Постановление фас западно - сибирского округа от 01.11.2004 n ф04-7799/2004(5949-а70-38) дело по иску собственника здания к ответчикам, осуществлявшим его строительство, об обязании предоставить проектную и исполнительную документацию направлено на новое рассмотрение, т.к., удовлетворяя требования истца, суд не указал обязательство, в силу которого ответчики должны исполнить предъявленные требования, кроме того, судом не установлено наличие у ответчиков спорной документации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 1 ноября 2004
года Дело N
Ф04-7799/2004(5949-А70-38)
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
рассмотрев кассационную жалобу общества с
ограниченной ответственностью (ООО)
"Тюменское строительное управление" на
решение от 26.04.2004 и постановление
апелляционной инстанции от 03.08.2004
Арбитражного суда Тюменской области по
делу N А70-1045/24-2004 по иску некоммерческого
партнерства по содержанию и обслуживанию
нежилого здания (НП) "Сервис", г. Тюмень, к ООО
"Калинов мост", г. Тюмень, ООО "Тюменское
строительное управление", г.
Тюмень,
УСТАНОВИЛ:
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: вместо "...иском к ООО "Тюменское
строительное управление" имеется в виду
"...иском к ООО "Калинов мост".
------------------------------------------------------------------
НП
"Сервис" обратилось в арбитражный суд с
уточненным в порядке, предусмотренном
статьей 49 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, иском к ООО
"Тюменское строительное управление", в
котором просило обязать ответчика
представить истцу проектную и
исполнительную документацию в отношении
здания, расположенного по адресу: г. Тюмень,
ул. Красина, дом 7А, в объеме,
предусмотренном СНиП 3.01.04-87 "Приемка в
эксплуатацию законченных строительством
объектов. Основные положения",
утвержденными Постановлением Госстроя
СССР от 21.04.87 N 84.
Определением от 24.03.2004 к
участию в деле в качестве третьего лица
привлечено ООО "Тюменское строительное
управление".
Решением от 26.04.2004 исковые
требования удовлетворены. Суд обязал
ответчика в течение 30 дней передать НП
"Сервис" проектную и исполнительную
документацию в отношении здания по адресу:
г. Тюмень, ул. Красина, дом 7А, в следующем
объеме:
1. перечень организаций,
участвовавших в производстве
строительно-монтажных работ, с указанием
видов выполненных ими работ и фамилий
инженерно-технических работников,
непосредственно ответственных за
выполнение этих работ;
2. комплект
рабочих чертежей на строительство
предъявляемого к приемке объекта,
разработанных проектными организациями, с
надписями о соответствии выполненных в
натуре работ этим чертежам или внесенным в
них изменениям, сделанными лицами,
ответственными за производство
строительно-монтажных работ. Указанный
комплект рабочих чертежей является
исполнительной документацией;
3.
сертификаты, технические паспорта или
другие документы, удостоверяющие качество
материалов, конструкций и деталей,
примененных при производстве
строительно-монтажных работ;
4. акты об
освидетельствовании скрытых работ и акты о
промежуточной приемке отдельных
ответственных конструкций (опор и
пролетных строений мостов, арок, сводов,
подпорных стен, несущих металлических и
сборных железобетонных конструкций).
5.
