Расширенный поиск

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.06.2003 № 484

 



                              ПРИКАЗ

                              МВД РФ

                     от 27 июня 2003 г. N 484

   Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в
                  центральном аппарате МВД России

     В  целях  совершенствования  правовой  работы  в  системе  МВД
России и повышения ее эффективности - приказываю:
     1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2003 года:
     1.   1.   Правила  подготовки  нормативных  правовых  актов  в
центральном   аппарате   Министерства   внутренних  дел  Российской
Федерации (приложение N 1).
     1.  2.  Образцы оформления проектов нормативных правовых актов
Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).
     2.   Первым  заместителям  (заместителям)  начальников  служб,
Следственного  комитета,  главнокомандующего  внутренними войсками,
начальникам  главных  управлений,  управлений  и иных подразделений
МВД России.
     2.   1.   Обеспечить   изучение   и   выполнение  подчиненными
сотрудниками  и  военнослужащими  утвержденных  настоящим  приказом
документов.
     3.  Установить,  что  в системе МВД России запрещается издание
актов  управления,  содержащих  правовые нормы, в виде распоряжений
писем,   телеграмм,  телефонограмм,  указаний,  протоколов,  актов,
заключений, планов и других служебных документов.
     4.  Контроль  за  выполнением  настоящего приказа возложить на
заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.


Министр                                                   Б.Грызлов


                                                     Приложение N 1
                                                   к приказу МВД РФ
                                           от 27 июня 2003 г. N 484


    Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном
     аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации

     I. Общие положения (п.п. 1 - 9)
     II.  Виды  нормативных правовых актов, издаваемых МВД (п.п. 10
- 17) РФ
     III.  Планирование нормотворческой деятельности в МВД (п.п. 18
- 22) РФ
     IV.  Подготовка проектов нормативных правовых актов (п.п. 23 -
51)
     V.  Требования,  предъявляемые  к  структуре  и (п.п. 52 - 80)
содержанию проектов нормативных правовых актов
     VI.  Общие  требования,  предъявляемые к оформлению (п.п. 81 -
91) проектов нормативных правовых актов
     VII.  Требования, предъявляемые к оформлению сносок и (п.п. 92
- 97) примечаний в проектах нормативных правовых актов
     VIII.  Требования,  предъявляемые к оформлению (п.п. 98 - 109)
приложений к проектам нормативных правовых актов
     IX.  Оформление  проектов нормативных правовых актов (п.п. 110
-  132)  по  внесению  изменений  и  дополнений  в  ранее  изданные
нормативные  правовые  акты,  признанию  нормативных правовых актов
утратившими силу (неприменяемыми)
     X.  Завершение  работы  по подготовке проекта (п.п. 133 - 138)
нормативного    правового    акта   в   подразделении,   являющемся
непосредственным его исполнителем
     XI.  Согласование  проектов  нормативных  правовых актов (п.п.
139 - 166)
     XII.  Правовая  экспертиза  проектов  нормативных  (п.п. 167 -
199) правовых актов в ГПУ МВД РФ
     XIII. Издание нормативных правовых актов (п.п. 200 - 207)
     XIV.  Государственная  регистрация  нормативных правовых (п.п.
208 - 244) актов
     Приложение  N  1.  Образец  оформления  нормативного правового
акта МВД РФ, изданного в виде приказа
     Приложение  N 2. Образец оформления нормативных правовых актов
МВД  РФ,  издаваемых  в  виде  положений,  наставлений, инструкций,
правил и уставов без оформления титульного листа
     Приложение   N   3.   Образец   оформления   титульного  листа
нормативных  правовых  актов  МВД  РФ, издаваемых в виде положений,
наставлений, инструкций, правил и уставов
     Приложение N 4. Лист согласования проекта приказа МВД РФ
     Приложение  N  5.  Замечания  и предложения по проекту приказа
МВД РФ
     Приложение N 6. Таблица разногласий по проекту приказа МВД РФ
     Приложение N 7. Пояснительная записка к проекту приказа МВД РФ
     Приложение N 8. Образцы специальных штампов

