Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 08.07.2013 № 347

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 июля 2013 г.                                                  N 347


О    Концепции     устойчивого
развития  сельских  территорий
Калужской области на 2014-2020
годы


     В целях реализации  в  Калужской  области  Концепции  устойчивого
развития сельских территорий Российской Федерации на  период  до  2020
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.11.2010 N 2136-р, Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Утвердить  Концепцию  устойчивого  развития  сельских  территорий
Калужской области на 2014-2020 годы (прилагается).


Губернатор Калужской области                             А.Д.Артамонов



                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                     Калужской области
                                                от 08.07.2013 г. N 347


                              КОНЦЕПЦИЯ
               УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
                 КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ

          1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
                         программным методом

     Создание условий для  устойчивого  развития  сельских  территорий
является  одной  из  важнейших  стратегических  целей  государственной
политики, достижение  которой  позволит  обеспечить  продовольственную
безопасность,    повысить    конкурентоспособность     экономики     и
благосостояние граждан.
     Калужская область по численности населения (на 1 января 2012 года
составляла 1008,229 тыс. человек) занимает 15-е место  среди  регионов
Центрального федерального округа (далее - ЦФО); в  сельской  местности
проживает 242,950 тыс. человек, или 24,0% населения.
     По  данным  Всероссийской  переписи  населения  2010   года,   по
сравнению с 2002 годом население области уменьшилось  на  30,711  тыс.
человек, в том числе в сельской местности - на 22,885 тыс. человек.
     Сокращение численности населения происходило  из-за  естественной
убыли населения (превышения числа умерших  над  числом  родившихся)  и
сокращения миграционного прироста населения.
     В  Калужской  области  насчитывается  22  города,   10   поселков
городского типа и 3177 сельских населенных пунктов.
     Число  сельских  населенных  пунктов  за   межпереписной   период
уменьшилось на 12 сел и деревень, это связано с  ликвидацией  сельских
населенных пунктов в связи с отсутствием в  них  жителей,  укрупнением
(объединением) с другими сельскими населенными пунктами или включением
их в черту городов, а также с переводом сельских населенных пунктов  в
категорию городских.
     Число сельских населенных пунктов без населения увеличилось с 270
до 451, их доля выросла  с  8,5  до  14,3%.  Увеличилось  также  число
населенных пунктов с численностью населения менее 10 человек с 1056 до
1162, их доля - с 33,1 до 36,6%.
     В настоящее время  уровень  жизни  сельского  населения  остается
крайне низким, увеличивается разрыв между городом и  селом  по  уровню
доходов.
     Трудоспособное население в сельской местности  Калужской  области
по сравнению с 2002 годом сократилось на 6,2% и составляет 141,0  тыс.
человек. В  2012  году  среднемесячная  заработная  плата  в  сельском
хозяйстве составила 15,3 тыс. рублей (56,7% средней  заработной  платы
по отраслям экономики).
     На  селе  сложилась  неблагоприятная  демографическая   ситуация,
прогрессирует отток сельского  населения.  Этому  способствует  крайне
низкий уровень комфортности проживания в  сельской  местности,  низкий
уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры.
     По уровню комфортности и оснащенности  всеми  видами  инженерного
оборудования сельский жилищный фонд значительно  уступает  городскому.
Удельный вес площади, оборудованной  водопроводом,  составляет  38,6%,
водоотведением - 34,6%, газом (сетевым и сжиженным) - 78,6%.
     В 229 сельских общеобразовательных учреждениях области  обучается
17,7  тыс.  учащихся.  По  сравнению  с  городскими   сельские   школы
располагают худшей материально-технической базой,  большинство  зданий
требует реконструкции,  не  имеет  спортивных  залов,  мастерских  для
