Расширенный поиск

Закон Республики Карелия от 23.12.1993 № XII-22/592

 

 

 

 

 

                       ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                       

 

    О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия     

 

                               Глава 1                                

 

                           Общие положения                            

 

      Статья 1. Основные принципы выборов

 

      Выборы главы местного  самоуправления  района,  города,  волости
проводятся  по  общетерриториальному  избирательному  округу на основе
всеобщего,  равного  и  прямого  избирательного   права   при   тайном
голосовании.
      Выборы   депутатов   в    представительные    органы    местного
самоуправления   проводятся   как   по  одномандатным,  многомандатным
избирательным округам,  так  и  на  основе  системы  пропорционального
представительства  по  общетерриториальному  избирательному  округу на
основе всеобщего, равного и прямого избирательного  права  при  тайном
голосовании.
      Проведение выборов на основе мажоритарной  или  пропорциональной
системы  определяется представительным органом местного самоуправления
города, района, волости.

 

      Статья 2. Избирательное право

 

      1. Право избирать  органы  местного  самоуправления  принадлежит
гражданам    Российской    Федерации,    постоянно    проживающим   на
соответствующих территориях Республики Карелия (в дальнейшем  жителям)
и достигшим 18-летнего возраста.
      2. В представительный орган местного самоуправления  может  быть
избран житель соответствующей территории, достигший 18 лет.
      3. Главой  местного  самоуправления  может  быть  избран  житель
соответствующей территории, достигший 25-летнего возраста.
      4. Не могут избирать  и  быть  избранными  граждане,  признанные
судом  недееспособными,  и  граждане,  содержащиеся  в  местах лишения
свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
      5. Военнослужащие срочной службы, проходящие службу в  частях  и
учреждениях  Вооруженных  сил, органов внутренних дел, дислоцированных
на соответствующих территориях, имеют право избирать в органы местного
самоуправления,  если  они в момент призыва на срочную службу являлись
постоянными жителями данных территорий.

 

      Статья 3. Численный  состав  представительного  органа  местного
самоуправления

 

      1.   Численный   состав   представительного   органа    местного
самоуправления  определяется  Уставом  местного самоуправления города,
района, волости и не должен превышать:
      - район, город (кроме Петрозаводска) не более 30 депутатов;
      - г. Петрозаводск - не более 60 депутатов;
      - волости - 7-11 депутатов.
      2. Число депутатов, выборы которых проводятся на основе  системы
пропорционального     представительства     по    общетерриториальному
избирательному округу, определяется  Уставом  местного  самоуправления
соответствующей территории.

 

      Статья 4. Дата выборов

 

      Выборы главы местного самоуправления проводятся  одновременно  с
выборами депутатов представительного органа местного самоуправления.
      Дата выборов в органы местного самоуправления назначается Высшим
законодательным  органом  Республики  Карелия,  не  позднее  чем  за 4
месяца до истечения полномочий органов местного самоуправления.

 

      Статья 5. Право выдвижения кандидатов

 

      Кандидаты на должность главы местного самоуправления выдвигаются
трудовыми    коллективами,    полномочными    органами   избирательных
объединений, группами избирателей (не менее 30 человек).
      Списки кандидатов в состав представительного органа,  избираемых
по    общетерриториальному    избирательному    округу,    выдвигаются
полномочными органами избирательных объединений.
      Кандидаты  в  состав  представительного  органа,  избираемые  по
одномандатным,   многомандатным   избирательным  округам,  выдвигаются
группами избирателей, проживающих на  территории  данного  округа  (не
менее 3 человек), и полномочными органами избирательных объединений.
      Избирательными объединениями являются общественные организации и
объединения  (в  том  числе партии, движения, профсоюзные организации,
региональные  отделения   общефедеральных   партий,   действующих   на
территории  Республики  Карелия или соответствующей территории, уставы
которых зарегистрированы Министерством юстиции Республики Карелия),  в
уставах   которых   оговорено   участие  в  выборах,  или  блок  таких
общественных   организаций,   объединений,   создаваемый   на   период
проведения   выборов.   Общественные  организации  и  объединения  (их
отделения) не могут входить в состав более, чем одного  избирательного
объединения.  Общественные  организации и объединения (их отделения) в
случае  вхождения  в  состав  блока  не  могут  выступать  в  качестве
самостоятельных избирательных объединений.
      Избирательным объединением  может  выступать  также  объединение
жителей  города,  района  численностью не менее 50 человек, волости не
менее 30 человек, имеющих избирательное право, создаваемое  на  период
проведения  выборов  по  месту постоянного проживания, работы или иным
признакам, создание которых подтверждается протоколом общего собрания.
Решение собрания считается правомочным, если:
      - не позднее, чем за три дня до даты его заседания, инициаторами
проведения   собрания  в  письменном  виде  было  оформлено  заявление
соответственно в районную, городскую, волостную избирательные комиссии
с  приглашением  принять участие в работе собрания с указанием места и
времени его проведения;
      -  проведена  регистрация   его   участников   с   указанием   в
регистрационной  ведомости  фамилии,  имени,  отчества, даты рождения,
серии и номера паспорта или удостоверения личности, адреса постоянного
жительства участников собрания;
      -  за   выдвижение   представленного   организаторами   собрания
общетерриториального  списка  кандидатов  в депутаты представительного
органа и их  программы  проголосовало  не  менее  половины  участников
собрания жителей района, города, волости;
      - по результатам работы собрания оформлен протокол.
      Протокол  собрания  и  регистрационная  ведомость  подписываются
председателем  и  секретарем  собрания  и  членом городской, районной,
волостной избирательных комиссий, если они присутствуют  на  собрании.
Эти   документы   должны   быть  приложены  к  списку  кандидатов  при
представлении  его  в  городскую,  районную,  волостную  избирательные
комиссии.
      Представление в  городскую,  районную,  волостную  избирательные
комиссии  для  регистрации  списка кандидатов или отдельных кандидатов
производится на основании  решения  полномочных  органов  общественных
организаций  и  объединений,  их  отделений  в  городе и районе или на
основе решения собрания жителей города, района, волости,  оформленного
в  соответствии  с  требованиями настоящей статьи, а в случае создания
блока  -  по  совместному  решению  полномочных  органов  общественных
организаций, объединений, составляющих такой блок.
      Каждое избирательное объединение должно иметь свое наименование.

