Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2016 № 9-П

 



                    Именем Российской Федерации

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      по делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20
Федерального закона "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
 и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в
  связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СГИВ"

     город Санкт-Петербург                       30 марта 2016 года

     Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в    составе
Председателя  В.Д.Зорькина,  судей  К.В.Арановского,   А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,    М.И.Клеандрова,    С.Д.Князева,     А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,   Н.В.Мельникова,    Ю.Д.Рудкина,
О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     руководствуясь статьей 125 (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации, пунктом 3 части  первой,  частями  третьей  и  четвертой
статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47-1, 74,  86,  96,
97 и 99  Федерального  конституционного  закона  "О Конституционном
Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке
конституционности  пункта   5   статьи   20   Федерального   закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции".
     Поводом  к  рассмотрению  дела  явилась  жалоба  ООО   "СГИВ".
Основанием   к    рассмотрению    дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность в вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции
Российской Федерации оспариваемое заявителем законоположение.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика  А.Н.Кокотова,  исследовав
представленные документы  и  иные  материалы,  Конституционный  Суд
Российской Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. Согласно  пункту  5  статьи  20  Федерального   закона   от
22 ноября  1995 года  N 171-ФЗ   "О государственном   регулировании
производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития)
алкогольной  продукции"  в   течение   двух   месяцев   с   момента
аннулирования   лицензии   на   осуществление    деятельности    по
производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной
и   спиртосодержащей    продукции    или    прекращения    действия
соответствующей лицензии,  за  исключением  лицензии  на  розничную
продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет  право  на  хранение
остатков   этилового   спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей
продукции,  на  возврат  их  поставщику,   на   поставку   остатков
алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей  лицензию  на
закупку,  хранение  и  поставки  алкогольной   и   спиртосодержащей
продукции  организации,  которые   осуществляются   под   контролем
лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция
подлежит изъятию в соответствии  с  пунктом  1  статьи  25  данного
Федерального закона.
     1.1. Оспаривающее конституционность названного законоположения
ООО  "СГИВ"  имело  лицензии  на  осуществление   деятельности   по
производству, хранению и поставке произведенных этилового спирта  и
спиртосодержащей продукции сроком действия до 31 октября 2012 года.
В выдаче  новых  лицензий  на  осуществление  той  же  деятельности
заявителю  было  отказано  в  связи   с   выявленными   нарушениями
требований к соискателю лицензии.
     16 июля  2013 года  Межрегиональное   управление   Федеральной
службы по регулированию алкогольного  рынка  по  Северо-Кавказскому
федеральному округу  возбудило  в  отношении  ООО  "СГИВ"  дело  об
административном  правонарушении,  выразившемся  в   хранении   без
соответствующей   лицензии   произведенной   им    спиртосодержащей
продукции   (коньячного   дистиллята).   В   рамках    проведенного
административного расследования на обнаруженный  в  помещениях  ООО
"СГИВ" коньячный дистиллят 18 июля 2013 года был  наложен  арест  и
тогда же составлен  протокол  об  административном  правонарушении,
предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации  (в
настоящее время - часть 3 той же  статьи  в  редакции  Федерального
закона от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ).
     Арбитражный суд Республики  Дагестан  решением  от  18 октября
2013 года (оставлено  без  изменения  постановлением  Шестнадцатого
арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2013 года) отказал  в
привлечении ООО "СГИВ" к административной  ответственности  и  снял
арест с коньячного дистиллята, находившегося с 18 июля 2013 года на
ответственном хранении его директора. При этом суд первой инстанции
посчитал, что общество  приняло  все  зависящие  от  него  меры  по
соблюдению правил и норм производства и оборота  этилового  спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и что реальная возможность
реализовать остатки коньячного дистиллята в  установленные  законом
сроки, с тем чтобы не допустить  их  безлицензионного  хранения,  у
него отсутствовала.
     Рассмотрев  кассационную  жалобу  Межрегионального  управления
Федеральной  службы  по   регулированию   алкогольного   рынка   по
Северо-Кавказскому    федеральному    округу,    Арбитражный    суд
Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что принятие ООО  "СГИВ"
мер для продления срока действия  соответствующей  лицензии  и  для
реализации остатков  коньячного  дистиллята  не  свидетельствует  о
законности  их  хранения  по  истечении  двух  месяцев  с   момента
прекращения ее действия, и постановлением от 10 сентября  2014 года
оставил  судебные  акты,  принятые  арбитражными  судами  первой  и
апелляционной инстанций, без изменения в части отказа в привлечении
ООО "СГИВ" к административной ответственности, в остальной же части
их отменил и направил дело в отмененной части на новое рассмотрение
в Арбитражный суд Республики Дагестан.
