного и комфортного жилья 60 % семей, желающих улучшить свои жилищные условия;

-       повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению

4.    Задачи государственной программы

- увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса (далее - экономкласса)1) и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена;

 - стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономкласса;

 - стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве;

 - обустройство территорий жилищной застройки посредством строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

 - разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

 - создание условий для развития рынка арендного жилья;

 - совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования;

-       предоставление мер государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области;

-       улучшение качества и уровня благоустройства жилищного фонда Калужской области;

-       обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;

-       создание условий для формирования института ответственного собственника жилья

5.    Подпрограммы государственной программы

1. «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального жилищного строительства»;

2. «Формирование сбалансированного рынка жилья экономкласса и повышение эффективности обеспечения жильем отдельных категорий граждан»;

3. «Обеспечение жильем молодых семей»;

4. «Развитие арендного фонда жилья в Калужской области - жилье для профессионалов»;

5. «Кадровое обеспечение задач строительства»;

6. «Поддержка ипотечного жилищного кредитования»;

7. «Чистая вода в Калужской области»;

8. «Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области» (Газификация Калужской области)»;

9. «Правовое просвещение населения Калужской области в жилищно-коммунальной сфере и стимулирование прогрессивных форм управления жилищным фондом в Калужской области»;

10. «Обеспечение государственного строительного надзора и контроля за долевым строительством на территории Калужской области»;

11. «Обеспечение государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калужской области»

6.    Индикаторы государственной программы

-      годовой объем ввода жилья, в том числе соответствующего стандарта экономического класса;

-      доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем;

-      снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство»;

-      коэффициент доступности жилья;

-      доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;

-       количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при использовании государственной поддержки;

-      доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах;

-        количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда;

-        количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов);

-        объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов;

-        обеспеченность населения жильем;

-        обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма;

-        коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения;

-        площадь земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, включенных в региональные адресные перечни земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной собственности, а также предоставленных для жилищного строительства или находящиеся в частной собственности;

-        площадь жилья, находящегося в стадиях разработки документации по планировке территории, проектирования и строительства;

-        доля земельных участков, предоставленных для жилищного строительства органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления или находящихся в частной собственности, обеспеченных инженерной инфраструктурой;

-        доля земельных участков, на которых планируется или осуществляется жилищное строительство и в отношении которых органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления разработаны планы освоения;

-        удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям;

-        обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения;

-        обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения;

-        уровень газификации Калужской области природным газом;

-        количество товариществ собственников жилья.

1) Отнесение жилых помещений к жилью экономкласса осуществляется на основе Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.06.2010 № 303

7.    Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 – 2020 годы, этапы реализации государственной программы определены индивидуально каждой подпрограммой

 

8.    Объемы финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования

Наименова-ние показателя

Всего (тыс. руб.)

в том числе по годам:

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

36282008,01

7267542,33

6703811,06

5756180,32

4499553,95

4781909,75

3617002,75

3656007,85

в том числе по источникам финансиро-вания:

 

 

 

 

 

 

 

 

средства областного бюджета 1)

18327891,88

3861035,50

3229623,40

3249897,40

1846213,38

2054543,70

2041546,70

2045031,80

средства федераль-

ного бюджета2)

2730638,35

516889,05

492619,05

335026,05

339026,05

345026,05

349026,05

353026,05

средства местных бюджетов3)

1723822,52

279021,28

341003,81

180450,17

209897,27

238090,0

240660,0

234700,0

привлечен-ные средства 4)

12 136 440,0

2 010 000,0

2 427 200,0

1881100,0

1994870,0

2034250,0

875 770,0

913 250,0

средства Фонда реформиро-вания ЖКХ5)

1363215,25

600596,50

213364,80

109706,70

109547,25

110000,0

110000,0

110000,0

1) Объемы финансирования из областного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

2) Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета уточняются после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и принятия решения Правительства Российской Федерации о распределении субсидий за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

3) Объемы финансирования за счет средств местных бюджетов уточняются после принятия представительными органами местного самоуправления местных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период.

4) Объемы привлеченных средств определяются на основании соглашений о совместной реализации подпрограмм.

5) Объемы финансирования за счет средств Фонда реформирования ЖКХ определяются в соответствии с решением правления Фонда реформирования ЖКХ.

