Расширенный поиск

Закон Смоленской области от 10.05.2001 № 35-З

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                          СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

                  О внесении изменений и дополнений
              в областной закон "О предоставлении жилища
               по договору найма в Смоленской области"


Принят Смоленской областной Думой
26 апреля 2001 года

     Статья 1.  Внести  в  областной закон "О предоставлении жилища по
договору найма в Смоленской  области"  (Вестник  Смоленской  областной
Думы,  1997,  N  1,  стр.  91)  изменения и дополнения,  изложив его в
следующей редакции:

                           "ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

             О предоставлении жилых помещений по договору
                социального найма в Смоленской области

     Настоящий областной   закон   устанавливает   порядок  и  условия
предоставления  жилых  помещений  в  государственном  и  муниципальном
жилищных  фондах  социального  использования  по  договору социального
найма жилого помещения,  а также порядок учета граждан,  нуждающихся в
улучшении жилищных условий.

                      Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.

     1. В  целях  настоящего  областного  закона  (далее  по  тексту -
настоящий закон) используются следующие основные понятия:
     - договор  социального  найма  жилого помещения - соглашение,  по
которому наймодатель (собственник жилого помещения или  управомоченное
им лицо) обязуется предоставить во владение и пользование нанимателю и
членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое  помещение
в   государственном  или  муниципальном  жилищных  фондах  социального
использования,  как правило, в виде отдельной квартиры, с учетом нормы
жилой площади,  а наниматель обязуется использовать жилое помещение по
назначению,  своевременно  вносить  плату  за  пользование  им  и   за
коммунальные услуги;
     - государственный жилищный фонд:
     ведомственный фонд,   состоящий   в  федеральной  государственной
собственности и находящийся в  хозяйственном  ведении  государственных
предприятий  или  оперативном  управлении  государственных учреждений,
относящихся  к  федеральной   государственной   собственности;
     фонд, находящийся   в  государственной  собственности  Смоленской
области,  а также  ведомственный  фонд,  находящийся  в  хозяйственном
ведении   областных   государственных   предприятий   или  оперативном
управлении областных государственных учреждений;
     - муниципальный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности
муниципальных образований,  а также ведомственный фонд,  находящийся в
хозяйственном   ведении   муниципальных  предприятий  или  оперативном
управлении муниципальных учреждений;
     - государственный  и  муниципальный  жилищные  фонды  социального
использования - совокупность всех  жилых  помещений  соответственно  в
государственном  или  муниципальном  жилищных  фондах,  заселенных  на
условиях договора социального найма жилого помещения и предоставляемых
с   учетом   нормы  жилой  площади,  жилые  помещения  в  коммунальных
квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них;
     - социальная   норма   площади  жилья  -  размер  площади  жилья,
приходящейся на одного человека,  в  пределах  которой  осуществляется
предоставление  компенсаций  (субсидий) по оплате жилья и коммунальных
услуг;
     - жилая   площадь   -   суммарная  площадь  жилых  комнат  жилого
помещения;
     - общая  площадь  - общая площадь жилого помещения,  определяемая
как сумма площадей  жилых  и  нежилых  помещений,  то  есть  суммарная
площадь жилых комнат,  кухонь,  ванных,  туалетных комнат,  коридоров,
прихожих,  внутренних  кладовых  и  других  подсобных  помещений,   за
исключением  площадей  лоджий,  балконов,  террас,  веранд  и холодных
кладовых.
     2. Действие  областного закона распространяется на находящийся на
территории  Смоленской  области  ведомственный   фонд,   состоящий   в
федеральной    государственной    собственности    и   находящийся   в
хозяйственном  ведении  государственных  предприятий  или  оперативном
управлении   государственных  учреждений,  относящихся  к  федеральной
государственной собственности,  если иное не  установлено  федеральным
законодательством.
     3. Порядок и условия предоставления гражданам жилых  помещений  в
частном  жилищном фонде,  находящемся в собственности юридических лиц,
определяются правовыми актами указанных юридических лиц в соответствии
с требованиями федерального законодательства.

     Статья 2.

     На учет   для   предоставления   жилого   помещения  по  договору
социального найма жилого помещения (далее по тексту -  договор  найма)
принимаются  граждане  Российской  Федерации,  постоянно проживающие и
зарегистрированные по месту  жительства  в  данном  населенном  пункте
Смоленской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

     Статья 3.

     Жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах
социального использования предоставляются по договору найма гражданам,
нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий,  в соответствии с нормой
жилой  площади  и  социальной  нормой  площади  жилья,   эквивалентной
минимальному  размеру  предоставления жилых помещений,  установленному
настоящим законом, без ограничения срока найма.

     Статья 4.

     Жилое помещение в государственном и муниципальном жилищных фондах
социального   использования   предоставляется,  как  правило,  в  виде
отдельной  квартиры,  за  исключением  случаев  предоставления  жилого
помещения в дополнение к имеющемуся.

     Статья 5.

     Нуждающиеся в   улучшении   жилищных  условий  члены  жилищных  и
жилищно-строительных кооперативов,  кондоминиумов,  граждане,  имеющие
жилые помещения на праве собственности,  и члены их семей, проживающие
в этих жилых помещениях, имеют право на обеспечение жилыми помещениями
по основаниям, установленным настоящим законом.

     Статья 6.

     Должностные лица,  виновные в нарушении настоящего закона,  несут
ответственность,     установленную     федеральным     и     областным
законодательством.

                Раздел 2. ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН
              НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

     Статья 7.

     1. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
     а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не
более 6,5 кв. метров;
     б) проживающие   в   жилом   помещении   (доме),   не  отвечающем
установленным санитарным и техническим требованиям;
     в) проживающие в квартирах,  занятых несколькими семьями,  если в
составе семьи имеются больные,  страдающие тяжелыми формами  некоторых
хронических заболеваний,  при которых совместное проживание с ними (по
заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
     г) проживающие  в смежных неизолированных комнатах по две и более
семьи при отсутствии родственных отношений;
     д) проживающие в общежитиях,  за исключением сезонных и временных
работников,  лиц,  работающих по срочному трудовому договору,  а также
граждан, поселившихся в связи с обучением;
     е) проживающие не менее трех лет на  условиях  поднайма  либо  по
договору найма жилого помещения,  заключенному на определенный срок, в
частном,  государственном,  муниципальном  или  общественном  жилищном
фонде, не имеющие другой жилой площади;
     ж) проживающие в семье,  где имеются  лица,  страдающие  тяжелыми
формами   хронических   заболеваний,  при  которых  в  соответствии  с
федеральным  законодательством  требуется   предоставление   отдельной
изолированной комнаты либо дополнительной жилой площади, если с учетом
права этих лиц  на  отдельную  изолированную  комнату  (дополнительную
жилую   площадь)   граждане   (остальные   члены   семьи)   становятся
нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с  подпунктом
"а" пункта 1 настоящей статьи;
     з) жилое помещение которых в результате стихийного бедствия стало
непригодным для проживания;
     и) являющиеся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей,  гражданами из числа детей-сирот и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей,  по окончании их пребывания в государственных или
муниципальных      образовательных      учреждениях,       учреждениях
здравоохранения,  стационарных  учреждениях социального обслуживания и
других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот  и
детей,  оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских
домах  семейного  типа,  у  родственников,   при   прекращении   опеки
(попечительства),  а  также  по  окончании  службы в Вооруженных Силах
Российской Федерации либо по возвращении  из  учреждений,  исполняющих
наказание  в виде лишения свободы,  - если им не могут быть возвращены
жилые помещения, которые они ранее занимали;
     к) по возвращении из учреждений,  исполняющих  наказание  в  виде
лишения  свободы,  если  им  не могут быть возвращены жилые помещения,
которые они ранее занимали;
     л) по      иным     основаниям,     установленным     федеральным
законодательством.
     2. При   предоставлении   жилого   помещения   из  муниципального
жилищного   фонда   социального    использования    органы    местного
самоуправления   могут,   исходя  из  местных  условий,  устанавливать
дополнительный перечень категорий граждан, признаваемых нуждающимися в
улучшении жилищных условий.

     Статья 8.

