Постановление фас западно - сибирского округа от 21.07.2004 n ф04-5004/2004(а81-3059-31) решение налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость признано недействительным, т.к. налогоплательщиком верно рассчитана налоговая база по экспортным операциям, правомерно включены в сумму налоговых вычетов расходы на содержание объекта социально-бытового значения и расходы по связям с общественностью.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 21 июля 2004 года
Дело N
Ф04-5004/2004(А81-3059-31)
(извлечение)
Общество
с ограниченной ответственностью "Нортгаз"
(далее - ООО "Нортгаз") обратилось в
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого
автономного округа с заявлением к
Управлению Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по
Ямало-Ненецкому автономному округу (далее -
Управление МНС) о признании
недействительным решения от 08.08.2003 N 29 и о
признании права ООО "Нортгаз" на получение
возмещения при налогообложении по
налоговой ставке 0 процентов за март 2003
года.
В предварительном судебном
заседании по ходатайству представителя ООО
"Нортгаз" суд в соответствии со статьей 46
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации привлек в качестве
второго ответчика Межрайонную инспекцию
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 3 по Ямало-Ненецкому
автономному округу (далее - налоговая
инспекция).
В связи с этим ООО "Нортгаз"
уточнило заявленные требования, в
соответствии с которыми просило суд
признать недействительным решение
Управления МНС от 08.08.2003 N 29 и обязать
налоговую инспекцию произвести зачет
излишне уплаченного налога на добавленную
стоимость (далее - НДС) в бюджет в сумме,
указанной в налоговой декларации
(уточненной) по НДС за март 2003 года, в счет
других налогов.
Суд в порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации принял уточненные
требования ООО "Нортгаз".
Решением суда
первой инстанции от 24.12.2003 заявленные
требования ООО "Нортгаз" удовлетворены в
полном объеме.
Суд, исследовав
материалы дела, пришел к выводу, что у
ответчика отсутствовали законные
основания для принятии оспариваемого
решения.
Постановлением апелляционной
инстанции от 12.04.2004 решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
В
кассационной жалобе налоговый орган просит
полностью отменить состоявшиеся по делу
судебные акты, принять по делу новый
судебный акт: в удовлетворении заявленных
требований ООО "Нортгаз" о признании
недействительным решения Управления МНС от
08.08.2003 N 29 об отказе в возмещении сумм НДС из
федерального бюджета при экспорте товаров
за март 2003 года в сумме 22766233 руб.
отказать.
По мнению заявителя
кассационной жалобы, судом неправильно
применены нормы материального права и
процессуального права.
Полагает, что
расхождения между сведениями, отраженными
в представленной декларации, и экспортной
выручкой, отраженной в бухгалтерском учете
и представленных документах, являются
грубым нарушением требований статей 164, 165
Налогового кодекса Российской Федерации,
так как пакет документов, представленный с
налоговой декларацией по налоговой ставке 0
процентов, не подтверждает сумму
реализованных товаров, указанную в
декларации.
Указывает на то, что судом
необоснованно сделан вывод о том, что ООО
"Нортгаз" суммы НДС по счетам-фактурам,
предъявленным поставщиками по оказанию
спортивно-оздоровительных услуг, не учтены
в составе НДС, предъявляемого к вычету в
соответствующий период.
Утверждение
суда о том, что суммы НДС по счетам-фактурам
от 18.03.2003 N 23 и от 31.03.2003 N 560 за приобретенные
книги для библиотеки, находящейся в
общежитии работников предприятия,
работающих вахтовым методом, заявителем
правомерно предъявлены к вычетам, является
несостоятельным, поскольку согласно
представленным ООО "Нортгаз" документам
предприятие не отражает расходы, связанные
с содержанием объектов
жилищно-коммунального и социально-бытового
значения, и данные расходы не нашли
отражения в отчетности в более поздние
периоды.
Кроме этого перечень расходов
организации на рекламу, указанный в пункте 4
статьи 264 Налогового кодекса Российской
Федерации, не предусматривает расходы
организации по связям с общественностью.
Считает, что оспариваемое решение
налоговой инспекцией принято правомерно и
в установленные сроки.
