Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 1098

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 29 сентября 1999 г. N 1098
                             г. Москва


   О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение
    последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
          характера в Российской Федерации до 2005 года"

     Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить   прилагаемую   федеральную   целевую   программу
"Снижение  рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных ситуаций
природного  и  техногенного  характера  в  Российской  Федерации до
2005 года" (далее именуется - Программа).
     2. Утвердить   Министерство   Российской  Федерации  по  делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий   стихийных   бедствий   государственным   заказчиком -
координатором    Программы,   Министерство   науки   и   технологий
Российской  Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной
энергии,  Государственный  комитет  Российской  Федерации по охране
окружающей   среды   и  Федеральный  надзор  России  по  ядерной  и
радиационной   безопасности -   государственными   заказчиками   по
отдельным направлениям Программы.
     3. Министерству  экономики  Российской Федерации, Министерству
финансов  Российской  Федерации и Министерству Российской Федерации
по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий    стихийных    бедствий    при   разработке   проектов
федерального   бюджета   на  соответствующие  годы  предусматривать
выделение  средств  на  финансирование Программы. Установить, что в
ходе   реализации   Программы   объемы  финансирования  программных
мероприятий  подлежат  ежегодной  корректировке  с  учетом реальных
возможностей федерального бюджета.
     4. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации предусматривать исходя из заключенных с целью
реализации  Программы с Министерством Российской Федерации по делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных бедствий соглашений о намерениях необходимые
средства  для ее выполнения и разработать региональные программы по
снижению  рисков  и  смягчению  последствий  чрезвычайных  ситуаций
природного   и   техногенного   характера,   имея   в   виду,   что
финансирование  указанных  региональных программ осуществляется без
привлечения средств федерального бюджета.
     5. Министерству  Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий   оказывать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской    Федерации   необходимую   методическую   помощь   при
разработке  региональных  программ  по  снижению рисков и смягчению
последствий   чрезвычайных   ситуаций   природного  и  техногенного
характера.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 29 сентября 1999 г.
     N 1098


                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

  "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
    ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           ДО 2005 ГОДА"

                           П А С П О Р Т

                   федеральной целевой программы
  "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
    природного и техногенного характера в Российской Федерации
                           до 2005 года"

Наименование    - федеральная целевая программа "Снижение рисков  и
Программы         смягчение   последствий   чрезвычайных   ситуаций
                  природного и техногенного характера в  Российской
                  Федерации до 2005 года"

Основание       - распоряжение Правительства  Российской  Федерации
для разработки    от 17 мая 1997 г. N 678-р
Программы

Государственный - Министерство Российской   Федерации   по    делам
заказчик -        гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
координатор       ликвидации последствий стихийных бедствий
Программы

Государственные - Министерство науки   и   технологий    Российской
заказчики по      Федерации,  Министерство  Российской Федерации по
отдельным         атомной    энергии,    Государственный    комитет
направлениям      Российской Федерации по охране окружающей среды и
Программы         Федеральный   надзор   России   по   ядерной    и
                  радиационной безопасности

Основные        - Министерство Российской   Федерации   по    делам
разработчики      гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
Программы         ликвидации   последствий   стихийных    бедствий,
                  Российская академия наук

Цель и          - целью Программы  являются   снижение   рисков   и
основные          смягчение   последствий   аварий,   катастроф   и
задачи            стихийных бедствий  в  Российской  Федерации  для
Программы         повышения уровня защиты населения и территорий от
                  чрезвычайных ситуаций природного  и  техногенного
                  характера   (далее   именуются   -   чрезвычайные
                  ситуации).
                  Основными задачами Программы являются:
                  создание и  развитие  научно-методической  основы
                  управления   рисками  возникновения  чрезвычайных
                  ситуаций;
                  формирование нормативно-правовой  и  методической
                  базы  для обеспечения государственного контроля и
                  нормирования  рисков  возникновения  чрезвычайных
                  ситуаций;
                  разработка экономических механизмов регулирования
                  деятельности   по  снижению  рисков  и  смягчению
                  последствий чрезвычайных ситуаций;
                  создание и  развитие  систем  прогнозирования   и
                  мониторинга чрезвычайных ситуаций;
                  развитие системы   информационного    обеспечения
                  управления   рисками  возникновения  чрезвычайных
                  ситуаций,  модернизация автоматизированных систем
                  управления,   совершенствование  систем  связи  и
                  оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
                  совершенствование        материально-технического
                  обеспечения  деятельности  по  снижению  рисков и
                  смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
                  разработка и  внедрение  передовых  технологий  и
                  инженерно-технических   средств   для  ликвидации
                  чрезвычайных ситуаций;
                  совершенствование системы подготовки специалистов
                  по  управлению рисками возникновения чрезвычайных
                  ситуаций,  а   также   подготовки   населения   к
                  действиям в чрезвычайных ситуациях

Сроки и этапы   - Программа выполняется в 2000-2005 годах.
реализации        Исходя из  существующего  научно-технического   и
Программы         производственного     потенциала,     а     также
                  экономической  ситуации   в   стране   выполнение
                  Программы  разделено на два связанных между собой
                  этапа: результаты работ на первом этапе Программы
                  (2000-2001    годы)    становятся   основой   для
                  реализации второго этапа (2002-2005 годы)