                        I. Общие положения

     1.  Настоящие  Правила определяют единый порядок организации и
осуществления    ведомственного   нормотворчества   в   центральном
аппарате  Министерства  внутренних  дел  Российской Федерации*(1) в
соответствии  с  Правилами  подготовки  нормативных  правовых актов
федеральных  органов  исполнительной  власти  и  их государственной
регистрации*(2).
     Настоящие  Правила  распространяются  также  на  подготовку  в
центральном  аппарате  МВД  России  проектов  федеральных  законов,
указов    и    распоряжений    Президента   Российской   Федерации,
постановлений  и  распоряжений Правительства Российской Федерации с
учетом  особенностей,  установленных  нормативными правовыми актами
для  подготовки  законодательных  и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации*(3).
     2.  Нормативный  правовой  акт  -  это  письменный официальный
документ,  принятый  (изданный)  в  определенной  форме должностным
лицом  Министерства  в  пределах  его компетенции и направленный на
установление,  изменение  или отмену правовых норм, рассчитанных на
многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
     3.  Правомочия  МВД  России  по  изданию  нормативных правовых
актов   установлены   Положением   о  Министерстве  внутренних  дел
Российской   Федерации*(4),   другими   законодательными   и  иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     4.  Правом  издания  нормативных  правовых  актов в МВД России
обладает  Министр  внутренних  дел  Российской  Федерации или лицо,
исполняющее   его   обязанности*(5).   Министр  издает  нормативные
правовые  акты  по  всем  вопросам,  относящимся  к компетенции МВД
России.
     5.   Заместители   Министра,  руководители  подразделений  МВД
России  имеют  право  издавать  нормативные  правовые  акты  лишь в
случаях,    прямо    предусмотренных   законодательными   и   иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     6.  Министерством  могут быть изданы нормативные правовые акты
совместно  или  по  согласованию  с  другими  федеральными органами
исполнительной    власти,   иными   государственными   органами   и
организациями*(6).
     7.   Нормативные   правовые   акты,  издаваемые  Министерством
совместно  или  по  согласованию  с  другими  федеральными органами
исполнительной    власти,   иными   государственными   органами   и
организациями, подписываются (утверждаются) Министром.
     8.     Персональную     ответственность     за     организацию
нормотворческой    деятельности,   своевременную   и   качественную
подготовку  проектов  нормативных правовых актов несут руководители
соответствующих   подразделений   Министерства,   а   за  состояние
нормотворческой  работы по курируемым направлениям деятельности МВД
России   в  целом  -  заместители  Министра  в  соответствии  с  их
полномочиями.
     9.  Координация  и контроль за нормотворческой деятельностью в
центральном  аппарате  МВД  России  возлагаются на Главное правовое
управление МВД России*(7).

    II. Виды нормативных правовых актов, издаваемых МВД России

     10.  Министерством  нормативные  правовые акты издаются в виде
приказов,   директив,   положений,   уставов,  инструкций,  правил,
наставлений и иных нормативных правовых актов*(8).
     11.  Издаваемые  Министерством  положения, уставы, инструкции,
наставления,  правила  и  иные  нормативные  правовые  акты  (кроме
директив) утверждаются приказами МВД России.
     12.    Приказ    издается    по   наиболее   важным   вопросам
функционирования  органов  внутренних дел Российской Федерации*(9),
внутренних  войск  МВД  России*(10), включая определение их задач и
функций,     правовое     регулирование    различных    направлений
оперативно-служебной  и  служебно-боевой  деятельности, прохождения
службы  в  органах  внутренних  дел  и военной службы во внутренних
войсках.
     13.  Директива  содержит нормативные предписания, определяющие
перспективы  развития  органов  внутренних  дел и внутренних войск,
основные направления их деятельности на конкретный период времени.
     14.   Статусные   документы   органов   внутренних   дел,   их
структурных  подразделений,  предприятий,  учреждений и организаций
издаются в виде положений и уставов.
     Положение  устанавливает  статус, определяет задачи и функции,
права,   порядок   деятельности   органа  внутренних  дел  или  его
структурного   подразделения,   органа   управления,  соединения  и
воинской части внутренних войск.
     Устав    определяет   статус,   цели,   порядок   и   характер
деятельности предприятия, учреждения и организации.
     Положение  издается  также  в целях нормативного регулирования
конкретных  видов  деятельности, осуществляемых органами внутренних
дел и внутренними войсками.
     15.  Инструкции  и  правила  регулируют  основные виды (формы)
оперативно-служебной   деятельности   и  порядок  ее  осуществления
конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).
     Инструкция   содержит  нормы,  устанавливающие  кем,  в  каком
порядке,  какими способами ж методами должен осуществляться тот или
иной вид деятельности.
     Правила  устанавливают  порядок  осуществления отдельного вида
деятельности.
     16.   В   наставлении  излагаются  нормы  о  порядке  действия
конкретных  подсистем  (органов)  в  той или иной ситуации, а также
определяется  порядок  реализации и исполнения соответствующих прав
и обязанностей.
     17.   Исходя   из  особенностей  целей  и  предмета  правового
регулирования   в   МВД   России   могут  издаваться  и  иные  виды
нормативных правовых актов.