9.    Ожидаемые результаты реализации государственной программы

в количественном выражении:

-        годовой объем ввода жилья составит 1000 тыс. кв. метров, в том числе соответствующего стандартам экономкласса – 368,0 тыс. кв. метров;

-        доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем, возрастет до 60 %;

-        снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство», к уровню 2012 года составит 20,0 %;

-        коэффициент доступности жилья составит 2,45 года;

-        доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств, составит 50%;

-         количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при использовании государственной поддержки, за 2014-2020 годы составит 2100 семей;

-        доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах составит 6,5 %;

-        количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда за 2014-2020 годы, составит 8912 чел.;

-        количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов) за 2014-2020 годы, составит 44,5 тыс. семей;

-        объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов за 2014-2020 годы составит около 70 млрд. рублей;

-        обеспеченность населения жильем составит 28 кв. метров общей площади на одного человека, или 822 квартиры на 1000 человек населения;

-        обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма составит 0,362 кв. метра жилья на 1 человека, или 10 квартир на 1000 человек населения;

-        коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения – 0,92 года;

-        площадь земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, включенных в региональные адресные перечни земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной собственности, а также предоставленных для жилищного строительства или находящиеся в частной собственности, составит 300 гектаров;

-        доведение к началу 2021 года до 83,5% уровня газификации Калужской области природным газом;

в качественном выражении:

-        создание для населения Калужской области безопасной и комфортной среды жизнедеятельности;

-        обеспечение возможности для территориальной мобильности населения;

-        выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставлению жилья отдельным категориям граждан, решению проблемы пострадавших соинвесторов строительства жилья;

-        повышение качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования;

-        улучшение водоснабжения и водоотведения жилищного фонда, объектов общественной инфраструктуры до существующих нормативов, а также повышение качества питьевой воды, сокращение потерь воды, создание оптимальных условий водопользования, повышение качества поверхностных и подземных вод до состояния, отвечающего санитарным и экологическим требованиям;

-        повышение правовой грамотности населения по вопросам эксплуатации жилого фонда и активности населения в сфере управления многоквартирными жилыми домами

 

1.   Общая характеристика сферы реализации государственной программы

 

Вводная

Важнейшим индикатором реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и одной из главных задач на территории Калужской области является показатель объема ввода жилья и увеличение темпов жилищного строительства.

В 2012 году на территории Калужской области было построено 7827 новых благоустроенных квартир. Общая площадь построенного жилья составила 612,8 тыс. кв. метров, что составило 102,4% к уровню 2011 года. Индивидуальными застройщиками введено 275,4 тыс. кв. метров жилья, что составляет 93,3% к уровню 2011 года.

Ввод жилья на 1000 человек населения в среднем по области составил 608,6 кв. метра.

За 2008-2012 годы введено жилых домов общей площадью 2800,1 тыс. кв. метров, что в два раза больше, чем за предшествующие пять лет. Улучшилась обеспеченность населения жильем, в 2012 году в среднем на одного жителя приходилось 26,3 кв. метра общей площади против 23,4 кв. метра в 2007 году.

За последние несколько лет наблюдается тенденция к увеличению объемов жилищного строительства. Значительная часть (около 53%) введенных в эксплуатацию жилых домов построена индивидуальными застройщиками. Малоэтажное жилищное строительство ведется опережающими темпами. Его основными преимуществами являются возможность применения альтернативных строительных материалов, низкая себестоимость, сокращение сроков строительства при сохранении качества объектов, а также упрощение процедуры ввода их в эксплуатацию, что обуславливает инвестиционную привлекательность малоэтажного строительства для застройщиков.

Ввод жилых домов в 2012 году осуществлялся во всех муниципальных районах и городских округах области.

На территории Калужской области реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 22.04.2011 № 226 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы».

В рамках реализации подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального жилищного строительства» как одной из составных частей долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы на выполнение мероприятий в 2012 году были использованы средства федерального и областного бюджетов в сумме 200,8 млн. рублей, а также привлечены средства инвесторов в сумме 86,2 млн. рублей.

В рамках реализации регионального инвестиционного проекта «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района Калужской области» введены в эксплуатацию 343 малоэтажных жилых дома общей площадью 24,0 тыс. кв. метров, из них в 2012 году - 143  дома общей площадью 12,1 тыс. кв. метров, что позволило обеспечить комфортным и доступным жильем более полутора тысяч семей жителей Калужской области, в том числе работников предприятий, построенных инвесторами на территории технопарка «Грабцево» и расположенных вблизи с. Воскресенское, а также построить с. Воскресенское Ферзиковского района среднюю образовательную школу на 630 учащихся.