     Граждане, ухудшившие жилищные условия путем:
     - раздела жилого помещения;
     - вселения  в  занимаемое  ими  жилое помещение других лиц (кроме
супруга,  детей,  родителей,  других  родственников,  нетрудоспособных
иждивенцев);
     - переселения в общежитие либо в иное жилое помещение на условиях
найма, поднайма или в качестве члена семьи собственника;
     - отчуждения любым  способом  пригодного  для  проживания  жилого
помещения, принадлежащего им на праве собственности, -
     принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных  условий  по
истечении  трех  лет  со  дня  ухудшения жилищных условий (регистрации
граждан или других лиц по новому месту жительства,  совершения раздела
жилого помещения).

             Раздел 3. ПОРЯДОК УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ
                     В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

     Статья 9.

     1. Учет  граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных   условий,
осуществляется по месту жительства в органах местного самоуправления.
     2. Учет  нуждающихся  в  улучшении  жилищных   условий   граждан,
работающих   на  государственных  и  муниципальных  предприятиях  и  в
учреждениях,  имеющих соответственно на праве  хозяйственного  ведения
или оперативного управления жилищный фонд социального использования (в
том числе  ведущих  жилищное  строительство  или  принимающих  долевое
участие в жилищном строительстве), осуществляется по месту работы.
    На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по  месту  работы
наравне с работниками этих государственных и муниципальных предприятий
и учреждений принимаются:
    граждане, оставившие работу на этих предприятиях и в учреждениях в
связи с уходом на пенсию;
    иные граждане,   за   которыми   это  право  признано  федеральным
законодательством или коллективным договором.
    3. Граждане имеют право одновременно состоять на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий по месту жительства  в  органах  местного
самоуправления и по месту работы.
     4. Учет  граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных   условий,
установление  очередности  на  получение  жилого  помещения,  а  также
предоставление жилых помещений по договору  найма  осуществляется  под
общественным контролем и с соблюдением гласности.
     В целях осуществления общественного контроля при органах местного
самоуправления,   а   также   на   государственных   и   муниципальных
предприятиях и в учреждениях создаются общественные жилищные комиссии.
     Состав общественной   жилищной   комиссии  при  органах  местного
самоуправления и порядок  ее  работы  утверждаются  органами  местного
самоуправления,  а на государственных и муниципальных предприятиях и в
учреждениях - руководителем предприятия (учреждения) по согласованию с
профсоюзным  органом,  действующим на этом предприятии (в учреждении),
или трудовым коллективом,  если профсоюзный орган  на  предприятии  (в
учреждении) отсутствует.
     В состав общественной жилищной комиссии,  создаваемой при  органе
местного   самоуправления,   обязательно   включаются   представители,
делегированные  профсоюзным   органом   территориального   объединения
(ассоциации)   организаций   профсоюзов,  действующего  на  территории
Смоленской  области,  и  депутаты  представительного  органа  местного
самоуправления.
     В состав   общественной   жилищной   комиссии,   создаваемой   на
государственном   или   муниципальном   предприятии   (в  учреждении),
включаются   представители   соответствующего   профсоюзного   органа,
действующего на этом предприятии (в учреждении).
     Решения общественных  жилищных  комиссий  носят  рекомендательный
характер.

     Статья 10.

     Ведение учета граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных условий,
осуществляется:
     в органах    местного    самоуправления    -   органом   местного
самоуправления  (соответствующим  структурным  подразделением   органа
местного  самоуправления  или  специально  уполномоченным  должностным
лицом)   в   соответствии   с   компетенцией,   определенной   уставом
муниципального образования;
     на государственных и муниципальных предприятиях и в учреждениях -
лицами,    специально    уполномоченными   руководителем   предприятия
(учреждения) по согласованию с  профсоюзным  органом,  действующим  на
этом предприятии (в учреждении).

     Статья 11.

