Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2740-О

 



                            ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       по жалобе Кухарева Олега Васильевича на нарушение его
  конституционных прав положениями статьи 12 Федерального закона
    "О гражданстве Российской Федерации", статей 13 и 18 Закона
     Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"

     город Санкт-Петербург                      8 декабря 2015 года

     Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в    составе
Председателя  В.Д.Зорькина,  судей  К.В.Арановского,   А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,    М.И.Клеандрова,    С.Д.Князева,     А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,   Н.В.Мельникова,    Ю.Д.Рудкина,
О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав заключение  судьи  К.В.Арановского,  проводившего  на
основании   статьи   41   Федерального   конституционного    закона
"О Конституционном  Суде  Российской   Федерации"   предварительное
изучение жалобы О.В.Кухарева,

                        у с т а н о в и л:

     1. В жалобе, с которой О.В.Кухарев обратился в Конституционный
Суд Российской Федерации, оспаривается конституционность  следующих
законоположений:
     части первой статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года
N 62-ФЗ   "О гражданстве   Российской   Федерации",    определяющей
основания приобретения ребенком гражданства Российской Федерации по
рождению;
     части  первой  статьи  13  Закона  Российской   Федерации   от
28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской  Федерации",
которая действовала до  1 июля  2002 года  и  предусматривала,  что
гражданами Российской Федерации  признаются  все  граждане  бывшего
СССР, постоянно проживающие на территории Российской  Федерации  на
день вступления в силу данного Закона, если в  течение  одного года
после этого  дня  они  не  заявят  о  своем  нежелании  состоять  в
гражданстве Российской Федерации;
     пункта "г" статьи 18 того же Закона (ошибочно назван в  жалобе
пунктом "г" статьи 18 Федерального закона "О гражданстве Российской
Федерации") в редакции Федерального закона от  6 февраля  1995 года
N 13-ФЗ, действовавшей до 1 июля 2002 года и предусматривавшей, что
в порядке регистрации гражданство Российской Федерации  приобретают
граждане  бывшего  СССР,  проживающие  на  территориях  государств,
входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на
территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они
до  31 декабря  2000 года  заявят  о   своем   желании   приобрести
гражданство Российской Федерации.
     Как следует из представленных материалов, О.В.Кухарев  родился
10 марта 1973 года в городе Ашхабаде Туркменской ССР, где его семья
проживала в связи с военной службой его  отца;  6 ноября  1991 года
отдел внутренних дел Куйбышевского  района  города  Ташкента  выдал
заявителю паспорт гражданина СССР. Родители заявителя  родились  на
территории РСФСР (отец в  1945 году  в  Хабаровском  крае,  мать  в
1946 году в Ульяновской области) и на день вступления в силу Закона
Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" проживали
на территории Узбекистана, а в 1994 году обратились  в  генеральное
консульство  Российской  Федерации  в  Республике   Узбекистан   за
приобретением гражданства Российской  Федерации,  которое  было  им
оформлено в порядке регистрации на основании пункта "г"  статьи  18
данного Закона.
     3 июня  2014 года   О.В.Кухарев,   прибывший   на   территорию
Российской  Федерации  из  Республики  Узбекистан  в  1995 году   и
проживающий по настоящее время в Омской области, обратился в  отдел
УФМС России по  Омской  области  в  Омском  районе  за  оформлением
паспорта гражданина Российской Федерации в связи с утратой паспорта
гражданина СССР. По  итогам  установления  личности  уполномоченный
орган признал заявителя лицом без гражданства и проинформировал его
о возможности получения вида  на  жительство  после  погашения  или
снятия имеющейся у него судимости.
     Решение уполномоченного  органа  заявитель  обжаловал  в  суд,
ссылаясь  в  доказательство  своей  принадлежности  к   гражданству
Российской Федерации на военный билет, две датированные  2010 годом
справки военного комиссариата о зачислении его в запас  Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  а  также  на  приговоры  Первомайского
районного суда города  Омска  от  11 июля  2002 года  и  Советского
районного суда того же города от 25 сентября 2006 года, по  которым
О.В.Кухарев ранее отбывал  наказание  в  виде  лишения  свободы  за
совершение  умышленных  преступлений   на   территории   Российской
Федерации и в которых отмечается его принадлежность  к  российскому
гражданству. Куйбышевский районный суд  города  Омска  решением  от
22 декабря 2014 года, оставленным без изменения  определением  суда
апелляционной инстанции от 12 марта 2015 года, отказал О.В.Кухареву
в удовлетворении требований о признании незаконным  решения  отдела
УФМС России по Омской области в Омском районе  и  о  признании  его
состоящим в гражданстве Российской Федерации. Суды обеих  инстанций
не нашли оснований для распространения на дело  заявителя  правовых
позиций Конституционного Суда Российской  Федерации,  выраженных  в
Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П и Определении от 21 апреля
2005 года N 118-О, сославшись на  то,  что  его  родители  не  были
признаны гражданами Российской Федерации по рождению,  а  приобрели
