Постановление фас западно - сибирского округа от 20.06.2003 n ф04/2764-365/а67-2003 поскольку выручка по экспортной операции поступила экспортеру в третьем квартале и тогда же им осуществлена отгрузка товара, а документы, обосновывающие применение льготы по ндс, представлены экспортером в четвертом квартале, то поступившие платежи считаются авансами и включаются в налоговую базу по ндс, подлежащему уплате за третий квартал.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 июня 2003 года Дело N Ф04/2764-365/А67-2003

(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирские Цифровые Приборы, СДД" (далее - ООО "СЦП") о взыскании 12604,4 руб. налоговых санкций, начисленных на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21.10.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 24.12.2002, исковые требования удовлетворены в полном объеме, как признанные ответчиком в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса в сумме 3006,36 руб. (2434,6 руб. за I - III кварталы 2000 г. и 576 руб. за III квартал 2001 г.) и подтвержденные материалами дела в остальной части.
В кассационной жалобе ООО "СЦП", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения требований Инспекции МНС о взыскании с него 9598 руб. налоговых санкций, в остальной части оставить их без изменения по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией МНС не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка ООО "СЦП" по вопросам соблюдения им налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 30.09.2001. По результатам проверки составлен акт от 27.02.2002 N 15/3-31 и вынесено решение от 25.03.2002 N 24/3-31В о привлечении ООО "СЦП" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде штрафа в размере 12604,4 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога за I квартал 2000 года - в сумме 2865,8 руб., за II квартал 2000 года - в сумме 489 руб., за III квартал 2000 года - 1763,6 руб., за III квартал 2001 года - 10169,8 руб.
В адрес ООО "СЦП" направлено требование об уплате налога по состоянию на 30.03.2002 N 4789, которым ему было предложено в добровольном порядке в срок до 15.04.2002 уплатить указанные суммы задолженности, пеней и штрафа. Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Инспекции МНС в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Инспекции о взыскании с ООО "СЦП" налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров, работ, услуг, подлежащих налогообложению. Именно с реализацией товаров, в т.ч. помещенных под таможенный режим экспорта, законодатель связывает наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса налоговая база при реализации товаров, работ, услуг определяется как их стоимость. В свою очередь, статья 162 Налогового кодекса, регламентируя особенности определения налоговой базы по НДС с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг, закрепляет, что налоговая база, исчисленная в соответствии со статьями 153 - 158 Налогового кодекса, определяется с учетом сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок.
Пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса устанавливается момент определения налоговой базы при реализации товаров на экспорт. Учитывая, что налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов только при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, законодатель данной нормой фактически отсрочил налогоплательщику момент определения налоговой базы, связав его не с датой отгрузки либо оплаты, а с периодом, необходимым налогоплательщику для подготовки полного пакета документов, подтверждающих факт экспорта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что валютная выручка в полном объеме поступила на транзитный валютный счет налогоплательщика 16.07.2001, а отгрузка товара произведена в августе 2001 года. Осуществленные экспортные операции отражены ООО "СЦП" в налоговой декларации за III квартал 2001 года. Для подтверждения обоснованности применения заявленной налоговой ставки 0 процентов по валютной выручке, полученной в III квартале 2001 года, пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса, представлен ООО "СЦП" в Инспекцию МНС в ноябре 2001 года, т.е. в IV квартале - другом налоговом периоде.
Следовательно, как правильно указал арбитражный суд апелляционной инстанции, в случае непредставления полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса, по истечении 180 дней, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта, экспортер обязан по итогам налогового периода уплатить НДС, исчисленный с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок иностранной фирме. Соответственно, вывод судебных инстанции о том, что денежные средства, поступившие ООО "СЦП" за отгруженные на экспорт товары, являются авансом и в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Налогового кодекса должны увеличивать налоговую базу того периода, в котором они поступили, является правильным.
Доводы кассационной жалобы относительно необоснованного неприменения судом статьи 111 Налогового кодекса, а также ссылки ООО "СЦП" на Инструкцию по заполнению декларации по НДС, утвержденную Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.2000 N БГ-3-03/407, не принимаются кассационной инстанцией, т.к. они повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана верная оценка.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2002 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8041/02 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирские Цифровые Приборы, СДД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также