Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 10.10.2012 № 517

 



                          КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     10 октября 2012 г.
     N 517


                О Стратегии действий в интересах детей
               в Калужской области на 2012 - 2017 годы


     В  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от
01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах  детей
на 2012 - 2017 годы" Правительство Калужской области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Одобрить Стратегию действий в интересах детей в Калужской области
на 2012 - 2017 годы (прилагается).


     Губернатор
     Калужской области А.Д.Артамонов



     Приложение
     к постановлению
     Правительства
     Калужской области
     от 10.10.2012 N 517


                 Стратегия действий в интересах детей
               в Калужской области на 2012 - 2017 годы

                               Введение

     Социальная  политика  в  отношении  улучшения   положения   детей
является приоритетом государственной политики Калужской области.
     Инструментом  практического  решения  многих  вопросов  в   сфере
детства  является  реализация   приоритетных   национальных   проектов
"Здоровье" и "Образование", федеральных  и  региональных  долгосрочных
целевых программ, касающихся улучшения различных сторон жизни детей.
     Осуществление  на  территории  Калужской  области  мероприятий  в
рамках   действующих   долгосрочных   целевых   программ:   "Улучшение
демографической  ситуации  в  Калужской  области  (2011 - 2015 годы)",
"Семья и дети (2009 - 2013 годы)", "Право  ребенка  на  семью  (2010 -
2014 годы)", "Доступная среда в Калужской области (2011 - 2015 годы)",
"Совершенствование организации  питания,  медицинского  обеспечения  и
формирование здорового образа жизни в общеобразовательных  учреждениях
Калужской  области на 2011 - 2013 годы",   "Модернизация   дошкольного
образования   Калужской   области   на   2011 - 2015 годы",  "Развитие
физической культуры и спорта в Калужской области на 2011 - 2015 годы",
"Организация  отдыха  и  оздоровления  детей  и  подростков  Калужской
области  в  2010 - 2015 годах",  "Комплексная  программа  профилактики
правонарушений  в  Калужской области (2010 - 2012 годы)", "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению   наркотиками  и  их  незаконному
обороту    на  2010 - 2014 годы",  "Содействие   занятости   населения
Калужской области  на 2011 - 2013 годы", "Молодежь  Калужской  области
(2010 - 2015 годы)" способствует  сохранению, модернизации  и развитию
социальной инфраструктуры для детей, которая  включает государственные
учреждения    в   сфере   образования,  здравоохранения,   социального
обслуживания, физкультуры  и  спорта,  молодежной  политики,  детского
творчества, досуга, отдыха и оздоровления для детей; совершенствованию
региональной  модели поддержки различных целевых групп семей с детьми,
созданию социальных служб,  акцентирующих свою работу на  профилактике
семейного и детского неблагополучия на ранних его этапах, сохранению и
восстановлению   семейного   окружения   для   ребенка,    обеспечению
доступности  социальных  услуг  для  семей,  проживающих  в отдаленных
населенных пунктах.
     В Калужской  области  увеличился  объем финансирования социальных
расходов из регионального бюджета.  В Калужской области приняты  новые
меры   социальной   поддержки   семей   с   детьми   (выплата  средств
регионального материнского капитала,  ежемесячная денежная выплата при
рождении  третьего  или  последующих  детей,  предоставление земельных
участков многодетным семьям  и  др.).  В  2011  году  создан  институт
Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области.
     В результате  принятых  мер  наметились  положительные  тенденции
увеличения рождаемости, улучшения  социально-экономического  положения
семей с детьми, повышения доступности образования, повышения  качества
медицинской  помощи  детям,  уменьшения  числа  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения  родителей,  увеличения  числа  устроенных  в
семьи  детей,  увеличения  количества  многодетных  семей  и  снижения
количества детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении.
     Вместе  с  тем  проблемы,  связанные  с  созданием  комфортной  и
доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют остроту и далеки  от
окончательного решения. В целях формирования единого  подхода  органов
государственной власти, органов  местного  самоуправления,  институтов
гражданского общества и граждан к определению принципов, целей, задач,
приоритетных  направлений  и  мер  по  реализации  политики  Калужской
области   в   отношении   улучшения   положения   детей    обусловлена
необходимость принятия стратегических управленческих решений.
     Стратегия действий  в  интересах  детей  в  Калужской  области на
2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана  на  период  до  2017
года   с   учетом   международных   правовых   документов  Организации
Объединенных Наций,  содержащих основные требования к  государственной
политике в отношении семьи и детей,  Конституции Российской Федерации,
гарантирующей государственную поддержку семьи,  материнства и детства,
посланий   Президента   Российской   Федерации  Федеральному  Собранию
Российской Федерации,  положений  Национальной  стратегии  действий  в
интересах детей  на  2012 - 2017 годы,  утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от  01.06.2012  N  761,  Концепции  долгосрочного
социально-экономического  развития  Российской  Федерации на период до
2020 года,  Концепции демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года.
     Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи
государственной  политики  Калужской  области  в  интересах  детей   и
ключевые  механизмы  ее  реализации,  базирующиеся  на  общепризнанных
принципах и нормах международного права.
     Стратегия предусматривает следующие основные направления:
     - семейная политика детствосбережения;
     - доступность качественного  обучения  и  воспитания,  культурное
развитие и информационная безопасность детей;
     - здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
     - равные возможности  для  детей,  нуждающихся  в  особой  заботе
государства;
     - создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей  и
дружественного к ребенку правосудия;
     - дети-участники реализации Стратегии.
     Стратегия    является    основой    для    разработки    органами
государственной    власти,    органами    местного     самоуправления,
государственными  учреждениями,  институтами  гражданского   общества,
бизнес-сообществами, гражданами и самими  детьми  программ,  проектов,
мер, направленных на улучшение положения детей.

                  Основные проблемы в сфере детства

     Сокращение доли детей в общей численности населения.
     Недостаточная эффективность имеющихся  механизмов  обеспечения  и
защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в
области прав ребенка.
     Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в  многодетных
и неполных семьях.
     Распространенность семейного неблагополучия.
     Неравенство между городом и селом в отношении объема  и  качества
доступных услуг для детей и их семей.
     Значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства.
     Недостаточный    уровень    доступности     социальных     услуг,
неблагоприятные   условия    социальной    среды    для    полноценной
жизнедеятельности детей-инвалидов.
     Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,
представляющей опасность для детей.
     Отсутствие действенных механизмов  обеспечения  участия  детей  в
общественной   жизни,   в   решении   вопросов,    затрагивающих    их
непосредственно.

                Раздел I. Основные принципы Стратегии

     Реализация  основополагающего  права  каждого  ребенка   жить   и
воспитываться в семье.

     Защита прав каждого ребенка. Формирование системы, обеспечивающей
реагирование на нарушение прав каждого  ребенка,  включая  диагностику
ситуации,  планирование  и  принятие  необходимого  комплекса  мер  по
обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных  прав;
правовое просвещение.

     Максимальная реализация  потенциала  каждого  ребенка.   Создание
условий  для  формирования достойной жизненной перспективы для каждого
ребенка,  его  образования,  воспитания  и  социализации,  максимально
возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

     Сбережение здоровья каждого ребенка.  Принятие мер,  направленных
на формирование у семьи и детей потребности в здоровом  образе  жизни,
всеобщую     раннюю     профилактику     заболеваемости,     внедрение
здоровьесберегающих   технологий   во   все   сферы   жизни   ребенка,
предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

     Технологии  помощи,  ориентированные   на   развитие   внутренних
ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые  при
поддержке государства.  Внедрение  эффективных  технологий  социальной
работы,  предполагающих  опору  на   собственную   активность   людей,
предоставление им возможности  участвовать  в  решении  своих  проблем
наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

     Особое внимание уязвимым категориям детей.  Особое и  достаточное
внимание должно быть уделено детям,  относящимся к уязвимым категориям
(дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды
и   дети,  находящиеся  в  социально  опасном  положении).  Необходимо
разрабатывать и внедрять формы работы  с  такими  детьми,  позволяющие
преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации
и полноценной интеграции в общество.

     Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе  с
каждым ребенком  и  его  семьей.  Необходимо  обеспечить  условия  для
качественной   подготовки   и   регулярного   повышения   квалификации
специалистов, работающих с детьми.

     Партнерство во имя ребенка. Политика  в  области  детства  должна
опираться      на      технологии       социального       партнерства,
общественно-профессиональную экспертизу,  реализовываться  с  участием
бизнес-сообщества   с   привлечением   общественных   организаций    и
международных партнеров к  решению  актуальных  проблем,  связанных  с
обеспечением и защитой прав и интересов  детей.  Необходимо  принимать
меры, направленные на формирование открытого рынка  социальных  услуг,
создание - системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты
прав детей.

              Раздел II. Основные направления Стратегии

             Глава 1. Семейная политика детствосбережения

                     1.1. Краткий анализ ситуации

     Структура численности детского населения на  1  января  2012 года
составила: 0-17 лет - 163757 чел., в том  числе:  0-14  лет  -  135137
чел., из них: 0-4 г. - 49766 чел., 5-9 лет - 44472 чел., 10-14  лет  -
40899 чел., 15-17 лет - 28620 чел.
     В Калужской области численность родившихся в 2011 году  составила
11028 человек и была меньше, чем в  2010 году,  на  103  человека.  По
итогам 2011 года коэффициент рождаемости в Калужской области  составил
10,9  на  1000  человек  населения  (2009 г.  -10,5,  2010 г.  -11,0).
Повышение рождаемости  в  2010 году  произошло,  главным  образом,  по
вторым рождениям. За первое полугодие 2012 года численность родившихся
составила  5723  человека,  что  больше  на  683  человека,   чем   за
аналогичный период 2011 года. Наметившийся  рост  числа  родившихся  с
2006 года не означает коренного изменения сложившихся  тенденций,  так
как суммарный коэффициент рождаемости в  области  заметно  ниже  черты
простого воспроизводства. По  Калужской  области  этот  показатель  не
превышает 1,4666, т.е. ниже необходимого  уровня.  В  настоящее  время
сохраняется  высокая  численность   населения   области   в   наиболее
репродуктивном возрасте 20-29 лет. Однако не может не обратить на себя
внимание тот факт, что  в  ближайшие  годы  в  репродуктивный  возраст
вступят малочисленные поколения 10-19-летних граждан.
     Современное репродуктивное поведение  населения  ориентировано  в
основном на рождение  двух  детей.  На  отрицательную  демографическую
стратегию (планируют 1 ребенка или не планируют вообще)  ориентировано
менее 33% калужан. Основные препятствия  к  рождению  желаемого  числа
детей  в  Калужской  области   -   материальные   трудности   (63,5%),
неуверенность в завтрашнем дне  (60,6%),  жилищная  проблема  (59,5%).
Высокий уровень занятости женщин,  расширение  диапазона  интересов  и
круга  социального  общения,  стремление  к  финансовой  независимости
отодвигают рождение детей в семьях на более поздний возрастной период.
     Семейная структура населения  Калужской  области  характеризуется
увеличением числа семей с двумя и более детьми, неполных  семей.  Доля
неполных семей увеличивается вследствие роста внебрачной рождаемости.
     Матери и одинокие  родители,  имеющие  несовершеннолетних  детей,
испытывают сложности  при  трудоустройстве  на  достойно  оплачиваемую
работу. Наиболее острой для семей с детьми остается жилищная проблема.
     Систематически в  Калужской  области  проводятся  мероприятия  по
выявлению и устройству безнадзорных  несовершеннолетних.  В  2011 году
территориальными  органами  Управления  Министерства  внутренних   дел
Российской Федерации по Калужской области  (далее  -  УМВД  России  по
Калужской области) на районном уровне  совместно  с  заинтересованными
ведомствами выявлено 659 безнадзорных подростков (2010 г.  -  993).  В
органы   системы   профилактики   безнадзорности   и    правонарушений
несовершеннолетних  направляется   информация   с   предложениями   по
устранению  причин  и   условий,   способствующих   безнадзорности   и
правонарушениям среди  несовершеннолетних (2011 г.  - 878,  2010 г.  -
813).
     На начало 2012 года  на  учете  в  территориальных  органах  УМВД
России  по  Калужской  области  в  Калужской  области   состояло   467
родителей, не исполняющих обязанности, по воспитанию детей, в  текущем
году  дополнительно  на  учет   поставлено   159   родителей.   Силами
сотрудников подразделений  по  делам  несовершеннолетних,  участковыми
уполномоченными  полиции,  во  взаимодействии  с  субъектами   системы
профилактики безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних,  с
данными родителями проводилась индивидуально-профилактическая  работа,
направленная на предотвращение и недопущение отрицательного влияния на
детей, профилактику семейного неблагополучия.  Результатом  проводимой
работы в 2011 году  является  снятие  с  учета  более  200  родителей,
отрицательно влияющих на своих  несовершеннолетних  детей.  В  случаях
несвоевременного выявления и неоказания  эффективной  профилактической
помощи семьям с детьми на ранних этапах  основными  мерами  по  защите
прав ребенка становятся лишение и ограничение  родительских  прав.  За
2011 год сотрудниками территориальных органов УМВД России по Калужской
области на районном уровне принято участие в подготовке 140 материалов
для решения вопроса о лишении родительских прав.
     Основными причинами семейного неблагополучия являются алкоголизм,
пьянство,   наркозависимость   родителей,    трансформация    семейных
ценностей.

                         1.2. Основные задачи

     Сокращение  бедности  среди  семей   с   детьми   и   обеспечение
минимального  гарантированного   дохода,   активизация   экономической
активности малообеспеченных граждан путем трудоустройства  и  развития
самозанятости.
     Повышение доступности и качества социальных  услуг  для  семей  с
детьми.
     Обеспечение для всех детей безопасного  и  комфортного  семейного
окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка  и  исключены
любые формы жестокого обращения с ним.
     Обеспечение профилактики семейного неблагополучия  и  социального
сиротства, основанной на  раннем  выявлении  проблем  семьи,  адресной
помощи семьям, находящимся в трудной  жизненной  ситуации,  приоритете
воспитания ребенка в родной семье.

                       1.3. Первоочередные меры

     Организация на межведомственной основе системы раннего  выявления
социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними.
     Разработка стандартов оказания социальных услуг.
     Разработка и обеспечение внедрения и распространения  современных
технологий профилактической  и  реабилитационной  работы  с  семьей  и
детьми.
     Создание и распространение информации  о  правах  и  обязанностях
ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей,  специалистов,
работающих с детьми и в интересах детей.
     Кадровое,  методическое,  финансовое   обеспечение   деятельности
учреждений социальной помощи семье  и  детям  в  целях  предоставления
качественных социальных услуг семьям и детям.
     Формирование системы  мониторинга  и  статистического  учета  для
оценки эффективности региональной семейной  и  социальной  политики  в
сфере материнства и детства.

