Постановление фас западно - сибирского округа от 26.07.2004 n ф04-5105/2004(а27-3169-15) дело по иску об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе принять решение о списании реструктурированной суммы пеней и штрафов, направлено на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доводу налогового органа о том, что налогоплательщиком не были выполнены законодательно предусмотренные условия для списания указанной суммы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 июля 2004 года Дело N Ф04-5105/2004(А27-3169-15)

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Северо-Байдаевское строительное управление" (далее - ОАО "Северо-Байдаевское строительное управление") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка (далее - налоговый орган) от 10.10.2003 N 16-09-28/6681 об отказе в списании реструктурируемых пеней и штрафов. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования изменены на обжалование бездействия налогового органа, выразившегося в отказе принятия решения о списании реструктурированной суммы пеней и штрафов.
Решением от 25.02.2004 заявленные требования удовлетворены, бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о списании реструктурируемой задолженности по начисленным пеням и штрафам, признано незаконным, как противоречащее Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 и постановлению Администрации Кемеровской области от 28.10.99 N 86.
Принимая решение, суд первой инстанции установил факт нарушения графика погашения задолженности по реструктуризации за IV квартал 2000 года, однако указал, что непринятие решения о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в январе 2001 года свидетельствует о том, что налоговым органом не усматривались в данный период нарушения графика погашения задолженности по реструктуризации.
Принятие решений N N 11, 12 от 28.04.2003 о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет по иным основаниям также свидетельствует о том, что налоговым органом не усматривались нарушения графика погашения реструктурируемой задолженности в 2000 - 2001 годах.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что заявителем в период действия решений о реструктуризации не соблюдался график погашения реструктурируемой задолженности по налогам на прибыль и на добавленную стоимость за IV квартал 2000 года, а также допускалось несвоевременное внесение текущих платежей. Просит принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу акционерное общество отклонило доводы жалобы, просило оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ОАО "Северо-Байдаевское строительное управление" в соответствии с решением налогового органа N 5 от 09.02.2000 о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет в сумме 522000 рублей до 01.01.2006, по пеням и штрафам в сумме 356000 руб. до 01.01.2010.
В соответствии с решением налогового органа N 6 от 09.02.2000 о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет ОАО "Северо-Байдаевское строительное управление" предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в областной бюджет в сумме 124000 руб. до 01.01.2006, по пеням и штрафам в сумме 44000 руб. до 01.01.2010.
Решением налогового органа N 31 от 21.12.2001 о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет в связи с выполнением условий по предоставлению права на реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом ОАО "Северо-Байдаевское строительное управление" предоставлено право равномерной уплаты задолженности по начисленным пеням по федеральным налогам в сумме 156000 руб., по региональным налогам в сумме 15000 руб. в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам согласно решению N 5 от 09.02.2000.
Решениями N 11, N 12 от 28.04.2003 налоговым органом прекращено действие решений о реструктуризации N 6 от 09.02.2000 и N 31 от 21.12.2001.
Решением N 1 от 30.05.2003 налоговым органом сохранено право на реструктуризацию по вышеуказанным решениям.
Письмом налогового органа от 10.11.2003 N 16-09-28/6681 ОАО "Северо-Байдаевское строительное управление" извещено о том, что реструктурируемые пени не подлежат списанию в связи с несоблюдением графика погашения задолженности по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость в 2000 году.
Указанное письмо послужило поводом для обращения ОАО "Северо-Байдаевское строительное управление" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о списании реструктурируемой задолженности по начисленным пеням и штрафам, незаконным, пришел к выводу, что налоговым органом не усматривались нарушения графика погашения задолженности в 2000 - 2001 годах, в связи с чем отказ списания реструктурируемой задолженности по начисленным пеням и штрафам является неправомерным.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод сделан по недостаточно исследованным материалам дела, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (с последующими изменениями и дополнениями), организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых налогоплательщиком к взысканию).
Аналогичная норма содержится в пункте 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, утвержденного постановлением Администрации Кемеровской области от 28.10.99 N 86.
Из анализа указанных норм следует, что списание половины долга по пеням и штрафам возможно при выполнении двух условий: соблюдения графика погашения реструктурируемой суммы задолженности по налогам и сборам и полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации.
Из письма налогового органа от 10.11.2003 N 16-09-28/6681 следует, что налогоплательщиком нарушался не только график гашения реструктурированной задолженности, но и текущие налоговые платежи вносились несвоевременно.
При разрешении спора арбитражный суд не дал оценку доводу налогового органа о несвоевременной уплате текущих налоговых платежей в двухлетний период после принятия решений о реструктуризации.
Вывод суда о том, что месячный срок, установленный для принятия решения о прекращении действия решения о проведении реструктуризации, является пресекательным, кассационная инстанция считает неверным. Последствия нарушения указанного срока не предусмотрены, поэтому данный срок не является пресекательным.
Учитывая допущенные нарушения, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения спора, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене. Поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены кассационной инстанцией, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда для разрешения спора в соответствии с требованиями арбитражного процессуального законодательства.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо всесторонне исследовать и дать объективную оценку доводам налогового органа о неправомерности требований заявителя на списание реструктурируемой задолженности по начисленным пеням и штрафам в связи с нарушением акционерным обществом требований пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом заявителю предложить предоставить доказательства выполнения им указанного Порядка.
Кроме того, суду следует распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-896/04-6 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также