Расширенный поиск

Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 31.08.2007 № 185-п

      



                         Российская Федерация

              АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
     
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       от 31.08.2007г. № 185-п
                            г. Нарьян-Мар
     

        О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007-2012 ГОДЫ
     

     В соответствии    с    решением    Координационного   совета   по
осуществлению мониторинга хода  реализации  приоритетных  национальных
проектов и демографической политики от 30 июля 2007 года Администрация
Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     
     1. Утвердить  прилагаемую  концепцию  реализации  демографической
политики в Ненецком автономном округе на 2007-2012 годы.
     
     2. Управлению   информации   и   общественных   связей   аппарата
Администрации  Ненецкого  автономного   округа   направить   настоящее
постановление для официального опубликования.
     

Глава Администрации
Ненецкого автономного округа          В.Н.Потапенко



     
                                                            Утверждено
                                          постановлением Администрации
                                          Ненецкого автономного округа
                                               от 31.08.2007г. № 185-п
     
                              Концепция
        демографической политики в Ненецком автономном округе
                             до 2012 года
     
                               Введение
     
     Концепция демографической  политики  в Ненецком автономном округе
разработана на основе Концепции демографического  развития  Российской
Федерации   на   период   до   2012   года,  одобренной  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-Р и
основных    положений   Послания   Президента   Российской   Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года.
     Основной целью  Концепции является разработка мер по стабилизации
численности населения округа и формированию предпосылок к последующему
демографическому росту.
     Концепция включает  анализ  общих  показателей   и   особенностей
современной  демографической  ситуации  в  Ненецком автономном округе,
цели и задачи демографической  политики,  определяемые  администрацией
Ненецкого автономного округа, а так же возможные пути их достижения.
     Концепция является  базой  для  разработки  и  принятия  органами
исполнительной  власти  Ненецкого автономного округа регулирующих мер,
направленных на  создание  условий  для  увеличения  продолжительности
жизни,  повышения рождаемости,  поддержки семьи,  сохранения здоровья,
регулирования миграции и иных аспектов демографического развития.
     Концепция ориентирована  на долгосрочный период,  что обусловлено
долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
     
    1. Современная демографическая ситуация в Ненецком автономном
                               округе.