     Решением Арбитражного суда Республики  Дагестан  от  19 ноября
2014 года возвращенный ООО "СГИВ" коньячный дистиллят после  снятия
с него ареста был передан Межрегиональному  управлению  Федеральной
службы по регулированию алкогольного  рынка  по  Северо-Кавказскому
федеральному округу для  решения  вопроса  о  его  переработке  или
уничтожении в установленном для продукции, находящейся в незаконном
обороте,  порядке.  Шестнадцатый  арбитражный   апелляционный   суд
постановлением от 16 февраля 2015 года оставил данный судебный  акт
без изменения. При этом он  отказал  ООО  "СГИВ"  в  удовлетворении
ходатайства о приостановлении производства по делу и об обращении в
Конституционный Суд Российской  Федерации  с  запросом  о  проверке
конституционности  пункта   5   статьи   20   Федерального   закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления  (распития)  алкогольной   продукции".   Постановлением
Арбитражного суда Северо-Кавказского  округа  от  18 мая  2015 года
указанные судебные акты  оставлены  без  изменения,  а  жалоба  ООО
"СГИВ" - без удовлетворения.  Законность  и  обоснованность  данных
судебных актов подтверждена Верховным  Судом  Российской  Федерации
(постановление от 26 октября 2015 года).
     1.2. В соответствии со  статьями  74,  96  и  97  Федерального
конституционного   закона   "О Конституционном   Суде    Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской  Федерации,  проверяя  по
жалобе  объединения  граждан   конституционность   законоположений,
примененных в конкретном деле, рассмотрение  которого  завершено  в
суде, и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение
которых ссылается  заявитель,  принимает  постановление  только  по
предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той  части  акта,
конституционность  которой  подвергается  сомнению,  оценивая   как
буквальный смысл  рассматриваемых  законоположений,  так  и  смысл,
придаваемый им  официальным  и  иным  толкованием  или  сложившейся
правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе
правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями
и доводами, изложенными в жалобе.
     По мнению ООО "СГИВ", оспариваемое им законоположение в  части
установления двухмесячного срока  с  момента  прекращения  действия
ранее выданных организации лицензий на  осуществление  деятельности
по производству, хранению и поставке этилового спирта,  алкогольной
и спиртосодержащей продукции, в рамках которого организация обязана
реализовать  оставшуюся   у   нее   продукцию,   не   соответствует
Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 17, 34,  35  и  55,
поскольку - при отсутствии  в  правовом  регулировании  возможности
продления данного срока,  по  истечении  которого  остатки  законно
произведенной продукции безвозмездно изымаются для переработки  или
уничтожения, - не позволяет организации  получить  за  нее  оплату,
соразмерную затратам на ее производство. При этом, как  следует  из
представленных заявителем материалов, спорная правовая  ситуация  в
его деле связана с коньячным  дистиллятом,  т.е.  с  винодельческой
продукцией    (пункт    23    статьи    2    Федерального    закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции"), имеющей  длительный
цикл производства, включая стадию выдержки (хранения в  специальной
производственной   таре   до   достижения   свойств    дистиллятов,
определенных техническими  документами  организации),  который  был
начат  в  период  действия  соответствующей  лицензии   и   остался
незавершенным   по   истечении   двух   месяцев,    предусмотренных
оспариваемой нормой для реализации ее остатков.
     Таким  образом,  пункт  5  статьи   20   Федерального   закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления (распития) алкогольной  продукции"  является  предметом
рассмотрения  Конституционного   Суда   Российской   Федерации   по
настоящему делу постольку, поскольку содержащееся в нем  положение,
ограничивая двумя месяцами  срок,  который  с  момента  прекращения
действия лицензии на осуществление  деятельности  по  производству,
хранению  и  поставке   этилового   спирта   либо   алкогольной   и
спиртосодержащей продукции дается юридическому лицу для  реализации
имеющихся у него остатков такой продукции, позволяет признавать  их
находящимися в незаконном обороте, а потому подлежащими  изъятию  и
уничтожению - применительно к  винодельческой  продукции,  выдержка
которой на момент истечения двух  месяцев,  предусмотренных  данным
положением, не достигает  срока,  необходимого  для  завершения  ее
производства согласно требованиям технологического процесса, притом
что само производство было начато в период действия соответствующей
лицензии.