акты об индивидуальных испытаниях
смонтированного оборудования; акты об
испытаниях технологических трубопроводов,
внутренних систем холодного и горячего
водоснабжения, канализации, газоснабжения,
отопления и вентиляции, наружных сетей
водоснабжения, канализации,
теплоснабжения, газоснабжения и дренажных
устройств; акты о выполнении уплотнения
(герметизации) вводов и выпусков инженерных
коммуникаций в местах прохода их через
подземную часть наружных стен зданий в
соответствии с проектом (рабочим
проектом);
6. акты об испытаниях
внутренних и наружных электроустановок и
электросетей;
7. акты об испытаниях
устройств телефонизации, радиофикации,
телевидения, сигнализации и
автоматизации;
8. акты об испытаниях
устройств, обеспечивающих
взрывобезопасность, пожаробезопасность и
молниезащиту;
9. акты об испытаниях
прочности сцепления в кладке несущих стен
каменных зданий, расположенных в
сейсмических районах;
10. журналы
производства работ и авторского надзора
проектных организаций, материалы
обследований и проверок в процессе
строительства органами государственного и
другого надзора;
11. справку об
устранении недоделок, выявленных рабочими
комиссиями;
12. утвержденную
проектно-сметную документацию и справку об
основных технико-экономических
показателях объекта, принимаемого в
эксплуатацию;
13. перечень проектных,
научно-исследовательских и изыскательских
организаций, участвовавших в
проектировании объекта, принимаемого в
эксплуатацию;
14. документы об отводе
земельных участков, а по объектам
жилищно-гражданского назначения также
разрешение органов госархстройконтроля на
производство строительно-монтажных
работ;
15. документ на специальное
водопользование;
16. документы на
геодезическую разбивочную основу для
строительства, а также на геодезические
работы в процессе строительства,
выполненные заказчиком;
17. документы о
геологии и гидрогеологии строительной
площадки, о результатах испытания грунта и
анализах грунтовых вод;
18. паспорта на
оборудование и механизмы;
19. акты о
приемке зданий и сооружений,
смонтированного оборудования,
составленные рабочими комиссиями;
20.
акты о приемке в эксплуатацию зданий,
сооружений и помещений, указанных в пункте
1.6;
21. справку об обеспечении
принимаемого объекта эксплуатационными
кадрами и предназначенными для их
обслуживания санитарно-бытовыми
помещениями, пунктами питания, жилыми и
общественными зданиями;
22. справку об
обеспеченности принимаемого объекта
материально-техническими ресурсами, в том
числе сырьем, электроэнергией, водой, паром,
газом, сжатым воздухом и др.;
23. справки
городских эксплуатационных организаций о
том, что внешние наружные коммуникации
холодного и горячего водоснабжения,
канализации, теплоснабжения,
газоснабжения, энергоснабжения и связи
обеспечат нормальную эксплуатацию объекта
и приняты ими на обслуживание;
24.
справку о соответствии вводимых в действие
мощностей (для начального периода освоения
проектных мощностей) мощностям,
предусмотренным проектом;
25. справку о
фактической стоимости строительства,
подписанную заказчиком и подрядчиком;
26. документы о разрешении на эксплуатацию
объектов и оборудования, подконтрольных
соответствующим органам государственного
надзора, представители которых не вошли в
состав Государственной приемочной
комиссии;
27. сводные материалы рабочей
комиссии о готовности объекта в целом к
приемке в эксплуатацию Государственной
приемочной комиссией.
Определением от
23.06.2004 к участию в деле в качестве второго
ответчика привлечено ООО "Тюменское
строительное управление".
Постановлением апелляционной инстанции от
03.08.2004 решение от 26.04.2004 изменено, на обоих
ответчиков - ООО "Калинов мост" и ООО
"Тюменское строительное управление" -
возложена обязанность по передаче НП
"Сервис" проектной и исполнительной
документации в отношении здания по адресу:
г. Тюмень, ул. Красина, дом 7А, в указанном в
решении объеме.
ООО "Тюменское
строительное управление" направило
кассационную жалобу, в которой просит
постановление апелляционной инстанции от
03.08.2004 отменить, как принятое с нарушением
норм материального и процессуального права
(статьи 266, 46, 47 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации), направить дело на новое
рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской
области.
По мнению заявителя, судом
апелляционной инстанции неправомерно
изменено процессуальное положение
третьего лица - ООО "Тюменское строительное
управление", перевод его в ответчики по делу
на стадии апелляционного производства.
Заявитель полагает, что суд не применил
статью 726 Гражданского кодекса Российской
Федерации, подлежащую применению.
Кроме
того, указывает, что истцом не представлено
доказательств существования и наличия этих
документов у ответчиков.
Представитель
истца в судебном заседании и в отзыве на
кассационную жалобу указывает на
несостоятельность ее доводов, считает
обжалуемый судебный акт законным и
обоснованным.
