Расширенный поиск

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 23.07.1993 № 5576-I

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                    Об итогах визита делегации
              Верховного Совета Российской Федерации
                          в г. Страсбург

     Президиум     Верховного     Совета    Российской    Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять  к  сведению  информацию  об   официальном   визите
делегации   Верховного  Совета  Российской  Федерации  во  главе  с
Председателем Верховного Совета Р.  И.  Хасбулатовым в г. Страсбург
по  приглашению  Европейского  парламента  в период с 12 по 14 июля
1993 года (прилагается).
     2. Одобрить  работу,  проведенную делегацией Верховного Совета
Российской Федерации в Европейском парламенте и Совете Европы.
     3. Считать  развитие  связей Верховного Совета и Парламентской
группы России с Европейским парламентам и Советом Европы  важным  и
необходимым  фактором  укрепления  стабильности и взаимопонимания в
Европе, имея в виду перспективы заключения соглашения о партнерстве
и сотрудничестве между Россией и Европейскими Сообществами, а также
вступления России в Совет Европы.
     4. Принять  в  Российской  Федерации  в  октябре  1993  года с
ответным визитом делегацию Европейского парламента.
     Парламентской группе  России усилить работу по развитию связей
с  Европейским   парламентом,   регулярно   информировать   его   о
деятельности   Верховного   Совета   Российской  Федерации,  Съезда
народных депутатов Российской Федерации.
     Разработать и  осуществить план мероприятий к ответному визиту
делегации Европейского парламента.
     5. Поручить Комитету Верховного Совета Российская Федерации по
промышленности и энергетике изучить комплекс вопросов,  связанных с
разработкой  и осуществлением Европейской энергетической хартии,  и
представить заключение до 20 сентября 1993 года.
     6. Поручить Комитету Верховного Совета Российской Федерации по
международным делам и внешнеэкономическим связям  завершить  до  20
сентября  1993  года  рассмотрение  вопросов,  связанных с проектом
создания в г.  Москве  международного  научно-технического  центра,
внести  предложения  в  установленном  порядке  в  Верховный  Совет
Российской Федерации.
     7. Поручить Комитету Верховного Совета Российской Федерации по
вопросам       обороны       и       безопасности        подготовку
канцептуально-аналитического  материала  по  проблемам разоружения,
стратегической стабильности в Европе и мире, создания новой системы
коллективной    безопасности    (к   ответному   визиту   делегации
Европейского парламента в октябре 1993 года).


     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                          Р. И. ХАСБУЛАТОВ

     Москва, Дом Советов России
     23 июля 1993 года
     N 5576-I
     __________________________



                            ИНФОРМАЦИЯ

            о визите делегации Верховного Совета России
                          в г. Страсбург