 

      Статья 6. Финансирование выборов

 

      1.  Финансирование  мероприятий,  связанных  с  организацией   и
проведением  выборов  в органы местного самоуправления, осуществляется
за счет средств местного бюджета и бюджета Республики Карелия.
      2.  Для  финансирования  избирательной  кампании   кандидаты   и
избирательные  объединения  вправе использовать собственные средства и
добровольные денежные взносы.

 

      Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями

 

      1.  Организация  выборов  в   органы   местного   самоуправления
возлагается  на  избирательные  комиссии.  В  решении  всех  вопросов,
связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные  комиссии
городов,  районов, волостей в пределах своей компетенции независимы от
государственных органов, общественных и иных органов и организаций.
      2. Избирательные комиссии работают  коллегиально.  Подготовка  и
проведение  выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и
гласно.

 

      Статья 8. Правовые основы организации и проведения выборов

 

      Выборы  в  органы   местного   самоуправления   организуются   и
проводятся   на   основе   Закона      выборах   в  органы  местного
самоуправления Республики Карелия" и иных  правовых  (законодательных)
актов республики, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.

 

                               Глава 2                                

 

             Избирательные округа. Избирательные участки.             
                          Списки избирателей                          

 

      Статья 9. Образование избирательных округов по выборам в  органы
местного самоуправления

 

      1.  Одномандатные  и  многомандатные  избирательные  округа   по
выборам в представительные органы местного самоуправления образуются с
равным числом избирателей с допускаемым отклонением до  15  процентов.
В  исключительных случаях городская, районная, волостная избирательные
комиссии в целях совмещения границ  избирательных  и  административных
единиц  могут  принимать  решения,  допускающие  большие отклонения от
средней численности избирателей в округе.
      2. Число избирательных округов, образуемых на территории каждого
района,   города,   волости   устанавливается   городской,   районной,
волостной избирательными комиссиями.
      3. Общетерриториальный  избирательный  округ  по  выборам  главы
местного  самоуправления  и  в  представительный  орган  включает  всю
территорию города, района, волости, в пределах  их  административно  -
территориальных границ.
      4.  Границы   избирательных   округов   утверждаются   районной,
городской,   волостной   избирательными  комиссиями  по  представлению
местной администрации городов, районов, волостей не позднее чем за  75
дней до назначенной даты проведения выборов.
      5.  Списки  избирательных  округов   с   указанием   их   границ
публикуются   в   местной   печати   городской,   районной,  волостной
избирательными комиссиями не позднее пяти дней после их образования.

 

      Статья 10. Образование избирательных участков

 

      1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 60 дней до
дня  выборов  местной  администрации  городов,  районов,  волостей  из
расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок.
      В    малонаселенных    местностях    допускается     образование
избирательных участков из расчета от 20 избирателей.
      2. Избирательные участки образуются  с  учетом  границ  городов,
сельских   поселений,  других  населенных  пунктов  с  целью  создания
максимальных удобств для избирателей. Границы  избирательных  участков
не должны пересекать границ избирательных округов.
      3. В местах нахождения граждан,  расположенных  в  отдаленных  и
труднодоступных  районах,  а  также на судах, находящихся в плавании в
период, начиная с 15  дней  до  дня  выборов,  могут  быть  образованы
избирательные   участки,   которые   входят   в  избирательные  округа
соответственно по месту их нахождения  или  по  месту  порта  приписки
судна.
      4. Список избирательных участков с указанием адресов  участковых
избирательных  комиссий  публикуется  местной  администрацией  города,
района, волости в местной печати в течение 3-х дней, а также доводится
до  сведения  населения  иными  способами  в  течение  10  дней  после
принятия решения об образовании избирательных участков.

