Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Коми от 22.04.2016 № 211

 

от 22 апреля 2016 г. № 211

 

г. Сыктывкар

 

 

Об утверждении программы Республики Коми

«Доступная среда» на 2016-2020 годы

___________________________________

 

 

Правительство Республики Коми постановляет:

1. Утвердить программу Республики Коми «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми разработать, утвердить и обеспечить финансирование муниципальных программ (подпрограмм) в отношении инвалидов с учетом положений Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере реализации государственной политики социальной поддержки отдельных категорий граждан.

 

 

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми

 

Л. Максимова

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Коми

от 22 апреля 2016 г. № 211

(приложение)

 

ПРОГРАММА

Республики Коми «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы

 

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

НА 2016 - 2020 ГОДЫ

 

Наименование Программы

программа Республики Коми «Доступная среда» на 2016 - 2020 годы (далее - Программа)

Основания разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»;

постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

Соисполнители Программы

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми;

Министерство здравоохранения Республики Коми,

Министерство культуры, туризма и архивного дела  Республики Коми;

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми;

Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи  Республики;

Министерство физической культуры и спорта Республики Коми;

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (по согласованию);

общественные организации инвалидов (по согласованию);

органы местного самоуправления в Республике Коми (по согласованию)

Цель Программы

обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Республике Коми

Задачи Программы

1) совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми;

2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми;

3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Коми;

4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Коми

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1)                доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов Республики Коми;

2)                доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3)                доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми;

4)                доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Коми по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

5)                доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

6)                доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

7)                доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в общем количестве объектов органов службы занятости;

8)                доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов  и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

9)                доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных  образовательных организаций;

10)           доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Коми;

11)           доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

12)           доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

13)           доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

14)           доля приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования;

15)           доля приоритетных объектов в сфере высшего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере высшего профессионального образования;

16)           доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году);

17)           доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, в общем количестве студентов из числа инвалидов обучающихся по программам среднего профессионального образования;

18)           доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

19)           доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава;

20)           доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;

21)           доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

22)           доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Республике Коми;

23)           доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Коми;

24)           количество учреждений социального обслуживания, внедряющих  технологию дистантного консультирования семей, имеющих в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по вопросам социального обслуживания;

25)           хронометраж произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ  общероссийских  обязательных  общедоступных каналов;

26)           доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан

Сроки реализации Программы

2016 - 2020 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования реализации Программы составляет 105 814,56 тыс. рублей, из них:

в 2016 году – 22 013,2 тыс. рублей;

в 2017 году – 24 422,83 тыс. рублей;

в 2018 году – 23 646,13 тыс. рублей;

в 2019 году – 17 560,8 тыс. рублей;

в 2020 году – 18 285,9 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета 12 800,6 тыс. рублей, из них:

в 2016 году – 12 800,6 тыс. рублей;

в 2017 году – 0,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году – 0,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 0,0 тыс. рублей;

объем средств республиканского бюджета Республики Коми 82 871,0 тыс. рублей, из них:

в 2016 году – 8 567,0 тыс. рублей;

в 2017 году – 20 200,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 19 847,3 тыс. рублей;

в 2019 году – 16 740,8 тыс. рублей;

в 2020 году – 17 515,9 тыс. рублей;

объем средств бюджетов муниципальных образований в Республике Коми 10 257,26 тыс. рублей, из них:

в 2016 году – 645,6 тыс. рублей;

в 2017 году – 4 222,83 тыс. рублей;

в 2018 году – 3 798,83 тыс. рублей;

в 2019 году – 820,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 770,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Республике Коми;

2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

5) увеличение числа инвалидов (семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов), обеспеченных адаптированным жильем;

6) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского транспорта;

7) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Республике Коми;

8) увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств бюджета Республики Коми на базе учреждений здравоохранения в рамках индивидуальной программы реабилитации;

9) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

10) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов;

11) преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе

 

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

решения ее программными методами

 

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.

Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания.

Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.

С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» введено понятие «абилитация инвалидов», а также заложена основа для эффективного межведомственного взаимодействия в целях повышения доступности услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Налаживание эффективного межведомственного взаимодействия медицинских, социальных организаций и организаций, ведущих образовательную деятельность, является обязательным условием реализации принципов ранней помощи и сопровождения инвалида в региональной системе реабилитации.

Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений. Такие решения способствуют формированию в Российской Федерации доступной среды и повышению доступности реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одними из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, в качестве первостепенных задач определены повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов от общей численности населения. В силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.

На 1 января 2016 года численность лиц с инвалидностью, в том числе с особенностями развития, в Республике Коми составила 71,0 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов – 3,1 тыс. человек.

Проблема реабилитации инвалидов, направленная на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов и интеграции их в социальную среду, остается крайне актуальной.

Проблема доступности гарантированных государством услуг для инвалидов и маломобильных групп населения включает в себя две основные составляющие: доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в достаточном объеме и соответствующего качества.

В настоящее время в республике недостаточно исполняются требования доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.

Значительная часть ранее введенных в эксплуатацию магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной сферы, транспортных сооружений улично-дорожной сети не учитывает посещение их маломобильных групп населения. Инвалиды в республике используют для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь и лишены возможности беспрепятственно пользоваться этими объектами в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы людей с инвалидностью по слуху и зрению, престарелых граждан, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании перечисленными объектами.

Нерешенность проблемы доступа инвалидов и маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:

1) дестимуляцию трудовой, социальной и гражданской активности инвалидов, негативно отражающуюся на занятости, образовательном и культурном уровнях инвалидов, уровне и качестве их жизни;

2) вынужденную самоизоляцию инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

3) негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;

4) дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных маломобильных групп населения – лиц пожилого возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детьми в колясках, детей дошкольного возраста.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

В целях соблюдения основных принципов законодательства и полномочий Республики Коми в области градостроительной деятельности согласно статьям 2, 7 и 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Коми  от 18 марта 2016 г. № 133 утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Коми, согласно которым субъекты градостроительной деятельности при организации застройки средовых районов обязаны соблюдать требования СП 31-102-99, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 35-103-2001, СП 35-104-2001, СП 35-105-2002, СП 59.13330.2012, РДС 35-201-99, а также в соответствующих технических регламентов, учитываемые в проектах планировки территорий и градостроительных планах земельных участков.

В состав проектной документации по строительству новых и реконструкции имеющихся объектов (в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) входят мероприятия по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового назначения и объектам жилищного фонда.

Контроль за соблюдением нормативных требований с учетом потребностей инвалидов в проектах на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства социальной инфраструктуры обеспечивается автономным учреждением Республики Коми «Управление государственной экспертизы Республики Коми» при проведении государственной экспертизы проектов в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Контроль за реализацией проектных решений по доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается инспекцией Госстройнадзора Республики Коми на стадии строительства и приемки в эксплуатацию объектов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Одним из основополагающих направлений Программы является совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2012 - 2015 годах Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми проводило социологическое исследование по определению потребностей маломобильных групп населения (в том числе детей-инвалидов), проживающих на территории Республики Коми, в беспрепятственном доступе к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. По результатам исследования в 2012 году было выявлено, что 38,7 процента опрошенных считают здания различных учреждений, организаций, предприятий своего населенного пункта совершенно недоступными для них, а в 2015 году данный процент сократился до 17,0.

С 2012 года в Республике Коми осуществляется реализация мероприятий по обеспечению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения. Паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности осуществляется в республике с привлечением представителей общественных организаций инвалидов с целью обеспечения адаптации среды жизнедеятельности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

В соответствии с методическими рекомендациями по паспортизации и классификации объектов и услуг, утвержденными Министерством труда, занятости и социальной защиты Российской Федерации, в Республике Коми проводится паспортизация социально значимых объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и нанесение их на интерактивную карту доступности, которая размещена на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти при проведении мероприятий по паспортизации объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и решения комплекса вопросов по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в республике образована Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере создания доступной среды для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения при Совете по делам инвалидов при Главе Республики Коми.

Для организации работы по паспортизации объектов на территории муниципальных образований создаются муниципальные рабочие группы.

Обследование, анкетирование и паспортизация доступности учреждений Республики Коми проводится с целью получения достоверной и полной информации об их доступности, безопасности, комфортности и информативности для людей с инвалидностью различных категорий: инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих, неслышащих.

