Постановление фас западно - сибирского округа от 16.02.2006 n ф04-409/2006(19748-а03-8) дело по иску о взыскании расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим, передано на новое рассмотрение, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, какая сумма, поступившая из краевого бюджета, была направлена непосредственно на возмещение льгот военнослужащим.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2006 года Дело N Ф04-409/2006(19748-А03-8)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 27.10.2005 по делу N А03-6099/05-24 по иску открытого акционерного общества "Фирма ПЖЭТ-2" г. Барнаула к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края г. Барнаула, при участии третьего лица - Управления по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Индустриального района, о взыскании 2508,18 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Фирма ПЖЭТ-2" (далее ПЖЭТ-2) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края (далее Комитет финансов) о взыскании с ответчика за счет казны края 2508,18 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Индустриального района г. Барнаула.
До принятия решения истец увеличил исковые требования и заявил о взыскании суммы 348687,33 руб., которая образовалась у ответчика в период с января 1999 г. по июнь 2002 года в качестве задолженности по расходам, которые истец понес в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим.
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О статусе военнослужащих".
Возражая по иску, ответчик указывал, что поступающие из федерального бюджета субсидии передавались им местным бюджетам в выделенном объеме, полагал, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности корректировки исполнения бюджета после того, как финансовый год завершился, и в связи с этим считает свои обязательства по 2002 году перед истцом исполненными. Кроме того, ответчик заявил о применении срока исковой давности.
Решением от 08.08.2005 (резолютивная часть объявлена 01.08.2005), оставленным без изменения постановлением от 27.10.2005, Арбитражный суд Алтайского края требования признал правомерными в заявленной сумме. В применении срока исковой давности суд отказал по тем основаниям, что перечисленные ответчиком истцу в мае и июне 2002 года в возмещение понесенных им расходов суммы свидетельствуют о признании долга и прерывают течение срока исковой давности.
В настоящей кассационной жалобе Комитет финансов предлагает принятые по делу решения отменить и в иске отказать по тем основаниям, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса о применении срока исковой давности неправильно применил положения статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации и не учел того обстоятельства, что срок исковой давности истек и ответчиком обязательства по финансированию льгот исполнены в полном объеме.
На кассационную жалобу представлен отзыв, в котором истец указывает на законность принятых по делу решений и предлагает в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель истца в судебном заседании также указывал на отсутствие оснований для отмены судебных решений и сообщал об исполнении Межрайонным отделом ССП обжалуемых ответчиком решений арбитражного суда.
Законность принятых по делу решений проверена в соответствии с правилами статей 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Состоявшиеся по делу решения подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обратившись с иском в арбитражный суд, истец после уточнения исковых требований просил взыскать с ответчика невозмещенные расходы, которые им понесены в связи с предоставлением льгот военнослужащим при оплате ими коммунальных услуг. В подтверждение размера оказанных услуг и понесенных расходов истец представил списки граждан, имеющих льготы по оплате общей площади в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" за период с 01.01.99 по 30.06.2002, сумма невозмещенных расходов по которым по расчету истца составила 348687,33 руб.
Ответчик, возражая по заявленному иску, указывал на истечение срока исковой давности по требованиям о взыскании расходов, понесенных истцом вплоть до 05.05.2002.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд обеих инстанций пришел к выводу, что оснований для применения срока исковой давности не имеется, поскольку в материалах дела приложены два платежных поручения за май и июнь 2002 г., по которым ответчик перечислял истцу суммы возмещения льгот по квартплате военнослужащим, которые свидетельствуют о совершении должником действий, направленных на признание долга.
Между тем эти выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В платежных поручениях N 224 от 30.05.2002 и N 274 от 26.06.2002, на которые сослался арбитражный суд, Комитетом финансов перечислялись ПЖЭТ-2 суммы возмещения льгот по квартплате военнослужащим за май 2002 г. и II-й квартал 2002 г., т.е. названные суммы имели строго целевое назначение и направлялись на погашение долга, образовавшегося именно в этих периодах, и совершенные ответчиком действия по перечислению этих сумм свидетельствуют о признании им долга за апрель, май и июнь 2002 г.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имелось оснований считать, что названные платежные документы указывают на совершение ответчиком действий, направленных на признание долга, образовавшегося в период до апреля 2002 г., и что ответчик, указывая на эти обстоятельства, не доказал правомерность своих доводов об истечении срока исковой давности.
Таким образом, в связи с истечением срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, истец может претендовать только на суммы, которые ему не возмещены краевым бюджетом в апреле, мае и июне 2002 года. Расходы, понесенные истцом до этого периода (1999, 2000, 2001 г. и январь - март 2002 года), заявлены по истечении срока исковой давности, что в силу правил статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по делу решения подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Необходимость направления дела на новое рассмотрение вызвана тем, что для правильного разрешения спора суду первой инстанции следует дополнительно исследовать обстоятельства, которые им не рассматривались, и истребовать дополнительные доказательства.
Из материалов дела видно, что между сторонами не имелось спора по объему оказанных услуг и размеру задолженности.
Тем не менее, согласно представленным в материалы дела доказательствам, а именно спискам граждан-льготников на возмещение затрат по оплате общей площади с января по июнь 2002 года, истцом понесены затраты на общую сумму 117040,77 руб., из которых сумма 56502,29 руб. приходится на апрель - июнь 2002 года. Платежными поручениями N 224 и 274 Комитет перечислил в возмещение понесенных ПЖЭТ-2 расходов, связанных с предоставлением им в мае 2002 г. и II-м квартале 2002 года льгот по квартплате определенной категории населения, суммы 70000 руб. и 166967,96 руб. Назначением платежа указывалось возмещение льгот не только военнослужащим, но и сотрудникам милиции, УВД, налоговой полиции, таможенных органов. Поскольку материалы дела не содержат сведений о том, какая сумма, поступившая из бюджета в мае - июне 2002 г., была направлена непосредственно на возмещение льгот военнослужащим, разрешить по существу в суде кассационной инстанции возникший между сторонами спор не представляется возможным. В связи с этим дело направляется на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда, которая должна истребовать у сторон дополнительные сведения, рассмотреть заявленный иск с учетом названных в настоящем постановлении выводов и в случае принятия решения в пользу ответчика - произвести поворот его исполнения. Кроме того, по результатам рассмотрения дела суду следует рассмотреть вопрос о государственной пошлине, в том числе по настоящей кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.08.2005 и постановление от 27.10.2005 по делу N А03-6099/05-24 Арбитражного суда Алтайского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление фас западно - сибирского округа от 16.02.2006 n ф04-394/2006(19742-а45-17) иск об освобождении имущества от ареста, наложенного налоговым органом в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, удовлетворен правомерно, так подвергнутое аресту имущество является муниципальной собственностью и не передавалось должнику в хозяйственное ведение.  »
Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также