В 2012 году продолжалась работа по реализации проекта «Комплексная малоэтажная застройка в д. Яглово г. Калуги» для обеспечения жильем многодетных и молодых семей. На общей площади жилого комплекса 80,7 га предоставлено 579 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, из которых 405 - многодетным семьям (24 семьям, в которых более 5 детей, остальные – участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и нуждающиеся в улучшении жилищных условий).

Еще один проект, софинансируемый за счет средств федерального бюджета и инвесторов, продолжил свою реализацию по обеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка площадью 44,2 га в районе дер. Белкино г. Обнинска в целях малоэтажного жилищного строительства. За 2012 год на территории данной малоэтажной жилищной застройки введено в эксплуатацию многоквартирных и индивидуальных жилых домом общей площадью 23,2 тыс. кв. метров жилья. Кроме того, застройщиком - управляющей компанией «Экодолье» осуществлено строительство жилья общей площадью 10 000 кв. метров для приобретения льготными категориями граждан по стоимости одного квадратного метра, не превышающей утвержденную среднюю рыночную стоимость по Калужской области.

В микрорайоне «Правобережье» г. Калуги для осуществления жилищного строительства ЗАО СК «Авиакор» («Кошелев проект») отведен земельный участок площадью 124 га для реализации проекта по комплексной малоэтажной застройке микрорайона «Приокский». Проект данного строительства, начатый в 2012 году, рассчитан на строительство жилых домов на 30 тыс. жителей (более 10 000 квартир). Он включает возведение 3-этажных жилых домов, общая площадь квартир в которых составит около 460 тыс. кв. метров. Планируемый объем привлечения частных инвестиций - 4,5 млрд. рублей.

В рамках комплексного развития малоэтажной застройки в 2011 году начато строительство жилых домов в микрорайоне «Гагаринское поле» в г. Балабаново. Генеральным планом участка предусмотрено строительство более 30 тыс. кв. метров жилья на участке общей площадью 10 га. Всего за 2012 год в данном микрорайоне построено 15 многоквартирных малоэтажных жилых домов.

В 2013 году продолжается работа по реализации ряда проектов, направленных на осуществление комплексной застройки территорий Калужской области.

Еще одним из направлений работы строительной отрасли в Калужской области в 2012 году стала реализация проектов арендного жилья. В связи с привлечением значительных инвестиций к развитию новых производств возникает необходимость обеспечения строящихся предприятий высококвалифицированными кадрами, влекущая потребность в росте новых жилищных площадей. Необходимость решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации, по поддержке трудовой мобильности граждан, созданию более дешевой альтернативы в приобретении жилья, инновационном и качественном обновлении жилищного фонда, обеспечении жильем граждан с доходами среднего и ниже среднего уровня, а также поддержка со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации, стала основой для реализации Калужской областью в числе первых среди других регионов проектов по строительству арендного жилья.

В 2012 году было построено и введено в эксплуатацию 15 тыс. кв. метров арендного жилья. Корпорация «Русская недвижимость» одной из первых приступила к строительству арендного жилья. Благодаря реализации на территории области ряда социальных проектов, строящиеся предприятия, смогли решить проблему временного проживания вновь прибывших специалистов в комфортабельном, благоустроенном жилье. В последующие годы реализация проектов будет продолжена.

На территории Калужской области в 2012 году продолжалась успешная реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Калужская область приняла участие и стала победителем сразу двух конкурсных отборов среди субъектов Российской Федерации. При софинансировании из областного бюджета в объеме 210,0 млн. рублей из федерального бюджета было привлечено 69,2 млн. рублей, из местных бюджетов выделено 20,4 млн. рублей. За счет указанных средств улучшили жилищные условия 417 молодых семей. Всего в 2012 году за счет средств 2011 и 2012 годов, выделенных на реализацию данной подпрограммы, улучшили свои жилищные условия 426 молодых семей, что составляет 22% от всех молодых семей, состоящих на очереди на получение социальной выплаты. По сравнению с 2011 годом количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, выросло в 2,5 раза.