     12-14 июля 1993 года в г.  Страсбурге (Франция) по приглашению
Европейского парламента с официальным визитом находилась российская
парламентская делегация во главе с Председателем Верховного  Совета
Российской   Федерации   Р.  Х.  Хасбулатовым.  В  состав делегации
входили    народные    депутаты  В.  Д. Мазаев,   Е. А.  Медведева,
В. И. Новиков,  В.  Н.  Озерова,  Т. А. Панамарева,  А. П. Починок,
группа экспертов.
     Делегация имела  встречи  и  беседы  с  Генеральным секретарем
Совета Европы К. Лялюмьер, председателем Европарламента Э. Клепшем,
его  заместителем Х.  Петерсом,  заместителем председателя Комиссии
Европейских  Сообществ  Л.  Бриттеном,   парламентскими   фракциями
Европарламента (социалисты,  "зеленые",  крайне правые,  либералы),
провела многочасовые переговоры с делегацией ЕП по связям с Россией
и странами СНГ во главе с М. Хофф.
     В продолжительной беседе с К.  Лялюмьер  основной  стала  тема
вступления России в Совет Европы. Генсек изложила свое видение этой
проблемы, основывающееся на процедурных требованиях СЕ, главными из
которых,  как  выясняется,  являются  теперь проведение "свободных"
парламентских выборов в России с участием иностранных  наблюдателей
и скорейшее принятие новой конституции.
     С нашей  стороны  было  заявлено,  что   подобные   требования
продиктованы  подходом,  основанным  на  односторонней политической
конъюнктуре,  и непониманием демократических  изменений  в  России,
произошедших за последние годы, включая парламентские выборы в 1990
году  и  президентские  в  1991  году.  Отказывать  в  легитимности
российскому   парламенту   можно  только  с  определенным  умыслом,
подыгрывая  политическим   силам,   не   представляем   большинства
российского общества.
     Мы, заявил  Председатель  Верховного   Совета,   не   являемся
сторонниками  форсированного  вступления  в  СЕ в жестко очерченные
сроки.  Наш прием состоится тогда,  когда к этому будет готов Совет
Европы.  Однако  Россия  -  великая европейская и азиатская страна,
осознающая свою ответственность за общую  судьбу  народов,  которые
живут рядом на одном континенте.  Поэтому наше государство намерено
продолжать строить свои отношения,  в т.  ч.  и со странами-членами
Совета  Европы,  на  путях  сотрудничества и укрепления интеграции.
Европейцам же наше стремление к взаимодействию  в  Европе  не  дает
права  навязывать  России  свои  "вкусы"  в  выборе  правительства,
депутатов, конституции.
     Подробно была   обсуждена   проблема   положения   русского  и
русскоязычного населения в Прибалтике, последние события в Эстонии,
связанные  с принятием там дискриминационных законов о гражданстве.
Присутствие в Прибалтике российских войск,  по мнению К.  Лялюмьер,
не  является  "позитивным  символом".  Что  касается прибалтийского
национализма,  то  эту  опасность  Совет   Европы,   как   заверила
собеседница, видит и принимает во внимание.
     С российской  стороны  было  откровенно  сказано,  что  нельзя
путать т.  н.  "бытовой национализм" с национализмом,  возводимым в
ранг политики государства,  а именно это происходит в прибалтийских
республиках.   Проблема  же  вывода  войск,  доставшаяся  России  в
наследство от Союза,  не может быть решена  в  одночасье  не  из-за
нехватки политической воли у российского руководства, а по причинам
социальна-экономического порядка (необходимость обустройства войск,
сложность сокращения армии и т. д.).
     К. Лялюмьер  интересовалась  также  нашей  оценкой  Токийского
совещания  "семерки",  затронула  вопрос  о  Севастополе  в связи а
недавним постановлением Верховного Совета, подтвердившим российский
статус  этого  города.  Обсуждение  этих тем особых комментариев со
стороны руководителя СЕ не вызвало.
     В целом  можно  сделать  вывод,  что Генеральный секретарь СЕ,
представляющая синтезированную точку зрения Совета Европы,  склонна
к  адекватному  восприятию и учету самостоятельной позиции России в
европейских и,  тем более, во внутренних делах. Важно также то, что
было   констатировано  общее  понимание  необходимости  продолжения
подобных  встреч   как   одного   из   эффективных   способов   для
последовательного   продвижения   к   совместно  намеченным  целям.
