Постановление фас западно - сибирского округа от 22.12.2005 n ф04-9176/2005(18081-а45-23) дело по иску о признании недействительным предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в виде возложения обязанности по согласованию тарифов на услуги водоснабжения с уполномоченным органом передано на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм процессуального права, выразившимся в подписании судебного акта не теми судьями, которые указаны в его вводной части.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 года Дело N
Ф04-9176/2005(18081-А45-23)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества
"Новосибирскэнерго" на решение от 01.07.2005
Арбитражного суда Новосибирской области и
постановление апелляционной инстанции от
12.09.2005 по делу N А45-11270/05-31/426 по заявлению
открытого акционерного общества
"Новосибирскэнерго" к Управлению
Федеральной антимонопольной службы по
Новосибирской области о признании
незаконными ненормативных
актов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное
общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО
"Новосибирскэнерго") обратилось в
Арбитражный суд Новосибирской области с
заявлением к Управлению Федеральной
антимонопольной службы по Новосибирской
области (далее - УФАС по Новосибирской
области) о признании недействительными
решения N 8 от 05.05.2005 и предписания N 13
05.05.2005.
Решением суда первой инстанции
от 01.07.2005, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от
12.09.2005, в удовлетворении заявления ОАО
"Новосибирскэнерго" отказано.
В
кассационной жалобе ОАО
"Новосибирскэнерго" просит отменить
судебные акты и принять новое решение о
признании незаконными оспариваемых
ненормативных актов.
По мнению
заявителя, арбитражным судом неправильно
истолкованы статья 424 Гражданского кодекса
Российской Федерации и пункт 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
ОАО
"Новосибирскэнерго" считает, что
арбитражный суд в нарушение пункта 2 статьи
13 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации применил пункт 2.16
Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства,
утвержденных приказом МАП РФ от 25.07.1996 N 91,
который противоречит пункту 1 статьи 27 и
пункту 2 статьи 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" (с изменениями от 09.10.2002).
Вместе с тем, заявитель полагает, что УФАС
по Новосибирской области превысило
предоставленные ему полномочия,
предусмотренные пунктом 2 статьи 12 Закона
РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", в которые
не входит выдача предписания о прекращении
нарушения антимонопольного
законодательства хозяйствующему
субъекту.
Кроме того, заявитель
утверждает, что оказываемые им услуги для
ОАО "НПО "Сибсельмаш" не подлежат
государственному регулированию, поскольку
не относятся к услугам систем
водоснабжения.
На этом основании ОАО
"Новосибирскэнерго" указывает, что
возложение на него антимонопольным органом
обязанности по обращению в РЭК
Новосибирской области за установлением
тарифа на оказываемые услуги является
нарушением его прав в сфере
предпринимательской деятельности.
В
отзыве на кассационную жалобу УФАС по
Новосибирской области, соглашаясь с
выводами арбитражного суда, просит
оставить обжалуемые судебные акты без
изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
В судебном заседании
представитель ОАО "Новосибирскэнерго"
поддержал доводы кассационной жалобы, а
также указал на то обстоятельство, что дело
в апелляционной инстанции рассмотрено в
незаконном составе.
Руководствуясь
статьями 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, суд кассационной инстанции
изучил материалы дела, проверил
правильность применения судом первой и
апелляционной инстанций норм
материального и процессуального права,
проанализировал доводы сторон и считает,
что кассационная жалоба подлежит
частичному удовлетворению по следующим
основаниям.
Как видно из материалов
дела, УФАС по Новосибирской области по
результатам рассмотрения заявления ОАО
"НПО Сибсельмаш" принято решение N 8 от 05.05.2005
о нарушении ОАО "Новосибирскэнерго" пункта 1
статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Во
исполнение указанного решения
антимонопольным органом вынесено
предписание N 13 от 05.05.2005 о прекращении
нарушения антимонопольного
законодательства, в соответствии с которым
на ОАО "Новосибирскэнерго" возложена
обязанность по согласованию тарифов на
услуги систем водоснабжения с
Департаментом по тарифам Новосибирской
области. До утверждения новых тарифов ОАО
"Новосибирскэнерго" предписывалось
применять ранее утвержденный тариф в
размере 0,43 руб./м3.
Основанием для
принятия решения и вынесения предписания
является вывод антимонопольного органа о
нарушении ОАО "Новосибирскэнерго" порядка
ценообразования услуг водоснабжения
технической водой.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" запрещаются действия
(бездействие) хозяйствующего субъекта
(группы лиц), занимающего доминирующее
положение, которые имеют либо могут иметь
своим результатом недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других хозяйствующих
субъектов, в том числе такие действия
(бездействие), как нарушение установленного
нормативными актами порядка
ценообразования.