трудового обучения, блоков питания.
     В   сельской   местности   области   действует   378   учреждений
культурно-досугового типа, более 30% из  них  находятся  в  ветхом   и
аварийном состоянии.  Оборудование   сельских   учреждений    культуры
морально и технически изношено.
     Для      обеспечения      социально-экономического       развития
агропромышленного  производства  Правительством  Российской  Федерации
принято решение об усилении государственной  поддержки  социального  и
инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в  сельской
местности. В связи с этим в рамках Государственной программы  развития
сельского  хозяйства  и  регулирования   рынков   сельскохозяйственной
продукции, сырья и  продовольствия  на  2013-2020  годы,  утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717,
предусмотрена реализация  федеральной  целевой  программы  "Устойчивое
развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и  на  период  до  2020
года".
     Положительным  примером  применения  программно-целевого   метода
может  служить  реализация  областной  целевой  программы  "Социальное
развитие села Калужской области до 2013  года",  утвержденной  Законом
Калужской области от 12.05.2003 N 206-ОЗ.
     В  2003-2012  годах  на  реализацию  программных  мероприятий  из
областного  бюджета  выделено  844,865  млн.  рублей,  что   позволило
привлечь средства федерального бюджета в объеме  510,01  млн.  рублей,
средства местных бюджетов в объеме  109,806  млн.  рублей  и  средства
внебюджетных источников в объеме 164,833 млн. рублей.
     За  счет  всех  источников  финансирования   было   построено   и
приобретено 44,07 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской
местности, в том числе 7,27 тыс. кв. м для  молодых  семей  и  молодых
специалистов. Более 300 сельских учащихся начали учебу  в  современных
оборудованных  школах.  Расширилась  сеть  медицинских  учреждений   в
сельской местности за счет ввода в действие  2  фельдшерско-акушерских
пунктов и капитального ремонта 40 учреждений здравоохранения.
     Введены в эксплуатацию 276,952 км распределительных газовых сетей
и 162,583 км локальных водопроводов.
     Реализация мероприятий программы способствовала повышению  уровня
жизни сельского населения. Среднемесячная заработная плата  работников
сельского хозяйства в 2012 году по сравнению с 2011 годом  увеличилась
на 16,8%, при этом среднемесячная заработная плата за три месяца  2013
года  сохранила  процент  роста  и  составила  15,7  тыс.  рублей.  По
предварительным  данным  превышение  аналогичного  показателя  по  ЦФО
составляет 11%.
     Вместе с тем в силу допущенного  ранее  значительного  отставания
социально-экономического  развития  сельских   территорий   реализация
указанных мер  оказалась  недостаточной  для  полного  и  эффективного
использования в интересах потенциала  сельских  территорий,  повышения
уровня жизни на селе.
     Выход села из кризиса  и  переход  в  фазу  устойчивого  развития
тормозят следующие факторы:
     - остаточный  принцип  финансирования   развития   социальной   и
инженерной инфраструктуры в сельской местности;
     - преобладание  дотационности   бюджетов   на   уровне   сельских
поселений;
     - высокий  уровень  затратности  комплексного  развития  сельских
территорий;
     - неблагоприятная   демографическая    ситуация    (прогрессирует
обезлюдение сельских территорий).
     Решение  указанных  проблем   требует   значительных   финансовых
вложений,  которые  не  могут  быть  реализованы   в   рамках   одного
финансового года. В связи с  этим  разработана  Концепция  устойчивого
развития сельских  территорий  Калужской  области  на  2014-2020  годы
(далее  -  Концепция),  руководствуясь   положениями   которой   будет
подготовлен программный документ,  являющийся  продолжением  областной
целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до  2013
года", действие которой заканчивается в 2013 году.
     Концепция соответствует стратегическим направлениям, заложенным в
Концепции  устойчивого   развития   сельских   территорий   Российской
Федерации  на  период  до  2020   года,   утвержденной   распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р.