     2. Конституция  Российской  Федерации,  гарантируя  в   России
единство   экономического   пространства,   свободное   перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу
экономической деятельности,  а  также  признание  и  защиту  равным
образом  частной,  государственной,  муниципальной  и   иных   форм
собственности (статья 8), относит к числу прав и свобод человека  и
гражданина,  признание,  соблюдение  и  защита   которых   является
обязанностью   государства   (статья   2),   право   на   свободное
использование    своих     способностей     и     имущества     для
предпринимательской и иной  не  запрещенной  законом  экономической
деятельности  (статья  34,  часть  1),  а   также   право   частной
собственности, которое, согласно ее статье 35,  охраняется  законом
(часть  1),  включает  в  себя  право  каждого  иметь  имущество  в
собственности,  владеть,  пользоваться  и  распоряжаться   им   как
единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), притом  что
никто не может быть лишен своего имущества иначе,  как  по  решению
суда, а принудительное  отчуждение  имущества  для  государственных
нужд может быть произведено только при условии  предварительного  и
равноценного возмещения (часть 3).
     Как следует из приведенных  положений  Конституции  Российской
Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18, 45 (часть  1)  и  74
(часть 1), в России должны  создаваться  максимально  благоприятные
условия для функционирования экономической  системы  в  целом,  что
предполагает  необходимость   стимулирования   свободной   рыночной
экономики, основанной на  принципах  самоорганизации  хозяйственной
деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия
государством специальных мер, направленных  на  защиту  их  прав  и
законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели
оптимизации государственного регулирования экономических  отношений
(постановления  Конституционного  Суда  Российской   Федерации   от
18 июля 2008 года N 10-П, от 24 июня 2009 года N 11-П и др.).
     В государстве, выстраивающем экономические связи  на  рыночных
принципах,   собственность,   будучи   материальной    основой    и
экономическим выражением свободы общества  и  личности,  не  только
является    необходимым    условием    свободного     осуществления
предпринимательской и иной  не  запрещенной  законом  экономической
деятельности, но и гарантирует как реализацию иных  прав  и  свобод
человека  и  гражданина,  так   и   исполнение   обусловленных   ею
обязанностей,   а   право   частной   собственности   как   элемент
конституционного статуса  личности  определяет,  наряду  с  другими
непосредственно  действующими  правами  и  свободами   человека   и
гражданина, смысл, содержание и  применение  законов,  деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления  и
обеспечивается  правосудием  (постановления  Конституционного  Суда
Российской Федерации от  14 мая  2012 года  N 11-П  и  от  24 марта
2015 года N 5-П).
     Конституционные гарантии охраны частной собственности  законом
и допустимости лишения имущества не  иначе  как  по  решению  суда,
выражающие  принцип  неприкосновенности  собственности,   а   также
конституционные гарантии судебной защиты  распространяются  как  на
сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства
и  личности  в  публично-правовой  сфере;  при  этом -  исходя   из
фундаментальных  принципов  верховенства   права   и   юридического
равенства - вмешательство государства в отношения собственности,  в
том  числе  связанные  с  осуществлением  не  запрещенной   законом
экономической деятельности, не должно быть произвольным и  нарушать
равновесие между требованиями  интересов  общества  и  необходимыми
условиями  защиты  основных   прав,   что   предполагает   разумную
соразмерность между используемыми средствами и преследуемой  целью,
с  тем  чтобы  обеспечивался   баланс   конституционно   защищаемых
ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; во всяком
случае правовое регулирование в этой сфере не  должно  посягать  на
само существо права или свободы и приводить к утрате  их  реального
содержания   (постановления   Конституционного   Суда    Российской
Федерации от 31 января  2011 года  N 1-П,  от  25 апреля  2011 года
N 6-П, от 10 декабря  2014 года  N 31-П,  от  22 декабря  2015 года
N 34-П и др.).
     Вместе с тем право на осуществление предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической деятельности и  право  частной
собственности не являются абсолютными и в силу статьи 55 (часть  3)
Конституции Российской Федерации могут быть ограничены  федеральным
законом  в  целях  защиты  конституционно  значимых  ценностей  при
обязательном       соблюдении       требований       необходимости,
пропорциональности и соразмерности. Корреспондирующие  приведенному
конституционному     предписанию     положения     содержатся     в
международно-правовых актах, являющихся составной  частью  правовой
системы Российской Федерации, в том числе  в  пункте  2  статьи  29
Всеобщей   декларации   прав   человека,   пункте   3   статьи   12
Международного пакта о гражданских и политических правах, статье  4
Международного пакта  об  экономических,  социальных  и  культурных
правах, а также статье 1 Протокола N 1 к Конвенции  о  защите  прав
человека  и  основных  свобод,  из  которой  следует,  что   каждое
физическое или юридическое  лицо  имеет  право  на  уважение  своей
собственности (и, соответственно, свободы пользования имуществом, в
том числе для осуществления  предпринимательской  деятельности),  а
лишение имущества иначе как в интересах  общества  и  на  условиях,
предусмотренных законом и общими принципами  международного  права,
недопустимо, что, однако, не умаляет право государства обеспечивать
выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для
осуществления   контроля   за   использованием   собственности    в
соответствии с общими интересами.