Перечень        - разработка и реализация системы мер по  выявлению
основных          опасностей    и   комплексному   анализу   рисков
мероприятий       возникновения чрезвычайных ситуаций;
Программы         разработка и   реализация    системы    мер    по
                  прогнозированию    и   мониторингу   чрезвычайных
                  ситуаций;
                  развитие системы   информационного    обеспечения
                  управления   рисками  возникновения  чрезвычайных
                  ситуаций;
                  разработка и    ввод    в    действие     системы
                  государственного регулирования в области снижения
                  рисков  и  смягчения   последствий   чрезвычайных
                  ситуаций;
                  разработка и реализация системы мер  по  снижению
                  рисков,  смягчению последствий и защите населения
                  и территорий от чрезвычайных ситуаций;
                  разработка и реализация системы мер по подготовке
                  населения   и   специалистов   к   действиям   по
                  предупреждению    и    ликвидации    чрезвычайных
                  ситуаций,    развитию    методической    базы   и
                  совершенствованию        материально-технического
                  обеспечения  деятельности  по  снижению  рисков и
                  смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

Основные        - научно-исследовательские и опытно-конструкторские
исполнители       организации и предприятия Министерства Российской
Программы         Федерации   по   делам    гражданской    обороны,
                  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий
                  стихийных бедствий,  Министерства здравоохранения
                  Российской    Федерации,    Министерства    путей
                  сообщения  Российской   Федерации,   Министерства
                  топлива   и   энергетики   Российской  Федерации,
                  Министерства  науки   и   технологий   Российской
                  Федерации,    Министерства   обороны   Российской
                  Федерации,  Министерства  транспорта   Российской
                  Федерации,  Министерства  сельского  хозяйства  и
                  продовольствия Российской Федерации, Министерства
                  Российской    Федерации   по   атомной   энергии,
                  Министерства  образования  Российской  Федерации,
                  Государственного комитета Российской Федерации по
                  охране  окружающей  среды,   Федеральной   службы
                  лесного хозяйства России,  Федерального агентства
                  правительственной   связи   и   информации    при
                  Президенте   Российской   Федерации,  Российского
                  авиационно-космического  агентства,  Федерального
                  горного    и    промышленного   надзора   России,
                  Федерального  надзора   России   по   ядерной   и
                  радиационной  безопасности,  Российской  академии
                  наук,  а  также  организации,   определяемые   на
                  конкурсной   основе   в   соответствии  с  Указом
                  Президента  Российской  Федерации  от  8   апреля
                  1997 г.  N   305   "О   первоочередных  мерах  по
                  предотвращению коррупции и  сокращению  бюджетных
                  расходов  при  организации  закупки продукции для
                  государственных нужд"

Объемы и        - общий объем финансирования Программы за счет всех
источники         источников составляет 6035,19 млн. рублей.
финансирования    Источники финансирования Программы:
Программы         федеральный бюджет - 1523,15 млн.  рублей,  в том
                  числе   затраты   на  научно-исследовательские  и
                  опытно-конструкторские  работы  -   429,69   млн.
                  рублей,  расходы  на  инвестиции  -  1019,46 млн.
                  рублей, прочие расходы - 74 млн. рублей;
                  бюджеты субъектов Российской Федерации -  4512,04
                  млн. рублей

Ожидаемые       - преодоление неблагоприятной  тенденции  роста   в
конечные          Российской   Федерации   количества  чрезвычайных
результаты        ситуаций;
реализации        снижение на 40-50 процентов рисков  возникновения
Программы         чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего
                  в  районах,  подверженных   воздействию   опасных
                  факторов природного и техногенного характера;
                  сокращение в  2-3  раза  затрат   на   ликвидацию
                  чрезвычайных ситуаций;
                  уменьшение на 30-40  процентов  потерь  населения
                  при чрезвычайных ситуациях

Система         - контроль за исполнением Программы возлагается  на
контроля          Министерство   Российской   Федерации   по  делам
за исполнением    гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
Программы         ликвидации последствий стихийных бедствий.
                  Текущая информация  и  ежеквартальные  доклады  о
                  ходе  выполнения  Программы  и  об  использовании
                  средств   федерального   бюджета   представляются
                  исполнителями Программы в установленном порядке

   1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                       программными методами

     Федеральная  целевая  программа  "Снижение  рисков и смягчение
последствий   чрезвычайных   ситуаций   природного  и  техногенного
характера  в  Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется -
Программа)    разработана    в    соответствии    с   распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р.
     На   территории   Российской   Федерации  сохраняются  высокий
уровень  угрозы  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного
характера  (далее  именуются  -  чрезвычайные ситуации) и тенденция
роста  количества  и  масштабов  последствий чрезвычайных ситуаций,
что  заставляет  искать  новые  решения проблемы защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  предвидеть будущие угрозы,
риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
     Несмотря   на   сложности   социально-экономического  развития
Российской   Федерации,   в  последнее  время  уделялось  серьезное
внимание  вопросам  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных
ситуаций.  Завершен  первый  этап  создания  единой государственной
системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом
этапе  в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего
от  аварий,  катастроф  и  стихийных  бедствий.  Однако современное
состояние   единой   государственной   системы   предупреждения   и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и уровень развития ее подсистем
таковы,  что  они  еще  не  в  полной мере обеспечивают комплексное
решение  проблемы  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций.
     Главной  задачей второго этапа развития единой государственной
системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является
осуществление   заблаговременно   комплекса  мер,  направленных  на
предупреждение    и   максимально   возможное   уменьшение   рисков
возникновения   чрезвычайных   ситуаций,   а  также  на  сохранение
здоровья  людей,  снижение  материальных  потерь  и размеров ущерба
окружающей природной среде.
     Целью  государственной  политики  на  этом  этапе должно стать
обеспечение  гарантированного  уровня защиты населения и территорий
от  чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска,
критерии  (нормативы)  которых устанавливаются для соответствующего
периода  социально-экономического развития страны с учетом мирового
опыта в данной области.
     Проблема  носит  межведомственный и межрегиональный характер и
требует  комплексного  подхода на государственном уровне, повышения
ответственности  органов  государственной  власти, органов местного
самоуправления,  организаций  и  их  руководителей за своевременное
проведение  мероприятий  по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а
в   случае   их   возникновения -   за   организованную  ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций.
     Учитывая   сказанное,   механизмом   практической   реализации
основных    положений    государственной    политики    в   области
предупреждения  чрезвычайных  ситуаций  и уменьшения их последствий
должен стать программно-целевой метод.