Подтверждая  стремление  содействовать  расширению  диалога   между
Россией и СЕ,  К. Лялюмьер подчеркнула: "Мы, в Европе, наблюдаем за
нами,  не преодолели страха по отношению к России,  но нуждаемся  в
России.  Вы  слишком  сильны и огромны,  чтобы вас можно было бы не
замечать и игнорировать".
     В сложной  и  противоречивой  атмосфере проходили переговоры с
лидерами  и  депутатами  Европарламента,  представителями  Комиссии
Европейских Сообществ.  Глубинный фон этих противоречий заключается
в принципиально разных подходах к вопросам  отношений  с  Верховным
Советом  Российской Федерации со стороны двух ведущих соперничающих
блоков  Европарламента:   лево-   и   правоцентристского.   Первые,
представленные,  в  основном,  социалистами  и  социал-демократами,
стоят на той точке зрения,  что Верховный Совет, депутатский корпус
России  -  это  реальность,  адекватно  отражающая  социальный срез
общества,  и  делают,  исходя  из  этого  вывод   о   необходимости
продолжения двустороннего диалога.  Вторые,  имеющие почти такое же
количество мандатов -  депутаты  от  т.  н.  "Европейской  народной
партии" (христианские демократы),  часть центристов и либералов,  -
основываясь на  поступающей  из  Москвы  тенденциозной  информации,
собственных   политических   симпатиях,   по   существу  отказывают
Верховному Совету России,  его руководству в легитимности,  считают
возможным выступать по существу с позиций "холодной войны", открыта
лоббируя в пользу определенных политических сил в нашей стране.
     Руководитель постоянной  делегации  Европарламента  по  связям
Россией  и  странами  СНГ   Магдалена   Хофф  (социал-демократ   из
Германии)   в   целом   умела  направляла  ход  заседаний,  активно
использовала доверительные связи с российскими  представителями.  В
ходе   дискуссий   ее   активна   поддержали  все  члены  делегации
ЕП-депутаты от Португалии,  Греции,  Франции,  Испании, частично от
Германии,   Великобритании,   Италии,   Бельгии.  В  целом  удалось
реализовать намеченные программой визита контакты и мероприятия,  в
том  числе  и  встречу с председателем ЕП Э.  Клепшем (христианский
демократ из  ФРГ),  который  присоединился  ко  второму  пленарному
заседанию  делегаций,  принял  участие  в дискуссии,  высказался за
развитие межпарламентских связей.
     Вместе с  тем  обмен  мнениями  проходил  в весьма откровенной
форме,  приобретая  порой  даже  характер  жесткой  полемики.  Так,
английский  лорд  Н.  Бетелл  в  очень  агрессивной манере требовал
"свернуть" встречу с российской делегацией,  допускал грубые выпады
против Верховного Совета, наших депутатов. Однако демарш Н. Бетелла
не удался - из всей делегации ЕП его поддержали,  в  той  или  иной
мере, всего два-три депутата.
     Пленарные встречи двух делегаций,  как и беседа с заместителем
председателя КЕС Л. Бриттеном, в основном были посвящены обсуждению
перспектив сотрудничества между Россией и ЕС в рамках  готовящегося
соглашения   о   партнерстве,  а  также  хода  реализации  программ
техсодействия России со стороны ЕС.
     И мы,     и     европарламентарии     подтвердили     обоюдную
заинтересованность  в  заключении  широкомасштабного  двустороннего
документа.  Взаимодействие  России  и  ЕС  необходимо для успешного
решения всех  основных  проблем  безопасности  и  сотрудничества  в
Европе.
     Вместе с тем внимание партнеров было привлечено  к  тому,  что
линия  ЕС на развитие отношений время от времени переплетается с не
до конца исчезнувшей тенденцией  недоброжелательства,  с  попытками
отодвинуть Россию в сторону,  держать ее на дистанции от Европы. Со
всей определенностью нами было заявлена о неприемлемости сохранения
и   будущем  соглашении  каких  бы  то  ни  было  дискриминационных
положений.  Было подчеркнуто,  что мы выступаем  за  применение  во
взаимной  торговле  основополагающих  принципов  ГАТТ,  обеспечение
доступа российских товаров и услуг на европейские  рынки,  создание
цивилизованного режима передвижения рабочей силы.
     Участники переговоров (Л.  Бриттен,  заместитель  руководителя
делегации  ЕП К.  Пимента,  заместитель председателя Комиссии ЕП по