    III. Планирование нормотворческой деятельности в МВД России

     18.   Основаниями   для   издания   ведомственных  нормативных
правовых актов являются:
     18.    1.    Положения   Конституции   Российской   Федерации,
общепризнанные    принципы    и    нормы    международного   права,
обязательства  Российской Федерации в соответствии с международными
договорами  Российской Федерации, нормы федеральных конституционных
законов, федеральных законов.
     18. 2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
     18. 3.  Постановления  и распоряжения Правительства Российской
Федерации.
     18. 4.   План   законопроектной   деятельности   Правительства
Российской Федерации.
     18.   5.   Поручения   Президента   Российской   Федерации   и
Правительства Российской Федерации.
     18.  6. Решения коллегии МВД России, оперативных совещаний при
Министре и заместителях Министра.
     18. 7. Распоряжения и поручения Министра и его заместителей.
     18. 8. Планы работы МВД России или подразделений МВД России.
     18. 9. Инициатива подразделений МВД России.
     19.  Подготовка проектов нормативных правовых актов отражается
как  в  виде отдельных планов, самостоятельных разделов планирующих
документов  Министерства  (подразделений  МВД России), так и в виде
отдельных приложений к соответствующим планирующим документам.
     20.    В    проектах    планирующих   документов,   касающихся
нормотворческой      деятельности,      учитываются     предложения
подразделений   Министерства,  органов,  предприятий  и  учреждений
системы  МВД  России,  других  федеральных  органов государственной
власти,     иных    государственных    органов    и    организаций,
научно-исследовательских  и  образовательных  учреждений,  а  также
предложения,   высказанные   в  средствах  массовой  информации,  в
письмах, заявлениях и обращениях граждан и юридических лиц.
     21.  Планирование  подготовки  проектов  нормативных  правовых
актов осуществляется с учетом:
     приведения   нормативных   правовых  актов  в  соответствие  с
Конституцией  Российской  Федерации,  общепризнанными  принципами и
нормами  международного  права,  а также обязательствами Российской
Федерации  в  соответствии  с  международными  договорами в области
охраны   прав   и   свобод   человека   и   гражданина,   борьбы  с
правонарушениями;
     приоритетности   нормативного  урегулирования  основных  видов
деятельности    органов   внутренних   дел   и   внутренних   войск
законодательными,  президентскими и правительственными нормативными
правовыми актами;
     сосредоточения  усилий  на  разработке комплексных нормативных
правовых   актов,   сведения   до   минимума   количества   частных
нормативных правовых актов;
     устранения   пробелов   и   других   выявленных   недостатков,
имеющихся  в  правовом  регулировании  организации  и  деятельности
органов внутренних дел и внутренних войск.
     22.  Все  проекты планирующих документов, содержащие положения
о   нормотворческой  деятельности  (либо  инициативные  решения  по
подготовке   тех   или   иных   нормативных   правовых  актов),  до
представления    на    подпись   Министру   (другим   руководителям
Министерства) подлежат согласованию с ГПУ МВД России.