Кроме того, в течение 2012 года за счет средств областного бюджета 167 молодым семьям предоставлены дополнительные социальные выплаты для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам на сумму 11,5 млн. рублей и 16 дополнительных социальных выплат на сумму 2,7 млн. рублей в связи с рождением детей.

Основным инструментом повышения доступности жилья для населения со средним уровнем доходов является развитие механизмов ипотечного кредитования. Индикатором решения данной задачи является рост объема ипотечных жилищных кредитов.

По данным Главного управления Банка России по Калужской области за 2012 год выдано 5201 ипотечный кредит на общую сумму 8,163 млрд. рублей (154% к уровню 2011 года), что свидетельствует об оживлении жилищного строительства.

На территории области продолжают свою реализацию областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. За период 2008-2013 годов в 22 муниципальных образованиях области – участниках программы будет переселено 3127 человек из 279 аварийных домов общей площадью 54,46 тыс. кв. метров. За указанный период построено и приобретено 1071 новая квартира общей площадью 68,5 тыс. кв. метров. Освоено 2191,4 млн. рублей бюджетных средств, из них средств Фонда реформированию ЖКХ (далее – Фонд ЖКХ) - 1198,9 млн. рублей.

В 2012 году в 5 муниципальных образованиях (г. Боровск, г. Киров, пос. Березичский Стеклозавод, пос. Середейский, дер. Долгое Мосальского района) построено 12 домов, в которых приобретено 284 квартиры площадью 12,148 тыс. кв. метров. В новые квартиры переселено 586 человек из 51 аварийного жилого дома площадью 9,507 тыс. кв. метров. Освоено 364, 4 млн. рублей бюджетных средств, из них средства Фонда ЖКХ – 147,32 млн. рублей.

В 2012 году в Калужской области продолжалась реализация региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ. На указанные цели из Фонда ЖКХ было получено свыше 170,1 млн. рублей, при этом общий объем средств, направленных на реализацию программ, составил свыше 283,6 млн. рублей. За счет выделенных средств проведен капитальный ремонт в 180 многоквартирных домах, расположенных на территории 15 муниципальных образований области, общей площадью свыше 351,3 тыс. кв. метров. В результате реализации региональных программ условия проживания смогли улучшить свыше 14,9 тыс. человек.

В рамках мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны за период 2009-2012 годов построены и переданы в собственность ветеранам 566 однокомнатных квартир общей площадью 20,37 тыс. кв. метров.

Повышение доступности и качества жилья невозможно без надежного обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами. Бесперебойное снабжение потребителей теплом, горячей и холодной водой требуемого качества и недопущение ситуаций, опасных для людей и окружающей среды, являются основой социальной стабильности региона.

Развитие систем водоснабжения и водоотведения в Калужской области осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Чистая вода в Калужской области» на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 10.06.2011 № 311, а также муниципальных инвестиционных программ и инвестиционной программы государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал».

            На реализацию мероприятий по строительству объектов водопроводно-канализационного хозяйства в 2012 году из федерального бюджета получено 121 млн. рублей. Начато строительство систем водоснабжения в дер. Рыляки Юхновского района и с. Березичи Козельского района, осуществлена подготовка к реконструкции канализационных очистных сооружений г. Кирова. Завершено строительство очистных сооружений в пос. Новослободск Думиничского района.

          В целях расширения малоэтажного жилищного строительства и водоснабжения технопарка «Грабцево» введена в эксплуатацию насосная станция в микрорайоне Турынино г. Калуги.

Эффективным вложением средств областного бюджета стало выполнение мероприятий по капитальному ремонту объектов водопроводно-канализационного хозяйства муниципальной собственности, в результате которых реконструировано более 100 км водопроводных сетей. 

Строительство объектов газификации в 2012 году осуществлялось в рамках:

- областной целевой программы «Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области на 2007-2016 годы (газификация Калужской области на 2017-2016 годы» и долгосрочной целевой программы «Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС на территории Калужской области до 2015 года»;

-     программы газификации регионов Российской Федерации за счет средств ОАО «Газпром» и областного бюджета.

Общий объем финансирования составил около 1 500 млн. рублей, в том числе:

- средства областного и федерального бюджетов - 347,1 млн. рублей;

- средства ОАО «Газпром» - 1000,0 млн. рублей.