     За последнее  время  произошли  существенные  сдвиги  в составе и
структуре российских семей,  суть которых состоит в том,  что семейная
структура   населения   сегодня  определяется  снижением  рождаемости,
уменьшением  числа  детей  в  семьях,  увеличением  числа  разводов  и
внебрачных рождений. Сегодня в России однодетные семьи составляют 65%,
28%  семей имеют двух детей и только 6%  - это многодетные  семьи.  На
1000 браков сегодня приходится 800 разводов. Все эти тенденции привели
к сложной  демографической  ситуации,  характеризующейся  депопуляцией
населения.
     На территории Ненецкого автономного округа  отмечается  улучшение
демографической  ситуации.  По данным Комитета Госстатистики Ненецкого
автономного округа численность населения округа на 1 января 2007  года
составила  41,  989 тыс.  человек,  из них мужчин - 49%,  женщин -51%,
детей и молодежи до 18 лет  -26,9%.  Естественный  прирост  на  тысячу
человек  за  2006  год составил 0,9 человек.  Показатели смертности по
округу никогда не превышали показателей рождаемости.  Если  проследить
динамику развития этих показателей по округу, то самым кризисным можно
отметить  2000  год,  когда  показатели   рождаемости   и   смертности
практически   сравнялись,   естественный   прирост   населения  округа
составлял всего 0,4 промилле,  но уже  с  2001  года  этот  показатель
увеличивается.  На  протяжении  последних пяти лет отмечается динамика
увеличения  показателей  рождаемости  по  округу.  В  2006   году   на
территории  округа  зарегистрировано:  браков  -318;  разводов  - 185.
Уровень  экономически  активного  населения  составил  54,5%.  Уровень
регистрируемой   безработицы  в  процентах  от  экономически-активного
населения составляет 2,7.  Напряженность на рынке труда, человек -3,7.
Анализ  положения  женщин  на  рынке  труда  показывает,  что наиболее
актуальными направлениями повышения конкурентноспособности  женщин  на
рынке труда является создание условий для профессионального обучения и
переобучения,  а также  их  ориентация  на  самозанятость  и  развитие
предпринимательских инициатив.
     Повышается престиж семьи,  семейного образа жизни,  материнства и
отцовства.  Увеличивается  число  браков,  меньше становится разводов.
Увеличиваются доходы семей.
     Тем не  менее,  настоящий  мониторинг  положения  семьи  выявляет
проблемы в ее развитии.
     Растет число неполных семей.  Не сокращается число детей-сирот, а
также детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  снижается  число
многодетных  семей.  В  целом  за  период  2002 - 2006 годы количество
многодетных семей сократилось на 157 семей.
     Здоровый образ  жизни не стал еще нормой для каждой семьи.  Общая
заболеваемость детского населения от 0 до 17 лет за 2006 год составила
3352,7 на тысячу детей (2005 год - 3359,2).
     Не полностью используется духовно-нравственный  потенциал  семьи.
Сохраняются асоциальные явления в семье и обществе.
     В 2006 году отмечается  рост  смертности  населения  округа,  при
относительно  стабильных  показателях  рождаемости.  Рост  показателей
смертности  населения  округа   обусловлен,   прежде   всего,   ростом
смертности  населения  в  трудоспособном  возрасте.  Если  в 2005 году
удельный вес,  умерших в трудоспособном возрасте,  составил 46,2 %  от
общего числа умерших, то в 2006 году - 49,1 %.
     Структура смертности населения  округа  на  протяжении  ряда  лет
сохраняется,   меняются   лишь   показатели.  На  первом  месте  стоит
смертность  от  заболеваний  системы  кровообращения,  на   втором   -
смертность  от  травм,  отравлений и несчастных случаев и на третьем -
смертность от новообразований.
     Продолжительность жизни  в  округе  все еще остается ниже,  чем в
России.  На начало 2006 года продолжительность  жизни  составила  63,0
года,  в  том числе - мужчины - 55,4 лет,  женщины - 72,5 года.  Среди
городского населения общая продолжительность  жизни  составляет-  66,3
лет, сельского населения - 57,8 лет.
     
              2. Цели и задачи демографической политики.
     
     Основной целью  демографической  политики  в  Ненецком автономном
округе является  стабилизация  численности  населения  и  формирование
предпосылок  к  последующему  демографическому  росту  путем повышения
рождаемости,  снижения  смертности  и  сохранения   баланса   трудовых
ресурсов.
     На основе   анализа   современной    демографической    ситуации,
определение   перспектив  и  последствий  демографической  политики  в
Ненецком   автономном   округе   в   качестве   основных   направлений
демографической  политики  выделены повышение рождаемости и укрепление
семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни.
     
          2.1  Приоритеты демографической политики в области 
              повышения рождаемости и укрепления семьи.
     
     Цель -  повышение  рождаемости до уровня,  обеспечивающее простое
воспроизводство населения (2,10 - 2,15 рожденных детей  в  среднем  на
одну  женщину  или  2,4  -  2,5  рожденных  детей  в  среднем  на одну
супружескую пару).
     Задачи:
     1) переход к господству социальной нормы - 3 ребенка в семье;
     2) повышение престижа благополучной семьи;
     3) реальное  повышение общественной значимости труда родителей по
воспитанию детей;
     4) формирование  гражданской,  подлинно  патриотической позиции в
отношении  необходимости  повышения   рождаемости,   а   также   основ
осознанного материнства и отцовства,  навыков надлежащего содержания и
воспитания детей в семье:
     5) создание для женщин условий, при которых приоритетно сочетание
возможностей для самореализации и полноценного материнства:
     6) повышение   престижа   семьи   и  брака,  значимости  семейных
ценностей, традиций.
     