     Таким образом, федеральный законодатель, осуществляя в  рамках
предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных
полномочий регулирование права на осуществление предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической  деятельности  и  права
частной собственности (статья 71, пункты  "в",  "ж",  "о"),  обязан
обеспечивать разумный баланс частных и публичных интересов  в  этой
сфере и соблюдать вытекающее из ее статьи 55 (часть 3) требование о
возможности ограничений прав и свобод человека и гражданина  только
соразмерно конституционно значимым целям. Кроме  того,  при  выборе
средств   и   способов   правового   воздействия    на    субъектов
предпринимательской деятельности  федеральный  законодатель  должен
учитывать как сложившуюся в  России  отраслевую  систему  правового
регулирования и общие  принципы  соответствующих  отраслей  права -
публичного или частного, так и  социальные,  экономические  и  иные
факторы,  определяющие  объективные  пределы  его   конституционных
полномочий   (Постановление   Конституционного   Суда    Российской
Федерации от 18 июля 2008 года N 10-П).
     3. Исходя   из   того   что   государственное    регулирование
производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
спиртосодержащей   продукции   осуществляется   в   целях    защиты
нравственности,  здоровья,  прав  и  законных  интересов   граждан,
экономических   интересов   Российской    Федерации,    обеспечения
безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а  также
в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и  правил  в
регулируемой  области,   Федеральным   законом   "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной
и  спиртосодержащей  продукции   и   об   ограничении   потребления
(распития) алкогольной продукции" установлены правовые  основы  как
производства  этилового  спирта,  алкогольной  и   спиртосодержащей
продукции в целях их продажи  и  получения  прибыли,  а  также  для
собственных нужд, так и оборота соответствующей продукции, а именно
закупки (в том числе импорта), поставок  (в  том  числе  экспорта),
хранения,   перевозок   и    розничной    продажи,    на    которые
распространяется действие  данного  Федерального  закона  (пункт  1
статьи 1, подпункты 15 и 16 статьи 2).
     Закрепляя  в  числе  требований  к  производству   и   обороту
этилового  спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции
обязательность  их  лицензирования,  названный  Федеральный   закон
устанавливает   порядок   выдачи    лицензий    на    осуществление
соответствующих видов деятельности, приостановления, возобновления,
прекращения их действия, аннулирования лицензий,  а  также  порядок
обжалования решений лицензирующего органа (статьи 18-20 и 22). Так,
согласно его статье 20 действие лицензии на производство  и  оборот
этилового  спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции
прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в  случае
ликвидации лицензиата или в случае принятия  лицензирующим  органом
решения  о  досрочном  прекращении  действия  такой   лицензии   на
основании заявления лицензиата; лицензирующий орган в срок не более
чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии
осуществляет   снятие   остатков   готовой   продукции,   сырья   и
полуфабрикатов,  используемых  для   ее   производства,   а   также
пломбирование  оборудования  и  коммуникаций  в  целях  недопущения
производства  и  реализации   этилового   спирта,   алкогольной   и
спиртосодержащей продукции (пункт 2);  в  течение  двух  месяцев  с
момента прекращения действия лицензии, за исключением  лицензии  на
розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет  право  на
хранение остатков этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей
продукции,  на  возврат  их  поставщику,   на   поставку   остатков
алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей  лицензию  на
закупку,  хранение  и  поставки  алкогольной   и   спиртосодержащей
продукции  организации,  которые   осуществляются   под   контролем
лицензирующего органа (пункт 5).
     3.1. В  силу  пункта   1   статьи   25   Федерального   закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления  (распития)  алкогольной  продукции"  этиловый   спирт,
алкогольная и спиртосодержащая  продукция  в  целях  пресечения  их
незаконных  производства  и  (или)  оборота  подлежат  изъятию   из
незаконного  оборота  на   основании   решений   уполномоченных   в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  органов  и
должностных лиц, в частности, в  случае,  если  их  производство  и
(или) оборот, включая хранение, осуществляются без  соответствующей
лицензии.  Данное  предписание -  по   смыслу,   придаваемому   ему
правоприменительной  практикой, -  распространяется  и  на  остатки
произведенных  этилового  спирта,  алкогольной  и  спиртосодержащей
продукции, которые не были  реализованы  лицензиатом  по  истечении
двух месяцев с момента прекращения действия лицензии.
