Расширенный поиск

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 № 2009-I

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР


              О проекте основ законодательства РСФСР
            и субъектов Российской Федерации о культуре

     Президиум Верховного Совета РСФСР  п о с т а н о в л я е т:
     1. Направить  проект  основ законодательства РСФСР и субъектов
Российской  Федерации  о  культуре  комиссиям  палат  и   комитетам
Верховного Совета РСФСР на рассмотрение в течение месяца.
     2. Комиссии Совета Республики по культуре в срок до 15 февраля
1992  г.  доработать  законопроект с учетом замечаний и предложений
комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР и внести  его  в
установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.


     Первый заместитель Председателя
     Верховного Совета РСФСР                          С. А. ФИЛАТОВ

     Москва, Дом Советов РСФСР
     9 декабря 1991 года
     N 2009-I
     ________________________



                  ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РСФСР И
             СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ

                       Пояснительная записка
        к проекту Основ законодательства РСФСР и субъектов
                  Российской Федерации о культуре

     Кризисное состояние культуры России достаточно полно осознано,
аргументировано  и  разносторонне  освещено  в   массовой   печати.
Общественностью,  наукой,  депутатским  корпусом  и исполнительными
властями РСФСР  широко  обсуждаются  пути  культурного  возрождения
России,  конкретные  меры  защиты  культуры  в  тяжелый  переходный
период.
     К весьма  важным  из  числа  таких  мер  несомненно  относится
разработка законодательных и иных нормативных актов  о  культуре  и
различных  областях  культурной  деятельности.  Такая необходимость
вытекает из почти абсолютно правового вакуума,  в котором находится
культура, из невозможности, как показывает опыт, в достаточной мере
учитывать  специфику  культуры  в законах общеотраслевого характера
(о собственности,  о  местном  самоуправлении,  о  налогах и т.п.).
Вопрос о законодательном обеспечении сферы культуры в последние 2-3
года остро ставится в печати, на сессиях Советов разных уровней.
     Учитывая обширный   опыт   касающегося    вопросов    культуры
законотворчества  в  зарубежных  странах  и  развитое международное
право  о  культуре,  используя  опыт  разработки   проекта   "Основ
законодательства СССР и союзных республик" в 1990-1991 гг., "Закона
Белорусской ССР о  культуре"  (принят  в  мае  1991  г.),  проектов
законов  о  культуре  на  Украине,  в Казахстане и некоторых других
суверенных государствах "бывшего СССР", Комиссией Совета Республики
по культуре совместно с рабочей экспертной группой были проработаны
вопросы:  о предмете первоочередных законодательных актов  РСФСР  о
культуре,  о "жанрах" и статусе таких актов,  о состоянии законов о
культуре с иными законодательными актами РСФСР как общеотраслевого,
так и отраслевого характера.
     Различные области    культуры    (охрана    и    использование
культурно-исторического   наследия,   разнородные  виды  искусства,
библиотечное,  музейное,  архивное  дело,   международные   обмены,
выявление  и  профессиональная  подготовка  талантливой  творческой
молодежи,  народные художественные промыслы, фольклор, топонимика и
т. д.)  предъявляют   существенно  разные  требования  к  правовому
регулированию. При все неотложности многих сегодняшних проблем этих
областей   культуры   представляется  целесообразным  первоначально
принять закон о культуре  в  целом,  который,  во-первых,  стал  бы
правовым  фундаментом  для  конкретных законов о различных областях
культуры   и   тем   самым   обеспечил   бы    их    концептуальную
непротиворечивость,  а  во-вторых,  создал  бы  правовую основу для
конкретного обновления всей культурной политики в России, изменения
функций   государства  и  негосударственных  структур  в  культуре,
перераспределение роли РСФСР,  республик в составе РСФСР,  краев  и