Основными задачами организации обследования доступности данных объектов для людей с инвалидностью являются:

1) анкетирование и составление Паспортов доступности объектов;

2) разработка планов и программ адаптации среды жизнедеятельности для людей с инвалидностью с целью дальнейшего обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг, их оперативного контроля и оценки эффективности с учетом потребностей инвалидов;

3) размещение информации о приоритетных объектах, находящихся в республиканской собственности, на сайте www.zhit-vmeste.ru в модуле «Интерактивная карта доступности объектов» в разделе «Карта объектов»

Работа по обследованию данных объектов проводится сформированными на базе учреждений межведомственными рабочими группами из 5 представителей (экспертов):

1) руководителя государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Коми;

2) представителя местной общественной организации инвалидов;

3) специалиста в области градостроительной деятельности;

4) представителя администрации муниципального образования;

5) руководителя административно-хозяйственного отдела учреждения Республики Коми.

Паспорта доступности учреждений составлены по данным анкет, заполненных в ходе обследования объектов. В каждом учреждении социального обслуживания населения Республики Коми по итогам обследования отдельно стоящего здания составлен план адаптационных мероприятий, который предусматривает ведение необходимой работы в перспективе в соответствии с данным планом.

Для органов исполнительной власти Республики Коми Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми регулярно проводятся семинары, совещания, методические консультации по вопросам заполнения анкет и Паспортов доступности.

В Министерстве образования и молодежной политики Республики Коми находится на контроле решение проблемы по адаптации зданий общеобразовательных организаций для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде с учетом их особых образовательных потребностей.

С 2012 года Министерство образования и молодежной политики Республики Коми принимает участие в реализации мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде.

Ежегодно между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Коми заключаются Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

В рамках реализации Соглашения в 72 базовых образовательных организациях создаются условия доступности образовательной среды с учетом категории детей-инвалидов.

В результате целенаправленной работы повысился с 3,4% до 20% удельный вес общеобразовательных организаций, в которых создается безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Кроме того, значительно улучшилась материально-техническая база образовательных организаций в соответствии с современными требованиями контролирующих органов к обеспечению содержания обучающихся.

 Кроме того, с сентября 2010 года в Республике Коми реализуется проект дистанционного образования детей-инвалидов с использованием специального оборудования на основе индивидуальных программ.

Ежегодно в дистанционном обучении принимают участие около 100 детей-инвалидов, обучающихся индивидуально и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером.

Для организации процесса обучения детей-инвалидов в центре дополнительного образования детей-инвалидов разработана модель, основанная на интеграции очной формы обучения, которое осуществляет образовательное учреждение по основному месту обучения и очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (интерактивное телевидение).

Основополагающей особенностью организации учебного процесса является гибкость моделирования индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основании психолого-педагогических рекомендаций с учетом пожеланий родителей. Кроме того, центр дополнительного образования детей-инвалидов одновременно решает задачи коррекционно-развивающего характера через систему занятий с психологом на всех ступенях общего образования.

Реализация проекта дистанционного образования позволяет расширить образовательные возможности детей с инвалидностью и в дальнейшем дает им возможность получения профессионального образования.

Министерством здравоохранения Республики Коми проводится работа по организации и проведению паспортизации объектов здравоохранения и услуг для инвалидов и иных МГН: издан ведомственный приказ, в соответствии с которым создана рабочая группа, определены сроки сбора первичной информации от учреждений и подготовки свода по республике. В ходе этой работы сформирован свод паспортов доступности объектов и услуг по каждому государственному учреждению здравоохранения, а также перечень мероприятий по приведению объектов и услуг в соответствие с требованиями законодательства.

По состоянию на 1 сентября 2015 года из 81 подведомственного Министерству здравоохранения Республики Коми государственных учреждений здравоохранения, на базе которых оказывается медицинская помощь инвалидам и МГН, в 48 учреждениях выделены парковочные места для инвалидов, в основном парковочные места оборудованы специальными знаками и разметкой, в 80 учреждениях имеются лестницы с поручнями, в 80 учреждениях - пандусы, в 47 государственных учреждениях здравоохранения установлены лифты.

