Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 26.03.2014 № 90-а

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от  " 26 "   марта    2014  года   № 90-а

 

г. Кострома

 

О внесении изменений в постановление администрации

Костромской области от 26.12.2013 № 569-а

 

В соответствии с Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" администрация Костромской области постановляет:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 569-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы" следующие изменения:

1) в преамбуле слова "от 27 ноября 2012 года N 473-а "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" заменить словами "от 28 января 2014 года государственных программ Костромской области";

2) изложить государственную программу Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области                                                                       С. Ситников

 

 

Приложение

 

Утверждена

постановлением

администрации

Костромской области

от 26 марта 2014 г. N 90-а

 

 

Государственная программа Костромской области "Социальная

поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы

 

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014-2020 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)

 

1. Ответственный исполнитель Госпрограммы

департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области

2. Соисполнители Госпрограммы

1) департамент здравоохранения Костромской области;

2) департамент образования и науки Костромской области;

3) департамент по труду и занятости населения Костромской области;

4) комитет по физической культуре и спорту Костромской области;

5) департамент культуры Костромской области;

6) информационно-аналитическое управление Костромской области;

7) департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области;

8) комитет по делам архивов Костромской области

3. Подпрограммы Госпрограммы

1) "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";

2) "Модернизация и развитие социального обслуживания населения";

3) "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей";

4) "Доступная среда";

5) "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы"

4. Программно-целевые инструменты Госпрограммы

отсутствуют

5. Цель Госпрограммы

повышение уровня и качества жизни граждан Костромской области, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и социальном обслуживании в соответствии с федеральным и региональным законодательством

6. Задачи Госпрограммы

1) повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки путем адресного и своевременного их предоставления;

2) реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности, качества и безопасности предоставляемых социальных услуг населению Костромской области;

3) обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;

4) обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в Костромской области;

5) эффективное управление ходом реализации Госпрограммы

7. Сроки, этапы реализации Госпрограммы

2014-2020 годы,

без деления на этапы

8. Объемы и источники финансирования Госпрограммы

общий объем финансирования реализации Госпрограммы составляет 29 136 519,6 тысяч рублей, из них:

в 2014 году - 4 207 248,93 тысяч рублей,

в 2015 году - 4 336 092,2 тысяч рублей,

в 2016 году - 4 118 562,3 тысяч рублей,

в 2017 году - 4 118 674,8 тысяч рублей,

в 2018 году - 4 117 762,8 тысяч рублей,

в 2019 году - 4 118 217,8 тысяч рублей,

в 2020 году - 4 119 960,8 тысяч рублей;

объем средств федерального бюджета - 7 894 567,5 тысяч рублей, из них:

в 2014 году - 1 232 864,9 тысяч рублей,

в 2015 году - 1 288 981,1 тысяч рублей,

в 2016 году - 1 074 544,3 тысяч рублей,

в 2017 году - 1 074 544,3 тысяч рублей,

в 2018 году - 1 074 544,3 тысяч рублей,

в 2019 году - 1 074 544,3 тысяч рублей,

в 2020 году - 1 074 544,3 тысяч рублей;

объем средств областного бюджета - 21 207 048,2 тысяч рублей, из них: в 2014 году - 2 966 528,3 тысяч рублей,

в 2015 году - 3 041 476,4 тысяч рублей,

в 2016 году - 3 039 747,3 тысяч рублей,

в 2017 году - 3 039 859,8 тысяч рублей,

в 2018 году - 3 038 927,8 тысяч рублей,

в 2019 году - 3 039 382,8 тысяч рублей,

в 2020 году - 3 041 125,8 тысяч рублей;

объем средств из внебюджетных источников - 10,0 тысяч рублей, из них:

в 2014 году - 5,0 тысяч рублей,

в 2015 году - 5,0 тысяч рублей;

объем средств муниципальных образований - 34 893,9 тысяч рублей, из них:

в 2014 году - 7 850,7 тысяч рублей,

в 2015 году - 5 629,7 тысяч рублей,

в 2016 году - 4 270,7 тысяч рублей,

в 2017 году - 4 270,7 тысяч рублей,

в 2018 году - 4 290,7 тысяч рублей,

в 2019 году - 4 290,7 тысяч рублей,

в 2020 году - 4 290,7 тысяч рублей

9. Конечные результаты реализации Госпрограммы

1) снижение уровня бедности среди получателей мер социальной поддержки до 13,4 процентов к 2020 году от общей численности граждан, получающих меры социальной поддержки;

2) увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, до 100 процентов от количества граждан, обратившихся за получением социальных услуг;

3) уменьшение доли детей из семей с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Костромской области до 20 процентов к 2020 году;

4) обеспечение доступности до 560 (до 50 процентов) приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов Костромской области к 2020 году;

5) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, до 60,5 процентов от общей численности инвалидов Костромской области;

6) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, до 55 процентов опрошенных инвалидов Костромской области;

7) достижение уровня выполнения значений целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы до 100 процентов

 

 

Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО

СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ,

ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

10. Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан, получателей мер социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области, иными нормативными правовыми актами.