        IV. Подготовка проектов нормативных правовых актов

     23.    Подготовка    проекта   нормативного   правового   акта
возлагается  на  подразделение  МВД  России, к компетенции которого
относится  организация и осуществление регулируемой деятельности, а
равно организационно-методическое руководство ею.
     В   поручении   на   подготовку   проекта   нормативного  акта
определяются   ответственный  исполнитель  (исполнители)  и  другие
должностные  лица, ответственные за подготовку проекта нормативного
правового акта, и срок его подготовки.
     Если    проект    нормативного   правового   акта   поручается
подготовить  нескольким  подразделениям  МВД  России, работу по его
подготовке  организует  подразделение,  которое в поручении (плане)
указано   первым,   либо  которому  отдельно  дано  соответствующее
поручение.
     24.  Срок  подготовки  проекта  нормативного правового акта во
исполнение   Конституции   Российской   Федерации,   общепризнанных
принципов  и  норм  международного права и обязательств Российской,
Федерации  в соответствии с международными договорами, федерального
конституционного  закона, федерального закона, указа и распоряжение
Президента   Российской  Федерации,  постановления  и  распоряжение
Правительства   Российской   Федерации,   как  правило,  не  должен
превышать,  одного  месяца,  если  иное  не  установлено указанными
актами, (поручениями).
     25.  При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по
объему   проектов   нормативных  правовых  актов,  а  также  актов,
издаваемых     совместно    несколькими    федеральными    органами
исполнительной    власти,   иными   государственными   органами   и
организациями,    решением   Министра   или   первого   заместителя
(заместителя)   Министра*(11)   могут  создаваться  рабочие  группы
(комиссии)*(12)    из    числа    наиболее   опытных   сотрудников,
военнослужащих,     федеральных    государственных    служащих    и
работников*(13),  которые  на  период подготовки проектов в составе
рабочей  группы могут освобождаться от выполнения своих должностных
обязанностей.
     26.  Для  обеспечения  соответствия  разрабатываемого  проекта
нормативного   правового  акта  Конституции  Российской  Федерации,
законодательным   и  иным  нормативным  правовым  актам  Российской
Федерации,  общепризнанным принципам и нормам международного права,
а  также  обязательствам  Российской  Федерации  в  соответствии  с
международными  договорами, в состав рабочей группы по согласованию
с   начальниками   ГПУ   МВД  России  и  Управления  международного
сотрудничества     Министерства     внутренних    дел    Российской
Федерации*(14)   или   статс-секретарем   -  заместителем  Министра
внутренних  дел Российской Федерации*(15) могут входить специалисты
ГПУ МВД России и УМС МВД России.
     В  иных случаях специалисты указанных подразделений МВД России
оказывают  сотрудникам  и военнослужащим, входящим в состав рабочей
группы, консультативную помощь.
     27.    Решение   о   создании   рабочей   группы   оформляется
распоряжением  руководителя  Министерства,  к  полномочиям которого
отнесено   решение   вопросов,   являющихся   предметом   правового
регулирования   разрабатываемого   проекта  нормативного  правового
акта,     или     распоряжением    руководителя    соответствующего
подразделения Министерства.
     При  разработке  проекта  комплексного  нормативного правового
акта,    затрагивающего    компетенцию    нескольких    служб   или
подразделений   Министерства  или  нескольких  федеральных  органов
исполнительной  власти, иных государственных органов и организаций,
решение  о  создании  рабочей  группы  и  его  персональном составе
принимает Министр или статс-секретарь - заместитель Министра.
     28.  Рабочей  группой,  в состав которой по согласованию могут
входить  представители  других  федеральных  органов исполнительной
власти,     иных    государственных    органов    и    организаций,
осуществляется,  как  правило, подготовка проектов межведомственных
нормативных правовых актов.
     29.  К  работе  по  подготовке  проектов  нормативных правовых
актов  могут  также привлекаться (в том числе и на основе договоров
с  оплатой  за  счет средств МВД России) научно-исследовательские и
образовательные   учреждения,   временные   творческие  коллективы,
отдельные научные работники и другие специалисты.
     30.   В  распоряжении  руководителя  Министерства  о  создании
рабочей группы отражается:
     цель создания рабочей группы;
     вид разрабатываемого нормативного правового акта;
     наименование проекта нормативного правового акта;
     руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители);
     персональный  состав  рабочей  группы  с  указанием занимаемой
должности,  фамилии,  имени  и  отчества,  специального (воинского)
звания членов рабочей группы;
     сроки  представления  проекта  нормативного правового акта для
обсуждения (согласования).
     В   решении  руководителя  Министерства  по  созданию  рабочей
группы   могут   отражаться   и  другие  вопросы,  необходимые  для
организации ее деятельности.
     31.   Решение  руководства  Министерства  о  создании  рабочей
группы   по   подготовке  проекта  нормативного  правового  акта  с
привлечением     специалистов     других     федеральных    органов
исполнительной  власти,  иных государственных органов и организаций
подлежит  предварительному  согласованию  с  руководителями  данных
федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных
органов и организаций.
     32.  Специалисты  других  федеральных  органов  исполнительной
власти,  иных  государственных  органов  и организаций включаются в
состав    рабочей   группы   на   основании   писем   руководителей
соответствующих  федеральных  органов  исполнительной  власти, иных
государственных органов и организаций.
     33.  Письма  с  предложениями  о  включении  в  состав рабочей
группы   специалистов  других  федеральных  органов  исполнительной
власти,   иных  государственных  органов  и  организаций  готовятся
подразделением  МВД  России,  являющимся  головным  исполнителем по
разработке проекта нормативного правового акта.
     34.  Письма  направляются в соответствующие федеральные органы
исполнительной  власти,  иные  государственные органы и организации
за подписью соответствующего руководителя Министерства.
     35.   Деятельность   рабочей   группы  по  подготовке  проекта
нормативного  правового  акта в соответствии с настоящими Правилами
организует  руководитель  подразделения  Министерства, указанного в
распоряжении   о  создании  рабочей  группы  в  качестве  головного
разработчика.
     36.    Разработке    проекта   нормативного   правового   акта
предшествует  изучение информации, относящейся к предмету правового
регулирования   проекта   нормативного   правового   акта,  которая
содержится в:
     международных договорах Российской Федерации;
     законодательных  и  иных нормативных правовых актах Российской
Федерации;
     договорах  о  разграничении  предметов  ведения  и  полномочий
между   органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
     принятых судебных решениях;
     ранее изданных ведомственных нормативных правовых актах;
     решениях  коллегии  МВД  России  и  оперативных  совещаний при
Министре и его заместителях;
     докладах    и    выступлениях    руководителей   МВД   России,
подразделений Министерства;
     инициативных  предложениях  начальников главных управлений МВД
России   по   федеральным   округам,   министров   внутренних  дел,
начальников   главных   управлений   (управлений)   внутренних  дел
субъектов   Российской  Федерации,  управлений  внутренних  дел  на
железнодорожном,  водном  и  воздушном  транспорте*(16), управлений
внутренних    дел    в   закрытых   административно-территориальных
образованиях,   на   особо   важных   и   режимных   объектах*(17),
образовательных  и  научно-исследовательских учреждений МВД России,
руководителей   оперативно-территориальных   объединений  (округов,
региональных  командований,  региональных управлений и других видов
оперативно-территориальных  объединений),  командиров  соединений и
воинских  частей,  начальников  военных  образовательных учреждений
высшего   профессионального   образования   внутренних   войск  МВД
