Постановление фас западно - сибирского округа от 11.10.2004 n ф04-7217/2004(5297-а45-34) дело об оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, требований об уплате налогов и налоговых санкций направлено на новое рассмотрение, т.к. при осуществлении спорных операций деятельность лесхоза не освобождалась от уплаты налогов на добавленную стоимость и с продаж, в связи с чем суду надлежит рассмотреть вопрос о расчете налогов, пеней и штрафов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 11 октября 2004
года Дело N
Ф04-7217/2004(5297-А45-34)
(извлечение)
Государственное
учреждение "Чингисский лесхоз" (далее -
Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд
Новосибирской области с заявлением к
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Ордынскому
району Новосибирской области (далее -
Инспекция МНС РФ по Ордынскому району
Новосибирской области) о признании
недействительными решения от 02.02.2004 о
привлечении к налоговой ответственности,
требования N 35 от 02.02.2004 об уплате налога,
требования N 35 от 02.02.2004 об уплате налоговых
санкций.
В обоснование заявленного
требования Лесхоз указал, что как бюджетное
учреждение плательщиком налога на
добавленную стоимость и налога с продаж не
является, доходы налогоплательщика с
предпринимательской деятельности не
являются выручкой в силу правового статуса
Лесхоза, являющегося некоммерческой
организацией.
Решением от 13.04.2004
требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от
05.07.2004 решение от 13.04.2004 оставлено без
изменения.
В кассационной жалобе
Инспекция МНС РФ по Ордынскому району
Новосибирской области просит отменить
судебные акты по тем основаниям, что суд
неправильно применил нормы материального
права. Налоговый орган считает, что судом
неправильно истолкованы положения глав 21 и
27 Налогового кодекса Российской Федерации,
в соответствии с которыми Лесхоз при
реализации древесины, полученной от рубок
промежуточного пользования, является
плательщиком налога на добавленную
стоимость и налога с продаж. Также в жалобе
указано, что указанная деятельность не
является исключительным полномочием
учреждения.
Лесхоз с кассационной
жалобой не согласен по основаниям,
изложенным в отзыве, просит оспариваемые
судебные акты оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Суд кассационной
инстанции, в соответствии со статьями 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации изучив материалы
дела, проанализировав доводы кассационной
жалобы, проверив правильность применения
норм материального и процессуального
права, установил следующее.
Как следует
из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по
Ордынскому району Новосибирской области
проведена выездная налоговая проверка ГУ
"Чингисский Лесхоз" по вопросу правильности
исчисления, полноты и своевременности
уплаты в бюджет налогов и сборов за период с
01.01.2000 по 30.09.2003. Составлен акт проверки б/н
от 08.01.2004, на основании которого вынесено
решение N 1 от 02.02.2004 о привлечении к
налоговой ответственности за совершение
налоговых правонарушений, состав которых
предусмотрен статьями 119, 120 и 122 Налогового
кодекса Российской Федерации.
При этом
налоговый орган указал, что Лесхоз
реализовал в июле, августе и сентябре 2003
года древесину, полученную от рубок
промежуточного пользования, при этом не
исчислял налог на добавленную стоимость и
налог с продаж, в связи с чем указанные
налоги в бюджет не платились, что повлекло
неуплату налога на добавленную стоимость в
размере 726858 рублей и налога с продаж в сумме
89161 руб., в связи с чем налогоплательщик
привлечен к налоговой ответственности по
пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса
Российской Федерации в виде штрафа в
размере 148990 руб. по налогу на добавленную
стоимость и 17832 руб. по налогу с продаж.
Привлечение Лесхоза к налоговой
ответственности по пункту 2 статьи 119
Налогового кодекса Российской Федерации за
непредставление налоговых деклараций по
налогу на добавленную стоимость за июль,
август, сентябрь 2003 г. в виде штрафа в
размере 138804,2 руб. и за непредставление
налоговых деклараций по налогу с продаж за
июль, август, сентябрь 2003 г. в виде штрафа в
размере 18105 руб., а также налогоплательщик
привлечен к налоговой ответственности по
пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса
Российской Федерации в виде штрафа в
размере 15000 руб. за грубое нарушение правил
учета доходов и расходов, выразившееся в
отсутствии книг покупок и книг продаж за 2000
г., 2002 г., 2002 г., 9 месяцев 2003 г. В решении
налоговый орган указал, что основанием для
возникновения объекта обложения по налогу
на добавленную стоимость является факт
реализации товаров (работ, услуг).
Реализация древесины от проведенных рубок
является операцией по реализации товара и
является объектом налогообложения по
налогу на добавленную стоимость и налогу с
продаж.