В отзыве на
кассационную жалобу ООО "Нортгаз" указало
на законность принятых судебных актов, а
также на то, что судебными инстанциями
полностью исследованы все обстоятельства
дела. Просило оставить обжалуемые судебные
акты без изменения, кассационную жалобу без
удовлетворения.
В судебном заседании
представители сторон поддержали свои
требования, изложенные в кассационной
жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь
статьями 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, кассационная инстанция изучила
материалы дела, проверила правильность
применения арбитражным судом норм
материального и процессуального права,
проанализировала доводы сторон и считает,
что кассационная жалоба не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО
"Нортгаз" 08.05.2003 представило в налоговую
инспекцию уточненную налоговую декларацию
по НДС по налоговой ставке 0 процентов за
март 2003 года, а также пакет документов,
предусмотренных статьей 165 Налогового
кодекса Российской Федерации, которые
подтверждают обоснованность применения
заявителем налоговой ставки 0 процентов и
налоговых вычетов по НДС за указанный
период в общей сумме 22766233 руб.
Налоговой
инспекцией в период с 08.05.2003 по 07.08.2003 была
проведена проверка налоговой декларации за
март 2003 года по вопросу обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов и
налоговых вычетов по НДС ООО "Нортгаз",
представленной в соответствии с пунктом 6
статьи 164 Налогового кодекса Российской
Федерации, а также документов,
представленных налогоплательщиком в
соответствии со статьей 165 Налогового
кодекса Российской Федерации.
По
результатам проверки 08.08.2003 заместитель
руководителя Управления МНС вынес решение
об отказе ООО "Нортгаз" в возмещении сумм
НДС за март 2003 года в сумме 22766233 руб.
Основанием для принятия указанного решения
послужило то, что пакет документов,
представленный налогоплательщиком в
налоговый орган для подтверждения
обоснованности применения налоговой
ставки 0 процентов по товарам, помещаемым
под таможенный режим экспорта, при условии
их фактического вывоза за пределы
таможенной территории Российской
Федерации, а также работам (услугам),
непосредственно связанным с производством
и реализацией товаров в части экспортных
операций, не соответствует требованиям
статьи 165 Налогового кодекса Российской
Федерации: представленные выписки банка не
подтверждают поступление экспортной
выручки в сумме 115312342 руб., заявленной ООО
"Нортгаз" в налоговой декларации по НДС по
ставке 0 процентов за март 2003 года.
Заявленная сумма НДС к возмещению
необоснованно завышена на сумму налога по
приобретенному имуществу и оплаченным
услугам, не связанным с реализацией товаров
(работ, услуг).
Не согласившись с
решением налоговой инспекции, ООО "Нортгаз"
обратилось с настоящим заявлением в
арбитражный суд.
Кассационная
инстанция, оставляя без изменения судебные
акты арбитражного суда, отклоняет доводы
кассационной жалобы и исходит из
установленных судом обстоятельств дела и
следующих норм материального права.
В
соответствии со статьей 164 Налогового
кодекса Российской Федерации
налогообложение производится по налоговой
ставке 0 процентов при реализации товаров,
помещаемых под таможенный режим экспорта,
при условии их фактического вывоза за
пределы таможенной территории Российской
Федерации и представления в налоговые
органы документов, предусмотренных статьей
165 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Как установлено судебными
инстанциями и следует из материалов дела,
налогоплательщик в налоговую инспекцию
вместе с налоговой декларацией представил
пакет документов в соответствии со статьей
165 Налогового кодекса Российской Федерации,
а именно: копии контрактов от 10.12.2002 N 55/RE-02 и
от 20.12.2002 N MT/NG/B/03-006; выписки банка,
подтверждающие фактическое поступление
выручки от реализации товаров иностранному
лицу; копии грузовых таможенных деклараций,
заверенные в установленном законом порядке
с отметками российского таможенного
органа, осуществляющего выпуск товара в
режиме экспорта, а также российского
таможенного органа, в регионе которого
находится пункт пропуска, через который
товар был вывезен за пределы таможенной
территории Российской Федерации; копии
транспортных, товаросопроводительных
документов с отметками пограничных
таможенных органов, подтверждающих вывоз
товара за пределы территории Российской
Федерации.