     Изъятые  этиловый  спирт,   алкогольная   и   спиртосодержащая
продукция,  а  также  предметы,  используемые  для  их   незаконных
производства и (или) оборота, в  том  числе  сырье,  полуфабрикаты,
производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка),  в
силу пункта 2  статьи  25  Федерального  закона  "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной
и  спиртосодержащей  продукции   и   об   ограничении   потребления
(распития) алкогольной продукции" подлежат вывозу  и  хранению  вне
места изъятия в порядке,  установленном  Правительством  Российской
Федерации (абзац первый); порядок их уничтожения  по  решению  суда
также  определяется  Правительством  Российской  Федерации   (абзац
второй). Полномочие по определению порядка вывоза  и  хранения  вне
мест  изъятия  изъятых   или   конфискованных   этилового   спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции возложено на Правительство
Российской Федерации также частью 13 статьи 27.10  КоАП  Российской
Федерации. Во исполнение этих предписаний Правительством Российской
Федерации издано  постановление  от  28 сентября  2015 года  N 1027
"О реализации мер по пресечению  незаконных  производства  и  (или)
оборота   этилового   спирта,   алкогольной   и    спиртосодержащей
продукции".  Способы  уничтожения  изъятых  или  конфискованных  по
решению  суда  этилового  спирта,  алкогольной  и  спиртосодержащей
продукции утверждены приказом Федеральной службы  по  регулированию
алкогольного рынка от 14 декабря 2015 года N 424.
     Изъятие   остатков    этилового    спирта,    алкогольной    и
спиртосодержащей продукции, производство и  (или)  оборот,  включая
хранение,  которых  осуществляются  без  соответствующей  лицензии,
производится,  в  частности,  в  рамках   применения   такой   меры
обеспечения   производства    по    делам    об    административных
правонарушениях, как изъятие вещей  (статья  27.1  КоАП  Российской
Федерации),  в  данном  случае -  по   делу   об   административном
правонарушении,  предусмотренном  частью  3   статьи   14.17   КоАП
Российской Федерации (производство  или  оборот  этилового  спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции   без   соответствующей
лицензии),    совершение    которого    влечет     административную
ответственность  в  виде  административного  штрафа  в  размере  от
двухсот тысяч до трехсот тысяч  рублей  с  конфискацией  продукции,
оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или  иных
предметов,    использованных    для    производства    и    оборота
соответствующей продукции, либо без таковой.
     В силу части  3  статьи  29.10  КоАП  Российской  Федерации  в
постановлении по делу  об  административном  правонарушении  должны
быть решены вопросы об изъятых  вещах,  если  в  отношении  них  не
применено или не может быть применено административное наказание  в
виде  конфискации.  Поскольку  при  отказе  в  привлечении  лица  к
административной ответственности, в частности  по  мотиву  пропуска
срока  давности  привлечения  к  административной  ответственности,
административное   наказание   в    виде    конфискации    предмета
административного правонарушения  применено  быть  не  может,  суд,
установив, что вещи, изъятые в рамках  применения  мер  обеспечения
производства по делу об административном правонарушении, изъяты  из
оборота или находились в незаконном обороте, в том  числе  этиловый
спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция,  в  резолютивной
части  своего  решения  указывает,  что  такие  вещи  возврату   не
подлежат, и определяет дальнейшие  действия  с  ними;  например,  в
отношении  этилового  спирта,  алкогольной   или   спиртосодержащей
продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной
и  спиртосодержащей  продукции   и   об   ограничении   потребления
(распития) алкогольной продукции"  (постановление  Пленума  Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10).
     В судебной практике данное Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации разъяснение,  в  соответствии  с  которым  при  вынесении
постановления о прекращении дела об административном правонарушении
суд решает вопрос о судьбе изъятых вещей, распространяется  как  на
этиловый   спирт,   алкогольную   и   спиртосодержащую   продукцию,
производство и оборот которых  осуществлялись  без  соответствующей
лицензии, так и на продукцию,  произведенную  (либо  находящуюся  в
процессе  производства)  в  период   действия   лицензии,   но   не
реализованную в двухмесячный срок  с  момента  истечения  срока  ее
действия.
     Таким образом, в системе действующего правового  регулирования
положение, содержащееся в пункте 5 статьи  20  Федерального  закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления (распития) алкогольной  продукции",  означает,  что  по
истечении двух месяцев  с  момента  прекращения  действия  выданной
юридическому  лицу  лицензии  на  осуществление   деятельности   по
производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной
и  спиртосодержащей  продукции  остатки  соответствующей  продукции
подлежат на основании решений уполномоченных органов и  должностных
лиц    обязательному    (при    необходимости -    принудительному)
безвозмездному изъятию с последующим уничтожением по решению  суда.
