Расширенный поиск

Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2001 № 3867/01

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

              ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ

                        18 сентября 2001 г.

                             N 3867/01


     Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
рассмотрел протест заместителя  Председателя  Высшего  Арбитражного
Суда  Российской Федерации на решение от 10.10.2000,  постановление
апелляционной   инстанции   от   27.11.2000    Арбитражного    суда
Владимирской   области   по   делу   N   А11-4827/2000-К2-Е-2313  и
постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского  округа
от 05.02.2001 по тому же делу.
     Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
следующее.
     Инспекция Министерства  Российской  Федерации  по  налогам   и
сборам  по  Муромскому  району  Владимирской  области  обратилась в
Арбитражный суд Владимирской  области  с  иском  к  товариществу  с
ограниченной  ответственностью "Агросервис" о ликвидации последнего
в связи с неприведением учредительных документов юридического  лица
в  соответствие  с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной
ответственностью".
     Решением от  10.10.2000  в  удовлетворении  иска  отказано  со
ссылкой на отсутствие у налоговых органов  права  подавать  иски  о
ликвидации юридического лица по изложенным основаниям.
     Постановлением апелляционной инстанции от  27.11.2000  решение
оставлено без изменений.
     Федеральный арбитражный     суд     Волго-Вятского      округа
постановлением  от  05.02.2001  указанные судебные акты оставил без
изменений.
     В протесте  заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить,
дело направить на новое рассмотрение.
     Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
следующим основаниям.
     Как следует  из  статьи  61  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации,   требование   о   ликвидации   юридического   лица   за
неоднократные или грубые нарушения закона или иных  правовых  актов
может  быть  предъявлено  в суд государственным органом или органон
местного самоуправления,  которому  право  на  предъявление  такого
требования предоставлено законом.
     Согласно статье  59  Федерального  закона  "Об   обществах   с
ограниченной     ответственностью"    общества    с    ограниченной
ответственностью (товарищества  с  ограниченной  ответственностью),
которые  не  привели  свои учредительные документы в соответствие с
этим Федеральным законом  либо  не  преобразовались  в  акционерные
общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы
в  судебном   порядке   по   требованию   органа,   осуществляющего
государственную    регистрацию    юридических    лиц,   либо   иных
государственных  органов  или  органов   местного   самоуправления,
которым  право  на  предъявление  такого  требования  предоставлено
федеральным законом.
     В соответствии  с  главой  14  Налогового  кодекса  Российской
Федерации в целях проведения налогового контроля  налоговые  органы
осуществляют налоговый учет организаций и физических лиц.
     В силу специфики своей деятельности налоговые органы  обладают
всей информацией о деятельности организации - налогоплательщика.
     Согласно статье 31 Налогового кодекса Российской  Федерации  в
компетенцию  налоговых  органов  входит  предъявление в суд исков о
ликвидации  организаций  любой  организационно-правовой  формы   по
основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
     Так, к компетенции налоговых органов  Федеральным  законом  "О
введении  в  действие  части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" (пункт 5 статьи 6) отнесено  предъявление  требований  в
суд  о ликвидации индивидуальных (семейных) частных предприятий,  а
также  предприятий,  созданных  хозяйственными   товариществами   и
обществами,    общественными    и    религиозными    организациями,
объединениями,  благотворительными фондами, и других не находящихся
в  государственной  или  муниципальной  собственности  предприятий,
основанных  на  праве  хозяйственного  ведения,  которые  подлежали
преобразованию  до  1  июля 1999 года в хозяйственные товарищества,
общества, кооперативы или ликвидации.
     Следовательно, налоговые    органы    вправе    обращаться   в
арбитражный суд с исками о ликвидации  товариществ  с  ограниченной
ответственностью,  не  приведших  свои  учредительные  документы  в
соответствие    с    действующим    законодательством    либо    не
преобразовавшихся   в  акционерные  общества  или  производственные
кооперативы.
     Поскольку арбитражным  судом  не  рассматривался  по  существу
вопрос  о  наличии  оснований  для  ликвидации  юридического  лица,
оспариваемые  судебные акты подлежат отмене,  дело - направлению на
новое рассмотрение.
     Учитывая изложенное    и   руководствуясь   статьями   187-189
Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской    Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                       П О С Т А Н О В И Л:

     решение от  10.10.2000,  постановление апелляционной инстанции
от  27.11.2000  Арбитражного  суда  Владимирской  области  по  делу
N А11-4827/2000-К2-Е-2313 и постановление Федерального арбитражного
суда Волго-Вятского округа от 05.02.2001 по тому же делу  отменить.
Дело   направить   на   новое   рассмотрение   в  первую  инстанцию
Арбитражного суда Владимирской области.


     Председатель Высшего
     Арбитражного Суда
     Российской Федерации                               В.Ф.Яковлев

Информация по документу
Читайте также