Расширенный поиск

Постановление Губератора - главы администрации Тульской области от 09.06.1995 № 295

ГУБЕРНАТОР – ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 09.06.1995 № 295

 

 

О мерах по выполнению постановления Правительства РФ

от 01.02.1995 № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"

 

 

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства, усиления хозяйственной мотивации, приведения организационно-правовых форм хозяйствования в соответствие с Гражданским кодексом РФ, а также во исполнение постановления Правительства РФ от 01.02.1995 № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Утвердить "Положение о реформировании коллективных сельскохозяйственных предприятий" и принять его к руководству на территории Тульской области (Приложение 1).

2. Утвердить областную комиссию по реформированию коллективных сельскохозяйственных предприятий (Приложение 2).

Указанной комиссии:

 - организовать разработку типовых учредительных договоров всех хозяйственных обществ и товариществ применительно к условиям Тульской области;

 - разработать процедуру банкротства коллективных сельскохозяйственных предприятий, выработать механизмы социальной защиты их работников;

 - провести экспериментальную реформацию опытных хозяйств с последующим распространением отработанной технологии;

 - совместно с главами районных администраций сформировать районные комиссии по реформированию коллективных сельскохозяйственных предприятий;

 - осуществлять контроль за деятельностью районных комиссий по банкротству в части соблюдения ими "Положения о реформировании коллективных сельскохозяйственных предприятий".

3. Главам районных администраций совместно с областным комитетом по банкротству создать районные комиссии по банкротству сельскохозяйственных предприятий.

4. Департаменту по агропромышленному комплексу и продовольствию (Быков Г.Т.) провести анализ финансового положения коллективных сельскохозяйственных предприятий, оценить перспективы и условия их финансового оздоровления и в необходимых случаях дать рекомендации по возбуждению дел о несостоятельности (банкротстве).

5. В качестве опытных сельскохозяйственных предприятий, подлежащих первоочередному реформированию, установить с согласия коллективов АО открытого типа "Лазаревское", АО закрытого типа "Заря" Щекинского и Киреевского районов.

6. Департаменту по агропромышленному комплексу и продовольствию (Быков Г.Т.), финансовому управлению (Погудин А.А.) выделить средства для покрытия затрат по реформированию опытных хозяйств.

7. Постановление главы администрации области от 22.01.1992 № 39 "О формировании комиссии по приватизации земель и реорганизации колхозов и совхозов области" считать утратившим силу.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области по управлению АПК, сферой обращения, услуг и экологии Королева Н.В.

9. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Губернатор

Тульской области -

глава администрации                           Н.В. Севрюгин

 

 

 

 

 Приложение 1

 к постановлению губернатора

 Тульской области - главы

 администрации

 от 09.06.1995 № 295

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о реформировании коллективных сельскохозяйственных

предприятий

 

 

Становление рыночных отношений предполагает развитие и укрепление мотивации, повышения ответственности за результаты хозяйствования, а соответственно, развития инициативы и предприимчивости.

В процессе реорганизации колхозов и совхозов были существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Тем не менее, став владельцами земельных долей и имущественных паев крестьяне так и не стали подлинными хозяевами земли и имущества. Колхозы и совхозы в основном сменили вывески, сохранив прежнюю систему управления и оплаты труда. Бывшие колхозники и рабочие, а ныне учредители новых хозяйственных структур, формально став совладельцами собственности, работают в режиме наемных рабочих, что в условиях многоуровневой системы управления и фактической отстраненности от собственности привело даже к ухудшению отношения к труду и к произведенной продукции.

Коллективные сельскохозяйственные предприятия стремятся к сохранению колхозной структуры и противодействуют глубокому реформированию не в силу ее эффективности, а в силу привычности и, главным образом, ради взаимной поддержки людей в период ломки социально-экономических отношений и неопределенности даже ближайшего будущего.

Главная цель аграрной реформы - создание реальных собственников земли и средств производства - не достигнута.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, как направление формирования товаропроизводителей-собственников, в нынешних условиях, характеризующихся отсутствием развитого агросервиса, систем сбыта продукции, монопольным положением промпереработки, не оправдывают себя. Темпы образования крестьянских хозяйств за последние годы значительно снизились, многие крестьянские хозяйства прекратили свое существование. Остаются либо преданные земле люди, настоящие хозяева, либо люди, для которых крестьянское хозяйство является прикрытием для другой деятельности.