В 2012 году за счет инвестиционных средств ОАО «Газпром» сдано в эксплуатацию 4 объекта газификации протяженностью 48 км, за счет средств областного бюджета – 47 объектов протяженностью 134 км и за счет средств федерального бюджета 3 объекта протяженностью 8,5 км. Газифицировано около 7 тыс. домовладений и квартир. Для обеспечения газом технопарка «Ворсино» и части населенных пунктов Боровского и Жуковского районов Калужской области за счет средств ОАО «Газпром» построен и сдан в эксплуатацию объект «Реконструкция ГРС «Воробьи». Уровень газификации по состоянию на 01 января 2013 года в целом по области составил около 80 %, в сельской местности – 65 %.

 

1.1.           Основные проблемы в сфере реализации государственной программы

 

Несмотря на позитивные результаты в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, существует ряд проблемных вопросов. На основной показатель развития жилищного строительства - объем ввода жилья - негативное влияние оказывают следующие факторы:

- недоступность для застройщиков кредитных ресурсов, позволяющих осуществить полный инвестиционно-строительный цикл без привлечения средств дольщиков;

- низкая платежеспособность, обусловленная недостаточными доходами населения, на фоне значительной неудовлетворенности большинства граждан жилищными условиями;

- низкая доступность кредитных ресурсов для граждан, приобретающих жилье на вторичном рынке, практическое отсутствие возможности кредитования в рамках проектов долевого строительства;

- низкая доступность земельных участков для развития индивидуального жилищного строительства;

- отсутствие земельных участков, обеспеченных сетями инженерно-технического обеспечения для реализации проектов жилищного строительства;

- недостаточный уровень финансирования строительства необходимых объектов транспортной, социальной инфраструктуры в рамках проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства;

- высокая стоимость подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, технологического присоединения к электрическим сетям;

- высокий уровень административных барьеров в отрасли;

- отсутствие необходимого числа трудовых ресурсов в сфере строительства.

Кроме того, техническое состояние коммунальной инфраструктуры, характеризующееся высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, привело к тому, что планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредительного ремонта. Проблема усугубляется и огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, сложившейся из-за:

- многолетнего занижения уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также инженерной инфраструктуры;

- замедленного хода установки приборов учета теплоэнергии и воды.

 

1.2.  Прогноз развития сферы реализации государственной программы

 

Прогноз развития сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства сформирован с учетом приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.

Реализация государственной программы должна привести к созданию комфортной среды жизнедеятельности для человека, обеспечению населения доступным и качественным жильем, характеризуемой следующими целевыми ориентирами:

- увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;

- отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;

- приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности и экологическим требованиям;

- повышение удовлетворенности населения уровнем жилищно-коммунального обслуживания;

- увеличение общего объема годового ввода жилья до 750 тыс. кв. метров к 2015 году и до 1 млн. кв. метров к 2020 году;

- формирование эффективного рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

- создание системы ипотечного жилищного кредитования, доступного для большинства населения.

Таким образом, в результате реализации мероприятий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области» к 2020 году будет сформирован эффективный рынок жилья, который в сочетании с мерами государственной поддержки отдельных категорий граждан обеспечит комфортную среду проживания и жизнедеятельности для всех жителей Калужской области.

 

2.   Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы

 

2.1.      Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы

 

Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2012 № 2227-р.

В государственной политике в жилищной и жилищно-коммунальной сферах выделены следующие приоритеты:

- снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономкласса;

- формирование государственно-частного партнерства, обеспечивающего строительство и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков и развитии застроенных территорий, основанного на эффективном разграничении ответственности по обустройству территорий для жилищного строительства социальной и инженерной инфраструктурами между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями и застройщиками;

- поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья;

- дальнейшее совершенствование условий приобретение жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования;

- улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания;

- модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.

Приоритетами региональной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются:

1. Решение жилищной проблемы большинства граждан, улучшение в значительной степени комфортности проживания в городах и сельской местности путем:

- стимулирования массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;

- обеспечения территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

- формирования рынка арендного жилья;

- развития системы ипотечного жилищного кредитования, доступного для большинства населения;

- переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

2. Обеспечение доступности качественного жилья для большинства семей Калужской области.

3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства путем:

- обеспечения населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижения издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

 - смягчения для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

- улучшения качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;

- совершенствованию системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.