иностранным делам и вопросам безопасности Ф. Каттервуд) согласились
с  тем,  что надо,  не драматизируя ситуацию,  активно работать над
поискам взаимоприемлемых развязок.  Соглашение должно стать базовым
инструментом   будущих  отношений  России  и  ЕС.  Сбалансированный
документ открыл бы  товарные  рьян  для  России,  дал  существенные
преимущества  ЕС  в  деятельности  на  нашем рынке товаров,  услуг,
капиталовложений, позитивно отразился на динамике российских реформ
и дальнейшем развитии самих Сообществ.
     Значительный интерес вызывает у европарламентариев перспективы
возможного    подключения    России   к   участию   в   европейской
энергетической  хартии,  а  также   проекты   создания   и   Москве
международного научно-технического центра.  Видимо, эти вопросы, на
которые у российской  делегации  прямо-таки  требовали  однозначных
утвердительных   ответов,   нуждаются   в   серьезном   анализе   в
соответствующих комиссиях и комитетах Верховного Совета.
     С интересом    были   встречены   наши   идеи,   связанные   с
конкретизацией программ техсодействия ЕС,  усилением их "адресного"
характера, формированием кредитов, структуры экспорта-импорта.
     Немалое количество      поднятых       вопросов       касалось
внутриполитической  обстановки  в  России,  перспектив  ее будущего
государственного устройства,  экономического положения в стране,  в
частности,  программ  приватизации,  социальной  защиты  населения,
охраны окружающей среды.
     В ходе   визита   в   Страсбург   мы   наглядно  увидели,  как
переплетаются события в России с политической жизнью Европы,  какие
мощные  рычаги  используются  определенными  силами  в  Европе  для
поддержки тех движений и деятелей в России,  которые  выступают  за
ослабление  роли  нынешнего Верховного Совета Российской Федерации,
как важна,  наконец, регулярно "питать" Европарламент, Совет Европы
и   др.   достоверной  и  оперативной  информацией  о  деятельности
Верховного Совета.
     Проблематику безопасности  и разоружения договорились подробна
обсудить  при  новой  встрече   делегаций   Верховного   Совета   и
Европарламента, которая намечена на октябрь с. г. в Москве.
     Несмотря на отдельные выпады против российской делегации  (что
отражает    не    только   сохраняющиеся   на   Западе   настроения
противостояния  России   как   самостоятельному   фактору   мировой
политики,   на   и   столкновение   противоречивых  общественных  и
геостратегических тенденций в самой  Европе),  лейтмотив  встреч  и
бесед  в  Европарламенте  в целом прозвучал на ноте сотрудничества.
Заместитель председателя ЕП Х.  Петерс  подчеркнул,  что  у  каждой
страны  -  своя  динамика  и  каждый  сам определяет свое развитие.
Россия не может и не должна копировать опыт Запада. Реформы идут не
так быстро и успешно, как хотелось бы, но потенциал страны огромен,
что должно позволить в обозримом будущем перейти к  "полнокровному"
рынку.
     К визиту делегации  Верховного  Совета  проявили  значительный
интерес   зарубежные  средства  массовой  информации.  Председатель
Верховного   Совета   Российской   Федерации   дал   ряд   интервью
(португальскому   телевидению,   французским,   турецким   газетам,
корреспонденту ИТАР-ТАСС и т.  д.).  В пресс-центре  Европарламента
была    организована    большая   пресс-конференция,   на   которой
присутствовало более 100 журналистов.
     В качестве    руководителя   делегации   ЕП   М.   Хофф   дала
положительную оценку состоявшимся контактам. Выразил удовлетворение
итогами визита Председатель Верховного Совета России.
     Основной вывод,  который  следовало  бы  сделать   по   итогам
состоявшегося  визита,  заключается  в  том,  что  отношения  между
Россией  и  Европейскими  Сообществами,   Советом   Европы,   между
Верховным  Советом  и  Европарламентом  приобретают  на современном
этапе важнейшее значение.  От  этих  отношений  во  многом  зависит
дальнейшее направление процессов мировой политики - приведут ли они
к обострению  "стагнации  нестабильности"  или  помогут  достижению
нового  качества  совместного  существования  государств в Европе в
условиях общественного и экономического многообразия.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также