Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.01.2016 № 15-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                    О мерах по созданию условий
            для опережающего развития Дальнего Востока

     Заслушав информацию Министра Российской Федерации по  развитию
Дальнего Востока  А.С.Галушки  о  мерах  по  созданию  условий  для
опережающего   развития   Дальнего   Востока,    Совет    Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     Возрастание роли  Азиатско-Тихоокеанского  региона  в  мировой
экономике ставит перед  Российской  Федерацией  задачу  обеспечения
ускоренного  и  сбалансированного  развития  субъектов   Российской
Федерации, находящихся  в  пределах  Дальневосточного  федерального
округа (далее - регионы ДФО).
     Однако   социально-экономическое   положение   регионов    ДФО
осложняется  целым  рядом  проблем.  Сохраняется  их   значительное
отставание в экономическом развитии:  неразвитость  энергетической,
транспортной  и  инновационной  инфраструктур,  невысокий   уровень
диверсификации экономики, недостаток инвестиционных  ресурсов.  При
этом  экономика  имеет  ярко  выраженную   сырьевую   и   экспортно
ориентированную направленность. В советское время  75-80  процентов
выпускаемой продукции поставлялось  на  российский  рынок.  Сегодня
объем  такой  продукции  составляет  только  20  процентов,  а   80
процентов поставляется за рубеж в виде сырьевых ресурсов.
     С 1990 года численность населения в регионах  ДФО  сократилась
более  чем  на  20  процентов   (в   первом   полугодии   2015 года
миграционная убыль составила более 12 тысяч человек), что привело к
дефициту трудовых ресурсов.  На  низком  уровне  остается  качество
жизни населения.
     В   результате    по    большинству    социально-экономических
показателей регионы ДФО имеют  существенное  отставание  от  уровня
развития  других  российских  регионов,  а  их  вклад  в  экономику
Российской Федерации по сравнению с ресурсным потенциалом  остается
незначительным    (объем    валового    регионального     продукта,
произведенного в 2014 году, составил 5,1 процента от общего  объема
валового регионального продукта, в первом полугодии 2015 года объем
инвестиций в основной  капитал  составил  6,2  процента  от  объема
инвестиций по стране).
     В последние годы разработан широкий комплекс мер, направленных
на  решение  задачи  опережающего  развития  Дальнего  Востока.  На
федеральном,   региональном   и   муниципальном   уровнях   создана
нормативная  правовая  база  по  вопросам  социально-экономического
развития макрорегиона.
     Образована  специальная  система  институтов   по   управлению
развитием Дальнего Востока и привлечению  инвестиционных  ресурсов.
Координирующие   функции   осуществляет   Министерство   Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока.
     Принят ряд мер, направленных на финансовое обеспечение решения
задач ускоренного  развития  регионов  ДФО,  предусматривающих  как
привлечение государственных инвестиций, так и создание  финансовых,
инвестиционных   и   иных   инструментов   развития   макрорегиона:
региональных  инвестиционных  проектов,   территорий   опережающего
социально-экономического  развития,  особых  экономических  зон   и
других.
     Результатом  принимаемых  мер  стало  определенное   улучшение
социально-экономической обстановки на  Дальнем  Востоке:  в  первой
половине 2015 года по отношению к уровню  соответствующего  периода
2014 года оборот организаций по всем  видам  деятельности  составил
106,9 процента, индекс промышленного производства - 104,4 процента,
темпы  ввода  жилья  увеличились  на  6,2   процента,   номинальная
начисленная  среднемесячная  заработная  плата  увеличилась  на   6
процентов, естественный прирост населения  составил  5647  человек.
Тем не менее положение в регионах ДФО остается сложным.
     Это  связано  с  недостаточной  согласованностью   действующих
нормативных правовых актов  по  вопросам  стратегического  развития
макрорегиона на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях,
что   не   позволяет   эффективно    концентрировать    финансовые,
информационные, кадровые и другие ресурсы на  решении  поставленных
задач, с  имеющимися  недостатками  в  сфере  управления  развитием
Дальнего   Востока,    с    неудовлетворительным    выделением    и
использованием   финансовых   ресурсов   на   реализацию   программ
социально-экономического   развития   макрорегиона,   а   также   с
недостаточной эффективностью созданных институтов развития Дальнего
Востока и используемых для этой цели  инвестиционных  и  финансовых
инструментов.