                    2. Цель и задачи Программы

     Главной  целью  Программы является снижение рисков и смягчение
последствий  аварий,  катастроф  и  стихийных бедствий в Российской
Федерации  для  повышения  уровня  защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
     Для  достижения этой цели необходимо решить следующие основные
задачи:
     создание  и  развитие  научно-методической  основы управления
рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
     формирование   нормативно-правовой  и  методической  базы  для
обеспечения   государственного   контроля   и  нормирования  рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     разработка      экономических     механизмов     регулирования
деятельности   по   снижению   рисков   и   смягчению   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     создание  и  развитие  систем  прогнозирования  и  мониторинга
чрезвычайных ситуаций;
     развитие   системы   информационного   обеспечения  управления
рисками    возникновения    чрезвычайных   ситуаций,   модернизация
автоматизированных   систем  управления,  совершенствование  систем
связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
     совершенствование     материально-технического    обеспечения
деятельности   по   снижению   рисков   и   смягчению  последствий
чрезвычайных ситуаций;
     разработка     и    внедрение    передовых    технологий    и
инженерно-технических    средств   для   ликвидации   чрезвычайных
ситуаций;
     совершенствование    системы    подготовки   специалистов   по
управлению  рисками  возникновения  чрезвычайных  ситуаций, а также
подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

     Достижение  главной  цели  Программы  позволит осуществлять на
территории     Российской    Федерации    постоянный    мониторинг,
прогнозировать  риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой
основе  своевременно  разрабатывать  и реализовывать систему мер по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

          3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

     Программа  рассчитана на 6 лет, и ее планируется реализовать в
два взаимосвязанных этапа.
     На  первом этапе (2000-2001 годы) предусматривается определить
пути  и  меры  для  преодоления  неблагоприятной  тенденции роста в
Российской    Федерации    количества   и   масштабов   последствий
чрезвычайных  ситуаций.  Особое  внимание  будет уделено разработке
наиболее    эффективных   мероприятий,   обеспечивающих   получение
результатов  в  ближайшей перспективе. Предусматривается разработка
научных,  нормативно-методических,  организационных и экономических
основ    для   дальнейшей   практической   реализации   программных
мероприятий в полном объеме.
     На   втором  этапе  (2002-2005  годы)  планируется  обеспечить
практическую     реализацию     основных    положений    Программы.
Предусматривается     возможность     корректировки    мероприятий,
осуществляемых  на  этом  этапе  реализации  Программы,  на  основе
анализа   полученных   на  первом  этапе  результатов  и  с  учетом
выделенных объемов финансирования.