 

      Статья 11. Списки избирателей

 

      1. Местная администрация в районе, городе, волости  обеспечивает
учет   избирателей   и  передает  участковым  избирательным  комиссиям
сведения об избирателях, проживающих на  соответствующих  территориях.
Списки  избирателей  составляются  по каждому избирательному участку и
подписываются  председателем  и  секретарем  участковой  избирательной
комиссии.
      2.  Уточнение  списков  избирателей  должно  быть  завершено  не
позднее 15 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории
избирательного участка в период после указанного  срока  либо  в  силу
других  обстоятельств  не  включенные  в  основной  список, включаются
участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей
на основании документов, подтверждающих их место жительства.
      3. В список избирателей включается гражданин Республики Карелия,
отвечающий  на  день  выборов требованиям статьи 2 настоящего Закона и
имеющий постоянное место  жительства  на  территории  соответствующего
избирательного участка.
      4. Список избирателей военнослужащих составляется в соответствии
с  пунктом  5  статьи  2, на основе данных, представляемых командирами
воинских частей.  Военнослужащие,  проживающие  вне  воинских  частей,
включаются в списки избирателей по месту жительства.
      Списки избирателей по избирательным  участкам,  образованным  на
судах,   находящихся   в  плавании,  составляются  на  основе  данных,
представляемых капитанами судов.
      5. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке
(по  улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата
рождения и адрес избирателя.
      6.  Участковая  избирательная  комиссия  обеспечивает  гражданам
возможность ознакомления со списками избирателей.

 

                               Глава 3                                

 

                        Избирательные комиссии                        

 

      Статья 12. Виды избирательных комиссий

 

      1. Для  организации  и  проведения  выборов  в  органы  местного
самоуправления образуются избирательные комиссии:
      в городе,  районе,  волости  -  городская,  районная,  волостная
избирательные комиссии;
      в избирательном участке - участковая избирательная комиссия.

 

      Статья 13. Порядок формирования городской,  районной,  волостной
избирательных комиссий

 

      1.  Районная,  городская,   волостная   избирательные   комиссии
формируются  местной  администрацией  городов,  районов,  волостей  не
позднее чем на 10 день после назначения выборов в составе председателя
и  8-14  человек из числа кандидатур, предложенных представительными и
исполнительными органами районов, городов, волостей. При этом половина
членов  избирательных  комиссий назначается из числа лиц, предложенных
местной администрацией районов, городов, волостей, а  другая  половина
из   числа   лиц,  предложенных  представительными  органами  районов,
городов, волостей.
      2.    Избирательное    объединение,    кандидат    в    депутаты
представительного  органа местного самоуправления, а также кандидат на
должность  главы   местного   самоуправления   вправе   иметь   своего
представителя   в  соответствующей  избирательной  комиссии  с  правом
совещательного голоса.

 

      Статья  14.  Порядок   формирования   участковых   избирательных
комиссий

 

      1. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее  чем
за  45  дней  до  проведения  выборов  городской,  районной, волостной
избирательными  комиссиями  в  составе  председателя  и  4-18   членов
комиссии.  Численность  комиссии определяется представительным органом
местного самоуправления района, города,  волости.  При  этом  половина
членов  избирательных  комиссий назначается из числа лиц, предложенных
местной администрацией районов, городов, волостей, а  другая  половина
из   числа   лиц,  предложенных  представительными  органами  местного
самоуправления районов, городов, волостей.
      Председатель комиссии назначается районной, городской, волостной
избирательными комиссиями.
      2. Каждое  избирательное  объединение,  зарегистрировавшее  свой
список  по  городскому,  районному,  волостному,  общетерриториальному
избирательному   округу,   и   каждый   кандидат   в    депутаты    по
соответствующему  одномандатному  и  многомандатному  округу,  а также
кандидат на должность главы местного самоуправления  вправе  назначить
одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного
голоса.
      3. Помимо  этого,  в  день  выборов  избирательные  объединения,
кандидаты   в   депутаты  и  кандидаты  на  должность  главы  местного
самоуправления   вправе   направить   в   соответствующую   участковую
избирательную  комиссию  до  5 наблюдателей от каждого объединения или
кандидата; указанные наблюдатели вправе  присутствовать  до  окончания
подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.

 

      Статья   15.   Полномочия   городской,    районной,    волостной
избирательных комиссий

 