11. Госпрограмма разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года".

12. Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и другие.

13. На территории Костромской области реализуются Законы Костромской области от 3 ноября 2005 года N 313-ЗКО "О социальном обслуживании населения в Костромской области", от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", от 11 ноября 1998 года N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", от 21 июля 2008 года N 351-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области", от 10 марта 2009 года N 451-4-ЗКО "Об основах организации и обеспечения отдыха, оздоровления и организации занятости детей в Костромской области" и другие.

14. Указанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.

15. Сложившуюся систему социальной поддержки граждан Костромской области определяют особенности демографического, социального и экономического развития, особенности бюджетной обеспеченности.

16. Мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан реализуются в подпрограмме "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".

17. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан включают:

меры социальной поддержки в денежной форме, в том числе ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, государственную социальную помощь в денежной форме;

меры социальной поддержки в натуральной форме, в т.ч. обеспечение льготного проезда на городском пассажирском и на пригородном транспорте.

18. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан предусматривает разграничение полномочий соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.

19. К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан:

1) участников Великой Отечественной войны, членов семей участников Великой Отечественной войны, инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, пострадавших от радиационного воздействия, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;

2) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части обеспечения жильем;

3) лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан;

4) граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России";

5) граждан в связи с возникновением у них поствакцинальных осложнений;

6) членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лиц, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы и лиц, уволенных с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы;

7) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

8) иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством.

20. К расходным обязательствам Костромской области, финансируемым из областного бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки:

1) ветеранов труда;

2) ветеранов труда Костромской области;

3) тружеников тыла;

4) реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

5) семей с детьми (в том числе многодетных);

6) малоимущих граждан;

7) отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;

8) пенсионеров из числа бывших государственных служащих;

9) лиц, удостоенных региональных почетных званий, имеющих особые заслуги;

10) студентов, учащихся, школьников;

11) других категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами Костромской области.

21. Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан базируются на применении двух подходов:

категориальный подход предоставления мер социальной поддержки - без учета нуждаемости граждан (семей);

адресный подход предоставления мер социальной поддержки гражданам - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Костромской области величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.

22. Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированны с учетом заслуг граждан по защите Отечества (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации), в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), в связи с безупречной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом (ветераны труда, труженики тыла). Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.

23. К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами Костромской области:

субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;

государственная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основе социального контракта.

24. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - как "федеральных", так и "региональных" льготников, предоставляются, в основном, в виде денежных выплат - как регулярных, так и единовременных.

25. Меры социальной поддержки, установленные федеральным и областным законодательством, предоставляются в Костромской области в полном объеме. Различными социальными выплатами охвачено около 250 тысяч человек, или около 40 процентов населения области.

26. Действующая в настоящее время в Костромской области система поддержки социально незащищенных категорий населения сложилась в условиях ограниченных возможностей бюджетной системы. Это предопределило незначительные размеры мер социальной поддержки, их предоставление по категориальному признаку, без учета адресности.

27. В Костромской области в целях гарантированного исполнения принятых социальных обязательств, обеспечения сбалансированности областного бюджета, совершенствования принципа адресности оказания социальной помощи проводится работа по оптимизации расходов областного бюджета. Так, для областных льготников (ветеранов труда, ветеранов труда Костромской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий) установлена ежемесячная социальная выплата, которая выравнивает объем предоставляемых мер социальной поддержки областным льготникам при обеспечении единого подхода к определению суммарного размера мер социальной поддержки и ограничению объема получаемых льгот. Размер ежемесячной социальной выплаты установлен с учетом среднего размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем по области.

28. Социальная поддержка населения направлена на преодоление бедности населения, повышение уровня и качества жизни льготных и малоимущих категорий граждан в связи с невысокими среднедушевыми доходами населения. Так, в 2011 году их размер составлял 14 574,3 рубля в месяц, в 2012 году - 15 931,6 рублей. В структуре среднедушевых денежных доходов наибольшая доля приходится на заработную плату и социальные выплаты (пенсии, пособия).