     1. Для  постановки  на  учет  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий гражданин подает заявление о постановке на учет.  К  заявлению
прилагаются:
     - справка с места жительства  или  выписка  из  домовой  книги  о
составе семьи;
     - копия лицевого финансового  счета  или  договора  найма  жилого
помещения;
     - справка   о   площади   занимаемого   жилого    помещения    из
специализированного   государственного   унитарного   предприятия  или
учреждения,  осуществляющего  государственный   технический   учет   и
техническую инвентаризацию;
     - копия паспорта или заменяющего его документа;
     - в   необходимых   случаях   другие   документы,  подтверждающие
основания для  постановки  на  учет  и  право  на  первоочередное  или
внеочередное   предоставление   жилого   помещения  в  соответствии  с
настоящим законом.
     Заявления без    приложения    соответствующих    документов   не
принимаются и не рассматриваются.
     2. Заявление  регистрируется  в   книге   регистрации   заявлений
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
     Поступившие заявления рассматриваются в течение 30 дней со дня их
регистрации.
     3. Заявления    граждан,    поступившие    в    орган    местного
самоуправления,  а также жилищные  условия  этих  граждан  проверяются
органом    местного    самоуправления   (соответствующим   структурным
подразделением   органа   местного   самоуправления   или   специально
уполномоченным должностным лицом) и общественной жилищной комиссией, а
заявления, поступившие в государственные и муниципальные предприятия и
учреждения,  и  жилищные  условия  заявителя  - лицом,  уполномоченным
руководителем  этого  предприятия  или  учреждения,   и   общественной
жилищной комиссией.
     Жилищные условия проверяются  с  обязательным  выходом  по  месту
жительства   граждан,   подавших  заявления.  О  результатах  проверки
составляется акт проверки жилищных условий.
     После этого   соответствующая   общественная   жилищная  комиссия
рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит
предложение  о  принятии  на  учет  или  отказе  в  постановке на учет
соответственно органу или должностному лицу местного самоуправления  в
соответствии  с их компетенцией,  установленной уставом муниципального
образования,  или  руководителю  государственного  или  муниципального
предприятия или учреждения и профсоюзному органу, действующему на этом
предприятии или в учреждении.

     Статья 12.

     1. Принятие граждан на  учет  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий  или отказ в принятии на учет производится по месту жительства
на основании правового акта  органа  или  должностного  лица  местного
самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной уставом
муниципального  образования,  а  по  месту  работы  -   на   основании
совместного  решения  руководителя государственного или муниципального
предприятия или учреждения и профсоюзного органа, действующего на этом
предприятии или в учреждении.
     2. Решение  о  постановке  или  отказе  в  постановке   на   учет
сообщается гражданам в письменной форме.
     Отказ в  постановке  на  учет  или  несвоевременное  рассмотрение
заявления  могут быть обжалованы гражданином в порядке,  установленном
федеральным законодательством.
     3. Граждане  считаются  поставленными  на  учет  со  дня принятия
соответствующего  правового  акта   органа   местного   самоуправления
(должностного лица) либо со дня вынесения соответствующего совместного
решения руководителя государственного или  муниципального  предприятия
или учреждения и профсоюзного органа, действующего на этом предприятии
или в учреждении.
     При одновременном   рассмотрении   заявлений  нескольких  граждан
очередность постановки на учет определяется  по  дате  регистрации  их
заявлений.

     Статья 13.

     1. Учет   граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,
ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки
включаются  граждане,  имеющие  право на первоочередное и внеочередное
получение жилого помещения.
     В случае   утраты   права   на   первоочередное   и  внеочередное
обеспечение  жилым  помещением  граждане  исключаются   из   указанных
отдельных списков с сохранением очередности в едином списке.
     2. Количество жилых помещений,  предоставляемых вне очереди  и  в
первую   очередь   в   государственном   жилищном   фонде  социального
использования,  должно составлять в совокупности не менее 25 процентов
от   распределяемого   государственного  жилищного  фонда  социального
использования в равном соотношении на каждую из указанных очередей.
     3. Количество  жилых  помещений,  предоставляемых  гражданам  вне
очереди  и  в  первую  очередь   в   муниципальном   жилищном   фонде,
определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

     Статья 14.

     1. Принятые  на  учет  граждане включаются в книгу учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий,  которая ведется  в  органах
местного    самоуправления,   на   государственных   и   муниципальных
предприятиях и в учреждениях.
     В книге не допускаются подчистки.  Поправки и изменения, вносимые
в книгу на  основании  документов,  заверяются  подписью  должностного
лица, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета
граждан,  нуждающихся в  улучшении  жилищных  условий,  и  скрепляются
печатью.
     2. На  каждого  гражданина,  принятого  на  учет  нуждающихся   в
улучшении   жилищных   условий,  заводится  учетное  дело,  в  котором
содержатся необходимые документы.  Учетному делу присваивается  номер,
соответствующий номеру в книге учета граждан,  нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
     3. Органы     местного    самоуправления,    государственные    и
муниципальные  предприятия  и   учреждения   обеспечивают   надлежащее
хранение книг,  списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся
в улучшении жилищных условий.
     Списки граждан,  нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  и их
учетные дела хранятся три года после предоставления жилого  помещения,
если иное не установлено федеральным законодательством.