            1.4. Меры, направленные на сокращение бедности
                         среди семей с детьми

     Первоочередная  поддержка  социально  уязвимых,   многодетных   и
молодых семей.
     Разработка механизмов социальной  поддержки  семьи  при  рождении
детей   в   целях   обеспечения   наиболее    благоприятных    условий
жизнедеятельности  семьи  с  несколькими  детьми  в  решении  жилищной
проблемы.
     Приоритетное оказание  содействия  в  трудоустройстве  родителям,
имеющим несовершеннолетних  детей,  в  том  числе  детей-инвалидов,  в
рамках долгосрочных целевых программ  содействия  занятости  населения
Калужской области.
     Оказание     содействия     во     временном      трудоустройстве
несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, находящимся  в  трудной
жизненной ситуации, в том числе на временные  работы  в  свободное  от
учебы  время,  в  рамках  долгосрочных  целевых  программ   содействия
занятости населения Калужской области.

         1.5. Меры, направленные на формирование безопасного
             и комфортного семейного окружения для детей

     Организация в рамках долгосрочных целевых программ "Семья и  дети
(2009 - 2013 годы)",  "Улучшение демографической ситуации в  Калужской
области  (2011  -  2015 годы)" мероприятий,  направленных на повышение
авторитета  института  семьи,  пропаганду  в   обществе   традиционных
семейных  ценностей,  признание  заслуг семьи в воспитании физически и
нравственно здорового поколения.
     Формирование действенных механизмов раннего  выявления  жестокого
обращения и насилия в отношении  ребенка,  социального  неблагополучия
семей с детьми и оказания им помощи.
     Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет  активного
развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.
     Участие   в   общенациональной   информационной    кампании    по
противодействию жестокому обращению с детьми.
     Формирование  системы   подготовки   и   повышения   квалификации
специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
     Организация распространения и внедрения лучших практик  работы  в
сфере  профилактики  жестокого  обращения  с  детьми  и   реабилитации
пострадавших.

       1.6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка
                   из семьи, социального сиротства

     Организация на межведомственной основе системы раннего  выявления
социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с  ними
для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав
с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации
семьи.
     Развитие системы социального обслуживания семьи и детей  и  служб
помощи семьям, находящимся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  целях
внедрения    эффективных     технологий     реабилитации     социально
неблагополучных семей с детьми.
     Разработка  и  внедрение  межведомственной  комплексной   системы
профилактики отказов  от  детей  при  рождении  и  (или)  помещении  в
медицинские  учреждения,  особенно  в  случаях  выявления  у   ребенка
нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
     Совершенствование работы детского телефона доверия.
     Развитие сети образовательных учреждений и социальных  служб  для
детей  нуждающихся  в  психолого-педагогической  и   медико-социальной
помощи.
     Внедрение в судебную и административную практику  замены  лишения
родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот
период, эффективной реабилитационной работы с семьями.

                      1.7. Ожидаемые результаты

     Снижение уровня  бедности,  ликвидация  крайних  форм  проявления
бедности.
     Снижение численности  семей  и  детей,  находящихся  в  социально
опасном положении.
     Ликвидация   дефицита   мест   в    дошкольных    образовательных
учреждениях.
     Расширение спектра и повышение качества  психолого-педагогических
услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
     Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственности
родительства.
     Создание  эффективных   механизмов,   способствующих   сокращению
случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в  группу
риска, их социальному сопровождению и реабилитации,  сокращению  числа
случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
     Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей.

            Глава 2. Доступность качественного обучения и
           воспитания, культурное развитие и информационная
                          безопасность детей

                     2.1. Краткий анализ ситуации

     Основной проблемой доступности дошкольного образования  для  всех
категорий детей является дефицит  мест  в  дошкольных  образовательных
учреждениях. Для повышения  доступности  дошкольного  образования  для
населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких
как семейный детский  сад,  служба  ранней  помощи,  лекотека,  центры
игровой   поддержки   ребенка   и    других,    а    также    развитие
негосударственного сектора.
     Приоритетом  в   данной   сфере   является   повышение   качества
дошкольного  образования  в   целях   обеспечения   равных   стартовых
возможностей  для  обучения  детей  в  начальной   школе.   На   этапе
дошкольного      образования       очень       важны       организация
психолого-педагогической поддержки семьи  и  повышение  компетентности
родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
     Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на  получение
общедоступного и качественного бесплатного общего образования является
одним  из  основных  принципов  государственной  политики  в   области
образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках
национальной   образовательной   инициативы   "Наша   новая    школа",
Правительством  Российской  Федерации  утвержден  план   действий   по
модернизации общего  образования  на  2011  - 2015 годы,  на основании
которого разработаны региональный план действий по модернизации общего
образования на 2011 - 2015 годы и комплекс мер по модернизации системы
общего образования в Калужской области.  Особое внимание  в  указанных
документах уделяется вопросам обеспечения качества общего образования.
     В   связи   с   введением   новых   федеральных   государственных
образовательных стандартов происходит серьезное обновление программ  и
методов  работы  общеобразовательных  учреждений.  Новые   федеральные
государственные образовательные    стандарты     должны     обеспечить
доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей  обучения,
соответствующих его склонностям и жизненным планам.
     Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного
экзамена, усиливается контроль за соблюдением  установленного  порядка
проведения  единого  государственного  экзамена,  повышается  качество
информированности населения об организации  и  результатах  проведения
единого государственного  экзамена.  В  первую  очередь  это  касается
системы общественного  наблюдения,  которая  с  2011 года  введена  на
законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных
механизмов совершенствования существующих моделей  проведения  единого
государственного           экзамена           путем           развития
информационно-коммуникационных технологий.
     Вместе  с  тем  продолжают  нарастать   проблемы,   в   связи   с
нерешенностью которых права и интересы  детей  в  системе  образования
оказываются во многом  нереализованными.  Этими  проблемами  являются:
дефицит  мест  в  дошкольных  образовательных  учреждениях,  невысокий
уровень качества дошкольного  образования;  дифференциация  в  доступе
отдельных категорий детей к качественному основному и  дополнительному
образованию; отстающее от современных потребностей  общества  качество
образования как  целостного  процесса  обучения  и  воспитания  детей,
неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством
образовательных услуг; несоответствие современной системы  обеспечения
информационной безопасности детей новым рискам, связанным с  развитием
сети    Интернет    и    информационных    технологий,    нарастающему
противоправному контенту.
     В целях профилактики негативных проявлений в  подростковой  среде
сотрудниками территориальных органов УМВД России по Калужской  области
на районном уровне в Калужской области на постоянной основе проводятся
лекции и беседы, в том числе направленные на толерантное  отношение  к
представителям других национальностей. Всего в 2011 году  осуществлено
240 выступлений в средствах массовой информации, прочитано 4595 лекций
в  общеобразовательных  заведениях.  Преступлений  на   межэтнической,
межрелигиозной почве несовершеннолетними в 2011 году не совершалось.

                         2.2. Основные задачи

    Обеспечение доступности  качественного  дошкольного  образования,
расширение вариативности его форм.
     Реализация  прав   детей   различных   категорий   на   получение
общедоступного  и  качественного  бесплатного  общего  образования  на
основе модернизации общего образования в соответствии  с  требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов.
     Создание эффективной системы образования, обеспечивающей  условия
для обучения, воспитания и развития способностей одаренных  детей,  их
дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального
положения и финансовых возможностей семьи.
     Осуществление   мониторинга   и    профилактики    межэтнической,
межконфессиональной   и   социально-имущественной   напряженности    в
образовательной среде.
     Обеспечение информационной безопасности детства.