России*(18);
     актах   инспектирования   и   контрольных   проверок   главных
управлений  МВД России по федеральным округам, министерств (главных
управлений,   управлений)   внутренних   дел  субъектов  Российской
Федерации,  УВДТ, УВДРО, образовательных и научно-исследовательских
учреждений МВД России;
     справках  о результатах выездов сотрудников и военнослужащих в
служебные командировки;
     обобщениях   практики   применения   законодательных   и  иных
нормативных  правовых  актов Российской Федерации, межведомственных
и   ведомственных   нормативных   правовых   актов  в  практической
деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
     научной   литературе   и   материалах  периодических  печатных
изданий;
     данных криминологических и социологических исследований;
     официальных статистических данных;
     иных   документах   и  материалах,  характеризующих  состояние
организации  и  деятельности  органов  внутренних  дел и внутренних
войск.
     37.   Подготовке   сложного   нормативного  правового  акта  и
комплексного    нормативного    правового    акта,   как   правило,
предшествует разработка его концепции, которая включает:
     определение предмета и цели нормативного правового акта;
     обоснование его основных положений;
     предполагаемые последствия применения;
     криминологические прогнозы;
     финансово-экономическое обоснование;
     оценку  возможных  правовых  альтернатив  и  методов правового
регулирования в соответствующей сфере;
     выявление  недостатков  действующего правового регулирования и
определение   путей   их   устранения  посредством  издания  нового
нормативного правового акта;
     определение  заинтересованных  подразделений  МВД  России  для
последующего сбора их предложений.
     38.  Концепция разрабатываемого проекта нормативного правового
акта подлежит согласованию с ГПУ МВД России.
     39.  После разработки концепции проекта нормативного правового
акта   подразделением   МВД  России,  ответственным  за  разработку
проекта    нормативного    правового    акта   (рабочей   группой),
разрабатываются  план-проспект и календарный план-график подготовки
проекта нормативного правового акта.
     40.  В  плане-проспекте  определяется предполагаемая структура
проекта   нормативного   правового  акта  и  раскрывается  основное
содержание его принципиальных положений.
     41.  В  календарном  плане-графике обозначаются основные этапы
работы  по  подготовке  проекта  нормативного  правового акта и его
согласования   с   заинтересованными  подразделениями  МВД  России,
указываются   сроки   их   завершения,  определяются  ответственный
исполнитель    и    другие    должностные   лица   (подразделения),
ответственные   за   результаты   работы   по   подготовке  проекта
нормативного правового акта.
     42.   При   подготовке  проекта  нормативного  правового  акта
подразделением  Министерства,  ответственным  за разработку проекта
нормативного  правового  акта  (рабочей  группой),  устанавливается
отношение  предмета  его  правового регулирования к компетенции МВД
России.   При  этом  учитывается,  что  нормативным  регулированием
допускается  решение  правовых  вопросов  в пределах, установленных
законодательными  и  иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
     43.  Не допускается издание ведомственных нормативных правовых
актов  для объявления законодательных или иных нормативных правовых
актов   Российской  Федерации,  являющихся  нормативными  правовыми
актами прямого действия.
     При  необходимости  подготавливается нормативный правовой акт,
предусматривающий     меры    по    реализации    содержащихся    в
законодательных  или  иных  нормативных  правовых  актах Российской
Федерации  предписаний,  касающихся деятельности органов внутренних
дел  и внутренних войск. При этом к разрабатываемому ведомственному
нормативному     правовому    акту    могут    прилагаться    копии
законодательных   и  иных  нормативных  правовых  актов  Российской
Федерации.
     44.   Проект   нормативного   правового  акта  рассматривается
руководителем   подразделения   МВД  России,  являющегося  головным
исполнителем,   и   дорабатывается   с   учетом   его  замечаний  и
предложений.
     При  доработке проекта нормативного правового акта учитываются
также  замечания  и  предложения  подразделений  МВД России, других
федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных
органов  и  организаций,  представители  которых  входили  в состав
рабочей группы.
     45.      Согласованный      (завизированный)     руководителем
подразделения   МВД   России,  являющегося  головным  исполнителем,
проект  нормативного  правового акта направляется на согласование в
заинтересованные  подразделения  Министерства,  а при необходимости
также  в главные управления МВД России по федеральным округам, МВД,
ГУВД,   УВД,   органы   управления,  соединения  и  воинские  части
внутренних войск.
     46.  При  необходимости по проекту нормативного правового акта
выясняются   мнения   других   федеральных  органов  исполнительной
власти, иных государственных органов и организаций.
     47.   В   целях  выяснения  общественного  мнения  по  решению
руководства  Министерства  проект нормативного правового акта может
быть  опубликован  в печатных средствах массовой информации либо по
отдельным  его положениям может быть проведен соответствующий опрос
населения.
     48.  В  целях более глубокой и качественной проработки проекта
нормативного  правового  акта  вопросы,  относящиеся к предмету его
правового  регулирования,  или проект нормативного правового акта в
целом  решением  статс-секретаря  - заместителя Министра может быть
вынесен    для   обсуждения   на   заседание   Экспертного   совета
Министерства   внутренних  дел  Российской  Федерации  по  вопросам
нормотворческой работы*(19).
     Проект  нормативного  правового  акта может быть вынесен также
на  обсуждение  на  заседаниях  ученых советов, научно-практических
секций    Научного    совета    МВД   России,   научно-практических
конференциях, "круглых столах" и семинарах.
     49.  К  доработке  проекта  с  учетом  мнения заинтересованных
подразделений    МВД    России,    других    федеральных    органов
исполнительной  власти, иных государственных органов и организаций,
главных  управлений  МВД  России по федеральным округам, МВД, ГУВД,
УВД  субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО, образовательных и
научно-исследовательских   учреждений   МВД  России*(20),  органов,
соединений  и  воинских частей внутренних войск, членов Экспертного
совета  МВД  России,  а  также с учетом результатов социологических
исследований  и  изучения  общественного  мнения могут привлекаться
созданные      в      Министерстве,     в     образовательных     и
научно-исследовательских  учреждениях  МВД России рабочие группы, а
также научно-практические секции и научно-методические советы.
     50.   В   целях  исключения  неопределенности  правовых  норм,
регламентирующих  деятельность  системы  МВД России, ее структурных
подразделений,    сотрудников    и    военнослужащих,   обеспечения
соответствия    нормативных    предписаний   проекта   нормативного
правового   акта   требованиям  Конституции  Российской  Федерации,
общепризнанным    принципам    и   нормам   международного   права,
обязательствам    Российской    Федерации    в    соответствии    с
международными  договорами,  положениям федеральных конституционных
законов,  федеральных  законов,  указов  и  распоряжений Президента
Российской  Федерации,  постановлений  и распоряжений Правительства
Российской  Федерации,  ранее  изданным  ведомственным  нормативным
правовым  актам  по решению руководства Министерства осуществляется
экспертиза   проекта   нормативного   правового   акта,  включающая
исследование  правовых,  научно-юридических, международно-правовых,
криминологических,   финансово-экономических,   лингвистических   и
других аспектов проекта.
     51.   Проекты  нормативных  правовых  актов  по  особо  важным
вопросам  оперативно-служебной  деятельности органов внутренних дел
и   служебно-боевой   деятельности  внутренних  войск  выносятся  в
установленном  порядке  на  рассмотрение  Коллегии  МВД  России или
оперативного совещания при Министре (заместителях Министра).