     Статья 15.

     Органы местного  самоуправления,  государственные и муниципальные
предприятия и учреждения ежегодно проводят в период с 1  января  по  1
апреля  перерегистрацию  граждан,  состоящих  на  учете  нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
     В ходе   перерегистрации    при    необходимости    дополнительно
проверяются  жилищные условия очередников и уточняются списки граждан,
состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.  При этом
граждане  обязаны  пройти перерегистрацию по месту постановки на учет.
При прохождении перерегистрации граждане представляют справку с  места
жительства или выписку из домовой книги о составе семьи.
     Государственные и   муниципальные  предприятия  и  учреждения  не
позднее  15  апреля  направляют  в  органы   местного   самоуправления
уточненные списки граждан,  состоящих на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий.

     Статья 16.

     1. Граждане снимаются с учета нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий в случаях:
     а) улучшения жилищных условий,  если  жилая  площадь  на  каждого
члена   семьи   составляет   не   менее  размера,  установленного  для
предоставления  жилого  помещения,  и  отпали  другие  основания   для
постановки на учет;
     б) выезда на постоянное  место  жительства  в  другой  населенный
пункт;
     в) получения  в  установленном  порядке  жилищной   субсидии   на
строительство или приобретение жилого помещения;
     г) выявления  в  представленных  документах  не   соответствующих
действительности  сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий,
послуживших основанием для принятия на  учет,  а  также  неправомерных
действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
     д) прекращения   трудовых   отношений   с   государственным   или
муниципальным предприятием или учреждением,  если они состоят на учете
по  месту  работы  и  никто  из  членов  семьи  не  работает  на  этом
предприятии, в учреждении, кроме случаев:
     - увольнения в связи с уходом на пенсию;
     - увольнения  в  связи  с  призывом  на службу в Вооруженные Силы
Российской Федерации или  избрания  на  выборную  должность  в  органы
государственной  власти  или  местного  самоуправления,  в профсоюзные
органы (до  окончания  срока  службы  или  прекращения  полномочий  на
выборной должности).  В случае,  если лицо по окончании срока службы в
Вооруженных  Силах  Российской  Федерации  или  срока  полномочий   на
выборной  должности  в  органах  государственной  власти  или местного
самоуправления, в профсоюзных органах не возобновит трудовые отношения
с  государственным или муниципальным предприятием или учреждением,  то
оно подлежит снятию с учета по месту работы;
     - высвобождения  в  связи  с  сокращением  численности  или штата
работников (указанные лица сохраняют право после  увольнения  состоять
на  учете  нуждающихся  в улучшении жилищных условий по прежнему месту
работы  в  соответствии  с   заключенными   коллективными   договорами
(соглашениями).  В  случае,  если коллективный договор (соглашение) не
заключен либо указанные отношения в коллективном договоре (соглашении)
не   регламентируются,   то   указанные  лица  сохраняют  право  после
увольнения состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных  условий
по  прежнему  месту  работы  в  течение  двух  лет  со дня увольнения;
государственные и муниципальные предприятия и учреждения вправе решать
вопрос  об  оставлении  в  списках  нуждающихся  в  улучшении жилищных
условий работников,  высвобождаемых в связи с сокращением  численности
или штата, до получения жилого помещения).
     В случае смерти работника,  состоявшего на учете по месту работы,
за членами его семьи сохраняется право дальнейшего пребывания на учете
до предоставления жилого  помещения,  если  не  отпали  основания  для
улучшения жилищных условий.
     2. Снятие  граждан  с  учета  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий осуществляется:
     при нахождении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий,  по месту жительства - на основании правового акта органа или
должностного  лица  местного  самоуправления  в  соответствии   с   их
компетенцией, установленной уставом муниципального образования;
     при нахождении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий,   по   месту   работы  -  на  основании  совместного  решения
руководителя  государственного  или  муниципального  предприятия   или
учреждения и профсоюзного органа, действующего на этом предприятии или
в учреждении.
     О принятом  решении граждане должны быть поставлены в известность
в письменной форме с указанием основания снятия с учета в  течение  10
дней со дня принятия решения с вручением копии такого решения.
     3. Снятие с учета может быть обжаловано  гражданином  в  порядке,
установленном федеральным законодательством.

