Постановление фас западно - сибирского округа от 12.07.2004 n ф04/3697-847/а03-2004 дело по иску о возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не были исследованы размер уплаченной суммы налога, подлежащей возврату, и правильность ее исчисления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 12 июля 2004 года Дело N Ф04/3697-847/А03-2004

(извлечение)
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Алтайского банка Сбербанка России, г. Барнаул (далее по тексту - Банк), обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края о возврате излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств за 2001 и 2002 годы в размере 42803 рублей 41 копейки.
В обоснование требований заявитель указал, что обязанность по уплате данного налога в четвертом квартале 2002 года была отменена.
Кроме того, в рассматриваемом периоде налог уплачивался по ставке, установленной Законом Алтайского края "О территориальном дорожном фонде Алтайского края" от 14.01.2000 N 3-ЗС, превышавшей ставку, установленную Законом Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1.
Поскольку пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предоставлявший право субъектам Российской Федерации при принятии законов устанавливать ставку налога с владельцев транспортных средств в размерах, превышающих ставки, установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", признан неконституционным определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, то сумма, излишне уплаченная по ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации, подлежит возврату.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту дата "24.03.04.2003" приведена в соответствии с оригиналом постановления.
------------------------------------------------------------------
Арбитражный суд решением от 24.03.04.2003 требования заявителя удовлетворил в полном объеме.
Суд согласился с доводами Банка в части действия определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О.
В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению налогового органа, определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 104-О может распространяться только на отношения, возникшие после его провозглашения.
В отзыве на кассационную жалобу Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Алтайского банка Сбербанка России просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного разбирательства стороны уведомлены надлежащим образом.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права при вынесении решения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Банк письмом от 29.09.2003 представил в налоговый орган уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000, 2001 и 2002 годы.
Одновременно, руководствуясь статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, по вышеизложенным основаниям заявил ходатайство о возврате излишне уплаченного налога в сумме 42803 руб. 41 коп.
Налоговый орган письмами от 15.10.2003 и от 17.10.2003, адресованными Банку, в удовлетворении заявления отказал.
Считая данный отказ необоснованным, Сберегательный банк Российской Федерации в лице Алтайского банка Сбербанка России обратился в арбитражный суд.
Отменяя принятое по делу решение, арбитражный суд кассационной инстанции исходит из следующих обстоятельств, установленных судом, и норм права.
Тот факт, что ставка налога на владельцев транспортных средств, установленная Законом Алтайского края "О дорожном фонде Алтайского края" от 14.01.2000 N 3-ЗС, превышает ставку этого налога, установленную Законом Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации", и обстоятельство уплаты Банком налога на владельцев транспортных средств по ставке, установленной Законом Алтайского края, сторонами не оспариваются.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.2002 N 104-О определил, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивает силу и не подлежит применению, как не соответствующее Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
На основании статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 N 1-ФКЗ в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса наряду с другими сведениями должен содержаться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
В соответствии со статьями 79, 80 этого Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в определении от 05.02.2004 N 78-О, признанные неконституционными акты - по общему правилу - утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации или с наступлением иного срока, указанного в постановлении (если в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации срок его исполнения не указывается, действует общее правило).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-O срок его исполнения не указан.
Следовательно, довод Инспекции о том, что пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не применяется только с момента провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О (с 10.04.2002), является обоснованным.
Учитывая, что размер уплаченной суммы налога, подлежащей возврату с момента вступления в законную силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, и правильность ее исчисления судом не исследовались, арбитражный суд кассационной инстанции не может принять по делу новое решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.03.04.2003 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15361/03-31 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также