Постановление фас западно - сибирского округа от 22.12.2005 n ф04-9176/2005(18081-а45-23) дело по иску о признании недействительным предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в виде возложения обязанности по согласованию тарифов на услуги водоснабжения с уполномоченным органом передано на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм процессуального права, выразившимся в подписании судебного акта не теми судьями, которые указаны в его вводной части.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 года Дело N Ф04-9176/2005(18081-А45-23)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новосибирскэнерго" на решение от 01.07.2005 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 по делу N А45-11270/05-31/426 по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирскэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о признании незаконными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области) о признании недействительными решения N 8 от 05.05.2005 и предписания N 13 05.05.2005.
Решением суда первой инстанции от 01.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2005, в удовлетворении заявления ОАО "Новосибирскэнерго" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Новосибирскэнерго" просит отменить судебные акты и принять новое решение о признании незаконными оспариваемых ненормативных актов.
По мнению заявителя, арбитражным судом неправильно истолкованы статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Новосибирскэнерго" считает, что арбитражный суд в нарушение пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применил пункт 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП РФ от 25.07.1996 N 91, который противоречит пункту 1 статьи 27 и пункту 2 статьи 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 09.10.2002).
Вместе с тем, заявитель полагает, что УФАС по Новосибирской области превысило предоставленные ему полномочия, предусмотренные пунктом 2 статьи 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в которые не входит выдача предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующему субъекту.
Кроме того, заявитель утверждает, что оказываемые им услуги для ОАО "НПО "Сибсельмаш" не подлежат государственному регулированию, поскольку не относятся к услугам систем водоснабжения.
На этом основании ОАО "Новосибирскэнерго" указывает, что возложение на него антимонопольным органом обязанности по обращению в РЭК Новосибирской области за установлением тарифа на оказываемые услуги является нарушением его прав в сфере предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Новосибирской области, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Новосибирскэнерго" поддержал доводы кассационной жалобы, а также указал на то обстоятельство, что дело в апелляционной инстанции рассмотрено в незаконном составе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФАС по Новосибирской области по результатам рассмотрения заявления ОАО "НПО Сибсельмаш" принято решение N 8 от 05.05.2005 о нарушении ОАО "Новосибирскэнерго" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Во исполнение указанного решения антимонопольным органом вынесено предписание N 13 от 05.05.2005 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым на ОАО "Новосибирскэнерго" возложена обязанность по согласованию тарифов на услуги систем водоснабжения с Департаментом по тарифам Новосибирской области. До утверждения новых тарифов ОАО "Новосибирскэнерго" предписывалось применять ранее утвержденный тариф в размере 0,43 руб./м3.
Основанием для принятия решения и вынесения предписания является вывод антимонопольного органа о нарушении ОАО "Новосибирскэнерго" порядка ценообразования услуг водоснабжения технической водой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что на основании договора N 2/99 от 30.03.1999 ОАО "Новосибирскэнерго" поставляет ОАО "НПО Сибсельмаш" как для собственных нужд, так и для передачи субабонентам, техническую воду по цене 0,59 руб./м3.
14.12.2004 ОАО "Новосибирскэнерго" направило в адрес ОАО "НПО Сибсельмаш" оферту с предложением заключить на 2005 год договор на отпуск технической воды из поверхностного источника реки Обь по цене 1,11 руб./м3.
ОАО "Новосибирскэнерго" занимает доминирующее положение на рынке снабжения технической водой, что подтверждается заключением отдела по контролю за экономической концентрацией и анализа рынков УФАС по Новосибирской области.
Принимая судебные акты, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации на территории Новосибирской области.
Согласно Положению "О порядке государственного регулирования тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации на территории Новосибирской области", утвержденному Постановлением главы администрации Новосибирской области от 11.01.1999 N 7, водоснабжением является совокупность мероприятий по обеспечению водой населенных пунктов или отдельных объектов в требуемых количествах и определенного качества с изъятием ее из источника, водохозяйственного объекта или водовода.
Система водоснабжения (водопровод) - комплекс инженерных сооружений для забора, очистки, транспортирования и подачи воды потребителям населенных пунктов или отдельным объектам в требуемых количествах и соответствующего качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган в пределах своей компетенции принимает решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Законом.
На основании пункта 2 статьи 12 названного Закона антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь названными правовыми нормами, суд первой и апелляционной инстанций обосновано указал о том, что осуществляемая ОАО "Новосибирскэнерго" поставка технической воды, которая не нуждается в очистке, относится к услугам систем водоснабжения, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
Поскольку на территории Новосибирской области не был утвержден тариф на услуги систем водоснабжения по цене 1,11 руб./м3, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что антимонопольный орган в пределах своей компетенции выдал ОАО "Новосибирскэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по форме, установленной Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП РФ от 25.07.1996 N 91, действующим в рассматриваемом периоде.
Наряду с этим судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм процессуального права.
Из вводной части постановления апелляционной инстанции от 12.09.2005 следует, что дело N А45-11270/05-31/426 рассмотрено арбитражным судом в составе судей М., Ш. и Ю.
Между тем судебный акт подписан судьями М., М. и Ю.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подписание судебного акта не теми судьями, которые указаны в решении или постановлении, является основанием для безусловной отмены такого судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 5 части 4 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11270/05-31/426 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также