                4. Система программных мероприятий

     В   рамках   Программы   предполагается  осуществить  комплекс
взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:
     а) разработка     нормативно-правового     и     методического
обеспечения  деятельности  в  области  снижения  рисков и смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:
     разработку    нормативно-правовых   документов,   регулирующих
вопросы  управления  рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, и
определение    нормативных    показателей   рисков   природного   и
техногенного  характера  с  учетом реальных социально-экономических
условий;
     разработку   концепции   управления  комплексными  рисками  на
региональном  уровне,  в том числе концепции безопасного проживания
населения   в   районах   с  высоким  уровнем  риска  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     дальнейшее      развитие      нормативно-методической     базы
декларирования   безопасности  потенциально  опасных  промышленных,
энергетических   и   транспортных   объектов,  а  также  разработку
государственных  стандартов  мониторинга,  прогнозирования и оценки
ущерба от чрезвычайных ситуаций;
     разработку   методов   определения  экономического  ущерба  от
чрезвычайных  ситуаций  и эффективности инвестиций в мероприятия по
предупреждению,   снижению   рисков   возникновения   и   смягчению
последствий чрезвычайных ситуаций;
     разработку     экономических     механизмов     стимулирования
деятельности   предприятий   по  снижению  рисков  возникновения  и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
     б) разработка   и   реализация   системы   мер   по  выявлению
опасностей    и    комплексному    анализу   рисков   возникновения
чрезвычайных ситуаций предусматривает:
     организацию     и     проведение     научных     исследований,
опытно-конструкторских,   испытательных   и   проектных   работ  по
выявлению опасных факторов природного и техногенного характера;
     систематизацию  потенциально  опасных  объектов,  производств,
технологий  и материалов, анализ технического состояния, разработку
возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;
     разработку  новых  методов оценки вероятности крупных аварий в
сложных   технических   системах,   проведение  оценки  вероятности
чрезвычайных    ситуаций   природного   характера   на   территории
Российской Федерации;
     развитие   научно-методической   базы   оценки  экологических,
социальных  и  экономических  последствий  чрезвычайных  ситуаций и
рисков их возникновения для населения;
     разработку    системы    интегральных    показателей    рисков
возникновения  чрезвычайных  ситуаций  для  проведения комплексного
анализа  и  суммирования  рисков  различного  характера  и  (или) с
различными  последствиями,  внедрение  методов комплексного анализа
рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
     в) разработка  и  реализация  системы  мер  по  мониторингу  и
прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:
     дальнейшее     развитие     и     совершенствование     единой
государственной    автоматизированной    системы    мониторинга   и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     создание  и  развитие  сети региональных центров мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     г) развитие  системы  информационного  обеспечения  управления
рисками   возникновения   чрезвычайных  ситуаций,  систем  связи  и
оповещения при чрезвычайных ситуациях предусматривает:
     разработку  и  совершенствование информационного обеспечения и
автоматизированных         информационно-управляющих         систем
прогнозирования  и предупреждения чрезвычайных ситуаций в субъектах
Российской Федерации;
     дальнейшее   развитие  системы  управления,  связи  и  системы
оповещения   единой   государственной   системы   предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     развитие  геоинформационных  технологий  для снижения рисков и
смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
     разработку   методических   основ  и  построение  карт  рисков
возникновения   чрезвычайных   ситуаций   для  регионов  Российской
Федерации;
     д) разработка  и  реализация  системы  мер по снижению рисков,
смягчению   последствий   и   защите   населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций предусматривает:
     реализацию   инженерно-технических   мероприятий  по  снижению
рисков  и  смягчению  последствий  чрезвычайных  ситуаций,  а также
создание и реконструкцию инженерных сооружений;
     создание   и   внедрение   защитного   снаряжения   персонала,
технологий  и  оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов;
     разработку   и   реализацию   комплекса   мер   по  выводу  из
производственного  процесса  изношенного  оборудования,  а также по
реконструкции   жилищного   фонда,   зданий   производственного   и
общественного   назначения   в  районах,  подверженных  воздействию
опасных природных процессов и явлений;
     обеспечение  населения  и  сил  единой государственной системы
предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  средствами
индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты;
     внедрение  систем  и  средств контроля и оценки обстановки при
авариях  на  потенциально опасных объектах, а также приборов поиска
и обнаружения пострадавших;
     внедрение   системы   мобильных  робототехнических  средств  и
комплексов для действий в чрезвычайных ситуациях;
     укрепление     материально-технической    базы    региональных
специализированных  отрядов  по тушению крупных пожаров, разработку
средств тушения пожаров;
     создание  средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и
средств  подъема  затонувших  объектов, создание и развитие морских
спасательных  центров  и  центров  по  борьбе  с  разливами нефти и
нефтепродуктов,  совершенствование  авиационной системы экстренного
реагирования при чрезвычайных ситуациях;
     е) разработка   и   реализация   системы   мер  по  подготовке
населения    и    специалистов   единой   государственной   системы
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций к действиям в
чрезвычайных ситуациях предусматривает:
     организацию    обучения    населения    приемам    самозащиты,
взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;
     совершенствование   учебных   программ  и  пособий  в  области
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  для  всех
категорий    населения,    а    также   для   специалистов   единой
государственной  системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
     совершенствование работы       и       материальной       базы
учебно-методических центров по гражданской обороне  и  чрезвычайным
ситуациям;
     подготовку  информационных  передач  на  центральном и местном
телевидении  (радио)  по  проблемам  снижения  рисков  и  смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций;
     разработку,   издание  и  распространение  учебно-методических
материалов   для  подготовки  специалистов  по  управлению  рисками
возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  подготовки и переподготовки
кадров  единой  государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.

                5. Ресурсное обеспечение Программы

     Реализация  Программы  осуществляется в условиях ограниченного
финансирования за счет средств федерального бюджета.
     Органы  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации
обеспечивают     финансирование     соответствующих     программных
мероприятий без привлечения средств федерального бюджета.
     За счет средств федерального бюджета финансируются:
     проведение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, имеющих общее программное значение;
     разработка  государственных  стандартов,  нормативно-правовых,
организационных    и    методических   документов,   обеспечивающих
функционирование  единой  государственной  системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
     разработка  и совершенствование средств технического оснащения
сил  единой  государственной  системы  предупреждения  и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     создание    и    совершенствование    средств    технического,
информационного     и     программно-математического    обеспечения
управления   единой   государственной   системой  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     подготовка  специалистов  для  единой  государственной системы
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций на федеральном
уровне;
     обеспечение деятельности органов управления,  сил наблюдения и
лабораторного    контроля    единой     государственной     системы
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций на федеральном
уровне      и      их      включение      в      автоматизированную
информационно-управляющую  систему  единой  государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Мероприятия   Программы,   финансируемые   за   счет   средств
федерального бюджета, представлены в приложении N 1.
     Из    средств    бюджетов   субъектов   Российской   Федерации
планируется финансировать:
     разработку  и  реализацию мер по снижению рисков возникновения
чрезвычайных   ситуаций,   наиболее   характерных  для  конкретного
субъекта Российской Федерации;
     подготовку   населения   субъектов   Российской   Федерации  к
действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  и его обеспечение средствами
индивидуальной и коллективной защиты;
     материально-техническое     обеспечение     сил     ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  находящихся в ведении субъектов Российской
Федерации;
     создание  и  пополнение  резервов  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
     Распределение затрат на реализацию программных  мероприятий  в
соответствии   с  соглашениями  о  намерениях  между  Министерством
Российской Федерации по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлены в
приложении N 2.

