Постановление фас западно - сибирского округа от 22.12.2005 n ф04-9165/2005(18044-а27-7) иск о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции удовлетворен, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 года Дело N
Ф04-9165/2005(18044-А27-7)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы по Заводскому и
Новоильинскому районам города
Новокузнецка на решение от 23.08.2005
Арбитражного суда Кемеровской области и
постановление апелляционной инстанции от
03.10.2005 по делу N А27-21552/05-5 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью
"Деловой союз" к Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по Заводскому
и Новоильинскому районам города
Новокузнецка о признании недействительным
постановления о привлечении к
административной
ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Деловой
союз" (далее - Общество) обратилось в
Арбитражный суд Кемеровской области с
заявлением о признании недействительным
постановления Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы по Заводскому
и Новоильинскому районам г. Новокузнецка от
21.06.2005 N 149/1 о привлечении к административной
ответственности, предусмотренной частью 3
статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, за
нарушение иных правил розничной продажи
алкогольной и спиртосодержащей продукции,
в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением
от 23.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской
области заявленные требования
удовлетворены.
Постановлением
апелляционной инстанции от 03.10.2005 решение
суда оставлено без изменения.
В
кассационной жалобе Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы по Заводскому
и Новоильинскому районам города
Новокузнецка просит отменить судебные
акты, ссылаясь на нарушение судом норм
материального и процессуального права,
указывая, что полномочиями по контролю,
надзору, составлению протокола об
административном правонарушении в сфере
производства и оборота указанной продукции
налоговые органы наделены Постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.09.2004 N 506, утвердившим Положение о
Федеральной налоговой службе.
Отзыв на
кассационную жалобу не поступил.
Суд
кассационной инстанции, в соответствии со
статьями 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, изучив материалы дела,
проанализировав доводы кассационной
жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального права и норм
процессуального права, считает
кассационную жалобу не подлежащей
удовлетворению.
Из материалов дела
следует, что налоговым органом была
проведена проверка по вопросу соблюдения
требований Федерального закона от 22.11.1995 N
171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции",
в ходе которой в магазине "Прибой",
принадлежащем ООО "Деловой союз", были
выявлены факты нарушения указанного
Закона, выразившиеся в отсутствии
наименования товара на ценниках
реализуемой алкогольной продукции, а также
нарушении федеральной акцизной марки, о чем
составлен акт проверки от 09.06.2005 N 021,
протокол от 10.06.2005 N 149/1 об административном
правонарушении и вынесено постановление от
21.06.2005 N 149/1 о привлечении Общества к
административной ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000
руб.
Не согласившись с вынесенным
постановлением, Общество обратилось в
арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в привлечении
Общества к ответственности, пришел к выводу
о том, что полномочия по осуществлению
контроля и надзора за соблюдением правил
продажи этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, а
следовательно, и по составлению протоколов
об административном правонарушении и
рассмотрению дел об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 3
статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях,
предусматривающей ответственность за
нарушение данных правил, у налогового
органа отсутствуют.
Данный вывод
арбитражного суда является правильным,
соответствующим действующему
законодательству и материалам дела.
В
соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса
протоколы об административных
правонарушениях составляются должностными
лицами органов, уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях в соответствии с главой 23
настоящего Кодекса в пределах компетенции
соответствующего органа.
Пунктом 1
части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об
административных правонарушениях по
статье 14.16 настоящего Кодекса уполномочены
составлять должностные лица органов
внутренних дел (милиции).
Согласно
пункту 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы
об административных правонарушениях,
предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16
настоящего Кодекса, вправе составлять
должностные лица органов, осуществляющих
государственный контроль за производством
и оборотом этилового спирта и
спиртосодержащей продукции.
Статьей 23
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции"
определено, что государственный контроль
за производством и оборотом этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции осуществляется специально
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления в пределах их
компетенции.
Пунктом 1 Положения о
Федеральной налоговой службе,
утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная
налоговая служба (ФНС) является Федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов
и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной
продукции и за соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации в
пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 пункта 5 Положения
о Федеральной налоговой службе определена
компетенция налогового органа, в
соответствии с которой он осуществляет
контроль за представлением деклараций об
объемах производства этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции;
выделением и использованием квот на
закупку этилового спирта, произведенного
из пищевого и непищевого сырья;
фактическими объемами производства и
реализации этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, а также
выдачей лицензий на производство, хранение
и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей продукции, производство,
розлив, хранение, закупку и оптовую
реализацию алкогольной продукции.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса предусматривает
ответственность за нарушение иных правил
розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции в виде
административного штрафа в размере от
трехсот до четырехсот минимальных размеров
оплаты труда с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без
таковой.
Арбитражным судом установлено,
что Положением о Министерстве Российской
Федерации по налогам и сборам, утвержденным
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.10.2000 и утратившим силу в
связи с принятием Положения о Федеральной
налоговой службе, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.09.2004 N 506, инспекции было
предоставлено право проверять оформление
товарно-транспортных накладных на этиловый
спирт, спиртосодержащую и алкогольную
продукцию и по результатам проверок
составлять акты. В Положении о ФНС данное
право отсутствует.
Таким образом,
арбитражный суд обоснованно отказал
инспекции в привлечении предпринимателя к
административной ответственности по части
3 статьи 14.16 Кодекса, поскольку у налогового
органа отсутствуют полномочия по
осуществлению контроля и надзора за
соблюдением правил продажи этилового
спирта, алкогольной спиртосодержащей
продукции, а следовательно, и по
составлению протоколов об
административных правонарушениях,
предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Учитывая изложенное,
руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,
статьей 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.08.2005 и
постановление апелляционной инстанции от
03.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской
области по делу N А27-21552/05-5 оставить без
изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.