Исследовав материалы
дела, суд первой и апелляционной инстанций
установил, что на основании договора N 2/99 от
30.03.1999 ОАО "Новосибирскэнерго" поставляет
ОАО "НПО Сибсельмаш" как для собственных
нужд, так и для передачи субабонентам,
техническую воду по цене 0,59 руб./м3.
14.12.2004 ОАО "Новосибирскэнерго" направило в
адрес ОАО "НПО Сибсельмаш" оферту с
предложением заключить на 2005 год договор на
отпуск технической воды из поверхностного
источника реки Обь по цене 1,11 руб./м3.
ОАО
"Новосибирскэнерго" занимает доминирующее
положение на рынке снабжения технической
водой, что подтверждается заключением
отдела по контролю за экономической
концентрацией и анализа рынков УФАС по
Новосибирской области.
Принимая
судебные акты, обе судебные инстанции
исходили из того, что согласно пункту 1
статьи 424 Гражданского кодекса Российской
Федерации исполнение договора
оплачивается по цене, установленной
соглашением сторон.
В предусмотренных
законом случаях применяются цены (тарифы,
расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или
регулируемые уполномоченными на то
государственными органами.
Указом
Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N
221 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен
(тарифов)" и Постановлением Правительства
Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах
по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" утверждены
перечни продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и услуг, на
которые государственное регулирование цен
(тарифов) на внутреннем рынке Российской
Федерации осуществляют Правительство
Российской Федерации и федеральные органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской
Федерации N 239 от 07.03.1995 органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации осуществляют
государственное регулирование тарифов на
услуги систем водоснабжения и канализации
на территории Новосибирской области.
Согласно Положению "О порядке
государственного регулирования тарифов на
услуги систем водоснабжения и канализации
на территории Новосибирской области",
утвержденному Постановлением главы
администрации Новосибирской области от
11.01.1999 N 7, водоснабжением является
совокупность мероприятий по обеспечению
водой населенных пунктов или отдельных
объектов в требуемых количествах и
определенного качества с изъятием ее из
источника, водохозяйственного объекта или
водовода.
Система водоснабжения
(водопровод) - комплекс инженерных
сооружений для забора, очистки,
транспортирования и подачи воды
потребителям населенных пунктов или
отдельным объектам в требуемых количествах
и соответствующего качества.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" антимонопольный орган в
пределах своей компетенции принимает
решения и выдает предписания,
предусмотренные настоящим Законом.
На
основании пункта 2 статьи 12 названного
Закона антимонопольный орган вправе
выдавать хозяйствующим субъектам
обязательные для исполнения предписания, в
том числе об устранении последствий
нарушения антимонопольного
законодательства.
Руководствуясь
названными правовыми нормами, суд первой и
апелляционной инстанций обосновано указал
о том, что осуществляемая ОАО
"Новосибирскэнерго" поставка технической
воды, которая не нуждается в очистке,
относится к услугам систем водоснабжения,
тарифы на которые подлежат
государственному регулированию.
Поскольку на территории Новосибирской
области не был утвержден тариф на услуги
систем водоснабжения по цене 1,11 руб./м3,
арбитражный суд сделал правильный вывод о
том, что антимонопольный орган в пределах
своей компетенции выдал ОАО
"Новосибирскэнерго" предписание о
прекращении нарушения антимонопольного
законодательства по форме, установленной
Правилами рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства,
утвержденными приказом ГКАП РФ от 25.07.1996 N 91,
действующим в рассматриваемом периоде.
Наряду с этим судом апелляционной
инстанции допущено нарушение норм
процессуального права.
Из вводной части
постановления апелляционной инстанции от
12.09.2005 следует, что дело N А45-11270/05-31/426
рассмотрено арбитражным судом в составе
судей М., Ш. и Ю.
Между тем судебный акт
подписан судьями М., М. и Ю.
Согласно
пункту 5 части 4 статьи 288 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации подписание судебного акта не
теми судьями, которые указаны в решении или
постановлении, является основанием для
безусловной отмены такого судебного
акта.
С учетом изложенного и
руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287,
пунктом 5 части 4 статьи 288, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление
апелляционной инстанции от 12.09.2005
Арбитражного суда Новосибирской области по
делу N А45-11270/05-31/426 отменить. Дело передать на
новое рассмотрение в суд апелляционной
инстанции.
Постановление вступает в
законную силу со дня его принятия.