Никак не оправдывает себя и разрушение сложившихся производственно-технологических комплесов в существующих коллективных сельскохояйственных предприятиях в виде ферм и кормоцехов, машинного парка и ремонтной базы, хранилищ и цехов по переработке. Их развал означает разрушение современного индустриального сельскохозяйственного производства и переход к примитивному земледелию.

Стратегическим направлением аграрной реформы должно быть сохранение целостности производственно-технологических комплексов с одновременным развитием отношений собственности. В настоящее время созданы минимально необходимые правовые нормы для подлинной реформации сельскохозяйственного производства, формирования класса собственников, подлинных хозяев, предпринимателей, которые обеспечат эффективное развитие сельского хозяйства. Определенный опыт у нас в стране и за рубежом, особенно в бывшей ГДР, где реформация была подлинной и высоко эффективной. Все это позволяет скорректировать и активизировать процесс реформации, вдохнуть в него новую жизнь.

 

Основные принципы реформирования коллективных

сельскохозяйственных предприятий

 

При реформировании коллективных сельскохозяйственных предприятий целесообразно придерживаться следующих принципов:

 - предоставление максимальных возможностей выбора каждым работником наилучшей для себя организационно-правовой формы, меры ответственности за конечные результаты и меры хозяйственного риска, степени участия в управлении производством;

 - выявление на конкурентной основе наиболее энергичных, грамотных хозяев, способных организовать производство и сбыт продукции в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции;

 - сохранение накопленного производственного потенциала, целостности производственно-технологического комплекса, внутрихозяйственных производственных связей;

 - повышение гибкости управления, максимальное расширение хозрасчетной самостоятельности отдельных структурных подразделений при сохранении единого стратегического управления всем сельскохозяйственным предприятием;

 - доступность совместного пользования объектами, имеющими общехозяйственное значение, для всех обособившихся индивидуальных и коллективных товаропроизводителей;

 - сохранение профиля сельскохозяйственного и обслуживающего производства не менее 3 лет;

 - социальная справедливость и защищенность работников реорганизуемых хозяйств и населения его территории.

 

Рекомендуемые организационно-правовые формы

в сельском хозяйстве

 

В настоящее время Гражданский кодекс РФ и действующее законодательство предоставляет широкий спектр типовых организационно-правовых форм для разного уровня собственности, степени коллективизации производства и участия в управлении, меры ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Условиям сельского хозяйства в наибольшей степени соответствуют следующие:

1. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей индивидуалистического склада характера оптимальным является крестьянское (фермерское) хозяйства, хотя эффективность его на небольших площадях с малым уровнем механизации низка, а трудности ведения хозяйства чрезмерны. Фермерское хозяйство может брать дополнительные земли сельскохозяйственного назначения в аренду, а также использовать наемных рабочих, тогда эффективность его может быть существенно повышена. Однако для этого необходим высокий уровень организации, широкие профессиональные знания хозяина, разветвленные хозяйственные контакты, что встречается весьма редко.

Фермерским хозяйствам рекомендуется объединяться в ассоциации для защиты своих интересов и организации выполнения работ и услуг для них. В рамках ассоциации фермерами могут создаваться на кооперативной или акционерной основе подразделения производственно-технического назначения, а также по переработке сельскохозяйственного сырья, сбыту продукции. Жизнеспособность и эффективность фермерских хозяйств существенным образом зависит от организации таких подразделений. Создание последних сдерживается отсутствием денежных средств, а также необходимой массы крестьянских хозяйств на компактной территории.

2. Для людей с высоким уровнем организаторских способностей и профессионализма, с лидерским характером и стремлением к приумножению собственности, основанном на убеждении, что они сумеют ею разумно и эффективно распорядиться, адекватными формами являются полные товарищества и товарищества на вере.