          2.3. Меры, направленные на обеспечение доступности
                        и качества образования

     Обеспечение     развития     способностей     каждого     ученика
общеобразовательной    учреждения,     доступности     для     каждого
старшеклассника   выбора   профилей   обучения   соответствующих   его
склонностям и жизненным планам.
     Организация психолого-педагогической поддержки семьи и  повышения
компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
     Создание региональной системы оценки качества образования, в  том
числе выработка критериев результативности учительского труда.
     Обеспечение условий для  качественной  подготовки  и  регулярного
повышения квалификации работников образовательных учреждений.
     Привлечение  к  работе  в  образовательных  учреждениях   области
молодых преподавателей.
     Развитие  школьной  инфраструктуры,  оснащение  школ  современным
оборудованием, в том числе модернизация школьных библиотек и  создание
в них центров детского чтения.
     Реализация долгосрочной  целевой  программы  "Доступная  среда  в
Калужской области  (2011  -  2015  годы)"   (инклюзивное   образование
детей-инвалидов).
     Обеспечение стабильной работы Центра  дистанционного  образования
по организации общего и дополнительного образования детей-инвалидов.
     Расширение вариативности форм дошкольного  образования  (семейный
детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой  поддержки
ребенка и др., а также развитие негосударственного  сектора)  в  целях
обеспечения  равных  стартовых  возможностей  для  обучения  детей   в
начальной школе.
     Повышение  качества  и  доступности  психологических  услуг   для
участников образовательного процесса.
     Развитие психологической службы системы образования области.

             2.4. Меры, направленные на поиск и поддержку
                     талантливых детей и молодежи

     Нормативное   правовое    обеспечение    и    научно-методическое
сопровождение работы с одаренными детьми.
     Конкурсная  поддержка  и  развитие  образовательных   учреждений,
специализирующихся на работе с одаренными детьми.
     Конкурсная поддержка педагогических работников, одаренных детей.
     Создание  системы  профессиональной  переподготовки  и  повышения
квалификации   психолого-педагогических   работников   образовательных
учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, а  также  с  их
родителями (законными представителями).
     Разработка  программ  психолого-педагогического  сопровождения  и
поддержки одаренных детей.
     Формирование базы данных талантливой молодежи Калужской области.
     Популяризация интернет-сайта "Молодежь Калужской области".

            2.5. Меры, направленные на развитие воспитания
                         и социализацию детей

     Внедрение   современных    программ    гражданско-патриотического
воспитания,  направленных  на  формирование   российской   гражданской
идентичности,  культуры  толерантности,  социальной  компетентности  в
сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности  к
защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей  к  службе  в
рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Комплексная профилактика негативных явлений в детской среде.
     Повышение  психолого-педагогической  компетентности  родителей  в
вопросах воспитания и развития ребенка.
     Разработка  и  внедрение   психолого-педагогических,   социальных
программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных  явлений
(наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей
в адаптации, обучении и воспитании, нарушений  в  поведении,  развитии
обучающихся, воспитанников.
     Реализация    межведомственного    проекта     "Школа     права",
организованного министерством образования и науки  Калужской  области,
Управлением  ФСКН  России   по   Калужской   области   при   поддержке
министерства по делам семьи,  демографической  и  социальной  политике
Калужской области.

             2.6. Меры, направленные на развитие системы
             дополнительного образования, инфраструктуры
               творческого развития и воспитания детей

     Формирование  региональной  модели  дополнительного  образования,
направленной на выявление и продвижение достижений детей.
     Создание  современной  инфраструктуры   системы   дополнительного
образования, соответствующей новым требованиям качества и безопасности
(современное        оборудованное        образовательно-воспитательное
пространство).
     Совершенствование  механизма  оплаты   труда   педагогических   и
руководящих работников системы дополнительного образования детей.
     Широкомасштабное   развитие   системы   конкурсных   мероприятий,
выявление и  поддержка  педагогов,  методистов,  управленцев  системы,
успешно  реализующих  новые  подходы  и   технологии   дополнительного
образования на практике.
     Информатизация  системы  дополнительного  образования   с   целью
развития очно-заочных и дистанционных форм организации дополнительного
образования обеспечивает его доступность школьникам отдаленных районов
и  возможность  организации  методической  работы  с   педагогическими
кадрами.
     Создание условий, стимулирующих развитие приоритетных направлений
дополнительного   образования   (инженерные   технологии,   технологии
культурной политики, социальные технологии, экранные технологии).
     Создание системы адресной поддержки дополнительного  образования,
инновационных социально значимых  образовательных  проектов,  лидеров,
активно участвующих в инновационной деятельности.
     Формирование системы  многоканального  финансирования  учреждений
дополнительного  образования  детей  -  из  бюджетных  и  внебюджетных
источников:  платные  услуги,  добровольные   пожертвования,   гранты,
реализация продукции.
     Создание условий для привлечения научно-преподавательских  кадров
высшей  школы   к   развитию   региональной   модели   дополнительного
образования.
     Совершенствование  программ  обучения  специалистов   в   области
физической культуры и спорта.
     Осуществление мероприятий по повышению квалификации  специалистов
в области физической культуры и спорта.

        2.7. Меры, направленные на обеспечение информационной
                         безопасности детства

     Осуществление  гарантированного  неограниченного  широкополосного
круглосуточного доступа к сети Интернет через централизованную систему
контент-фильтрации интернет-трафика в целях предотвращения  доступа  к
информации в сети Интернет, несовместимой с целями образования.
     Проведение мониторинговых исследований  по  вопросам  обеспечения
безопасности образовательной среды.
     Разработка методических и информационных материалов  по  обучению
детей    и    подростков    правилам    безопасного    поведения     в
интернет-пространстве,  вопросам  профилактики   интернет-зависимости,
предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность.
     Организация  профилактики  межэтнической,  межконфессиональной  и
социально-имущественной напряженности в образовательной среде.
     Обеспечение информационной безопасности детства путем  реализации
единой государственной политики в сфере защиты  детей  от  информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию.
     Создание правовых механизмов блокирования информационных  каналов
проникновения    через     источники     массовой     информации     в
детско-подростковую среду элементов  криминальной  психологии,  культа
насилия,   других    откровенных    антиобщественных    тенденций    и
соответствующей им атрибутики.

                      2.8. Ожидаемые результаты

    Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех
категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления
услуг  дошкольного  образования  на  основе  реализации   существующих
(основных)  и  новых  (дополнительных)  форм   их   финансирования   и
организации.
     Организация  обучения   и   воспитания   детей,   обучающихся   в
образовательных  учреждениях,  в  соответствии  с  требованиями  новых
федеральных государственных образовательных стандартов.
     Развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
     Расширение   возможностей   обучения   детей   с    ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
     Рост  удовлетворенности  обучающихся  и  их  родителей  условиями
воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
     Увеличение численности  детей  и  подростков,  задействованных  в
различных формах внешкольной деятельности.
     Увеличение  доли   старшеклассников,   вовлеченных   в   освоение
дополнительных образовательных программ.
     Повсеместная    доступность    для    детей    различных    видов
социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной
жизненной ситуации.
     Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
     Создание системы  защиты  детей  от  противоправного  контента  в
образовательной среде.