                 6. Механизм реализации Программы

     Государственными  заказчиками  Программы являются Министерство
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям    и    ликвидации    последствий    стихийных   бедствий
(координатор),   Министерство   науки   и   технологий   Российской
Федерации,  Министерство  Российской  Федерации по атомной энергии,
Государственный  комитет  Российской Федерации по охране окружающей
среды  и  Федеральный  надзор  России  по  ядерной  и  радиационной
безопасности.
     Государственный  заказчик -  координатор  Программы организует
работу государственных заказчиков.
     Государственные заказы  на  выполнение программных мероприятий
размещаются     в     организациях,      учреждениях      и      на
предприятиях-поставщиках   посредством  заключения  государственных
контрактов.
     Отбор   исполнителей  программных  мероприятий  происходит  на
конкурсной  основе. При этом все проекты реализуются в соответствии
с  Типовым  положением  о  порядке размещения заказов на выполнение
научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических
работ   прикладного   характера   для  государственных  нужд  путем
проведения  торгов  (конкурса)  и  иных  способов закупки и порядке
заключения   государственных   контрактов,   утвержденным  приказом
Министерства  науки и технологий Российской Федерации, Министерства
экономики  Российской  Федерации и Министерства финансов Российской
Федерации от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н.

               7. Организация управления и контроль
                     за реализацией Программы

     Управление и  контроль за реализацией Программы осуществляются
в соответствии  с  Порядком  разработки  и  реализации  федеральных
целевых   программ   и   межгосударственных   целевых  программ,  в
осуществлении которых участвует Российская Федерация,  утвержденным
постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от  26  июня
1995 г. N 594.
     Организацию  управления  и  контроль  за реализацией Программы
осуществляют государственные заказчики.

8. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы

     Расчетный  срок  окупаемости затрат на программные мероприятия
составит 3,5-4 года.
     Реализация программных      мероприятий      позволит,      по
предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию
чрезвычайных  ситуаций,  на  30-40   процентов   уменьшить   потери
населения  от  чрезвычайных  ситуаций,  а  в  некоторых  случаях  -
полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для
населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных
природных и техногенных факторов.
     Реализация   Программы   за   счет   средств,   выделяемых  из
федерального   бюджета,   позволит   сохранить   и   создать  около
15-20 тыс. рабочих мест.


                             _________



     Приложение N 1
     к федеральной целевой программе
     "Снижение рисков и смягчение
     последствий чрезвычайных ситуаций
     природного и техногенного характера
     в Российской Федерации до 2005 года"


                                        МЕРОПРИЯТИЯ
    федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
     ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года",
                     финансируемые за счет средств федерального бюджета

                                                                       (млн. рублей)
--------------------------------------------------------------------------------------------
                                       ¦             ¦         Объем финансирования
                                       ¦             +--------------------------------------
                                       ¦ Исполнитель ¦ по направлениям расходов¦по срокам
                Мероприятия            ¦             ¦                         ¦реализации
                                       ¦             +-------------------------+------------
                                       ¦             ¦       ¦инвес-  ¦прочие  ¦2000- ¦2002-
                                       ¦             ¦ НИОКР ¦тиции   ¦расходы ¦2001  ¦2005
                                       ¦             ¦       ¦        ¦        ¦годы  ¦годы
--------------------------------------------------------------------------------------------
       I. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в
           области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций

1.  Разработка                проекта    МЧС            2,5     -        -      2,5     -
    государственной         стратегии    России
    снижения   рисков   и   смягчения
    последствий чрезвычайных ситуаций
    в Российской Федерации

2.  Разработка и            внедрение    МЧС            -       -        7,5    1,1     6,4
    нормативно-правовых    документов    России
    управления рисками  возникновения
    чрезвычайных ситуаций

3.  Обоснование и  внедрение  системы    МЧС            2,3     -        -      1,1     1,2
    нормативов  рисков  возникновения    России
    чрезвычайных ситуаций

4.  Разработка концепции   управления    МЧС            3,2     -        -      1,4     1,8
    комплексными             рисками,    России
    нормативно-правового  обеспечения
    регулирования  снижения  риска  и
    смягчения             последствий
    чрезвычайных ситуаций в регионах

5.  Разработка    нормативно-правовых    Минтранс       0,3     -        -      0,3     -
    документов,    направленных    на    России
    исключение из эксплуатации судов,
    дальнейшая  работа  которых может
    привести     к      возникновению
    чрезвычайных ситуаций на море

6.  Разработка        государственных    МЧС            2       -        -      1       1
    стандартов           мониторинга,    России
    прогнозирования и  оценки  ущерба
    от чрезвычайных ситуаций