областей,   органов   местного   самоуправления   в  этой  области,
расширение  и  выравнивание  прав  различных  субъектов  культурной
деятельности (граждан, объединений граждан, учреждений и т. д.).
     Таким образом, предлагается обсудить и принять законодательный
акт  о  культуре  в целом (своего рода "конституцию культуры") и на
его  базе  организовать  разработку  законопроектов  по  конкретным
вопросам культуры.
     Учитывая как  вышеизложенные  обстоятельства,  так  и   особую
чувствительность  народов  и  этнических  групп  населения  РСФСР к
вопросам своего культурного суверенитета  и  культурно-национальной
автономии,  целесообразно, чтобы закон РСФСР о культуре имел статус
и  жанр  Основ  законодательства  РСФСР  и   субъектов   Российской
Федерации.  Во-первых, это позволило бы согласовать общие подходы и
интересы РСФСР и субъектов Российской Федерации в области культуры,
распределение   компетенции   между   ними,   открыть   возможность
национально-государственным   образованиям   в    составе    России
разработать  собственные  законодательные  и иные нормативные акты,
учитывающие свою культурно-национальную самобытность и вместе с тем
не  противоречащие  идее культурной целостности России.  Во-вторых,
именно жанр "основ законодательства" по определению  есть  правовой
акт,  который  устанавливает  "совокупность  принципов  и важнейших
норм,  в  соответствии  с  которыми  строится  законодательство  по
определенной отрасли права".
     Довольно широко распространена точка зрения,  согласно которой
культура не является областью, нуждающейся в "собственных" правовых
нормах - все ее потребности могут реализоваться в "общих"  законах:
к   примеру,  о  творческих  союзах  -  в  законе  об  общественных
организациях,  о пенсионном обеспечении творческих работников  -  в
законе о пенсиях и т.д.
     Учитывая международное  право (в  частности,  "Рекомендацию  о
положении   творческих   работников",  принятую  сессией  ЮНЕСКО  в
Белграде в 1980 году,  Всемирную и  Бернскую  конвенции  по  охране
произведений  литературы  и  искусства  и  прав  исполнителей,  ряд
конвенций и рекомендаций Международной организации  труда  и  др.),
законодательный  опыт  целого  ряда  стран Европы и США,  наконец -
явные и неотложные потребности  практики  в  РСФСР,  целесообразно,
чтобы  такие  специфические  и  острые  для  культуры вопросы,  как
распределение  компетенции  в   области   культуры   между   РСФСР,
республиками в составе РСФСР, краями и областями, органами местного
самоуправления;  порядок финансирования сферы культуры, особенности
разгосударствления и приватизации,  налоговая политика,  социальная
защита   работников   культуры,   международные   обмены,   функции
творческих союзов и иных аналогичных организаций были решены именно
в Основах законодательства РСФСР и субъектов Российской Федерации о
культуре и других законодательных актах о культуре.
     Проект Основ законодательства  РСФСР  и  субъектов  Российской
Федерации   о   культуре  разработан  во  исполнение  постановления
I Съезда народных депутатов  РСФСР,  рабочей  экспертной   группой,
образованной   распоряжением Р.  И.  Хасбулатова  от 17 мая 1991 г.
N 1250-I.
     Концепция и  проект  основ были широко обсуждены в территориях
Российской Федерации,  министерствах и ведомствах РСФСР, творческих
союзах  и  обществах.  По  данному  проекту получено 106 отзывов, в
т. ч. 82 - положительные,  8 - отрицательные, 16 - без определенной
оценки с замечаниями и предложениями.
     13-14 ноября т. г. Комиссия по культуре провела  в  г.  Москве
Всероссийское  совещание  представителей  местных  Советов народных
депутатов,  деятелей культуры и  искусства  по  обсуждению  проекта
Основ  законодательства  РСФСР  и  субъектов Российской Федерации о
культуре, в которой участвовало около 350 человек.
     Список ведомств,  организаций  и отдельных лиц,  представивших
Комиссии по культуре замечания и предложения по  проекту,  а  также
копии некоторых отзывов прилагаются.


                            ___________


Информация по документу
Читайте также