Довод налогового органа о
том, что при исчислении налоговой базы по
экспортным операциям должен быть применен
подпункт 2 пункта 1 статьи 167 Налогового
кодекса Российской Федерации был
исследован и обоснованно отклонен
судебными инстанциями. Более того, как
обоснованно отмечено судом первой
инстанции, данный довод не был отражен ни в
оспариваемом ненормативном акте, ни в
мотивированном заключении к нему.
В
кассационной жалобе Управление МНС
оспаривает включение налогоплательщиком
сумм НДС по счетам-фактурам N ФГ-059/978 от
28.02.2003, N ФГ-059/976 от 28.02.2003, N ПФ-059/038 от 28.02.2003, N
ФГ-090/902 от 31.03.2003, N ФГ-090/010 от 31.03.2003 и N ФГ-090/901
от 31.03.2003 в сумму налоговых вычетов.
Данный довод был исследован судебными
инстанциями и обоснованно отклонен.
Так, ООО "Нортгаз" документально
подтвердило, что по указанным
счетам-фактурам НДС отражен не на дебете 68
(расчеты с бюджетом), а на дебете 91 (прочие
расходы), следовательно, не мог быть учтен в
итоговой сумме НДС, предъявленного к вычету
(анализ счета 19.3 по субконто и выписка из
журнала проводок).
Довод заявителя
кассационной жалобы о том, что суммы НДС по
счетам-фактурам от 18.03.2003 N 23 и от 31.03.2003 N 560
предъявлены к вычету неправомерно,
судебными инстанциями исследован и
правомерно отклонен.
Как установлено
судебными инстанциями и следует из
материалов дела, расходы по данным
счетам-фактурам являются расходами на
содержание объекта социально-бытового
назначения, а именно библиотеки,
находящейся в общежитии сотрудников ООО
"Нортгаз", работающих вахтовым методом.
Указанные расходы в соответствии с
подпунктом 32 пункта 1 статьи 264 Налогового
кодекса Российской Федерации относятся к
прочим расходам, связанным с производством
и реализацией продукции, и принимаются к
вычету в размере, соответствующем
указанным нормативам (пункт 7 статьи 171
Налогового кодекса РФ).
Факт наличия
литературы, приобретенной по перечисленным
счетам-фактурам, подтверждается
инвентаризационной описью библиотечных
фондов N 1 от 17.08.2003 и налоговым органом не
оспаривается.
Следует признать
несостоятельным и довод налогового органа
о том, что перечень расходов организации на
рекламу, указанный в пункте 4 статьи 264
Налогового кодекса Российской Федерации,
не предусматривает расходы организации по
связям с общественностью.
Согласно
пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса
Российской Федерации расходы по связям с
общественностью относятся к расходам на
иные виды рекламы. Указанные расходы
являются нормируемыми и принимаются к
вычету в соответствии с пунктом 7 статьи 171
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Как следует из материалов
дела, счет-фактура N 00000002 был выставлен за
услуги, оказанные по договору N МФ-03/53 от
28.02.2003 об оказании услуг по связям с
общественностью, что подтверждается актом
сдачи-приемки выполненных работ за март 2003
года по указанному договору. Следовательно,
заявитель обоснованно включил НДС в
налоговые вычеты на сумму 62881,40 руб.
Правомерным является вывод арбитражного
суда о нарушении налоговым органом срока
проведения камеральной налоговой проверки
в соответствии со статьей 88 Налогового
кодекса Российской Федерации.
При таких
обстоятельствах у ответчика отсутствовали
правовые основания для принятия решения об
отказе в возмещении НДС.
Судебными
инстанциями дана оценка всем доводам
налогового органа по рассматриваемым
вопросам, в том числе указанным в
кассационной жалобе, поскольку в ней, по
существу, налоговый орган повторяет все то,
на что ссылался ранее, и это отражено в
принятых судебных актах.
На основании
изложенного и руководствуясь пунктом 1
части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, кассационная
инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от
24.12.2003 и постановление апелляционной
инстанции от 12.04.2004 Арбитражного суда
Ямало-Ненецкого автономного округа по делу
N А81-3519/4516А-03 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.