2.1. Полные товарищества - его члены в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества своим личным имуществом. Управление товариществом осуществляется по общему согласию всех учредителей, хотя учредительным договором могут предусматриваться случаи, когда решение принимается большинством голосов. Каждый участник товарищества имеет один голос, хотя по общему согласию, зафиксированному в учредительном договоре, голоса могут устанавливаться пропорционально доле в складочном капитале. Каждый участник может выступать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, кому поручено вести дела товарищества.

2.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) отличается от полного товарищества тем, что в нем помимо полных товарищей, отвечающих по обязательствам товарищества своим личным имуществом, существуют участники-вкладчики, которые не участвуют в предпринимательской деятельности товарищества и несут риск убытков только в пределах сумм их вкладов. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не участвуют в управлении, однако имеют право знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества. Распределение прибыли между полными товарищами и вкладчиками осуществляется пропорционально доле в складочном капитале. Если распределение прибыли не устраивают вкладчиков, они могут по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором.

 

Комментарий к пункту 2:

 

Во-первых, каждое из перечисленных хозяйственных образований может иметь наемных рабочих без ограничения численности.

Во-вторых, первые три организационно-правовые формы допускают возможность голосования капиталом (т.е. иметь голос, пропорциональный вкладу в уставный (складочный) капитал), а также концентрацию капитала в одних руках путем выкупа долей других учредителей. Если у одного из учредителей окажется 51% капитала, он станет практически единственным хозяином предприятия.

Производственный кооператив не допускает такой возможности изначально. Там равенство членов гарантируется законом. Следует иметь в виду, что в хозяйственных товариществах и обществах в учредительных договорах могут быть оговорены иные правила управления, например, записано, что каждый учредитель имеет один голос, или определены предельные размеры долей у одного участника.

В-третьих, хозяйственные товарищества и общества отличаются мерой своей ответственности. Общества с ограниченной ответственностью имеют минимальное доверие как со стороны кредиторов, так и со стороны коммерческих компаньонов. Полные товарищества и товарищества на вере по своей природе и общественному статусу приближаются к полноценной собственности. Эти формы в наибольшей степени подходят грамотным, энергичным хозяйственникам, хорошим организаторам, уверенным в своих силах и в долгосрочности своего дела.

3. Крупные хозяйственные системы целесообразно реорганизовать в акционерное общество холдингового типа. Это предполагает, что акционерное общество, являющееся коллективным собственникам всех средств производства, создает на базе этой собственности отдельные хозрасчетные подразделения в виде дочерних хозяйственных обществ, обладающих юридической самостоятельностью, ведущих самостоятельную предпринимательскую деятельностью, в рамках, определенных учредительным договором. Дочернее хозяйственное общество руководствуется стратегическими решениями основного общества в части выбора сферы деятельности, прироста основного капитала, направлений инвестиций, взаимоотношений с другими подразделениями основного общества и т.д. Если налагаемые ограничения не позволяют обеспечить нормальную прибыль или влекут за собой убытки, участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом этих убытков. Дочернее общество не вправе увеличить свою долю акций и тем более обособиться от основного общества без его согласия.

Учитывая зависимый характер дочернего общества, наиболее адекватной организационно-правовой формой его можно считать общество с ограниченной ответственностью.

 

Комментарий к пункту 3:

 

Бывшие крупные колхозы и совхозы, преобразованные в акционерные общества, имеют, как правило, слабую управляемость, низкую заинтересованность рядовых работников в высоких хозяйственных результатах. Сохраняется также угроза выделения отдельных структурных подразделений, которых не всегда устраивает политика руководства. Акционерное общество холдингового типа позволяет, с одной стороны, обеспечить целостность производственно-технологического комплекса, с другой стороны, относительную самостоятельность структурных подразделений АО при общей скоординированности хозяйственной, финансовой и инвестиционной политики.