Рассмотрев доводы
кассационной жалобы, материалы дела,
проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации законность и
обоснованность судебных актов, суд
кассационной инстанции считает решение от
26.04.2004 и постановление от 03.08.2004 подлежащими
отмене с передачей дела на новое
рассмотрение, исходя из следующего.
Как
видно из материалов дела, распоряжением
Администрации г. Тюмени от 16.12.2002 N 4563
утвержден акт приемки законченного
строительством 6-этажного кирпичного
нежилого здания общей площадью 1471,5 кв. м,
расположенного по ул. Красина, 7а.
Здание
было построено по договору подряда от 03.09.2001
N 306, заключенному между ООО "Калинов мост"
(застройщик) и ООО "Тюменское строительное
управление" (генеральный подрядчик).
Собственниками здания по улице Красина, 7а в
целях его эксплуатации было учреждено
некоммерческое партнерство по содержанию и
обслуживанию нежилого здания "Сервис"
(статья 2 устава).
Отказ ООО "Калинов
мост" от передачи истцу необходимой для
эксплуатации здания документации послужил
основанием для обращения в суд.
Принимая решение об удовлетворении иска,
суд первой и апелляционной инстанций
руководствовался пунктом 4.18 СНиП 3.01.04-87
"Приемка в эксплуатацию законченных
строительством объектов. Основные
положения", утвержденных Постановлением
Госстроя СССР от 21.04.87 N 14, согласно которому
документацию, перечисленную в пунктах 3.5 и
4.17 СНиП, после приемки в эксплуатацию
следует хранить у заказчика (застройщика),
при наличии единого заказчика (застройщика)
- у соответствующих эксплуатационных
организаций.
В соответствии со статьей
307 Гражданского кодекса Российской
Федерации в силу обязательства одно лицо
(должник) обязано совершить в пользу
другого лица (кредитора) определенное
действие, как то: передать имущество,
выполнить работу, уплатить деньги либо
воздержаться от определенного действия, а
кредитор имеет право требовать от должника
исполнения его обязанности. Обязательства
возникают из договора вследствие
причинения вреда и из иных оснований,
указанных в настоящем Кодексе.
Обязав
ответчиков (заказчика и подрядчика)
передать истцу проектную и исполнительную
документацию, суд не указал обязательство,
в силу которого каждый из ответчиков должен
его исполнить. Кроме того, судом не
установлено наличие спорной документации у
ответчиков.
Суд кассационной инстанции
считает, что при принятии судебного акта
судом апелляционной инстанции допущено
также процессуальное нарушение.
В
соответствии с частью 2 статьи 175
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации при принятии решения
против нескольких ответчиков арбитражный
суд указывает, в какой части (доле) каждый из
ответчиков должен выполнить решение, или
указывает, что их ответственность является
солидарной.
Решение и постановление
арбитражного суда не содержат такого
указания.
Таким образом, неполное
исследование фактических обстоятельств
дела, неприменение норм материального
права, нарушение норм процессуального
права являются основанием для отмены
решения и постановления арбитражного суда
первой и апелляционной инстанций.
В
ходе нового рассмотрения спора
арбитражному суду следует предложить истцу
уточнить исковые требования к каждому из
ответчиков, выяснить сложившиеся между
сторонами правоотношения, выяснить
фактическое нахождение документации у
ответчиков. Исходя из выводов о наличии или
отсутствии оснований для возложения
обязанности по передаче спорной
документации сделать вывод о правомерности
предъявленных требований.
На основании
изложенного суд кассационной инстанции
приходит к выводу, что решение от 26.04.2004 и
постановление апелляционной инстанции от
03.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области
по делу N А70-1045/24-2004 подлежат отмене.
С
учетом уплаченной ООО "Тюменское
строительное управление" государственной
пошлины при подаче кассационной жалобы
произвести распределение судебных
расходов.
Руководствуясь пунктом 3
части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей
289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.04.2004 и
постановление апелляционной инстанции от
03.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области
по делу N А70-1045/24-2004 отменить, дело передать
на новое рассмотрение в первую инстанцию
того же суда.
Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.