российское гражданство в порядке регистрации.
     О.В.Кухарев утверждает, что оспариваемые законоположения в  их
истолковании судами,  рассмотревшими  его  дело,  не  соответствуют
статьям 6 (часть 3), 17 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и
55 (часть 2) Конституции  Российской  Федерации,  поскольку  ставят
приобретение  одними   лицами   (детьми)   гражданства   Российской
Федерации по рождению в зависимость от того, какой  порядок  другие
лица (их родители) ранее выбрали при оформлении своего  российского
гражданства (признание или регистрацию).
     2. Согласно  статье  6  (часть   1)   Конституции   Российской
Федерации  гражданство   Российской   Федерации   приобретается   и
прекращается в соответствии с федеральным законом, является  единым
и равным независимо от оснований приобретения.  Из  этого  следует,
что  определение  оснований  и  условий  приобретения   гражданства
Российской    Федерации    является    прерогативой    федерального
законодателя, а право на приобретение  российского  гражданства  по
какому-либо основанию, в том числе  по  рождению  в  силу  принципа
"права крови", не носит  абсолютного  и  безусловного  характера  и
подлежит осуществлению в установленном федеральном законом порядке.
     В настоящее время таким законом является Федеральный закон  от
31 мая  2002 года  N 62-ФЗ  "О гражданстве  Российской  Федерации".
Данным Федеральным законом со дня его  вступления  в  силу  (1 июля
2002 года) был признан утратившим силу Закон  Российской  Федерации
от   28 ноября   1991 года   N 1948-I   "О гражданстве   Российской
Федерации",    за    исключением    отдельных    его     положений,
предусматривающих   более   льготный   порядок   приобретения   или
прекращения  гражданства  Российской  Федерации  лицами,  заявления
которых по вопросам российского гражданства приняты к  рассмотрению
до вступления в силу данного Федерального закона (статья 44). Закон
Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", принятый
еще  в  период  существования  СССР  (12 декабря  1991 года -  дата
вступления в силу для  России  Соглашения  о  создании  Содружества
Независимых  Государств  и  прекращения   существования   СССР)   и
действовавший  с  6 февраля  1992 года  по  1 июля  2002 года,  был
направлен  как  на  определение  общего  порядка   приобретения   и
прекращения   гражданства   Российской   Федерации,   так   и    на
урегулирование вопросов гражданства в условиях прекращения СССР,  в
связи с чем использовал категорию "граждане бывшего СССР", а  также
закреплял ряд специальных оснований  для  приобретения  российского
гражданства лицами, к ней  принадлежащими  (признание  гражданства,
восстановление в гражданстве, приобретение  гражданства  в  порядке
его регистрации).
     Конституционный Суд Российской Федерации, в свою очередь,  уже
обращался  к  вопросам,  связанным  с  преобразованием  гражданства
бывшего СССР в гражданство Российской Федерации. Так, в сохраняющем
свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П  Конституционный
Суд   Российской   Федерации   рассмотрел   вопрос   об   основании
приобретения  гражданства  Российской  Федерации  лицами,   которые
родились на территории, входившей на момент их  рождения  в  состав
территории Российской Федерации, являлись гражданами бывшего  СССР,
не изъявляли свободно своего желания  прекратить  принадлежность  к
гражданству  Российской  Федерации,  выехали  ранее  на  постоянное
жительство за пределы Российской Федерации, но в  пределах  бывшего
СССР, не являются гражданами других государств, входивших в  состав
бывшего СССР, и впоследствии вернулись на постоянное  жительство  в
пределы Российской Федерации.
     В  данном   Постановлении   Конституционный   Суд   Российской
Федерации, истолковав часть  вторую  статьи  13  Закона  Российской
Федерации "О гражданстве Российской Федерации",  пришел  к  выводу,
что из ее положения, согласно которому лица, родившиеся  30 декабря
1922 года  и  позднее  и  утратившие  гражданство   бывшего   СССР,
считаются  состоявшими  в  гражданстве  Российской   Федерации   по
рождению, если они родились  на  территории  Российской  Федерации,
вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента
рождения и  в  силу  статьи  6  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации не могут считаться лишившимися  российского  гражданства,
если  только   не   утратили   его   по   собственному   свободному
волеизъявлению.  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  также
указал  законодателю  на  необходимость   установления   для   этой
категории  лиц  уведомительного  порядка   оформления   гражданства
Российской Федерации. Данное Постановление повлекло возникновение в
правоприменительной    практике    нового    порядка     оформления
гражданства -  оформление   приобретения   гражданства   Российской
Федерации по рождению,  который  сохраняется  до  сих  пор  (приказ
Федеральной  миграционной  службы  от   19 марта   2008 года   N 64
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной
миграционной  службой  государственной  функции  по   осуществлению
полномочий  в  сфере  реализации  законодательства  о   гражданстве
Российской Федерации").
     В определениях от 21 апреля  2005 года  N 118-О  и  от  24 мая
2005 года  N 235-О   Конституционный   Суд   Российской   Федерации
фактически  распространил  действие  названного  порядка  на   лиц,
родители которых были признаны гражданами  Российской  Федерации  в