29. Удельный вес населения Костромской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2012 года составил 15 процентов (от общей численности населения) и является одним из самых высоких среди областей Центрального Федерального округа Российской Федерации.

30. Ежегодный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для многих граждан существенным образом отражается на семейном бюджете.

31. Гарантией доступности платы граждан за жилищно-коммунальные услуги являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассчитываются исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

32. В Костромской области региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 процента.

33. В связи с увеличением роста тарифов на оплату за жилищно-коммунальные услуги численность получателей субсидий в 2013 году увеличилась на 17,6 процентов по сравнению с 2012 годом.

По прогнозным оценкам на период действия Госпрограммы государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для различных категорий жителей Костромской области. В целом число получателей мер социальной поддержки сохранится на уровне 2013 года и составит около 250 тысяч человек. Прогнозируется сохранение, а по определенным группам населения - возрастание потребности в социальной поддержке и соответствующее увеличение расходов. Сохранится тенденция незначительного роста получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанная с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

34. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:

1) вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста. Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;

2) вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;

3) вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:

материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения;

социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством;

физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан.

35. В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:

1) вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;

2) вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из областного бюджета.

36. Демографическая ситуация в Костромской области развивается под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Количество населения в регионе ежегодно сокращается. В 2010 году численность населения составляла 672 938 человек, в 2011 году - 666 391 человек, в 2012 году - 661 764 человека, на начало 2013 года - 658 906 человек. Смертность населения в области в 2012 году в 1,2 раза выше, чем в среднем по России.

37. При этом в регионе сохраняется наивысший в Центральном федеральном округе уровень рождаемости. Если в 2010 году рождаемость составляла 11,8 промилле, то в 2011 году рождаемость увеличилась до 12,2, в 2012 году - до 12,8 родившихся на 1 000 человек населения (Россия - 13,3, Центральный федеральный округ - 11,4 в 2012 году). Численность детей в возрасте от рождения до 18 лет в Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 120 959 человек, ежегодно количество детей увеличивается на 1,19 процента. Однако современные параметры рождаемости ниже, чем требуется для замещения поколений.

38. Для улучшения демографической ситуации в Костромской области необходимо продолжать совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

39. Мероприятия, предусматривающие поддержку семей с детьми, реализуются в подпрограмме "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" настоящей Госпрограммы.

40. Наиболее важными из реализуемых мер социальной поддержки семей с детьми являются:

предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам Российской Федерации при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, постоянно проживающим на территории Костромской области;

выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом уровня инфляции;

установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.

Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.

41. На территории Костромской области меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются:

1) в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных выплат;

2) в натуральной форме - путем организации отдыха детей и их оздоровления; предоставления одежды и обуви, продуктовых наборов малоимущим семьям, путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям для детей-инвалидов, предоставления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также технических средств реабилитации;

3) в форме социальных и медицинских услуг;

4) в форме морального поощрения, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.

42. Для укрепления авторитета многодетных семей в Костромской области учреждены медали "Материнская слава" трех степеней и "За верность отцовскому долгу". С 2009 года медали получили 144 многодетные матери Костромской области. В 2010 году один отец награжден медалью "За верность отцовскому долгу".

43. Социальная поддержка семей с детьми в Костромской области осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе на базе 25 комплексных центров социального обслуживания населения, 13 социально-реабилитационных центров, 7 детских домов, 26 территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, а также государственного казенного учреждения "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" и государственного казенного учреждения "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Добрый дом".

44. С 2010 года отмечается тенденция к увеличению количества многодетных семей в среднем на 8,3 процента ежегодно. По состоянию на 1 октября 2013 года на территории Костромской области проживают 3 717 многодетных семей, в которых воспитывается 12 197 детей, что составляет 10,2 процента от общего количества детского населения Костромской области.

45. В соответствии с действующим законодательством в Костромской области меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, денежных пособий и ежегодных компенсаций.

46. С 1 января 2009 года в Костромской области при рождении третьего или последующего ребенка предусмотрена единовременная социальная выплата семьям, оформившим ипотечный кредит в банке, на приобретение или строительство жилого помещения в размере до 300,0 тысяч рублей. По состоянию на 1 октября 2013 года данную выплату получили 729 семей.

47. В целях улучшения демографической ситуации в регионе устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума на третьего и последующего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года, до достижения им возраста трех лет семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по Костромской области.

48. Также в Костромской области многодетным семьям бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.

49. В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Костромской области ведется целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

50. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путем развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот. Президентом Российской Федерации поставлена цель совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот.