Также остро стоит проблема по приведению зданий учреждений здравоохранения, построенных в 40 - 50-е годы прошлого века, в соответствие с нормативными требованиями: конструктивные особенности таких зданий (а их большинство в городах Воркута, Инта, поселке городского типа Жешарт) не позволяют провести в них строительно-ремонтные работы по входным группам, лестничным проемам, лифтовым шахтам. В силу указанных причин доля доступных для инвалидов и других МГН учреждений здравоохранения в общем количестве государственных учреждений здравоохранения Республики Коми не может быть достигнута уровня 100 процентов от общего количества государственных учреждений здравоохранения.

Благодаря реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Коми в части проведения капитальных ремонтов удалось привести в соответствие с нормативными требованиями по обеспечению доступной среды ряд объектов здравоохранения: при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий особое внимание уделялось обустройству элементами, обеспечивающими создание «безбарьерной среды» для МГН и инвалидов, а также приспособлению окружающей среды к их специфическим потребностям (техническими средствами реабилитации и техническими средствами, облегчающими перемещение инвалидов, уход за инвалидами, находящимися на стационарном лечении и др.).

В ходе реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Коми в части проведения капитальных ремонтов приведены в соответствие с нормативными требованиями по обеспечению доступной среды несколько объектов здравоохранения: при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий особое внимание уделялось обустройству элементами, обеспечивающими создание «безбарьерной среды» для МГН и инвалидов, а также приспособлению окружающей среды к их специфическим потребностям (техническими средствами реабилитации и техническими средствами, облегчающими перемещение инвалидов, уход за инвалидами, находящимися на стационарном лечении и др.).

По итогам проведенной совместно со специалистами КРО Всероссийского общества инвалидов паспортизации объектов государственных учреждений культуры и искусства, подведомственных Министерству культуры Республики Коми, выявлено, что ни один из объектов, в которых оказываются услуги населению, не соответствует полному объему требований по доступности для всех категорий инвалидов. Здания государственных учреждений культуры Республики Коми являются частично доступными.

В связи с тем, что большая часть зданий государственных учреждений культуры и искусства построена в прошлом веке, возможность их приведения в полное соответствие современным требованиям по доступности для всех категорий инвалидов без внесения конструктивных изменений невозможна.

Для обеспечения беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями в государственные учреждения культуры и искусства, в которых оказываются услуги населению (23 здания), необходимо:

1) приспособление входных групп, пандусных съездов – в 3 зданиях;

2) оборудование зданий лифтами и подъемными устройствами – в 8 зданиях;

3) оснащение зданий системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, системами ориентации и информационного обеспечения инвалидов по зрению и слуху (тактильными табличками, мнемосхемами, системами речевого оповещения и др.) – в 23 зданиях;

4) оборудование санузлов для маломобильных групп населения, в том числе с расширением дверных проемов – в 18 зданиях.

Устранение выявленных недостатков осуществляется в ходе реализации государственной программы Республики Коми «Культура Республики Коми», в рамках которой предусмотрено выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений культуры.

В системе занятости населения из 20 подведомственных учреждений 12 оснащены пандусами; 3 являются условно доступными (возможно установление пандусов); 5 являются недоступными в связи с их расположением на верхних этажах зданий. Однако оказание государственных услуг всеми центрами занятости населения возможно посредством использования выездных форм (мобильные центры занятости населения, оборудованные ноутбуки). До 2015 года 3 объекта были оснащены пандусами (г. Печора, г. Сосногорск, Ижемский район).

Таким образом, доступность объектов социальной инфраструктуры на 1 сентября 2015 года представлена следующим образом:

 


Наименование учреждений

Общее количество учреждений (объектов)

Из общего количества учреждений (объектов):

доступные

условно доступные

недоступные

количество (шт.)

проценты

количество (шт.)

проценты

количество (шт.)