     Статья 17.

     В случае,  если  после снятия с учета у гражданина вновь возникло
право постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении  жилищных
условий по основаниям,  установленным настоящим законом, то постановка
на учет производится в порядке, предусмотренном настоящим законом.

            Раздел 4. ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ
                           ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

     Статья 18.

     Вне очереди жилое помещение по договору найма предоставляется:
     а) отдельным   категориям   граждан,   определенным   федеральным
законодательством;
     б) инвалидам (I группы)  Великой  Отечественной  войны  и  боевых
действий  на  территориях  других государств,  нуждающимся в улучшении
жилищных условий;
     в) гражданам по возвращении из учреждений,  исполняющих наказание
в виде лишения  свободы,  если  им  не  могут  быть  возвращены  жилые
помещения, которые они ранее занимали.

     Статья 19.

     В первую    очередь    жилое    помещение   по   договору   найма
предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий:
     а) отдельным   категориям   граждан,   определенным   федеральным
законодательством;
     б) инвалидам  (II  и  III  групп)  Великой  Отечественной  войны,
участникам  Великой  Отечественной  войны   и   боевых   действий   на
территориях других государств;
     в) лицам,     признанным     в     установленном      федеральным
законодательством порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

     Раздел 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

     Статья 20.

     1. Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных
условий, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя
из даты принятия их на учет.
     2. Перед предоставлением жилого помещения граждане  должны  вновь
представить  в  органы  местного  самоуправления,  государственные или
муниципальные предприятия или  учреждения  документы,  предусмотренные
пунктом  1  статьи  11  настоящего  закона (за исключением заявления о
постановке  на  учет),  а  также  письменное   обязательство   каждого
совершеннолетнего  члена  семьи об освобождении ранее занимаемой жилой
площади на условиях найма в государственном или муниципальном жилищных
фондах  при  получении жилого помещения (за исключением предоставления
жилого помещения в дополнение к имеющемуся).
     3. Перед   предоставлением   жилых   помещений  вновь  проводится
проверка  жилищных  условий  каждого  очередника,  по  итогам  которой
соответствующая  общественная  жилищная  комиссия  вносит  предложение
соответственно органу местного самоуправления (должностному лицу)  или
руководителю   государственного  или  муниципального  предприятия  или
учреждения и профсоюзному органу, действующему на этом предприятии или
в учреждении, о предоставлении жилых помещений для заселения.

     Статья 21.

     1. В муниципальном жилищном фонде социального использования жилые
помещения предоставляются  на  основании  правового  акта  органа  или
должностного   лица   местного  самоуправления  в  соответствии  с  их
компетенцией, установленной уставом муниципального образования.
     2. В государственном (ведомственном) жилищном  фонде  социального
использования жилые помещения предоставляются на основании совместного
решения руководителя государственного  предприятия  или  учреждения  и
профсоюзного   органа,   действующего   на   этом  предприятии  или  в
учреждении,  с последующим сообщением о принятом  решении  органу  или
должностному   лицу   местного  самоуправления  в  соответствии  с  их
компетенцией, установленной уставом муниципального образования.

     Статья 22.

     1. Жилое  помещение  по  договору  найма  предоставляется на всех
членов семьи,  проживающих совместно с гражданином, состоящим на учете
граждан,  нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  включая временно
отсутствующих,  за которыми сохраняется право на жилое помещение.  При
предоставлении  жилого  помещения  по договору найма учитывается также
беременность женщин сроком свыше четырех месяцев.
     2. Предоставляемое  гражданам  по  договору найма жилое помещение
должно  быть  благоустроенным   применительно   к   условиям   данного
населенного  пункта,  отвечать  установленным санитарным и техническим
требованиям.
     3. Жилое  помещение по договору найма предоставляется гражданам в
пределах нормы жилой площади,  которая составляет  12  кв.  метров  на
одного человека,  и не может быть менее следующих минимальных размеров
(социальная норма площади жилья):
     18 кв.  метров  общей площади жилья на одного человека для семьи,
состоящей из трех и более человек;
     21 кв.  метра  общей  площади жилья на одного человека для семьи,
состоящей из двух человек;
     33 кв.   метров  общей  площади  жилья  на  одиноко  проживающего
человека.
     Одиноко проживающим   гражданам   может   быть  предоставлено  по
договору найма жилое помещение общей  площадью  свыше  33  кв.  метров
общей площади, но не более однокомнатной квартиры.
     4. При предоставлении  жилого  помещения  по  договору  найма  не
допускается   заселение  одной  комнаты  лицами  разного  пола,  кроме
супругов.
     5. Порядок  и условия предоставления дополнительной жилой площади
и  перечень  категорий  граждан,  имеющих  право  на   ее   получение,
устанавливаются федеральным законодательством и областными законами.