51. Ежегодно в регионе уменьшается количество детей-сирот. В 2009 году их число составляло 2 514 детей, в 2010 году - 2 447 детей, в 2011 году - 2 342 ребенка, в 2012 году - 2 270 детей, в 2013 году - 2 165 детей. Количество выявленных детей-сирот в регионе ежегодно уменьшается в среднем на 17 процентов.

52. Наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области выявлено в 2005 году - 730 человек, количество детей, устроенных в семейнозамещающие формы, не превышало 50 процентов.

53. В целях преломления кризисной ситуации в регионе была разработана нормативная база, определяющая правовые основы улучшения социально-экономического положения семей с детьми и защиты прав детей-сирот, а также развитие и укрепление института семейных форм устройства.

54. Благодаря принимаемым мерам количество детей, воспитывающихся в семейнозамещающих формах устройства, увеличилось с 50 до 81 процента. По состоянию на 1 октября 2013 года в 501 приемной семье воспитывается 811 детей, что в 3,5 раза больше аналогичных показателей 2005 года.

55. Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних. Количество детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, ежегодно в среднем сокращается на 10 процентов.

56. В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социозащитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 14 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот, 2 детских дома.

57. На 1 октября 2013 года система социозащитных учреждений для несовершеннолетних и учреждений для детей-сирот в Костромской области представлена:

1 домом ребенка;

7 детскими домами (один из них негосударственный);

2 школами-интернатами;

1 домом-интернатом для умственно отсталых детей;

13 социально-реабилитационными центрами.

58. В соответствии с программой оптимизации сети учреждений для несовершеннолетних предусмотрено поэтапное перепрофилирование детских домов в Центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

59. В настоящее время в детских домах разработаны программы подготовки детей к передаче в замещающие семьи, в соответствии с которыми будут вести свою деятельность Центры содействия семейному устройству.

60. Предполагается перевод детей, оставшихся без попечения родителей, из школ-интернатов в Центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и обучение их по месту жительства в общеобразовательных организациях, где будет организовано лицензирование образовательной деятельности по общеобразовательным программам основного общего образования для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья VII-VIII видов. Инклюзивное образование и совместное воспитание детей с различными возможностями здоровья направлены на успешную социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

61. В системе государственных учреждений по состоянию на 1 октября 2013 года воспитывается 398 детей (19 процентов от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей).

62. Как альтернатива учреждениям, прекратившим свою деятельность, в регионе организована работа служб сопровождения семей во всех муниципальных образованиях области. В целях координации их деятельности в 2008 году в области начал работать ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.

63. В настоящее время в области осуществляют свою деятельность 23 службы сопровождения замещающих семей, в функции которых входит: обеспечение информированности населения о возможности принять ребенка на воспитание в семью и о детях, нуждающихся в устройстве, консультирование и обучение замещающих родителей, обеспечение психолого-педагогической и социально-правовой помощи замещающим родителям, работа с выпускниками государственных учреждений.

64. Основными направлениями деятельности специалистов служб по работе с выпускниками детских домов и школ-интернатов являются: ведение учета (персонифицированный банк данных выпускников в возрасте 18-23 лет, проживающих на территории Костромской области), оказание различных видов помощи (социально-педагогической, психологической, юридической), поддержка в кризисных ситуациях. В работе с выпускниками используются инновационные технологии: "социально-образовательный лифт" и "низкопороговый клуб", что позволяет обеспечивать успешную социализацию выпускников.

65. Органы власти региона для решения проблем защиты детства активно привлекают к этому направлению деятельности общественность, взаимодействуют с различными фондами. За последние годы в области накоплен положительный опыт формирования единого социально-реабилитационного пространства за счет участия в реализации социально значимых проектов совместно с некоммерческими и благотворительными фондами: Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Костромским филиалом некоммерческого благотворительного фонда "Надежда", Общероссийским общественным благотворительным фондом "Российский детский фонд", некоммерческой организацией "Благотворительный фонд "Будущее сейчас", Благотворительным детским фондом "Виктория", фондом им. Марины Гутерман, некоммерческой организацией Благотворительный фонд "АиФ. Доброе сердце", некоммерческой организацией "Благотворительный фонд Святителя Василия Великого".

66. На базе областного государственного казенного учреждения "Ченцовский детский дом" создана опытно-экспериментальная площадка по разработке методик оказания услуг выпускникам учреждений. На базе областного государственного казенного учреждения "Детский дом N 1" реализуется проект "Ты не один!", софинансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках данного проекта предусмотрена разработка системы наставничества с привлечением волонтеров - студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова".