     В целях обеспечения решения задачи  по  созданию  условий  для
опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона Совет
Федерации     Федерального     Собрания     Российской    Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  ускорить  рассмотрение  следующих   проектов
федеральных законов:
     N 801288-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации (об уменьшении ставки налога на прибыль  организаций  для
участников региональных инвестиционных проектов);
     N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных
участков  в  Дальневосточном  федеральном  округе  и   о   внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
     N 906916-6   "О внесении   изменений   в   Федеральный   закон
"О жилищных субсидиях гражданам,  выезжающим  из  районов  Крайнего
Севера и приравненных к ним  местностей"  (в  части  урегулирования
отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий).
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     рассмотреть  вопрос  о  внесении  изменений  в   Положение   о
Министерстве Российской Федерации  по  развитию  Дальнего  Востока,
утвержденное постановлением Правительства Российской  Федерации  от
30 июня  2012 года  N 664,  предусматривающих  распространение  его
компетенции   на   Байкальский    регион    (Республику    Бурятия,
Забайкальский  край  и  Иркутскую  область)  в  целях   обеспечения
комплексного решения задач развития всего макрорегиона;
     рассмотреть вопрос  о  целесообразности  разработки  концепции
развития    сотрудничества     регионов     ДФО     со     странами
Азиатско-Тихоокеанского  региона,  предусмотрев  меры  по  созданию
привлекательного инвестиционного  климата,  развитию  инфраструктур
(транспортной, энергетической, социальной), а также по формированию
условий для развития человеческого капитала;
     ускорить подготовку новой государственной программы Российской
Федерации  "Социально-экономическое  развитие  Дальнего  Востока  и
Байкальского региона", предусмотрев в ней мероприятия  по  созданию
территорий    опережающего    социально-экономического    развития,
поддержке   реализации   инвестиционных   проектов   и    повышению
инвестиционной    привлекательности    макрорегиона,    а     также
предоставление  иных   межбюджетных   трансфертов   на   разработку
проектно-сметной документации по объектам, включаемым в  отраслевые
государственные программы;
     ускорить работу по включению в соответствующие государственные
программы Российской Федерации  отдельных  разделов  (подпрограмм),
предусматривающих мероприятия  по  опережающему  развитию  Дальнего
Востока, в том числе мероприятия по завершению строительства  ранее
начатых  объектов  социальной,   транспортной,   энергетической   и
инженерной    инфраструктур,    комплексному    развитию     города
Комсомольска-на-Амуре  в рамках  реализации   Послания   Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации  от
3 декабря 2015 года, рассмотреть возможность включения в  указанные
разделы   (подпрограммы)   также   мероприятий,   направленных   на
социально-экономическое развитие Байкальского региона;
     обеспечить своевременное и в полном объеме  выделение  средств
из   федерального   бюджета,    предусмотренных    на    реализацию
государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых
программ   социально-экономического    развития    регионов    ДФО,
рассмотреть   возможность   выделения   дополнительных    бюджетных
ассигнований  на  их  реализацию  при  корректировке   федерального
бюджета на 2016 год, предусматривать выделение финансовых  ресурсов
в приоритетном порядке на объекты, расположенные  в  регионах  ДФО,
при разработке и корректировке отраслевых государственных  программ
Российской Федерации и федеральных целевых программ;
     ускорить  разработку  и  внесение   в   Государственную   Думу
Федерального Собрания  Российской  Федерации  проекта  федерального
закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
в части совершенствования правового режима деятельности  участников
региональных  инвестиционных  проектов  на   территориях   Дальнего
Востока и Байкальского региона, предусмотрев в том числе в качестве
цели реализации таких проектов оказание услуг;
     рассмотреть  вопрос   о   целесообразности   совершенствования
механизмов,  установленных  Федеральным   законом   от   29 декабря
2014 года        N 473-ФЗ        "О территориях        опережающего
социально-экономического развития в Российской Федерации", в  части
ослабления ограничений в отношении возможных резидентов  территорий
опережающего   социально-экономического    развития,    видов    их
экономической деятельности, предоставляемых им преференций, а также
в части обеспечения защиты их прав при осуществлении  хозяйственной