  V. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов
                    нормативных правовых актов

     52.  Структура нормативного правового акта должна обеспечивать
логическое  развитие  вопроса,  являющегося предметом его правового
регулирования.
     53.  Содержание  проекта  нормативного правового акта должно с
наибольшей  полнотой  отражать предмет его правового регулирования,
обеспечивать  согласованность и не допускать противоречий с другими
нормативными  правовыми  актами,  действующими  в  данной  области,
облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
     54.  Текст  проекта  нормативного  правого акта, издаваемого в
виде  приказа  МВД  России,  как  правило, состоит из вступительной
части (преамбулы)*(21) и распорядительной (приказной) части*(22).
     55.   Во   вступительной   части  излагаются  цели,  мотивы  и
основания   издания  приказа  МВД  России.  Положения  нормативного
характера  во  вступительную  часть  не  включаются. В случае, если
предписания   нормативного   правового   акта   в   обосновании  не
нуждаются,   вступительная   часть  может  отсутствовать.  
     56.  При  наличии  вступительной  части  проекта  приказ а МВД
России    распорядительная    часть    должна   начинаться   словом
"приказываю",   напечатанным   по   центру  текстовой  части  листа
прописными буквами вразрядку (с двумя машинописными интервалами).
     57.   Распорядительная   часть   проекта  приказа  МВД  России
излагается  в  повелительной  (императивной)  форме.  Каждый  пункт
распорядительной   части   проекта   приказа   МВД   России  должен
начинаться, как правило, с глагола.
     58.  При  наличии  в  тексте  распорядительной  части  проекта
приказа   МВД  России  поручений  руководителям  подразделений  МВД
России    глагол    помещается   непосредственно   после   указания
соответствующего   подразделения   МВД   России,  инициалов  имени,
отчества  и  фамилии руководителя данного подразделения МВД России.
При   этом   инициалы   имени,   отчества  и  фамилия  руководителя
подразделения   МВД  России  указываются  в  дательном  падеже  без
указания  специального  (воинского)  звания  и помещаются в круглые
скобки (например, "КРУ МВД России (И.И.Иванову)").
     59.  В  распорядительной  части приказа МВД России нормативные
предписания   излагаются   в   последовательности,   обеспечивающей
правильное их понимание и применение нормативного правового акта.
     60.  Как  правило,  пункты  распорядительной части приказа МВД
России располагаются в следующей последовательности:
     пункты  об утверждении нормативных правовых актов других видов
(уставов,   положений,   наставлений,  инструкций,  правил  и  иных
нормативных правовых актов);
     пункты, устанавливающие нормы права;
     пункты,   содержащие   поручения  подразделениям  центрального
аппарата МВД России;
     пункты,   содержащие   поручения   другим   подразделениям   и
организациям МВД России;
     пункты,  содержащие  поручения МВД, ГУВД, УВД и другим органам
внутренних  дел,  органам, соединениям и воинским частям внутренних
войск;
     пункты, изменяющие ранее установленные правовые нормы;
     пункты, отменяющие ранее установленные нормы права;
     пункты,  возлагающие  контроль  за выполнением данного приказа
МВД России.
     61.  Текст  проекта  нормативного  правового  акта  МВД России
может подразделяться на составные части:
     в приказе и директиве - на пункты, подпункты и абзацы;
     в  уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных
нормативных правовых актах - на главы, пункты, подпункты, абзацы.
     62.  Каждая  составная  часть,  исключая  абзацы, должна иметь
соответствующий   номер.   Нумерация   глав  производится  римскими
цифрами  с  точкой,  а  пунктов  и подпунктов - арабскими цифрами с
точкой. Допускается буквенная нумерация подпунктов.
     Номер   главы  и  пункта  должен  состоять  из  одного  числа,
например: I; X; 3; 12.
     Нумерация   пунктов   по   тексту  проекта  является  сквозной
(сплошной)  без  учета  разделения  текста  проекта на главы. Номер
подпункта  включает  в  себя  номер соответствующего пункта и номер
собственно подпункта, разделенные точкой.
     Например:   1.1;   2.17;   1.4.2.  При  более  мелком  делении
подпунктов  допускается  буквенное  обозначение абзацев, отделенных
от  текста абзацев круглой скобкой без точки. Например: "а)", "б)",
"в)".
     Использование  дефисов  (символов  "-")  или  иных специальных
символов при более мелком делении подпунктов не допускается.
     63.  Главы  должны иметь соответствующие заголовки, отражающие
в   краткой   форме   их   содержательную   часть.  Заголовки  глав
оформляются  полужирным  шрифтом  и  выравниваются по левой границе
текстового  поля  листа  с  учетом абзацного отступа. Точка в конце
заголовка главы не ставится.
     64.   Пункт   проекта   нормативного   правового  акта  должен
содержать   одно  нормативное  предписание.  Несколько  нормативных
предписаний  помещаются  в  один  пункт  в  исключительных случаях,
когда  это  необходимо для их правильного понимания и применения. В
иных случаях такие предписания рекомендуется излагать в подпунктах.
     65.  Каждое  предписание  проекта  нормативного правового акта
формулируется  так,  чтобы  исключалась  возможность неоднозначного
его толкования.
     66.  В  пункты проекта нормативного правового акта, содержащие
нормативные   предписания,   действие   которых  не  ограничивается
определенным  сроком,  не включаются предписания, имеющие временное
значение.  Нормативное  предписание,  рассчитанное  на определенный
период  времени,  включается в отдельный пункт проекта нормативного
правового акта.
     67.  Текст  проекта  нормативного  правового акта излагается с
соблюдением   правил   русского   языка,   доступно  и  просто,  по
возможности короткими фразами.
     В  проект  нормативного  правового  акта не подлежат включению
различного  рода  рекомендации,  советы,  цитаты из книг или другие
подобные тексты.
     В   целях   исключения   неоднозначного   понимания   норм   и
предписаний   в   тексте   проекта   не   допускается  употребление
многозначных   слов  и  выражений,  образных  сравнений,  эпитетов,
метафор и так далее.
     68.  Текст  проекта  нормативного  правового  акта  не  должен
содержать   общие,   абстрактные   формулировки   типа:   "повысить
внимание",  "решительно  улучшить"  и тому подобные. Не допускается
также  использование  в  проекте  нормативного правового акта таких
сокращенных выражений как, например, "и т.д.", "и т.п.", "и др.".
     69.  Термины,  используемые  в  проекте нормативного правового