7.  Разработка и            внедрение    Минздрав       3,6     -        0,8    1,6     2,8
    нормативно-методических              России
    документов,          определяющих
    состояние   здоровья   населения,
    пострадавшего   от   чрезвычайных
    ситуаций,        и       величину
    экономического     ущерба      от
    чрезвычайных ситуаций

8.  Совершенствование                    МЧС            -       -        3,5    -       3,5
    нормативно-правовой       системы    России
    регулирования   выплат    пособий
    лицам,       пострадавшим      от
    чрезвычайных ситуаций

9.  Разработка и            внедрение    МЧС            1,5     -        2,5    1,5     2,5
    нормативно-методических              России
    документов,          определяющих
    экономическую       эффективность
    инвестиций   в   мероприятия   по
    предупреждению, снижению рисков и
    смягчению             последствий
    чрезвычайных ситуаций

10. Разработка и внедрение правовой и    МЧС            3,5     -        6,9    3,5     6,9
    нормативно-методической      базы    России
    страхования и перестрахования  от
    чрезвычайных ситуаций

11. Разработка рекомендаций        по    МЧС            2       -        2,9    1,7     3,2
    организации      государственного    России
    регулирования  рисков   стихийных
    бедствий,   крупных   техногенных
    аварий и катастроф

              II. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей
             и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций

12. Разработка и            внедрение    МЧС            4,9     -        -      2,2     2,7
    нормативно-методической      базы    России
    определения     опасностей      и
    выявления      факторов     риска
    возникновения        чрезвычайных
    ситуаций

13. Систематизация       потенциально    МПС            3,25    -        -      1,58    1,67
    опасных   объектов,   определение    России
    опасности  и   оценка   возможных
    сценариев  чрезвычайных  ситуаций
    на железнодорожном транспорте

14. Разработка и  внедрение   методов    Госатомнад-    1,6     -        -      0,8     0,8
    оценки  степени опасности событий    зор России
    природного     и     техногенного
    происхождения      в      районах
    размещения       ядерно-        и
    радиационно-опасных объектов

15. Разработка и  внедрение   методов    Госгортех-     6       -        -      2,5     3,5
    оценки    рисков    возникновения    надзор
    чрезвычайных             ситуаций    России
    техногенного характера

16. Разработка и  внедрение   методов    Минтопэнерго   6,2     -        -      1,7     4,5
    оценки вероятностей и последствий    России
    аварий      на       предприятиях
    топливно-энергетического
    комплекса        на        основе
    статистических      данных      о
    технологических нарушениях

17. Разработка                           МЧС            14,9    -        -      6,1     8,8
    нормативно-методической      базы    России
    оценки вероятностей и последствий
    реализации     факторов     риска
    чрезвычайных ситуаций

18. Разработка методов         оценки    Минздрав       5       -        -      1,5     3,5
    вероятностей           реализации    России
    биосоциальных   факторов    риска
    чрезвычайных ситуаций

19. Разработка и  внедрение   методов    Минтопэнерго   1,2     -        -      0,36    0,84
    оценки    рисков   для   здоровья    России
    населения      при      фенольном
    загрязнении     подземных     вод
    питьевого     назначения      при
    затоплении сланцедобывающих шахт

20. Разработка и  внедрение   методов    Минздрав       28      -        -      9       19
    оценки    рисков   для   здоровья    России
    населения Российской Федерации от
    загрязнения  окружающей среды при
    возникновении        чрезвычайных
    ситуаций

21. Совершенствование и     внедрение    Госком-        9,5     -        -      2,4     7,1
    методов   оценки   экологического    экология
    риска при чрезвычайных ситуациях     России

22. Разработка и  внедрение   методов    Российская     10,5    -        -      2,5     8
    проведения        социологических    академия
    исследований  восприятия   рисков    наук
    для оценки социальных последствий
    чрезвычайных ситуаций

23. Разработка и            внедрение    МЧС            4,6     -        -      1,8     2,8
    нормативно-методической      базы    России
    оценки экономического  ущерба  от
    чрезвычайных      ситуаций      с
    социальными   и    экологическими
    последствиями

24. Разработка системы   интегральных    Миннауки       11,1    -        -      2,6     8,5
    показателей  рисков возникновения    России
    чрезвычайных ситуаций

25. Разработка и            внедрение    МЧС            11,3    -        -      2,6     8,7
    нормативно-методической      базы    России
    оценки  и  комплексного   анализа
    рисков возникновения чрезвычайных
    ситуаций

26. Разработка системы     мер     по    Госгортех-     1,75    -        -      1,75    -
    выявлению    опасностей,   оценке    надзор
    рисков  и  снижению   техногенных    России
    воздействий    на    потенциально
    опасных объектах

27. Разработка и            внедрение    Минтопэнерго   3,2     -        -      1,4     1,8
    нормативно-методической      базы    России
    оценки    рисков    возникновения
    чрезвычайных      ситуаций     на
    предприятиях
    топливно-энергетического
    комплекса

28. Разработка и            внедрение    Минобороны     2,6     -        -      1,4     1,2
    нормативно-методической      базы    России
    оценки    рисков    возникновения
    чрезвычайных ситуаций на объектах
    Минобороны России и  рекомендаций
    по их снижению