     Статья 23.

     1. При   получении   жилого   помещения   в  государственном  или
муниципальном жилищных фондах социального  использования  по  договору
найма граждане обязаны освободить жилое помещение, ранее занимаемое по
договору найма, за исключением случаев предоставления жилого помещения
в дополнение к имеющемуся.
     2. При  отказе  освободить  ранее  занимаемое   жилое   помещение
граждане    получают   жилое   помещение,   общая   площадь   которого
соответствует разнице между минимальным размером предоставления жилого
помещения в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 22 настоящего
закона и общей площадью жилья,  имеющегося  на  момент  предоставления
жилого помещения в дополнение к имеющемуся.

     Статья 24.

     1. Граждане,  являющиеся  собственниками  жилого  помещения,  при
получении жилого помещения  по  договору  найма  в  порядке  улучшения
жилищных условий могут безвозмездно передать принадлежащее им на праве
собственности жилое  помещение  в  государственную  или  муниципальную
собственность  в  зависимости  от  того,  из  какого  жилищного  фонда
предоставляется им  жилое  помещение.  В  случае  несогласия  передать
находящееся  в собственности жилое помещение гражданам предоставляется
жилое помещение общей площадью,  определяемой в порядке, установленном
в пункте 2 статьи 23 настоящего закона,  с учетом общей площади жилого
помещения, имеющегося на праве собственности.
     2. В случае, если в течение трех лет перед предоставлением жилого
помещения  по  договору  найма  гражданин  произвел  отчуждение  любым
способом жилого помещения,  принадлежащего ему на праве собственности,
то такому гражданину предоставляется жилое помещение  общей  площадью,
определяемой в порядке,  установленном в пункте 2 статьи 23 настоящего
закона, с учетом общей площади отчужденного жилого помещения.

     Статья 25.

     Решение о  заселении  жилых  помещений  (домов)   принимается   в
30-дневный   срок   после   их  приемки  государственной  комиссией  в
эксплуатацию.
     Освободившиеся жилые  помещения  заселяются  в 30-дневный срок со
дня освобождения жилого помещения.
     Заселение освободившегося непригодного для постоянного проживания
жилого помещения не допускается.

     Статья 26.

     Освободившееся изолированное  жилое  помещение   в   коммунальной
квартире,  где  проживают  несколько  нанимателей,  предоставляется по
договору найма проживающим в этой квартире  гражданам,  нуждающимся  в
улучшении  жилищных  условий,  а  при  отсутствии таковых - гражданам,
имеющим жилую площадь  менее  установленной  нормы  жилой  площади  на
одного  человека  (при  этом учитывается право на дополнительную жилую
площадь).
     При отсутствии  в  квартире  граждан,  указанных  в  части первой
настоящей  статьи,  освободившееся  жилое  помещение  передается  иным
гражданам,  проживающим  в  этой  квартире  по  договору  найма жилого
помещения,  в соответствии с гражданским законодательством  Российской
Федерации, или по договору купли-продажи.
     При отсутствии   в   квартире    граждан,    желающих    заселить
освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в
установленном порядке по договору найма.
     Освободившееся неизолированное  жилое  помещение  в  коммунальной
квартире,  где проживают  несколько  нанимателей,  предоставляется  по
договору  найма  гражданам,  занимающим смежное с освободившимся жилое
помещение в этой квартире.

     Статья 27.