деятельности;
     рассмотреть вопрос об изменении правил предоставления субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  на
реализацию   мероприятий   государственных   программ    Российской
Федерации и федеральных целевых программ с целью  установления  для
регионов ДФО  доли  софинансирования  расходов  бюджетов  субъектов
Российской Федерации не более 5 процентов;
     рассмотреть    возможность    использования     дополнительных
механизмов развития регионов ДФО, в том числе  за  счет  расширения
форм    государственно-частного    партнерства    при    реализации
инвестиционных  проектов,  применения  инструментов   налоговой   и
таможенной  политики  (отсрочка  по  уплате   налоговых   платежей,
таможенные льготы  при  импорте  продукции  и  другие),  применения
трудосберегающей техники и технологий, выравнивания  энергетических
и  транспортных  тарифов  до  среднероссийского  уровня,  а   также
выравнивания стоимости автомобильного топлива в регионах ДФО до его
стоимости в центральных районах Российской Федерации;
     ускорить реализацию мер, направленных  на  развитие  Северного
морского    пути,    установление    режима    свободного    порта,
предусмотренного  федеральными  законами   от   13 июля   2015 года
N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"  и  от  13 июля  2015 года
N 214-ФЗ "О внесении изменений в часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  Федерального  закона
"О свободном порте Владивосток", в отношении других портов Дальнего
Востока;
     рассмотреть  вопросы  о  дополнительных  мерах   по   снижению
стоимости  авиационных  перевозок  в  регионах  ДФО,  а   также   о
разработке  механизма  компенсации  за  счет  средств  федерального
бюджета   субъектам   малого   и   среднего    предпринимательства,
расположенным в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях, расходов на оплату стоимости проезда и  провоза  багажа
работников к месту использования отпуска и обратно;
     рассмотреть  возможность  расширения  системы   стимулов   для
переселения граждан  на  Дальний  Восток  и  в  Байкальский  регион
(компенсация расходов, связанных с переездом переселенцев и  членов
их  семей,  выплата  средств  на  обустройство  по   месту   нового
жительства  и  работы,  льготный  порядок  проезда  по   территории
Российской Федерации на  отдых,  льготное  ипотечное  кредитование,
безвозмездное предоставление в пользование земельных  участков  для
создания крестьянских и  фермерских  хозяйств),  а  также  развития
системы подготовки и повышения квалификации специалистов и  рабочих
кадров, занятых реализацией инвестиционных проектов.
     3. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации,  находящихся  в  пределах   Дальневосточного
федерального округа и Байкальского региона:
     актуализировать    приоритетные    проекты,     обеспечивающие
ускоренное развитие региона и муниципальных  образований,  активнее
использовать инвестиционные, финансовые и  иные  механизмы  при  их
реализации;
     принять необходимые  меры  по  реализации  Концепции  развития
приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих  в
состав   Дальневосточного   федерального    округа,    утвержденной
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  28 октября
2015 года N 2193-р;
     активизировать взаимодействие с такими  институтами  развития,
как акционерные общества "Корпорация  развития  Дальнего  Востока",
"Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", автономные
некоммерческие   организации   "Агентство   Дальнего   Востока   по
привлечению  инвестиций  и  поддержке  экспорта",   "Агентство   по
развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" и другие;
     принять  меры  по  повышению  миграционной   привлекательности
Дальнего  Востока   и   Байкальского   региона   и   стимулированию
привлечения трудовых ресурсов;
     повысить    эффективность    мероприятий    по     обеспечению
благоприятного инвестиционного климата в макрорегионе.
     4. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации  во  втором  полугодии  2016 года   о   ходе   реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     5. Комитету  Совета  Федерации  по  федеративному  устройству,
региональной  политике,  местному  самоуправлению  и  делам  Севера
проинформировать  палату  в  период  осенней  сессии  2016 года   о
реализации настоящего постановления.
     6. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на  Комитет   Совета   Федерации   по   федеративному   устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
     7. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     27 января 2016 года
     N 15-СФ


Информация по документу
Читайте также