Постановление фас западно - сибирского округа от 11.07.2005 n ф04-4312/2005(12870-а03-33) поскольку документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица были представлены в регистрирующий орган в полном объеме, а оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, регистрирующий орган обязан был внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации юридического лица в установленный законом срок.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 июля 2005 года Дело N Ф04-4312/2005(12870-А03-33)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Березиковой Людмилы Павловны на решение от 30.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11802/04-36 по заявлению Березиковой Людмилы Павловны к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Барнаула при участии третьих лиц: государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Барнаула, Токмаковой Надежды Викторовны, Исаевой Ларисы Анатольевны - о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Барнаула,
УСТАНОВИЛ:
Березикова Людмила Павловна обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Барнаула (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью "Обь и БМ" (далее - ТОО "Обь и БМ", общество).
Заявленные требования мотивированы тем, что общее собрание участников товарищества по утверждению ликвидационного баланса не проводилось, о проведении собрания заявители не уведомлялись, налоговая инспекция была осведомлена о том, что в производстве суда находится апелляционная жалоба на определение суда об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, налоговым органом сведения о ликвидации ТОО "Обь и БМ" в орган Пенсионного фонда Российской Федерации не направлялись.
Решением от 30.12.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Березикова Людмила Павловна просит вынесенные по делу судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, а именно не применены статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статья 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438.
Просит принять новое решение - о признании незаконными действий налоговой инспекции по внесению записи от 23.06.2004 в единый государственный реестр юридических лиц в связи с ликвидацией ТОО "Обь и БМ".
Отзывы на кассационную жалобу налоговая инспекция и третьи лица до начала слушания дела не представили.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2002 по делу N А03-1345/02-24, вступившим в законную силу, ликвидировано ТОО "Обь и БМ" в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом обязанность по ликвидации возложена судом на учредителей товарищества. Учредителями 15.08.2002 избрана ликвидационная комиссия, председателем которой избран Исаев А.А.
10.10.2003 налоговой инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ТОО "Обь и БМ". Учредители товарищества Березикова Л.П., Жданова Г.С. и Хуразина Е.С. обращались в арбитражный суд с заявлением о признании указанных действий налоговой инспекции незаконными.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа соответствует оригиналу.
------------------------------------------------------------------
Решением суда от 16.02.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано (дело N А03-12974/03-33). Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004, оставленным без изменения Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа, решение отменено и принято новое решение, которым действия налоговой инспекции по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ТОО "Обь и БМ" признаны незаконными.
23.06.2004 налоговой инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц вновь внесена запись о государственной регистрации ТОО "Обь и БМ" в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с указанными действиями налогового органа, учредители ТОО "Обь и БМ" Березикова Л.П. и Жданова Г.С. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Правовые отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон "О государственной регистрации юридических лиц", Закон), что закреплено статьей 1 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 данного Закона при государственной регистрации ликвидации юридического лица заявителем может являться руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 9 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 21 Закона установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате госпошлины.
Как видно из материалов дела, 11.06.2004 в налоговую инспекцию поступило заявление от 10.06.2004, подписанное председателем ликвидационной комиссии ТОО "Обь и БМ" Исаевым Л.А. о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, к которому прилагался ликвидационный баланс от 23.09.2003, протокол согласования ликвидационного баланса от 10.06.2004, квитанция об уплате госпошлины.
17.06.2004 Исаевым А.А. подано заявление по форме N Р 16001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630, которое зарегистрировано налоговой инспекцией за входящим номером 4267.
23.06.2004 заместителем начальника юридического отдела налоговой инспекции подготовлено заключение, в котором указано, что дата утверждения представленного ликвидационного баланса отсутствует, ввиду отсутствия законных оснований для отказа в государственной регистрации предложено обязать юридическое лицо устранить указанное нарушение.
Из материалов дела видно, что 17.06.2004 в соответствии со статьей 21 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" из канцелярии непосредственно в отдел регистрации и учета налогоплательщиков поступили представленные ТОО "Обь и БМ" документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, а именно заявление, ликвидационный баланс, квитанция об уплате государственной пошлины.