67. В целях обеспечения стабильности института замещающей семьи, предотвращения возвратов детей в учреждения с 2005 года в регионе ведется подготовка граждан, желающих принять ребенка в семью.

68. Курсовая подготовка в объеме 80 учебных часов проводится на базе 8 служб сопровождения, где имеются наиболее квалифицированные специалисты. Сеть таких служб для приемных родителей постепенно расширяется, и к 2015 году обучение будет проводиться в каждом муниципальном районе.

69. Костромская область приняла участие в пилотном проекте Министерства образования и науки Российской Федерации по апробации и внедрению программ психологического тестирования кандидатов в замещающие родители. 77 процентов семей, принявших на воспитание детей в 2013 году, прошли психологическое тестирование.

70. В Костромской области сформирована единая система сопровождения семей различных категорий, которая состоит из исполнительных органов государственной власти, организаций разной ведомственной принадлежности, общественных организаций и благотворительных фондов.

71. Для организации эффективной помощи семьям с детьми, нуждающимися в социальной реабилитации, проводятся обучающие семинары и курсы переподготовки и повышения квалификации для специалистов учреждений и сельских поселений, сопровождающих семьи, в том числе по внедрению инновационных технологий и методов реабилитации семей и детей. Активно используются такие инновационные технологии, как раннее вмешательство в кризисную ситуацию в семье, активная поддержка родителей, ответственное родительство.

72. Благодаря данной системе достигается основной результат работы - снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, и увеличение количества детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях в Костромской области.

73. Отдельным звеном необходимо выделить обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа. Данное направление является проблемой для Костромской области, так же как и для ряда других регионов. С 1 января 2014 года полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

74. С целью временного приюта выпускников учреждений для детей-сирот на период ожидания предоставления им жилой площади в 2014 году в регионе планируется открытие социальных гостиниц более чем на 100 мест.

75. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путем развития мер профилактики социального неблагополучия семей. В системе социальной защиты населения в каждом муниципальном образовании созданы службы сопровождения семей, нуждающихся в социальной реабилитации:

24 - при комплексных центрах социального обслуживания населения;

2 - при социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (в городе Костроме и городе Буе).

76. Основными направлениями деятельности специалистов служб является сопровождение семей, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказание адресной социально-правовой и медико-психолого-педагогической помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, группе риска, трудной жизненной ситуации.

77. С целью координации деятельности служб на муниципальном уровне, методического сопровождения их деятельности и оказания семьям комплекса социальных услуг на базе областного государственного казенного учреждения "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Добрый дом" в 2011 году создан Ресурсный центр по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации (далее - Ресурсный центр).

78. Ресурсный центр осуществляет ведение единого персонифицированного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении и категории "группа риска", который формируется с учетом оперативной информации всех субъектов системы. Создание банка данных позволило проводить его качественный анализ для принятия своевременных мер оперативного реагирования, осуществлять межведомственное статистическое наблюдение, повысить достоверность сведений.

79. За период с 1 января 2010 года по 1 января 2013 года количество семей, нуждающихся в социальной реабилитации, сократилось на 31 процент (с 1 207 до 828), количество детей - на 28 процентов (с 2 108 до 1 526).

80. По данным регионального банка данных за 2010-2012 годы доля детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в области снизилась на 1,2 процента (с 1,7 процентов по данным на 1 января 2011 года до 0,5 процентов - на 1 января 2013 года).

81. По состоянию на 1 октября 2013 года на учете в органах социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области состоит 1 481 несовершеннолетний из 794 семей, находящихся в социально опасном положении и категории "группа риска", что на 18 процентов меньше, чем в 2011 году (1 815 детей из 1 026 семей).

82. За 2012 год доля семей, снятых с учета в связи с улучшением обстановки в семье от общего количества семей, прошедших реабилитацию, в Костромской области составляет 35 процентов, что на 10 процентов больше, чем за 2010 год.

83. За 3 года доля детей, возвращенных в кровные семьи после реабилитации в социально-реабилитационных центрах, увеличилась на 9 процентов и составляет 80 процентов, в то время как численность детей, родители которых лишены родительских прав, сократилась за период с 2010 по 2013 годы со 144 до 84 человек (на 42 процента).

84. Для разработки и апробации технологий реабилитационной и профилактической работы с семьей и детьми, отвечающих социальным потребностям региона, на базе социозащитных учреждений при научной поддержке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова" организована деятельность опорных и пилотных площадок.

85. За время работы пилотных площадок количество семей, находящихся в социально опасном положении, на территории которых расположены пилотные площадки, стабильно снижается.

86. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем обеспечения отдыха детей и их оздоровления.