акта,  должны  употребляться  в проекте только в одном значении и в
соответствии  с  терминологией,  принятой  в законодательных и иных
нормативных  правовых  актах  Российской  Федерации, за исключением
случаев,   когда   самим   проектом   нормативного  правового  акта
предусматривается изменение ранее принятой терминологии.
     В   данном   случае  в  виде  сноски  или  примечания  следует
указывать  правовое содержание используемого в проекте нормативного
правового акта термина. Например:
     "*(1) Под ... в настоящей Инструкции понимается ..."
     или
     "Примечание. Под ... в настоящей Инструкции понимается ...".
     70.   В   случае   необходимости   использования   в   проекте
нормативного  правового акта малоизвестных юридических, технических
и   других  специальных  терминов  в  тексте  документа  дается  их
развернутое определение.
     Толкование   данных   терминов   может   быть  осуществлено  в
отдельном  пункте  проекта  нормативного  правового акта или в виде
сноски к конкретному специальному термину.
     При  необходимости  дать определение (толкование) пяти и более
специальным  терминам  допускается  их оформление в виде отдельного
приложения к проекту нормативного правового акта.
     71.  Наименование  федеральных органов государственной власти,
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
органов  местного  самоуправления,  иных  государственных органов и
организаций  и  их  структурных  подразделений,  а также должностей
соответствующих   должностных   лиц   воспроизводится   в   проекте
нормативного  правового акта в точном соответствии с их официальным
наименованием  (полным,  сокращенным или условным), предусмотренным
положением (уставом или иным официальным документом).
     В  проекте  нормативного правового акта МВД России допускается
использование   как   полного,   так  и  сокращенного  наименования
подразделения      Министерства,      установленного      статусным
(учредительным)   документом   данного   подразделения  МВД  России
(положением или уставом).
     Порядок  написания  действительных  наименований подразделений
МВД    России,    имеющих   условные   наименования,   определяется
специальными нормативными правовыми актами МВД России.
     72.  В  проекте  нормативного  правового акта четко излагается
содержание  вводимых  нормативных  предписаний,  определяется  круг
подразделений  МВД  России, органов и подразделений внутренних дел,
органов,  соединений  и  воинских  частей  внутренних  войск,  иных
государственных  органов и организаций, должностных лиц, на которых
распространяются эти предписания.
     73.  В  необходимых  случаях  в проекте нормативного правового
акта  могут  быть  предусмотрены  необходимые меры ответственности,
пределы   которых   определяются  компетенцией  должностного  лица,
издавшего соответствующий нормативный правовой акт.
     74.   В   нормативных  предписаниях,  содержащихся  в  проекте
нормативного   правового  акта,  указываются  конкретные  сроки  их
реализации  с  указанием  числа  месяца,  месяца,  квартала,  года.
Например, "до 15 ноября 2001 года", "в I квартале 2002 года".
     При  необходимости допускается устанавливать срок, указывая на
наступление   конкретного   события  или  совершение  определенного
действия,  либо  ограничиваться указанием периода (отрезка) времени
(например: "в двухмесячный срок", "в десятидневный срок").
     75.    Нормативные    предписания    формулируются   с   целью
совершенствования  всех  ранее  изданных нормативных правовых актов
по  данному  предмету правового регулирования, взаимной их увязки и
устранения  множественности  нормативных правовых актов по одному и
тому  же  предмету  правового регулирования. Для этого при внесении
изменений  и  дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты
в проекте разрабатываемого нормативного правового акта:
     нормативные    предписания    располагаются    в    логической
последовательности,  унифицируется  используемая в нем терминология
и стиль изложения;
     заменяются  все  устаревшие  и  утратившие  значение  термины,
названия и другие выражения;
     объединяются   в   один   пункт   (подпункт)  все  однородные,
повторяющиеся,    конкретизирующие   и   дополняющие   друг   друга
нормативные предписания;
     дается новая редакция пунктов (подпунктов);
     исключаются   нормы,   противоречащие   изданным   нормативным
правовым  актам,  практически утратившие значение, временные нормы,
срок  действия  которых  истек,  а  также  нормативные  предписания
индивидуального характера.
     76.    Нормативные   предписания   порученческого   характера,
предназначенные  одному  исполнителю (одним исполнителям), в тексте
проекта нормативного правового акта группируются в один пункт.
     Аналогичным  образом  группируются  и нормативные предписания,
объединенные  одним  определяющим  словом.  Например:  "Утвердить",
"Установить, что", "Считать утратившими силу" и тому подобными.
     77.   В   проектах  нормативных  правовых  актов,  не  имеющих
соответствующего  грифа  секретности или грифа ограничения доступа,
запрещается   использовать   нормативные   предписания,  содержащие
сведения,  составляющие  государственную  и иную охраняемую законом
тайну, а также сведения конфиденциального характера.
     78.   Гриф   секретности   ("особой   важности",   "совершенно
секретно",  "секретно")  или  пометка  "Для служебного пользования"
проставляются  без  кавычек  в  верхнем  правом  углу первого листа
проекта нормативного правового акта.
     В  установленных  случаях  гриф  секретности может дополняться
установленными литерами.
     Оформление  грифа  секретности осуществляется в соответствии с
правилами секретного делопроизводства.
     79.  В  проекте  приказа МВД России может быть установлен срок
вступления   в   силу   данного  нормативного  правового  акта  или
отдельного  его  нормативного  предписания.  При  этом  могут  быть
применены следующие юридико-технические формы:
     "Установить,  что  исчисление  потребности  органов внутренних
дел   Российской   Федерации   в   горюче-смазочных   материалах  в
соответствии   с   Нормами,   утвержденными   настоящим   приказом,
осуществляется с 1 января 2004 года.";
     или
     "Утвердить   и   ввести  в  действие  с  1  января  2004  года
прилагаемую Инструкцию о .... ".
     80.  В  последнем  пункте  проекта  приказа  МВД  России,  как
правило,   устанавливается   на   кого   возлагается   контроль  за
выполнением   нормативных   предписаний,   содержащихся   в  данном
нормативном правовом акте.