      Городская, районная, волостная избирательные комиссии:
      а) дают разъяснения о порядке  применения  настоящего  Закона  и
обеспечивают его единообразное исполнение;
      б) руководят работой участковых избирательных комиссий;
      в) рассматривают  заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
      г)  в  случаях,  предусмотренных   настоящим   Законом,   издают
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
      д) регистрируют списки  кандидатов  в  состав  представительного
органа,  доверенных  лиц  этих избирательных объединений, кандидатов в
депутаты, кандидатов на должность главы местного самоуправления, также
их  доверенных лиц, выдают вышеуказанным кандидатам и доверенным лицам
удостоверения   установленного   образца,   публикуют   сообщения    о
зарегистрированных   общетерриториальных   избирательных   списках   и
кандидатах;
      е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий  предвыборной
деятельности для всех избирательных объединений и кандидатов;
      ж) осуществляют контроль за  законностью  проведения  выборов  в
органы местного самоуправления;
      з)  устанавливают  формы   избирательных   бюллетеней,   списков
избирателей  и  других избирательных документов, порядок их хранения и
утверждают текст бюллетеней для голосования, обеспечивают печатание  и
снабжение ими участковых комиссий;
      и) распределяют выделенные из  бюджета  средства  на  финансовое
обеспечение выборов и контролируют их целевое использование;
      к) рассматривают вопросы материально - технического  обеспечения
подготовки и проведения голосования;
      л)  устанавливают  результаты  голосования  по   соответствующей
территории   и   публикуют   их   в   печати,   обеспечивают  передачу
документации,  связанной  с  проведением  и  организацией  выборов,  в
архивы;
      м) устанавливают  лиц,  избранных  депутатами  представительного
органа,  выдают  им  удостоверения  об избрании, а также устанавливают
избрание главы местного самоуправления;
      н) составляют списки лиц, избранных депутатами представительного
органа,  и  передают  их  и  документацию,  необходимую  для  проверки
полномочий депутатов, мандатной комиссии представительного органа;
      о)  организуют  повторные  выборы  депутатов   представительного
органа;
      п) контролируют  обеспечение  участковых  комиссий  помещениями,
транспортом,   связью  и  рассматривают  иные  вопросы  материально  -
технического обеспечения выборов;
      р) осуществляют  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
      Решения городской, районной, волостной  избирательных  комиссий,
принятые  в  пределах  компетенции,  обязательны для государственных и
муниципальных   органов,   общественных   объединений,    предприятий,
учреждений  и  должностных лиц, которые обязаны оказывать содействие и
предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.
      Городская, районная, волостная избирательные комиссии  действуют
до образования городской, районной, волостной избирательных комиссий в
новом составе.

 

      Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии

 

      Участковая избирательная комиссия:
      а)  на  основании  сведений   об   избирателях,   представленных
соответствующей   администрацией,  составляет  список  избирателей  по
участку,  а  также  организует  составление   дополнительного   списка
избирателей;
      б) проводит ознакомление  избирателей  со  списком  избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках
избирателей  и  решает  вопросы  о  внесении  в  него  соответствующих
изменений;
      в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
      г) контролирует размещение предвыборных агитационных  материалов
в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;
      д)   обеспечивает   подготовку   помещения   для    голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
      е) организует на своем избирательном участке голосование в  день
выборов;
      ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования
на   участке   и   обеспечивает  передачу  документации,  связанной  с
проведением  и  организацией  выборов  соответственно   в   городскую,
районную, волостную избирательные комиссии;
      з) рассматривает  заявления  и  жалобы  по  вопросам  подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
      и) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
      Полномочия  участковой  избирательной  комиссии  прекращаются  с
момента   передачи   ею   избирательной   документации   и  имущества,
полученного для получения выборов.

 

      Статья 17. Организация работы избирательных комиссий

 

      Заместитель  председателя  и  секретарь  избирательной  комиссии
избираются на ее первом заседании.
      Решение о формировании избирательной  комиссии  и  постановление
избирательной  комиссии  об  избрании  ее  руководителей  доводятся до
сведения избирателей.
      Заседание избирательной комиссии является правомочным,  если  на
нем  присутствует  не  менее  двух  третей  членов комиссии с решающим
голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель.
      Заседания  избирательной  комиссии   созываются   и   проводятся
председателем   или,   по  его  поручению,  заместителем  председателя
комиссии. Заседание проводится также  по  требованию  не  менее  одной
трети членов комиссии.
      Решения избирательной комиссии принимаются большинством  голосов
от  присутствующих  на  заседании  членов  комиссии, обладающих правом
решающего голоса.
      По решению городской, районной, волостной избирательных комиссий
в  пределах  выделенных  бюджетных  ассигнований, председатель и члены
комиссии могут осуществлять свои обязанности в комиссии постоянно  или
временно с отрывом от основной работы.
      На  заседаниях  городской,  районной,  волостной  и   участковых
избирательных  комиссий  могут  присутствовать  представители  средств
массовой информации.
      При разборе жалоб на заседаниях  избирательных  комиссий  вправе
присутствовать представители заинтересованных сторон.
      Протоколы       избирательной       комиссии       подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
      Помещение   для   работы   избирательной   комиссии   выделяется
соответствующей местной администрацией.
      Все государственные органы, органы  местного  самоуправления,  а
также  их  должностные  лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

 

      Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

 

      Решения и действия городской, районной, волостной  избирательных
комиссий,  совершенные  с  нарушением  настоящего  Закона,  могут быть
обжалованы в народный суд в порядке, установленном законодательством.
      Решения   и   действия   участковых   избирательных    комиссий,
совершенные  с  нарушением  настоящего закона, могут быть обжалованы в
вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке,  установленном
законодательством.  При  этом  предварительное обращение в вышестоящую
избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения
в суд.
      Городская, районная, волостная избирательные комиссии в пределах
своей   компетенции   рассматривают   жалобы  на  решения  и  действия
участковых  избирательных  комиссий  и  обязаны  не  позднее,  чем   в
пятидневный   срок  дать  ответ  по  существу,  а  в  день  выборов  -
немедленно.

