Постановление фас западно - сибирского округа от 05.04.2004 n ф04/1694-191/а75-2004 поскольку индивидуальный предприниматель был зарегистрирован до 01.01.2001 и в течение первых четырех лет своей деятельности подлежал налогообложению в порядке, действовавшем на момент его регистрации, он не являлся в течение этого периода плательщиком налога на добавленную стоимость и не может быть привлечен к ответственности за его неуплату или непредставление деклараций по данному налогу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 апреля 2004 года Дело N Ф04/1694-191/А75-2004

(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - МРИ МНС РФ N 6 по ХМАО, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Хонину Александру Васильевичу (далее - предприниматель Хонин А.В.) о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2697673 рублей, пеней за его несвоевременную уплату в сумме 550348 рублей и налоговых санкций в виде штрафа, назначенных в соответствии с решением налогового органа N 03/2455 от 31.03.2003, за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 и пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 966562 рублей.
Требования заявителя были мотивированы несвоевременным представлением ответчиком в налоговую инспекцию налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за январь, февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2002 года и неуплатой налога на добавленную стоимость за эти налоговые периоды. Предприниматель Хонин А.В. в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2001 является плательщиком НДС.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.11.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 26.01.2004 без изменения, в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 6 по ХМАО, указывая, что судом в ходе рассмотрения дела дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам, неправильно применены нормы материального права, просит принятые по делу решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы свои доводы основывает на том, что предприниматель Хонин А.В., осуществляя предпринимательскую деятельность, при реализации товара предъявлял покупателям счета-фактуры, в которых, указывая стоимость товара, также отдельно указывал и предъявлял к оплате НДС. В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) налогоплательщик обязан был полученный НДС перечислять в бюджет. Суд апелляционной инстанции не исследовал счета-фактуры, выставляемые предпринимателем Хониным А.В., и не дал им правильную юридическую оценку, что повлекло к принятию необоснованных судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ответчик считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба частично подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что МРИ МНС РФ N 6 по ХМАО проведена камеральная налоговая проверка представленных предпринимателем 18.02.2003 деклараций по НДС за январь, февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2002 года. Согласно представленным декларациям сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, составила 1855207 рублей.
По результатам камеральной проверки, установив несвоевременное представление налоговых деклараций и неуплату НДС, заместителем руководителя налоговой инспекции 31.03.2003 принято решение N 03/2455 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Данным решением предпринимателю доначислен налог на добавленную стоимость, а также начислены пени за несвоевременную уплату налога и назначен штраф. На основании решения налоговым органом предпринимателю Хонину А.В. предъявлены требования, в соответствии с которыми ему предложено в срок до 15.04.2003 уплатить недоимку по налогу в сумме 2697673 рублей, пени - 550348 рублей и налоговые санкции в сумме 966562 рублей.
Учитывая, что в установленный срок предпринимателем Хониным А.В. требования налогового органа добровольно исполнены не были, МРИ МНС РФ N 6 по ХМАО обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, пеней и недоимки по налогу в принудительном порядке.
Принимая решение и постановление, суд исходил из следующих установленных обстоятельств и норм права.
Предприниматель Хонин А.В. 29.11.99 Администрацией г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации N 15992, и с 03.12.99 он состоит на налоговом учете в налоговой инспекции.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ от 29.12.95 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предприниматель Хонин А.В. с момента регистрации не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
Федеральным законом от 05.05.2000 N 118-ФЗ введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, согласно с положениями статьи 143 которого индивидуальные предприниматели с 01.01.2001 признаны плательщиками НДС.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо Федерального закона от 05.05.2000 N 118-ФЗ имеется в виду Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
Однако абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в порядке, действовавшем на момент их государственной регистрации.
Правовая позиция, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели - субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в качестве таковых до 01.01.2001, и после введения в действие главы 21 части второй Налогового кодекса РФ сохраняют в течение первых четырех лет своей деятельности прежний режим налогообложения, подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации".