87. В Костромской области проживает 62 335 детей школьного возраста. Вопросы повышения качества отдыха детей и их оздоровления, удовлетворенности населения услугами по организации отдыха детей и их оздоровления определены как приоритетные направления государственной социальной политики. В регионе ежегодно возрастает количество детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления.

88. Удалось повысить качество отдыха детей и их оздоровления и увеличить охват детей, нуждающихся в оздоровлении. Если в 2010 году отдыхом и оздоровлением было охвачено 55,2 процента от общей численности детей школьного возраста, то в 2011 году - 58,4 процента, в 2012 году - 63,7 процента.

89. В 2010 году на территории Костромской области функционировало 402 организации отдыха детей и их оздоровления, к 2013 году их количество сократилось до 338 объектов.

90. В настоящее время отдых детей и их оздоровление в Костромской области осуществляется в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия на базах 6 санаториев, 11 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием на базах 14 комплексных центров социального обслуживания населения и 261 общеобразовательной организации муниципальных образований Костромской области.

91. 65 процентов загородных лагерей отдыха и оздоровления детей нуждаются в капитальной реконструкции зданий, инженерных сетей, расширении инфраструктуры и укреплении ресурсной базы. Потребность в загородном отдыхе существует уже сегодня, а исходя из тенденции показателей рождаемости, она будет расти.

92. Необходимо принимать меры для сохранения и развития существующей системы детского отдыха детей и их оздоровления, повышения удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления. Требуют внимания вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния, благоустройства территории.

93. В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 года решение вопросов организации и обеспечения отдыха детей и их оздоровления отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

94. Уполномоченным органом, ответственным за организацию и проведение детской оздоровительной кампании определен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Сформирована необходимая нормативная правовая база, установлены категории детей, имеющих право на бесплатное и льготное предоставление путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, определены механизмы финансирования мероприятий по отдыху детей и их оздоровлению, стоимость путевок, порядок их предоставления и оплаты.

95. Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов и семей, их воспитывающих, осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами и путем предоставления социальных услуг.

96. По состоянию на 1 октября 2013 года на территории Костромской области проживает 2 289 детей-инвалидов, что составляет 1,9 процентов от общего количества детей, проживающих на территории Костромской области. С 2010 года количество детей-инвалидов увеличилось на 1,2 процента (2010 год - 2 262 ребенка, 2011 год - 2 245 детей, 2012 год - 2 280).

97. По результатам мониторинга предоставления социальных услуг детям-инвалидам (приказ департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 29 января 2013 года N 38 "О проведении регулярного мониторинга потребности семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в предоставлении государственных услуг в сфере социальной защиты") установлено, что комплексными центрами социального обслуживания населения оказаны услуги для 2 175 человек, что составляет 95 процентов от общего количества детей-инвалидов, проживающих на территории Костромской области.

98. В системе социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области функционирует три специализированных учреждения для оказания комплексных социальных услуг детям указанной категории:

1) государственное казенное учреждение "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка" (далее - Центр "Лесная сказка");

2) государственное казенное учреждение "Первомайский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Первомайский детский дом);

3) областное государственное казенное учреждение Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области (далее - Романовский Центр).

99. В Центре "Лесная сказка" ежегодно проходят реабилитацию более 750 детей, в том числе: 240 детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями умственного развития, из них 119 детей группы "Мать и дитя", и 510 детей с хроническими заболеваниями. Специалистами Центра "Лесная сказка" внедряются инновационные формы и технологии реабилитации детей-инвалидов, способствующие обеспечению непрерывного процесса реабилитации и оказанию реабилитационных услуг детям в возрасте до 3 лет.

100. Стационарное обслуживание детей-инвалидов в Костромской области осуществляется Первомайским детским домом по основным блокам: медицинское обслуживание, воспитание и обучение, социокультурная реабилитация, реабилитация средствами физической культуры. Учреждение рассчитано для проживания 120 детей, имеющих различные заболевания центральной нервной системы, подавляющее большинство которых составляют больные, страдающие выраженной и глубокой умственной отсталостью.

101. Романовский Центр, основная цель которого - реабилитация и социальная поддержка инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, максимально возможное развитие жизненного потенциала человека, имеющего стойкие отклонения в состоянии здоровья за счет обеспечения оптимального режима функционирования физических и духовных возможностей, осуществляет реабилитацию инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

102. Также на территории Костромской области семьи, имеющие детей-инвалидов, могут получить социальные услуги по месту жительства. Отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения оказывают услуги детям-инвалидам в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".