Такой  порядок,  исключающий   возмещение   их   стоимости   бывшим
собственникам, -   при   формальном   соблюдении   конституционного
требования о прекращении права собственности  только  по  судебному
решению -  влечет   для   юридического   лица   прекращение   права
собственности на принадлежащее  ему  имущество,  которое  в  данном
случае не является  санкцией  за  совершение  им  административного
правонарушения   и   по    своему    содержанию    сопоставимо    с
гражданско-правовым институтом принудительного  изъятия  имущества,
которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
     3.2. Согласно  Гражданскому   кодексу   Российской   Федерации
принудительное изъятие у  собственника  имущества  не  допускается,
кроме указанных в законе случаев, в том  числе  когда  производится
отчуждение имущества, которое в силу закона не  может  принадлежать
данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 235); если по  основаниям,
допускаемым законом,  в  собственности  лица  оказалось  имущество,
которое в силу закона не  может  ему  принадлежать,  это  имущество
должно  быть  отчуждено  собственником  в  течение года  с  момента
возникновения права собственности на  имущество,  если  законом  не
установлен иной  срок  (пункт  1  статьи  238);  в  случаях,  когда
имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте  1
статьи 238 данного Кодекса, такое имущество, с учетом его характера
и  назначения,  по   решению   суда,   вынесенному   по   заявлению
государственного  органа  или   органа   местного   самоуправления,
подлежит принудительной продаже с  передачей  бывшему  собственнику
вырученной суммы либо передаче в государственную или  муниципальную
собственность  с   возмещением   бывшему   собственнику   стоимости
имущества, определенной  судом;  при  этом  вычитаются  затраты  на
отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238).
     Из   приведенных   положений   гражданского   законодательства
следует, что прекращение права  собственности  лица  на  имущество,
которое в силу закона не может ему принадлежать, но оборот которого
возможен, по общему правилу, должно быть возмездным. Пункт 5 статьи
20    Федерального    закона    "О государственном    регулировании
производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития)
алкогольной   продукции",   рассматриваемый   как   основание   для
безвозмездного изъятия остатков  этилового  спирта,  алкогольной  и
спиртосодержащей продукции с последующим их уничтожением по решению
суда,  во  всяком  случае  не   вступает   в   коллизию   с   этими
законоположениями   применительно   к   остаткам    соответствующей
продукции, которая произведена (введена в оборот) юридическим лицом
без  соответствующей  лицензии  (при  наличии  лицензии,   действие
которой приостановлено в установленном порядке), т.е. которая, если
из закона не вытекает иное,  не  обладает  необходимыми  признаками
объекта  права  собственности  (статьи  128,  129,  136  и  218  ГК
Российской  Федерации),  что  подлежит  установлению   в   судебном
порядке.
     Что касается этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей
продукции,  произведенных  юридическим  лицом  в   соответствии   с
действующим законодательством и при наличии  необходимой  лицензии,
срок  действия  которой  истек  позднее,  отвечающих   обязательным
требованиям в области  производства  и  оборота  этилового  спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, то на  эти  специфические
объекты  гражданского  оборота,  в  отношении  которых  установлено
специальное правовое  регулирование,  обусловленное  необходимостью
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан,
экономических   интересов   Российской    Федерации,    обеспечения
безопасности указанной продукции, нужд потребителей  в  ней,  также
могут не  в  полной  мере  распространяться  правила  о  возмездном
изъятии у лица имущества,  которое  в  силу  закона  не  может  ему
принадлежать, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2  статьи  235  и
статьей 238 ГК Российской Федерации. Баланс  интересов  общества  и
государства  в   данном   случае   обеспечивается   предоставлением
юридическому лицу на основании специальных норм Федерального закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления  (распития)  алкогольной  продукции"  двухмесячного  (с
момента прекращения действия лицензии) срока на реализацию остатков
произведенной продукции, который -  имея  в  виду  его  обязанность
адекватно планировать свою хозяйственную  деятельность  в  пределах
действия  ранее  полученной  лицензии  и  необходимость  соблюдения
лицензионных требований  в  целях  получения  новой,  а  также  при
должном  соотношении  цены  и  качества  произведенной  продукции -
является разумным  и  достаточным  для  реализации  остатков  такой
продукции, полный цикл производства которой  не  выходит  за  рамки
этого срока.
     Однако данный вывод не может быть автоматически  распространен
на  продукцию,  производство  и  оборот  которой  осуществляются  в
соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании
производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития)
алкогольной  продукции"  и  технологический  процесс   производства
которой предполагает стадию выдержки, т.е., согласно подпункту 15-1
его статьи 2,  хранение  в  специальной  производственной  таре  до
достижения   свойств   дистиллятов,    определенных    техническими
документами  организации.  Реализация  такого  рода  продукции   до
достижения  готовности -  притом  что  ее  вкусовые  качества,  как
правило, имеют выраженный  индивидуальный  характер,  обусловленный
первичными свойствами сырья, в том числе связанными  с  местом  его
происхождения, а также особенностями  специальной  производственной
тары и иными  нюансами, -  крайне  затруднительна,  тем  более  что
приобрести ее могут только лица, имеющие соответствующую лицензию.