      2. Цель реализации мероприятий и основные задачи Концепции

     Цель  реализации    мероприятий,    заложенных     в    Концепции
(далее - мероприятия    Концепции),  - создание  комфортных    условий
жизнедеятельности в сельской местности.
     Для достижения  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие
задачи:
     - комплексное  обустройство  объектами  социальной  и  инженерной
инфраструктуры  сельских  поселений,  в  которых  осуществляется   или
планируется  реализация  инвестиционных  проектов  в  агропромышленном
комплексе;
     - удовлетворение    потребностей    сельского     населения     в
благоустроенном  жилье,  в  том  числе   молодых   семей   и   молодых
специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов  в
агропромышленном комплексе;
     - активизация  инициатив  сельских  жителей  в  области  развития
сельских территорий.
     Оценка результативности  выполнения  мероприятий  будет  ежегодно
отслеживаться  на  основании  целевых   индикаторов   и   показателей,
указанных в приложении N 2 к Концепции.
     Количественное измерение достижения годовых  и  конечных  целевых
индикаторов   и   показателей   Концепции   определяется   по   данным
ведомственной статистической отчетности  и  отчетам  органов  местного
самоуправления Калужской области.

          3. Сроки и этапы реализации мероприятий Концепции

     Реализация мероприятий Концепции будет осуществляться поэтапно.
     На  первом  этапе  (2014-2017  годы)  предполагается   продолжить
формирование  в  сельской  местности  условий,  обеспечивающих   более
высокие уровень и качество жизни.
     На  втором  этапе  (2018-2020  годы)  предполагается  наращивание
темпов комплексного развития сельских территорий в  целях  обеспечения
их устойчивого развития.

              4. Система основных мероприятий Концепции

     Система   основных   мероприятий   Концепции,   направленных   на
достижение  цели,  с  указанием  сроков,   ресурсов   и   исполнителей
представлена в приложении N 1 к Концепции.
     В Концепции предусмотрена реализация следующих мероприятий:
     - улучшение жилищных  условий  граждан,  проживающих  в  сельской
местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
     - комплексное обустройство населенных  пунктов,  расположенных  в
сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
     а) развитие  сети  общеобразовательных  учреждений   в   сельской
местности;
     б) развитие сети плоскостных  спортивных  сооружений  в  сельской
местности;
     в) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в  сельской
местности;
     г) развитие газификации в сельской местности;
     д) развитие водоснабжения в сельской местности;
     е) реализация проектов  комплексного  обустройства  площадок  под
компактную жилищную застройку в сельской местности  (далее  -  проекты
комплексной застройки);
     - грантовая поддержка местных инициатив  граждан,  проживающих  в
сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности.
     При отборе объектов для включения  в  мероприятия,  заложенные  в
Концепции, в первую очередь будет учитываться  обустройство  объектами
социально-инженерной  инфраструктуры  сельских  поселений,  в  которых
активно развивается сельскохозяйственное производство, реализуются или
имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной
сфере.
     Размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры  будет
осуществляться в соответствии со схемами территориального планирования
муниципальных районов и генеральными планами поселений.

         4.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих
              в сельской местности, в том числе молодых
                     семей и молодых специалистов

     Целью мероприятия является удовлетворение потребностей  сельского
населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление  на  селе
молодых специалистов, а также  улучшение  демографической  ситуации  в
сельской местности.
     Улучшение  жилищных  условий  граждан,  проживающих  в   сельской
местности,  в  том  числе  молодых  семей  и   молодых   специалистов,
предполагается осуществлять путем предоставления социальных выплат  за
счет софинансирования  из  бюджетов  различного  уровня  строительства
(приобретения) жилья в сельской местности.
     За период реализации мероприятия предусматривается  ввести  45,42
тыс. кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности,  в
том  числе  29,00  тыс.  кв.  метров  для  молодых  семей  и   молодых
специалистов.

          4.2. Комплексное обустройство населенных пунктов,
            расположенных в сельской местности, объектами
                социальной и инженерной инфраструктуры

     Целью мероприятия является осуществление принципа территориальной
доступности  сельскому  населению  учреждений   образования,   спорта,
культуры, повышения качества предоставляемых ими услуг в  соответствии
с  экономическими  и  социальными   требованиями,   повышения   уровня
газификации и водоснабжения в сельской  местности,  а  также  создание
современной  социально-инженерной   инфраструктуры   для   компактного
жилищного    строительства    вблизи    объектов     агропромышленного
производства.
     В рамках мероприятия осуществляются строительство и реконструкция
следующих объектов:
     сети общеобразовательных учреждений;
     сети плоскостных спортивных сооружений;
     сети учреждений культурно-досугового типа;
     распределительных газовых сетей;
     локальных водопроводов;
     комплексного  обустройства  площадок  под   компактную   жилищную
застройку.
     Проекты комплексной застройки отбираются на конкурсной основе.
     За период реализации  мероприятия  предусматривается  ввести  980
ученических мест, 71,4 тыс. кв. м плоскостных  спортивных  сооружений,
1440   мест   учреждений   культурно-досугового   типа,    140,0    км
распределительных газовых  сетей,  130,0  км  локальных  водопроводов,
реализовать проекты комплексной  застройки  в  7  населенных  пунктах,
расположенных в сельской местности.