           Глава 3. Здравоохранение, дружественное к детям,
                        и здоровый образ жизни

                     3.1. Краткий анализ ситуации

     В   Калужской   области   имеется   развитая   сеть   медицинских
организаций, оказывающих  помощь  детскому  населению.  Педиатрическая
помощь  оказывается  в  26   детских   консультациях,   педиатрических
отделениях центральных районных больниц  (далее  -  ЦРБ),  а  также  в
государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области
(далее - ГБУЗ КО) "Калужская  областная  детская  больница",  ГБУЗ  КО
"Детская городская больница" г. Калуги, ГБУЗ КО  "Калужский  областной
кожно-венерологический  диспансер",  ГБУЗ  КО   "Калужская   областная
психиатрическая  больница",   ГБУЗ   КО   "Наркологический   диспансер
Калужской  области",  ГБУЗ  КО  "Калужская   областная   туберкулезная
больница",  государственном  автономном   учреждении   здравоохранения
Калужской области (далее  -  ГАУЗ  КО)  "Калужская  областная  детская
стоматологическая поликлиника",  государственном  казенном  учреждении
здравоохранения Калужской области  (далее  -  ГКУЗ  КО)  "Дом  ребенка
специализированный для детей  с  органическим  поражением  центральной
нервной   системы   с   нарушением   психики".   Медицинская    помощь
новорожденным предоставляется в 9 родильных отделениях  ЦРБ,  ГБУЗ  КО
"Калужская областная больница", ГБУЗ КО "Калужский городской родильный
дом". Санаторная помощь детям  и  детям  с  родителями  оказывается  в
санаториях министерства здравоохранения  Калужской  области:  ГАУЗ  КО
"Калужский  санаторий  "Звездный",  ГАУЗ   КО   "Калужский   санаторий
"Спутник", ГБУЗ КО "Санаторий для детей с родителями "Лесная  сказка",
ГКУЗ КО "Детский санаторий для больных туберкулезом Калужской  области
имени Павлика Морозова".
     В Калужской области отработан механизм обеспечения лекарственными
средствами детей-инвалидов, детей,  страдающих  редкими  заболеваниями
("орфанными"), и детей до  3-х  лет.  В  областном  бюджете  отдельной
статьей предусмотрены средства на эти цели.
     С 2008 года в рамках пропаганды  здорового  питания  организованы
программы "школ здоровья":
     - для педагогов - по рациональному питанию школьников;
     - для родителей  -  по  полноценному,  сбалансированному  питанию
детей и подростков;
     - для учащихся - по здоровому питанию.
     Важным   разделом    является    профилактическая    работа    по
наркозависимости.  С  2009 года  внедрена  профилактическая  обучающая
программа "ранняя профилактика никотиновой зависимости у дошкольников"
и  "ранняя  профилактика  никотиновой  и  алкогольной  зависимости   у
школьников". Организованы "школы здоровья" для дошкольников по  ранней
профилактике  никотиновой  зависимости,  для  школьников   по   ранней
профилактике никотиновой и алкогольной зависимости.
     С 2009 года разработана и внедрена в  образовательные  учреждения
города  "школа  здоровья"  для  девочек-подростков  по  подготовке   к
здоровому и счастливому материнству и "школа здоровья" для  юношей  по
сохранению и укреплению  здоровья,  профилактике  вредных  привычек  и
подготовке к семейной жизни.
     Большое внимание уделяется профилактической работе с  пациентками
в женских консультациях  по  планированию  семьи,  что  отражается  на
отдельных демографических показателях. Доля беременных, находящихся на
учете  в  государственных  (муниципальных)  женских  консультациях  со
сроком беременности до 12 недель в 2011 году составила 81,7%  (2005 г.
-  67,4%).  Частота  абортов  на  протяжении  ряда  лет  снижается,  в
2011 году она составила 22,8 на  1  000  женщин  фертильного  возраста
(2005 г. - 35,0).
     Благодаря своевременности иммунизации детского населения в рамках
национального календаря профилактических прививок в течение ряда лет у
детей не зарегистрированы  случаи  заболевания  корью,  полиомиелитом,
дифтерией.
     Ведется работа по профилактике  беспризорности  и  безнадзорности
несовершеннолетних. В результате за 2011 год органами  здравоохранения
выявлено 176  детей,  оказавшихся  в  трудной  жизненной  ситуации  (в
2010 - 200 детей). Проводится работа по профилактике суицидов.
     Показатель младенческой смертности - ключевой показатель детского
здравоохранения  и  является  "барометром   социального   благополучия
общества".  В течение последних 10 лет отмечено его снижение более чем
в 2 раза. Уровень младенческой смертности в 2011 году снизился на 1,4%
в  сравнении  с  2010  годом и составил 6,8 на 1 000 родившихся живыми
(Российской Федерации - 7,3). Показатель детской смертности (0-17 лет)
снизился  на  22,3%.  Анализ  возрастной  структуры детской смертности
показывает, что доля младенческой смертности составляет 62,5% (2010 г.
-  49,7%),  доля  смертности  подростков  составила 14,2%  (2010 г.  -
14,8%).  Снизился коэффициент смертности детей (0-4 года) на 23,5%.  С
2012 года Калужская область,  как и другие регионы России,  перешла на
критерии регистрации случаев рождения детей на сроке  беременности  от
22  недель  с  массой  при  рождении  более 500 грамм.  В связи с этим
требуются дополнительные  меры  по  выхаживанию  детей,  родившихся  с
экстремально  низкой  массой  тела,  и  эти  обстоятельства  отразятся
отрицательно на показателе младенческой смертности.
     В    2011 - 2012 годах    реализуется    программа     модернизации
здравоохранения  Калужской  области,  где  более  25%  средств   будет
направлено на развитие детского здравоохранения.  В  рамках  программы
осуществляется диспансеризация подростков  14  лет,  основной  задачей
которой является раннее выявление нарушений репродуктивного здоровья.

                         3.2. Основные задачи

     Создание условий для обеспечения всех категорий детей  доступными
качественными  услугами   и   стандартами   системы   здравоохранения,
средствами лечения и восстановления здоровья.
     Развитие клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование
потребности в здоровом образе жизни и физической активности.
     Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании.
     Совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей
в медицинских  организациях,  санаторно-курортных  и  реабилитационных
учреждениях.
     Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание в "школах здоровья"
целевых групп детей по самоохранительному режиму здоровья.

            3.3. Меры по созданию дружественного к ребенку
                           здравоохранения

     Совершенствование  нормативно-правового  обеспечения  в   области
охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
     Обеспечение доступности медицинской помощи детскому населению,  в
том числе  транспортной  доступности  медицинской  помощи  для  детей,
проживающих в сельской местности.
     Осуществление комплекса мер, направленных на дальнейшее  снижение
младенческой и детской смертности.
     Укрепление  материально-технической  базы  учреждений  детства  и
родовспоможения.
     Развитие стационарзамещающих технологий.
     Развитие реабилитационной помощи.
     Совершенствование системы наблюдения за детьми раннего возраста в
амбулаторно-поликлинических  учреждениях  в  целях  раннего  выявления
отклонений в состоянии здоровья и предупреждения инвалидности.
     Обеспечение  трехуровневой  системы  оказания  помощи  беременным
женщинам и детям.
     Строительство  перинатального  центра  на  базе  государственного
бюджетного учреждения  здравоохранения  Калужской  области  "Калужская
областная больница".
     Внедрение стандартов и организация работы  по  порядкам  оказания
медицинской помощи детям.
     Проведение диспансеризации  подростков  14  лет  с  целью  оценки
репродуктивной   функции,   диспансеризации   детей-сирот   и   детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
     Организация пренатальной диагностики нарушений развития ребенка.
     Организация выхаживания детей  с  низкой  и  экстремально  низкой
массой тела.
     Развитие неонатальной хирургии.
     Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний, активизация  работы
с отказниками.
     Осуществление  организационных  мер  по  улучшению  условий   для
нахождения  родителей  (законных  представителей)  рядом  с  ребенком,
получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
     Повышение  ответственности  медицинского  персонала   медицинских
учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.
     Активизация   деятельности   детского   центра   здоровья,    его
взаимодействия с образовательными учреждениями в сфере  по  проведению
обследования детей, обучению их гигиеническим навыкам и  мотивированию
их к отказу от вредных привычек.
     Обеспечение   деятельности   "телефонов    доверия"    на    базе
государственного  казенного   учреждения   здравоохранения   Калужской
области  "Калужский  областной  Центр  медицинской   профилактики"   и
государственного    бюджетного    учреждения     Калужской     области
"Наркологический  диспансер  Калужской  области".
     Расширение просветительской работы по предупреждению беременности
и абортов у несовершеннолетних.
     Проведение мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции
и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и  совершенствование  системы
противодействия распространению этих заболеваний среди  целевых  групп
школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
     Обеспечение  работы  лицензированных  медицинских   кабинетов   в
общеобразовательных учреждениях.
     Решение проблем кадрового дефицита врачей-педиатров, врачей узких
специальностей.