Суд, удовлетворяя требования
заявителя, исходил из того, что Лесхоз
является государственным учреждением,
осуществляющим государственное управление
в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов, его
деятельность по ведению лесного хозяйства
не подпадает под признаки
предпринимательской деятельности;
средства получены от осуществления
операций по реализации древесины,
полученной от рубок промежуточного
пользования, относящихся к основной
деятельности Лесхоза. Поэтому в данном
случае оснований для начисления налога на
добавленную стоимость и налога с продаж с
сумм, не являющихся доходом от
предпринимательской деятельности, нет.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса
Российской Федерации территориальные
органы федерального органа управления
лесным хозяйством включают в себя органы
управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации и лесхозы
федерального органа управления лесным
хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы,
опытные и другие специализированные
лесхозы. Лесхозы и национальные парки
федерального органа управления лесным
хозяйством осуществляют ведение лесного
хозяйства в той мере, в какой это необходимо
для осуществления функций
государственного управления в области
использования, охраны, защиты лесного фонда
и воспроизводства лесов.
Лесхоз в
соответствии с Положением о лесхозе
является юридическим лицом -
государственным учреждением; имеет
самостоятельный баланс, бюджетный, текущий
и иные счета в органах федерального
казначейства и в банках; осуществляет уход
за лесами, в том числе рубки промежуточного
пользования, если нет иного исполнителя
этих рубок; принимает меры по эффективному
воспроизводству лесов, созданию новых
лесов.
В соответствии со статьей 143
Налогового кодекса Российской Федерации
плательщиками налога на добавленную
стоимость признаются организации и
индивидуальные предприниматели.
Операции, признаваемые и не признаваемые
объектом налогообложения, указаны в
пунктах 1 и 2 статьи 146 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Согласно статье
146 Налогового кодекса Российской Федерации
объектом налогообложения признаются
операции по реализации товаров (работ,
услуг). Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146
Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что не признается объектом
налогообложения выполнение работ (оказание
услуг) органами, входящими в систему
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, в рамках
выполнения возложенных на них функций
(исключительных полномочий в определенной
сфере деятельности - в редакции
Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в
случае, если обязательность выполнения
указанных работ (оказания услуг)
установлена законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации, актами органов
местного самоуправления.
Льготы по
налогу на добавленную стоимость
предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта
2 статьи 149 Налогового кодекса Российской
Федерации, согласно которому освобождаются
от налогообложения лесные подати, арендная
плата за пользование лесным фондом и другие
платежи в бюджет за право пользования
природными ресурсами. Освобождение от
налогообложения реализации товаров, в том
числе древесины, полученной от рубок
промежуточного пользования,
законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового
кодекса Российской Федерации также не
исключает реализацию товаров из
предусмотренных пунктом 1 статьи объектов
налогообложения.
В данном случае Лесхоз
осуществлял реализацию древесины,
полученной от рубок промежуточного
пользования. Поскольку в соответствии с
пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса
Российской Федерации товаром для целей
налогообложения признается любое
имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации, а
реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39
Налогового кодекса Российской Федерации
признается передача на возмездной основе
права собственности на товар, Лесхоз в
проверяемый период осуществлял операции по
реализации товаров (древесины).
Применение к спорным правоотношениям
положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146
Налогового кодекса Российской Федерации
необоснованно, так как операции по
реализации указанной древесины не
относятся к операциям по выполнению работ
(оказанию услуг), а также не являются
исключительными полномочиями Лесхоза,
поскольку в соответствии со статьей 83
Лесного кодекса Российской Федерации
данные операции могут выполняться и
лесопользователями.
Следовательно,
операции по реализации древесины,
полученной от рубок промежуточного
пользования, подлежат налогообложению на
общих основаниях.
Согласно статье 349
Налогового кодекса Российской Федерации
объектом налогообложения по налогу с
продаж признаются операции по реализации
товаров (работ, услуг), осуществляемой за
наличный расчет, а также с использованием
расчетных или кредитных банковских карт,
физическим лицам на территории субъекта
Российской Федерации, за исключением
операций, не подлежащих налогообложению,
предусмотренных статьей 350 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Пункт 1
статьи 350 Налогового кодекса Российской
Федерации предусматривает освобождение от
налогообложения по налогу с продаж
операции по реализации услуг, оказываемых
уполномоченными органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
за которые взимаются соответствующие виды
пошлин и сборов. В данном случае реализация
древесины осуществляется за наличный
расчет, что не относится к операциям по
реализации услуг, за которые взимается
пошлина и сбор.
При таких
обстоятельствах выводы суда первой и
апелляционной инстанций об отсутствии у
Лесхоза объекта налогообложения, в связи с
чем он не является плательщиком налогов,
основаны на неправильном применении
материального права и являются ошибочными.
Оспариваемые судебные акты подлежат
отмене, дело - направлению на новое
рассмотрение, поскольку расчет налогов,
пеней, штрафов не был предметом
рассмотрения суда первой и апелляционной
инстанций. При новом рассмотрении суду
необходимо решить вопрос о распределении
судебных расходов, в том числе за подачу
кассационной жалобы.
С учетом
изложенного, руководствуясь пунктом 3 части
1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13.04.2004 и
постановление апелляционной инстанции от
05.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской
области по делу N А45-3496/04-СА3/221 отменить, дело
направить на новое рассмотрение в первую
инстанцию этого же суда.
Постановление
вступает в законную силу со дня его
принятия.