         4.3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан,
            проживающих в сельской местности, по улучшению
                      условий жизнедеятельности

     Целью  реализации  мероприятия   является   активизация   участия
сельского населения в решении вопросов местного значения,  мобилизация
собственных материальных, трудовых  и  финансовых  ресурсов  отдельных
граждан и их объединений  и  муниципальных  образований  для  местного
развития.
     Гранты предоставляются  на  реализацию  проектов,  отобранных  на
конкурсной основе.
     Приоритетными  направлениями  предоставления   грантов   являются
реализация следующих проектов в области:
     - благоустройство сельских поселений (прокладка уличных  дорог  и
тротуаров, озеленение,  освещение,  строительство  мостов,  устройство
колодцев, артезианских скважин);
     - экологическая  реабилитация  сельских  территорий   (ликвидация
накопленных ущербов, очистка рек, озер, лесных насаждений);
     - сохранение     и      восстановление     природных  ландшафтов,
историко-культурных памятников, храмов.

            5. Ресурсное обеспечение мероприятий Концепции

     При определении  ресурсного  обеспечения  реализации  мероприятий
Концепции учитывались реальная ситуация  в  финансово-бюджетной  сфере
Калужской  области,  общеэкономическая,  социально-демографическая   и
политическая значимость проблемы,  а  также  реальная  возможность  ее
решения только при федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную
деятельность всех участников реализации мероприятий Концепции, включая
сельское население.
     Финансирование   мероприятий   будет   осуществляться   за   счет
софинансирования  из  бюджетов  различного   уровня   и   внебюджетных
источников. Средства федерального  и  областного  бюджетов  выделяются
муниципальным образованиям  на  условиях  софинансирования  в  порядке
межбюджетных отношений.

       Объемы и источники финансирования мероприятий Концепции

                                                             млн. руб.
----------------------------------------------------------------------------------------
|   Сроки    |     Объем      |                      В том числе                       |
| реализации | финансирования |--------------------------------------------------------|
|            |                | федеральный |  областной  | местные |   внебюджетные   |
|            |                | бюджет <*>  | бюджет <**> | бюджеты | источники <****> |
|            |                |             |             |  <***>  |                  |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| I этап     |    2856,933    |   862,912   |  1442,751   | 258,837 |     292,433      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2014 год   |    637,119     |   192,594   |   319,111   | 56,998  |      68,416      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2015 год   |    638,218     |   192,923   |   315,861   | 57,108  |      72,326      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2016 год   |    844,103     |   254,689   |   437,046   | 77,696  |      74,672      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2017 год   |    737,493     |   222,706   |   370,733   | 67,035  |      77,019      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| II этап    |    2773,01     |   836,277   |  1438,975   | 257,160 |     240,598      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2018 год   |    900,774     |   271,690   |   467,137   | 83,364  |      78,583      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2019 год   |    1033,772    |   311,590   |   545,372   | 96,663  |      80,147      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| 2020 год   |    838,464     |   252,997   |   426,466   | 77,133  |      81,868      |
|------------+----------------+-------------+-------------+---------+------------------|
| Всего      |    5629,943    |  1699,189   |  2881,726   | 515,997 |     533,031      |
----------------------------------------------------------------------------------------
______________________________
     <*> Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемых
Калужской  области   на   мероприятия,   ежегодно   уточняются   после
утверждения  распределений  средств  федерального  бюджета   субъектам
Российской Федерации и заключения соглашения с Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации на текущий финансовый год.
     <**> Объемы  финансовых  средств,  направляемых  на  мероприятия,
ежегодно  уточняются  после  принятия  закона  Калужской  области   об
областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
     <***> Объемы финансовых средств местных бюджетов  определяются  в
соглашениях между министерством сельского хозяйства Калужской  области
и муниципальными образованиями Калужской области.
     <****>  К  внебюджетным  источникам  относятся  собственные   или
заемные  средства  хозяйствующих  субъектов,  являющихся   участниками
мероприятий  Концепции  по   улучшению   жилищных   условий   граждан,
проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и  молодых
специалистов,  и  по  комплексному  обустройству  населенных  пунктов,
расположенных в сельской местности, объектами социальной и  инженерной
инфраструктуры в части реализации проектов  комплексной  застройки,  а
также  граждан  -  получателей  социальных  выплат  на   строительство
(приобретение) жилья в сельской местности.