 

Порядок реформирования коллективных

сельскохозяйственных предприятий

 

Правовой основой углубленного реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий являются Гражданский кодекс РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев". Земельные доли и имущественные паи, рассчитанные ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и утвержденные в установленном порядке, не пересчитываются, кроме случаев, рассмотренных далее.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 96 собственники земельных долей и имущественных паев имеют право:

 - получить земельный участок и (или) имущество в натуре для организации самостоятельного крестьянского хозяйства или ведения приусадебного хозяйства;

 - продать земельную долю и (или) имущественный пай в виде права или в натуре другим работникам данного хозяйства, сдать в аренду, обменять земельную долю на имущественный пай и наоборот;

 - передать земельную долю или имущественный пай по наследству, отдавать в залог, выполнять другие операции в соответствии с законодательством РФ;

 - объединять земельные доли и (или) имущественные паи с другими владельцами для совместного хозяйствования в той или иной организационно-правовой форме и получать земельные участки в натуре с учетом требования компактного размещения земельных участков и рациональной организации территории;

 - внести земельные доли и имущественные паи в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества.

Решение о выборе или изменении организационно-правовой формы принимается высшим органом управления существующих хозяйственных образований.

Реорганизацию осуществляют внутрихозяйственные комиссии, образованные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".

Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры реорганизуемого хозяйства по решению собственников передаются на баланс местной администрации. В перечень передаваемых объектов могут включаться: клубы, дома культуры, медпункты, библиотеки, детские сады, школы, спортивные площадки, пожарные депо, системы электро-, водо-, газоснабжения, теплосети, дороги, телефонные сети и другие объекты.

Передача и прием указанных объектов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ и постановлением главы администрации области от 25 июля 1994 года № 361 "О передаче объектов социальной инфраструктуры предприятий агропромышленного комплекса в муниципальную собственность".

Реорганизация коллективных хозяйств может идти по двум возможным схемам.

Во-первых, существующее коллективное сельскохозяйственное предприятие целиком трансформируется в новую организационно-правовую форму. В этом случае владельцы земельных долей и имущественных паев, непосредственно принимающие участие в производственном процессе, подписывают учредительный договор, а свои доли и паи вносят в установный (складочный) капитал.

Владельцы земельных долей и имущественных паев, не принимающие участие в производстве или не стремящиеся принимать участие в управлении хозяйством и разделять ответственность за его судьбу, сдают свои доли и паи в аренду или продают по договорной цене отдельным учредителям.

Во-вторых, на месте существующего коллективного сельскохозяйственного предприятия создается несколько самостоятельных

хозяйственных образований меньших размеров. Это может происходить в том случае, когда стремление к обособлению или несовместимость людей довлеют над соображениями экономической эффективности целостного производственно-технологического комплекса. В этом случае земля и имущество должны распределяться между собственниками долей и паев в натуре, для чего может использоваться Нижегородская модель проведения аукционов.

В последнем случае отдельные владельцы земельных долей и имущественных паев или группы владельцев подают заявки во внутрихозяйственную комиссию на участие в аукционе, в которых указывается количество принадлежащих им долей и паев, а также земельные участки и имущество в натуре, которые они хотели бы приобрести для организации хозяйственного общества или товарищества.

В аукционе принимают участие только учредители создаваемых хозяйственных образований, включая и крестьянские хозяйства. Единственным средством платежа при конкурсном распределении земли и имущества являются земельные доли и имущественные паи.

Каждый владелец долей и паев или их любая группа имеют право свободного выбора организационно-правовой формы и состава учредителей. Однако, если группа людей хочет выйти из состава крупного хозяйства с таким имуществом и элементами производственной инфраструктуры, без которых в остающемся хозяйстве нарушается производственно-технологическая целостность, учредители остающегося хозяйственного образования могут обратиться в областную комиссию по реформированию коллективных сельскохозяйственных предприятий. Последняя наделяется правом третейского судьи в решении спорных вопросов и в качестве крайнего средства, после того, как все средства поиска взаимоприемлемого решения исчерпаны, может принять решение, руководствуясь соображениями приоритета интересов большинства.

 

Особые условия реорганизации

 

Особые условия реорганизации применяются в отношении хозяйств-банкротов, установленных в судебном порядке, а также хозяйств, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.

Все имущество и земля хозяйственных обществ и товариществ, официально признанных банкротами, делится на две части. Одна, включающая установленное количество земли и скота, распределяется между работниками хозяйства в объеме, достаточном для ведения приусадебного хозяйства.

Оставшаяся часть, включая здания, оборудование, технику, скот, продается с аукциона. Из вырученных денег погашаются долги хозяйства, расходы по проведению аукциона, а оставшаяся часть распределяется между работниками хозяйства.