проценты

Учреждения социальной защиты

61 (156)

2

3,3

56

91,8

3

4,9

Учреждения здравоохранения

98*

80

89,9

7

7,9

2

2,2

*89 лечебные учреждения, 9 различные службы

 

Учреждения образования

872 (1120)

19 (22)

2,2

362 (455)/43 (48)

41,5

448 (595)

51,4

Учреждения культуры

22 (26)

0

-

18 (23)

100

0

-

Учреждения спорта и физической культуры

11 (15)

0

0

15

100

0

0

Учреждения занятости

20

12

60,0

3

15,0

5

25,0

Учреждения средств массовой информации

20

0

0

20

0

0

0

Итого

1095*

98

8,9

474

43,3

461

42,1


По итогам проведения паспортизации объектов в рамках данной Программы осуществляются практические меры по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которые будут включать в себя следующие мероприятия:

1) адаптация зданий и учреждений социального обслуживания, здравоохранения, учреждений культуры, а также прилегающей территории для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей и получения ими услуг, в том числе:

оборудование зданий пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями, информационными табличками, кнопкой вызова помощника, установка оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха;

2) размещение в доступных для инвалидов и других МГН в адаптированной для инвалидов форме с учетом их особых потребностей справочной информации о предоставляемых услугах;

3) предоставление государственных услуг в электронном виде;

4) обеспечение доступности для инвалидов приоритетных спортивных объектов, востребованных для занятий адаптивной физической культурой и спортом инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

5) повышение доступности подвижного пассажирского транспорта, транспортных средств общего пользования со специальным оборудованием для слабовидящих и слабослышащих инвалидов;

6) приобретение транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН;

7) оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, переходов, остановок общественного пассажирского транспорта пандусами, тактильными и контрастными поверхностями и др., понижение бортового камня для удобства съезда/выезда на пешеходных переходах, установка звуковых светофоров;

8) обеспечение доступности общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.

В настоящее время социальное обслуживание населения в Республике Коми представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических и социально-правовых услуг, а также материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.

В республике создана единая государственная система нестационарного социального обслуживания населения, включающая в себя 21 центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.

Создание необходимых условий для повышения доступности государственных и социальных услуг требует не простого расширения сети учреждений социального обслуживания населения, а развития инфраструктуры системы социальной защиты населения с учетом конкурентной среды, позволяющей сохранять качество и приемлемый уровень цен на предоставляемые услуги. При этом необходимым условием должен быть выбор населением дополнительных социальных услуг за соответствующую плату.

В целях обеспечения доступности услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, необходимо обеспечить доступность инвалидов различных категорий к информации об оказываемых этими учреждениями услугах, об условиях получения этих услуг. Для обеспечения доступа инвалидов к информации в Программе предусматривается оборудование подведомственных учреждений Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, осуществляющих предоставление мер социальной поддержки, информационно-справочными пунктами, доступными для инвалидов различных категорий, в том числе для людей с инвалидностью по слуху и зрению.

Одним из факторов, влияющих на повышение качества предоставляемых учреждениями социальной сферы услуг, является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работу с инвалидами, поэтому в Программе намечены мероприятия по информационно-методической и кадровой работе, в том числе проведение семинаров, научно-практических конференций, тренингов по проблемам инвалидов, по внедрению инновационных технологий реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, издание информационно-методической литературы по вопросам реабилитации инвалидов.

В республике планируется продолжить формирование и расширение сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Дистанционная форма обучения детей обеспечивает реализацию образовательных потребностей детей с инвалидностью и способствует их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества, расширению возможностей их последующей социализации.

В настоящее время Министерством образования и молодежной политики Республики Коми проводится системная работа по созданию условий для получения детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья среднего профессионального образования.

С целью формирования условий для получения общедоступного профессионального образования предполагается выполнение следующих мероприятий:

1) создание в профессиональных образовательных организациях условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

2) реализация мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3) психолого-педагогическое сопровождение профессиональных образовательных организаций по работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

4) поддержка профессиональных образовательных организаций, внедривших социальную программу «Доступная среда», способствующую созданию условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

5) формирование контрольных цифр приема профессиональным образовательным организациям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования и молодежной политики Республики Коми, в соответствии с потребностями в обучении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Служба занятости населения республики осуществляет содействие в трудоустройстве гражданам, имеющим инвалидность, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

По состоянию на 1 сентября 2015 года в центрах занятости населения республики в качестве безработных зарегистрировано 716 инвалидов.

Доступность государственных и социальных услуг повышается посредством применения информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения: удаленный доступ к получению услуг – общепризнанный способ повышения их качества и доступности. Повышение информированности населения о деятельности учреждений, об их возможностях дает значительный эффект в направлении повышения доступности при минимуме затрат.

Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будут способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, услугами сурдоперевода, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.