     Первоочередные меры:
     1) разработка   стратегий   и  осуществление  семейной  политики,
ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми,  но  и
на  содействие  в  формирование  и  реализации  внутреннего потенциала
семей, способных успешно выполнять свои основные функции;
     2) усиление   комплексной  социальной  поддержки  молодых  семей:
улучшение их жилищных условий,  оказание мер государственной поддержки
и  льготного  кредитования  при  приобретении  и  строительстве жилья,
приобретении    предметов    длительного     пользования;     развитие
государственных  услуг  в  сфере дошкольного воспитания и образования;
подготовка молодежи к семейной  жизни;  развитие  семейного  досуга  и
отдыха;
     3) дальнейшее развитие системы социального обслуживания  семей  с
детьми:     увеличение     и    совершенствование    качества    услуг
(психологических, медицинских, педагогических, юридических);
     4) продолжение    работы    по   созданию   социальной   рекламы,
направленной на пропаганду семейного образа жизни,  семейных ценностей
и  формирование  положительного  отношения социума к многодетной семье
как благополучной;
     5) сохранение  и укрепление репродуктивного здоровья женщин путем
создания службы  планирования  семьи  и  оказания  содействия  семьям,
желающим  иметь детей,  но не имеющим такой возможности по медицинским
показаниям;
     6) усиление   взаимодействия   с   религиозными  организациями  в
направлении духовного и  нравственного  просвещения  населения  прежде
всего молодежи и женщин.
     
      2.2 Приоритеты демографической политики в области снижения 
        смертности и роста продолжительности жизни населения.
     
     Цель - повышение средней ожидаемой продолжительности  предстоящей
жизни до 68 лет.
     
     Задачи:
     1) продолжение снижения уровня младенческой смертности;
     2) снижение показателей смертности трудоспособного населения.

     Первоочередные меры:
     1) пропаганда здорового образа жизни  семьи,  повышение  престижа
здорового человека;
     2) разработка и распространение информационных, коммуникативных и
образовательных   программ,   печатных   и   электронных   материалов,
социальной рекламы,  направленных  на  формирование  здорового  образа
жизни  с  учетом специфики различных половозрастных и профессиональных
групп населения;
     3) дальнейшее  развитие системы профилактики и службы диагностики
заболеваний системы кровообращения;
     4) совершенствование системы профилактики смертности населения от
внешних причин (несчастных случаев,  травм  и  отравлений),  в  первую
очередь  по  обучению  методам  и  приемам оказания первой медицинской
помощи  при  неотложных  мерах   в   трудовых   коллективах,   учебных
заведениях;
     5) развитие различных форм психологической и психотерапевтической
помощи населению;
     6) совершенствование   комплекса   мер    по    профилактике    и
предупреждению  развития различных видов зависимостей среди подростков
и молодежи (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных
изделий,   алкогольных   напитков;   создание   условий  для  развития
физкультуры и спорта и.т.п).
     
       3, Механизм и этапы реализации демографической политики.
     
     Реализация Концепции предполагает:
     1) объединение  и  координацию  действий  органов государственной
власти,   местного   самоуправления,   общественных   объединений    и
организаций;
     2) разработку  региональных  планов  мероприятий  (программ)   по
реализации Концепции, включающих сроки и этапы исполнения;
     3) разработку и выполнение  окружных  целевых  программ  в  сфере
здравоохранения,  занятости,  социальной защиты населения,  молодежной
политики,  включая  программы,  направленные  на  улучшение  положения
детей, женщин, семьи;
     4) концентрацию финансовых и материальных ресурсов на  реализацию
приоритетных  положений Концепции с привлечением бюджетных средств,  а
также дополнительных внебюджетных источников;
     5) организацию  информационно-  просветительской  деятельности по
пропаганде демографической политики;
     6) проведение мониторинга демографической ситуации.
     7) Разработка и принятие положений об ужесточении мер по  технике
безопасности труда на предприятиях.
     
            4. Оценка эффективности реализации Концепции.
     
     Результатом проведенной работы должно стать снижение смертности и
естественной убыли населения,  рост рождаемости,  дальнейшее  снижение
младенческой смертности, увеличение продолжительности жизни населения.
Выполнение мероприятий  по  реализации  Концепции  должно  привести  к
духовно-нравственному оздоровлению общества, что положительно скажется
не только на здоровье населения и стимулировании рождаемости.
     

Информация по документу
Читайте также