Имущество и земля могут продаваться как целиком, так и по частям.

Участвовать в аукционе могут как работники данного хозяйства, так и другие лица, доказавшие свои способности вести эффективную сельскохозяйственную деятельность.

При предложении одной цены двумя претендентами приоритет отдается работнику данного хозяйства.

При отсутствии претендентов на покупку имущества может быть принято решение о бесплатной передаче земли и имущества лицу или группе лиц по конкурсу при представлении им (ими) грамотного бизнес-плана по поднятию хозяйства. Бывшие работники лишаются прав на проданное (переданное) имущество и землю.

Вопросы организации аукциона и связанных с ним действий решаются районной комиссией по банкротству, утверждаемой главой районной администрации. Комиссия:

 - определяет долю земли и имущества, передаваемую в собственность работникам хозяйства - банкрота для ведения приусадебного хозяйства;

 - определяет нижнюю границу цен;

 - проверяет дееспособность претендентов на покупку земли и имущества;

 - осуществляет расчеты по задолженности хозяйства из вырученных на аукционе сумм;

 - при отсутствии претендентов на покупку организует конкурс на лучшее предложение по развитию хозяйства.

Комиссия по банкротству готовит предложения по указанным вопросам и представляет их в областную комиссию по реформированию коллективных сельскохозяйственных предприятий. Последняя имеет право отменять или корректировать указанные предложения.

Хозяйство, против которого возбуждено дело о банкротстве, может осуществить реорганизацию, не дожидаясь официального признания банкротом. Если реорганизация в таких случаях приводит к созданию полных товариществ или товариществ на вере, другими словами, если в хозяйстве находятся люди, готовые отвечать за последующую судьбу хозяйства собственным имуществом, и если они представляют грамотную программу повышения эффективности хозяйства, то областная комиссия по реформированию коллективных сельскохозяйственных предприятий может временно прекратить дело о банкротстве, предоставить отсрочку по задолженностям в областной бюджет, оказать содействие в реформировании, понизить оценочную стоимость основных фондов и земли, уменьшив тем самым стоимость имущественных паев.

Количество полных товарищей в полных товариществах и товариществах на вере не может быть больше 5 человек. Все остальные должны стать наемными рабочими и свои земельные доли и имущественные паи продать или сдать в аренду полным товарищам или же (при создании товарищества на вере) стать участниками-вкладчиками (коммандистами).

 

 

 

 

 Приложение 2

 к постановлению губернатора

 Тульской области - главы

 администрации

 от 09.06.1995 № 295

 

 

ОБЛАСТНАЯ КОМИССИЯ

 

по реформированию коллективных

сельскохозяйственных предприятий

 

 

Королев Н.В.

- заместитель главы администрации

 области по управлению АПК, сферой

 обращения, услуг и экологии,

 председатель комиссии

 

Шаповалов Б.Н.

- председатель областного фонда

 имущества, заместитель предсе-

 дателя комиссии

 

Члены комиссии:

 

Антонов В.В.

- начальник государственно-правового управления администрации области

 

Бабанов В.Н.

- председатель комитета по экономическому анализу и прогнозированию

 департамента по экономике

 

Быков Г.Т.

- директор департамента по АПК и

 Продовольствию

 

Бобков Г.П.

- заведующий отделом областного

 фонда имущества

 

Васильев В.М.

- председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству

 

Гурджибек Б.Г.

- заместитель начальника территориального управления ГК России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

 (по согласованию)

 

Дмитриева Ю.П.

- начальник отдела налогообложения

 предприятий АПК областной налоговой инспекции (по согласованию)

 

Коровин В.И.

- заместитель директора департамента по АПК и продовольствию

 

Королев И.Ф.

- начальник отдела финансирования

 АПК областного финансового управления

 

Николаев Е.Н.

- начальник юридического отдела

 департамента по АПК и продовольствию

 

Новокщенов Г.И.

- первый заместитель директора

 департамента по АПК и продовольствию

 

Ткаченко А.П.

- председатель правления Тульского

 регионального филиала "Агропромбанка" (по согласованию)

 

Фадеев В.И.

- директор департамента по экономике

 


Информация по документу
Читайте также