29. Разработка и            внедрение    Госатомнадзор  1,7     -        -      1,3     0,4
    нормативно-методической      базы    России
    оценки вероятностей  чрезвычайных
    ситуаций     на     ядерно-     и
    радиационно-опасных  объектах   в
    районах  потенциального  риска от
    событий природного и техногенного
    происхождения  и  их  последствий
    для населения и окружающей среды

                III. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию
                             и мониторингу чрезвычайных ситуаций

30. Разработка и  внедрение   методов    МЧС России     18,25   -        -      5,25    13
    прогноза   техногенных  аварий  и
    катастроф  и  опасных   природных
    процессов и явлений

31. Разработка                методов    Российская     7,2     -        -      2,4     4,8
    прогнозирования            рисков    академия
    возникновения        чрезвычайных    наук
    ситуаций природного характера

32. Совершенствование          единой    МЧС            107,8   200      -      107,8   200
    государственной                      России
    автоматизированной        системы
    мониторинга   и   прогнозирования
    чрезвычайных   ситуаций   и    их
    последствий

33. Модернизация              системы    МЧС            25      105      -      25      105
    аэрокосмического      мониторинга    России
    районов     повышенного     риска    Росавиакосмос
    возникновения        чрезвычайных
    ситуаций

34. Создание сети        региональных    МЧС России     25      15       -      25      15
    центров       мониторинга       и
    прогнозирования      чрезвычайных
    ситуаций   на  базе  региональных
    центров  по   делам   гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий  стихийных
    бедствий МЧС России

35. Создание и   внедрение    системы    Минтопэнерго   2,5     -        -      1,25    1,25
    геоэкологического  мониторинга  в    России
    зонах повышенной закарстованности
    подработанного горного массива

36. Совершенствование и     внедрение    Госком-        12,5    -        -      2,5     10
    системы            экологического    экология
    мониторинга     территорий      с    России
    повышенным   уровнем  загрязнения
    окружающей среды

37. Модернизация и          внедрение    Рослесхоз      10      -        -      3,6     6,4
    региональных систем мониторинга и
    прогнозирования          пожарной
    опасности в лесах

38. Разработка системы   мониторинга,    Минтранс       0,2     -        -      0,2     -
    оценки   рисков  возникновения  и    России
    прогнозирования      чрезвычайных
    ситуаций с морскими судами

                IV. Развитие системы информационного обеспечения управления
           рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения
                                 при чрезвычайных ситуациях

39. Разработка и            внедрение    Минздрав       2,3     -        -      0,85    1,45
    функционального         комплекса    России
    информационной          поддержки
    процессов              управления
    мероприятиями    по    ликвидации
    чрезвычайных     ситуаций     для
    автоматизированной
    информационно-управляющей системы
    службы медицины катастроф

40. Разработка и            внедрение    МЧС            33,5    10       -      17,8    25,7
    функционального         комплекса    России
    информационной          поддержки
    процессов    управления    единой
    государственной          системой
    предупреждения    и    ликвидации
    чрезвычайных ситуаций

41. Разработка и внедрение  комплекса    Госатомнадзор  2,8     -        -      1,8     1
    программно-технических    средств    России
    мониторинга    на    ядерно-    и
    радиационно-опасных объектах

42. Создание и              внедрение    Миннауки       2,8     -        -      1,9     0,9
    информационных         технологий    России
    обеспечения            химической
    безопасности     населения    при
    авариях на объектах техносферы

43. Модернизация   автоматизированной    МЧС России     5       10       -      5       10
    системы         централизованного
    оповещения  населения  Российской
    Федерации

44. Модернизация и внедрение  системы    ФАПСИ          5,45    27       -      5,45    27
    связи       для       обеспечения
    конфиденциальной            связи
    федеральных               органов
    исполнительной власти  и  органов
    исполнительной  власти  субъектов
    Российской             Федерации,
    осуществляющих        руководство
    ликвидацией чрезвычайных ситуаций

45. Разработка и  внедрение   системы    МЧС России     -       1        -      -       1
    оповещения единой государственной
    системы     предупреждения      и
    ликвидации чрезвычайных ситуаций

46. Разработка карт рисков  по  особо    Минсель-       4,5     -        -      2,5     2
    опасным   болезням   человека   и    хозпрод
    животных,  а также особо  опасным    России
    болезням и вредителям растений

                 V. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков,
                          смягчению последствий и защите населения
                           и территорий от чрезвычайных ситуаций

47. Разработка и         изготовление    Минздрав       1,4     9,76     -      1,4     9,76
    защитного снаряжения, медицинских    России
    препаратов    для     обеспечения
    персонала   потенциально  опасных
    объектов   и   службы    медицины
    катастроф

48. Разработка и внедрение методов  и    Росавиакосмос  -       12,3     2,2    2,2     12,3
    средств предупреждения и снижения
    рисков возникновения чрезвычайных
    ситуаций при падениях космических
    объектов

49. Разработка технологии           и    Минтопэнерго   0,1     0,5      -      0,1     0,5
    оборудования    для    ликвидации    России
    аварийных   разливов   нефти    и
    нефтепродуктов

50. Разработка комплекса    мер    по    МЧС            -       175,6    -      -       175,6
    обеспечению          безопасности    России
    населения  Российской  Федерации,
    проживающего   вблизи  ядерно-  и
    радиационно-опасных,   а    также
    химически опасных объектов