     Распределение объемов финансирования  мероприятий  по  источникам
финансирования и годам реализации  представлено  в  приложении  N 1  к
Концепции.
     Размер средств, согласно приложению N 1  к  Концепции,  определен
исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы  и
инженерной инфраструктуры села,  фактической  стоимости  строительства
единицы мощности с учетом индексов - дефляторов.
     Объемы   финансовых   средств,   привлекаемых   из   внебюджетных
источников, определяются на основе соглашений.

             6. Механизм реализации мероприятий Концепции

     Правила предоставления и распределения субсидий местным  бюджетам
из областного бюджета в целях софинансирования мероприятий  Концепции,
а также  распределение  субсидий  между  муниципальными  образованиями
устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства  Калужской
области.
     Критерии  и  порядок  отбора   проектов   комплексной   застройки
устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства  Калужской
области.
     Критерии и порядок проведения конкурсного отбора проектов местных
инициатив граждан, проживающих в  сельской  местности,  для  получения
грантов устанавливаются нормативными  правовыми  актами  Правительства
Калужской области.

          7. Оценка социально-экономической (экологической)
            эффективности реализации мероприятий Концепции

     В результате реализации мероприятий Концепции будут  сформированы
необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий.
     Использование   комплексного   подхода   к    повышению    уровня
комфортности проживания  в  сельской  местности  будет  способствовать
созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности
в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест,  расширению
налогооблагаемой базы местных бюджетов и повышению  доходов  сельского
населения.
     Интенсивное развитие социальной  и  инженерной  инфраструктуры  в
сельской местности, содействие улучшению  жилищных  условий  обеспечат
коренные изменения в качестве  жизни  сельского  населения,  повысится
престижность  сельскохозяйственного  труда  и  проживания  в  сельской
местности.
     Социальная эффективность реализации мероприятий  Концепции  будет
обеспечена за счет достижения к 2020 году следующих результатов:
     - улучшение жилищных условий 650 сельских семей, в том числе  420
молодых семей и молодых специалистов;
     - повышение обеспеченности села общеобразовательными учреждениями
на 980 ученических мест;
     - увеличение  количества  привлеченных  к   занятиям   физической
культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности,  прежде
всего  молодежи,  за  счет  расширения  сети  плоскостных   спортивных
сооружений на 71,4 тыс. кв. метров;
     - улучшение доступа  сельского  населения  к  услугам  учреждений
культурно-досугового типа путем расширения сети  таких  учреждений  на
1400 мест;
     - повышение уровня инженерного  обустройства  сельских  поселений
газом и водой;
     - комплексное  обустройство  площадок  под  компактную   жилищную
застройку в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
     - повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих
в сельской местности,  в  решении  вопросов  местного  значения  путем
грантовой поддержки проектов местных инициатив.
     Экономическая  эффективность  реализации  мероприятий   Концепции
состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на
основе:
     - повышения  общеобразовательной  подготовки  сельских   жителей,
создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
     - сокращения    потерь    рабочего    времени,    связанных     с
заболеваемостью;
     - обеспечения         сельскохозяйственного          производства
высококвалифицированным кадровым  потенциалом,  способным  к  освоению
высокоэффективных технологий;
     - создания условий для привлечения инвесторов в  аграрный  сектор
экономики области на основе повышения уровня инженерной инфраструктуры
села.
     Реализация  мероприятий  Концепции  будет   иметь   благоприятные
экологические последствия.
     В  составе  проектной  документации  на  строительство   объектов
социальной сферы  и  инженерной  инфраструктуры  села  разрабатывается
раздел   по   охране   окружающей   среды,   который   предусматривает
природоохранные мероприятия, исключающие вредные воздействия  объектов
на окружающую среду в строительный период и во время эксплуатации.

                         (см. первоисточник)

Информация по документу
Читайте также