             3.4. Меры по развитию политики формирования
              здорового образа жизни детей и подростков

     Реализация комплекса мер, направленных на формирование  здорового
образа жизни, снижение смертности детей от внешних причин.
     Распространение программ гигиенического обучения и  воспитания  в
целях предоставления детям  возможности  осуществлять  информированный
выбор в вопросах здорового образа жизни.
     Развитие   волонтерского   движения,    привлечение    институтов
гражданского общества.
     Информирование населения  через  СМИ  в  целях  решения  проблем,
связанных с формированием у детей и подростков потребности в  здоровом
образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных  с
риском причинения вреда здоровью.
     Вовлечение   обучающихся   общеобразовательных    учреждений    в
профилактические мероприятия.
     Проведение мероприятий  по  раннему  выявлению  лиц,  допускающих
немедицинское  употребление  наркотических  средств   и   психотропных
веществ, среди обучающихся  в  образовательных  учреждениях  общего  и
профессионального образования, в  том  числе  иммунохроматографическое
тестирование.
     Организация и проведение антинаркотической пропаганды, являющейся
одним  из  направлений  работы  по   профилактике   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних.

             3.5. Меры по формированию современной модели
               организации отдыха и оздоровления детей,
           основанной на принципах государственно-частного
                             партнерства

     Создание   условий   для   организации   отдыха   и   санаторного
оздоровления детей в Калужской области.
     Сохранение и укрепление материально-технической  базы  санаторных
учреждений.
     Разработка  мер  по  взаимодействию  санаторных   и   медицинских
организаций.
     Создание условий для организации санаторного оздоровления семей с
детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

         3.6. Меры по формированию культуры здорового питания
          детей и подростков, обеспечению качества и режима
                               питания

     Организация просветительской работы с использованием  специальных
обучающих программ, средств массовой  информации,  включая  социальную
рекламу, по формированию культуры здорового питания.
     Разработка   и    внедрение    программы    здорового    питания,
информационных материалов по  здоровому  питанию  для  образовательных
учреждений (для детей, педагогов и родителей).
     Обеспечение   качественным   питанием   детей    в    учреждениях
здравоохранения.

                      3.7. Ожидаемые результаты

     Снижение   показателей   материнской,    младенческой,    детской
смертности, в том числе от внешних причин.
     Снижение   количества   рождений   детей    с    врожденными    и
наследственными заболеваниями.
     Снижение случаев  беременности  и  абортов  у  несовершеннолетних
девушек.
     Доступность  и   своевременность   для   всех   категорий   детей
качественных профилактических и медицинских услуг.
     Гарантированное обеспечение  детей  лекарственными  средствами  и
специализированными продуктами питания.
     Повышение   информированности   населения   о   факторах    риска
заболеваний, возможностях их предотвращения.
     Обеспечение условий  для  Нормальной  жизнедеятельности  детей  в
медицинских организациях.
     Сокращение числа детей и  подростков,  употребляющих  табачную  и
алкогольную продукцию, наркотики, психотропные  и  другие  токсические
вещества.
     Сокращение числа детей и подростков  с  ВИЧ-инфекцией,  вирусными
гепатитами  В  и  С,  туберкулезом,  в  том  числе  получивших  их   в
медицинских организациях.

                Глава 4. Равные возможности для детей,
               нуждающихся в особой заботе государства

     К категории  детей,  нуждающихся  в  особой  заботе  государства,
относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети
с  ограниченными  возможностями  здоровья,  включая  детей-инвалидов и
ВИЧ-инфицированных детей.
     Главная цель  стратегии  в отношении детей,  нуждающихся в особой
заботе  государства,  -  повышение  качества  их  жизни   и   успешная
социализация в обществе.

                     4.1. Краткий анализ ситуации

     На начало 2012 года общее число детей-сирот и  детей,  оставшихся
без попечения родителей, в Калужской области составило  4837  человек.
85% из них воспитываются в семьях жителей  Калужской  области,  в  том
числе  1398  (22%)  -  в  семьях  усыновителей  и  более  1200   детей
воспитываются в 660 приемных семьях.
     Органами опеки и попечительства активно реализуется  региональная
политика    профилактики    социального    сиротства    и    семейного
жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     В последние годы стабильно уменьшается количество  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения  родителей,  проживающих  в  Калужской
области. В 2012 г. оно составляет 2,7% от общего  количества  детского
населения. Однако этот показатель превышает среднероссийский (2,3%), в
связи с чем на первый план региональной стратегии  выдвигается  работа
по  профилактике  социального  сиротства,  сохранению  и  реабилитации
кровной семьи ребенка.
     В  Калужской  области  создана  развитая   законодательная   база
социальных гарантий для детей-сирот  и  семей,  их  воспитывающих,  на
основе которой установлено и осуществляется более 20  видов  различных
социальных выплат. В  результате  активной  деятельности  по  развитию
семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в детских домах области воспитывается всего 226 детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения  родителей.  На  базе  всех  четырех
детских  домов  разработаны  и  реализуются  разносторонние  программы
семейного воспитания и постинтернатного  сопровождения  выпускников  в
самостоятельной жизни.
     С  1  января  2012 года  в  Калужской  области  действует   новая
ведомственная целевая программа "Социальная адаптация и  сопровождение
выпускников  учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без
попечения родителей "Старт в будущее". В соответствии с постановлением
Правительства  Калужской   области   от   16.09.2011   N 495   создано
государственное  автономное  учреждение   Калужской   области   "Центр
постинтернатного  сопровождения  "Расправь  крылья!"   (с   социальной
гостиницей на 24 места) для оказания комплексной помощи и  услуг  всем
выпускникам интернатных учреждений и лицам из числа детей-сирот.
     В предстоящие годы профилактическая работа  с  семьями  и  детьми
группы риска должна стать главной для всех социальных служб и  органов
опеки и попечительства.  Их  деятельность  должна  быть  направлена  в
первую очередь на раннее выявление проблем семьи  (как  биологической,
так и замещающей), организацию  реабилитационной  работы  с  детьми  и
родителями, оказание комплексных социальных услуг  нуждающимся  в  них
семьям, постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот.
     По  данным  Отделения  Пенсионного  фонда  Российской   Федерации
(государственное  учреждение)  по  Калужской  области,  на  территории
Калужской  области  зарегистрирован  2831  ребенок,   имеющий   статус
"ребенок-инвалид", в возрасте от 0 до 17 лет. В  возрастной  структуре
при первичном освидетельствовании, первое место принадлежит  категории
детей в возрасте от 0 до 3 лет, среди которых преобладают  заболевания
с  врожденной  аномалией  (50,8%),  а  также  заболевания  центральной
нервной системы (16,5%). В  возрастной  структуре  8-14  лет,  которая
занимает второе место, преобладают психические расстройства (28-30%).
     Для комплексной работы  с  детьми-инвалидами  в  системе  органов
социальной   защиты   населения   создано    два    специализированных
реабилитационных центра, которые оснащены  современным  оборудованием.
На  основании  заключенных  с  родителями   договоров   осуществляется
социальное сопровождение семьи, начиная  с  момента  рождения  ребенка
либо с момента получения им  статуса  ребенка-инвалида.  За  последние
годы значительно увеличился удельный вес  детей-инвалидов,  получивших
реабилитационные услуги (2006 год - 25%; 2011 год - 42%).
     Вместе с тем остается актуальной проблема  доступности  получения
реабилитационных  услуг   семьями,   воспитывающими   детей-инвалидов,
проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах. Острая нехватка
основных видов помощи  таким  детям  ведет  к  нарушению  их  прав  на
образование и реабилитацию, к  зависимости  реализации  этих  прав  от
места жительства и социального статуса семьи.
     На конец 2011 года состоит на учете по  ВИЧ-инфекции  21  ребенок
(6,4%    от    рожденных     ВИЧ-инфицированными     матерями).     13
ВИЧ-инфицированных детей (61,9%) получают  антиретровирусную  терапию.
Диагноз ВИЧ-инфекции рожденным в 2011 году детям  не  выставлялся.  На
конец  2011 года  63  ребенка  (18,9%)  находились   на   диспансерном
наблюдении по  поводу  перинатального  контакта  по  ВИЧ-инфекции,  за
2011 год снято с учета 42 ребенка. В 2011 году  нуждались  и  получали
специфическую   (антиретровирусную)   терапию    за    счет    средств
национального проекта 13 детей (все нуждающиеся).