     Как показывает правоприменительная практика, изъятые в  рамках
применения мер обеспечения производства по делу об административном
правонарушении,  предусмотренном  частью  3   статьи   14.17   КоАП
Российской Федерации, не реализованные в  течение  двух  месяцев  с
момента прекращения действия  лицензии  остатки  этилового  спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной лицензиатом
в период действия лицензии на их производство, хранение и поставку,
но не прошедшей полный цикл  производства,  передаются  по  решению
суда (как это имело место  в  деле  ООО  "СГИВ")  уполномоченным  в
соответствии с законодательством Российской Федерации  органам  для
решения вопроса об их  уничтожении  в  порядке,  установленном  для
продукции, находящейся в незаконном обороте, хотя такой их режим из
статьи  25  Федерального  закона  "О государственном  регулировании
производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития)
алкогольной продукции" прямо не вытекает (они не  были  произведены
без лицензии,  проходят  стадию  выдержки,  т.е.  производственного
хранения,  в  соответствии   с   государственными   стандартами   и
техническими условиями и под контролем  уполномоченного  органа,  а
потому не находятся в незаконном обороте).
     Следовательно, при  отказе  в  предоставлении  на  новый  срок
лицензии на производство и оборот этилового спирта,  алкогольной  и
спиртосодержащей продукции  производители  продукции,  полный  цикл
производства которой включает  стадию  выдержки, -  тем  более  что
согласно названному Федеральному закону этот срок может  составлять
более пяти лет  (подпункт 10-1  статьи 2)  и  тем  самым  превышать
максимальный (пятилетний) срок, на который выдается лицензия (абзац
первый пункта 17  статьи  19), - фактически  обрекаются  на  потерю
принадлежащего им  имущества.  Вместе  с  тем  производители  такой
продукции -    учитывая    их     обязанность     как     субъектов
предпринимательской    деятельности    действовать    разумно     и
добросовестно  и  соблюдать  лицензионные   требования -   сами   в
состоянии прогнозировать, возможно ли  получение  ими  лицензии  на
новый  срок.  Поэтому,  если,  начиная  новый  цикл   производства,
лицензиат действовал неосмотрительно,  именно  он  и  должен  нести
риски    наступления     неблагоприятных     последствий     своего
производственного решения, тем более что оно принимается  в  сфере,
подлежащей специальному государственному  регулированию.  В  случае
же, когда лицензиат к  моменту  начала  нового  цикла  производства
продукции, включающего стадию выдержки, срок которой  явно  выходит
за пределы действующей лицензии, не знал и не мог знать (в силу  не
зависящих от него  обстоятельств,  например  изменения  требований,
предъявляемых  к  соискателю  лицензии)  о  возможных  проблемах  с
получением лицензии на производство данной продукции на новый срок,
безвозмездное изъятие такой продукции - притом что ее  производство
осуществляется в  соответствии  с  обязательными  требованиями -  и
последующее ее уничтожение по решению суда не могут рассматриваться
как имеющие разумное обоснование.
     Таким образом,  положение  пункта  5  статьи  20  Федерального
закона  "О государственном  регулировании  производства  и  оборота
этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей  продукции  и  об
ограничении потребления (распития) алкогольной  продукции",  будучи
распространенным на винодельческую продукцию, выдержка  которой  на
момент   истечения    двух    месяцев,    предусмотренных    данным
законоположением  для   реализации   остатков   этилового   спирта,
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции,  не  достигает  срока,
необходимого для завершения полного цикла ее  производства,  притом
что само производство  было  начато  в  период  действия  лицензии,
осуществлялось  (с  учетом  стадии  производственного  процесса)  в
соответствии  с  действующим  законодательством  и  с   соблюдением
обязательных  требований, -   по   смыслу,   придаваемому   данному
законоположению   правоприменительной   практикой   при   создающем
неопределенность  в   действующем   правовом   регулировании   этих
отношений отсутствии специальных механизмов решения судом  вопросов
о правовой судьбе такой продукции  по  завершении  двух  месяцев  с
момента истечения  срока  действия  лицензии  на  ее  производство,
хранение и поставку, -  несоразмерно  ограничивает  гарантированные
статьями 34 (часть 1)  и  35  (части  1-3)  Конституции  Российской
Федерации право на осуществление предпринимательской деятельности и
право частной собственности тех производителей, которые действовали
разумно и  осмотрительно  и,  начиная  ее  производство,  не  могли
предполагать, что лицензия на новый срок не будет ими получена.
     Федеральному  законодателю  надлежит -  исходя  из  требований
Конституции Российской  Федерации  и  с  учетом  основанных  на  ее
положениях  правовых  позиций  Конституционного   Суда   Российской
Федерации - внести в правовое регулирование производства и  оборота
этилового  спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции
необходимые  изменения,  вытекающие  из  настоящего  Постановления,
касающиеся винодельческой продукции с длительными сроками выдержки.