По данным отраслевой статистической отчетности за 6 месяцев 2015 года на учете в медицинских организациях состояло 67 035 лиц 18 лет и старше, из указанного числа 1540 гражданам инвалидность установлена в отчетном периоде.

В рамках реализуемой Программы модернизации здравоохранения Республики Коми проведена модернизация компьютерного парка учреждений здравоохранения, приобретена и внедряется современная медицинская информационная система, позволяющая вести медицинские карты пациентов в электронном виде, создана единая система записи на прием к врачу, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данный комплекс мероприятий обеспечивает доступность услуг здравоохранения и повышение информированности населения в вопросах услуг, оказываемых медицинскими учреждениями. Кроме того, при ведении медицинских карт пациентов в электронном виде становится возможным организация межведомственного информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы с использованием электронного документооборота.

Для повышения доступности медицинской помощи людям с инвалидностью и другим МГН и развития реабилитационной помощи необходимо дальнейшее оснащение лечебно-профилактических учреждений реабилитационным оборудованием, средствами малой механизации и специализированной мебелью для инвалидов.

В целях повышения качества и доступности медицинской помощи для лиц с инвалидностью и других МГН, включая обеспечение для них доступности учреждений здравоохранения, необходимо решить следующие задачи:

1) оборудование лечебно-профилактических учреждений пандусами, поручнями, установка специальных санузлов, оснащение подъемно-транспортным устройством для инвалидов;

2) оснащение учреждений здравоохранения Республики Коми специальным оборудованием для облегчения проведения медицинских мероприятий инвалидам;

3) проведение мероприятий по дальнейшему оснащению учреждений здравоохранения информационной техникой: серверное оборудование, программное обеспечение для ведения электронных медицинских карт, электронной регистратуры, интеграция данных услуг в единую сеть.

Организация для инвалидов доступа к информации и медицинским услугам является мероприятием социальной реабилитации и способствует повышению уровня качества жизни инвалидов, их интеграции в социум.

Для людей с инвалидностью должны быть созданы условия для обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав. В целях реализации этого в Республике Коми проводится большая работа, в том числе:

1) реализуется проект «Дорога на избирательный участок», способствующий созданию безбарьерной среды для избирателей, являющихся инвалидами;

2) проводится комплекс мероприятий по правовому обучению и правовому воспитанию избирателей с инвалидностью;

3) создаются оптимальные условия для реализации гражданами с инвалидностью своих избирательных прав в помещении для голосования и вне помещения для голосования в период подготовки и проведения избирательных кампаний;

4) создается тематическая аудиовизуальная продукция, выпускаются тематические печатные издания с целью информирования о выборах, о политических партиях и кандидатах, о порядке голосования граждан с инвалидностью, а также с целью повышения правовой культуры избирателей с инвалидностью;

5) для слабовидящих избирателей на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Коми создан специальный информационный ресурс;

6) в помещениях для голосования на избирательных участках устанавливается дополнительная мебель в целях обеспечения процесса голосования избирателей пожилого и престарелого возраста, организуется дополнительное освещение;

7) определяются избирательные участки, в помещении для голосования которых необходимо оборудовать специальные кабины для голосования избирателей, испытывающих трудности при передвижении и использующих инвалидные коляски;

8) определяются избирательные участки, в помещении для голосования которых необходимо разместить материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;

9) на избирательных участках в день голосования организуется дежурство социальных работников;

10) в день голосования гражданам, имеющим нарушения органов зрения, предоставляются лупы, которые в том числе размещаются в кабинах для тайного голосования, специальные трафареты с прорезями для избирательных бюллетеней.

Данная работа в Республике Коми проводится избирательными комиссиями совместно с органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.

Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав является важной составляющей государственной политики, развития гражданского общества и способствует повышению гражданской активности и ответственности населения.

Информационные услуги по субтитрированию телепередач ОАО «Коми республиканский телевизионный канал», являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции слабослышащих и неслышащих людей, оказываются в недостаточном объеме. Работа по субтитрированию проводится как посредством наложения соответствующих титров, так и с помощью бегущей строки.

В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.

Общественный транспорт, услуги которого являются важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлен для нужд инвалидов.