 

                               Глава 4                                

 

                 Выдвижение и регистрация кандидатов                  

 

      Статья  19.  Несовместимость  статуса  депутата  с   должностным
положением или деятельностью в государственных и иных органах

 

      1. Лица, у которых должность, мандат или занятие несовместимы по
действующему  законодательству  Республики Карелия с мандатом депутата
представительного органа, дают письменное обязательство о  прекращении
в случае избрания соответствующей деятельности.
      2. Несоблюдение ограничений,  установленных  настоящей  статьей,
влечет    за    собой    признание    избрания   соответствующих   лиц
недействительным.

 

      Статья  20.  Выдвижение  и  регистрация  кандидатов  в  депутаты
представительного      органа      местного      самоуправления     по
общетерриториальным избирательным округам

 

      1. Выдвижение списков кандидатов  в  депутаты  представительного
органа  местного самоуправления по общетерриториальному избирательному
округу  начинается  за  60  дней  до  выборов.  Число   кандидатов   в
общетерриториальном списке может превышать число депутатов, избираемых
по  общетерриториальному  округу  не  более  чем  на   20   процентов.
Кандидаты  размещаются  в  подаваемом на регистрацию списке в порядке,
определяемом   избирательным   объединением.   Каждое    избирательное
объединение  может выдвигать только один список кандидатов в депутаты.
Каждый кандидат  в  депутаты  может  баллотироваться  только  в  одном
списке.
      2. Избирательное  объединение  может  выдвигать  кандидатов,  не
состоящих   членами   входящих   в   него   политических  общественных
объединений и других общественных организаций.
      3. В общетерриториальном списке кандидатов указывается  фамилия,
имя,  отчество,  дата  рождения, занятие и постоянное место жительства
каждого кандидата.
      4.  Для  регистрации  общетерриториального   списка   кандидатов
требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее чем 1 %
избирателей  общетерриториального  избирательного  округа.   Подписные
листы  изготавливаются по форме, указанной в приложении 1 к настоящему
Закону. По требованию избирателя  лицо,  собирающее  подписи,  обязано
предъявить ему полный общетерриториальный список кандидатов, в котором
состав и порядок размещения  кандидатов  удостоверены  уполномоченными
представителями избирательного объединения.
      5. До начала сбора подписей указанный список  кандидатов  должен
быть   представлен  в  городскую,  районную,  волостную  избирательные
комиссии.  Городская,  районная,  волостная   избирательные   комиссии
обязаны  по  получению  списка  выдать  представившему  его заверенную
копию.
      6.  Состав  списка,  порядок  размещения  кандидатов  в   списке
определяются  выдвигающим список избирательным объединением и не могут
изменяться после предъявления списка в городскую, районную,  волостную
избирательные  комиссии, за исключением изменений, вызываемых выбытием
кандидатов.  В  последнем  случае  не  допускается  добавление   новых
кандидатов, изменения, меняющие взаимный порядок кандидатов в списке.
      7. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе,  указывает
свою  фамилию,  имя  и  отчество,  дату рождения, адрес, серию и номер
паспорта или заменяющего его документа.
      8. Подписной лист удостоверяется лицом,  собиравшим  подписи,  с
указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера
его   удостоверения   личности   или   паспорта,   и    уполномоченным
представителем      избирательного      объединения,      выдвигающего
общетерриториальный список кандидатов.
      9. Общетерриториальный список кандидатов с подписными листами  и
заявлениями  кандидатов  о  согласии баллотироваться по данному списку
вносится уполномоченными представителями избирательного объединения на
регистрацию  в  городскую,  районную, волостную избирательные комиссии
не позднее 30 дней до  дня  выборов.  Городская,  районная,  волостная
избирательные     комиссии     проверяют    соответствие    внесенного
общетерриториального списка кандидатов требованиям настоящего Закона и
в  течение  5  дней  регистрируют  и  официально  опубликовывают его с
указанием  по  каждому  кандидату  данных,  перечисленных  в  части  3
настоящей  статьи,  в  печати,  либо отказывают в регистрации. Каждому
кандидату  зарегистрированного   списка   выдается   удостоверение   о
регистрации с указанием ее даты и времени.
      10. В случае, если  до  дня  выборов  политическое  общественное
объединение,    выдвинувшее    отдельно    или    в    составе   блока
общетерриториальный список избирателей, признано неконституционным или
аннулирована   регистрация   его   устава,   регистрация   списка  или
соответствующей части его аннулируется.
      11.  Если  в  срок,  указанный  в  пункте  9  статьи,  не  будет
зарегистрирован  ни  один  общетерриториальный список кандидатов, либо
будет зарегистрирован лишь один такой список,  выборы  по  спискам  не
проводятся. В этом случае городская, районная, волостная избирательные
комиссии  путем  жеребьевки  определяют  одномандатные   избирательные
округа  по  выборам в представительный орган, которые преобразуются их
решениями в двухмандатные. В данном округе избиратель голосует за двух
кандидатов.