 

2.2.      Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач государственной программы

 

Цели реализации государственной программы:

- снижение до 2018 года стоимости одного квадратного метра жилья на 20 % к уровню 2012 года;

- создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономкласса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;

- формирование для населения Калужской области благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания;

- создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

- предоставление доступного и комфортного жилья 60 % семей, желающих улучшить свои жилищные условия;

- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:

- увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономкласса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена;

- стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономкласса;

- стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве;

- обустройство территорий жилищной застройки посредством строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

- разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

- создание условий для развития рынка арендного жилья;

 - совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования;

- предоставление мер государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области;

- улучшение качества и уровня благоустройства жилищного фонда Калужской области;

- обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;

- создание условий для формирования института ответственного собственника жилья.

Эффективность реализации государственной программы будет ежегодно оцениваться на основании следующих целевых индикаторов:

 

СВЕДЕНИЯ

об индикаторах государственной программы и их значениях

 

№ п/п

Наименование индикатора

Ед. изм.

Значение по годам:

2012

факт

2013 оцен-ка

реализации государственной программы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Государственная программа Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области»

1.

Годовой объем ввода жилья

тыс. кв. м. общей площа-ди жилья

612,8

650

700

750

800

850

900

950

1000

2.

Годовой объем ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса

тыс. кв. м. общей площа-ди жилья

85,186

195

257

276

294

313

331

349

368

3.

Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем

%, нарас-таю-

щим ито-гом

н/д

7,5

15

22,5

30

37

45

52

60

4.

Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство»

в % к уровню 2012 года

0

3,6

7,2

10,6

13,8

17,0

20,0

20,0

20,0

5.

Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек)

лет

3,77

3,44

3,24

3,04

2,85

2,81

2,72

2,50

2,45

6.

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств

%

37

38

39

40

41

43

44

45

50

7.

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при использовании государственной поддержки

кол-во семей

426

260

300

300

300

300

300

300

300

8.

Доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах

%

4,5

4,6

5,1

5,2

6,1

6,2

6,3

6,4

6,5

9.

Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда

чел.

465

1932

4507

1349

777

579

500

600

600

10.

Количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов)

семей

5201

5500

5700

5800

5900

6100

6500

7000

7500

11.

Объем предоставленных ипотечных кредитов и займов

млн.

руб.

8162,7

8605,8

8918,7

9075,2

9231,7

9544,6

10170,5

10952,8

11735,2

12.

Обеспеченность населения жильем

 

кв. м об-щей пло-щади жилья на одно-го чел.

26,3

26,9

27,0

27,2

27,4

27,5

27,6

27,8

28,0

кол-во жи-лых ед. на 1000 чел. насе-ления

812

816

817

818

819

820

821

822

823

13.

Обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма

кв. м об-щей пло-щади жилья на одно-го чел.

0,014

0,030

0,052

0,082

0,126

0,176

0,231

0,293

0,362

кол-во жи-

лых ед. на 1000 чел. насе-ления

14

15

21

29

44

49

55

62

69

14.

Коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения

лет

2,0

1,9

1,7

1,5

1,35

1,2

1,15

1,0

0,92

15.

Площадь земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, включенных в региональные адресные перечни земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной собственности, а также предоставленных для жилищного строительства или находящиеся в частной собственности

га

н/д

475,76

200

300

300

300

300

300

300

16.

Площадь жилья, находящегося в стадиях разработки документации по планировке территории, проектирования и строительства

кв. м

1974424

1500000

500000

1000 000

1000 000

1000 000

1000 000

1000 000

1000 000

17.

Доля земельных участков, предоставленных для жилищного строительства органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления, или находящихся в частной собственности, обеспеченных инженерной инфраструктурой

%

0

10

50

60

70

80

90

95

100

18.

Доля земельных участков, на которых планируется или осуществляется жилищное строительство и в отношении которых органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления разработаны планы освоения

 %

15

20

25

30

40

45

50

70

100

19.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям

%

13,4

13,0

12,5

12,0

11,5

11,1

10,8

10,0

9,5

20.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения

%

96,7

96,8

96,9

97,1

97,3

97,5

97,7

97,9

98,2

21.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения

%

61,0

64,0

67,2

69,4

70,9

73,8

74,9

77,1

80,1

22.

Уровень газификации Калужской области природным газом

%

78

80

80,5

 81

81,5

 82

 82,5

83

83,5

23.

Количество товариществ собственников жилья

ед.

843

870

898

927

957

987

1019

1052

1086


Информация по документу
Читайте также