     VI. Общие требования, предъявляемые к оформлению проектов
                    нормативных правовых актов

     81.   Проект  нормативного  правового  акта  оформляется,  как
правило,  на  установленных  бланках  и  стандартных  листах бумаги
формата А4 (210х297 мм).
     Текст  проекта нормативного правового акта печатается на одной
стороне листа.
     82.  Проекты  нормативных  правовых  актов,  изготавливаемые с
использованием    печатающих   устройств   средств   вычислительной
техники,  печатаются  в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом
Times New Roman размером N 14, через 1-1,5 интервала.
     Табличные   документы   могут   быть   изготовлены   также   с
использованием  редактора  Microsoft  Excel  и шрифта Arial. Размер
шрифта  разработчиком  проекта  выбирается  самостоятельно,  но  не
может быть менее N 10.
     Для  выделения  части  текста документа, заголовка, примечания
могут  использоваться  шрифты  других типов и размеров, начертание,
курсив,  измененный  (увеличенный  или  уменьшенный) интервал между
строками, смещение относительно границ основного текста.
     83.  При  размещении  текста  документа  на  листе оставляются
верхние  и  нижние поля в размере 20 мм, левое - 30 мм, правое - 20
мм от края листа.
     Текст  печатается от левой границы текстового поля документа и
выравнивается  по левой и правой границам текстового поля документа
(выравнивание по ширине).
     Первая   строка  абзаца  начинается  с  абзацного  отступа  на
расстоянии 1,25-1,5 см от левой границы текстового поля документа.
     В  случае  необходимости документ может иметь верхний и нижний
колонтитулы, находящиеся на расстоянии 10 мм от края листа.
     84. Проект   нормативного   правового   акта   должен   иметь:
     заголовок,   дату,   порядковый  номер  и  другие  необходимые
реквизиты,  предусмотренные Типовой инструкцией по делопроизводству
в федеральных органах исполнительной власти*(23).


Информация по документу
Читайте также