Необходимо расширить участие общественных организаций и объединений родителей в создании адаптивной среды для инвалидов. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально значимые события и различные виды социальной, творческой деятельности. В общественной среде и образовательном пространстве наблюдается недостаточная информированность населения о правах и возможностях инвалидов, не сформировано необходимое толерантное отношение к ним.

Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.

Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.

С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Республики Коми комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.

Эффективным механизмом реализации комплексного подхода к решению проблем доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН является межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур, включающих органы власти, учреждения, общественность. Для обеспечения взаимодействия органов государственной власти, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на территории Республики Коми Указом Главы Республики Коми от 7 декабря 2009 г. № 128 образован Совет по делам инвалидов при Главе Республики Коми, в компетенцию которого входят вопросы создания доступной среды для инвалидов и других МГН и контроля за реализацией программы Республики Коми «Доступная среда».

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:

1) ухудшение социально-экономической ситуации;

2) недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;

3) несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;

4) неэффективное взаимодействие соисполнителей Программы.

Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.

Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть республиканского бюджета Республики Коми, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и республиканском уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.

Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других МГН и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.

 

II. Цель, задачи и целевые показатели

(индикаторы) Программы

 

Цель Программы – обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Коми.

В рамках Программы определены основные задачи:

1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми.

В рамках решения данной задачи будут разработаны и приняты нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы в Республике Коми; запланирована дальнейшая работа по подготовке и проведению паспортизации приоритетных объектов и услуг и по формированию карты доступности республики; будут проведены социологические мониторинги, в том числе среди инвалидов; модернизировано программное обеспечение, позволяющее интегрировать данные различных ведомств, участвующих в социальной поддержке и реабилитации инвалидов.

2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми.

Мероприятия по повышению уровня доступности будут проводиться на объектах здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, занятости, информации и связи.

Формирование доступной среды будет достигнуто путем адаптации и дооборудования объектов техническими средствами (приобретение пандусов; оборудование туалетных комнат поручнями; оснащение тактильными указателями и плитками; информационными табло, специализированными вспомогательными устройствами коллективного пользования для глухих и слабослышащих).

3. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации, абилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Коми.

Данная задача будет решаться путем организации курсов повышения квалификации специалистов по реабилитации, абилитации и социальной интеграции инвалидов, проведения семинаров, конференций, иных форумов по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН и участие в них представителей органов государственной власти и органов социальной защиты населения; подготовки и публикации тематических справочников, учебно-методических пособий, рекомендаций для специалистов в целях широкого оповещения о проблемах инвалидности и создания доступной среды, осуществления мероприятия по организации круглосуточных диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи

4. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов, в том числе обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Коми.

Для решения данной задачи будут организованы культурно-массовые мероприятия с участием инвалидов, оказана поддержка деятельности общественных организаций инвалидов.

5. Содействие деятельности общественных организаций инвалидов.

Для решения данной задачи проводятся заседания Совета по делам инвалидов при Главе Республики Коми.

Целевые индикаторы Программы отражают результаты деятельности на уровне Республики Коми:

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов Республики Коми;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Коми;

4) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Коми по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

5) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

7) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в общем количестве объектов органов службы занятости;

8) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов  и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

9) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных  образовательных организаций;

10) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Коми;

11) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

12) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

13) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

14) доля приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования;

15) доля приоритетных объектов в сфере высшего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере высшего профессионального образования;

16) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году);

17) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости в общем количестве студентов из числа инвалидов обучающихся по программам среднего профессионального образования

18) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

19) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава;

20) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;

21) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

22) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Республике Коми

23) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Коми;

24) количество учреждений социального обслуживания, внедряющих  технологию дистантного консультирования семей, имеющих в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по вопросам социального обслуживания;

25) хронометраж произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ  общероссийских  обязательных  общедоступных каналов;

26) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан.

Система показателей (индикаторов), применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, приведена в приложении 1 к настоящей Программе.

Таким образом, реализация Программы позволит:

1) оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг;

2) повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

 

III. Сроки реализации Программы

 

Программа реализуется в период с 2016 года по 2020 год включительно (этапы не выделяются).

 

IV. Перечень программных мероприятий

 

Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать комплекс мероприятий согласно приложению 2 к Программе.

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.

Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для достижения инвалидами социальной адаптации и интеграции их с обществом.