     Впредь  до  внесения  в  правовое   регулирование   надлежащих
изменений  для  решения  вопроса   относительно   правовой   судьбы
винодельческой продукции  с  длительными  сроками  выдержки  должна
применяться  модель,  предусмотренная  статьей  238  ГК  Российской
Федерации применительно к прекращению права собственности  лица  на
имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать: остатки
такой продукции, не реализованные  производителем  в  течение  двух
месяцев с момента прекращения действия лицензии, подлежат изъятию и
продаже с передачей  бывшему  собственнику  вырученной  суммы  либо
передаче  в  государственную  или  муниципальную  собственность   с
возмещением бывшему собственнику их стоимости, определенной  судом,
за вычетом затрат  на  их  хранение  и  реализацию;  при  этом  сам
производитель не лишается  возможности  подыскивать  потенциального
покупателя;  как  только  затраты   на   хранение   нереализованной
продукции превысят  ее  стоимость,  она  может  быть  уничтожена  в
установленном порядке.
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 47-1, 71,  72,
74,  75,  78,  79  и  100  Федерального   конституционного   закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный  Суд
Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать   пункт   5   статьи   20   Федерального    закона
"О государственном регулировании производства и  оборота  этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об  ограничении
потребления (распития) алкогольной  продукции"  не  соответствующим
Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и  2),  34
(часть 1) и 35 (части 1-3), в той мере, в какой содержащееся в  нем
положение в системе действующего правового регулирования  допускает
по истечении двух месяцев с момента прекращения  действия  выданной
юридическому  лицу  лицензии  на  осуществление   деятельности   по
производству, хранению и поставке этилового спирта,  алкогольной  и
спиртосодержащей продукции принудительное безвозмездное  изъятие  с
целью  уничтожения  по  решению  суда  остатков  принадлежащей  ему
винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух
месяцев,  предусмотренных   для   ее   реализации,   не   достигает
необходимого  в  соответствии   с   требованиями   технологического
процесса срока, притом что само производство было начато  в  период
действия    лицензии,    осуществлялось    (с     учетом     стадии
производственного   процесса)   в   соответствии   с    действующим
законодательством и с соблюдением обязательных  требований  и  что,
начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия  на  новый
срок не будет им получена.
     2. Федеральному законодателю надлежит - исходя  из  требований
Конституции Российской  Федерации  и  с  учетом  основанных  на  ее
положениях  правовых  позиций  Конституционного   Суда   Российской
Федерации - внести в правовое регулирование производства и  оборота
этилового  спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции
необходимые  изменения,  вытекающие  из  настоящего  Постановления,
касающиеся винодельческой продукции с длительными сроками выдержки.
     Впредь  до  внесения  в  правовое   регулирование   надлежащих
изменений  для  решения  вопроса   относительно   правовой   судьбы
винодельческой продукции  с  длительными  сроками  выдержки  должна
применяться  модель,  предусмотренная  статьей  238  ГК  Российской
Федерации применительно к прекращению права собственности  лица  на
имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать: остатки
такой продукции, не реализованные  производителем  в  течение  двух
месяцев с момента прекращения действия лицензии, подлежат изъятию и
продаже с передачей  бывшему  собственнику  вырученной  суммы  либо
передаче  в  государственную  или  муниципальную  собственность   с
возмещением бывшему собственнику их стоимости, определенной  судом,
за вычетом затрат  на  их  хранение  и  реализацию;  при  этом  сам
производитель не лишается  возможности  подыскивать  потенциального
покупателя;  как  только  затраты   на   хранение   нереализованной
продукции превысят  ее  стоимость,  она  может  быть  уничтожена  в
установленном порядке.
     3. Правоприменительные решения по делу общества с ограниченной
ответственностью "СГИВ", основанные на положении пункта 5 статьи 20
Федерального закона "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции
и об ограничении потребления (распития)  алкогольной  продукции"  в
той  мере,  в  какой  оно  признано  настоящим  Постановлением   не
соответствующим   Конституции   Российской   Федерации,    подлежат
пересмотру  в  установленном  порядке,  если  для  этого  нет  иных
препятствий.
     4. Настоящее   Постановление   окончательно,    не    подлежит
обжалованию, вступает в силу  со  дня  официального  опубликования,
действует  непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
органами и должностными лицами.
     5. Настоящее    Постановление    подлежит    незамедлительному
опубликованию в  "Российской  газете",  "Собрании  законодательства
Российской Федерации" и на "Официальном  интернет-портале  правовой
информации"   (www.pravo.gov.ru).   Постановление    должно    быть
опубликовано также в  "Вестнике  Конституционного  Суда  Российской
Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 9-П

Информация по документу
Читайте также