 

      Статья   21.   Выдвижение   кандидатов   в    одномандатном    и
многомандатном  избирательном  округах  по  выборам в представительный
орган местного самоуправления, их регистрация

 

      1. Избирательное  объединение,  выдвинувшее  общетерриториальный
список  кандидатов,  группа  избирателей  могут выдвигать кандидатов в
депутаты  в   представительный   орган   местного   самоуправления   в
одномандатных  и  многомандатных  избирательных  округах  по выборам в
представительный орган.  Регистрация  производится  в  соответствии  с
пунктом  5  настоящей  статьи  с  обязательным  указанием наименования
избирательного объединения, выдвинувшего  кандидата  в  депутаты.  При
этом избирательное объединение может выдвинуть в округ не более одного
кандидата в депутаты. Группой избирателей может быть  выдвинут  только
один кандидат в депутаты.
      2. Для выдвижения в одномандатном и многомандатном избирательных
округах  по  выборам  в  представительный  орган  кандидата требуется,
чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее  1  %  избирателей
округа.  Подписные  листы  изготовляются  по  форме,  установленной  в
приложении 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются
фамилия,   имя   и   отчество,   дата   рождения,  занятие,  партийная
принадлежность, постоянное место жительство кандидата.
      3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе,  указывает
свою  фамилию,  имя  и  отчество,  дату рождения, адрес, серию и номер
удостоверения личности или паспорта.
      4. Подписной лист удостоверяется лицом,  собиравшим  подписи,  с
указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера
его  удостоверения  личности  или  паспорта  и  лицом,  за  выдвижение
кандидатуры которого собраны подписи.
      5. Инициаторы  выдвижения  кандидата  или  сам  кандидат  вносят
подписные  листы  и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры
по данному избирательному округу на регистрацию в городскую, районную,
волостную  избирательные комиссии по выборам не позднее 27 дней до дня
выборов.  Городская,  районная,   волостная   избирательные   комиссии
проверяют  соответствие  выдвижения  кандидата  требованиям настоящего
Закона и в течение 3 дней регистрируют его, публикуют  данные  о  нем,
перечисленные  в  части  2  настоящей  статьи,  в  печати и выдают ему
удостоверение о  регистрации  с  указанием  ее  даты  и  времени  либо
отказывают в регистрации.
      6. Если в период после завершения регистрации  кандидатов  и  до
дня  выборов  в  двухмандатном  избирательном  округе остается менее 2
кандидатов,  а  в  одномандатном  избирательном   округе   ни   одного
кандидата,  выборы  в  этих  избирательных округах откладываются на 12
недель  для  дополнительного  выдвижения  кандидатов  и  осуществления
последующих избирательных действий.

 

      Статья 22. Выдвижение  и  регистрация  кандидатов  на  должность
главы местного самоуправления

 

      1.  Для  выдвижения  кандидата  на  должность   главы   местного
самоуправления  требуется,  чтобы в его поддержку были собраны подписи
не менее 1 процента избирателей округа. Подписные листы  изготовляются
по  форме,  установленной в приложении 2 к настоящему Закону. В каждом
подписном листе указываются фамилия, имя и  отчество,  дата  рождения,
занятие   и   постоянное   место   жительства   кандидата,   партийная
принадлежность.
      2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе,  указывает
свою  фамилию,  имя  и  отчество,  дату рождения, адрес, серию и номер
удостоверения личности или паспорта.
      3. Если в период после завершения регистрации  кандидатов  и  до
дня  выборов в общетерриториальном избирательном округе не остается ни
одного   кандидата,   выборы   откладываются   на   12   недель    для
дополнительного  выдвижения  кандидатов  и  осуществления  последующих
избирательных действий.

 

      Статья 23. Права и обязанности кандидатов

 