51. Разработка мероприятий         по    МЧС            4,75    69       -      4,75    69
    первоочередному  жизнеобеспечению    России
    населения     в      чрезвычайных
    ситуациях

52. Разработка мероприятий         по    МЧС            -       89,5     -      -       89,5
    обеспечению   населения   и   сил    России
    единой  государственной   системы
    предупреждения    и    ликвидации
    чрезвычайных ситуаций  средствами
    индивидуальной            защиты,
    медикаментами      и      другими
    средствами защиты

53. Разработка и         модернизация    Минатом        -       5        -      -       5
    приборов  радиационного  контроля    России
    на      радиоактивно-загрязненных
    территориях Российской Федерации

54. Создание системы    контроля    и    МПС            0,8     7,4      -      0,8     7,4
    сигнализации       предаварийного    России
    состояния  технических   объектов
    железнодорожного транспорта

55. Разработка системы      мобильных    МЧС            3,84    77,4     -      3,84    77,4
    робототехнических    средств    и    России
    комплексов и авиационной  системы
    экстренного    реагирования    на
    чрезвычайные ситуации

56. Совершенствование сил и  средств,    Минтранс       -       45       17,2   17,2    45
    выполняющих      поисковые      и    России
    аварийно-спасательные  работы  на
    морских   и   внутренних   водных
    бассейнах Российской Федерации

57. Разработка методов   и    средств    Миннауки       1,7     -        -      0,9     0,8
    локализации   очагов   химических    России
    аварий    и     ликвидации     их
    последствий

58. Разработка мобильных      пунктов    МЧС            2       80       6      8       80
    управления единой государственной    России
    системы     предупреждения      и
    ликвидации  чрезвычайных ситуаций
    на  федеральном  и   региональном
    уровнях

59. Разработка комплекса    мер    по    МЧС России     2,1     65       -      27,1    40
    организационно-техническому
    объединению             городских
    дежурно-диспетчерских служб

       VI. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов
          единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
                       ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях

60. Подготовка и             создание    Минобразо-     -       4        1,3    0,3    5
    учебно-методического    комплекса    вание
    подготовки    специалистов     по    России
    предупреждению       чрезвычайных
    ситуаций  единой  государственной
    системы      предупреждения     и
    ликвидации чрезвычайных  ситуаций
    на   федеральном  и  региональном
    уровнях

61. Подготовка и             создание    МЧС            -       11       3,8    3,5    11,3
    учебно-методического   центра  по    России
    подготовке   сил   наблюдения   и
    лабораторного   контроля   единой
    государственной           системы
    предупреждения    и    ликвидации
    чрезвычайных ситуаций

62. Подготовка информационных передач    МЧС России     -       -        5      1,5    3,5
    на    центральном    и    местном
    телевидении (радио) по  проблемам
    снижения   рисков   и   смягчения
    последствий чрезвычайных ситуаций

63. Разработка и              издание    МЧС            -       -        14,4   4      10,4
    учебно-методических    материалов    России
    для  подготовки  специалистов  по
    управлению  рисками возникновения
    чрезвычайных ситуаций


                                        ___________



     Приложение N 2
     к федеральной целевой программе
     "Снижение рисков и смягчение
     последствий чрезвычайных ситуаций
     природного и техногенного характера
     в Российской Федерации до 2005 года"


                           РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
   затрат на реализацию программных мероприятий в соответствии с
       соглашениями о намерениях между МЧС России и органами
       исполнительной власти субъектов Российской Федерации

                                                     (млн. рублей)
------------------------------------------------------------------
                         ¦Объем финансирования¦   В том числе
Субъекты Российской      ¦субъектами          +-------------------
Федерации                ¦Российской Федерации¦2000-2001¦2002-2005
                         ¦- всего             ¦   годы  ¦   годы
------------------------------------------------------------------
Республика Адыгея             0,15               0,05       0,1
Республика Алтай              30,2               11,75      18,45
Республика Башкортостан       625,5              250,2      375,3
Республика Дагестан           84,17              28,1       56,07
Республика Ингушетия          19,5               6,5        13
Республика Карелия            2,15               0,71       1,44
Республика Марий Эл           27,89              11,26      16,63
Республика Татарстан          85,97              35,02      50,95
Чувашская Республика          6,2                1,1        5,1
Архангельская область         11,5               8,5        3
Астраханская область          3,5                1,25       2,25
Владимирская область          1130,46            380,6      749,86
Волгоградская область         36,06              6          30,06
Воронежская область           58,3               19,4       38,9
Калининградская область       23,35              10         13,35
Кировская область             59,94              14,98      44,96
Костромская область           43,54              15,09      28,45
Курганская область            80                 25,7       54,3
Курская область               68,36              28,8       39,56
Ленинградская область         2,66               1,04       1,62
Мурманская область            29,57              4,57       25
Нижегородская область         43,95              13,64      30,31
Новгородская область          99,28              40         59,28
Омская область                140                47         93
Пензенская область            53,99              23,99      30
Саратовская область           60                 20         40
Свердловская область          188,67             74,47      114,2
Смоленская область            86,18              17,23      68,95
Тамбовская область            1000               600        400
Тюменская область             304,99             104,99     200
Ярославская область           79,69              15,69      64
г. Санкт-Петербург            3,4                1,06       2,34
Агинский Бурятский
автономный округ              19,82              8,74       11,08
Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ              3,1                1          2,1


                            ___________

Информация по документу
Читайте также