                         4.2. Основные задачи

     Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и  детей,
оставшихся без попечения родителей, повышение престижа усыновления.
     Реформирование сети и деятельности учреждений для  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей.
     Создание  системы  постинтернатного   сопровождения   выпускников
учреждений  для  детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без   попечения
родителей.
     Разработка  и  обеспечение  нового  механизма   реализации   прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а  также  лиц
из их числа на благоустроенное жилье.
     Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
     Обеспечение в  соответствии  с  международными  стандартами  прав
детей-инвалидов и детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на
воспитание  в  семьях,  полноценное  участие  в  общественной   жизни,
получение качественного образования  всех  уровней,  квалифицированной
медицинской помощи,  охрану  здоровья  и  реабилитацию,  социализацию,
юридическую  и  социальную  защиту,  профессиональную   подготовку   и
доступную среду.
     Формирование на основе межведомственного  взаимодействия  системы
всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей  с
ограниченными   возможностями   здоровья:   создание   служб   раннего
вмешательства, развитие института  инклюзивного  образования  детей  с
ограниченными возможностями здоровья.

          4.3. Меры, направленные на защиту прав и интересов
       детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

     Улучшение кадрового и методического обеспечения  деятельности  по
опеке  и   попечительству,   повышение   статуса   органов   опеки   и
попечительства и специалистов по охране прав детства.
     Внедрение в практику деятельности органов опеки и  попечительства
приоритетов профилактической работы с семьями и детьми группы риска.
     Формирование   института   профессиональной    приемной    семьи,
оптимизация системы служб сопровождения замещающих  семей,  расширение
спектра и улучшение качества предоставляемых им услуг.
     Разработка  и  внедрение  нового   порядка   обеспечения   жилыми
помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей,  к
моменту завершения образования, выпуска из  учреждения  или  окончания
воспитания в приемной семье.
     Осуществление  комплекса  мер  по  постинтернатной  адаптации   и
успешной социализации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.

         4.4. Меры, направленные на государственную поддержку
        детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
                               здоровья

     Создание и ведение  базы  данных,  касающихся  детей-инвалидов  и
детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  их  потребности  в
различных услугах.
     Организация    деятельности    по    созданию     условий     для
беспрепятственного доступа  инвалидов  и  других  маломобильных  групп
населения к объектам социальной инфраструктуры.
     Оптимизация  сети  специальных  (коррекционных)   образовательных
учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Пересмотр критериев установления инвалидности для детей с  учетом
возрастных этапов развития ребенка.
     Пересмотр критериев установления инвалидности детям с  патологией
зрения  при  проведении  длительных  курсов   лечения   дорогостоящими
препаратами.
     Развитие  служб   и   укрепление   материально-технической   базы
учреждений социальной помощи семье и детям, предоставляющих социальные
услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
     Разработка  и  внедрение  региональных   стандартов   социального
обслуживания детей-инвалидов и  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья.
     Развитие системы творческой реабилитации детей-инвалидов и  детей
с ограниченными возможностями здоровья.
     Расширение  возможностей  участия  детей-инвалидов  и   детей   с
ограниченными  возможностями  здоровья  в   спортивных   мероприятиях,
получении услуг в сфере физкультуры и спорта.
     Проведение   регулярного    мониторинга    потребностей    семей,
воспитывающих детей-инвалидов и детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья,  в  предоставлении  услуг   в   сфере   социальной   защиты,
здравоохранения, образования, занятости.
     Организация системы подготовки и переподготовки специалистов  для
работы с детьми-инвалидами  и  детьми  с  ограниченными  возможностями
здоровья.

                      4.5. Ожидаемые результаты

     Рост семейного устройства детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, с приоритетом усыновления; увеличение до 90% доли
детей, находящихся на воспитании в семьях.
     Оптимизация деятельности  учреждений  для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей.
     Обеспечение  100%  постинтернатного   сопровождения   выпускников
учреждений - лиц из числа детей-сирот.
     Обеспечение благоустроенным жильем лиц из числа детей, оставшихся
без попечения родителей, к моменту завершения образования, выпуска  из
учреждения или окончания воспитания в приемной семье.
     Создание  эффективных   программ,   обеспечивающих   профилактику
инвалидности в раннем и дошкольном возрасте.
     Повышение доступности объектов социальной инфраструктуры для  лиц
с ограниченными возможностями.
     Улучшение качества  социального  обслуживания  детей-инвалидов  и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Увеличение  количества  детей   с   ограниченными   возможностями
здоровья, охваченных инклюзивным образованием.

         Глава 5. Создание системы защиты и обеспечения прав
       и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

                     5.1. Краткий анализ ситуации

     В 2011 году на несовершеннолетних за совершение  административных
правонарушений   составлено   1433   протокола   об   административном
правонарушении. 317 подростков привлечены к уголовной ответственности.
Одной  из  самых  опасных  проблем  является   насилие   над   детьми.
Значительная часть  преступлений  против  жизни,  здоровья  и  половой
неприкосновенности  детей  совершается  в  семье,  а   также   лицами,
обязанными по закону заботиться о ребенке.  В  2011 году  в  отношении
несовершеннолетних совершено 702 преступления (в 2010 году -  791),  в
том  числе  309   преступлений   против   половой   неприкосновенности
несовершеннолетних (в 2010 году - 364). За последние 4 года отмечается
тенденция  к  снижению  числа  преступлений  в  отношении  подростков.
Определенную  озабоченность  вызывают  преступления,   совершенные   в
отношении   несовершеннолетних   go   стороны   родителей,    законных
представителей. В 2010 году таких преступлений  было  совершено  3,  в
2011 году - 20.