      1. Работодатель обязан предоставить кандидату, по  его  желанию,
неоплачиваемый   отпуск   с  момента  регистрации  и  до  дня  выборов
включительно.  В  течение  этого  срока  средний  заработок  или  иной
регулярный  доход,  исчисленный  за  предшествующие дате регистрации 3
месяца, но в размере, не превышающем 7 установленных законодательством
минимальных  размеров оплаты труда ежемесячно, выплачивается кандидату
городской, районной, волостной избирательными комиссиями из  бюджетных
средств, предназначенных для проведения выборов.
      Кандидат имеет  право  на  возмещение  транспортных  расходов  в
пределах  самоуправляющейся  территории,  на  которой он баллотируется
(кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.
      2. Кандидат в депутаты  может  баллотироваться  только  в  одном
избирательном   округе.   Кандидат   не  может  состоять  ни  в  одной
избирательной комиссии.
      3. Кандидат не может быть привлечен к уголовной  ответственности
или   подвергнут   мерам  административного  взыскания,  налагаемым  в
судебном порядке, без  согласия  прокурора  города  или  района.  Меры
пресечения  и иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены
к кандидату только по постановлению суда.
      4. Кандидат на должность  главы  местного  самоуправления  может
иметь  до  10  доверенных  лиц;  кандидат в депутаты представительного
органа, баллотирующийся в одномандатном и многомандатном избирательных
округах  может иметь до 5 доверенных лиц, а избирательное объединение,
выдвинувшее зарегистрированный общетерриториальный список  кандидатов,
-  до  15  доверенных  лиц,  зарегистрированных  городской,  районной,
волостной избирательными комиссиями. Доверенные лица  должны  отвечать
требованиям  статьи  2  настоящего Закона. Доверенные лица получают от
городской, районной, волостной избирательных комиссий удостоверения  и
ведут   агитационную  и  иную  деятельность,  способствующую  избранию
кандидатов.  На  указанной  в  части   1   настоящей   статьи   период
работодатели  обязаны  предоставлять  доверенным  лицам  по их просьбе
неоплачиваемый  отпуск.   Кандидаты   и   избирательные   объединения,
назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив
городскую,  районную,  волостную   избирательные   комиссии,   которые
аннулируют выданные таким доверенным лицам удостоверения.
      5. Кандидат вправе в любое  время  до  дня  выборов  снять  свою
кандидатуру.  Если  это  сделано  без вынуждающих к тому обстоятельств
(болезнь  и  прочее),  избирательная  комиссия  относит  на  его  счет
соответствующую  часть  понесенных  ею расходов, включая выделенные на
предвыборную агитацию.
      6. Избирательное объединение по решению  уполномоченного  на  то
органа  может  в любое время до дня выборов отменить выдвижение любого
зарегистрированного им кандидата, баллотирующегося  по  одномандатному
или   многомандатному   избирательным   округам,   и,  если  не  истек
установленный  настоящим   Законом   срок   регистрации,   внести   на
регистрацию  в  городскую,  районную, волостную избирательные комиссии
нового  кандидата.  Если  это   сделано   без   вынуждающих   к   тому
обстоятельств  (болезнь  и  прочее), избирательная комиссия относит на
счет  данного   избирательного   объединения   соответствующую   часть
понесенных  ею  расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию.
Информация  о  выбытии  и   (или)   замене   кандидатов   в   депутаты
представительного  органа  не позднее трех дней публикуется городской,
районной, волостной избирательными комиссиями в печати и сообщается  в
иные средства массовой информации.

 

                               Глава 5                                

 

                        Предвыборная агитация                         

 

      Статья 24. Право на участие предвыборной агитации

 

      1. Жители города, района, волости, избирательные и  общественные
объединения  вправе  беспрепятственно  вести  агитацию  за  или против
кандидатов.
      2.  Участие   государственных   органов   и   органов   местного
самоуправления  в  предвыборной  агитации  за или против кандидатов не
допускается.

 

      Статья 25. Порядок проведения предвыборных мероприятий

 

      1.  Государственные  органы  и  органы  местного  самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в
организации и проведении предвыборных собраний,  встреч  кандидатов  и
их  доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещения для
проведения таких собраний и  встреч  рассматриваются  соответствующими
государственными   органами   и  органами  местного  самоуправления  в
пятидневный  срок  и  удовлетворяются   в   порядке,   устанавливаемом
городской, районной, волостной избирательными комиссиями.
      2. Предвыборные митинги организуются  и  проводятся  в  порядке,
установленном действующим законодательством.
      3.  Проведение  агитации  в  помещениях  избирательных  участков
запрещается.
      4. Владельцы государственных и муниципальных общественных  залов
обязаны  по  требованию  городской,  районной, волостной избирательных
комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на  согласованное
время  для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом
городская,  районная,   волостная   избирательные   комиссии   обязаны
обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

 

      Статья  26.  Предвыборная  агитация  через   средства   массовой
информации

 

      1. В течение 10 дней до дня  выборов  запрещается  опубликование
результатов  опросов  общественного  мнения,  связанных с предстоящими
выборами.
      2. Средства массовой информации, одним  из  учредителей  которых
выступают  государственные  органы,  организации,  учреждения,  органы
местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя бы
частично  финансируемые  за  счет государственных средств, или средств
органов   местного   самоуправления,   обязаны   обеспечивать   равные
возможности  для  предвыборных  выступлений всех кандидатов в депутаты
представительного органа.
      3. Порядок выступлений кандидатов по телевидению и  радиовещанию
устанавливается    городской,   районной,   волостной   избирательными
комиссиями по согласованию с руководителями центров такого  вещания  и
должен  обеспечивать  получение  эфирного времени на равных основаниях
(по продолжительности выступления, времени  выхода  в  эфир  и  другим
условиям).

 

      Статья 27. Выпуск агитационных печатных материалов

 

      1. Избирательные объединения, участвующие в  выборах,  кандидаты
вправе   беспрепятственно   выпускать   плакаты,   листовки   и   иные
агитационные материалы.
      2.  Все  агитационные  и  печатные  материалы  должны  содержать
информацию  об  организациях  и  лицах,  ответственных  за  их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
      Не  допускается  распространение  заведомо   ложных,   позорящих
кандидатов   измышлений,  а  также  умышленное  унижение  их  чести  и
достоинства.
      3.  Городская,  районная,  волостная   избирательные   комиссии,
поставленные  в известность о распространении анонимных либо подложных
агитационных   материалов,   принимают   меры   по   пресечению   этой
деятельности  и  вправе обратиться в соответствующие органы внутренних
дел  с  представлением  о  применении   необходимых   мер   пресечения
противоправной агитационной деятельности.
      4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные  материалы
не    могут    содержать    призывов   к   насильственному   изменению
конституционного строя и нарушению целостности  Российской  Федерации,
Республики  Карелия,  разжигать  социальную,  расовую,  национальную и
религиозную рознь. При распространении  таких  программ  и  материалов
городская,  районная,  волостная  избирательные  комиссии  действуют в
соответствии с Правилами, установленными в части 3 настоящей статьи.
      5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены  в  любом
помещении,  на  любом  здании, сооружении и ином другом объекте, кроме
зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков,  с
согласия  собственника (владельца) этих объектов или уполномоченных им
органов.