соответствии с Постановлением от 16 мая 1996 года  N 12-П.  В  этих
определениях Конституционный Суд Российской Федерации  указал,  что
признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей  в
соответствии с данным  Постановлением  выступает  в  силу  принципа
"права  крови",  действовавшего  и  в  период  существования  СССР,
основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и
их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего
СССР, если только он не утратил  это  гражданство  по  собственному
свободному волеизъявлению, а  потому  положение  пункта  "а"  части
первой статьи  12  Федерального  закона  "О гражданстве  Российской
Федерации"  о  приобретении  ребенком  российского  гражданства  по
рождению - в  его  конституционно-правовом  смысле,  выявленном  на
основе  правовых  позиций,  выраженных  в  данном  Постановлении, -
распространяется  также  на  лицо,  оба   родителя   которого   или
единственный его родитель признаны гражданами Российской  Федерации
по рождению, независимо от места рождения такого лица на территории
бывшего СССР, при условии, что  оно  являлось  гражданином  бывшего
СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность
к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого
государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской
Федерации.
     По смыслу изложенных правовых  позиций  Конституционного  Суда
Российской  Федерации,   сохраняющих   свою   силу   и   являющихся
общеобязательными, лица, бывшие гражданами СССР и приобретшие право
на признание их гражданами Российской Федерации по рождению в  силу
статьи 13 Закона  Российской  Федерации  "О гражданстве  Российской
Федерации", как и их  дети,  для  которых  это  право  вытекает  из
принципа "права крови", не  могут  утратить  его  иначе  как  путем
собственного свободного волеизъявления, а самому  по  себе  способу
оформления гражданства Российской Федерации родителей - если они  в
любом случае могли бы своими действиями, въехав,  в  частности,  на
территорию Российской Федерации,  обеспечить  наличие  совокупности
сформулированных   Конституционным   Судом   Российской   Федерации
условий, соблюдение которых  для  оформления  гражданства  в  таком
порядке  является  в  соответствии  с  Постановлением   от   16 мая
1996 года N 12-П  обязательным, -  не  может  придаваться  решающее
значение для целей признания их детей  состоявшими  по  рождению  в
гражданстве Российской Федерации.
     В то же время Конституционный Суд Российской  Федерации  ранее
отмечал,  что  с  момента  вступления  в  силу  Закона   Российской
Федерации "О гражданстве Российской Федерации" прошел  значительный
срок (более десяти лет), в течение  которого  лица,  ранее  имевшие
гражданство  СССР,  могли  воспользоваться  установленными   данным
Законом льготными основаниями для оформления гражданства Российской
Федерации (определения от 28 июня 2012 года N 1254-О  и  от  29 мая
2014 года  N 1267-О).  О.В.Кухарев  же  находился   на   территории
Российской Федерации  с  1995 года,  причем  из  представленных  им
материалов не следует, что в  течение  всего  это  времени  имелись
препятствия либо для принятия  им  мер  по  оформлению  российского
гражданства на  указанных  основаниях,  либо  для  приобретения  им
гражданства    в    ином    льготном    порядке,    предусмотренном
законодательством, в том числе в связи с наличием родственников  по
прямой восходящей линии - граждан Российской Федерации.
     Таким образом,  принимая  во  внимание  значительный  срок,  в
течение которого сохраняется возможность  приобретения  гражданства
Российской Федерации лицами,  имевшими  гражданство  бывшего  СССР,
притом что законодатель обеспечил  для  категории  лиц,  к  которой
относится заявитель, упрощенный порядок  приобретения  гражданства,
оспариваемые законоположения не могут расцениваться как  нарушающие
конституционные  права  О.В.Кухарева.  Конституционность  же   норм
Федерального закона "О гражданстве Российской  Федерации",  которые
не  позволяют  оформить  гражданство  в  порядке  признания  лицам,
имеющим  неснятую  или   непогашенную   судимость   за   совершение
умышленных преступлений, не учитывая при этом  характер  фактически
сложившейся правовой связи лица с Российской Федерацией,  заявитель
не оспаривает, а исследование фактических обстоятельств конкретного
дела, в том числе с точки зрения распространения на  него  правовых
позиций, выраженных в определениях Конституционного Суда Российской
Федерации от 21 апреля 2005 года  N 118-О  и  от  24 мая  2005 года
N 235-О, входит в полномочия судов общей юрисдикции и к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи  43  и
частью  первой  статьи  79  Федерального  конституционного   закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный  Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Признать жалобу Кухарева Олега  Васильевича  не  подлежащей
дальнейшему  рассмотрению   в   заседании   Конституционного   Суда
Российской  Федерации,  поскольку  для   разрешения   поставленного
заявителем в жалобе вопроса не требуется вынесение предусмотренного
статьей 71 Федерального конституционного закона  "О Конституционном
Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее    Определение    подлежит    опубликованию    на
"Официальном      интернет-портале       правовой       информации"
(www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного  Суда  Российской
Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     N 2740-О

Информация по документу
Читайте также