103. Одним из факторов эффективной организации реабилитационной работы является обеспечение межведомственного взаимодействия органов социальной защиты с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, службами занятости и отделениями Пенсионного фонда.

104. Кроме того, к работе с детьми-инвалидами и семьями, их воспитывающими, привлекаются волонтеры из числа студентов высших и средних учебных заведений, что позволяет внедрить в процесс реабилитации инновационные технологии работы.

105. В то же время, несмотря на достигнутые позитивные результаты, нерешенным остается ряд проблем в семьях с детьми:

1) сохраняется проблема бедности среди семей с детьми. При этом для многодетных семей и неполных семей характерны наивысшие уровни риска и глубины бедности. Уровень потребительских расходов в многодетных семьях гораздо выше семей, воспитывающих 1-2 детей. Требуют особого внимания меры, направленные на экономическую поддержку семей, в том числе адресную помощь;

2) неукомплектованность кадрового состава специалистов служб, осуществляющих работу с семьями различных категорий; ограниченность территории социального партнерства; недостаточная материально-техническая база учреждений, осуществляющих сопровождение целевой категории семей и детей; низкий уровень устройства в семьи граждан детей, имеющих инвалидность, братьев и сестер, детей старше 10 лет;

3) возрастает доля детей, проживающих в семьях категории "группа риска". Среднеобластной показатель увеличился на 0,1 процента (по результатам мониторинга 9 месяцев 2013 года, проводимого Ресурсным центром в 14 службах сопровождения (53 процента);

4) увеличивается спрос на получение услуг по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления, преимущественно в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей в летний период. При этом в период с 2010 года по 2012 год отмечается отрицательная тенденция развития и сокращение организаций детского отдыха и оздоровления;

5) не представляется возможным обеспечить 100-процентный охват социальными услугами детей-инвалидов, проживающих в регионе, в связи с регулярным увеличением их численности.

106. В Костромской области действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.

107. Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и др.

108. Мероприятия по организации социального обслуживания населения в социозащитных учреждениях и деятельности учреждений реализуются в подпрограмме "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" к настоящей Госпрограмме.

109. Социальное обслуживание населения как составная часть социальной поддержки населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

110. В системе социальной защиты населения Костромской области функционирует 55 государственных учреждений социального обслуживания населения:

10 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе: 3 дома-интерната общего типа, 5 психоневрологических домов-интернатов, 1 геронтологический центр, 1 специальный дом-интернат;

1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

25 комплексных центров социального обслуживания населения и 1 центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в состав которых входят 11 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 10 отделений дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, 57 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 5 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 26 отделений срочного социального обслуживания, 7 социально-реабилитационных отделений граждан пожилого возраста и инвалидов, 26 отделений психолого-педагогической помощи семье и детям, 1 отделение по работе с лицами без определенного места жительства и занятий, 1 организационно-методическое отделение;

14 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

1 центр социальной помощи семье и детям;

1 реабилитационный центр инвалидов;

1 фонд социальной поддержки населения.

111. Сеть учреждений социального обслуживания Костромской области работает в рамках 25 государственных стандартов. Основным требованием государственных стандартов является постоянное повышение качества предоставляемых услуг.

112. В Костромской области проживает около 170 тысяч граждан пожилого возраста, что составляет 25,5 процентов от числа всех жителей, при этом лиц в возрасте 80 лет и старше - 3,6 процентов.

113. В общей численности населения региона женское население старше трудоспособного возраста преобладает над мужским и составляет соответственно 72,9 процентов и 27,1 процент.

114. Доля лиц старше трудоспособного возраста в 2010 году составляла 24,5 процентов от числа населения области, в 2011 году - 25,0 процентов, в 2012 году - 25,4 процента.

115. Численность граждан пожилого возраста стабильно растет, что требует дополнительных затрат на социальное обеспечение. При таких обстоятельствах необходимо создать эффективную функционирующую развитую систему социальной защиты населения, способную оказывать различные виды социальной помощи, услуг и социальной поддержки жителям области.

116. Социальным обслуживанием населения Костромской области ежегодно охвачено около 237 тысяч человек - пожилых граждан и инвалидов.

117. Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является наиболее востребованной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан.

118. Отделениями социального обслуживания на дому предоставлены надомные услуги в 2010 году 8 004 гражданам пожилого возраста и инвалидам, в 2011 году - 7 860 гражданам, в 2012 году - 7 666 гражданам. Специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги в 2010 году 239 гражданам пожилого возраста и инвалидам, в 2011 году - 258 гражданам, в 2012 году - 261 гражданину, отделениями срочного социального обслуживания в 2010 году предоставлены услуги 159 172 гражданам, в 2011 году - 151 049 гражданам, в 2012 году - 132 022 гражданам.

119. Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства в областном государственном казенном учреждении "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г. Костроме" в 2009 году создано отделение по работе с лицами без определенного места жительства. Численность лиц без определенного места жительства и занятий, получивших услуги в этом отделении в 2010-2013 годах составила 528 человек. За последние годы количество граждан указанной категории увеличилось, что еще раз подтверждает необходимость развития сети учреждений соответствующего типа.

120. Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в Костромской области на 1 января 2010 года составляло 2 050 единиц, на 1 января 2011 года - 2 050 единиц, на 1 января 2012 года - 2 050 единиц, на 1 января 2013 года - 2 110 единиц, с 20 ноября 2013 года - 2 140 единиц.

121. В полном объеме удовлетворена потребность нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов:

в социальном обслуживании на дому;

умственно отсталых детей с глубокими нарушениями интеллекта, нуждающихся в стационарном обслуживании в домах-интернатах.

122. Активно внедряются новые формы социального обслуживания: разноуровневое социальное обслуживание, "Хоспис на дому", бригадный метод социального обслуживания на дому, семейная бригада социального обслуживания на дому, услуги сиделки, "Пожилой человек в семье", обучение работе на компьютере, мобильные бригады, "Школы здоровья", "Школа ухода", "Скандинавская ходьба".

123. В целях повышения доступности и качества предоставления социальных услуг планируется расширение мобильных бригад, внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания населения автоматизированного программного комплекса "Автоматизированная система управления департамент-учреждение". Данный программный комплекс позволит систематизировать информацию о каждом клиенте, фиксировать виды и количество предоставляемых услуг, выполнение индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, обращения обслуживаемых лиц.

124. При этом сохраняется очередь на устройство в дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического и общего типа. В 2010 году в очереди состояло 198 человек, в 2011 году - 279 человек, в 2012 году - 235 человек.

125. По состоянию на 1 ноября 2013 года ожидали места в стационарные учреждения социального обслуживания населения 203 человека из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе в интернаты общего типа - 16 человек, в интернаты психоневрологического типа - 187 человек.

126. Наиболее остро стоит проблема расширения сети учреждений психоневрологического типа.

127. Имеется очередь на обслуживание в отделение социально-медицинского обслуживания на дому в количестве 13 человек.

128. В Костромской области функционируют 14 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, из которых 13 - с круглосуточным пребыванием детей. Учреждения оказывают услуги по временному проживанию несовершеннолетних, выявляют и устраняют причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказывают различные виды помощи несовершеннолетним и их родителям, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи.

129. В 2010 году общее количество детей, возвращенных в кровные семьи после реабилитации в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, - 495 человек (65 процентов), 2011 году - 436 человек (65 процентов), в 2012 году - 464 человека (68 процентов), за 1 полугодие 2013 года общее количество детей, прошедших реабилитацию, составило 269 человек, в том числе возвращенных в кровные семьи, - 238 человек (88 процентов).

130. В целях реабилитации инвалидов всех возрастов и категорий в регионе открыто 28 филиалов и представительств Романовского Центра, в том числе в 2010 году - 1 филиал, в 2011 году - 3 филиала, в 2012 году - 4 филиала. Планируется открытие еще 5 филиалов. Ежегодно учреждение оказывает около 140 тысяч услуг более 1 800 клиентам (2010 год - 1 693 клиента, 2011 год - 1 722 клиента, 2012 год - 1 811 клиентов).

131. Особое внимание при социальном обслуживании населения уделяется созданию безопасных и качественных условий для круглосуточного проживания в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов.

132. В настоящее время часть учреждений размещена в приспособленных зданиях со сроком эксплуатации более 50 лет и износом строений более 60 процентов. Это приводит к невозможности соблюдения в полном объеме санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности, обеспечения комплексной безопасности проживающих. Материально-техническая база учреждений нуждается в модернизации.

133. С 2010 года в Костромской области проводится планомерная работа по оптимизации малокомплектных учреждений и учреждений, размещенных в деревянных зданиях с низкой степенью огнестойкости и не соответствующих современным требованиям строительных, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности.

134. В результате оптимизации за 2010-2012 годы закрыты 10 малокомплектных учреждений для несовершеннолетних, 10 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2013 году ликвидировано областное государственное бюджетное учреждение "Игодовский психоневрологический интернат" на 110 мест. Все проживающие из деревянных корпусов переведены в кирпичные здания, соответствующие современным требованиям строительных, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности.


Информация по документу
Читайте также