Поскольку представленный пакет документов имел недостатки, носившие устранимый характер, которые не являются основанием для отказа в регистрации налоговым органом, предусмотренного пунктом 1 статьи 23 Закона, то налогоплательщику было предоставлено время на их устранение.
Поскольку 29.06.2004 недостатки были устранены, налоговый орган произвел запись о ликвидации ТОО "Обь и БМ" в Едином государственном реестре юридических лиц.
Статьей 8 Закона установлен срок для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пять рабочих дней), поэтому регистрирующим органом была сделала запись 23.06.2004.
Допущенное со стороны налоговой инспекции нарушение сроков по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ликвидационной комиссией и учредителями ТОО "Обь и БМ" не обжаловалось.
Исследовав вышеуказанные обстоятельства и применив нормы названного Закона, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица были представлены в регистрирующий орган в полном объеме, а оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, регистрирующий орган обязан был внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ТОО "Обь и БМ" в установленный законом срок.
Кроме этого, то обстоятельство, что ликвидационный баланс с датой его утверждения 28.06.2004 представлен в регистрирующий орган 29.06.2004, не может являться нарушением, влекущим незаконность действий налоговой инспекции при осуществлении государственной регистрации.
Кассационная инстанция полагает, что не могут быть отменены обжалуемые судебные акты по тому мотиву, что судебные инстанции при рассмотрении арбитражного спора не приняли во внимание имеющиеся, по мнению заявителя, нарушения при проведении общего собрания ТОО "Обь и БМ", утвердившего ликвидационный баланс общества.
Из материалов дела видно, что заявители телеграммами от 25.06.2004 извещались о месте и времени проведения собрания, назначенного на 28.06.2004, однако по извещению органа связи за их получением не явились.
Кроме того, заявители вправе были в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", как не принимавшие участие в голосовании обратиться в суд с заявлением о признании решений общего собрания участников товарищества об утверждении ликвидационного баланса недействительными. Однако с таким заявлением участники общества Березикова Л.П. и Жданова Г.С. в суд не обращались.
Также кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что зафиксированное в вышеуказанном протоколе от 10.06.2004 решение принято большинством голосов. Выяснение причин, по которым не все участники присутствовали и каким образом они уведомлялись о проведении собрания, не входит в компетенцию регистрирующего органа, а ответственность за нарушения несет заявитель, в данном случае ликвидационная комиссия.
Суд, принимая решение, правомерно не принял во внимание довод заявителя о том, что ликвидационный баланс не мог быть утвержден до вступления в законную силу определения суда от 15.09.2003 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда. При этом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены судом на его учредителей либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Порядок осуществления ликвидации и обязанности, исполняемые ликвидатором в ходе ее проведения, установлены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "N 139" имеется в виду "N 319".
------------------------------------------------------------------
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 139 в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Барнаула 31.12.2002 налоговой инспекцией направлено сообщение (выписка из Единого государственного реестра), свидетельствующее о том, что ТОО "Обь и БМ" находится в стадии ликвидации, в связи с чем у Пенсионного фонда имелась возможность провести инвентаризацию задолженности ликвидируемого предприятия.
Как следует из материалов дела, факт направления в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Барнаула сведений о юридическом лице, находящемся в процессе ликвидации, подтверждается реестром приема-передачи пакетов для служебного пользования, на котором проставлена отметка должностным лицом в получении пакета документов 31.12.2002.
Утверждение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Барнаула о неполучении сведений о ликвидации юридического лица не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы во многом воспроизводят изложенное в апелляционной жалобе и направлены на переоценку доказательств, которые судом апелляционной инстанции исследовались и были надлежащим образом оценены.
Оснований для переоценки данного вывода суда у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Государственная пошлина, уплаченная в бюджет заявителем при подаче кассационной жалобы с нарушением требований, установленных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 47, подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11802/04-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Березиковой Людмиле Павловне государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 17.05.2005. Выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также