                         5.2. Основные задачи

     Совершенствование    системы     профилактики     правонарушений,
совершаемых детьми и в отношении детей.
     Проведение мероприятий по развитию системы предотвращения насилия
в интересах детей и по социально-психологической реабилитации детей  -
жертв насилия.

       5.3. Меры, направленные на совершенствование механизмов
                    защиты прав и интересов детей

     Усиление профилактических мер по защите прав и  интересов  детей,
находящихся  в  социально  опасном  положении,   обеспечение   раннего
выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав
детей, проживающих в таких семьях, и  сохранения  для  ребенка  родной
семьи.
     Развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
     Совершенствование   законодательства   в   области   профилактики
совершения общественно опасных деяний со  стороны  несовершеннолетних,
не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

         5.4. Меры, направленные на создание дружественного
                         к ребенку правосудия

     Развитие  института  школьных  уполномоченных  по  правам   детей
(участников  образовательного  процесса),  нацеленного  на  разрешение
конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику  правонарушений
детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
     Совершенствование регионального законодательства в части передачи
государственных полномочий в сфере организации  деятельности  комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их  прав  и  определение  штатной
численности сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и  защите
их прав  в  районах  и  городах  Калужской  области,  где  численность
детского населения превышает  5  тыс.  человек,  в  целях  эффективной
работы  по  координации  органов  и  учреждений  системы  профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты  их
прав и интересов.
     Внесение дополнений  и  изменений  в  нормативные  правовые  акты
Калужской  области,   определяющие   межведомственное   взаимодействие
субъектов профилактики семейного и детского неблагополучия.
     Укрепление   сотрудничества    органов    системы    профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  с  подразделениями
Следственного комитета Российской Федерации, учреждениями  и  органами
уголовно-исполнительной системы, аппаратом уполномоченного  по  правам
ребенка и неправительственными организациями.

         5.5. Меры, направленные на улучшение положения детей
                  в период нахождения в учреждениях
                   уголовно-исполнительной системы
                    и в постпенитенциарный период

     Оказание  социальной,  психологической,   педагогической   помощи
несовершеннолетним,   находящимся   в   следственных   изоляторах    и
учреждениях закрытого типа системы исполнения наказаний.

          5.6. Меры, направленные на предотвращение насилия
            в отношении несовершеннолетних и реабилитацию
                        детей - жертв насилия

     Совершенствование   работы   органов   и    учреждений    системы
профилактики, безнадзорности и  правонарушений  несовершеннолетних  по
раннему выявлению семейного и детского неблагополучия.
     Совершенствование работы учреждений и организаций, осуществляющих
психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия.
     Участие   в   общенациональной   информационной    кампании    по
предотвращению насилия в отношении детей.

                      5.7. Ожидаемые результаты

     Повышение уровня защищенности ребенка от  насилия  и  обеспечение
гарантий получения детьми социально-психологической помощи.
     Снижение  количества  правонарушений,  совершаемых  детьми  и   в
отношении детей.

             Глава 6. Дети-участники реализации Стратегии

                     6.1. Краткий анализ ситуации

     В системе образования Калужской области создана  правовая  основа
для участия детей  в  принятии  решений,  затрагивающих  их  интересы,
действуют детские  и  молодежные  общественные  объединения,  во  всех
школах    области    образованы    и    активно    работают     органы
государственно-общественного самоуправления, в состав которых включены
обучающиеся.

                         6.2. Основные задачи

     Воспитание у детей  гражданственности,  расширение  их  знаний  в
области прав человека.
     Привлечение детей к участию в общественной жизни.
     Создание системы мониторинга и оценки участия  детей  в  принятии
решений, затрагивающих их интересы.
     Освещение в средствах массовой информации темы  участия  детей  в
общественной жизни.

                6.3. Меры по обеспечению участия детей
            в принятии решений, затрагивающих их интересы

     Включение   в   образовательные   программы    тем    (разделов),
способствующих практическому применению обучающимися знаний в  области
прав человека и прав ребенка.
     Содействие   развитию   детских   и    молодежных    общественных
организаций, органов общественной самодеятельности молодежи.
     Включение  в  учебные  программы  подготовки   и   переподготовки
специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего
право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их  интересы,
и принципы его реализации.
     Поддержка детских и молодежных средств массовой информации
     Изучение  потребностей,  интересов  детей  путем  консультаций  с
самими детьми при разработке и реализации программ, проектов.
     Внедрение   социальных   технологий   участия   детей   в   жизни
муниципальных образований, региона.

                      6.4. Ожидаемые результаты

     Совершенствование  законодательства  Калужской  области  в  части
касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих
и интересы.
     Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в
принятии  решений,  затрагивающих  их  интересы,  а  также   ресурсное
обеспечение процесса участия детей в принятии указанных решений.
     Развитие детского и молодежного движения.
     Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка  на
всех уровнях.

          Раздел III. Механизмы и этапы реализации Стратегии

     Стратегия реализуется во взаимосвязи с  Концепцией  долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации  на  период  до
2020 года. Концепцией демографической политики Российской Федерации на
период до 2020 года,  Национальной  стратегией  действий  в  интересах
детей на 2012  -  2017  года  приоритетными  национальными  проектами,
Стратегией  социально-экономического  развития  Калужской  области  на
средне- и долгосрочную перспективу.
     В соответствии с задачами,  определенными  настоящей  Стратегией,
должна  осуществляться  корректировка  долгосрочных  целевых  программ
Калужской области.
     Реализация   Стратегии   должна   быть   обеспечена    комплексом
мероприятий по  формированию  необходимых  правовых,  организационных,
финансовых механизмов, информационного и методического сопровождения.
     Сроки  и  основные  этапы  реализации   Стратегии   должны   быть
согласованы с бюджетным процессом.
     Стратегию предусматривается реализовать в  два  этапа:  первый  в
2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
     Для  успешной  реализации   Стратегии   планируется   продолжение
реализации  и  дальнейшее  развитие  на  последующие  периоды  целевых
долгосрочных программ  Калужской  области  в  различных  сферах  жизни
детей,  а   также   реализация   программ   по   новым   перспективным
направлениям. На основе постоянного мониторинга  реализации  Стратегии
предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
     Осуществление  оперативной  работы  по   управлению   реализацией
Стратегии, в том числе ведение мониторинга реализации Стратегии,  сбор
и  анализ  информации  о  выполнении  указанных  в  Стратегии  мер   и
полученных результатах, подготовка отчетов о реализации  Стратегии,  а
также выработка необходимых рекомендаций, координация действий органов
исполнительной власти,  органов  местного  самоуправления,  институтов
гражданского  общества  по   реализации   Стратегии   возлагается   на
Координационный совет при Губернаторе Калужской области по  разработке
и реализации региональной стратегии и плана действий в интересах детей
на 2012 - 2017 годы (далее - Координационный совет).
     В качестве инструмента финансового контроля следует  использовать
аудит эффективности, предполагающий независимую  оценку  экономической
эффективности   и   результативности   проводимых   мероприятий,    их
соответствия поставленным целям.
     Механизмом  контроля  за  ходом  реализации  Стратегии   являются
ежегодные    аналитические    доклады     Координационного     совета,
подготавливаемые по  итогам  реализации  каждого  этапа  Стратегии,  и
альтернативные     доклады,      подготавливаемые      представителями
общественности и экспертного сообщества при участии детей.


Информация по документу
Читайте также