 

      Статья 28. Сроки проведения агитационной кампании

 

      1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата
или    общетерриториального   избирательного   списка   кандидатов   и
прекращается за одни сутки до дня выборов.
      2. В последний день перед днем выборов и в  день  выборов  любая
публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее
вывешенные  вне  помещений  для  голосования,  могут  сохраняться   на
прежних  местах.  В  течение  пяти  дней  до  дня  выборов запрещается
распространение  материалов,  наносящих  ущерб  чести  и   достоинству
кандидатов в депутаты.

 

                               Глава 6                                

 

                        Финансирование выборов                        

 

      Статья  29.  Финансовое  обеспечение  подготовки  и   проведение
выборов

 

      1. Средства, выделенные из бюджета на организацию  и  проведение
выборов,  поступают  в  распоряжение  городской,  районной,  волостной
избирательных комиссий немедленно по их сформировании и распределяются
ими между всеми избирательными комиссиями.
      2. Участковые  избирательные  комиссии  представляют  городской,
районной,  волостной  избирательным  комиссиям  отчет  о  расходовании
выделенных  им  средств  не  позднее  15  дней  со  дня   официального
опубликования результатов выборов.
      3.  Городская,  районная,   волостная   избирательные   комиссии
представляют  представительному  органу  отчет о расходовании средств,
указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее  двух  месяцев  после
официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен
быть  опубликован  городской,   районной,   волостной   избирательными
комиссиями  в  печати и сообщен в иные средства массовой информации не
позднее 1 месяца со дня его представления в представительный орган.

 

      Статья  30.  Избирательные  фонды  кандидатов  и   избирательных
объединений, порядок их создания

 

      1.  Избирательные  объединения  и  кандидаты  вправе   создавать
собственные   избирательные   фонды  для  финансирования  предвыборной
агитации. Для этого избирательная комиссия выдает справку руководителю
избирательного  объединения  или  кандидату,  по  которой  любой  банк
должен  в  течение  дня  открыть  специальный  счет  объединения   или
кандидата. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
      а) средств, выделенных избирательному объединению или  кандидату
на предвыборную агитацию городской, районной, волостной избирательными
комиссиями;
      б) собственных средств избирательного объединения или кандидата;
      в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим  его  избирательным
объединением,   партией,  политическим  движением,  иным  общественным
объединением;
      г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
      2.  Сумма  пожертвований  отдельного  физического  лица  в  фонд
кандидата  не  может превышать 20-кратного минимального размера оплаты
труда,  а   фонд   избирательного   объединения   30-кратного.   Сумма
пожертвования   отдельного   юридического   лица  не  может  превышать
минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 200 и 300
раз.
      3.  Не  допускаются   пожертвования   со   стороны   иностранных
государств,  организаций  и  граждан,  российских  юридических  лиц  с
иностранным   участием,   а   также   международных   организаций    и
международных общественных объединений.
      4.   Право   распоряжения   средствами   избирательных    фондов
принадлежит    исключительно   создавшим   эти   фонды   избирательным
объединениям   или   кандидатам.   Привлечение   других   средств   на
избирательную кампанию не допускается.

 

      Статья 31. Порядок расходования средств избирательных фондов

 

      1. Все  денежные  средства,  поступающие  в  избирательный  фонд
избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный
счет в банке.
      2. Порядок учета расходования  денежных  средств  избирательного
фонда  устанавливается  городской,  районной, волостной избирательными
комиссиями.
      3. Не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов по
округу  избирательное  объединение  или кандидат обязаны представить в
городскую,  районную,  волостную  избирательные  комиссии   финансовый
отчет,   в   котором  указываются  источники  денежных  поступлений  в
избирательный фонд и все затраты,  совершенные  в  целях  предвыборной
агитации.   Форма   финансового   отчета   устанавливается  городской,
районной,  волостной  избирательными  комиссиями  по  согласованию   с
местными  администрациями городов, районов, волостей. Указанные отчеты
должны  быть  переданы  в  средства  массовой  информации   городской,
районной,   волостной   избирательными   комиссиями   одновременно   с
представлением   городской,   районной,    волостной    избирательными
комиссиями  отчета  о  расходовании средств в соответствии с пунктом 3
статьи 29.
      4. Неизрасходованные денежные средства  избирательного  фонда  в
размере,  пропорциональном  сумме,  которая  была  выделена городской,
районной,   волостной   избирательными    комиссиями    избирательному
объединению  или  кандидату,  после  завершения выборов направляются в


Информация по документу
Читайте также