Структурный перечень мероприятий Программы состоит из четырех разделов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Раздел 1 предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование республиканской нормативно-правовой базы и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, в том числе нормативной правовой основы развития различных мер социальной поддержки инвалидов и их семей, мероприятий по обеспечению взаимодействия и координации деятельности участников этой системы.

Включены мероприятия по проведению специальных социологических исследований, мониторингу состояния доступности приоритетных объектов для МГН с целью их паспортизации и классификации, разработке управленческих решений и контролю их исполнения, формированию и обновлению карты доступности.

Раздел 2 содержит мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (социальной защиты, физической культуры и спорта, образования, культуры, занятости, жилой среды, транспорта, информации и связи) и включает комплекс практических мероприятий по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН и состоит из следующих подразделов:

1) адаптация объектов жилого фонда и дворовых территорий к потребностям инвалидов и других МГН, в том числе: оборудование (оснащение) входной зоны помещения, крыльца, тамбура, вестибюля подъезда и путей движения (лифта, лестницы), оборудование путей движения специальными приспособлениями (пандусами, опорными поручнями, аппарелями, подъемниками, местами крепления колясок, светозвуковыми информаторами внутри зданий, напольными тактильными покрытиями перед лестницей, контрастной окраской крайних ступеней);

2) адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации, в том числе:

адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных объектов здравоохранения: оборудование кнопками вызова помощника и поручнями, установка средств информационной доступности, тактильных табличек и мнемосхем, устройство стационарных пандусов и ремонт лифта;

адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной защиты населения: приобретение раздвижных телескопических пандусов и аппарелей, подъемных устройств, дверей с автоматическим приводом, адаптационного приспособления для оборудования санитарных комнат, установка средств информации и телекоммуникации, парковочных мест для инвалидов, приспособление лестниц внутри зданий, устройство стационарных пандусов с благоустройством прилегающей территории;

адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных объектов образования: создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития, в государственных и муниципальных (путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов) образовательных организациях республики, в том числе приобретение адаптированного учебного оборудования для детей-инвалидов для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов;

адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных муниципальных объектов физической культуры и спорта, в которых проводятся республиканские соревнования: приобретение раздвижных телескопических пандусов, мобильных механических подъемных устройств;

адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных объектов культуры: приобретение съемных кресел, информационных терминалов и программного обеспечения к ним, раздвижных телескопических пандусов, мобильных лестничных подъемников, поручней, переносной рампы, порожков, противоскользящих систем, бегущих строк и информационных табло, индукционных систем, поручней и крючков для костылей в санитарно-гигиенических комнатах, автоматических систем открывания дверей, оборудование стационарными опорами для движения, стояния и сидения, приобретение низких книжных и выставочных специальных стеллажей с наклонными полками, тифлофлешплееров, луп для чтения, информационных знаков и знаков доступности объекта, табличек, мнемосхем, тактильных карт-схем;

адаптация зданий центров занятости населения Республики Коми для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей и получения ими услуг, в том числе прилегающей территории (информационные экраны, система голосового оповещения, информационные киоски, система электронной очереди, пандусы, гусеничные ступенькоходы);

3) предоставление субсидий муниципальным образованиям республики на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ по формированию доступной среды.

Раздел 3 включает комплекс информационно-просветительских, общественных мероприятий и состоит из двух подразделов.

Подраздел 3.1 содержит мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН:

1) организация повышения квалификации специалистов, занятых в сфере реабилитации;

2) развитие информационных ресурсов с учетом особенностей восприятия различных категорий инвалидов.

Подраздел 3.2 содержит информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН:

1) создание оптимальных условий для реализации гражданами с особыми потребностями своих избирательных прав в помещении для голосования и вне помещения для голосования;

2) размещение на республиканских телеканалах телевизионных роликов по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями и их проблемам;

3) изготовление и размещение графических материалов (баннеров), формирующих толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями и их проблемам, на территории Республики Коми;

4) организация информационной поддержки культурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов, детей-инвалидов.

Раздел 4 содержит мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями:

оказание содействия республиканским общественным организациям в том числе по вопросам проведения семинаров, конференций, культурно-массовых и спортивных мероприятий.

 

V. Ресурсное обеспечение Программы

 

 


Информация по документу
Читайте также