     Органы местного  самоуправления,  а   также   государственные   и
муниципальные  предприятия и учреждения обязаны по обращению граждан о
замене жилого  помещения  с  площадью  жилья,  превышающей  социальную
норму,  на жилое помещение в пределах социальной нормы предоставить им
соответствующее жилое помещение с возможной компенсацией за разницу  в
площади  между  сдаваемым жилым помещением и предоставляемым.  Порядок
предоставления  такого   жилого   помещения   определятся   договором,
заключаемым между наймодателем и нанимателем.

     Статья 28.

     Выселение граждан  из  занимаемых  жилых помещений производится в
соответствии с федеральным законодательством.

            Раздел 6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ОРДЕРОВ

     Статья 29.

     1. Основанием для заселения жилого помещения  по  договору  найма
является  ордер  на жилое помещение,  форма которого устанавливается в
соответствии с федеральным законодательством.
     2. Ордер  на  жилое  помещение  выдается  гражданину на основании
правового  акта  или  решения  о  предоставлении   жилого   помещения,
принятого  в  соответствии с требованиями статьи 21 настоящего закона,
органом или должностным лицом местного самоуправления в соответствии с
их  компетенцией,  установленной  уставом  муниципального образования,
если иное не установлено федеральным законодательством.
     Ордер выдается   на   фактически  и  юридически  свободное  жилое
помещение.
     3. Ордер  выдается  по  предъявлению  документов,  удостоверяющих
личности нанимателя жилого помещения и членов  его  семьи,  подлежащих
включению  в  ордер,  а  также  письменного  согласия  (обязательства)
каждого совершеннолетнего члена семьи на переселение в предоставленное
жилое  помещение  и  письменного  обязательства  об освобождении ранее
занимаемого жилого помещения,  кроме случаев, указанных в статьях 23 и
24 настоящего закона.

     Статья 30.

     При выявлении  нарушений  настоящего  закона выдача ордера должна
быть приостановлена.
     Должностные лица, выдающие ордер, несут установленную федеральным
и областным  законодательством  ответственность  за  выдачу  ордера  с
нарушением требований, установленных настоящим законом.
     Отказ в выдаче ордера может быть обжалован гражданином в судебном
порядке.

     Статья 31.

     1. На  основании  ордера  на  жилое помещение заключается договор
найма.  Договор найма заключается в письменной  форме  одновременно  с
выдачей ордера.
     2. В  муниципальном  жилищном  фонде  социального   использования
договор  найма  с  гражданином  заключают  орган  или должностное лицо
местного   самоуправления   в   соответствии   с   их    компетенцией,
установленной уставом муниципального образования,  либо управомоченные
ими иные лица.
     В государственном   (ведомственном)  жилищном  фонде  социального
использования договор найма с  гражданином  заключает  государственное
предприятие или учреждение.
     3. Ордер является единственным основанием для  вселения  в  жилое
помещение по договору найма в государственном и муниципальном жилищных
фондах социального использования.
     При вселении  в  предоставленное  жилое  помещение отрывной талон
ордера сдается в соответствующую жилищно-эксплуатационную организацию,
где он хранится как документ строгой отчетности.".

     Статья 2.

     1. Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней со дня
его официального опубликования.
     2. Установить,  что за гражданами, принятыми на учет по улучшению
жилищных условий до вступления в силу настоящего областного  закона  в
соответствии  с  Правилами  учета  граждан,  нуждающихся  в  улучшении
жилищных  условий,  и  предоставления  жилых  помещений  в  Смоленской
области,   утвержденными  постановлением  Смоленского  облисполкома  и
облсовпрофа от 06.12.84 N 612,  и областным законом от 19.12.96 N 36-з
"О  предоставлении  жилища  по  договору  найма в Смоленской области",
сохраняется право на предоставление им жилых помещений в  соответствии
с  существующей  на  момент  вступления  в  силу настоящего областного
закона очередью  на  улучшение  жилищных  условий  и  с  учетом  ранее
установленных  областным  законом от 19.12.96 N 36-з "О предоставлении
жилища по договору найма в Смоленской области" льгот,  дающих право на
первоочередное или внеочередное предоставление жилого помещения.
     3. Предложить главе администрации Смоленской  области  и  органам
местного  самоуправления  привести  свои  нормативные  правовые акты в
соответствие с настоящим областным законом.


Глава администрации
Смоленской области                                       А.Д. Прохоров

10 мая 2001 года
N 35-з



Информация по документу
Читайте также