Учитывая, что Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предприниматели в 1999 году не относились к плательщикам НДС, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа обосновано пришел к выводу, что предприниматель Хонин А.В. со дня своей государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и по 29.11.2003 не являлся плательщиком этого налога.
Так как предприниматель Хонин А.В. не являлся плательщиком НДС, то с него не могли быть взысканы на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ пени в сумме 550348 рублей за несвоевременную уплату налога. В отношении ответчика не могли быть также применены налоговые санкции, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговую инспекцию налоговых деклараций по НДС за январь, февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2002 года и неуплату налога за эти налоговые периоды в размере 966562 рублей. У Хонина А.В. отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по НДС, а также по уплате этого налога.
Однако, принимая решение об отказе в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика 2697673 рублей НДС, суду следовало установить, в связи с чем предприниматель Хонин А.В. представил в МРИ МНС РФ N 6 по ХМАО декларации по налогу за 2002 год и каким образом сформировалась данная сумма.
Согласно пункту 1 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.2001, при реализации товаров (работ, услуг) плательщики налога на добавленную стоимость обязаны увеличить цену реализуемых товаров (работ, услуг) на сумму этого налога. Сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена в расчетных документах, первичных учетных документах, счетах-фактурах на реализуемые товары (работы, услуги) отдельной строкой.
Поскольку такая обязанность возложена только на плательщиков НДС, организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками этого налога, не только не должны, но и не вправе включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость и предъявлять его к оплате покупателям, а в случаях получения сумм налога они обязаны в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ перечислить его в бюджет.
По утверждению налогового органа, в нарушение указанных норм права предприниматель Хонин А.В. увеличивал стоимость своих товаров на сумму налога на добавленную стоимость и выставлял счета-фактуры покупателям с выделением суммы налога отдельной строкой. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик в налоговых декларациях отнес на расчеты с бюджетом оплаченный покупателями НДС в сумме 1855207 рублей. Истребование от покупателей и получение сумм налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги) лицом, не являющимся плательщиком налога, не основано на нормах права.
Принимая во внимание косвенный характер этого налога, а также наличие у покупателей товаров, уплативших суммы налога предпринимателю Хонину А.В., права на предъявление этого налога к возмещению из бюджета, которое не обременено дополнительной обязанностью выяснять, является ли поставщик плательщиком налога на добавленную стоимость, если последний выделяет суммы этого налога в расчетных и первичных документах отдельной строкой, налоговая инспекция правильно заявила требование к ответчику о перечислении незаконно полученного платежа в виде налога на добавленную стоимость в этом же качестве в бюджет. Данная сумма обоснованно может быть взыскана, но уже не как с плательщика налога на добавленную стоимость, а по иному основанию - как незаконно полученная.
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Поэтому, принимая судебные акты, суд должен был с учетом заявленных МРИ МНС РФ N 6 по ХМАО требований исследовать правовую природу платежей, указанных предпринимателем Хониным А.В. в предъявленных налоговых декларациях как НДС, истребовать у сторон дополнительные доказательства, в том числе счета-фактуры, предъявляемые налогоплательщиком в 2002 году покупателям, платежные документы по оплате товара, указанного в данных счетах-фактурах, исследовать и определить, каким образом указанный в счетах-фактурах НДС был отражен в бухгалтерских учетах. Суду также следовало проверить соответствие акта, вынесенного налоговым органом по результатам проверки, требованиям статьи 101 Налогового кодекса РФ и устранить противоречия, имеющиеся в представленных налоговым органом сведениях. В частности, установить, почему в ходе камеральной проверки выявлена сумма неуплаченного налога в размере 1855207 рублей, а требование по уплате недоимки и предъявленное в суд заявление содержит иную сумму.
В силу изложенного кассационная инстанция считает: решение и постановление суда, принятые по настоящему делу, подлежат частичной отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного дать оценку доводам сторон и представленным доказательствам, проверить расчеты, разрешить спор по существу, а также в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2329-А/03 в части отказа во взыскании с предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Хонина Александра Васильевича налога на добавленную стоимость в сумме 2697673 рублей отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. В остальной части судебные акты Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, принятые по настоящему делу, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также